Научные и технические библиотеки №8 2005 год
Содержание:

Шрайберг Я.Л., Линдеман Е.В. Сравнительный анализ деятельности и перспектив развития отечественных и зарубежных библиотечных консорциумов. Часть 2

Шилов В.В. О типологии библиотечных фондов. Терминологический анализ

Столяров Ю.Н. Зарождение и развитие вузовского курса "Библиотечный фонд"

Редькина Н.С. Основные направления работы технологических служб библиотек

Сукиасян Э.Р. Послесловие к статье Н.С. Редькиной "Основные направления работы технологических служб библиотек"

Осадчук Л.Г., Машукова Н.Ф. Экологический информационный центр в библиотеке


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ "ТЕРМИН"

Сукиасян Э.Р. Термин стандартизован - будьте внимательны!


НАША ПРОФЕССИЯ

Авраева Ю.Б. Слагаемые управленческого успеха

Маркова В.Н., Чернышева Е.А. Диагностика управленческих навыков библиотечных менеджеров


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Пашин А.И. Новый взгляд на инновационную деятельность библиотек


ЮБИЛЕИ

Арзуханов А.С. Человек слова и дела. (К юбилею Армена Ованесовича Адамьянца)


НАШИ АВТОРЫ


УДК 025.1

Маркова В.Н., Чернышева Е.А.

Диагностика управленческих навыков
библиотечных менеджеров

Рассмотрены основные аспекты стратегического
управления библиотекой и результаты опроса
библиотечных менеджеров НТБ Белгородского
государственного технологического университета,
проведенного в октябре 2004 г.

Радикальные перемены в общественно-экономической жизни России 1990-х гг. потребовали изменения принципов управления библиотечным делом. Именно тогда началось формирование отечественных концепций библиотечного менеджмента [1; 2]. Особое место в них занимают принципы стратегического управления библиотекой.

Под стратегическим управлением вузовской библиотекой мы понимаем такой способ руководства организацией, при котором основой является человеческий потенциал, а деятельность ориентирована на удовлетворение запросов пользователей и гибкую политику, реагирующую на любые изменения во внешней среде.

Для успешного осуществления стратегического менеджмента необходимо развитие соответствующего стратегического мышления у сотрудников библиотеки и особенно у библиотечных менеджеров.

Если раньше менеджерам требовался лишь высокий уровень исполнительности, то теперь оказались востребованными такие качества, как способность к творчеству, умение рисковать и нести ответственность. Изменяются также источники влияния, к которым может прибегнуть библиотечный менеджер. От использования формальных источников - статуса, компетенции, основанной на образовании и практическом опыте, происходит переход к таким основам влияния, как творческая позиция, умение сотрудничать, искусство стратегического управления, хорошая духовная и физическая форма, ответственность, умение адаптироваться к изменениям и использовать их.

Требуется постоянное повышение квалификации библиотечных руководителей всех уровней. Причем повышение уровня знаний может происходить как вне, так и внутри учреждения.

Не менее важна и библиотечная инноватика - далеко не локальная задача развития библиотеки. Можно с уверенностью говорить о социально значимом характере этой проблемы. Зависимость уровня работы библиотеки от новых идей сотрудников очевидна. Отсутствие таких идей - показатель неблагополучия коллектива. Наличие творческих новаций, особенно среди менеджеров, становится главным критерием оценки работы библиотек, инструментом сравнительного анализа их деятельности.

Под библиотечной инновацией мы понимаем любую оригинальную, креативную идею сотрудника или читателя, реализация которой в совокупности с другими факторами обеспечивает развитие культуры на микросоциальном уровне и, в конечном итоге, в макромасштабе.

Успешное развитие инноваций во многом зависит от индивидуальных качеств творчески работающего профессионала. Однако не менее важно создание благоприятного социокультурного климата или соответствующей организационной культуры. В качестве элементов, воздействующих на формирование инноваций, назовем заинтересованность руководителей библиотеки в разработке стратегии и постановке общих целей.

Еще один ключевой момент - создание надежной команды, исполняющей роль главного эксперта при оценке инновационных идей и умеющей увлечь этими идеями коллектив. Именно команда способна создать атмосферу творческой состязательности.

Библиотечные новации являются важной частью формирования организационной культуры, которую можно определить как систему идей, взглядов, ценностей, ориентированных на социально значимые позитивные изменения, динамичное развитие культурных процессов. Существование такой системы позволяет библиотекам наилучшим образом реализовать информационную и культурную функции.

Таким образом, на практике стратегическое управление соединяет интуицию и навыки библиотечных менеджеров вести коллектив к стратегическим целям, высокий профессионализм и творчество персонала библиотеки, активное включение всех сотрудников в реализацию задач организации и поиск оптимальных путей развития.

