Научные и технические библиотеки №10 2006 год
Содержание:

Столяров Ю.Н. Научный миф о специальных методах документально-коммуникационных дисциплин

Плешкевич Е.А. Современные проблемы науки о документе

Фесенко К. Обзор тенденций развития электронных ресурсов и адаптации к ним читателей и библиотек

Зеленина Г.Н., Данилов А.В., Вотинцев П.А. Технология создания сводного каталога подписки участников проекта МАРС

КАДРЫ БИБЛИОТЕК

Сукиасян Э.Р. Прием новых сотрудников на работу. Стратегические цели и повседневные реалии

Цэнддоржийн Л.Л. Анализ кадровой ситуации в Научной библиотеке Байкальского государственного университета экономики и права

«ЗОЛОТОЙ ФОНД ПРЕССЫ»

Чаплыгина А.Н. «Золотойфонд прессы» на Международной конференции «Крым–2006»57

Панкова А.Н. Эксперт – библиотека: Слово о качественной прессе

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю.Н. Уникальная книга об уникальной библиотеке

Езова С.А. Модель коммуникационной библиотеки в интерпретации Е.Ю. Гениевой

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

ЮБИЛЕИ

Монастырева В.А., Анищенко Л.Н. От библиотеки учительского института до научной библиотеки государственного университета –
путь длиною в 130 лет

Хозиева Н.С. Чтим историю свою (К 75-летию НТБ
Северо-Кавказского горно-металлургического института)

НАШИ АВТОРЫ


 

Обзоры. Рецензии

УДК 026.7

Столяров Ю.Н.

Уникальная книга об уникальной библиотеке

 

В 2006 г. вышла в свет прекрасно написанная и отлично изданная книга: Рассина Э.Б. Библиотека Московской консерватории. Научная музыкальная библиотека им. С.И. Танеева. / Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. – М., 2005. – 207 с.

Выпуск этой книги – замечательное событие в истории научных и специальных библиотек: открыт, по сути дела, целый пласт их истории – о музыкальных библиотеках, о специфике их фондов литература крайне скудна.

История Библиотеки им. С.И. Танеева – это в большей мере раскрытие эволюции всех музыкальных библиотек страны, начиная с библиотеки Русского музыкального общества (основано в Петербурге в 1859 г.), восприемницей которой стала Библиотека им. С.И. Танеева.

Библиотеку основал руководитель Московского отделения Русского музыкального общества пианист, дирижёр Николай Григорьевич Рубинштейн (1835–1881).

На протяжении всей своей истории эта библиотека выполняла функции вузовской и публичной одновременно (поскольку музыкальной библиотеки для населения не было и нет); она уже 20 лет имеет статус библиотеки федерального значения, является центром библиографической информации по музыке. Директор библиотеки Эмма Борисовна Рассина, работающая в ней почти 40 лет, руководит Секцией музыкальных библиотек Российской библиотечной ассоциации и успешно представляет нашу страну за рубежом, с 1969 г. Научная музыкальная библиотека им. С.И. Танеева – член Международной ассоциации музыкальных библиотек, архивов и информационных центров; с 1998 г. Э.Б. Рассина – президент Российского отделения этой ассоциации.

Автор книги сообщает, что волею судеб библиотеке посчастливилось собрать уникальный фонд энциклопедически-музыкального характера. Он включает в себя коллекцию русского библиотекаря (Императорской Публичной библиотеки), писателя, философа и музыкально-общественного деятеля Владимира Фёдоровича Одоевского (1804–1869) – собрание трудов по теории музыки, а также собственно музыкальных произведений.

В 1920 г. фонд пополнился коллекцией композитора, пианиста, дирижёра, учёного Сергея Ивановича Танеева (1856-1915), а в 1928 г. приобретена внушительная часть нотной коллекции (свыше 1800 партитур, клавиров опер, месс, ораторий и других вокальных произведений западно-европейских композиторов XVIII-XIX вв.) певицы Александры Валериановны Панаевой-Карцевой.

В фонд поступили дары меценатов, благодарных читателей (в их числе А.Н. Верстовский, Д.Б. Кабалевский), нотные и книжные собрания упраздненных советской властью библиотек – Синодального училища церковного пения, Музыкально-теоретической библиотеки, нотные фонды Библиотеки Академии наук.

