Научные и технические библиотеки №9 2005 год
Содержание:

Блюменау Д.И. Еще раз о формуле интеллигентности
(так ли безупречна ее "суть"?)

Крымская А.С. Управление знаниями - перспективная технология для библиотечно-информационных работников

Сукиасян Э.Р. Управлять можно только организационными знаниями

Старущенко Г.П., Хомякова Н.М. Серые документы и распределенный библиотечно-информационный фонд

Редькина Н.С. Технологический аудит в библиотеке

Сергеева С.А. Качество информационно-библиотечного обслуживания: организационно-технологический аспект

Забелина О.Б. Книгообеспеченность учебного процесса в условиях информатизации вуза

Павлова Л.П., Курбангалеева И.В., Дубовенко В.А. Научные школы в зеркале биобиблиографических указателей ученых Сибирского отделения РАН

Королева Л.И., Шкроба Н.В. Десять лет с "Патентами России"

ОТКЛИКИ НА ПУБЛИКАЦИЮ

Ядрова Г.В. Научный эксперимент как основа повышения квалификации библиотекарей

Миниярова З.М.Электронный каталог - особая поисковая среда

НАШИ АВТОРЫ


УДК 002+025:65.011.56

Крымская А.С.

Управление знаниями - перспективная технология для библиотечно-информационных работников

Концепция управления знаниями (Knowledge Management,KM) [1, 2], интерпретируемая как проблема использования интеллектуального капитала в организации, к концу 1990-х гг. воплотилась в целую технологию - совокупность процессов, методов, приемов и программно-технологических средств для обеспечения свободной циркуляции знаний и их генерации.

Управление знаниями как вид управленческой деятельности, возникшей в результате развития менеджмента XX в., описано в специальной литературе, в частности в  недавно изданных монографиях по управлению знаниями российских ученых А.Л. Гапоненко [3] и Б.З. Мильнера [4].

Программисты видят истоки управления знаниями в проблеме искусственного интеллекта. Однако прослеживается и другой подход к управлению знаниями, согласно которому библиотечно-информационная деятельность является ядром этой концепции благодаря таким сходным процессам, как поиск, систематизация, хранение и др. Поэтому управление знаниями следует считать комплексным направлением. Это особая разновидность деятельности, которая построена на организации знаний и беспрерывном анализе информации.

Тема "Управление знаниями" активно воспринята и мировым библиотечным сообществом. С 1998 г. начали появляться публикации, в которых управление знаниями рассматривается как идея, заложенная в назначение библиотек с момента их создания. За рубежом опубликован ряд монографий, по заголовкам которых уже можно судить о значимости концепции КМ для библиотекарей [5]. Среди последних работ стоит отметить монографию индийских ученых "Управление знаниями и библиотеки" (2002 г.) [6]. В ней авторы - Piyush Kanti Mahapatra и Bhubaneswar Chakrabarti - рассматривают управление знаниями как миссию библиотек и отмечают, что библиотеки как учреждения, призванные управлять знаниями, имеют дело с двумя видами знаний: скрытыми, т. е. личностными знаниями, управление которыми происходит на уровне персонала библиотеки, и явными знаниями - на уровне конечных пользователей.

С 1998 г. "Управление знаниями" - одна из дискуссионных тем ИФЛА [7, 8]. В частности, 67-я Генеральная конференция ИФЛА (2001 г.) была посвящена рассмотрению роли библиотечных работников в управлении знаниями [9].

С 2000 г. в ИФЛА действовала рабочая группа по управлению знаниями, цель которой - способствовать развитию КМ-культуры в библиотечно-информационной среде. В конце 2003 г. эта группа реорганизована в секцию ИФЛА отделения библиографического учета. В 2004 г. вышел сборник материалов по управлению знаниями "Knowledge management. Libraries and Librarians Taking up the Challenge", представленных на конференциях ИФЛА в разные годы. В них неоднократно звучат призывы к пересмотру роли библиотечных специалистов в современном обществе. Среди новых функций, необходимых им для управления собственными профессиональными знаниями, называются выявление неявных знаний, создание инфраструктуры по управлению знаниями, идентификация явных и неявных знаний внутри организации, определение актуальности знаний, а в целом - управление интеллектуальным капиталом собственных учреждений и отрасли в целом. За рубежом "Управление знаниями" как дисциплина введена в курсы по подготовке библиотечных кадров [10].