Важным элементом процесса стратегического управления является анализ внутренней среды по методу SWOT [3]. Этот метод позволяет изучить сильные стороны (strenght), слабые стороны (weaknesses), возможности (opportunities), опасности (treats) - факторы, влияющие на развитие библиотеки. С этой целью в октябре 2004 г. проведен опрос библиотечных менеджеров высшего звена НТБ Белгородского государственного технологического университета (БГТУ) им. В.Г. Шухова. Всего опрошены 18 сотрудников, среди них директор библиотеки, его заместитель, заведующие отделами и др. Оценку деятельности давали сами менеджеры, коллеги одного с ними ранга либо подчиненные.

Исследование проводили работники отдела информационного менеджмента и маркетинга НТБ БГТУ с использованием компьютерной программы, предоставленной психолого-социологической службой университета. Программа основана на тестовых вопросах книги М. Вудкока и Д. Френсиса "Раскрепощенный менеджер", считающейся классической в теории и практике менеджмента [4]. В ней обобщен многолетний опыт работы, представленный в виде описания недостатков, препятствующих эффективной работе менеджеров, рекомендаций по их преодолению, а также сильных сторон.

Следует учитывать особенности социокультурной ситуации в России: к менеджерам государственных учреждений здесь предъявляются иные требования, чем к менеджерам коммерческих предприятий. Но базовые основы менеджмента имеют универсальный характер, поэтому проведение подобного исследования, на наш взгляд, вполне обосновано.

В процессе подготовки и проведения исследования мы столкнулись с рядом технических, организационных и психологических трудностей. Как выяснилось, многие из опрошенных менеджеров не владеют навыками работы на компьютере, поэтому много времени затрачивалось на консультирование. Живая память об административно-командной системе управления вызвала у некоторых респондентов опасения относительно последствий опроса для дальнейшей карьеры, поэтому на первом этапе тестирования сложилась крайне негативная атмосфера. Но в дальнейшем ситуация изменилась в лучшую сторону. В целом диагностику можно оценить как успешную.

В любом исследовании значительную роль играют субъективные факторы. Особенно сложно оценивать собственную организацию и самих себя. Мы постарались стать на позицию стороннего наблюдателя. Насколько это удалось, судите сами.

В табл. 1 приведен перечень сильных сторон библиотечных менеджеров и их распространенность среди опрошенных.

Таблица 1

Сильные стороны библиотечных менеджеров высшего звена

Логическим продолжением диагностики сильных сторон библиотечных руководителей является описание недостатков управленческих навыков (табл. 2).

Таблица 2

Далее характеристики сильных (табл. 1) и слабых (табл. 2) рассматриваются параллельно.

Способность управлять собой (88,9%) особенно важна для администрации библиотеки, так как ей приходится работать под постоянным давлением, принимать важные решения. Для остальных менеджеров эта способность не столь актуальна.

Библиотечным руководителям необходимо иметь четкие ценности (44,4%) потому, что они оказывают значительное влияние на принятие стратегических решений, занимаются урегулированием принципиальных вопросов, отвечают за профессиональный рост и развитие своих подчиненных.

Размытость личных ценностей проявляется лишь у 22,2% респондентов, что свидетельствует о высоком уровне такого управленческого навыка, как четкие ценности.

Некоторые управленческие посты в библиотечном маркетинге, исследовательской деятельности, в сфере связей с общественностью требуют творческого подхода в наибольшей степени (44,4%). Он особенно необходим при пересмотре существующих информационных услуг и поиске способов их усовершенствования. По сути в настоящее время каждый аспект библиотечной деятельности только выиграет от внесения компонента творчества. Тем не менее у 22,2% респондентов отмечен недостаток творческого подхода.

Четкие личные цели (44,4%) требуются руководителям, действительно способным влиять на свою карьеру и считающим свою нынешнюю работу неудовлетворительной. На самом деле у библиотечных менеджеров, практически достигших максимальной точки продвижения по должности, отсутствуют возможности для дальнейшей карьеры в библиотеке. Для них открыты лишь варианты совмещения библиотечной работы с научной или преподавательской деятельностью. Трудностей в достижении удовлетворительного равновесия между отдыхом, семейной и деловой жизнью они также не испытывают. Поэтому названное качество может служить признаком недовольства занимаемой должностью. Данные о том, что 11,1% респондентов имеют смутные личные цели, здесь можно оценивать как положительный результат.

Понимание особенностей управленческого труда (33,3%) необходимо всем руководителям, поскольку работа требует от них прямого контроля над подчиненными. Особенно это имеет значение для администрации библиотеки, так как она определяет стратегию управления организацией. Лишь 11,1% менеджеров характеризуются недостаточным пониманием особенностей управленческого труда.

