УДК 025.1
Суслова И.М.
Три кита менеджмента
Раскрыты три направления современного менеджмента – стратегический
и кадровый менеджмент, социально-этический маркетинг, развитие которых в управлении
библиотекой составляет ключевую задачу информационно-библиотечного менеджмента.
Современный мир меняется с пугающей быстротой, рождая как
новые возможности, так и новые угрозы. Стало расхожим утверждение, что для поиска
и отыскания путей развития в ХХI
в. человечество нуждается в новой парадигме, которая обеспечила бы баланс
экономического, социального и экологического развития. Но какова она, эта новая парадигма?
Отчетливо проявляется ограниченность традиционной модели
«рационального управления». Рационализм связывается прежде всего с возможностью
предельно упорядочить и регламентировать организацию библиотеки, происходящие в
ней процессы, достичь стабильности и устойчивости деятельности структурных
подразделений. Несмотря на большую привлекательность четкости, определенности
управленческих действий, заложенных в рациональной модели, она лишена главного
– гибкости, столь необходимой в современных условиях.
Сегодня одним из самых популярных понятий менеджмента
является неопределенность, не в
смысле незнания, а как постоянное изменение условий, возникновение новых связей,
быстрая переориентация функционирования в ответ на динамику потребностей. В
условиях динамизма жизнедеятельности полный учет и просчет заранее – до мелочей
– всех деталей становится малореальным. Поэтому задача управления состоит в
создании адаптивных, гибких управленческих моделей, а руководителя – в реализации
комплексных и системных подходов.
Менеджмент эффективно решает проблемы создания таких
моделей. В прошлом столетии менеджмент как новый социальный институт, новая ключевая
социальная функция, новая, лидирующая в обществе группа менеджеров возник и
развивался с необычайной быстротой, стал незаменимым. И никогда прежде новый
институт не охватывал земной шар с такой легкостью, пересекая границы рас и
культур, языков и традиций, как это сделал менеджмент в течение одного
поколения. И действительно, там, где внедрялся компетентный менеджмент,
начиналось стремительное развитие. По-видимому, мы имеем дело с крупнейшей
социальной инновацией.
Питер Друкер, сумевший распознать, обобщить и описать
появление нового могущественного фактора развития, подчеркивает: «Всюду, где мы
вкладывали только экономические факторы производства, особенно капитал, мы не
добивались развития. В немногих случаях, когда мы могли породить энергию
менеджмента, мы порождали стремительное развитие. Развитие, иными словами, –
дело, скорее, человеческой энергии, и придание ей направления есть задача
менеджмента. Менеджмент – двигатель, развитие – следствие».
Со всей определенностью можно утверждать, что хороший менеджмент
– это не просто управление, которое стремится быть рациональным и правильным.
Менеджмент пытается сделать невозможное, имея дело не только с логикой, но
прежде всего с интересами и пользователей библиотеки, и ее сотрудников. Поэтому
менеджмент все время находится в состоянии поиска, и поэтому все время
развивается теория менеджмента, отражающая наиболее успешные образцы
управленческой деятельности, лучшую практику управления.
Прочное здание современного менеджмента покоится на трех китах, символизирующих его главные
направления. Первое из них – стратегический менеджмент, который
приобретает особое значение в связи с динамизмом и неопределенностью внешней
среды библиотеки. Понятие стратегии, поначалу казавшееся совершенно чуждым в
текущей упорядоченной библиотечной жизни, привлекает все большее внимание
отечественных библиотековедов, становясь неотъемлемой частью деятельности
руководителей.
Стратегическое управление опирается на человеческий
потенциал, ориентирует всю библиотечную деятельность на читательские
потребности, гибко реагирует и проводит в библиотеке своевременные изменения,
отвечающие требованиям внешней среды и позволяющие стабильно функционировать,
что в совокупности дает возможность библиотеке развиваться в долгосрочной
перспективе, достигая при этом своих целей.
Содержание и структуру стратегического управления составляют
определение миссии и целей библиотеки, анализ среды, выбор стратегической альтернативы,
организация выполнения стратегии.
Стратегический менеджмент – тип управления, который в
высокой степени отвечает современным особенностям развития библиотеки, поскольку
позволяет достаточно точно определить стратегические позиции в динамично
изменяющихся условиях на основе исследований внешних и внутренних факторов.
Стратегический менеджмент сегодня переживает период
диверсификации. Среди его различных элементов специалисты выделяют управление
проектами, которое в библиотечном деле включает в свою сферу все бóльшее
число объектов и формируется как сравнительно самостоятельное направление со
своей методологией, понятийным аппаратом и методами. В силу направленности на
решение наиболее актуальных проблем управление проектами становится особенно
эффективным сегодня – в период крупномасштабных изменений, поскольку проводимые
реформы представляют собой совокупность разнообразных по масштабам и сложности
проектов. Библиотеки участвуют в различных классах проектов. Это – мегапроекты,
представляющие собой целевые программы развития культуры на областном или
краевом уровне; мультипроекты – комплексные программы, связанные с определением
стратегического развития библиотек на уровне малого города; монопроекты,
осуществляемые в одной библиотеке и призванные решать комплексные задачи ее
развития.
