Научные и технические библиотеки №12 2006 год
Содержание:

Суслова И. М. Мотивация как фактор совершенствования управления персоналом

Плешкевич Е. А. Протодокументные коммуникации: новая категория в коммуникационных технологиях

Шилов В. В., Короткова Т. В. Моделирование библиотечных фондов: история с математикой

Урмурзина К. Г. День библиотек Казахстана на Крымской конференции: подведем итоги

Стахевич А. М. Обслуживание читателей НТБ МАДИ с использованием штрих-кода: третий этап работы

Лифанова Т. И. Еще раз о каталогах. (Диалог профессионалов)

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Доступность информации: зарубежный опыт

НАША ИСТОРИЯ

Сукиасян Э. Р. Долг памяти. К 70-летию Совещания по теоретическим вопросам библиотековедения и библиографии (Москва, 15–27 декабря 1936 г.)

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Каратыгина Т. Ф. Вклад в библиотечную науку

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Иванов В. С., Юдин В. В., Соколова Ю. В. «Библиотеки и образование–2006» – Вторая международная конференция и выставка

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

НАШИ АВТОРЫ

Указатель материалов, опубликованных в 2006 г.

Систематический указатель

Авторский указатель


 

Проблемы информационного общества

УДК 316.77:004

Доступность информации: зарубежный опыт

«Суть информационного общества – это совокупность технологических, технических и образовательных возможностей для создания информации и возможности свободного доступа к ней всех граждан страны. Но для этого необходим определенный уровень развития связи», – считает министр, отвечающий за организацию связи и развитие информационных технологий в России, Л. Д. Рейман (Известия. – 20.03.05. – С. 9).

Конечно, это так – если сделать акцент на определение информационное. Однако если на первое место поставить основной термин – общество, то прежде всего предполагается формирование определенных отношений между людьми. В данном случае – это готовность и умение пользоваться тем, что уже знают другие (т.е. доступ к информации, уважение права на защиту информации о себе самом и уважение чужого труда, вложенного в создание информации). Поэтому проблемы информационного общества многогранны: обеспечение доступности правительственной и другой официальной информации, защита авторских прав и права на частную жизнь (информационную неприкосновенность), информационная безопасность, информационная грамотность – умение воспользоваться полученной информацией.

Мы подготовили обзор по статьям из уважаемых зарубежных газет – «Файнэншнл Таймс» (FinansialTimes), «Гардиан» (TheGuardian), «Нью-Йорк Таймс» (NewYorkTimes), а также по материалам, изданным для посетителей Лондонской книжной ярмарки 2006 г.

Это не научное исследование, а скорее популярное изложение тех проблем, с которыми уже сталкивается западный мир, а нам еще предстоит в ближайшее время встретиться.

В этом обзоре публикаций по проблемам информационного общества освещен опыт, накопленный в Великобритании и Китайской Народной Республике.

Великобритания – родина современной демократии – один из лидеров в использовании коммуникационных технологий, и заимствование британского опыта принесет несомненную пользу. Но и в этой стране существуют свои проблемы, о которых довольно язвительно пишут журналисты Чарльз Артур (CharlesArthur ) и Михаэль Кросс (MichaelCross) в статье «Верните нам наши бриллианты из короны», опубликованной в газете «Гардиан» (Giveusbackourcrownjewels. – TheGuardian, 09.03.06).

Китай совсем недавно приступил к освоению Интернета и проблемы «Китайского Интернета» нам достаточно понятны – им посвящена статья Давида Барбоза (DavidBarboza) «Дикий Интернет в Китае: все что угодно, кроме политики» (WildWebofChina: EverythingbutPolitics. – NewYorkTimes, 20.03.06).

 

Земсков А. И.

Доступность информации на примере Великобритании

Обсуждая развитие информационно-коммуникационных технологий и, конечно, построение гражданского общества, зарубежные специалисты нередко упоминают два важных принципа, или идеи:

1. Принцип «единого окна», через которое можно получить всю необходимую в обыденной жизни информацию;

2. Принцип интерактивности, т.е. возможность не только увидеть, где что лежит, но и сделать нужное.