Настораживает тот факт, что лишь 1/5 часть респондентов (22,2%) обладает способностью руководить, в то время как все они несут прямую ответственность за свое подразделение. Тем более что число "трудных" людей в коллективе достаточно высоко. У аналогичного числа тестируемых (22,2%) - недостаток способности руководить.

Совершенно очевидно, что большинство видов деятельности в области библиотечного менеджмента требует постоянного саморазвития (11,1%). И по мере роста изменений вследствие процессов информатизации возникает необходимость в развитии творческого потенциала. Библиотечный работник должен становиться всё более восприимчивым, энергичным или изобретательным. Поэтому столь низкая повторяемость способности к саморазвитию свидетельствует о наличии ряда проблем в развитии библиотеки, что подтверждается высоким уровнем распространенности такого недостатка, как остановленное саморазвитие (66,7%).

Хорошие навыки решения проблем (11,1%) требуются всем, чья работа предполагает нестандартные ситуации, необходимость объединять усилия разных людей, постановку деловых целей, анализ сложной информации и ведение детализированного планирования. Недостаточность навыка решения проблем отмечается у 33,3% опрошенных. Цифры свидетельствуют о неприспособленности библиотечных менеджеров к нестандартным ситуациям.

Учитывая, что некоторые подразделения библиотеки напрямую ориентированы на обучение, высокий уровень распространенности такого показателя, как неумение обучать (44,4%), служит фактором деконструкции организационной культуры. Ведь руководитель, не обладающий навыком передачи библиотечного опыта, "пропущенного через себя", не обращает внимания на роль обучения в работе; не умеет создавать в коллективе среду, способствующую учебе; не знает о потребностях сотрудников в обучении. Достаточно часто встречается низкая способность формирования коллектива (33,3%).

У трети менеджеров проявляется неумение влиять на людей (33,3%). К их числу относятся руководители, которые занимаются вопросами подбора персонала, обучения, планирования, изучения работы и т.п.

Таким образом, наиболее сильными сторонами библиотечных менеджеров высшего звена являются умение разграничивать работу и частную жизнь, наличие четких личных ценностей и целей, способность руководить. Недостатки в первую очередь связаны с остановленным саморазвитием, слабыми навыками работы в команде и формирования коллектива, нежеланием или неумением делиться своими знаниями с менее опытными коллегами. Часть руководителей испытывает сложности при решении проблем.

Иными словами, уровень личностных установок и специализированных управленческих умений достаточно высок. Проблема выявилась в ином - библиотечные менеджеры не могут работать в команде, не умеют формировать организационную культуру, а также не хотят или не умеют делиться своим опытом с коллегами. Естественно, эти выводы требуют уточнения с помощью других, дополняющих методов. Однако анализ выявил ряд существующих тенденций. Требуется серьезно пересмотреть управленческую политику в библиотеке и преодолеть недостатки. В противном случае, несмотря на все внешние проявления корпоративности, библиотека так и не станет единой организацией. Чтобы добиться положительных результатов, прежде всего необходимо объединить усилия всех подразделений библиотеки.

Результаты проведенной диагностики доведены до сведения всех участников опроса (обобщенные - на собрании, индивидуальные данные - каждому). Сложилось впечатление, что большинство менеджеров увидели в опросе посягательство на свою личность. На наш взгляд, это свидетельствует о неготовности руководителей открыто обсуждать стили и методы своего управления. Беседа по итогам исследования из конструктивного диалога о способах преодоления обозначенных недостатков превратилась в критику процедуры и содержания диагностики. Оправданием может служить то, что подобных опросов уже много лет не проводилось. Надеемся, что осуществленное исследование станет одним из первых шагов на пути к самопознанию библиотечных менеджеров и формированию корпоративной культуры.

Список литературы

1. Суслова И.М. Десятилетие менеджмента и маркетинга в теории и практике библиотек: полемические размышления // Науч. и техн. б-ки. - 1996. - № 7. - С. 3-14.

2. Суслова И.М. Библиотечный менеджмент: полемика и реальность // Там же. - 2003. - № 11. - С. 5-18.

3. Стратегическое планирование в библиотеке: теория и практика (по зарубежным источникам): науч.-реф. сб. / Сост. и науч. ред. Л.И. Куштанина. М.: РГБ, 1999. - С. 10-11.

4. Вудкок М. Раскрепощенный менеджер: для руководителя-практика / М. Вудкок, Д. Фрэнсис / Пер. с англ. М.: Дело, 1991. - 320 с.

  
На главную