Научные и технические библиотеки №11 2006 год
Содержание:

Суслова И.М. Три кита менеджмента

Сукиасян Э.Р. Классификационный индекс, его структура и семантика

Павличева Е.Н., Кульков С.С., Сулименко С.И., Борисова К.Л. Модернизация процессов работы в новой информационно-технологической среде

Зубкова Н.В., Щедрина М.А. Создание виртуальной обучающей среды в научно-технической библиотеке

Стахевич А.М. Обслуживание читателей НТБ МАДИ с использованием штрих-кода: основные результаты второго этапа работы

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Информационная безопасность (Обзор)

ЮБИЛЕИ

Академику Арскому – 70 лет!

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ЭБНИТ. Выпуск 7

Отчетная конференция Международной ассоциации пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий. Обзор работы

Бродовский А.И., Маршак Б.И. Новые решения и направления развития системы автоматизации библиотек ИРБИС

Вербицкая Т.В., Фефелова Н.В. Опыт использования «ИРБИС64 –
Полнотекстовые БД» при формировании полнотекстовых баз данных краевых дореволюционных газет в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края

НАШИ АВТОРЫ


УДК 025.1

Суслова И.М.

Три кита менеджмента

Раскрыты три направления современного менеджмента – стратегический и кадровый менеджмент, социально-этический маркетинг, развитие которых в управлении библиотекой составляет ключевую задачу информационно-библиотечного менеджмента.

Современный мир меняется с пугающей быстротой, рождая как новые возможности, так и новые угрозы. Стало расхожим утверждение, что для поиска и отыскания путей развития в ХХI в. человечество нуждается в новой парадигме, которая обеспечила бы баланс экономического, социального и экологического развития. Но какова она, эта новая парадигма?

Отчетливо проявляется ограниченность традиционной модели «рационального управления». Рационализм связывается прежде всего с возможностью предельно упорядочить и регламентировать организацию библиотеки, происходящие в ней процессы, достичь стабильности и устойчивости деятельности структурных подразделений. Несмотря на большую привлекательность четкости, определенности управленческих действий, заложенных в рациональной модели, она лишена главного – гибкости, столь необходимой в современных условиях.

Сегодня одним из самых популярных понятий менеджмента является неопределенность, не в смысле незнания, а как постоянное изменение условий, возникновение новых связей, быстрая переориентация функционирования в ответ на динамику потребностей. В условиях динамизма жизнедеятельности полный учет и просчет заранее – до мелочей – всех деталей становится малореальным. Поэтому задача управления состоит в создании адаптивных, гибких управленческих моделей, а руководителя – в реализации комплексных и системных подходов.

Менеджмент эффективно решает проблемы создания таких моделей. В прошлом столетии менеджмент как новый социальный институт, новая ключевая социальная функция, новая, лидирующая в обществе группа менеджеров возник и развивался с необычайной быстротой, стал незаменимым. И никогда прежде новый институт не охватывал земной шар с такой легкостью, пересекая границы рас и культур, языков и традиций, как это сделал менеджмент в течение одного поколения. И действительно, там, где внедрялся компетентный менеджмент, начиналось стремительное развитие. По-видимому, мы имеем дело с крупнейшей социальной инновацией.

Питер Друкер, сумевший распознать, обобщить и описать появление нового могущественного фактора развития, подчеркивает: «Всюду, где мы вкладывали только экономические факторы производства, особенно капитал, мы не добивались развития. В немногих случаях, когда мы могли породить энергию менеджмента, мы порождали стремительное развитие. Развитие, иными словами, – дело, скорее, человеческой энергии, и придание ей направления есть задача менеджмента. Менеджмент – двигатель, развитие – следствие».

Со всей определенностью можно утверждать, что хороший менеджмент – это не просто управление, которое стремится быть рациональным и правильным. Менеджмент пытается сделать невозможное, имея дело не только с логикой, но прежде всего с интересами и пользователей библиотеки, и ее сотрудников. Поэтому менеджмент все время находится в состоянии поиска, и поэтому все время развивается теория менеджмента, отражающая наиболее успешные образцы управленческой деятельности, лучшую практику управления.

 

Прочное здание современного менеджмента покоится на трех китах, символизирующих его главные направления. Первое из них – стратегический менеджмент, который приобретает особое значение в связи с динамизмом и неопределенностью внешней среды библиотеки. Понятие стратегии, поначалу казавшееся совершенно чуждым в текущей упорядоченной библиотечной жизни, привлекает все большее внимание отечественных библиотековедов, становясь неотъемлемой частью деятельности руководителей.

Стратегическое управление опирается на человеческий потенциал, ориентирует всю библиотечную деятельность на читательские потребности, гибко реагирует и проводит в библиотеке своевременные изменения, отвечающие требованиям внешней среды и позволяющие стабильно функционировать, что в совокупности дает возможность библиотеке развиваться в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Содержание и структуру стратегического управления составляют определение миссии и целей библиотеки, анализ среды, выбор стратегической альтернативы, организация выполнения стратегии.

Стратегический менеджмент – тип управления, который в высокой степени отвечает современным особенностям развития библиотеки, поскольку позволяет достаточно точно определить стратегические позиции в динамично изменяющихся условиях на основе исследований внешних и внутренних факторов.

