Научные и технические библиотеки №1 2006 год
Содержание:

12-я Международная конференция «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры и бизнеса»  – «Крым–2005»

Павлова Н.П. Международный форум «Крым–2005»

Шрайберг Я.Л. Библиотеки и университеты в электронно- информационной среде: первые шаги на пути от информационного общества к обществу знаний. Ежегодный доклад Международной конференции «Крым»

Гениева Е.Ю. Культура как способ разрешения конфликтов: роль библиотек

Дригайло В.Г. День украинских библиотек на Крымском форуме

Секция «Мировая информационная инфраструктура, национальные информационные ресурсы и национальные библиотеки, проекты международного сотрудничества»

Кириллова О.В. Зарубежные и отечественные реферативные ресурсы в информационном обслуживании российских пользователей

Семидидько Л.Д., Ступкин В.В. Некоторые результаты анализа построения зарубежных библиотечно-информационных объединений и компьютерных сетей

Липенский А.В. Информационные ресурсы компании Ист Вью Пабликейшнс: электронные базы данных «Российская национальная библиография» и «Архив журнала "Вопросы истории"»

Секция «Электронные библиотеки и Интернет-технологии»

Степанов В.К. Бесплатные Интернет-библиотеки: перспективы существования в России

Волохин О.М. Мобильные технологии современной библиотеки: новый сервис, практический опыт, перспективы

Баженов С.Р., Федотов В.Б., Баженов И.С. Результаты разработки распределённой веб-ориентированной системы управления библиографическими базами данных

Колосов К.А. Новые возможности поисковых средств портала ВГБИЛ

ИФЛА–2005

Евстигнеева Г.А., Земсков А.И. Неделя на Земле викингов. Заметки  о работе 71-й Генеральной конференции ИФЛА

ЮБИЛЕИ

Сукиасян Э.Р. Профессор  Полянов. (К 70-летию коллеги)


Семидидько Л.Д.
Всероссийский НИИ гидрометеорологической
информации – Мировой центр данных, Обнинск

Ступкин В.В.
Международная ассоциация пользователей
и разработчиков электронных библиотек
и новых информационных технологий, Москва

Некоторые результаты анализа построения зарубежных библиотечно-информационных объединений и компьютерных сетей

Идея повышения эффективности системы научно-информационного обеспечения ученых, специалистов и других категорий пользователей за счет преимуществ интеграции информационных служб и библиотек не только глубоко осознана, но уже реализована во многих странах мира, включая и Россию.

Для разработки и создания любой библиотечно-информационной интегрированной системы требуется решить комплекс трудных научно-технических, методических и организационных задач. Здесь недопустимы просчеты, которые при создании таких больших и сложных систем влекут за собой огромные потери труда, средств и времени. Поэтому при проектировании интегрированной библиотечно-информационной системы наукограда Обнинска предварительно проведен анализ деятельности подобных зарубежных систем и по возможности учтен опыт, накопленный в этой области.

За рубежом успешно функционируют более 200 международных, национальных и региональных объединений – консорциумов, ассоциаций, корпораций, компьютерных библиотечно-информационных сетей. Ряд Ассоциаций (IATUL, CLA, IALL) созданы еще в 1940–1950-х гг. Старейшей и самой крупной ассоциацией в мировом библиотечно-информационном сообществе считается Ассоциация американских библиотек – ALA (основана в 1876 г.).

Основная миссия подобных объединений заключается в содействии накоплению и обеспечению сохранности культурного и научного наследия библиотек и институтов информации, свободному доступу пользователей к различным информационным ресурсам и развитию сервиса на основе прогрессивных технологий.

В связи с постоянно возрастающей ролью рынка информационных продуктов и услуг в развитии экономики правительства многих зарубежных стран уделяют значительное внимание государственной информационной политике, выдвигая свои национальные программы регулирования и поддержки этой сферы деятельности. Главные приоритеты состоят в развитии информационных ресурсов государственного сектора и средств доступа к ним, интеграции информационных служб и сетей, а также в создании правовых и организационно-экономических механизмов, благоприятствующих привлечению негосударственных инвестиций.

Следует отметить, что уже сейчас в этих странах значительная часть средств (до 40–50%) на функционирование различных ассоциаций поступает от продажи информационной продукции или услуг, от вступительных взносов, а также как спонсорская помощь.

В зависимости от статуса ассоциаций и поставленных целей в состав объединений входят либо множество различных типов организаций (например, RLG – Группа научных библиотек США – включает более 160 университетов, научных организаций и архивов), либо организации одного типа (PLA – Ассоциация публичных библиотек США), либо членами объединения являются отдельные ассоциации (например, ALA включает 11 объединений библиотек, различных по тематике и типам).

