УДК 025.5+004.352
Стахевич А. М.
Обслуживание читателей НТБ МАДИ
с использованием штрих-кода: третий этап работы*
Заключительный этап работы, связанный с переводом студентов
старших (IV–VI) курсов Московского
автомобильно-дорожного института (МАДИ) на новую технологию обслуживания, имел
свои особенности.
В связи с
заранее назначенной датой перерегистрации студентов (с 10 по 14 апреля 2006 г.)
и большим объемом подготовительной работы по штрих-кодированию фондов и
введению штрих-кодов (ШК) в библиографические записи (БЗ) электронного каталога
многие виды работы пришлось осваивать так называемыми ускоренными методами. На
мой взгляд, к ним следует отнести:
1.
Сканирование (с обязательным распознаванием) ретроспективной части генерального
алфавитного каталога (ГАК) с помощью частной фирмы.
2. Выполнение этой работы самостоятельно на базе отделов
комплектования, обработки, справочно-библиографического с помощью
имидж-сканеров и разработанной технологии использования вручную отсканированных
и распознанных библиографических описаний (БО) соответствующих лет изданий ГАК.
3. Участие значительного числа сотрудников разных отделов
библиотеки в ретроспективной каталогизации ГАК, требующей обучения составлению
БО и работе с БЗ базы данных «Книги» ЭК.
4. Дополнение АБИС «Библиотека 5.3» каким-либо модулем (например
БД «Ключевые слова»), позволяющим автоматизировать (формализовать) наполнение
ключевыми словами БЗ ЭК.
5. Заимствование недостающих БЗ у других библиотек через
Интернет или с помощью CD–R Российской книжной палаты.
6. Дополнение ретроспективной части ЭК за счет использования
ISBN изданий, ранее в
него не включенных.
7. Превращение электронной БД «Труды ученых МАДИ», отражающей
издания с 1900 по 2006 г., с помощью программиста в БД «Книги» ЭК за требуемый
период (например с 1960 по 1992 г.).
При внимательном рассмотрении методов становится ясно, что последний
является самым оптимальным в эксплуатации, наиболее дешевым и относительно
простым в реализации. Он потребовал бы всего нескольких дней ответственной
работы программиста уровня С. Г. Ермакова (1983–2004). (О Сергее Ермакове см.:
Науч. и техн. б-ки. – 2004. – № 11.) Но эта работа была выполнена программистом
библиотеки только в апреле 2006 г.
В ноябре 2005 г. мы выбрали 3-й метод, суливший следующие преимущества.
Во-первых, он сразу включал в работу большое число
сотрудников нескольких отделов, чем ликвидировалась монополия на знание правил
составления БО двух отделов библиотеки – обработки и справочно-библиографического
– и с этих отделов снималась значительная нагрузка.
Во-вторых,
не оставалось причин для паники у сотрудников отделов обслуживания, когда к ним
от читателей попадали необработанные издания (без ШК и не введенные в ЭК) или
на такую литературу поступал запрос читателя.
В НТБ МАДИ (ГТУ), как и в большинстве библиотек, к
автоматизированной выдаче предварительно готовилась только часть библиотечного
фонда – постоянно спрашиваемые издания. У нас они составляли около 40% фонда
учебного и научного абонементов, 60% – читальных залов научно-технической и
гуманитарной литературы. (Но были и исключения. Например, Н. В. Панцелюзина –
заслуженный работник культуры РФ, заведующая ЧЗ литературы гуманитарного
профиля, не только активно участвовала в работах по штрих-кодированию фонда
учебного абонемента студентов младших курсов, но параллельно с этим оштриховала
с сотрудниками своего отдела весь фонд ЧЗ, после чего под ее руководством он
был полностью введен в БД «Книги» ЭК.)
В-третьих, этот метод позволял так организовать всю работу,
что опытные сотрудники отделов обработки и СБО по локальной сети успевали выполнять
все необходимые процессы отделов библиотеки, расположенных и в «новом», и в
«старом корпусе» университета – учебного и научного абонементов, центрального
книгохранения. А кроме того обрабатывали – заполняли поля БЗ ЭК, в том числе
штрих-кодами, – издания ЧЗ НТЛ, сотрудники которого много лет игнорировали
работу с ПК.
В результате по мере приобретения сотрудниками опыта
интенсивной работы с изданиями, требующими отражения в ЭК, производительность
труда и объемы по-новому обрабатываемой литературы резко возросли, более
простой стала взаимозаменяемость сотрудников, но главное – появились реальные
перспективы в ближайшее время видоизменить работу большинства отделов библиотеки,
например, объединить отделы комплектования и обработки литературы. Наличие в НТБ
локальной сети, достаточного количества современных компьютеров, сотрудников,
способных адекватно воспринимать современные задачи и опыт других вузовских
библиотек, где давно эффективно работают такие объединенные отделы, давало нам
право на подобное нововведение. Предварительно были сделаны соответствующие
подвижки: помещение отдела обработки, на площадях которого предполагалось
осуществить это объединение, было заранее увеличено на 15 кв. м, отремонтировано
и обставлено современной мебелью. При этом мы были убеждены, что за счет
разделения труда, специализации и использования методов ускоренной обработки
литературы можно значительно повысить ее скорость и качество. Также резко
удалось бы снизить трудоемкость работ, связанных с переносом вручную большого
количества книг из одного корпуса университета в другой, т.е. упростить
«такелажные работы» – вечный спутник и бич «бумажной технологии». В результате
всех этих преобразований можно решить очень важную задачу: сделать «путь книги»
до читателя значительно короче и быстрее. Естественно, объединенный отдел нуждался
в новом руководителе – мобильном, творчески одарённом, с большим опытом библиотечной
работы.