В нашей жизни эти принципы также понемногу внедряются, но и чужой опыт интересно понять.

Через два года после создания правительственного сайта Великобритании (по мнению многих наблюдателей, одного из самых скромных по оформлению из всех правительственных сайтов) решено его модернизировать, на что выделено 2 млн фунтов стерлингов. Планируется – под лозунгом «Сделать все публичные услуги доступными с одного места» – организовать широкую кампанию в газетах, на телевидении и других СМИ, нацеленную на самую активную пропаганду правительственного сайта www.direct.gov.uk, который уже сейчас посещают ежемесячно более 2 млн человек, и предполагается, что по мере признания удобства работы с этим сайтом число посетителей будет быстро расти.

Не менее трех четвертей обращений к представителям правительства – это обращения к местным органам. Поэтому идея модернизации сайта заключается в построении единой точки захода на все уровни правительства – от национального до местного. Эта идея стала осуществимой в результате кооперативных усилий. Нажав, например, на значок «Продлить абонемент на книгу, взятую в библиотеке» и добавив ваш почтовый код или адрес, вы сразу выйдете на «глубинную» отсылку к соответствующим местным службам вашего региона, в данном случае – к местной библиотеке.

Быть может, в отдаленном будущем такой единый сайт заменит тысячи локальных сайтов местных администраций. (Аналогичный французский сайт – www.servicepublic.fr, американский – www.flrstgov.gov)

 

«Верните нам наши бриллианты из короны»

(Give us back our crown jewels)

Сокращенный перевод этой статьи дает представление об очень важной не только для англичан проблеме: кому принадлежит информация, созданная за государственный счет, т.е. на деньги налогоплательщика?

*   *   *

Представьте себе, что вы купили газету для друга и спросили его об опубликованной там программе телевидения, а он потребовал с вас деньги! Возмутительно? Конечно. Однако же по сути это именно то, что проделывает ряд правительственных служб с теми данными, сбор которых налогоплательщики уже оплатили. Пример – картографические данные, собранные Государственным картографическим управлением Великобритании (OrdnanceSurvey): они полезны для ведения любого бизнеса в сфере услуг, но они вне зоны досягаемости для малых компаний, не готовых заплатить большие суммы за доступ. Это управление было создано для того, чтобы подготовить британскую армию к возможному французскому вторжению (в ходе наполеоновских войн), и оно обладает монопольными правами на данные, которые собирались в течение веков, причем на средства налогоплательщиков.

Такая ситуация характерна для многих правительственных служб, и это тормозит инновации, предпринимательство и творчество – живую кровь любого бизнеса.

Цель газеты «Гардиан» проста: заставить правительство отказаться от копирайта на существенные национальные данные, сделать их бесплатными для любого человека и сохранить за правительством чрезвычайно важную задачу по сбору исходных данных силами тех служб, которые финансируются за счет налогоплательщиков.

В мире существует только одно правительство, которое предоставляет бесплатный доступ ко всем правительственным и государственным данным – это Правительство США. Неслучайно, что именно в этой стране сформировались и развились многочисленные картографические службы (GoogleMaps, Microsoft'sMapPoint, YahooMaps и др.), умеющие объединить данные, полученные государственными учреждениями, с собственной информацией, в результате чего формируются коммерческие продукты. Правительство США занимает твердую позицию: данные, собранные на деньги налогоплательщика, должны быть предоставлены ему бесплатно.

Закрытая позиция Великобритании в отношении своих собственных данных означает, что теряются коммерческие возможности, а иногда даже тормозятся научные исследования в таких областях, как, например, изучение изменения климата. Кто виноват? Кроме Государственного картографического управления, которое располагает обширными и необычайно ценными массивами, существуют также Служба гидрографии (UKHydrographicOffice, данные по приливам и морской навигации), Дорожная служба (HighwaysAgency, данные по интенсивности движения), Европейский центр среднесрочного прогноза погоды (CentreforMediumRangeWeatherForecasting).