Библиотекари собирают, передают и сохраняют зафиксированные в документах знания. Они организуют и управляют хранилищем знаний, документальными потоками; занимаются поиском необходимой информации; используют собственные явные и скрытые знания для создания новых профессиональных знаний, которые из скрытых перетекают в явные, особенно в процессе уточнения (выполнения) запросов. Умение анализировать, оценивать и синтезировать информацию позволяет библиотекарям обеспечивать качественное библиотечное и информационное обслуживание читателей. По этим причинам многие зарубежные специалисты стали поднимать вопросы о лидерстве библиотекарей в обществе знания [11].

Связь концепции "управление знаниями" с библиотеками рассматривается не только библиотечными работниками, но и представителями бизнес-сообщества. Например, в публикациях, посвященных участникам проектов КМ, авторы высказывают мнение, что больше всего на должность менеджера по знаниям подходят библиотекари [12]. Это свидетельствует о том, что для компаний важны знания и навыки, которыми обладают библиотечные специалисты. Во многих крупных наукоемких корпорациях существуют библиотеки ("центры знаний"), сотрудники которых играют решающую роль в управлении знаниями [13]. Более того, они могут инициировать сам процесс управления знаниями в компании, как например в компании "Siemens". Уже предлагается ряд КМ-действий, которые могут быть предприняты в библиотеках: управление ресурсами знаний, совместное использование ресурсов и их циркуляция, развитие информационных технологий, пользовательские сервисы, управление персоналом [14].

Изучение зарубежных публикаций по теме "Управление знаниями  и библиотеки" показало, что в зарубежной практике выработано свое представление о концепции "управление знаниями". По мнению американской Ассоциации специальных библиотек (Special Library Association; http://www.sla.org), управление знаниями - это активный сбор, организация и передача информации внутри организации.

Проблемам сбора, переработки, хранения и распространения информации, которые являются составляющими процесса управления знаниями, посвящена значительная часть профессиональных публикаций. Так, в [13. C. 10] управление знаниями сравнивается с библиотечной деятельностью. Рассмотрены схожие термины, используемые как библиотекарями, так и менеджерами по знаниям: классификация (кодификация), сбор, распространение, создание каталогов (доступ), архив (хранилище), выдача (поток) знаний, создание указателей (картирование источников) и др.

В отечественной науке уже в 1960-е гг. заложены концептуально близкие позиции в работах А.И. Михайлова, А.И. Черного, Р.С. Гиляревского, Ю.А. Шрейдера, науковедов Г.М. Доброва, В.В. Налимова и З.М. Мульченко, библиографов И.В. Гудовщиковой, Г.Ф. Гордукаловой, О.М. Зусьмана, занимающихся моделирующей функцией библиографии, библиометрией и наукометрией, и других специалистов.

Несмотря на сходство процессов, между библиотечной деятельностью и управлением знаниями нельзя ставить знак тождества, так как в управлении знаниями основное внимание уделяется извлечению скрытых знаний, а библиотечная деятельность ориентирована на хранение и распространение знаний, представленных в документах. Существенное отличие технологий управления знаниями от библиотечно-информационных технологий состоит в выявлении скрытого знания, формализации и интегрировании с внутренними и внешними знаниями.

Некоторые зарубежные авторы сетуют на то, что профессия библиотекаря, принадлежавшая на протяжении веков к разряду элитных, сегодня теряет свою эксклюзивную привилегию в предоставлении информации. Должности "директор по управлению информацией" и "директор по управлению знаниями" заняты специалистами информационных технологий, хотя именно библиотечно-информационные работники являются экспертами в области поиска, отбора, приобретения, организации, защиты информации и предоставления ее пользователям. Эта их изначальная сфера деятельности. По мнению Хва-Вей Ли, руководителя Отдела Азии Библиотеки Конгресса США, библиотечно-информационные работники более всего подходят на должность директора по управлению знаниями [14]. В связи с этим ученый считает, что библиотечные школы должны больше взаимодействовать с библиотеками при подготовке будущих специалистов по знаниям.

Анализ отечественных профессиональных периодических изданий ("Библиография", "Библиотека", "Библиотековедение", "Мир библиографии" и "Научные и технические библиотеки") за 1998-2004 гг. показал, что тема "Управление знаниями" обсуждается недостаточно. Статьи, раскрывающие некоторые вопросы этой концепции, а также новые специальности в библиотеках, публикуются, но без дальнейшего их обсуждения [8, 15-18].

