Научные и технические библиотеки №12 2006 год
Содержание:

Суслова И. М. Мотивация как фактор совершенствования управления персоналом

Плешкевич Е. А. Протодокументные коммуникации: новая категория в коммуникационных технологиях

Шилов В. В., Короткова Т. В. Моделирование библиотечных фондов: история с математикой

Урмурзина К. Г. День библиотек Казахстана на Крымской конференции: подведем итоги

Стахевич А. М. Обслуживание читателей НТБ МАДИ с использованием штрих-кода: третий этап работы

Лифанова Т. И. Еще раз о каталогах. (Диалог профессионалов)

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Доступность информации: зарубежный опыт

НАША ИСТОРИЯ

Сукиасян Э. Р. Долг памяти. К 70-летию Совещания по теоретическим вопросам библиотековедения и библиографии (Москва, 15–27 декабря 1936 г.)

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Каратыгина Т. Ф. Вклад в библиотечную науку

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Иванов В. С., Юдин В. В., Соколова Ю. В. «Библиотеки и образование–2006» – Вторая международная конференция и выставка

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

НАШИ АВТОРЫ

Указатель материалов, опубликованных в 2006 г.

Систематический указатель

Авторский указатель


 

УДК 025.5+004.352

Стахевич А. М.

Обслуживание читателей НТБ МАДИ
с использованием штрих-кода: третий этап работы*

Заключительный этап работы, связанный с переводом студентов старших (IV–VI) курсов Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ) на новую технологию обслуживания, имел свои особенности.

В связи с заранее назначенной датой перерегистрации студентов (с 10 по 14 апреля 2006 г.) и большим объемом подготовительной работы по штрих-кодированию фондов и введению штрих-кодов (ШК) в библиографические записи (БЗ) электронного каталога многие виды работы пришлось осваивать так называемыми ускоренными методами. На мой взгляд, к ним следует отнести:

1. Сканирование (с обязательным распознаванием) ретроспективной части генерального алфавитного каталога (ГАК) с помощью частной фирмы.

2. Выполнение этой работы самостоятельно на базе отделов комплектования, обработки, справочно-библиографического с помощью имидж-сканеров и разработанной технологии использования вручную отсканированных и распознанных библиографических описаний (БО) соответствующих лет изданий ГАК.

3. Участие значительного числа сотрудников разных отделов библиотеки в ретроспективной каталогизации ГАК, требующей обучения составлению БО и работе с БЗ базы данных «Книги» ЭК.

4. Дополнение АБИС «Библиотека 5.3» каким-либо модулем (например БД «Ключевые слова»), позволяющим автоматизировать (формализовать) наполнение ключевыми словами БЗ ЭК.

5. Заимствование недостающих БЗ у других библиотек через Интернет или с помощью CD–R Российской книжной палаты.

6. Дополнение ретроспективной части ЭК за счет использования ISBN изданий, ранее в него не включенных.

7. Превращение электронной БД «Труды ученых МАДИ», отражающей издания с 1900 по 2006 г., с помощью программиста в БД «Книги» ЭК за требуемый период (например с 1960 по 1992 г.).

 

При внимательном рассмотрении методов становится ясно, что последний является самым оптимальным в эксплуатации, наиболее дешевым и относительно простым в реализации. Он потребовал бы всего нескольких дней ответственной работы программиста уровня С. Г. Ермакова (1983–2004). (О Сергее Ермакове см.: Науч. и техн. б-ки. – 2004. – № 11.) Но эта работа была выполнена программистом библиотеки только в апреле 2006 г.

В ноябре 2005 г. мы выбрали 3-й метод, суливший следующие преимущества.

Во-первых, он сразу включал в работу большое число сотрудников нескольких отделов, чем ликвидировалась монополия на знание правил составления БО двух отделов библиотеки – обработки и справочно-библиографического – и с этих отделов снималась значительная нагрузка.

