Научные и технические библиотеки №2 2006 год
Содержание:

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "КРЫМ-2005"

Секция "Автоматизированные и корпоративные библиотечные системы и технологии"

Воройский Ф.С. Итоги работы секции "Автоматизированные и корпоративные библиотечные системы и технологии" на Конференции "Крым-2005"

Рагимова М.А. Российский Сводный каталог: этапы большого пути

Грибов В.Т. Современное состояние и перспективы автоматизации библиотек на основе АИБС семейства "МАРК"

Рябев В.С., Морозов А.В. "Руслан" и "Нева" - современные системы автоматизации библиотек различного масштаба

Еремеев Л.Г., Пашкевич Д.С. Библиографический браузер LibNavigator, версия 2, редакция "Читатель"

Воройский Ф.С. Аналитическая обработка документов для обеспечения научных исследований и разработок

Секция "Библиотечные кадры, профессия и образование"

Кузнецова Т.Я. Профессиональное развитие библиотечных кадров как объект государственной политики

Гендина Н. И., Кудрина Е. Л., Колкова Н. И. Научно- исследовательский институт информационных технологий социальной сферы КемГУКИ как центр продвижения информационно-коммуникационных технологий в подготовку библиотечно-информационных кадров

Ивина К. В. Переподготовка библиотечных специалистов как часть государственной политики библиотечного дела России

Секция "Публичный доступ к правовой и деловой информации. Проблемы авторского права, защиты интеллектуальной собственности и деятельности библиотек"

Смирнова Н. А. Авторское право в библиотечном деле

Бобров Л. К. Учет товарных свойств информационных услуг как ключевой фактор их рыночного признания

Верхоланцева Т. Ю. Доступ к законодательству дореволюционной России в публичных центрах правовой информации: проблемы и факты

ПЕРЕСМОТР ПРАВИЛ КАТАЛОГИЗАЦИИ

Бахтурина Т.А. Англо-американские правила каталогизации на пути к RDA. Промежуточные результаты пересмотра AACR

КОПИРАЙТ

Земсков А.И. Новости из мира авторских прав

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Виноградова Е.Б. Зачем книговедению документологическая линейка? (Заметки по поводу статьи В.В. Добровольского "Грустные результаты беспредметной дискуссии")

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Нещерет М.Ю. Гимн библиографу, или Размышления над книгой В.П. Леонова "Библиография как профессия"

К юбилею А.С. Арзуханова

Арзуханов А.С. Развитие дополнительного профессионального образования библиотечных работников в Учебно-методическом центре ГПНТБ России


Верхоланцева Т. Ю.
Российская государственная
библиотека

Доступ к законодательству дореволюционной России
в публичных центрах правовой информации:
проблемы и факты

Реформы, проводимые в современной России, выдвинули на первый план такие понятия и цели, как формирование правового государства, осуществление принципа разделения властей, повышение роли суда, утверждение господства права и верховенства закона, прав и свобод личности и т.д.

Активизация гражданско-правовых отношений повысила спрос на правовую информацию, что способствовало созданию публичных центров правовой информации - необходимого условия организации свободного доступа граждан к правовой информации.

Семилетний опыт работы этих центров показал устойчивый интерес пользователей не только к современному законодательству, но и к правовым памятникам прошлого. Одна из причин этого явления заключается в том, что опыт, отраженный в законодательных актах ушедших эпох, может многое подсказать сегодняшнему ученому, государственному деятелю, преподавателю.

В Центре правовой информации (ЦПИ) Российской государственной библиотеки запросы по законодательству дореволюционной России составляют около 10% от общего количества справок (в 2004 г. ЦПИ РГБ выполнил более 40 тыс. справок).

Категории потребителей правовой информации дореволюционной России: 51% - студенты, 24% - преподаватели, 15% - научные работники, 7% - органы государственной власти, 3% - прочие.

