УДК 002+025:65.011.56
Крымская А.С.
Управление знаниями - перспективная технология
для библиотечно-информационных работников
Концепция управления знаниями (Knowledge
Management,KM) [1, 2], интерпретируемая как проблема
использования интеллектуального капитала в организации, к концу 1990-х гг.
воплотилась в целую технологию - совокупность процессов, методов, приемов и
программно-технологических средств для обеспечения свободной циркуляции знаний и
их генерации.
Управление знаниями как вид управленческой деятельности,
возникшей в результате развития менеджмента XX в.,
описано в специальной литературе, в частности в недавно изданных монографиях по
управлению знаниями российских ученых А.Л. Гапоненко [3] и Б.З. Мильнера
[4].
Программисты видят истоки управления знаниями в проблеме
искусственного интеллекта. Однако прослеживается и другой подход к управлению
знаниями, согласно которому библиотечно-информационная деятельность является
ядром этой концепции благодаря таким сходным процессам, как поиск,
систематизация, хранение и др. Поэтому управление знаниями следует считать
комплексным направлением. Это особая разновидность деятельности, которая
построена на организации знаний и беспрерывном анализе информации.
Тема "Управление знаниями" активно воспринята и мировым
библиотечным сообществом. С 1998 г. начали появляться публикации, в которых
управление знаниями рассматривается как идея, заложенная в назначение библиотек
с момента их создания. За рубежом опубликован ряд монографий, по заголовкам
которых уже можно судить о значимости концепции КМ для библиотекарей [5].
Среди последних работ стоит отметить монографию индийских ученых "Управление
знаниями и библиотеки" (2002 г.) [6]. В ней
авторы - Piyush Kanti Mahapatra и Bhubaneswar Chakrabarti - рассматривают
управление знаниями как миссию библиотек и отмечают, что библиотеки как
учреждения, призванные управлять знаниями, имеют дело с двумя видами знаний:
скрытыми, т. е. личностными знаниями, управление которыми происходит на уровне
персонала библиотеки, и явными знаниями - на уровне конечных пользователей.
С 1998 г. "Управление знаниями" - одна из дискуссионных тем
ИФЛА [7, 8]. В частности, 67-я Генеральная конференция ИФЛА (2001 г.)
была посвящена рассмотрению роли библиотечных работников в управлении знаниями [9].
С 2000 г. в ИФЛА действовала рабочая группа по управлению
знаниями, цель которой - способствовать развитию КМ-культуры в
библиотечно-информационной среде. В конце 2003 г. эта группа реорганизована в
секцию ИФЛА отделения библиографического учета. В 2004 г. вышел сборник
материалов по управлению знаниями "Knowledge management.
Libraries and Librarians Taking up the Challenge",
представленных на конференциях ИФЛА в разные годы. В них неоднократно звучат
призывы к пересмотру роли библиотечных специалистов в современном обществе.
Среди новых функций, необходимых им для управления собственными
профессиональными знаниями, называются выявление неявных знаний, создание
инфраструктуры по управлению знаниями, идентификация явных и неявных знаний
внутри организации, определение актуальности знаний, а в целом - управление
интеллектуальным капиталом собственных учреждений и отрасли в целом. За рубежом
"Управление знаниями" как дисциплина введена в курсы по подготовке библиотечных
кадров [10].
Библиотекари собирают, передают и сохраняют зафиксированные
в документах знания. Они организуют и управляют хранилищем знаний,
документальными потоками; занимаются поиском необходимой информации; используют
собственные явные и скрытые знания для создания новых профессиональных знаний,
которые из скрытых перетекают в явные, особенно в процессе уточнения
(выполнения) запросов. Умение анализировать, оценивать и синтезировать
информацию позволяет библиотекарям обеспечивать качественное библиотечное и
информационное обслуживание читателей. По этим причинам многие зарубежные
специалисты стали поднимать вопросы о лидерстве библиотекарей в обществе знания
[11].