Сектор государственной информации в Британии насчитывает более 400 правительственных департаментов, служб и местных органов. Среди накопленных данных можно назвать, например, собрание завещаний, запись которых ведется с 1858 г., оценки стоимости домов, которые ведутся Земельным регистром (LandRegistry), карты с обозначением угроз наводнения, касающихся отдельных домов.

Многие массивы информации представляют значительный коммерческий интерес, особенно если их представить на инновационных веб-сайтах, например http://tinyurl.com/cby55. Эти наборы данных и являются «драгоценностями современной короны», но вместо того чтобы обращаться с ними как с ресурсом, способствующим умножению национального богатства, правительство закрывает их, предоставляя доступ только тем, кто может хорошо заплатить.

Правительство не должно заниматься бизнесом, гражданская (правительственная) служба слишком негибкая и не может поспевать за темпом изменений в коммерческом секторе. Если даже крупная компания (например Майкрософт) считает для себя сложным приспособиться к производству сетевых прикладных программ, то намного сложнее это будет сделать правительственному департаменту, взращенному на традиционных бумажных технологиях.

Правительство должно быть занято сбором только наиболее высококачественных данных. Бюро национальной статистики (OfficeforNationalStatistics) разрабатывает методы точного описания британского общества и экономики. Ни одна частная организация не имеет финансовых ресурсов, времени или возможности реализовать необходимую широту подхода. Коммерческие компании игнорируют невыгодные для них секторы (или участки). Мы не можем доверять данным, которые собрали коммерческие банки при изучении потребительского поведения, потому что банки игнорируют людей, не имеющих банковских счетов.

В очень полезном исследовании реальной стоимости доступа к публичным данным Питер Вайс (PeterWeiss), сотрудник Бюро погоды США (USNationalWeatherService), провел сравнение модели открытого и закрытого доступа к данным публичного сектора. (Его работа «Границы в гиперпространстве: конфликтующие системы доступа к публичной информации и их экономическое воздействие» – BordersinCyberspace: ConflictingPublicSectorInformationPoliciesandtheirEconomicImpact – доступна по адресу http://tinyurl.com/cby55). Он приводит данные обследования 2000 г., выполненные компанией Пира Интернейшнл (PiraInternational) по заказу Европейской Комиссии, и отмечает: «Концепцию, исходящую из того, что коммерческие компании смогут очень недорого приобретать значительные объемы общественно полезной информации и перепродавать ее в самых разнообразных целях, но для извлечения прибылей, политиканы в Европейском Союзе посчитали неудобной».

Подход США приносит огромную экономическую выгоду: США и Европейский Союз сравнимы по размеру территории и количеству населения. В то время, когда на сбор данных в публичном секторе ЕС тратит 9,5 млрд евро, а получает 68 млрд евро, продавая и лицензируя их, то в США тратят вдвое больше – 19 млрд евро, зато и получают 750 млрд евро, т.е. в 10 раз больше. Питер Вайс разъясняет: «Правительство реализует два вида финансовых поступлений, если они делают информацию бесплатной. Это могут быть более высокие косвенные налоги на прибыль, связанные с большим объемом продаж продуктов и услуг, включающих в себя информацию, или более высокие поступления от подоходного налога и уменьшение обязательств государства по платежам в системе социальной защиты вследствие более высокой занятости населения».

Два примера из мира реальной экономики. Многие из площадок, с которых лучше всего заниматься скалолазанием в Британии, расположены на морских утесах, а значит, их доступность определяется приливами. Для покорителей скал, планирующих свое путешествие и готовых расходовать деньги в местных лавках, данные публичного сектора помогают найти наиболее благоприятное время с точки зрения приливов и отливов. Но веб-сайты, которые размещают информацию о приливах на побережье Великобритании, вынуждены платить за информацию Гидрографической службе Британии совершенно несуразную цену. Поэтому на данных сайтах нет календаря приливов и скалолазы выбирают заведомо безопасные места, а местные лавки теряют прибыль.

Дорожная служба подписала эксклюзивное соглашение с телекомпанией «TrafficTV», согласно которому ей будут отправлять видеофильмы, снятые дорожными камерами, для пересылки на мобильные телефоны водителей. Если бы данные были бесплатными, любая компания смогла бы на их основе составлять хорошо организованные карты и снижать цену за счет увеличения количества людей, имеющих доступ к данным о ситуации на дорогах, все это уменьшило бы загрязнение воздуха и пробки на дорогах.

