Научные и технические библиотеки №1 2006 год
Содержание:

12-я Международная конференция «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры и бизнеса»  – «Крым–2005»

Павлова Н.П. Международный форум «Крым–2005»

Шрайберг Я.Л. Библиотеки и университеты в электронно- информационной среде: первые шаги на пути от информационного общества к обществу знаний. Ежегодный доклад Международной конференции «Крым»

Гениева Е.Ю. Культура как способ разрешения конфликтов: роль библиотек

Дригайло В.Г. День украинских библиотек на Крымском форуме

Секция «Мировая информационная инфраструктура, национальные информационные ресурсы и национальные библиотеки, проекты международного сотрудничества»

Кириллова О.В. Зарубежные и отечественные реферативные ресурсы в информационном обслуживании российских пользователей

Семидидько Л.Д., Ступкин В.В. Некоторые результаты анализа построения зарубежных библиотечно-информационных объединений и компьютерных сетей

Липенский А.В. Информационные ресурсы компании Ист Вью Пабликейшнс: электронные базы данных «Российская национальная библиография» и «Архив журнала "Вопросы истории"»

Секция «Электронные библиотеки и Интернет-технологии»

Степанов В.К. Бесплатные Интернет-библиотеки: перспективы существования в России

Волохин О.М. Мобильные технологии современной библиотеки: новый сервис, практический опыт, перспективы

Баженов С.Р., Федотов В.Б., Баженов И.С. Результаты разработки распределённой веб-ориентированной системы управления библиографическими базами данных

Колосов К.А. Новые возможности поисковых средств портала ВГБИЛ

ИФЛА–2005

Евстигнеева Г.А., Земсков А.И. Неделя на Земле викингов. Заметки  о работе 71-й Генеральной конференции ИФЛА

ЮБИЛЕИ

Сукиасян Э.Р. Профессор  Полянов. (К 70-летию коллеги)


Я.Л. Шрайберг

Библиотеки и университеты в электронно-информационной среде: первые шаги на пути от информационного общества к обществу знаний
Ежегодный доклад Конференции «Крым-2005»

«Послушает мудрый, и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы». «Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей». Ветхий Завет, Книга Притчей Соломоновых, глава 1, стих 5; глава 2, стих 10.

«Послушает мудрый, и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы»… Вдумайтесь в эти непреходящие истины одной из величайших книг человечества – в этих кратких по форме, но глубочайших по содержанию строках уже тысячи лет назад была заложена простая и емкая формула: от информации – к знаниям, вернее, к их приумножению.

Но знания – это очень тяжелый груз, приобретая или приумножая который, люди получают невиданные возможности как для своего совершенствования, так и для развития общества в целом. Современное информационное общество, двигаясь к обществу, построенному на знаниях (или обществу знаний) обрушивает на своих граждан огромный, зачастую неподъемный информационный груз, только подняв который, можно достигнуть или хотя бы приблизиться к обществу знаний.

Еще в IV в. до н.э. Аристотель, подчеркивая важность образования, утверждал: «Все люди от природы стремятся к знанию». А уже в XVI в. (не верится, но это факт!) люди образованные начали испытывать недостаток в том, что мы сегодня называем информационными технологиями, для того чтобы было легче принимать и усваивать приобретаемые знания. Известный французский философ-гуманист и писатель Мишель Монтень, живший в то время, писал: «Ум человеческий при чрезмерных занятиях и обилии знаний, загроможденный и подавленный их бесконечным разнообразием, теряет способность разобраться в этом нагромождении и под бременем непосильного труда сгибается и увядает». (Конечно, если бы у Монтеня был компьютер, и тем более Интернет, тон его высказывания был бы более оптимистичным.)

Эра компьютеризации и последующей интернетизации сыграла свою историческую роль, и к концу XX в. информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали одним из важнейших элементов формирования нового общества – общества XXI века, который вначале окрестили веком информационным, а теперь все чаще и чаще называют веком общества знаний. И в этом нет никакого противоречия, поскольку информация – это путь к знаниям, а информационное общество открывает путь к новой формации общества – обществу знаний.