Бесспорными лидерами по количеству различных ассоциаций и библиотечно-информационных сетей, объемам электронных ресурсов, а также разнообразию предоставляемых услуг являются США и страны Европы (около 60%). Около 40% приходится на страны Азии, Южной и Латинской Америки, Африки, Австралию.

Широкую известность приобрели такие международные и национальные объединения, как ALA, ALL - Международная ассоциация правовых библиотек, IATUL - Международная ассоциация библиотек технических университетов (более 40 стран), CERL - Консорциум европейских научных библиотек, LIBER - Лига научных библиотек Европы, EAHIL - Европейская ассоциация библиотек и информационных служб по здравоохранению, CARL - Ассоциация научных библиотек Канады, BIBSYS - Библиографическая служба Норвегии, ALIA - Ассоциация библиотек и информационных служб Австралии.

Важную роль в повышении качества обслуживания играют крупнейшие автоматизированные информационные сети: OCLC – Библиотечный центр интерактивного компьютерного доступа и его библиотечно-информационные службы-провайдеры в Америке (SOLINET, PALINET, ILLINET, NELINET, OCLC/WLN и др.), Канаде, Европе, Африке; GABRIEL – Служба мировой компьютерной сети европейских национальных библиотек.

Библиотечно-информационные объединения отличаются по форме интеграции и построению организационных структур (вертикальная, горизонтальная или смешанная).

При вертикальной интеграции библиотек и информационных служб различных типов создается единая иерархическая структура управления (например CERL, WLA – Ассоциация библиотек Вашингтона).

Организационная структура горизонтальной интеграции (плоская иерархия) формируется, как правило, для решения различных межфункциональных проблем или реализации совместных библиотечно-информационных технологических процессов. Для выполнения поставленных целей создаются врменные проблемные коллективы или рабочие группы. Это позволяет обеспечить децентрализованную форму управления и реализовать принцип рационального сочетания фрагментарных задач.

За рубежом в 1990-е гг. под влиянием таких внешних факторов, как информационный взрыв, сокращение ассигнований на деятельность библиотек, внедрение новых информационных технологий, развитие конкуренции, появились новые формы организационных структур управления:

  • интеграция на базе заключенных контрактов;
  • виртуальные объединения ресурсов (информационных, финансовых, интеллектуальных, материальных) на базе новейших коммуникационных систем во врменные организационные структуры с целью реализации различных задач.

Такие формы объединения создают благоприятные условия для воспроизводства информационной продукции и развития услуг на основе единой согласованной системы управления технологическими процессами. Участники интегрированной системы расплачиваются за все услуги головной организации согласно принятым условиям. Это может быть установленный взнос или процент от оборота (продажи информационных продуктов, предоставляемых услуг, например франчайзинга).

Одна из основных задач библиотечно-информационных объединений – развитие спектра услуг. Как правило, выбор пакета сервисных услуг основан на знании спроса информационной продукции на потребительском рынке. Система научно-информационного и методического обеспечения различных типов и назначений ассоциаций предоставляет:

  • доступ к объединенным фондам первоисточников и разнообразным электронным каталогам, базам данных;
  • электронную или курьерскую доставку документов из организаций-владельцев;
  • программно-технический и брокерский сервис;
  • правовую защиту для всех библиотек – членов ассоциаций;
  • консультативный сервис в области автоматизации библиотечных процессов.

Результаты проведенного анализа позволили сформулировать основные рекомендации по созданию корпоративной библиотечно-информационной системы (КБИС) наукограда Обнинска.

1. Для создания политематических электронных ресурсов и увеличения полноты фонда первоисточников за счет совместного комплектования в состав участников КБИС необходимо включать организации различного типа (библиотеки вузов, НИИ, публичные). Выбор такого состава организаций должен быть обусловлен прежде всего объемами и тематической направленностью фондов, наличием специалистов для освоения программных средств и внедрения автоматизированных технологий.

2. В качестве организационной структуры управления КБИС целесообразно использовать принципы горизонтальной интеграции, поскольку участники КБИС подчиняются различным ведомствам, а сам проект будет финансироваться в основном за счет городского фонда поддержки науки и инновационной деятельности.

3. Для каждой организации – участницы КБИС необходимо разработать паспорт информационных признаков, отражающий состав количественных и качественных характеристик (тематика и объем фондов литературы, наличие собственных электронных ресурсов, спектр услуг и виды продукции) и дать ориентировочный прогноз изменения набора этих признаков в новых условиях функционирования.

4. На первых этапах проектирования и реализации проектных решений КБИС важно определить спектр социальных и технико-экономических эффектов для каждого участника интегрированной системы.

  
На главную