УДК 378.16
Забелина О.Б.
Книгообеспеченность учебного процесса
в условиях информатизации вуза
Сведения о книгообеспеченности учебного процесса - один из
важных показателей при оценке деятельности учебного заведения.
Книгообеспеченность (К) - среднее число книг, приходящееся на одного читателя, -
характеризует величину книжного фонда на конец года (Ф) в отношении к числу
читателей (А), т. е. его достаточность (К = Ф/А) [1. С. 234].
Согласно приказам Минобразования РФ высшее учебное
заведение обязано приобретать основную учебную литературу из расчета обеспечения
каждого обучающегося по всем дисциплинам реализуемых образовательных программ в
количестве - 0,5 экз., дополнительную учебную литературу в количестве - 0,2-0,25
экз. [2]. Фонды основной и дополнительной литературы могут дополняться
электронными учебниками [3].
В конце 1990-х - начале 2000-х гг. Лаборатория
научно-информационного обеспечения (НИО) НИИ высшего образования провела
широкомасштабное исследование современного уровня обеспеченности высшей школы
учебной литературой. В нем коэффициент книгообеспеченности (ККО) определяется
как частное от деления количества экземпляров основной учебной литературы,
имеющейся в библиотеке по данной дисциплине, на число студентов, ее изучающих.
На основании ККО дисциплины определяются ККО по циклу дисциплин, по направлениям
подготовки, по специальности, по конкретному вузу, по вузам региона и т.д. [2].
В большинстве библиотек образовательных учреждений для
расчета ККО применяют аналогичные методики.
Таким образом, формула расчета книгообеспеченности
дисциплины выглядит следующим образом:
KKO = U/S,
где: ККО - коэффициент книгообеспеченности;
U - количество экземпляров основных учебных
изданий; S - количество студентов, изучающих
дисциплину.
Расчет ККО по данной формуле не позволяет адекватно оценить
фактический уровень книгообеспеченности учебного процесса, так как не
учитывает наличие электронных изданий (не учитывает доступ к электронным
учебным изданиям).
Общая тенденция в области учебного книгоиздания - переход
от бумажных носителей информации на цифровые. Все больше и больше вузов
подключаются к Интернету. Доступ к компьютерам уже не является нерешаемой
проблемой. Соответственно закладывается техническая база для создания,
распространения и применения в учебном процессе "электронных учебников" [4].
Активная деятельность по созданию электронных библиотек
ведется практически всеми библиотеками университетов как за рубежом, так и в
России. В условиях дефицита учебной и научной литературы, ее дороговизны,
недоступности для студентов фондов ведущих библиотек страны электронная
библиотека является средством расширения доступности информационных ресурсов,
условием организации самостоятельной работы
студентов [5].
Активное внедрение информационных технологий, использование
электронных изданий в учебном процессе не должны негативно отражаться на
традиционном формировании фонда библиотеки вуза изданиями в печатном виде.
Однако уже высказываются мнения о том, что традиционный печатный фонд можно
полностью заменить электронной библиотекой.
Например, ректор Современной гуманитарной академии М.П. Карпенко сказал: "Новая
техника меняет абсолютно всякие представления о том, что такое библиотека. Все,
что находится в Российской государственной библиотеке, в не уступающей ей
библиотеке Конгресса США, можно разместить в одной комнате. А с помощью
современных средств телекоммуникации всю эту информацию можно переслать в любую
географическую точку. Получается, что нет уже никакого смысла строить
библиотеки. Не нужны библиотеки, не нужны книги на бумажных носителях. Не нужны
в
принципе" [6. С. 13].
Опыт развитых стран показывает, что электронные библиотеки не
заменяют в университетах традиционный печатный фонд. Американский совет по
библиотекам и информационным ресурсам опубликовал доклад о создании и работе
традиционных и электронных библиотек, основанный на онлайновом опросе 43
библиотекарей, участвовавших в проектах по созданию электронных библиотек в
1992-2001 гг. Кроме того, проведены телефонные интервью 25 директоров библиотек
и деканов высших учебных заведений США.
Предполагалось, что новые технологии революционизируют
процесс снабжения пользователей книгами, статьями и другой информацией, позволят
студентам получать все материалы вне стен библиотек. Однако согласно данным,
полученным в результате проведенного исследования, оказалось, что использование
информационных технологий не стало приоритетным направлением при реорганизации
научных библиотек, проведенной в 1990-е гг.
Составитель доклада С. Беннетт, руководитель библиотеки
Йельского университета и профессор по библиотечным и информационным наукам
Иллинойского университета, пришел к выводу, что прогнозы, сделанные в начале
1990-х гг. о том, что в новом веке библиотечные услуги будут предоставляться
только через Интернет, а колледжи прекратят комплектование и обновление своих
библиотек, не оправдались.