В разное время с запросами по нормативным правовым актам дореволюционной России в ЦПИ РГБ официально обращались Министерство внутренних дел Российской Федерации, Правительство Москвы, Высшая аттестационная комиссия Российской Федерации, Совет безопасности, Институт интеллектуальной собственности, Посольство Казахстана и др.

Тематика запросов органов государственной власти по дореволюционному законодательству многообразна: режим использования Каспийского моря, охрана государственных границ, режим чрезвычайного положения, привилегии на изобретения, организация работы товарных складов и др.

Широкий спектр тематики этих запросов можно объяснить тем, что экономика перестроечной России по определенным параметрам стала сходной с дореволюционной. Нормативные правовые документы, выработанные в области акционерного и финансового права, по вопросам ценных бумаг и залоговых обязательств и другим, дают возможность использовать известные правовые конструкции в новом законодательстве.

Как показала практика, найти необходимые нормативные правовые документы дореволюционной России не всегда просто. Опрос, проведенный в ЦПИ РГБ, подтвердил, что многие респонденты плохо ориентируются в законодательстве России дореволюционного периода. Причины этого: удаленность изданий от читальных залов, незнание источников публикаций нормативных правовых актов, неумение работать с этими источниками, терминологические трудности (современные понятия и термины не совпадают с принятыми в дореволюционной России), отсутствие хорошего справочного аппарата, ограниченное количество экземпляров изданий памятников российского права.

Известно, что публикации основных общегосударственных законодательных актов осуществлялись в изданиях: "Полное собрание законов Российской империи" (ПСЗ), "Свод законов Российской империи" (СЗ), "Собрание узаконений и распоряжений правительства" (СУиР).

"Полное собрание законов Российской империи" состоит из трех отдельных собраний [ 1] . В первое вошли законодательные акты с 1649 по 12 дек. 1825 г. Они составили 40 томов; 41-й и 42-й тома - указатели, 43-й и 44-й - книги штатов, 45-й - тарифов.

Второе собрание ПСЗ публиковалось с 1830 по 1884 г. В него вошли законодательные акты с 12 дек. 1825 г. по 28 февр. 1881 г. Оно состоит из 55 томов. Второе издание имеет "Общий алфавитный указатель ко второму полному собранию" в 4 томах.

Третье собрание публиковалось с 1885 по 1916 г. В него вошли законодательные акты с 1 марта 1881 г. по 1913 г. Оно состоит из 33 томов. Хронологические и алфавитные указатели приложены к каждому тому, а в ряде случаев составляют отдельные книги соответствующих томов.

"Собрание узаконений и распоряжений правительства" издавалось с 1862 г. при Правительствующем Сенате [ 2] . Это издание периодическое. В него включались все акты, подлежавшие опубликованию (около 200 тыс. документов). В 1901 г. оно разделено на два отдела. Во второй отдел вынесены утвержденные правительством уставы промышленных и торговых обществ и компаний, частных кредитных учреждений, а также другие законодательные акты, касавшиеся этих учреждений. При использовании СУиР надо учитывать, что документы в нем расположены не в порядке утверждения, а по мере их поступления в Правительствующий Сенат.

"Свод законов Российской империи" - свод действовавшего законодательства [ 3] . Источником для него служило ПСЗ, а затем и СУиР. В отличие от ПСЗ - издания хронологического, СЗ - издание систематическое. Каждый том СЗ содержит свод законодательства, посвященного определенному предмету. Такая группировка нормативных актов удобна при изучении конкретных вопросов царского законодательства. Впервые СЗ опубликован в 1832 г., затем целиком переиздан в 1842 и 1857 гг. Отдельные тома переиздавались в различные годы. При переиздании из СЗ исключались переставшие действовать законы и добавлялись новые нормативные акты. Кроме общегосударственного СЗ правительство издавало ведомственные своды законодательных документов: "Свод военных постановлений" [ 4] , "Свод морских постановлений" [ 5] , "Свод удельных постановлений" [ 6] и др.