Еще в 1993 г. известный американский ученый Питер Дракер в своей книге «Постэкономическое общество» (русский перевод появился только в 1999 г.) проанализировал исторический период с 1750 по 1900 г., показав, что за 150 лет капитализм и технический прогресс завоевали весь мир и способствовали созданию глобальной цивилизации как первоосновы для перехода к обществу знаний.

В XX в. произошли резкий скачок в развитии производительности труда и появлении новых отраслей знания, создание основ того, что мы называем информационно-коммуникационными технологиями и, наконец, – революция в управлении. Все это способствовало созданию основ не просто общества, основанного на знаниях, а общества, базирующегося на многочисленных отраслях знания.

То, что мы сегодня называем знанием, ежечасно доказывает свою значимость и проверяется на практике. Многие века являвшаяся эталоном средневековая система образования, которая включает в себя грамматику, логику, риторику и умение определить, что и как сказать, сегодня замещается системой знания, способной решить, что и как делать – в глобальном, общественном смысле.

Заметим, кстати, что еще до Средних веков Сократ полагал, что цель знания заключается в самопознании и саморазвитии, а результаты знаний служат самому человеку. Другой древнегреческий философ – Протагор – утверждал, что цель знания – уметь сказать, что нужно и как нужно, и именно эта трактовка в течение почти двух тысяч лет имела определяющее значение для западной системы образования и обучения, да и для самого понятия знания.

«Знание сегодня – это информация, имеющая практическую ценность, служащая для конкретных результатов». Эта одна из заключительных фраз книги американского ученого Питера Дракера «Постэкономическое общество» подчеркивает феномен знания как силу, способную создать новое общество, как реальность, как, наконец, жизненный реализм.

ЮНЕСКО практически первой в мире в конце XX в. объявила о начале создания информационного общества и предложила Программу «Информация для всех». Эта программа фактически определила стратегию движения к информационному обществу как к первому этапу общества знаний (это более свежее уточнение, недавно внесенное ЮНЕСКО в процессе подготовки к Всемирному Саммиту по информационному обществу), указав пять основных направлений деятельности, в частности направление 5 – «Информационная технология на службе образованию, науке и культуре», в обеспечении которого активно участвуют библиотеки и образовательные учреждения. Именно библиотеки и университеты осваивают и предоставляют широким слоям населения возможность использования ИКТ.

В знаменитой Окинавской Хартии глобального информационного общества, принятой после Программы «Информация для всех», отмечается: «ИКТ являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века». В этом важнейшем документе, хронологически стоящем на грани веков и как бы символически открывающем век информации и век общества знаний, прописаны основные пути построения глобального информационного общества, указаны основные принципы и подходы к реализации идей и задач информационного строительства, в частности, подчеркнута особая роль и возможности цифровых технологий, важность преодоления электронно-цифрового разрыва внутри государств и между ними, необходимость содействия развивающимся странам в совершенствовании информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечения дальнейшего развития эффективного международного сотрудничества в информационной сфере.

«Устойчивость глобального информационного общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких, как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей». (Окинавская Хартия глобального информационного общества, § 3.)

Всемирный Саммит по информационному обществу, состоявшийся в конце 2003 г. в Женеве, подытожил все то, что произошло в мире после принятия Окинавской Хартии в плане построения глобального информационного общества, еще раз подчеркнул важность двух главных составляющих фундамента информационного общества: глобализации экономики и ИКТ. Приняты два основных документа Всемирного Саммита – «Декларация принципов» и «План действий», отражающие как теоретические представления о будущем обществе, так и вполне конкретные показатели применения ИКТ в странах – участницах Саммита до 2015 г.

Нельзя не отметить, что по инициативе ИФЛА перед Саммитом (там же, в Женеве) прошло совещание «Библиотеки – сердце информационного общества», где не только подчеркивалась и иллюстрировалась ведущая роль библиотек в содействии наступлению информационного общества, но и была выработана консолидированная позиция ведущих библиотек по поддержке проектов основных документов Саммита.

