Научные и технические библиотеки №10 2006 год
Содержание:

Столяров Ю.Н. Научный миф о специальных методах документально-коммуникационных дисциплин

Плешкевич Е.А. Современные проблемы науки о документе

Фесенко К. Обзор тенденций развития электронных ресурсов и адаптации к ним читателей и библиотек

Зеленина Г.Н., Данилов А.В., Вотинцев П.А. Технология создания сводного каталога подписки участников проекта МАРС

КАДРЫ БИБЛИОТЕК

Сукиасян Э.Р. Прием новых сотрудников на работу. Стратегические цели и повседневные реалии

Цэнддоржийн Л.Л. Анализ кадровой ситуации в Научной библиотеке Байкальского государственного университета экономики и права

«ЗОЛОТОЙ ФОНД ПРЕССЫ»

Чаплыгина А.Н. «Золотойфонд прессы» на Международной конференции «Крым–2006»57

Панкова А.Н. Эксперт – библиотека: Слово о качественной прессе

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю.Н. Уникальная книга об уникальной библиотеке

Езова С.А. Модель коммуникационной библиотеки в интерпретации Е.Ю. Гениевой

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

ЮБИЛЕИ

Монастырева В.А., Анищенко Л.Н. От библиотеки учительского института до научной библиотеки государственного университета –
путь длиною в 130 лет

Хозиева Н.С. Чтим историю свою (К 75-летию НТБ
Северо-Кавказского горно-металлургического института)

НАШИ АВТОРЫ


 

УДК 651.5

Плешкевич Е.А.

Современные проблемы науки о документе

Освещены история развития теоретических воззрений на документ и актуальные проблемы науки о документе.

Научное изучение документа, а особенно теоретическое, сегодня без преувеличения переживает подъем. Известный украинский документовед Н.Н. Кушнаренко выделяет даже начало нового этапа институализации науки о документе [1]. В целом поддерживая предложения Н.Н. Кушнаренко, я хочу остановиться на обсуждении наиболее спорных или недостаточно разработанных проблем, к которым относятся: определение места дисциплины в системе наук, изучающих документированную информацию, соотношение прикладной и теоретической части, структурное развитие дисциплины, объект, предмет, область исследования документоведения.

Документоведение как научная дисциплина возникло в СССР в середине ХХ в. в структуре архивоведения. Его основоположник – историк-архивист К.Г. Митяев [2. С. 52; 3. С. 5]. Социальными предпосылками нового научного направления стали длительная практика по документированию управленческой, правовой и технической информации, использование документов в качестве исторического источника, архивная работа с документами, применение документов в правовой практике в качестве судебного доказательства и т.д. Успех практического использования документов зависел от понимания природы документа, что вело к определенным теоретическим исследованиям в тех дисциплинах, которые затрагивали указанные области деятельности. Однако исследования сущности документа носили вспомогательный характер, обеспечивая реализацию основных для каждого из научных направлений задач. Таким образом, предметом рассмотрения в данных дисциплинах становился один из аспектов документа, чаще всего прикладной.

Вопросы подлинности и подложности документов одними из первых начали изучать в дипломатике и криминологии. В XIX в. в Германии формируется правовая теория документа, рассматривающая понятия документ и документирование. Немецкие криминалисты называли составлением документа «то, когда воздействием человеческого сознания овеществляется определенная мысль для продолжительной распознаваемости. С этого момента документ существует самостоятельно и не зависит от изменения воли составителя или другого лица, пока не изменит его новое воздействие человека или времени» [Цит. по 4. С. 555].

Правовая теория документа была поддержана юристами России.

Особенности правовой теории документа заключались в том, что юристы имели дело с документом как письменным доказательством, использовавшимся в судебной практике. Однако очевидно, что не все письменные свидетельства могли играть роль доказательства. Это привело к разделению понятия документ на два понятия: в узком и широком смысле. С точки зрения российского права, отмечал А.А. Жижиленко, под документом, служащим предметом подлога, разумеется лишь документ в узком смысле, а не всякое вообще письменное доказательство; документ есть письменный акт, предназначенный служить с момента своего составления доказательством каких-нибудь обстоятельств [5]. Таким образом, в рамках правовой теории сформировался подход к пониманию документа как доказательства. На протяжении первой половины XX в. правовой подход оставался доминирующим.

Отдельные аспекты документа изучались во вспомогательных исторических дисциплинах, таких, как палеография, сфрагистика, геральдика и др. Предметами изучения выступали различные элементы письменных исторических источников – графика, печати, гербы и т.д. Целью данных дисциплин выступало повышение информативной отдачи исторических источников в исторических исследованиях.

Активный импульс к развитию теоретических знаний о документе исходил от делопроизводственной практики. Развитие капитализма вело к росту промышленных предприятий, усложнению производства, что в конечном итоге усложняло процессы управления. Переход к научной организации труда требовал совершенствования делопроизводственных технологий, обеспечивающих управленческий процесс. Именно этот факт, на мой взгляд, предопределил выдвижение административной (управленческой) документации на передний план в тематике документационных исследований и развитии документационной науки.