Менее известен факт, что в Российской империи формировались два уровня законодательства - общегосударственный и местный. В системе законодательства России дореволюционного периода выделялись семь регионов, где сохраняли действие местные узаконения: Великое княжество Финляндское, Бессарабия, Царство Польское, Прибалтика, Кавказ, европейский Север и Сибирь.

Характерной чертой действия местных законов был их приоритет при разрешении дел государственными учреждениями. Только при прямом указании в законе общего характера или отсутствии местного узаконения действовали нормы, содержащиеся в общеимперском законодательстве. Лишь в европейской части России в полном объеме действовало общеимперское законодательство. Для перечисленных выше регионов было предусмотрено издание специальных местных узаконений. Изучение местных узаконений в системе законодательства Российской империи должно привлекать современных политиков, ученых, юристов. Их знание может помочь решению многих национальных проблем и стабилизации напряженной обстановки в отдельных регионах России.

Однако изучить это законодательство не так просто. Даже перечисленные выше источники публикаций памятников права общеимперского уровня никогда не переиздавались. Они хранятся в крупных библиотеках федерального уровня в ограниченном количестве и не в лучшем состоянии.

Надо отметить, что при увеличивающемся интересе читательской аудитории к законодательству дореволюционной России количество публикаций этого вида документов как на традиционных, так и на электронных носителях остается ограниченным. Можно назвать лишь несколько относительно современных фундаментальных изданий источников русского права дореволюционного периода. Это прежде всего "Памятники русского права" [ 7] и "Российское законодательство X - XX" [ 8] . Из электронных изданий необходимо отметить "Свод законов Российской империи" (16 книг неофициального издания 1906 г.), являющийся продуктом НТЦ "Система" Федерального агентства правительственной связи при Президенте Российской Федерации (ныне Спецсвязь России) [ 9] .

Перечисленные издания пользуются активным спросом у читателей и библиографов. Однако ограниченное количество документов не позволяет полностью удовлетворить запросы в нормативных правовых актах рассматриваемого периода.

Актуальным и нерешенным остается вопрос о создании Национального электронного архива законодательства России. Он поставлен в 1999 г. на международном семинаре "Роль библиотек в обеспечении доступа граждан к правовой информации" В.Б. Исаковым, возглавлявшим в то время Правовое управление Аппарата Государственной Думы Российской Федерации.

Правовая история - это национальное богатство России, и его необходимо открывать для обозрения и исследования.

Список источников

1. Полное собрание законов Российской империи. [ Собрание 1-е] . - СПб., 1830. - Т. 1-45; Полное собрание законов Российской империи. [ Собрание 2-е] . - СПб., 1830-1884. - Т. 1-55; Полное собрание законов Российской империи. [ Собрание 3-е] . - СПб., 1885-1917. - Т. 1-33.

2. Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. - СПб., 1863-1917.

3. Свод законов Российской империи, повелением гос. имп. Николая Павловича составленный. - СПб., 1832. - Т. 1-15.

4. Свод военных постановлений. - СПб., 1838 - 1839. - Ч. 1-5.

5. Свод морских постановлений. - СПб., 1887-1890. - Кн. 1-10, 13-18.

6. Свод удельных постановлений. - СПб., 1843. - Ч. 1-6.

7. Памятники русского права / Под ред. С. В. Юшкова. - М.: Госюриздат, 1952-1963. - Вып. 1-8.

8. Российское законодательство XI - XX / Под общ. ред. О. И. Чистякова. - М.: Юрид. лит., 1984-1991. - Т. 1-9.

9. Свод законов Российской империи: [Электрон. ресурс] / НТЦ "Система" ФАПСИ при Президенте РФ. - Электрон. дан. и прогр. - М.: Система, [1994]. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см. - Систем. требования: [Не указаны]. - Загл. с экрана.

  
На главную