На
определённом этапе автоматизированного обслуживания читателей стала очевидной
экономическая целесообразность самостоятельного изготовления ШК, поэтому НТБ к
этому времени приобрела принтер по изготовлению этикеток, который после освоения
стал важным средством ритмичной работы по штрих-кодированию библиотечного
фонда. Со временем эта работа должна была стать прерогативой объединенного
отдела комплектования и обработки при кураторстве специалистов отдела
автоматизации библиотеки.
Несмотря на сбои в оплате аккордной работы, начавшиеся в
конце 2005 г., внедрение элементов новой технологии приобрело необратимый
характер, о чем говорили цифры отчетов, сдаваемых отделами два раза в месяц. На
их основе мы систематизировали основные процессы и операции подготовительного
этапа, важные для его понимания в целом (прил.). Неотвратимость сроков перерегистрации
студентов и младших, и старших курсов, о чем мы постоянно говорили на
совещаниях в дирекции, радовала одних (сотрудников
отделов библиотеки «нового корпуса») и крайне нервировала других (сотрудников
отделов библиотеки «старого корпуса» университета).
Сложившуюся на тот момент (февраль–апрель 2006 г.) ситуацию
характеризовало следующее противоречие. Богатейший в техническом и профессиональном
плане ресурс по количеству и уровню компьютеров, ставок и зарплат,
сосредоточенный в библиотеке «старого корпуса» университета, втрое (!)
превосходил ресурс библиотеки «нового корпуса». Но использовать его быстро и эффективно
было невозможно из-за наличия в нем агрессивно настроенного консервативного
меньшинства.
Становилось все более очевидным: если не изменить ситуацию
кардинальным образом, то в установленные сроки мы не сможем осуществить
необходимый прорыв к новой автоматизированной системе обслуживания читателей и
переменам, которые она сулила. Это – упразднение очередей в отделах
обслуживания, которые нервировали читателей и изматывали сотрудников; отказ от
ведения крайне трудоемкой «картотеки работы с приказами», которая становилась
излишней; упрощение работы с должниками, которую теперь можно было бы вести
оперативно и напрямую с ректоратом и деканатом университета; высвобождение
времени сотрудников и включение их в хоздоговорные работы по оцифровке фондов,
что предполагало увеличение заработной платы.
Вот почему мы были вынуждены начинать внедрение
инновационной технологии с отделов и сотрудников «нового корпуса» университета,
которые своей вдохновенной и квалифицированной работой подтвердили справедливость
очевидного. Все это еще более разозлило «консерваторов», толкая их на
всевозможные акции сопротивления курсу перемен. Многократные походы к администрации
вуза, всевозможные коллективные письма, обвиняющие директора НТБ и его коллег в
срыве обслуживания читателей, привели к тому, что ректорат и отдел кадров
университета – по моему предложению – решили переместить (см. ст. 72 Кодекса о
труде) лидеров сопротивления «старого корпуса» – в «новый корпус» МАДИ, а на их
место – в «старый корпус» – лидеров новой технологии во главе с заместителем директора
Н. В. Соловьевой.
Задуманное и многократно обсужденное с администрацией вуза и
с коллегами из «нового корпуса» библиотеки, начали осуществлять сразу же после
проведенного в начале апреля Ученого совета МАДИ (ГТУ). На нем проректор по
учебной работе проф. П.И. Поспелов предоставил мне слово. Я подвел некоторые
итоги проделанной ранее работы, назвал сроки и цель перерегистрации студентов
старших курсов; обосновал, что одной недели, которая позволит охватить до 40%
учащихся дневной и вечерней форм обучения и около 20% заочников университета,
будет вполне достаточно для начального периода перерегистрации этой категории
студентов. После так называемых майских каникул (с 1 по 10 мая в соответствии с
приказом ректора вуз не работал) до середины июля библиотека должна была на
75–80% (для студентов IV–V курсов) и на 100% (для
студентов VI курса) в
обычном рабочем режиме согласно расписанию завершить перерегистрацию всех категорий
студентов МАДИ.
