Научные и технические библиотеки №9 2005 год
Содержание:

Блюменау Д.И. Еще раз о формуле интеллигентности
(так ли безупречна ее "суть"?)

Крымская А.С. Управление знаниями - перспективная технология для библиотечно-информационных работников

Сукиасян Э.Р. Управлять можно только организационными знаниями

Старущенко Г.П., Хомякова Н.М. Серые документы и распределенный библиотечно-информационный фонд

Редькина Н.С. Технологический аудит в библиотеке

Сергеева С.А. Качество информационно-библиотечного обслуживания: организационно-технологический аспект

Забелина О.Б. Книгообеспеченность учебного процесса в условиях информатизации вуза

Павлова Л.П., Курбангалеева И.В., Дубовенко В.А. Научные школы в зеркале биобиблиографических указателей ученых Сибирского отделения РАН

Королева Л.И., Шкроба Н.В. Десять лет с "Патентами России"

ОТКЛИКИ НА ПУБЛИКАЦИЮ

Ядрова Г.В. Научный эксперимент как основа повышения квалификации библиотекарей

Миниярова З.М.Электронный каталог - особая поисковая среда

НАШИ АВТОРЫ


УДК 378.16

Забелина О.Б.

Книгообеспеченность учебного процесса в условиях информатизации вуза

Сведения о книгообеспеченности учебного процесса - один из важных показателей при оценке деятельности учебного заведения. Книгообеспеченность (К) - среднее число книг, приходящееся на одного читателя, - характеризует величину книжного фонда на конец года (Ф) в отношении к числу читателей (А), т. е. его достаточность (К = Ф/А) [1. С. 234].

Согласно приказам Минобразования РФ высшее учебное заведение обязано приобретать основную учебную литературу из расчета обеспечения каждого обучающегося по всем дисциплинам реализуемых образовательных программ в количестве - 0,5 экз., дополнительную учебную литературу в количестве - 0,2-0,25 экз. [2]. Фонды основной и дополнительной литературы могут дополняться электронными учебниками [3].

В конце 1990-х - начале 2000-х гг. Лаборатория научно-информационного обеспечения (НИО) НИИ высшего образования провела широкомасштабное исследование современного уровня обеспеченности высшей школы учебной литературой. В нем коэффициент книгообеспеченности (ККО) определяется как частное от деления количества экземпляров основной учебной литературы, имеющейся в библиотеке по данной дисциплине, на число студентов, ее изучающих. На основании ККО дисциплины определяются ККО по циклу дисциплин, по направлениям подготовки, по специальности, по конкретному вузу, по вузам региона и т.д. [2].

В большинстве библиотек образовательных учреждений для расчета ККО применяют аналогичные методики.

Таким образом, формула расчета книгообеспеченности дисциплины выглядит следующим образом:

KKO = U/S,

где: ККО - коэффициент книгообеспеченности; U - количество экземпляров основных учебных изданий; S - количество студентов, изучающих дисциплину.

Расчет ККО по данной формуле не позволяет адекватно оценить фактический уровень книгообеспеченности учебного процесса, так как не учитывает наличие электронных изданий (не учитывает доступ к электронным учебным изданиям).

Общая тенденция в области учебного книгоиздания - переход от бумажных носителей информации на цифровые. Все больше и больше вузов подключаются к Интернету. Доступ к компьютерам уже не является нерешаемой проблемой. Соответственно закладывается техническая база для создания, распространения и применения в учебном процессе "электронных учебников" [4].

Активная деятельность по созданию электронных библиотек ведется практически всеми библиотеками университетов как за рубежом, так и в России. В условиях дефицита учебной и научной литературы, ее дороговизны, недоступности для студентов фондов ведущих библиотек страны электронная библиотека является средством расширения доступности информационных ресурсов, условием организации самостоятельной работы студентов [5].

Активное внедрение информационных технологий, использование электронных изданий в учебном процессе не должны негативно отражаться на традиционном формировании фонда библиотеки вуза изданиями в печатном виде. Однако уже высказываются мнения о том, что традиционный печатный фонд можно полностью заменить электронной библиотекой. Например, ректор Современной гуманитарной академии М.П. Карпенко сказал: "Новая техника меняет абсолютно всякие представления о том, что такое библиотека. Все, что находится в Российской государственной библиотеке, в не уступающей ей библиотеке Конгресса США, можно разместить в одной комнате. А с помощью современных средств телекоммуникации всю эту информацию можно переслать в любую географическую точку. Получается, что нет уже никакого смысла строить библиотеки. Не нужны библиотеки, не нужны книги на бумажных носителях. Не нужны в принципе" [6. С. 13].

Опыт развитых стран показывает, что электронные библиотеки не заменяют в университетах традиционный печатный фонд. Американский совет по библиотекам и информационным ресурсам опубликовал доклад о создании и работе традиционных и электронных библиотек, основанный на онлайновом опросе 43 библиотекарей, участвовавших в проектах по созданию электронных библиотек в 1992-2001 гг. Кроме того, проведены телефонные интервью 25 директоров библиотек и деканов высших учебных заведений США.