Первые исследования начали проводиться в архивоведении [6; 7] с целью совершенствования процессов отбора управленческих документов на хранение. Эта дисциплина стала научным «инкубатором», в структуре которого получила развитие классическая версия документоведения.

Таким образом, предпосылками возникновения документоведения как научной дисциплины стали потребности совершенствования практической деятельности по документированию информации, а источником – совокупность знаний, накопленных в смежных дисциплинах и практической деятельности. Определение документоведения как науки, объект, предмет и область исследований, соотношения со смежными дисциплинами уточнялись по ходу развития дисциплины. С 1960 г. «Документоведение» начали преподавать в Московском государственном историко-архивном институте (МГИАИ), а с 1969 г. дисциплина включена в номенклатуру научных специальностей.

Основоположник науки – К.Г. Митяев – определил документоведение так: «Научная дисциплина, изучающая в историческом развитии способы, отдельные акты и системы документирования явлений объективной действительности и создаваемые в результате документирования отдельные документы, их комплексы и системы» [8. С. 35]. Таким образом, документоведение отнесено к историческим наукам, что предопределило на тот период проблемы размежевания документоведения с источниковедением, предметом изучения которого долгое время были только письменные источники. Особенно это коснулось соотношения между документоведением и одним из разделов источниковедения – дипломатикой.

Дипломатика как искусство различения истинных и ложных дипломов возникла во Франции в XVII в. Один из теоретиков источниковедения А.А. Введенский связывал дипломатику и документоведение воедино [9. С. 28]. При этом он считал Ж. Мобильона основоположником дворянского документоведения и относил зарождение документоведения в Европе к XIV–XV вв., а в России – к XV в., связывая зарождение науки с началом исследования актов на их подлинность.

Сегодня большинство исследователей относят дипломатику к разделу источниковедения как вспомогательную историческую дисциплину, изучающую актовые материалы. Однако понятие актовые материалы, как отмечал В.В. Фарсобин, достаточно расплывчато и прежде часто использовалось в качестве синонима термину документ [10. С. 108–109].

На мой взгляд, размежевание документоведения и дипломатики путем поиска различий между понятиями документ и акт – это путь, ведущий в никуда. Оба понятия полисемантичны. Документоведение и дипломатика могут иметь общий предмет исследования – тот или иной вид документа, его формуляр, однако объект и цели исследования у них всегда различны. Дипломатика, как и само источниковедение, направлена на поиск исторических источников, путей повышения их информативной отдачи в изучении прошлого, в то время как задача документоведения – повышение эффективности обеспечения социальных процессов документированной информацией.

В начале 1970-х гг. в этом споре исследователи, по-моему, приблизились к истине. В юбилейной статье, посвященной 70-летию К.Г. Митяева, они отметили, что в теории документов и документирования Митяев ставил на первый план документирование, а документы рассматривал как результат этого процесса. В документоведении история развития документов из описания сменяющих друг друга формуляров превратилась в историю процесса с закономерностями развития и причинно-следственной связью [2. С. 55]. Таким образом, история делопроизводства и документирования в рамках документоведения была направлена на осмысление опыта по работе с документами, накопленного за тысячелетия практической деятельности. Именно поэтому, на мой взгляд, имеются основания рассматривать дипломатику как первый раздел источниковедения, а не документоведения.

В начале 1980-х гг., чтобы снять неопределенность в понимании дипломатики, В.В. Фарсобин предложил определять её как формулярный анализ памятников [10. С. 118]. В настоящее время источниковедение и дипломатика изучают делопроизводственную документацию как исторический источник [1115]. В этом, по моему мнению, проявляются междисциплинарные связи исторической части документоведения и источниковедения.

Особенностью развития документоведения как научной дисциплины был определенный дисбаланс между теоретической и прикладной частью. В 1960-х гг. в ряде статей закладываются основы теоретической части документоведения [8; 1619], однако прикладная часть начинает доминировать [20; 21] и ныне продолжает развиваться.

В 1970-х гг. появляются тенденции по переориентированию самой дисциплины и тематики ее исследований в сторону управления и управленческой документации. Заведующий кафедрой документоведения МГИАИ Я.З. Лившиц определяет документоведение как научную дисциплину, рассматривающую проблемы роли и места делопроизводства в аппарате управления, функций документов в управленческой деятельности, значения функциональных и отраслевых систем документации, для рационального построения систем документирования и др. Однако при этом отмечает, что «зачастую границы документоведения неоправданно сводятся к изучению управленческой документации. Между тем содержание документируемой деятельности чрезвычайно многообразно и не ограничивается только управленческой документацией. Документоведение должно изучать всю совокупность документов, возникающих в деятельности общества» [22. С. 18, 21].