Проблема возникла еще во времена Правительства консерваторов, которое создало систему «торговли фондами». Правительственные учреждения, в том числе Государственное картографическое управление и Регистрационная служба (CompaniesHouse), Госавтоинспекция (DrivingStandardsAgency), Земельный регистр, Патентный офис и Королевский Монетный двор (RoyalMint) должны были, по замыслу консервативных экономистов и политиков, торговать с другими правительственными учреждениями, а также с покупателями из частного сектора. Они получают на каждый год план по доходам, и единственный способ реализовать его – это коммерческая деятельность. В результате разыгрывается нелепый спектакль, в котором правительственные монополисты заставляют покупать данные по произвольно назначенным ценам. Все большее число экспертов говорят, что потери для экономики в целом (из-за снижения налоговых поступлений) значительно превышают принудительно назначенные «доходы».

Иногда конфликты становятся сюрреалистичными. Пример тому создание национального файла почтовых адресов: эту работу ведут три государственных учреждения – Почтовая служба, Государственное картографическое управление и Консорциум местных органов власти. При этом местные власти, например в Свиндоне (Swindon), должны платить в Государственное картографическое управление 38 тыс. фунтов в год за использование адресов и географических данных. Округ также должен заплатить Почтовой службе 3 тыс. фунтов за каждый веб-сайт, если он содержит общественную службу почтовых кодов. Вместе с тем именно местные органы власти обязаны собирать адреса и формировать значительную часть тех данных, которую им впоследствии придется оплачивать. Налогоплательщик платит за то, что организован сбор данных, а затем ему приходится платить за использование тех же данных.

Практика государственных монополий участвовать в конкурсе, где многое определяется ранее созданными информационными запасами, сейчас находится под огнем критики. Торговая ассоциация Локус (Locus) призывает правительство усилить конкурентные начала на рынке государственной информации. И некоторые из защитников авторского права правительственных организаций стали отступать. Например, Ханзард (Hansard) – собрание записей парламентских слушаний – в свое время являлось продуктом, который можно было купить только в Канцелярии Ее Величества (HerMajesty'sStationeryOffice). Сейчас эти материалы доступны бесплатно в сети, поэтому веб-сайты, такие, как например theyworkforyou.com, формируют очень полезные данные.

 

Дикий Интернет в Китае:

все что угодно, кроме политики

Китайский опыт освоения безграничных сетевых возможностей в чем-то схож с российским; разница – в масштабах (в КНР в 5 раз больше пользователей Интернета, чем в России), в более высоких темпах развития и в откровенном вмешательстве государства в процесс цензурирования.

*   *   *

В контроле за Интернетом в Китае, по некоторым оценкам, задействованы более 30 тыс. человек, формирующие одну из крупнейших в мире и наиболее разработанную систему фильтрации Интернета. Но в то время как огромные силы Интернет-полиции Китая занимаются удалением из сетевых досок объявлений, содержащих раздражающие правительство словосочетания, такие, например, как «свобода слова», «права человека», специалисты утверждают, что капитализм в Китае переместился из реальной экономики в виртуальную. Те бесконтрольные свободы, которые существуют в Интернете, в какой-то мере ускоряют приход демократии и капитализма в эпоху удивительных социальных перемен в Китае.

Интернет является оживленным рынком для каждого, в том числе и для неискоренимых преступников, стремящихся превратить покупателей в жертвы. Китайские предприниматели начали совершенно наглую торговлю пиратской музыкой и видеофильмами из сети; расширяют зоны деятельности, рекламируя и продавая наркотики и сексуальные услуги, украденные автомобили, огнестрельное оружие и даже человеческие органы для пересадки. Это стало возможным потому, что Интернет развивался необычайно быстро (в настоящий момент в Китае 110 млн пользователей Интернета, второе место в мире, первое – США). Аналитики Уолл Стрит считают, что к 2010 г. Китай выйдет на первое место в мире в электронной торговле, получая доходы от рекламы, сетевых сделок, подписки, а также от предоставления нелегальных услуг.