На очереди второй этап Всемирного Саммита в 2005 г. в Тунисе, и нет сомнения в том, что на этом форуме значительное место будет отведено концепции формирования общества знания на платформе глобального информационного общества.

Таким образом, сегодня в мире сложилась в целом благоприятная обстановка для формирования глобального информационного общества: процессы глобализации экономики, новейшего разделения труда и постиндустриального развития затронули большинство стран, включая даже во многом еще слабо развитые африканские страны. Компьютерная телекоммуникационная инфраструктура покрыла континенты, и движение Интернета по планете уже не остановить, он проникает в самые удаленные уголки, создавая единое коммуникационное пространство. ИКТ прочно входят во все сферы человеческой деятельности, более того, их уже невозможно себе представить без ИКТ.

Повышается информационная грамотность населения, формируется информационная культура. Библиотеки и университеты как основные форпосты информационного общества принимают на себя функции не только его совершенствования, но и обеспечения перехода к обществу знаний как следующему уровню общественной эволюции. На сегодняшнем этапе развития общественной социокультурной и образовательной системы важны уже не столько отдельные успехи библиотек и вузов в продвижении ИКТ и создании платформы общества знаний, сколько консолидация, умение построить эффективные схемы сотрудничества – общество знаний требует коллективных и корпоративных усилий, умения совместно работать, умения договариваться, а не искать причины, почему договоренности или сотрудничество не удались.

По результатам мониторинга состояния информационного общества в разных странах и на основании документов Всемирного Саммита по информационному обществу, ЮНЕСКО немногим более года назад выдвинула идею поддержки Концепции множества знаний как главной цели общественной эволюции, а не Концепции глобального информационного общества. Это, на мой взгляд, очень правильный, системный подход, так как необходим всеобъемлющий, целостный и всесторонний взгляд на проблему и перспективы общественного развития.

Информационные потоки, даже глобального характера, и повсеместное наступление ИКТ – необходимые, но не достаточные условия для понимания и реализации того огромного потенциала общественного развития, которое дает знание.

Какие же главные вопросы возникают при создании общества знаний на первом этапе перехода от информационного общества?

Оценка уровня развития ИКТ в мире: глобальный, региональный, государственный и местный (внутригосударственный) разрезы.

Как сократить электронно-цифровой разрыв между странами, внутри стран и территорий, который усиливает эволюционное неравенство и не позволяет отдельным группам населения и целым странам воспользоваться теми преимуществами, которые дают информация и знание?

Как минимизировать социально-экономическое неравенство, чтобы современные достижения в области высоких технологий и интеллектуальные ресурсы не оказались исключительной привилегией только небольшой группы высокоразвитых стран?

Как гарантировать свободное распространение информации и знаний и обеспечить их оптимальное использование в человеческой практике?

Как обеспечить каждому человеку свободный доступ к мировым информационным и интеллектуальным ресурсам?

Как достичь международного согласия и унифицировать новые нормы, принципы и стандарты в области информации и знания?

Как добиться цивилизованной экспансии электронных документов, электронных библиотек и в целом электронных ресурсов в интересах сохранения культурно-образовательного наследия человечества и повышения эффективности информационно-документного обслуживания всех категорий пользователей?

Какие новые обучающие возможности предлагают новые средства коммуникации и как будут совершенствоваться образовательные технологии в современной электронно-информационной среде?

Как демократия, гражданское общество, права человека, авторское право и интеллектуальная собственность на информацию и знание реализуются в разных странах, и что сделать для более плодотворного и эффективного расширения правового поля на пути к обществу знаний?

Отсюда следуют и главные задачи перехода к обществу знаний:

  • повышение уровня развития ИКТ в мире,
  • сокращение электронно-цифрового разрыва,
  • минимизация социально-экономического неравенства,
  • гарантия свободного распространения информации и знаний,
  • международные соглашения и унификация норм и стандартов,
  • экспансия электронных документов и электронных ресурсов,
  • обеспечение свободного доступа к информационным и интеллектуальным ресурсам,
  • новые обучающие возможности и совершенствование образовательных технологий,
  • демократия, гражданское общество и правовое поле информационного общества – необходимые вехи на пути к обществу знаний.