Во-вторых, не оставалось причин для паники у сотрудников отделов обслуживания, когда к ним от читателей попадали необработанные издания (без ШК и не введенные в ЭК) или на такую литературу поступал запрос читателя.

В НТБ МАДИ (ГТУ), как и в большинстве библиотек, к автоматизированной выдаче предварительно готовилась только часть библиотечного фонда – постоянно спрашиваемые издания. У нас они составляли около 40% фонда учебного и научного абонементов, 60% – читальных залов научно-технической и гуманитарной литературы. (Но были и исключения. Например, Н. В. Панцелюзина – заслуженный работник культуры РФ, заведующая ЧЗ литературы гуманитарного профиля, не только активно участвовала в работах по штрих-кодированию фонда учебного абонемента студентов младших курсов, но параллельно с этим оштриховала с сотрудниками своего отдела весь фонд ЧЗ, после чего под ее руководством он был полностью введен в БД «Книги» ЭК.)

В-третьих, этот метод позволял так организовать всю работу, что опытные сотрудники отделов обработки и СБО по локальной сети успевали выполнять все необходимые процессы отделов библиотеки, расположенных и в «новом», и в «старом корпусе» университета – учебного и научного абонементов, центрального книгохранения. А кроме того обрабатывали – заполняли поля БЗ ЭК, в том числе штрих-кодами, – издания ЧЗ НТЛ, сотрудники которого много лет игнорировали работу с ПК.

В результате по мере приобретения сотрудниками опыта интенсивной работы с изданиями, требующими отражения в ЭК, производительность труда и объемы по-новому обрабатываемой литературы резко возросли, более простой стала взаимозаменяемость сотрудников, но главное – появились реальные перспективы в ближайшее время видоизменить работу большинства отделов библиотеки, например, объединить отделы комплектования и обработки литературы. Наличие в НТБ локальной сети, достаточного количества современных компьютеров, сотрудников, способных адекватно воспринимать современные задачи и опыт других вузовских библиотек, где давно эффективно работают такие объединенные отделы, давало нам право на подобное нововведение. Предварительно были сделаны соответствующие подвижки: помещение отдела обработки, на площадях которого предполагалось осуществить это объединение, было заранее увеличено на 15 кв. м, отремонтировано и обставлено современной мебелью. При этом мы были убеждены, что за счет разделения труда, специализации и использования методов ускоренной обработки литературы можно значительно повысить ее скорость и качество. Также резко удалось бы снизить трудоемкость работ, связанных с переносом вручную большого количества книг из одного корпуса университета в другой, т.е. упростить «такелажные работы» – вечный спутник и бич «бумажной технологии». В результате всех этих преобразований можно решить очень важную задачу: сделать «путь книги» до читателя значительно короче и быстрее. Естественно, объединенный отдел нуждался в новом руководителе – мобильном, творчески одарённом, с большим опытом библиотечной работы.

На определённом этапе автоматизированного обслуживания читателей стала очевидной экономическая целесообразность самостоятельного изготовления ШК, поэтому НТБ к этому времени приобрела принтер по изготовлению этикеток, который после освоения стал важным средством ритмичной работы по штрих-кодированию библиотечного фонда. Со временем эта работа должна была стать прерогативой объединенного отдела комплектования и обработки при кураторстве специалистов отдела автоматизации библиотеки.

Несмотря на сбои в оплате аккордной работы, начавшиеся в конце 2005 г., внедрение элементов новой технологии приобрело необратимый характер, о чем говорили цифры отчетов, сдаваемых отделами два раза в месяц. На их основе мы систематизировали основные процессы и операции подготовительного этапа, важные для его понимания в целом (прил.). Неотвратимость сроков перерегистрации студентов и младших, и старших курсов, о чем мы постоянно говорили на совещаниях в дирекции, радовала одних (сотрудников отделов библиотеки «нового корпуса») и крайне нервировала других (сотрудников отделов библиотеки «старого корпуса» университета).