Внедрение автоматизированной технологии обслуживания
открывало перед НТБ и ее читателями интереснейшие перспективы. Например, впервые
появлялась возможность сосредоточить учебные фонды для всех курсов на
абонементе «нового корпуса» университета. Статистика книговыдач и посещений
этой категории читателей подтверждала такую возможность. Тем самым в «старом
корпусе» университета наконец-то удалось бы по-другому обслуживать студентов
старших курсов, прежде всего тех из них (будущих аспирантов), которые серьезно
относились к учебе и связывали свое будущее с научной и педагогической
деятельностью в МАДИ.
Крайне важной была бы реорганизация обслуживания в ЧЗ
научно-технической литературы. Вход в него читателей предлагалось приблизить к
главному входу в библиотеку и здесь же на общей кафедре выдачи, где обслуживались
все другие читатели, производить выдачу литературы из фондов ЧЗ НТЛ. Такая
организация обслуживания позволила бы жестко контролировать вход и выход
читателей из ЧЗ и соответственно сохранность фонда. С помощью специальных
стеллажей можно было бы вернуться к системе открытого доступа технической
периодики текущего года. В определенные периоды учебного года в помещении ЧЗ
НТЛ следовало бы проводить презентации новой литературы автомобильно-дорожного
профиля, причем не только авторов – преподавателей МАДИ.
Совсем иначе можно было бы организовать работу СБО и ЧЗ
диссертаций и научных отчетов – тесно связать с освоением новых БД и
Интернет-услуг, имеющих прямое отношение к научной и учебной деятельности вуза.
Отдел автоматизации должен был стать
организатором всей работы по созданию цифровой библиотеки – аналога наиболее
важной и спрашиваемой части бумажной (ныне существующей) библиотеки, а также
центром переподготовки библиотек автодорожной специализации.
Короче говоря, речь шла о принципиальных изменениях в работе
НТБ, в которых она давно нуждалась и из-за отсутствия каковых ее деятельность с
каждым годом становилась все менее эффективной.
С приходом (путем «перемещения») в библиотеку «старого
корпуса» заместителя директора НТБ Н. В. Соловьевой работа здесь сразу же – буквально
за один день – приобрела деловой характер, словно все давно ждали такой
перемены. Однако к концу этого трудного, но, казалось бы, удачного рабочего дня
мне по телефону сообщили, что ректор и проректор по учебной работе отменили
свое решение после беседы с посетившим их консервативным меньшинством
библиотеки. На мой вопрос руководству университета: «Чем вызвано такое
решение?!», который я задавал неоднократно в течение недели – ответа так и не
последовало. Все стало ясно: «концепция поменялась», но мне почему-то «забыли»
сообщить об этом.
Такое решение буквально раскололо коллектив – по библиотеке
был нанесен удар невероятной силы. В результате она стала плохо управляемой.
Поняв, что ректорат перестал поддерживать программу модернизации НТБ, я принял
твердое решение об отставке. 30 апреля 2006 г. моя отставка была принята
ректором МАДИ (ГТУ).
Приложение
Основные виды работ отделов
НТБ МАДИ,
занятых в переводе обслуживания студентов I–VI курсов
на автоматизированную технологию обслуживания
БУП-1
|
БУП-2
|
Отдел комплектования
|
Отдел обработки
|
Справочно-библиограф. отдел
|
Просмотр и снятие с полок
изданий для составления Б3 в ЭК и наклейки ШК
(назв./экз.)
|
Просмотр и снятие с полок
изданий для составления Б3 в ЭК и наклейки ШК
(назв./экз.)
|
Доставка новых
изданий
(назв./экз.)
|
Доставка новых изданий из
ОК и изданий, не включенных в ЭК, из других отделов
(назв./экз.)
|
Доставка изданий, не включенных
в ЭК, другими отделами
(экз.)
|
Наклейка ШК в издания
(экз.)
|
Наклейка ШК в издания
(экз.)
|
Наклейка ШК в книги и
методички (экз.)
|
Наклейка ШК в издания
(экз.)
|
|
Составление БЗ в АИБС «Библиотека
5.3»
на издания со ШК (назв.)
|
Составление БЗ в АИБС
«Библиотека 5.3»
на издания со ШК (назв.)
|
|
Составление БЗ в АИБС
«Библиотека 5.3»
на издания со ШК (назв.)
|
Составление БЗ в АИБС
«Библиотека 5.3» на издания со ШК (назв.)
|
Введение ШК в БЗ ЭК
(экз.)
|
Введение ШК в БЗ ЭК
(экз.)
|
|
Введение ШК в БЗ ЭК (экз.)
|
Введение ШК в БЗ ЭК (экз.)
|
Ремонт изданий
(экз.)
|
Ремонт изданий
(экз.)
|
|
Редактирование БЗ,
введенных другими отделами в ЭК (назв.)
|
Редактирование БЗ,
введенных другими отделами в ЭК (назв.)
|
Расстановка изданий на
полках (экз.)
|
Расстановка изданий на полках
(экз.)
|
Передача изданий со ШК в ОБ
(назв./экз.)
|
Передача обработанных изданий
в другие отделы
(назв./экз.)
|
Возврат обработанных
изданий в отделы (назв./экз.)
|
|