Одной из главных узловых проблем библиотечного менеджмента
являются инновации. Высокие темпы социального и информационного прогресса
выдвинули те системы управления, которые оказались способными быстро и
эффективно осваивать нововведения. В связи с этим инновационный менеджмент
может рассматриваться в русле разработки и реализации стратегических направлений
информационно-библиотечной деятельности.
Главные направления формирования инновационного менеджмента:
разработка организационно-методологических основ освоения новшеств, создание
гибкой системы обучения кадров, определение мотивов и факторов сопротивления
изменениям и уменьшение их влияния, расчет параметров необходимого ресурсного
обеспечения инновационных процессов и мотивации. Перспективна, на мой взгляд,
реорганизация методической деятельности библиотек на принципах инновационного
менеджмента.
Второе
направление современного менеджмента – управление персоналом, то понятие,
которое отсутствовало в нашей управленческой практике.
Признано, что персонал является основным ресурсом любой
организации, ее главным богатством, определяющим успех всей деятельности. В
связи с этим основу концепции управления персоналом в настоящее время составляют
возрастающая роль личности каждого сотрудника, знание его мотивационных
установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими
перед библиотекой.
Было время, когда считалось, что автоматизированная
технология вытеснит библиотекаря из большинства информационных процессов и
окончательно утвердит превосходство техники над работником. Однако, хотя компьютер
и стал полновластным хозяином во многих технологических и управленческих
процессах, роль и значение библиотекаря не упали, а возросли. Человек стал не
только самым ценным ресурсом любой организации, но и самым дорогостоящим.
Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал
своих специалистов, создавая все условия для наиболее полной их отдачи на
работе и интенсивного развития их возможностей. В соответствии с этим главная
цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного
использования, профессионального и социального развития.
На смену теории, рассматривающей персонал как издержки,
которые надо сокращать, появилась теория управления кадрами, т. е.
человеческими ресурсами, в соответствии с которой именно кадры представляют
собой один из тех ресурсов, которым нужно грамотно управлять, создавать условия
для его развития, вкладывать в него средства.
Взаимосвязь перечисленных факторов привела к появлению персонал-стратегии, включающей элементы:
цель деятельности; система планирования; отношения высших управленческих
кадров; организационная структура служб управления персоналом; доступность,
полнота и обоснованность используемой информации; образование руководителей
(всех уровней управления); взаимосвязь с внешней средой.
Создавшаяся
в нашей стране ситуация, изменения социально-экономической действительности
одновременно несут как большие возможности, так и серьезную угрозу для каждой
личности, устойчивости ее существования, вносят значительную долю неопределенности
в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации
приобретает особую значимость: кадровый менеджмент позволяет обобщить и реализовать
целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личностного
фактора в построении системы управления персоналом библиотеки.
Третье направление современного менеджмента – социально-этический
маркетинг.
К середине 1990-х гг. усилиями отечественных библиотековедов
происходит переосмысление маркетинга как чрезвычайно эффективной для современной
библиотеки концепции управления, позволяющей адаптировать библиотечную
деятельность к сложным явлениям окружающей среды. Даже названия выходящих
изданий резко изменили содержательные аспекты с рыночных на управленческие.
Свидетельством широкого распространения маркетинговой
концепции служит большое количество литературы, рассматривающей теоретические и
практические проблемы библиотечного маркетинга, сферу его применения в
различных направлениях библиотечно-информационной деятельности, составные
элементы комплекса маркетинга в библиотеке, систему маркетинговых коммуникаций,
принципы управления маркетингом. На этом фоне, даже при всей неоднозначности
подходов к содержанию библиотечного маркетинга, можно говорить о наличии
определенного маркетингового пространства, в котором библиотеки чувствуют себя
достаточно уверенно.
Решающий момент в эволюции маркетинга – переход маркетинга в
библиотеке из утилитарно-инструментальной фазы поисков дополнительного
финансирования в разряд обшей концепции, объединяющей все функции управления
современной библиотекой.
Принципиально новый подход обосновывается в исследованиях
последних лет, направленных на включение библиотеки в систему некоммерческого
маркетинга, что способствует систематической профессиональной деятельности на
научной основе. Библиотечный маркетинг, понимаемый как система управления,
ориентированная на реально существующие и потенциальные потребности населения в
книге, информации, всех видах библиотечного обслуживания, обретает огромную
социальную значимость. Органичное единство миссии библиотечной деятельности и
направленности социально-этического маркетинга на повышение общественного
благосостояния создает принципиальную основу для включения мощного потенциала
научного маркетинга в решение стратегических проблем библиотеки.
Развитие всех трех направлений современного
менеджмента в руководстве библиотечной деятельностью – стратегического
управления, кадрового менеджмента и социально-этического маркетинга –
предопределяют позитивные перспективы библиотеки.
|