В нарождающемся обществе знаний в качестве важнейших задач должны рассматриваться, как и следует из вышеприведенного, получение и распространение образовательных, научных и культурных сведений, сохранение национального и мирового наследия в цифровой форме, а также качество обучения и образования. Эти важнейшие задачи (прописанные, кстати, и в вышеупомянутых основополагающих документах ЮНЕСКО, Всемирного Саммита и ИФЛА) выдвигают в авангард новой общественной формации библиотеки и университеты как главные движущие силы в непростом процессе их решения.

Особую роль ИКТ на пути перехода к обществу знаний переоценить трудно. Сегодня ИКТ – это не только инструментарий, это и образовательные дисциплины, и педагогические средства в развитии эффективных образовательных и библиотечных услуг.

Проанализируем кратко уровень состояния ИКТ, особенно изменения, за последний год.

Прежде всего отметим, что интенсивное наступление Интернета продолжается, Сеть приходит в такие районы, где совсем недавно и компьютеров не было. Тенденции распространения пользовательского потока и отношение числа пользователей в процентах к количеству населения конкретных стран остаются примерно неизменными за последние несколько лет, в частности, Республика Корея уже обогнала США, далее идут Германия, Франция, Бразилия; Россия – где-то в середине списка; замыкают его африканские страны: Эфиопия, Танзания, Судан и др.

На первом месте по объемам скачиваемой информации по-прежнему остаются мультимедиа – кино, видео, музыка; большую популярность завоевывают персональные веб-издательства, OMPG – онлайновые многопользовательские игры, обучающие классы в Интернете, каталоги библиотек, в том числе личных. Ожидается экспоненциальный рост Интернет-трафика и главным образом за счет электронной коммерции: по прогнозам аналитиков онлайновый шопинг будет расти примерно в 10 раз быстрее, чем офлайновый. Борьба со спамом привела к созданию нового сегмента рынка.

В конце 2003 г. Президент США Дж. Буш подписал закон против спама, налагающий ограничение на рассылку непрошенной электронной почты. Палата представителей США подавляющим большинством голосов утвердила этот закон, что положило конец длящимся уже шесть лет в стране попыткам создать федеральное законодательство, сдерживающее рассылку некоторых сообщений. Этот закон, как сказал глава Microsoft Билл Гейтс, «поможет потребителям восстановить контроль над своими почтовыми ящиками и поддержит поставщиков услуг электронной почты в их борьбе за обуздание спама».

Конечно, возникает вопрос, оправданы ли усилия, затрачиваемые на борьбу со спамом? Несмотря на то, что некоторые компании, которым еще не нанесен ущерб спамом, не хотят тратить на это деньги, вывод один – если не начать бороться со спамом, ситуация может выйти из-под контроля, тем более что лавинообразность спама нарастает, и пользователи Интернета в 2004 г. смогли почувствовать, как вырос этот поток по сравнению с 2003 г.

Какие основные факторы определяли изменение структуры рынка ИКТ в 2004 г.? Большинство аналитиков отмечают: мобильность, внедрение беспроводных технологий и переход на широкополосную связь. Очевидна тенденция перехода с desktop-моделей на ноутбуки, и производство ноутбуков стремительно растет. Доля ноутбуков среди персональных компьютеров в 2002 г. составляла 24%, в 2003 г. – 27%, а в 2004 г. – уже более 33% (данные журнала «Компьютер-пресс», 2005, № 1).

Объем и структура мирового ИКТ-рынка

Ни один аналитик не владеет данными, которые могут показать долю библиотек и вузов в этой таблице; можно только предполагать, что эта цифра уже достаточно велика. Но в оценке продажи персональных компьютеров все сходятся в том, что именно рост пользовательского рынка позволил в 2004 г. увеличить поставки более чем на 10% по сравнению с 2003 г., и это увеличение имеет три основных составляющих: библиотеки и медицинские учреждения, вузы и университеты, физические лица.