Официальные лица в Китае утверждают, что за последние годы было закрыто более 2 тыс. нелегальных сайтов (секс и азартные игры). Но новые сайты возникают каждый день. «Это дикие джунгли, – говорит Ксяо Чанг (XiaoQiang), директор проекта «Китайский Интернет» факультета журналистики Университета штата Калифорния, Беркли. – Если не говорить о политике, то Китай так же свободен, как любая другая страна. Вы можете найти порносайт в любом месте Интернета». Однако если вы сформулируете на любом из ведущих китайских поисковых движков запрос на щекотливую политическую тему, например «Площадь Тяньань Мэнь» (TiananmenSquare) или «Фалун Гонг» (FalunGong – система взглядов, что-то вроде фэньшуй, разработанная в 1992 г. и не пользующаяся поддержкой китайского правительства), ваш компьютер либо сломается, либо выдаст список цензурированных веб-сайтов. А поисковые термины вроде «жесткое порно» или «нелегальные наркотики» сработают и дадут выход на многие десятки сайтов, с которых можно выгружать порнофильмы, участвовать в азартных играх, закупать героин.

Даже официальное Китайское агентство новостей (NewChinaNewsAgency) кажется вовлеченным в действие. В то время как верхние части страниц, посвященных новостям, содержат фразы, подобные «Китай стремится достигнуть баланса платежей в 2006 г.», внизу размещены почти порнографические фотографии китайских кинозвезд.

«Интернет отражает реальный мир, – говорит Лу Вайганг (LuWeigang), аналитик Китайского центра Интернет-информации (ChinaInternetNetworkInformationCenter) в Пекине. – Все, что мы видим в реальном мире, появляется и в Интернете». Бесконечные веб-сайты предлагают купить полицейское оружие, баллоны со смесью перца для самозащиты и даже машины для воровства электроэнергии из электрокабелей.

Совсем недавно китайский пользователь сетевого аукциона eBay выставил на продажу свои почки и печень за 100 тыс. долларов. В ответ администрация аукциона заявила, что продажа человеческих органов на этом сайте запрещена и уничтожила запись. Множество веб-сайтов предлагают «чудодейственные лекарства», обещающие вылечить рак или СПИД; имеются сайты, где предлагают изготовить фальшивые удостоверения личности или взломать национальную базу данных по образованию и изменить в вашу пользу официальную запись. Большинство таких сайтов запрещено.

По закону о регулировании Интернета запрещается размещение любой информации, угрожающей национальной безопасности, наносящей урон достоинству страны, распространяющей порнографию и азартные игры, пропагандирующей «сатанинские культы» или «феодальные предрассудки».

Аналитики утверждают, что быстрый рост Интернета в Китае привел к созданию слишком большого количества сайтов, чтобы их можно было контролировать. И наоборот, совсем немного стимулов закрыть сайты, когда государственные организации, провайдеры Интернет-услуг, телекоммуникационные компании и даже принадлежащие государству веб-сайты извлекают прибыль из Интернета.

Безусловно успешной является подобная Гуглу сетевая служба развлечений (поисковая машина) Baidu.com, которая ежедневно дает список десяти наиболее красивых женщин; на сайте Sina.com публикуются материалы блога, созданного актером и режиссером  Джингли (XuJinglei) с заметками о жизни популярных людей. Веб-сайт службы знакомств и общения в сети 51.com, принадлежащий шанхайской частной компании, указывает, что более 3 млн зарегистрированных пользователей сайта в возрасте от 15 до 20 лет создают персональные сетевые страницы и участвуют в сетевых встречах. «Большинство Интернет-услуг связаны с развлечениями, – говорит основатель сайта 51.com. – Чем люди занимаются каждый день, кроме зарабатывания денег? Они развлекаются».

*   *   *

Все случаи, рассмотренные в этом обзоре, по-видимому, являются и типичными, и показательными. Это красноречиво говорит о том, что проблемы доступности информации актуальны для всего мира.

 

  
На главную