В середине 1970-х гг. произошел частичный переход документоведения из исторической науки в науку об управлении. (В научной классификации документоведение сохранилось в системе исторических наук, что свидетельствует о частичном характере перехода.) В 1975 г. на конференции во ВНИИДАД в докладе В.Н. Автократова, В.Д. Банасюкевича и А.Н. Соковой [23. С. 63] предложено рассматривать документоведение как комплексную интегрированную научную дисциплину, возникшую в результате развития теории и практики делопроизводства как формы управленческого труда. Она разрабатывает способы создания документов, организации документооборота и построения системы документации, а также изучает закономерности образования документов и документных систем в их историческом развитии. Предложенное определение дисциплины сместило акценты в сторону методического и прикладного аспектов в тематике исследований, вынесло управленческую документацию и работу с ней на первый план, а саму дисциплину отнесло к наукам об управлении общественными процессами. В тот период получили приоритет методические вопросы по систематизации, унификации и стандартизации управленческой документации.

Переход из одной научной области в другую, искусственное сужение исследований управленческой тематикой превращало документоведение во вспомогательную прикладную дисциплину, решающую методические задачи по организации работы с административной документацией. Это противоречило идеям К.Г. Митяева и внутренней логике документоведения.

Постепенно начинают проявляться обратные тенденции. В 1980-х гг. в связи с включением новых носителей в общий документооборот и необходимостью объединения их в едином цикле фиксации информации, ее перемещения, хранения и использования в оперативных и исторических целях А.Н. Сокова предложила расширить границы документоведения. Расширяло границы дисциплины и исследование В.С. Мингалева, посвященное выявлению тенденций документообразования и установлению закономерностей в этом процессе [24].

В 1990-е гг. появились отдельные работы, возвращающие нас к первоначальному, широкому пониманию документоведения и значительно расширяющие границы дисциплины. В первую очередь это работы К.Б. Гельмана-Виноградова [25]. Он ввел в научный оборот такие понятия, как документальная память ноосферы и документальная среда ноосферы.

Основные характеристики классического документоведения как науки сформулированы А.Н. Соковой в конце 1980-х гг. [3; 23]. В качестве объекта документоведения она выделила всю совокупность документов, состоящую из документальных систем и отдельных документов. Документоведение, по ее мнению, изучает все виды, жанры и формы документов. Основной задачей дисциплины выступает обеспечение общества полноценной оперативной информацией в форме документов [3. С. 20].

В данной трактовке документоведения и его объекта, безусловно, заложен широкий междисциплинарный потенциал дисциплины, однако, на мой взгляд, такой подход нуждается в уточнении из-за неопределенности, многозначности и многоаспектности понятия документ, которое давно уже стало междисциплинарным. Исходя из этого тезиса, полагаю, что всестороннее изучение документа в рамках одной дисциплины невозможно. Объектом документоведения, по моему мнению, выступает документированная информация, циркулирующая в сфере оперативного управления социальными процессами. Документированная информация ретроспективного характера или диахронные документы-книги выступают объектом рассмотрения в архивоведении и библиотечно-книговедческих дисциплинах [26].

В качестве предмета документоведения А.Н. Сокова предложила изучение закономерностей документообразования, создание нормативно-методической базы для повышенияэффективности управления и уменьшения количества документов. Предмет состоит из практической и теоретической частей [23. С. 131]. Под предметом документоведения понимаются характерные черты или аспекты процесса и итогов документообразования. В качестве предмета исследования может выступать правовой, исторический, прикладной, технический и другие аспекты.

Несмотря на некоторое расширение границ дисциплины, управленческие тенденции и управленческое понимание документоведения как науки в целом сохранились до настоящего времени. Подобная отраслевая направленность и сужение области теоретических исследований не могли не сказаться отрицательно на развитии дисциплины в целом. Результатом сужения предметной области стало возникновение в 1990-х гг. альтернативного документоведения, поставившего своей целью теоретическое изучение всей совокупности документов.

Новая версия документоведения начала разрабатываться специалистами в области библиотечного дела и книговедения с начала 1990-х гг. [2731]. Среди разработчиков нет единого мнения по поводу обозначения дисциплины. Они используют ряд названий: общее документоведение, нетрадиционное документоведение, документология, а в ряде работ используется термин документоведение, при этом классическое документоведние определяется как управленческое. Для избежания путаницы в данной статье далее используется термин новая версия документоведения.

В рамках исследования рассматриваемой проблемы логика авторов новой версии документоведения уже отслежена мною в [32]. Рассмотрение книги в качестве информации, зафиксированной на материальном носителе, что соответствует понятию документ, привело к формированию нового научного направления.