Особенно впечатляет рост числа персональных компьютеров, приобретаемых населением. И если, например, в США, Англии, Германии и других развитых странах обладание персональным компьютером уже давно стало нормой жизни, то для стран Восточной Европы и бывшего СССР этот процесс идет столь стремительно, что начинаешь думать, что люди иногда отказываются от чего-то другого, чтобы получить заветный ПК.

Если абсолютные цифры назвать сложно, а многие прогнозы не оправдываются, то с выявленными тенденциями нельзя не согласиться. Очевидно, что рост ИКТ-рынка в развитых странах будет происходить более низкими темпами, чем во всем мире; это наглядно иллюстрирует рис. 1 (источник тот же).

Заметим, что сегодня в России темп роста ИКТ-рынка один из самых высоких в мире – около 25%, хотя в то же время по компьютерному и программному обеспечению российский рынок примерно в 100 раз меньше, чем в США; при этом любопытно отметить, что IT-рынок стран Восточной Европы составляет около 5% от аналогичного рынка Западной Европы. На рис. 2 показано соотношение ИКТ-рынка в России и странах Западной Европы.

Информации о развитии рынка ИКТ, позволяющей оценить уровень готовности общества к переходу в общество знаний, очень много. Сейчас важно выделить основное, уложившись в очень сжатый регламент, т.е. время, отведенное на Ежегодный доклад Конференции «Крым».

Несколько слов об Интернете: по данным независимых экспертов, интеграция Интернета и доставки широкополосного TV-контента значительно увеличит число пользователей широкополосной связи; число пользователей КПК и смартфонов растет постоянно.

В 2004 г. продолжилось распространение стандарта WiFi, активными темпами развивался рынок хот-спотов (хот-спот обеспечивает беспроводное Интернет-соединение, как правило, для пользователей портативных компьютеров). Фактически зреет революция в области передачи данных; в 2006 г. ожидается увеличение хот-спотов до 90 тыс. Провайдеры устанавливают хот-споты в местах, где часто бывают бизнесмены – в отелях, аэропортах, вокзалах и т.п.; началась активизация использования WiFi-технологий в университетах и библиотеках (пока примеров мало). Для студентов университетов WiFi – настоящая находка: хочешь – работай с Интернетом в университетской библиотеке, хочешь – в аудитории, а хочешь – в общежитии. Очень удобно и технически не < style="letter-spacing: -.2pt">сложно. То же, видимо, будет и с библиотеками, хотя главный недостаток WiFi – практически невозможная защита информации и частое ее искажение – исправляется очень медленно. Тем не менее ожидается, что именно университеты и библиотеки станут той движущей силой, которая позволит существенно развить WiFi и другие беспроводные Интернет-технологии, сделать их более доступными для населения.

До последнего времени наибольшие ожидания мобильных пользователей были связаны с сетями 3G, которые должны были предоставить широкие возможности для высокоскоростного беспроводного доступа к Интернету. Однако они оказались невостребованными из-за своей дороговизны, и развиваются только в Японии. WiFi и стал альтернативой дорогим 3G-сетям; теоретически WiFi – не конкурент 3G, так как представляет относительную мобильность, а мобильная связь третьего поколения обеспечивает возможность доступа в Интернет повсюду, независимо от расположения точек доступа. Но в реальности – WiFi развивается и интересует все большее число пользователей (в том числе и для организации закрытых беспроводных ЛВС WLAN).

Выборочный опрос Интернет-пользователей показал, что 90% собираются использовать WiFi в ближайшем будущем. Наиболее широко WiFi распространен в Японии и других странах Азии, за ними следуют Европа и Латинская Америка. В России развитие WiFi-технологии находится на начальном этапе: первые хот-споты появились весной 2003 г. в Москве и С.-Петербурге, затем – в Новосибирске. Сегодня в России уже более 200 хот-спотов.

