Научные и технические библиотеки №9 2005 год
Содержание:

Блюменау Д.И. Еще раз о формуле интеллигентности
(так ли безупречна ее "суть"?)

Крымская А.С. Управление знаниями - перспективная технология для библиотечно-информационных работников

Сукиасян Э.Р. Управлять можно только организационными знаниями

Старущенко Г.П., Хомякова Н.М. Серые документы и распределенный библиотечно-информационный фонд

Редькина Н.С. Технологический аудит в библиотеке

Сергеева С.А. Качество информационно-библиотечного обслуживания: организационно-технологический аспект

Забелина О.Б. Книгообеспеченность учебного процесса в условиях информатизации вуза

Павлова Л.П., Курбангалеева И.В., Дубовенко В.А. Научные школы в зеркале биобиблиографических указателей ученых Сибирского отделения РАН

Королева Л.И., Шкроба Н.В. Десять лет с "Патентами России"

ОТКЛИКИ НА ПУБЛИКАЦИЮ

Ядрова Г.В. Научный эксперимент как основа повышения квалификации библиотекарей

Миниярова З.М.Электронный каталог - особая поисковая среда

НАШИ АВТОРЫ


ОТКЛИКИ НА ПУБЛИКАЦИЮ

От редакции. В этом номере мы публикуем два отклика на серию статей Э.Р. Сукиасяна "Сравнительный анализ моделей различных ИПЯ" (Науч. и техн. б-ки. - 2004. - № 9-11).

УДК 02:37.018

Ядрова Г.В.

Научный эксперимент как основа повышения квалификации библиотекарей

В производственно-образовательном процессе особую ценность представляет обмен информацией с целью продвижения инновационных подходов к созданию электронных ресурсов библиотек. Обсуждение теоретических и практических проблем на страницах профессиональной печати дает новый творческий импульс для более детального изучения методических вопросов. Поэтому я хочу привлечь внимание коллег к серии статей Э.Р. Сукиасяна, опубликованных под общим названием "Сравнительный анализ моделей различных ИПЯ" (Науч. и техн. б-ки. - 2004. - № 9-11). Автор - специалист, владеющий логикой теоретического формирования поисковых систем, - комплексно рассматривает на сопоставимых моделях методы разработки ИПЯ различных типов и возможности применения сложных языков и методик индексирования.

Не секрет, что при создании электронных ресурсов библиотек основная проблема - невысокое качество предлагаемых видов поиска, которое в свою очередь напрямую зависит как от качества применяемых в аналитико-синтетической обработке документов систем индексирования, так и от профессионализма сотрудников.

Для библиотеки любого профиля, объема и ведомственного подчинения вопрос о создании качественной системы поиска, какими бы средствами он ни осуществлялся, никогда не снимается с повестки дня. Постоянное появление новых понятий, отражающих динамику развития знаний (социальных, экономических, естественнонаучных и пр.), требует отражения их в любой информационно-поисковой системе.

"Сравнительный анализ моделей различных ИПЯ" Э.Р. Сукиасяна вводит в лабораторию экспериментального научного исследования. Подобные публикации редко появляются на страницах профессиональной печати. Выбранная в качестве объекта предметная область ("Чрезвычайные ситуации") действительно интересна, является одной из наиболее востребованных читателями, в то время как её представление в каталогах различного типа недостаточно разработано.

Э.Р. Сукиасян сопровождает материал конкретными примерами (точнее, целыми блоками примеров), поэтому хорошо видно, как те или иные теоретические положения проявляются в сфере методического и практического использования. Библиотекари получают не только информацию, последовательно характеризующую методику формирования каждой модели ИПЯ, но и готовый к применению фрагмент поисковой системы.

Отмечу оригинальность подхода к отбору терминов для моделирования ИПЯ - автор использовал обычные средства: печать, радио, телевидение. Это позволило минимизировать возможные расхождения с формулировками запросов читателей. Известно, что большинство читателей, в первую очередь студенты, информацию СМИ воспринимают непосредственно (по принципу: "Читаю, слышу, вижу - спрашиваю в библиотеке") в виде лексических единиц, готовых для формулировки запроса. Подобный подход к отбору терминов не снижает качества формируемой модели ИПЯ. Наоборот, он повышает её тождественность современным, наиболее распространенным формам представления информации.

Не так уж важно, в каком типе каталога - карточном, печатном или электронном - будет применена эта модель и осуществлен разноплановый поиск. Главное состоит в том, что релевантность найденных документов будет максимально приближена к информационному запросу пользователя.

В серии статей Э.Р. Сукиасяна хорошо показана трудоемкость создания различных моделей ИПЯ. Становится ясно, что требуется очень высокая квалификация сотрудников. Последовательное, скрупулезное описание процесса проведения эксперимента выполнило и еще одну задачу: позволило библиотекарям, не связанным напрямую с научной обработкой документа, использовать опубликованное описание эксперимента как для самообразования, так и для восстановления ранее полученных профессиональных знаний. Не слишком часто на практике мы обращаемся к таким понятиям, как фасетная классификация или координатное индексирование. А помнить надо всё: рутина повседневно выполняемых операций не должна позволять библиотекарям забывать полученные в своё время теоретические знания. Что уж говорить о тех библиотекарях (а их немало), которые профессиональных знаний не имеют. На понятных и наглядных примерах они могут освоить сложный материал, необходимый для качественного выполнения производственных обязанностей.

В ходе эксперимента по созданию полнотекстовой электронной коллекции "Электронная библиотека учебно-научного содержания "ИРБИС" подтвердились выводы Э. Р. Сукиасяна: "примитивные" методы формирования поиска пока, к сожалению, доминируют над комплексными, более сложными методами. Использование и постоянное применение более сложных методик индексирования документов не поддерживается библиотекарями. Это возможно лишь при такой организации процесса научной обработки документа, когда изначально отвергаются все другие упрощенные методы обработки документов.

Библиотекари не перестанут ставить и решать вопросы формирования эффективного поиска. Это им не позволит сделать читатель. Лавинообразное возрастание информационных ресурсов (как печатных, так и электронных) пока не имеет альтернативных, более эффективных, чем библиотечные, систем индексирования и поиска информации.

Из сказанного следует: публикацию, посвященную различным моделям ИПЯ, необходимо использовать для решения проблемы качественного поиска информации. Эту серию статей можно и нужно взять за основу для проведения практических занятий по повышению квалификации библиотекарей в научных и публичных библиотеках.

Схема занятий очень проста - они могут быть построены по принципу от общего к частному и состоять из двух частей: теоретической и практической. Теоретическую часть занятий - в зависимости от категории слушателей и темы - можно варьировать от краткого сообщения о предмете изучения до лекции. Практическая часть занятий, на мой взгляд, должна состоять сначала из коллективного, а затем самостоятельного применения представленной Э.Р. Сукиасяном методики создания фрагмента модели ИПЯ.

Предложенная форма обучения позволит слушателям освоить методику создания различных ИПЯ, понять логику формирования экспериментальной модели, наглядно продемонстрирует эффективность различных методов индексирования.

  
На главную