Автором новой версии стал известный теоретик библиотечного дела Ю.Н. Столяров. В начале 1990-х гг. он предложил преобразовать курс «Книговедение» в «Документоведение» или «Документологию» [33. С. 31]. В качестве источника возникновения новой версии выступает концепция, предложенная Полем Отле. В конце минувшего века, пишет Ю.Н. Столяров, возникло еще одно документоведение, параллельное классическому – на методологических основах, заложенных П. Отле [28. С. 2]. Факт такого научного оверштага не остался незамеченным. Например, В.В. Добровольский отметил, что «книговедение и история книги» были заменены на «документоведение», став его основной составляющей [34. С. 93]. Эта науковедческая трансформация была продавлена Ю.Н. Столяровым и его единомышленниками.

Представители новой концепции заявляют, что классическая версия, которую они называют управленческой и административной [35. С. 52], рассматривает исключительно деловой или управленческий документ. Сейчас, отмечает Ю.Н. Столяров, появились два документоведения – «наше», более широкое, и «их» (классическая версия – Е.П.) – по сути только административное, или управленческое [36. С. 17]. Н.Н. Кушнаренко сводит традиционное документоведение к науке о правилах оформления административных документов и ведения документационного хозяйства, отождествляя документоведение с делопроизводством и рассматривая его как раздел архивоведения [29. С. 150]. Приведенные высказывания свидетельствуют о достаточно агрессивном настрое представителей новой версии, локтями расчищающими себе путь в большую науку.

В качестве объекта документоведения в новой версии выбран документ в самом широком смысле, а дисциплина определена как обобщающая и интегрированная [1. С. 37]. Противопоставление новой и классической версий, по мнению авторов новой версии, – это противопоставление широкой и узкой трактовки документа. При этом узкая трактовка документа определяется как делопроизводственная и управленческая. Полагаю, что данный подход не раскрывает действительного различия между версиями и поэтому нуждается в некотором уточнении.

Разделение понятия документ на узкий и широкий смысл сделано в XIX в. в правовой теории документа. Это разделение, на мой взгляд, связано с тем, что правоведение имело дело с понятием документ в двух его ипостасях. Первый, широкий контекст – это документ как сущность, которая распространялась не только на документы в их бытовом понимании, но и на объекты, которые в практике таковыми не считались и могли рассматриваться как доказательства лишь в ходе судебного разбирательства. Второй, узкий контекст – это документ как явление объективной действительности, в виде конкретных объектов, использующихся в повседневной практике. В данном случае это были письменные свидетельства.

В начале ХХ в. дуализм в понимании документа сохраняется, но начинает меняться контекст узкого и широкого понимания. Говоря о книге или документе как объекте теоретических исследований, П. Отле акцентирует внимание на его максимально широком понимании; обращаясь к практике, он формулирует определение в узком контексте. (Книга – используемый здесь условный термин для обозначения документов любого вида. Наиболее общее определение, которое можно бы дать книге и документу: носитель определенного размера из определенного материала, который в случае необходимости может быть подвергнут сгибанию или свертыванию, на который нанесены знаки, представляющие некоторые интеллектуальные данные. Как видно из анализа этих определений, в первом случае подчеркивается условность термина, во втором – термин соответствует практике книговедения [37. С. 196, 257].)

В начале ХХ в. в России понимание узкого и широкого смысла также начинает меняться. Узкое понимание сохраняется за документом как доказательством юридических отношений или событий; в обширном смысле документ рассматривается как носитель человеческой мысли, т.е. носитель информации [38].

Полагаю, что понятийный дуализм документа использовался исследователями как научный метод исследования объекта, выступающего одновременно и как явление, и как сущность. В тех дисциплинах, где термин документ применяется для обозначения сущности, используется только его широкий контекст; в тех, где документ обозначает и явление, и сущность, используются оба контекста.

В качестве примера использования только широкого контекста можно привести информатику, кибернетику и документалистику, где термином документ обозначают объект, содержащий информацию. Понятие документ в широком смысле постепенно становится синонимом теоретического понятия документа, подобно таким теоретическим понятиям, как идеальный газ в физике или точка в математике. Широкое понимание было направлено на упрощение понятия, на его размежевание со сложившимся бытовым восприятием. Широта толкования определялась задачами исследования, поэтому в зависимости от целей исследования могла меняться.

В документоведении, его теоретической части, также было предложено несколько определений документа в широком, теоретическом контексте. В 1960-х гг. под документом в широком смысле К.Г. Митяев понимал результат сознательного запечатления (документирования) информации о явлениях объективной действительности различными способами в целях надежной передачи этой информации во времени и на расстоянии, при обязательной идентификации запечатленного на языке слов [8. С. 29]. В начале 1990-х гг. К.Б. Гельман-Виноградов под документом предложил понимать материальный объект, содержащий запись семантической информации [25], что также отражает широкий подход к пониманию документа.

Узкое понимание в документоведении сохранилось за документом как явлением, как объектом практической деятельности. В узком смысле под документом К.Г. Митяев понимал письменные, отвечающие требованиям засвидетельствования, удостоверяющие факты, права, обязанности и служащие для их доказательства (например, удостоверения, дипломы, договоры, оправдательные документы и т.д.) [39. С. 19].