К 2007 г. в мире ожидается 477 тыс. хот-спотов – рост более чем на 600%. Несмотря на очевидные сложности и разные прогнозы, ясно, что будущее – за технологией WiFi, и здесь главная надежда – на библиотеки и университеты.

Еще несколько слов о тенденциях развития Интернета – главной коммуникационной артерии информационного общества и общества знаний.

Возникнув в конце 1980-х гг. как средство для обмена информацией, сегодня Интернет стал единой мировой коммуникационной средой (электронно-информационной средой), в которой обучаются, читают, рекламируют, продают, голосуют, развлекаются и т.п. – в общем, реализуются все стороны многогранной человеческой жизни. Стабильным остается показатель постоянного расширения Интернет-аудитории, и многие уже не мыслят себя без Интернета.

Сегодня по-разному считают все основные показатели Интернета, и разные статистические отчеты дают разные цифры (впрочем, правильно считать умеют немногие). Тем не менее, число пользователей Интернета в I квартале 2005 г. уже приблизилось к 700 млн человек; Европа по числу пользователей обошла Северную Америку: 27% активных пользователей в Северной Америке, 30,5% – в Европе, 32,5% – в Азиатско-Тихоокеанском регионе (рис. 3).

За последний год необычайный подъем Интернета наблюдался в Великобритании; по данным британского телеоператора Offel уже половина всех жилых домов имеет доступ к Интернету.

И в России уже примерно 10% населения – пользователи Интернета, а по абсолютным цифрам у нас пользователей больше, чем в Нидерландах и Швеции вместе взятых. И есть все основания предполагать, что активный рост российской Интернет-аудитории продолжится хотя бы потому, что в России более 20 млн человек имеют высшее образование, более 130 тыс. библиотек, из которых почти 50% – публичные и вузовские, ежедневно обслуживают миллионы (в сумме) читателей, даже пусть только 10% через Интернет. Все это позволяет многим экспертам прогнозировать рост аудитории Рунета до 20 млн человек уже через год.

Роль библиотек и учебных заведений в расширении Интернет-пространства и в целом в освоении и продвижении ИКТ чрезвычайно велика. Фактически для большинства населения и для огромной армии студентов и преподавателей библиотеки и вузы открыли Интернет. Сегодня в процессе обучения многие дисциплины используют Интернет просто как инструментарий, не говоря уже об огромных информационных возможностях для исследований, подготовки дипломных и курсовых работ, поддержки и развития дистанционного обучения.

Интернет реально внедрил в практику саму идею дистанционного образования, позволил многочисленной студенческой аудитории работать с электронными учебниками, онлайновыми тестами и экзаменами, а библиотекам – создавать и поддерживать электронные фонды и электронные библиотеки в интересах многомиллионной читательской аудитории. В общем, библиотеки и учебные заведения оказались подходящей компанией для развития Интернет-технологий и Интернет-сервиса.

Одна из негативных сторон современных реалий – необходимые для соответствующего развития и оснащения средства библиотекам приходится добывать самим.

Скажем честно – после завершения программ Фонда Сороса во многих странах СНГ не оказалось достойных продолжателей подобной благотворительности, и несмотря на имеющиеся отдельные примеры благотворительных программ и проектов других зарубежных и отечественных фондов, такого уровня и масштаба поддержки научных, культурных и образовательных программ пока нет. Существующие сегодня государственные программы не могут удовлетворить даже минимальных потребностей нашего сектора (хотя определенные тенденции в стремлении к этому вырисовываются).

Наблюдение за пользователями российских библиотек, приходящими в открытые публичные Интернет-залы, показывает, что очень много просматриваемой или скачиваемой информации относится к музыке, видео- и аудиоинформации. Это – общемировая тенденция. Остальная часть информационных запросов распределяется (на примере Рунета) следующим образом:

  • получение информации из Сети - 88,6%,
  • использование электронной почты - 86%,
  • новости - 71,2%,
  • скачивание программного обеспечения - 50,8%.