Связь концепции "управление знаниями" с библиотеками
рассматривается не только библиотечными работниками, но и представителями
бизнес-сообщества. Например, в публикациях, посвященных участникам проектов
КМ, авторы высказывают мнение, что больше всего на должность менеджера по
знаниям подходят библиотекари [12]. Это свидетельствует о том, что для
компаний важны знания и навыки, которыми обладают библиотечные специалисты. Во
многих крупных наукоемких корпорациях существуют библиотеки ("центры знаний"),
сотрудники которых играют решающую роль в управлении знаниями [13]. Более
того, они могут инициировать сам процесс управления знаниями в компании, как
например в компании "Siemens". Уже предлагается ряд
КМ-действий, которые могут быть предприняты в библиотеках: управление
ресурсами знаний, совместное использование ресурсов и их циркуляция, развитие
информационных технологий, пользовательские сервисы, управление персоналом [14].
Изучение зарубежных публикаций по теме "Управление
знаниями и библиотеки" показало, что в зарубежной практике выработано свое
представление о концепции "управление знаниями". По мнению американской
Ассоциации специальных библиотек (Special Library
Association; http://www.sla.org),
управление знаниями - это активный сбор, организация и передача информации
внутри организации.
Проблемам сбора, переработки, хранения и распространения
информации, которые являются составляющими процесса управления знаниями,
посвящена значительная часть профессиональных публикаций. Так, в
[13. C. 10] управление знаниями
сравнивается с библиотечной деятельностью. Рассмотрены схожие термины,
используемые как библиотекарями, так и менеджерами по знаниям: классификация
(кодификация), сбор, распространение, создание каталогов (доступ), архив
(хранилище), выдача (поток) знаний, создание указателей (картирование
источников) и др.
В отечественной науке уже в 1960-е гг. заложены концептуально
близкие позиции в работах А.И. Михайлова, А.И. Черного, Р.С. Гиляревского, Ю.А.
Шрейдера, науковедов Г.М. Доброва, В.В. Налимова и З.М. Мульченко, библиографов
И.В. Гудовщиковой, Г.Ф. Гордукаловой, О.М. Зусьмана, занимающихся моделирующей
функцией библиографии, библиометрией и наукометрией, и других специалистов.
Несмотря на сходство процессов, между библиотечной
деятельностью и управлением знаниями нельзя ставить знак тождества, так как в
управлении знаниями основное внимание уделяется извлечению скрытых знаний, а
библиотечная деятельность ориентирована на хранение и распространение знаний,
представленных в документах. Существенное отличие технологий управления знаниями
от библиотечно-информационных технологий состоит в выявлении скрытого знания,
формализации и интегрировании с внутренними и внешними знаниями.
Некоторые зарубежные авторы сетуют на то, что профессия
библиотекаря, принадлежавшая на протяжении веков к разряду элитных, сегодня
теряет свою эксклюзивную привилегию в предоставлении информации. Должности
"директор по управлению информацией" и "директор по управлению знаниями" заняты
специалистами информационных технологий, хотя именно библиотечно-информационные
работники являются экспертами в области поиска, отбора, приобретения,
организации, защиты информации и предоставления ее пользователям. Эта их
изначальная сфера деятельности. По мнению Хва-Вей Ли, руководителя Отдела Азии
Библиотеки Конгресса США, библиотечно-информационные работники более всего
подходят на должность директора по управлению знаниями [14]. В связи с
этим ученый считает, что библиотечные школы должны больше взаимодействовать с
библиотеками при подготовке будущих специалистов по знаниям.
Анализ отечественных профессиональных периодических изданий
("Библиография", "Библиотека", "Библиотековедение", "Мир библиографии" и
"Научные и технические библиотеки") за 1998-2004 гг. показал, что тема
"Управление знаниями" обсуждается недостаточно. Статьи, раскрывающие некоторые
вопросы этой концепции, а также новые специальности в библиотеках, публикуются,
но без дальнейшего их обсуждения [8, 15-18].
Причины невнимания отечественных библиотек к проблеме
управления знаниями - это предмет дальнейших исследований, но уже сейчас можно
отметить основные из них: поздний приход компьютеризации в нашу страну
(аналогичная ситуация свойственна и другим сферам), высокая стоимость проектов
управления знаниями, нежелание самих библиотекарей что-либо менять в своей
деятельности. В настоящее время библиотеки в большей степени заняты созданием
электронных каталогов и баз данных, автоматизацией библиотечных процессов,
оснащением коммуникационными технологиями. В то же время следует отметить, что
такие вопросы управления знаниями, как управление собственными неявными
знаниями, могут решаться уже сегодня.