Таким образом, разделение документа на широкое и узкое понимание связано с методами исследования: когда документ рассматривается как явление, понятие дается в узком или прикладном аспекте; когда исследуются теоретические вопросы, используется моделирование, понятие документ упрощается и дается в широком, упрощенном контексте. Поэтому как в классической, так и в новой версии документоведения оба подхода применяются наравне, в зависимости от целей исследования.

Разница между новым и классическим направлениями, на мой взгляд, в другом, гораздо более существенном: они базируются на разных подходах к пониманию сущности информации. В философии существуют две основные концепции информации: атрибутивная и функционально-кибернетическая. Полагаю, что все остальные концепции являются производными от них, поскольку раскрывают отдельные аспекты информации.

Для классической версии ближе функционально-кибернетическая концепция природы информации, согласно которой информация возникает лишь в самоорганизующейся системе в качестве управляющего сигнала. Согласно функциональному подходу в классическом документоведении объектом исследования выступает документированная информация, возникающая и существующая только в документационном процессе. Документ рассматривается как сигнал, не как атрибут. Процесс выработки сигнала определяется как документирование. Нет процесса документирования – нет документа. Обязательным элементом документирования выступает целенаправленность записи информации для передачи ее во времени и пространстве. Этот аспект позволяет относить к документам лишь те объекты, которые изначально создавались как документы. Другим важным элементом документа является его системный характер, документ – это всегда элемент какой-либо документной системы, информация о которой содержится в специальных информационных элементах – реквизитах [4042].

В рамках классической версии мною разработаны основы общей теории документа [42], где основной гипотезой выступает расширительная трактовка понятия документирования информации. Согласно ей документирование включает два основных этапа. Первый – запись информации на носителе, результатом чего выступает сообщение. Второй – включение сообщения в информационно-документационную систему, после чего сообщение принимает статус документа.

Новая версия стоит ближе к атрибутивному подходу, рассматривающему информацию как неотъемлемое внутреннее свойство всех материальных объектов. Ближе к истине, полагает Ю.Н. Столяров, определение информации как семантической составляющей результата отражения материальной реальности [43. С. 4]. Информация – это сторона материи, которая постоянно продуцируется в результате всех многочисленных взаимодействий физических объектов, отмечает Н.Б. Зиновьева [44. С. 5].

Этот подход к пониманию информации лег в основу конструирования термина документ и понимания сущности документационного процесса. В новой версии под документом понимают объект, позволяющий извлечь из него требуемую информацию [45. С. 17], причем информация может содержаться в любом виде и в любом элементе объекта. Полемизируя с К.Б. Гельманом-Виноградовым, Ю.Н. Столяров отмечает, что горная порода как объект материального мира несет информацию о самой себе, следовательно, горная порода – документ, аутентичный, информирующий о своей собственной форме, структуре, о своем весе и т.п. [45. С. 13].

Данный подход можно условно назвать статичным. Документом становится любой объект, вовлеченный в документационное исследование, причем в одном исследовании объект может обладать статусом документа, а в другом – нет. «Одно и то же издание, – отмечает Ю.Н. Столяров, – в зависимости от обстоятельств может документом быть или не быть; быть одним или несколькими, или даже многими. Например, непрофильный журнал библиотека документом не посчитает и от его приобретения откажется» [46. С. 71]. Непосредственно сам документационный процесс рассматривается как процесс фондирования, т.е. как образование фондов и коллекций. Условность в понимании документа, исключение из документационного процесса этапа документирования информации, определение процесса создания документов как документопроизводство, а движение документов как документопользование [47. С. 28], соответствуют в целом этому библиотечному подходу. (В подходе, предлагаемом Столяровым, понятия документирование информации, документированная и документальная информация рассматриваются как тавтологические и неуместные [46. С. 7, 8, 73].)

На тех же позициях стоит Н.Н. Кушнаренко [29]. Единственным признаком документа выступает сочетание информации и материального носителя. Причем сочетание этих элементов может быть любым. Информация может наноситься на поверхность материального объекта (записываться) или содержаться в его структуре – разницы нет.

Примером чрезвычайно расширительной трактовки в новой версии может служить включение в состав документов не только традиционных письменных документов и книг, но и объектов архитектуры, скульптуры, а также шахмат, шашек, механических часов и механических музыкальных инструментов [48. С. 13; 49. С. 12–13].

Методология изучения документов в новой версии строится на методе сужения понятия документ: от максимально широкого, по выражению Ю.Н. Столярова, космического до узкого, прикладного. В целом данный подход можно рассматривать как классификационный, где основанием может служить неограниченное количество признаков.