По данным 2003 г. 16,4% пользователей Рунета совершали онлайн-покупки, а банковские или финансовые операции проводили всего лишь 7,6%.

Конечно, про ИКТ и Интернет можно сказать еще очень много (интересной аналитической информации сегодня опубликовано великое множество), но время, отведенное для доклада, не позволяет.

Генрих Райнерманн, профессор, заведующий кафедрой Университета наук управления г. Шпайера (Германия) в общественной дискуссии, инициированной корпорацией Майкрософт сказал: «Палка о двух концах – это очень точно ощущают на себе библиотечные работники, преподаватели и студенты университетов и вузов, когда, открывая огромные массивы электронной информации, повышая уровень обслуживания и создавая невиданные ранее возможности обучения в электронно-информационной среде, они обязаны не забывать о правовой основе, о необходимости соблюдения авторских прав, защиты интеллектуальной собственности, использования лицензионного программного обеспечения и др.»

Правовое поле – это фундамент, на котором строится и информационное общество, и, безусловно, общество знаний.

Сегодня, когда мощными темпами идет наращивание электронного информационного ресурса, когда в библиотеках развиваются и активно задействованы несколько потоков электронной информации, а вузы вовсю используют в обучении электронные ресурсы и ИКТ, вопросы соблюдения лицензионно-правовых норм становятся не просто актуальными, а неизбежными. Эту ситуацию особенно важно контролировать на пространстве СНГ, где правовое самосознание и правовая платформа общества еще не вполне развиты. Конечно, сегодня еще трудно надеяться, что наши граждане будут честно соблюдать все нормы и правила, которые уже давно естественны для цивилизованного общества, и я, честно говоря, был разочарован, когда в компании людей небедных, обсуждавших проблемы с соблюдением авторских прав и необходимость приобретения различных лицензий, в том числе и в первую очередь – на программное обеспечение, услышал в основном негативную реакцию, суммировать которую помогло прочитанное где-то четверостишие:

«Для пользы дела честность неуместна –
Печальный опыт из глубин веков,
И в наше время обнаружить честных
Возможно лишь меж круглых дураков».

И все же я готов подписаться под известными словами американского писателя Кина Хаббарда: «Честность окупается, но, видно, не настолько, чтобы устраивать всех и каждого».

В Российской Федерации правовую ситуацию можно считать вполне разрешимой:

во-первых, Россия присоединилась к знаменитой Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (1886 г.) в редакции 1971 г.;

во-вторых, наша страна признала Всемирную конвенцию об авторском праве (в редакции 1971 г.) и дополнительные протоколы № 1 и 2 об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства;

в-третьих, Россия подписала Международную конвенцию об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция);

и в-четвертых, в Российской Федерации достаточно законов, защищающих авторские права и интеллектуальную собственность, и прежде всего это «Закон об авторском праве и смежных правах», который высоко оценен специалистами Всемирной организации интеллектуальной собственности, авторскими сообществами, юристами, правоведами, и конечно, принятые в июне 2004 г. «Изменения в законодательстве об авторском праве и смежных правах». Эти изменения, на мой взгляд, связаны с выявленными недостатками вышеупомянутого закона, с наработанной практикой, в том числе и с результатами анализа зарубежного опыта, в первую очередь эффективных последствий американского закона DCMA, который главным образом направлен на защиту электронной и мультимедийной продукции.

Законов достаточно; возможно, недостаточно разъяснительных инструкций и правил, которые на основе действующего законодательства должны дать однозначное толкование читателям библиотек и студентам вузов: что они могут беспрепятственно копировать или сканировать, на что следует получать разрешение, какое и у кого и т.д. Сегодня, когда идет тотальное использование полнотекстового материала, включая и его издание теми, кто не имеет отношения к его авторству; когда в Интернет вбрасываются гигабайты информационного материала сомнительного происхождения и качества и вместе с тем много полезного и нужного; когда вовсю идут судебные процессы по вопросам нарушения авторского права, особенно при создании всякого рода электронных библиотек (которые зачастую вовсе и не библиотеки), правовая защита правообладателей, правовая грамотность читателей и сотрудников библиотек, студентов и преподавателей вузов особенно актуальны.