Сложившуюся на тот момент (февраль–апрель 2006 г.) ситуацию характеризовало следующее противоречие. Богатейший в техническом и профессиональном плане ресурс по количеству и уровню компьютеров, ставок и зарплат, сосредоточенный в библиотеке «старого корпуса» университета, втрое (!) превосходил ресурс библиотеки «нового корпуса». Но использовать его быстро и эффективно было невозможно из-за наличия в нем агрессивно настроенного консервативного меньшинства.

Становилось все более очевидным: если не изменить ситуацию кардинальным образом, то в установленные сроки мы не сможем осуществить необходимый прорыв к новой автоматизированной системе обслуживания читателей и переменам, которые она сулила. Это – упразднение очередей в отделах обслуживания, которые нервировали читателей и изматывали сотрудников; отказ от ведения крайне трудоемкой «картотеки работы с приказами», которая становилась излишней; упрощение работы с должниками, которую теперь можно было бы вести оперативно и напрямую с ректоратом и деканатом университета; высвобождение времени сотрудников и включение их в хоздоговорные работы по оцифровке фондов, что предполагало увеличение заработной платы.

Вот почему мы были вынуждены начинать внедрение инновационной технологии с отделов и сотрудников «нового корпуса» университета, которые своей вдохновенной и квалифицированной работой подтвердили справедливость очевидного. Все это еще более разозлило «консерваторов», толкая их на всевозможные акции сопротивления курсу перемен. Многократные походы к администрации вуза, всевозможные коллективные письма, обвиняющие директора НТБ и его коллег в срыве обслуживания читателей, привели к тому, что ректорат и отдел кадров университета – по моему предложению – решили переместить (см. ст. 72 Кодекса о труде) лидеров сопротивления «старого корпуса» – в «новый корпус» МАДИ, а на их место – в «старый корпус» – лидеров новой технологии во главе с заместителем директора Н. В. Соловьевой.

Задуманное и многократно обсужденное с администрацией вуза и с коллегами из «нового корпуса» библиотеки, начали осуществлять сразу же после проведенного в начале апреля Ученого совета МАДИ (ГТУ). На нем проректор по учебной работе проф. П.И. Поспелов предоставил мне слово. Я подвел некоторые итоги проделанной ранее работы, назвал сроки и цель перерегистрации студентов старших курсов; обосновал, что одной недели, которая позволит охватить до 40% учащихся дневной и вечерней форм обучения и около 20% заочников университета, будет вполне достаточно для начального периода перерегистрации этой категории студентов. После так называемых майских каникул (с 1 по 10 мая в соответствии с приказом ректора вуз не работал) до середины июля библиотека должна была на 75–80% (для студентов IV–V курсов) и на 100% (для студентов VI курса) в обычном рабочем режиме согласно расписанию завершить перерегистрацию всех категорий студентов МАДИ.

Внедрение автоматизированной технологии обслуживания открывало перед НТБ и ее читателями интереснейшие перспективы. Например, впервые появлялась возможность сосредоточить учебные фонды для всех курсов на абонементе «нового корпуса» университета. Статистика книговыдач и посещений этой категории читателей подтверждала такую возможность. Тем самым в «старом корпусе» университета наконец-то удалось бы по-другому обслуживать студентов старших курсов, прежде всего тех из них (будущих аспирантов), которые серьезно относились к учебе и связывали свое будущее с научной и педагогической деятельностью в МАДИ.

Крайне важной была бы реорганизация обслуживания в ЧЗ научно-технической литературы. Вход в него читателей предлагалось приблизить к главному входу в библиотеку и здесь же на общей кафедре выдачи, где обслуживались все другие читатели, производить выдачу литературы из фондов ЧЗ НТЛ. Такая организация обслуживания позволила бы жестко контролировать вход и выход читателей из ЧЗ и соответственно сохранность фонда. С помощью специальных стеллажей можно было бы вернуться к системе открытого доступа технической периодики текущего года. В определенные периоды учебного года в помещении ЧЗ НТЛ следовало бы проводить презентации новой литературы автомобильно-дорожного профиля, причем не только авторов – преподавателей МАДИ.