В связи с этим возрастает актуальность адаптации
библиотечных работников к концепции управления знаниями. Как показал опыт фирм,
которые уже реализовали КМ-проекты, эти проблемы связаны прежде всего с
человеческим фактором. Здесь следует отметить:
- ограниченные возможности приобретения знаний людьми и
организациями,
- нежелание людей делиться знаниями,
- сложность процесса передачи собственных знаний,
- боязнь, что может обнаружиться незнание,
- проблема восприятия новых знаний,
- внутреннее отторжение самого термина управление знаниями
как ограничивающего свободу личности.
Если учесть, что зарубежные специалисты в области
библиотечно-информационного дела обратили свое внимание на необходимость
изучения управления знаниями лишь в конце 1990-х гг. и ныне предпринимают
стремительные действия, связанные с занятием своей ниши в сфере управления
знаниями, то наше отставание не покажется столь значительным.
Тем более, что при отсутствии термина управление знаниями в
отечественных публикациях рассматривается новая роль библиотекарей в
информационном обществе [8, 17, 18], которая характеризуется следующим
образом: "Неизбежно изменится не только квалификация библиотечных работников,
которые по существу будут наиболее подготовленными инженерами знаний, но и их
мировоззрение. Им придется хорошо представлять, какие виды знаний являются
наиболее актуальными, где они находятся в общемировом информационном
пространстве, как осуществлять их семантический поиск и оперативную доставку
потребителям" [19].
Ведущие зарубежные
специалисты по управлению знаниями отмечают: если библиотекари хотят преуспеть в
новом мире управления знаниями, они должны изменить свои цели и, соответственно,
деятельность [20].
Проблеме управления
знаниями в рамках библиотечно-информационной деятельности посвящены работы Г.Ф.
Гордукаловой, зав. кафедрой информационной аналитики СПбГУКИ, А.И. Каптерева,
зав. кафедрой виртуальных коммуникаций МГУКИ (см.
www.mediagnosis.ru).
Анализируя влияние темы "Управление знаниями" на
библиотечно-информационную сферу, следует выделить ряд практических примеров
управления знаниями в библиотеках: создание электронных каталогов, а на их
основе "гибридных" библиотек; ведение авторитетных файлов предметных рубрик;
выполнение сложных информационных запросов - поиск готовых решений, идей,
авторских точек зрения и др. Библиографы совершенствуют методику изучения
документального потока, тем самым выявляя приоритетные направления в науке,
ведущих авторов, научные школы, референтские группы в науке и т.д. Для
библиографа актуально освоение многих функций менеджера по знаниям, включая
новые формы представления библиографической информации. Совершенствуя и
передавая собственные профессиональные знания, библиотечные специалисты
практически участвуют в процессе управления знаниями, но пока без перехода к
целостным его технологиям.
Ранее мною уже рассматривались библиографические
возможности управления знаниями [21]. Отмечу основные причины,
стимулирующие внедрение самой концепции:
- повышение престижа библиотеки за счет быстрого освоения
передовых технологий и обеспечения адаптации работников к постоянно меняющимся
условиям;
- оперативное реагирование библиотекарей на информационные
потребности специалистов;
- формирование интеллектуального капитала учреждения;
- сохранение и взаимоиспользование уникальных знаний в
библиотеке;
- сокращение периода адаптации новых сотрудников (подготовка
"пакетов знаний", которые могут включать методики, технологии, процедуры,
руководства, письма, новости, слабоформализуемые сведения о читательской
аудитории и ее информационных потребностях и т.д.);
- быстрое пополнение знаний сотрудников;
- формализация скрытых знаний (например методики выполнения
сложных библиографических запросов).
Конечно, нельзя считать концепцию управления знаниями
принципиально отличной от общих принципов жизни библиотечного сообщества.
Не идет речь и о замене традиционных библиотечно-информационных понятий. Однако
изменившиеся условия развития организаций и высокотехнологичные устройства
позволяют обогатить и развить существующие формы управления. При сохранении
базовых процессов в работу библиотечно-информационных работников привносятся
новые приемы анализа и синтеза информации, организации и представления знаний.
Библиотекари хранили знания, но предоставляли либо сведения о публикациях, либо
сами тексты работ, что ныне предполагается недостаточным для интеллектуального
развития профессиональной деятельности. Непростое освоение этой концепции
позволит увидеть нарастающую значимость информационной аналитики в целом и
изменить отношение каждого библиотекаря к профессиональным знаниям.