Все годы библиотека вела плановое комплектование, получала обязательный бесплатный экземпляр нотной и книжно-музыкальной литературы, развивала межбиблиотечный документальный обмен и в итоге стала крупнейшей в стране обладательницей бесценных нотных и книжных собраний, которые составляют предмет нашей национальной гордости.

Э.Б. Рассина любовно воспроизводит историю развития библиотеки, рассказывает о ее сотрудниках, сопровождая повествование многочисленными фотографиями. Приведены список публикаций сотрудников, включающий более сотни наименований, библиографические справки о многих библиотекарях.

Детально излагается история обретения и развития собственных помещений и оборудования библиотеки. Включенные в книгу иллюстрации дают представление о ней как о своего рода музее нотно-музыкальной литературы. С особой гордостью автор сообщает о внедрении в библиотеке автоматизированной информационно-библиографической системы по музыкознанию и музыке, ведущейся с 1994 г., о формировании электронного каталога и плановой электронной ретроконверсии каталогов. В течение 20 лет библиотека выступает в качестве информационного центра по вопросам музыки.

Приводимые в книге сведения о читателях библиотеки – это разноцветье самых выдающихся имён отечественной музыки. С особым волнением смотришь на факсимильное воспроизведение отдельных читательских документов, например расписку П.И. Чайковского в получении нот из библиотеки Консерватории или записку Родиона Щедрина, адресованную ректору А.С. Соколову, о передаче в дар Консерватории нотной библиотеки. Называются десятки менее известных имен, но и они многое говорят ценителям музыки.

С особой полнотой и, я бы сказал, любовью в книге раскрыто содержание фондов Библиотеки Московской консерватории. Эмма Борисовна работает в библиотеке с 1968 г., начав с должности заведующей отделом комплектования, так что фонд знает великолепно. Она знакомит с моделью библиотечного фонда, его величиной и структурой, подробно, вплоть до конкретных наименований, раскрывает его состав.

Гордость библиотеки – её нотный фонд, представляющий собой подлинное культурное достояние России. Основную его часть составляют оригинальные издания, способные удовлетворить запросы решительно всех категорий читателей – от малышей, впервые взявших в руки музыкальный инструмент, до исполнителей, концертмейстеров, композиторов и музыковедов, чьи имена известны всему миру.

Фонд имеет собственную специфическую видовую классификацию и расстановку, условия выдачи пользователям. Обширный справочно-информационный фонд нотографий, дискографий, не считая собственно указателей книжных изданий, едва ли не самый богатый в нашей стране, позволяет осуществить самые причудливые разыскания.

Где ещё исчерпывающе собраны профильные газетные вырезки, концертные программы, буклеты международных конкурсов, семинаров, мастер-классов? Система библиографических картотек и баз данных по хронологическому охвату и полноте информации превосходит все библиотеки музыкального профиля.

Автор придерживается точки зрения, что музыкальные библиотеки – их в стране насчитывается более четырёх тысяч – относятся к классу специальных библиотек и соответственно их деятельность описывается в понятиях специального библиотековедения.

Библиотека выполняет функцию ведущей по направлению «Музыкальная россика» в Федеральной программе всемирного библиографического учёта, формирования и взаимоиспользования распределённого фонда документов россики.

В приложениях содержится имеющий самостоятельное значение подробнейший обзор старопечатных изданий и рукописей, хранящихся в фонде редких изданий; указатель имен, упоминаемых в  основном тексте книги, с ценными пояснениями.

Книга подводит итог полуторавековой деятельности библиотеки, что ценно само по себе. Но это юбилейное издание можно использовать и как своеобразный справочник по наиболее ценным музыкальным фондам, и в этом отношении книга представляет собой кладезь уникальной информации.

Ценнейшее дополнение к тексту – сотни фотографий и факсимильных изображений обложек раритетов, рукописей, маргиналий и т.д. Словом, книга выходит за границы традиционного юбилейного издания. Она вносит вклад в историю специальных библиотек, является хорошим подспорьем для библиографов, представляет большой интерес для музыковедов.

Труд Э.Б. Рассиной «Библиотека Московской консерватории» – это вклад в нашу отечественную культуру.

 

  
На главную