Методологические основы новой версии ведут к расширительному пониманию документоведения как научной дисциплины. Дисциплина подразделяется на общую и особенную части. Общее документоведение, или документология, рассматривается как теоретическая дисциплина. К «особенному» документоведению предлагается отнести «науки, отрасли деятельности, которые имеют своим предметом те или иные виды записи, т.е. виды документов» [47. С. 26]. При этом сам Столяров замечает, что основоположники и приверженцы этих дисциплин о том, возможно, нимало не подозревают. Таким образом, границы «особенного» документоведения установить практически невозможно.

Существенным различием между двумя направлениями выступает то, что классическая версия по сути изучает динамику документационного процесса, начиная с документирования информации, движения документа в оперативном информационном поле, и заканчивает изучение с утратой документом его оперативных функций и подготовкой к последующему архивному хранению. Целью классического документоведения выступают, с одной стороны, вопросы максимально эффективного обеспечения общества оперативной информацией, с другой – вопросы наиболее полной реализации функций, возлагаемых на документ его автором. Непосредственно сам документ в классической версии рассматривается не как единица, вовлеченная исследователем в документационный процесс, а как сам процесс.

Важной проблемой документоведения выступает определение его структуры, соотношения между прикладной и теоретической частью. В структуре классического документоведения с самого начала были определены теоретическая, или общая, и практическая (прикладная) части. Некоторые исследования относят возникновение практической, или делопроизводственной, части еще к XIX и первой половине XX в. и связывают это с разработкой руководств по делопроизводству [50. С. 6, 8]. Прежде всего это работы Н.В. Варадинова, В. Вельдбрехта и др. [5153]. Полагаю, что разработка образцов документов и правил работы с ними выступала прикладной областью правоведения, регулирующей в тот момент делопроизводство нотариата, судебных органов и государственных учреждений. В начале ХХ в. прикладные аспекты рассматривались в рамках научной организации труда – отечественной версии менеджмента. После формирования документоведения как научной дисциплины эти вопросы включены в его структуру в качестве прикладной части.

Признаком развития научной дисциплины выступает сегментация ее различных областей, которые впоследствии могут выделиться в самостоятельные научные направления. Если проанализировать динамику развития структуры документоведения, то в ней можно увидеть ряд активно развивающихся составных частей. В первую очередь хотелось бы остановиться на прикладной части, которая за прошедшее время претерпела значительные институциональные изменения.

К 1970-м гг. делопроизводство как техническая функция обеспечения документированной информацией административного характера не могло уже в полной мере обеспечивать органы управления качественной оперативной информацией административного и производственного характера, необходимой для выработки управленческого решения. На смену делопроизводству как технической функции управления постепенно приходит документационное обеспечение управления, не только расширяющее информационное поле всей документации организации, но и включающее новые эффективные технологии ее обработки. Переход к информационному обществу, повышение объемов циркулирующей в обществе информации повлекли за собой дальнейшее развитие, при котором документационное обеспечение управления стало замещаться управлением документацией.

Таким образом, прикладной аспект за последнее время прошел путь от делопроизводства к документационному обеспечению управления, а затем к управлению документацией, или документационному менеджменту. Под управлением документацией понимается полноценная функция, реализация которой распространяется на все стадии жизненного цикла бытования документов (от возникновения – до их уничтожения или передачи на хранение в архив), на все виды документов и системы документации организации [54. С. 156].

Подводя итоги, можно отметить, что документоведение как научная дисциплина, созданная более полувека назад, лишь отчасти реализовала заложенный в ней исследовательский потенциал. Прикладная часть документоведения развивалась более интенсивно, чем теоретическая, и оставалась доминирующей, решая задачи методического обеспечения общества документированной информацией.

В условиях превращения информации в основной ресурс развития общества происходят рост числа документов, совершенствование документных форм и документальных институтов. Использование новых технологий ведет к созданию единого информационно-документационного пространства с новыми информационными технологиями и документными формами. Переход к управлению документацией по сути есть переход к управлению информационными ресурсами, включающими все формы и виды документированной информации. Осмысление этих изменений, разработка новых эффективных технологий документирования информации невозможны без глубоких и всесторонних теоретических исследований.

Сегодня этот факт в научном сообществе не вызывает возражений. Большинство дискуссий затрагивают вопрос отнесения теории документа к той или иной дисциплине. По-моему, на этот вопрос нет однозначного ответа. Общее документоведение, о котором так много говорят представители новой версии, нельзя создать декларативно. Оно возникнет само по ходу развития теоретических знаний, создания теорий, установления закономерностей и т.д. После накопления некоторого критического объема теоретических знаний формирование общего, или теоретического, документоведения произойдет само собой, как произошло формирование теоретической экономики и механики, теории и методологии истории и т.д.

Что касается предлагаемого метанаучного характера документоведения, то вряд ли это под силу одной дисциплине. К каким научным отраслям отнести документоведение? Очевидно, что ни историческая, ни управленческая, ни педагогическая наука в полной мере не отвечают специфике информационных, коммуникационных и документационных исследований, их прикладным направлениям. Поэтому выделение нового этапа следует связать с началом формирования новой (условно назову ее информационно-документологической) научной отрасли, изучающей феномен информации во всем ее многообразии.