В электронно-информационной среде нарождающегося общества знаний перечень электронной продукции и ресурсов библиотек включает:

  • электронные каталоги и базы данных,
  • электронные фонды,
  • полнотекстовые ресурсы собственной генерации,
  • заимствованный электронный ресурс, в том числе и в Интернете,
  • электронные библиотеки (в правильном значении этого понятия),
  • электронную доставку документов,
  • специальные библиографические, фактографические и иные электронные ресурсы.

Университеты и другие вузы производят и используют следующие электронные ресурсы:

  • базы данных и электронные каталоги собственных библиотек,
  • электронные расписания,
  • электронные системы тестирования,
  • электронные учебники,
  • веб-сайты и образовательные порталы,
  • совместные образовательные ресурсы и проекты.

В 2004 г. многие публикации по проблематике «библиотеки – университеты – электронная информация – общество знаний» продолжали исследовательскую миссию университетской библиотеки как стратегического партнера университета в достижении целей образования. Это партнерство основывается на интеграции интеллектуального и социального капитала, а процесс знания рассматривается как основа совместного производства ценностей; при этом имеются в виду три типа процесса знания: генеративный, продуктивный, репрезентативный. Они переплетены между собой и образуют единый процесс знания.

Какие же еще особенности в развитии и совершенствовании образования отмечаются в последнее время с учетом наращивания электронно-информационного ресурса? Это прежде всего - дистанционные образовательные технологии, виртуальные конференции и заказные лекции, развитие спутниковой и мобильной связи в системе дистанционного образования, повышение уровня электронных средств обучения, метод «кейс-стади», включение университетской библиотеки в планирование и обеспечение программ дистанционного обучения.

Какие характерные черты образования можно заметить в информационном обществе? Это – глобализация, непрерывность, индивидуализация, разнообразие стандартов и образовательных технологий, переход от формально-дисциплинарного к проблемно-активному типу обучения.

Сегодня уже можно говорить об открытом библиотечно-информационном образовательном пространстве, ибо те задачи и формы обслуживания, которые предлагают библиотеки, и образовательные услуги вузов во многом связаны, дополняют друг друга и создают уникальную ситуацию для формирования предпосылок создания общества знания.

Электронные учебники и электронные библиотеки, Интернет-доступ к библиотечным фондам и дистанционное обучение (Интернет-доступ к учебным программам и интерактивное взаимодействие), развитие образовательных технологий и введение новых форм библиотечно-информационного обслуживания на основании распределенных электронных полнотекстовых и мультимедийных ресурсов и т.д. – вот основные параметры совместного развития библиотек и университетов как двигателей общественного прогресса, как преобразователей информационного общества в общество знаний.

Проблема обеспечения правовой и лицензионной чистоты в деятельности библиотек и использовании электронных технологий студентами вузов остается той проблемой, которую нельзя игнорировать, с ней следует считаться и ее можно успешно решить в рамках существующего законодательства.

Хорошо, что в программе Конференции «Крым–2005» предусмотрены специальные мероприятия по правовой информации и авторскому праву, а также по развитию современных образовательных технологий. Эти темы и эти задачи чрезвычайно серьезны и важны, чтобы попытаться осветить их одним мазком в моем докладе. Но именно для этого и существует наша конференция, для этого ее участникам и предложена столь большая и насыщенная программа, чтобы сегодня, с высоты уже пятого года нового века попытаться во многом по-новому оценить все эти проблемы и предложить свои компромиссные решения и, конечно же, выявить новые проблемы.

Закончить доклад мне хочется словами великого русского мыслителя и художника Н.К. Рериха: «Человечество обязано мыслить, оно должно сообща устремляться к достижениям. Нельзя, чтобы хаос невежества в пышных одеждах вторгался и глумился над познанием».

  
На главную