Предполагалось, что новые технологии революционизируют процесс снабжения пользователей книгами, статьями и другой информацией, позволят студентам получать все материалы вне стен библиотек. Однако согласно данным, полученным в результате проведенного исследования, оказалось, что использование информационных технологий не стало приоритетным направлением при реорганизации научных библиотек, проведенной в 1990-е гг.

Составитель доклада С. Беннетт, руководитель библиотеки Йельского университета и профессор по библиотечным и информационным наукам Иллинойского университета, пришел к выводу, что прогнозы, сделанные в начале 1990-х гг. о том, что в новом веке библиотечные услуги будут предоставляться только через Интернет, а колледжи прекратят комплектование и обновление своих библиотек, не оправдались.

Создавая электронные аудитории, закупая новое оборудование и программное обеспечение, библиотеки все же базируют планирование своего развития на таких традиционных нуждах, как выбор соответствующих типов книжных полок, прогнозирование количества книг, которые должны будут на них стоять [3].

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что при оценке книгообеспеченности дисциплин необходимо учитывать как традиционные (печатные) так и электронные учебные издания. Наличие собственной электронной библиотеки или использование в учебном процессе электронных ресурсов федерального государственного учреждения Центральной библиотеки образовательных ресурсов при высоком уровне автоматизации вуза существенно увеличивает книгообеспеченность учебного процесса.

Формула расчета ККО дисциплины может иметь такой вид:

KKO = U/S + KI*n,

где: KKO - коэффициент книгообеспеченности; U - количество экземпляров основных учебных изданий в печатном виде; S - количество студентов, изучающих дисциплину; KI - коэффициент информатизации вуза; n - повышающий коэффициент, учитывающий наличие либо отсутствие учебного электронного издания, рекомендуемого для изучения дисциплины в качестве основного. Имеет только два значения: в случае наличия - 1, отсутствия - 0.

Что подразумевается под KI? Коэффициент информатизации определяет уровень обеспеченности вуза компьютерной базой.

Обеспеченность компьютерной базой является одним из глобальных критериев, составляющих основу методики определения рейтинга вуза, и определяется как частное от деления количества персональных компьютеров и компьютерных рабочих станций в вузе на приведенный контингент студентов [7].

Если количество экземпляров основных учебных изданий в печатном виде (U) и количество студентов, изучающих дисциплину (S), варьируются в зависимости от дисциплины, книгообеспеченность которой определяется, то коэффициент информатизации (KI) имеет одинаковое значение для всех дисциплин и рассчитывается по формуле:

KI = PS / Sпр,

где: KI - коэффициент информатизации; PS - количество персональных компьютеров и компьютерных рабочих станций; Sпр - приведенный контингент студентов.

Приведенный контингент студентов определяется по формуле:

Sпр = S1 + 0,25*S2 + 0,1*S3,

где Sпр -приведенный контингент студентов, чел.; S1 - количество студентов дневной формы обучения.; S2 - количество студентов очно-заочной формы обучения; S3 - количество студентов заочной формы обучения; 0,25 - коэффициент приведения контингента студентов очно-заочной формы обучения к дневной; 0,1 - коэффициент приведения контингента студентов заочной формы обучения к дневной.

В предложенной формуле расчета книгообеспеченности дисциплины сохраняется традиционный ККО, а в случае наличия электронного учебного издания в формулу вводится повышающий коэффициент. Предлагаемая формула позволяет учитывать электронные издания и в то же время не усложняет расчет книгообеспеченности.

Данная формула не предполагает расчет книгообеспеченности дисциплин образовательных программ, реализуемых посредством применения дистанционных образовательных технологий (кейс-технологий, телекоммуникационных технологий).

Пример расчета:

U = 25, S = 50, KI = 0,22 (уровень обеспеченности компьютерной базой ВГУЭС)

Если n = 0, ККО = 25/50 = 0,5

Если n = 1, ККО = 25/50 + 1*0,22 = 0,72

Список литературы

1. Справочник библиотекаря / Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. - СПб., Профессия, 2002. - 448 с.

2. Казакова Р.А. Современные проблемы обеспечения вузов учебной литературой / Р.А. Казакова, Т.П. Войдецкая, Н.Г. Румянцева // Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. 2001. - Вып. 10. - С. 1-88.

3. Карлсон С. Создание библиотек основывается больше на приобретении книг, чем на использовании новых технологий / С.Карлсон // Дистанц. и виртуал. обучение. - 2004. - № 3. - С. 18-19.

4. Хольгер Цшайге. Издание учебников в России и Европе // Унив. кн. - 2004. - № 5. - С. 18-19.

5. Краснова Т.В. Концепция электронной библиотеки / Т.В. Краснова // Унив. кн. - 2004. - № 7. - С. 35.

6. Нам принадлежит 14 процентов суши...[Интервью с ректором Современной гуманитарной академии М.П.Карпенко [беседу вели А.Ашкеров, М.Пугачева] // Плат. образование. - 2004. - № 5. - С. 13-17.

7. О внесении изменений в приказ Минобразования РФ от 26.02.2001 № 631 "О рейтинге высших учебных заведений": приказ Минобразования РФ от 19.02.2003 № 593 // Бюл. М-ва образования РФ. - 2003. - № 6. - С. 52-63.

  
На главную