Причины невнимания  отечественных библиотек к проблеме управления знаниями - это предмет дальнейших исследований, но уже сейчас можно отметить основные из них: поздний приход компьютеризации в нашу страну (аналогичная ситуация свойственна и другим сферам), высокая стоимость проектов управления знаниями, нежелание самих библиотекарей что-либо менять в своей деятельности. В настоящее время библиотеки в большей степени заняты созданием электронных каталогов и баз данных, автоматизацией библиотечных процессов, оснащением коммуникационными технологиями. В то же время следует отметить, что такие вопросы управления знаниями, как управление собственными неявными знаниями, могут решаться уже сегодня.

В связи с этим возрастает актуальность адаптации библиотечных работников к концепции управления знаниями. Как показал опыт фирм, которые уже реализовали КМ-проекты, эти проблемы связаны прежде всего с человеческим фактором. Здесь следует отметить:

  • ограниченные возможности приобретения знаний людьми и организациями,
  • нежелание людей делиться знаниями,
  • сложность процесса передачи собственных знаний,
  • боязнь, что может обнаружиться незнание,
  • проблема восприятия новых знаний,
  • внутреннее отторжение самого термина управление знаниями как ограничивающего свободу личности.

Если учесть, что зарубежные специалисты в области библиотечно-информационного дела обратили свое внимание на необходимость изучения управления знаниями лишь в конце 1990-х гг. и ныне предпринимают стремительные действия, связанные с занятием своей ниши в сфере управления знаниями, то наше отставание не покажется столь значительным. Тем более, что при отсутствии термина управление знаниями в отечественных публикациях рассматривается новая роль библиотекарей в информационном обществе [8, 17, 18], которая характеризуется следующим образом: "Неизбежно изменится не только квалификация библиотечных работников, которые по существу будут наиболее подготовленными инженерами знаний, но и их мировоззрение. Им придется хорошо представлять, какие виды знаний являются наиболее актуальными, где они находятся в общемировом информационном пространстве, как осуществлять их семантический поиск и оперативную доставку потребителям" [19].

Ведущие зарубежные специалисты по управлению знаниями отмечают: если библиотекари хотят преуспеть в новом мире управления знаниями, они должны изменить свои цели и, соответственно, деятельность [20].

Проблеме управления знаниями в рамках библиотечно-информационной деятельности посвящены работы Г.Ф. Гордукаловой, зав. кафедрой информационной аналитики СПбГУКИ, А.И. Каптерева, зав. кафедрой виртуальных коммуникаций МГУКИ (см. www.mediagnosis.ru).

Анализируя влияние темы "Управление знаниями" на библиотечно-информационную сферу, следует выделить ряд практических примеров управления знаниями в библиотеках: создание электронных каталогов, а на их основе "гибридных" библиотек; ведение авторитетных файлов предметных рубрик; выполнение сложных информационных запросов - поиск готовых решений, идей, авторских точек зрения и др. Библиографы совершенствуют методику изучения документального потока, тем самым выявляя приоритетные направления в науке, ведущих авторов, научные школы, референтские группы в науке и т.д. Для библиографа актуально освоение многих функций менеджера по знаниям, включая новые формы представления библиографической информации. Совершенствуя и передавая собственные профессиональные знания, библиотечные специалисты практически участвуют в процессе управления знаниями, но пока без перехода к целостным его технологиям.

Ранее мною уже рассматривались библиографические возможности управления знаниями [21]. Отмечу основные причины, стимулирующие внедрение самой концепции:

  • повышение престижа библиотеки за счет быстрого освоения передовых технологий и обеспечения адаптации работников к постоянно меняющимся условиям;
  • оперативное реагирование библиотекарей на информационные потребности специалистов;
  • формирование интеллектуального капитала учреждения;
  • сохранение и взаимоиспользование уникальных знаний в библиотеке;
  • сокращение периода адаптации новых сотрудников (подготовка "пакетов знаний", которые могут включать методики, технологии, процедуры, руководства, письма, новости, слабоформализуемые сведения о читательской аудитории и ее информационных потребностях и т.д.);
  • быстрое пополнение знаний сотрудников;
  • формализация скрытых знаний (например методики выполнения сложных библиографических запросов).