Список источников
1.
Букович У., Уильям Р. Управление знаниями: Руководство к действию
/ У. Букович, Р. Уильям. - М.: Инфра-М, 2002. - 504 с.
2.
Нонака И., Такеучи Х. Компания - создатель знания: Зарождение и
развитие инноваций в японских фирмах / И. Нонака, Х. Такеучи; [Пер. с англ. А.
Трактинский]. -
М.: Олимп-Бизнес, 2003. - 361 с.
3.
Гапоненко А.Л. Управление знаниями / А.Л. Гапоненко. - М.: ИПК
Госслужбы, 2001. - 52 с.
4.
Мильнер Б.З. Управление знаниями: Эволюция и революция в
организации /
Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М., 2003. - 178 с.
5.
http://www.dochzi.com/bibs/km.html
6.
https://www.vedamsbooks.com/no24173.htm
7.
http://www.ifla.org/
8.
Деревянко Е.В. Навигаторы знания: будущее библиотечной и
информационной профессии (По материалам зарубеж. печати 1998-1999 годов) //
Библиотековедение. - 2000. - № 2. - С. 8-11.
9.
Libraries and Librarians:
Making a Difference in the Knowledge Age: [Электрон.
ресурс]. - Режим доступа: URL:
http://www.ifla.org/IV/ifla67/theme-e.htm
10.
World List of
Departments and Schools of Information Studies, Information Management,
Information Systems, etc.: [Электрон. ресурс] - Режим доступа:
URL:
http://informationr.net/wl/
11.
Corrall Sh. Knowledge
Management. Are we in the Knowledge Management Business? [Электрон. ресурс] /
Sheila Corrall. - Режим доступа: URL:
http://www.ariadne.ac.uk/issue18/knowledge-mgt/
12.
Davenport T.
Knowledge Roles: The CKO and Beyond: [Электрон.
ресурс] / Tom Davenport // CIO Magazine. - 1996. - April 1. -
Режим доступа: URL:
http://www.cio.com/archive/040196_davenport.html
13.
McInerney C/
Knowledge Managers: History and Challenges / Claire McInerney, Darcy LeFevre //
Managing Knowledge Critical Inverstigations of Work and Learning / Ed. By Craig
Prichard, Richard Hull, Mike Chumer. - NY.: St. Martins's Press, Macmillan Press
Ltd,
2000. - P. 1-19.
14.
Lee Hwa-Wei. Repositioning
libraries in the Digital and Knowledge Age (The Role of Libraries in Knowledge
Management): [Электронный ресурс]. / Hwa-Wei Lee. -
Режим доступа: URL:
http://www.whiteclouds.com/incl/cliej/c1141ee_files/
15.
Гордукалова Г.Ф.
Визуализация знания: прошлое и будущее // Мир гуманитарной культуры Д.С.
Лихачева: Междунар. Лихачевские научные чтения 24-25 мая 2001 г. - СПб., 2001. -
С. 73-76.
16.
Гордукалова Г.Ф.
Управление знанием в информационных формах визуальных представлений // Проблемы
деятельности ученого и научных коллективов: Междунар. ежегодник. - СПб., 2002. -
Вып. XVIII. - С. 91-97.
17.
Багрова И.Ю.
Есть ли у библиотек будущее в XXI веке: Обзор англояз. лит.
90-х гг. // Библиотековедение. - 1999. - № 1. - С. 138-151.
18.
Лопатина Н.В.
Профессия библиографа в период информатизации // Мир библиографии. - 1998. - №
3. - С. 35-37.
19.
Колин К.К.
Библиотекари будущего - инженеры знаний // Библиотековедение. - 2000. - № 6. -
С.1.
20.
Smith R.A.
Knowledge: Researching the Power Base of the Organization: [Электрон. ресурс] /
Rebecca A. Smith. - Режим доступа: URL:
http://www.sla.org/pubs/serial/io/1998/jun98/resbrief.html
21.
Крымская А.С.
Управление знаниями через индивидуальное научное
творчество // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов: Междунар.
ежегодник. Вып. XVIII: Материалы XVII сессии Междунар. школы социологии науки и
техники. - СПб.: Гидрометеоиздат, 2002. - С. 105-110; Биобиблиография в
технологиях управления
знаниями // Библ. дело. - 2004. - № 4. - С. 16-19.
|