Список использованных источников

1. Кушнаренко Н.Н. Новый этап институализации науки о документе // Науч. и техн. б-ки. – 2005. – № 11. – С. 35–42.

2. Кузин А.А., Кузнецова Т.В., Лившиц Я.З., Рудельсон К.И. Вопросы документоведения и архивоведения в трудах К.Г. Митяева (к 70-летию со дня рождения) // Сов. архивы. – 1972. – № 2. – С. 51–55.

3. Сокова А.Н. Документоведение как научная дисциплина: объект, предмет, основные задачи // Документирование управленческой деятельности: Сб. науч. тр. – М., 1986. – С. 5–30.

4. Жижиленко А.А. Подлог документов. Историко-догматическое исследование. – СПб., 1900. – 746 с.

5. Жижиленко А.А. Подлог документов. [речь, произнесенная перед диспутом в СПб университете 19 ноября 1900] // Право: еженедельная юридическая газета. – СПб., 1900. – № 49 (3 декабря).

6. Лебедев А.И. Делопроизводство в учреждениях как базис архивной работы // Морск. сб. – 1913. – № 2. – С. 41–80.

7. Митяев К.Г. Теория и практика архивного дела. – М., 1946.

8. Митяев К.Г. Документоведение, его задачи и перспективы развития // Вопр. архивоведения. – 1964. – № 2. – С. 27–37.

9. Введенский А.А. Лекции по документальному источниковедению истории СССР. (Дипломатика). – Киев, 1963.

10. Фарсобин В.В. Источниковедение и его метод: опыт анализа понятий и терминологии. – М.: Наука, 1983.

11. Шепелев Л.Е. Проблемы источниковедческого и историко-вспомогательного изучения делопроизводственных документов ХIХ – начала ХХ в. // Вспомогательные исторические дисциплины. – Л., 1983. – Т. 15. – С. 31–62.

12. Литвак Б.Г. Очерки источниковедения массовой документации XIX – начала ХХ в. – М., 1979.

13. Шепелев Л.Е. Проблемы дипломатического изучения делопроизводственных документов государственных учреждений XIX– начала XX в. // Источниковедение отечественной истории. Сб. статей 1975. – М., 1976. – С. 248–271.

14. Медведев И.П. Очерки византийской дипломатики (частноправовой акт). – Л.: Наука, 1988.

15. Фихман И.Ф. Введение в документальную папирологию. – М., 1987.

16. Митяев К.Г. Документы и их назначение // Вопр. архивоведения. – 1960. – № 5. – С. 88–102.

17. Митяев К.Г. Классификация документов в делопроизводстве советских учреждений // Вестник архивиста. – 1961. – № 1. – С. 59–61.

18. Митяев К.Г. Классификационные схемы (классификаторы) документов в делопроизводстве // Вестник архивоведения. – 1963. – № 4. – С. 81–83.

19. Митяев К.Г. К методологии классификации и экспертизы документов // Тр. МГИАИ. – М., 1967. – Т. 25. – С. 118–138.

20. Митяев К.Г. Вопросы улучшения документации (делопроизводства) в аппарате управления // Научные основы государственного управления в СССР. – М., 1968. – С. 384 –395.

21. Митяев К.Г., Митяева Е.К. Административная документация (делопроизводство) в советских учреждениях. 2-е изд., доп. / Под ред. М.Л. Вайса. – Ташкент: Узбекистан, 1968.

22. Лившиц Я.З. Документоведение как научная дисциплина // Сов. архивы. – 1973. – № 6. – С. 17–21.

23. Сокова А.Н. Развитие советского документоведения в условиях научно-технической революции (1960–1980 гг.): Дис. … д-ра ист. наук. 05.25.02 / МГИАИ. – М., 1987.

24. Мингалев В.С. Общие закономерности и тенденции документообразования в социально-экономических системах управления (проблемы изучения): Учеб. пособие. – М., 1983.

25. Гельман-Виноградов К.Б. Документальная память ноосферы как новый объект познания (к постановке проблемы) // Междунар. форум по информации и документации. – 1992. – Т. 17. – № 1. – С. 8–16; Пространственная одиссея документов как глобальное явление // Отеч. архивы. – 1992. – № 6. – С. 24–30; Некоторые вопросы научной трактовки понятия «документ» // Документация в информационном обществе: административная реформа и управление документацией: докл. и сообщения на 11-й Междунар. науч.-практ. конф. 23–25 нояб. 2004 г. / Федерал. архив. агентство. ВНИИДАД. – М., 2005. – С. 84–87; О сложностях трактовки понятия «документ» и способах их преодоления // Делопроизводство. – 2005. – № 2. – С. 16–24.