Конечно, нельзя считать концепцию управления знаниями принципиально отличной от общих принципов жизни библиотечного сообщества. Не идет речь и о замене традиционных библиотечно-информационных понятий. Однако изменившиеся условия развития организаций и высокотехнологичные устройства позволяют обогатить и развить существующие формы управления. При сохранении базовых процессов в работу библиотечно-информационных работников привносятся новые приемы анализа и синтеза информации, организации и представления знаний. Библиотекари хранили знания, но предоставляли либо сведения о публикациях, либо сами тексты работ, что ныне предполагается недостаточным для интеллектуального развития профессиональной деятельности. Непростое освоение этой концепции позволит увидеть нарастающую значимость информационной аналитики в целом и изменить отношение каждого библиотекаря к профессиональным знаниям.

Список источников

1.  Букович У., Уильям Р. Управление знаниями: Руководство к действию / У. Букович, Р. Уильям. - М.: Инфра-М, 2002. - 504 с.

2.  Нонака И., Такеучи Х. Компания - создатель знания: Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / И. Нонака, Х. Такеучи; [Пер. с англ. А. Трактинский]. - М.: Олимп-Бизнес, 2003. - 361 с.

3.  Гапоненко А.Л. Управление знаниями / А.Л. Гапоненко. - М.: ИПК Госслужбы, 2001. - 52 с.

4.  Мильнер Б.З. Управление знаниями: Эволюция и революция в организации / Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М., 2003. - 178 с.

5.  http://www.dochzi.com/bibs/km.html

6.  https://www.vedamsbooks.com/no24173.htm

7.  http://www.ifla.org/

8.  Деревянко Е.В. Навигаторы знания: будущее библиотечной и информационной профессии (По материалам зарубеж. печати 1998-1999 годов) // Библиотековедение. - 2000. - № 2. - С. 8-11.

9.  Libraries and Librarians: Making a Difference in the Knowledge Age: [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.ifla.org/IV/ifla67/theme-e.htm

10.  World List of Departments and Schools of Information Studies, Information Management, Information Systems, etc.: [Электрон. ресурс] - Режим доступа: URL: http://informationr.net/wl/

11.  Corrall Sh. Knowledge Management. Are we in the Knowledge Management Business? [Электрон. ресурс] / Sheila Corrall. - Режим доступа: URL: http://www.ariadne.ac.uk/issue18/knowledge-mgt/

12.  Davenport T. Knowledge Roles: The CKO and Beyond: [Электрон. ресурс] / Tom Davenport // CIO Magazine. - 1996. - April 1. - Режим доступа: URL: http://www.cio.com/archive/040196_davenport.html

13.  McInerney C/ Knowledge Managers: History and Challenges / Claire McInerney, Darcy LeFevre // Managing Knowledge Critical Inverstigations of Work and Learning / Ed. By Craig Prichard, Richard Hull, Mike Chumer. - NY.: St. Martins's Press, Macmillan Press Ltd, 2000. - P. 1-19.

14.  Lee Hwa-Wei. Repositioning libraries in the Digital and Knowledge Age (The Role of Libraries in Knowledge Management): [Электронный ресурс]. / Hwa-Wei Lee. - Режим доступа: URL: http://www.whiteclouds.com/incl/cliej/c1141ee_files/

15.  Гордукалова Г.Ф. Визуализация знания: прошлое и будущее // Мир гуманитарной культуры Д.С. Лихачева: Междунар. Лихачевские научные чтения 24-25 мая 2001 г. - СПб., 2001. - С. 73-76.

16.  Гордукалова Г.Ф. Управление знанием в информационных формах визуальных представлений // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов: Междунар. ежегодник. - СПб., 2002. - Вып. XVIII. - С. 91-97.

17.  Багрова И.Ю. Есть ли у библиотек будущее в XXI веке: Обзор англояз. лит. 90-х гг. // Библиотековедение. - 1999. - № 1. - С. 138-151.

18.  Лопатина Н.В. Профессия библиографа в период информатизации // Мир библиографии. - 1998. - № 3. - С. 35-37.

19.  Колин К.К. Библиотекари будущего - инженеры знаний // Библиотековедение. - 2000. - № 6. - С.1.

20.  Smith R.A. Knowledge: Researching the Power Base of the Organization: [Электрон. ресурс] / Rebecca A. Smith. - Режим доступа: URL: http://www.sla.org/pubs/serial/io/1998/jun98/resbrief.html

21.  Крымская А.С. Управление знаниями через индивидуальное научное творчество // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов: Междунар. ежегодник. Вып. XVIII: Материалы XVII сессии Междунар. школы социологии науки и техники. - СПб.: Гидрометеоиздат, 2002. - С. 105-110; Биобиблиография в технологиях управления знаниями // Библ. дело. - 2004. - № 4. - С. 16-19.

  
На главную