Совсем иначе можно было бы организовать работу СБО и ЧЗ диссертаций и научных отчетов – тесно связать с освоением новых БД и Интернет-услуг, имеющих прямое отношение к научной и учебной деятельности вуза.

Отдел автоматизации должен был стать организатором всей работы по созданию цифровой библиотеки – аналога наиболее важной и спрашиваемой части бумажной (ныне существующей) библиотеки, а также центром переподготовки библиотек автодорожной специализации.

Короче говоря, речь шла о принципиальных изменениях в работе НТБ, в которых она давно нуждалась и из-за отсутствия каковых ее деятельность с каждым годом становилась все менее эффективной.

С приходом (путем «перемещения») в библиотеку «старого корпуса» заместителя директора НТБ Н. В. Соловьевой работа здесь сразу же – буквально за один день – приобрела деловой характер, словно все давно ждали такой перемены. Однако к концу этого трудного, но, казалось бы, удачного рабочего дня мне по телефону сообщили, что ректор и проректор по учебной работе отменили свое решение после беседы с посетившим их консервативным меньшинством библиотеки. На мой вопрос руководству университета: «Чем вызвано такое решение?!», который я задавал неоднократно в течение недели – ответа так и не последовало. Все стало ясно: «концепция поменялась», но мне почему-то «забыли» сообщить об этом.

Такое решение буквально раскололо коллектив – по библиотеке был нанесен удар невероятной силы. В результате она стала плохо управляемой. Поняв, что ректорат перестал поддерживать программу модернизации НТБ, я принял твердое решение об отставке. 30 апреля 2006 г. моя отставка была принята ректором МАДИ (ГТУ).

Приложение

Основные виды работ отделов НТБ МАДИ,
занятых в переводе обслуживания студентов I–VI курсов
на автоматизированную технологию обслуживания

БУП-1

БУП-2

Отдел комплектования

Отдел обработки

Справочно-библиограф. отдел

Просмотр и снятие с полок изданий для составления Б3 в ЭК и наклейки ШК
(назв./экз.)

Просмотр и снятие с полок изданий для составления Б3 в ЭК и наклейки ШК
(назв./экз.)

Доставка новых
изданий
(назв./экз.)

Доставка новых изданий из ОК и изданий, не включенных в ЭК, из других отделов
(назв./экз.)

Доставка изданий, не включенных в ЭК, другими отделами
(экз.)

Наклейка ШК в издания (экз.)

Наклейка ШК в издания (экз.)

Наклейка ШК в книги и методички (экз.)

Наклейка ШК в издания (экз.)

 

Составление БЗ в АИБС «Библиотека 5.3»
на издания со ШК (назв.)

Составление БЗ в АИБС «Библиотека 5.3»
на издания со ШК (назв.)

 

Составление БЗ в АИБС «Библиотека 5.3»
на издания со ШК (назв.)

Составление БЗ в АИБС «Библиотека 5.3» на издания со ШК (назв.)

Введение ШК в БЗ ЭК
(экз.)

Введение ШК в БЗ ЭК
(экз.)

 

Введение ШК в БЗ ЭК (экз.)

Введение ШК в БЗ ЭК (экз.)

Ремонт изданий

(экз.)

Ремонт изданий

(экз.)

 

Редактирование БЗ, введенных другими отделами в ЭК (назв.)

Редактирование БЗ, введенных другими отделами в ЭК (назв.)

Расстановка изданий на полках (экз.)

Расстановка изданий на полках (экз.)

Передача изданий со ШК в ОБ (назв./экз.)

Передача обработанных изданий в другие отделы

(назв./экз.)

Возврат обработанных изданий в отделы (назв./экз.)

  
На главную