Создавая электронные аудитории, закупая новое оборудование
и программное обеспечение, библиотеки все же базируют планирование своего
развития на таких традиционных нуждах, как выбор соответствующих типов книжных
полок, прогнозирование количества книг, которые должны будут на них стоять [3].
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что при оценке
книгообеспеченности дисциплин необходимо учитывать как традиционные (печатные)
так и электронные учебные издания. Наличие собственной электронной библиотеки
или использование в учебном процессе электронных ресурсов федерального
государственного учреждения Центральной библиотеки образовательных ресурсов при
высоком уровне автоматизации вуза существенно увеличивает книгообеспеченность
учебного процесса.
Формула расчета ККО дисциплины может иметь такой вид:
KKO = U/S + KI*n,
где: KKO - коэффициент
книгообеспеченности; U - количество экземпляров
основных учебных изданий в печатном виде; S -
количество студентов, изучающих дисциплину; KI
- коэффициент информатизации вуза;
n - повышающий коэффициент, учитывающий наличие
либо отсутствие учебного электронного издания, рекомендуемого для изучения
дисциплины в качестве основного. Имеет только два значения: в случае наличия -
1,
отсутствия - 0.
Что подразумевается под KI?
Коэффициент информатизации определяет уровень обеспеченности вуза компьютерной
базой.
Обеспеченность компьютерной базой является одним из
глобальных критериев, составляющих основу методики определения рейтинга вуза, и
определяется как частное от деления количества персональных компьютеров и
компьютерных рабочих станций в вузе на приведенный контингент студентов [7].
Если количество экземпляров основных учебных изданий в
печатном виде (U) и количество студентов, изучающих
дисциплину (S), варьируются в зависимости от
дисциплины, книгообеспеченность которой определяется, то коэффициент
информатизации (KI) имеет одинаковое значение для всех
дисциплин и рассчитывается по формуле:
KI = PS / Sпр,
где: KI - коэффициент
информатизации; PS - количество персональных
компьютеров и компьютерных рабочих станций; Sпр
- приведенный контингент студентов.
Приведенный контингент студентов определяется по формуле:
Sпр = S1 + 0,25*S2 + 0,1*S3,
где Sпр -приведенный
контингент студентов, чел.; S1 - количество
студентов дневной формы обучения.; S2 -
количество студентов очно-заочной формы обучения; S3
- количество студентов заочной формы обучения; 0,25 - коэффициент
приведения контингента студентов очно-заочной формы обучения к дневной; 0,1
- коэффициент приведения контингента студентов заочной формы обучения к
дневной.
В предложенной формуле расчета книгообеспеченности
дисциплины сохраняется традиционный ККО, а в случае наличия электронного
учебного издания в формулу вводится повышающий коэффициент. Предлагаемая формула
позволяет учитывать электронные издания и в то же время не усложняет расчет
книгообеспеченности.
Данная формула не предполагает расчет книгообеспеченности
дисциплин образовательных программ, реализуемых посредством применения
дистанционных образовательных технологий (кейс-технологий, телекоммуникационных
технологий).
Пример расчета:
U = 25, S
= 50, KI = 0,22 (уровень обеспеченности компьютерной
базой ВГУЭС)
Если n = 0, ККО = 25/50 = 0,5
Если n = 1, ККО = 25/50 + 1*0,22
= 0,72
Список литературы
1. Справочник библиотекаря / Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А.
Минкина. - СПб., Профессия, 2002. - 448 с.
2. Казакова Р.А. Современные проблемы обеспечения вузов
учебной литературой / Р.А. Казакова, Т.П. Войдецкая, Н.Г. Румянцева //
Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования.
2001. - Вып. 10. - С. 1-88.
3. Карлсон С. Создание библиотек основывается больше на
приобретении книг, чем на использовании новых технологий / С.Карлсон // Дистанц.
и виртуал. обучение. - 2004. - № 3. - С. 18-19.
4. Хольгер Цшайге. Издание учебников в России и Европе //
Унив. кн. - 2004. - № 5. - С. 18-19.
5. Краснова Т.В. Концепция электронной библиотеки / Т.В.
Краснова // Унив. кн. - 2004. - № 7. - С. 35.
6. Нам принадлежит 14 процентов суши...[Интервью с ректором
Современной гуманитарной академии М.П.Карпенко [беседу вели А.Ашкеров,
М.Пугачева] // Плат. образование. - 2004. - № 5. - С. 13-17.
7. О внесении изменений в приказ Минобразования РФ от
26.02.2001 № 631 "О рейтинге высших учебных заведений": приказ Минобразования РФ
от 19.02.2003 № 593 // Бюл. М-ва образования РФ. - 2003. - № 6. - С. 52-63.
|