26. Плешкевич Е.А. Новый подход к определению понятия «документ» в книговедческих дисциплинах // НТИ. – Сер. 1. – 2005. – № 3. – С. 4–7.

27. Зиновьева Н.Б. Документоведение: учебно-методическое пособие. – М.: Профиздат, 2001.

28. Столяров Ю.Н. О месте документоведения в системе наук // НТИ. – Сер. 1. – 2004. – № 6. – С. 1–3.

29. Кушнаренко Н.Н. Документоведение. – Киев: Знание, 2001.

30. Кулешов С.Г. Документознавство: История. Теоретичнi основи. – Киiв., 2000.

31. Швецова-Водка Г.Н. Документ i книга в системi соцiальных коммунiкацiи. – Рiвне., 2001.

32. Плешкевич Е.А. Традиционное и нетрадиционное документоведение: о чистоте идей, а может быть, и рядов // Науч. и техн. б-ки. – 2005. – № 6. – С. 65–70.

33. Столяров Ю.Н. Назвался груздем – полезай в кузов, или комментарий к дискуссии об информатике // Там же. – 1991. – № 4. – C. 28–32.

34. Добровольский В.В. Грустные результаты беспредметной дискуссии (По поводу публикаций Ю.Н. Столярова в сборнике «Научные и технические библиотеки», 2004, № 4) // Там же. – 2005. – № 4. – С. 92–98.

35. Матяш И.Б., Кулешов С.Г. Архивное дело и документоведение Украины на современном этапе // Отечеств. архивы. – 2002. – № 6. – С. 46–55.

36. Столяров Ю.Н. О дисциплинах общепрофессионального блока в проекте учебного направления «Библиотечно-информационная деятельность» // Науч. и техн. б-ки. – 2004. – № 4. – С. 13–19.

37. Отле П. Трактат о документации // Отле П. Библиотека, библиография, документация: Избранные труды пионера информатики / Рос. гос. б-ка; Пер. с англ. и фр. Р.С. Гиляревского и др.; Предисл., сост., коммент. Р.С. Гиляревского. – М.: ФАИР-ПРЕСС, Пашков дом, 2004.

38. Гойхбарг А.Г. Документ // Новый энциклопедический словарь Брокгауза – Ефрона / Под общ. ред. К.К. Арсеньева. – Т. XVI. [б.г., б.м.] С. 532–533.

39. Рудельсон К.И. Современные документальные классификации. – М.: Наука, 1973.

40. Плешкевич Е.А. Формирование документной парадигмы // НТИ. – Сер. 1. – 2005. – № 10. – С. 19–22.

41. Плешкевич Е.А. Понятие реквизит документа: к постановке вопроса // НТИ. – Сер. 1. – 2004. – № 10. – С. 1–7.

42. Плешкевич Е.А. Основы общей теории документа. – Саратов: Науч. книга, 2005.

43. Соколов А.В. О Ю.Н. Столярове и «Сущности информации»: Предисловие // Столяров Ю.Н. Сущность информации. – М., 2000. – С. 3–4.

44. Зиновьева Н.Б. Новый взгляд на природу информации // НТИ. Сер. 1. – 2003. – № 11. – С. 1–9.

45. Столяров Ю.Н Документ – понятие конвенциональное (в порядке дискуссии) // Делопроизводство. – 2005. – № 3. – С. 11–18.

46. Столяров Ю.Н. Сущность информации. – М., 2000.

47. Столяров Ю.Н. Номинационная составляющая документа // Делопроизводство. – 2005. – № 2. – С. 25–28.

48. Документология: Программа для студентов, обучающихся по специальности «Документоведение и ДОУ» / Сост. Ю.Н. Столяров. – М.: МГУКИ, 2004.

49. Специальность 05.25.02. Документалистика, документоведение, архивоведение. Типовая и дополнительная программы кандидатского экзамена / автор-сост. Ю.Н. Столяров. – М.: МГУКИ, 2004.

50. Сокова А.Н. Современные системы документации в аспекте документоведения: современные документальные системы // Вопр. кибернетики. – М., 1979. – Вып. 27. – С.3–23.

51. Варадинов Н.В. Делопроизводство или теоретическое и практическое руководство к гражданскому и уголовному, коллегиальному и одноличному письмоводству, к составлению всех правительственных и частных деловых бумаг и к ведению самых дел, с приложением к оным образцов и форм. – СПб., 1857; Делопроизводство. Руководство к составлению всех родов деловых бумаг и актов, по данным формам и образцам. Второе, по современному законодательству измененное издание. – СПб., 1873.

52. Вельдбрехт В. Общие основания русского делопроизводства с приложением основных его форм. – СПб., 1854.

53. Мартынов Н. Образцы и формы деловых бумаг (письма, прошения, судопроизводственные бумаги, коммерческая корреспонденция, договоры, обязательства, справочные сведения). – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 1898.

54. Ларин М.В. Управление документацией в организациях. – М.: Науч. книга, 2002.

 

  
На главную