Стратегический менеджмент сегодня переживает период диверсификации. Среди его различных элементов специалисты выделяют управление проектами, которое в библиотечном деле включает в свою сферу все бóльшее число объектов и формируется как сравнительно самостоятельное направление со своей методологией, понятийным аппаратом и методами. В силу направленности на решение наиболее актуальных проблем управление проектами становится особенно эффективным сегодня – в период крупномасштабных изменений, поскольку проводимые реформы представляют собой совокупность разнообразных по масштабам и сложности проектов. Библиотеки участвуют в различных классах проектов. Это – мегапроекты, представляющие собой целевые программы развития культуры на областном или краевом уровне; мультипроекты – комплексные программы, связанные с определением стратегического развития библиотек на уровне малого города; монопроекты, осуществляемые в одной библиотеке и призванные решать комплексные задачи ее развития.

Одной из главных узловых проблем библиотечного менеджмента являются инновации. Высокие темпы социального и информационного прогресса выдвинули те системы управления, которые оказались способными быстро и эффективно осваивать нововведения. В связи с этим инновационный менеджмент может рассматриваться в русле разработки и реализации стратегических направлений информационно-библиотечной деятельности.

Главные направления формирования инновационного менеджмента: разработка организационно-методологических основ освоения новшеств, создание гибкой системы обучения кадров, определение мотивов и факторов сопротивления изменениям и уменьшение их влияния, расчет параметров необходимого ресурсного обеспечения инновационных процессов и мотивации. Перспективна, на мой взгляд, реорганизация методической деятельности библиотек на принципах инновационного менеджмента.

 

Второе направление современного менеджмента – управление персоналом, то понятие, которое отсутствовало в нашей управленческой практике.

Признано, что персонал является основным ресурсом любой организации, ее главным богатством, определяющим успех всей деятельности. В связи с этим основу концепции управления персоналом в настоящее время составляют возрастающая роль личности каждого сотрудника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед библиотекой.

Было время, когда считалось, что автоматизированная технология вытеснит библиотекаря из большинства информационных процессов и окончательно утвердит превосходство техники над работником. Однако, хотя компьютер и стал полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, роль и значение библиотекаря не упали, а возросли. Человек стал не только самым ценным ресурсом любой организации, но и самым дорогостоящим. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих специалистов, создавая все условия для наиболее полной их отдачи на работе и интенсивного развития их возможностей. В соответствии с этим главная цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития.

На смену теории, рассматривающей персонал как издержки, которые надо сокращать, появилась теория управления кадрами, т. е. человеческими ресурсами, в соответствии с которой именно кадры представляют собой один из тех ресурсов, которым нужно грамотно управлять, создавать условия для его развития, вкладывать в него средства.

Взаимосвязь перечисленных факторов привела к появлению персонал-стратегии, включающей элементы: цель деятельности; система планирования; отношения высших управленческих кадров; организационная структура служб управления персоналом; доступность, полнота и обоснованность используемой информации; образование руководителей (всех уровней управления); взаимосвязь с внешней средой.

Создавшаяся в нашей стране ситуация, изменения социально-экономической действительности одновременно несут как большие возможности, так и серьезную угрозу для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную долю неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: кадровый менеджмент позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личностного фактора в построении системы управления персоналом библиотеки.

 

Третье направление современного менеджмента – социально-этиче­ский маркетинг.

К середине 1990-х гг. усилиями отечественных библиотековедов происходит переосмысление маркетинга как чрезвычайно эффективной для современной библиотеки концепции управления, позволяющей адаптировать библиотечную деятельность к сложным явлениям окружающей среды. Даже названия выходящих изданий резко изменили содержательные аспекты с рыночных на управленческие.

Свидетельством широкого распространения маркетинговой концепции служит большое количество литературы, рассматривающей теоретические и практические проблемы библиотечного маркетинга, сферу его применения в различных направлениях библиотечно-информационной деятельности, составные элементы комплекса маркетинга в библиотеке, систему маркетинговых коммуникаций, принципы управления маркетингом. На этом фоне, даже при всей неоднозначности подходов к содержанию библиотечного маркетинга, можно говорить о наличии определенного маркетингового пространства, в котором библиотеки чувствуют себя достаточно уверенно.

Решающий момент в эволюции маркетинга – переход маркетинга в библиотеке из утилитарно-инструментальной фазы поисков дополнительного финансирования в разряд обшей концепции, объединяющей все функции управления современной библиотекой.

Принципиально новый подход обосновывается в исследованиях последних лет, направленных на включение библиотеки в систему некоммерческого маркетинга, что способствует систематической профессиональной деятельности на научной основе. Библиотечный маркетинг, понимаемый как система управления, ориентированная на реально существующие и потенциальные потребности населения в книге, информации, всех видах библиотечного обслуживания, обретает огромную социальную значимость. Органичное единство миссии библиотечной деятельности и направленности социально-этического маркетинга на повышение общественного благосостояния создает принципиальную основу для включения мощного потенциала научного маркетинга в решение стратегических проблем библиотеки.

 

Развитие всех трех направлений современного менеджмента в руководстве библиотечной деятельностью – стратегического управления, кадрового менеджмента и социально-этического маркетинга – предопределяют позитивные перспективы библиотеки.

 

  
На главную