Научные и технические библиотеки №2 2006 год
Содержание:

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "КРЫМ-2005"

Секция "Автоматизированные и корпоративные библиотечные системы и технологии"

Воройский Ф.С. Итоги работы секции "Автоматизированные и корпоративные библиотечные системы и технологии" на Конференции "Крым-2005"

Рагимова М.А. Российский Сводный каталог: этапы большого пути

Грибов В.Т. Современное состояние и перспективы автоматизации библиотек на основе АИБС семейства "МАРК"

Рябев В.С., Морозов А.В. "Руслан" и "Нева" - современные системы автоматизации библиотек различного масштаба

Еремеев Л.Г., Пашкевич Д.С. Библиографический браузер LibNavigator, версия 2, редакция "Читатель"

Воройский Ф.С. Аналитическая обработка документов для обеспечения научных исследований и разработок

Секция "Библиотечные кадры, профессия и образование"

Кузнецова Т.Я. Профессиональное развитие библиотечных кадров как объект государственной политики

Гендина Н. И., Кудрина Е. Л., Колкова Н. И. Научно- исследовательский институт информационных технологий социальной сферы КемГУКИ как центр продвижения информационно-коммуникационных технологий в подготовку библиотечно-информационных кадров

Ивина К. В. Переподготовка библиотечных специалистов как часть государственной политики библиотечного дела России

Секция "Публичный доступ к правовой и деловой информации. Проблемы авторского права, защиты интеллектуальной собственности и деятельности библиотек"

Смирнова Н. А. Авторское право в библиотечном деле

Бобров Л. К. Учет товарных свойств информационных услуг как ключевой фактор их рыночного признания

Верхоланцева Т. Ю. Доступ к законодательству дореволюционной России в публичных центрах правовой информации: проблемы и факты

ПЕРЕСМОТР ПРАВИЛ КАТАЛОГИЗАЦИИ

Бахтурина Т.А. Англо-американские правила каталогизации на пути к RDA. Промежуточные результаты пересмотра AACR

КОПИРАЙТ

Земсков А.И. Новости из мира авторских прав

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Виноградова Е.Б. Зачем книговедению документологическая линейка? (Заметки по поводу статьи В.В. Добровольского "Грустные результаты беспредметной дискуссии")

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Нещерет М.Ю. Гимн библиографу, или Размышления над книгой В.П. Леонова "Библиография как профессия"

К юбилею А.С. Арзуханова

Арзуханов А.С. Развитие дополнительного профессионального образования библиотечных работников в Учебно-методическом центре ГПНТБ России


УДК 02:37.018

Арзуханов А.С.

Развитие дополнительного профессионального
образования библиотечных работников
в Учебно-методическом центре ГПНТБ России

Важнейшим слоем образовательной деятельности в области библиотечного дела и научно-технической информации является система воспроизводства библиотечных, информационных, инженерно-технических и управленческих кадров, которая включает не только получение базового образования, но и повышение квалификации. Поэтому развитие дополнительного профессионального образования в ГПНТБ России в условиях модернизации российского образования становится одним из наиболее актуальных направлений деятельности библиотеки.

ГПНТБ России активно участвует в системе непрерывного образования, выполняет научную и учебно-методическую работу, направленную на улучшение качества образовательной деятельности библиотеки, обеспечение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) как своих работников, так и специалистов других организаций. Она также содействует высшим, средним общим и специальным учебным заведениям в подготовке студентов и абитуриентов в области освоения новых библиотечно-информационных технологий непосредственно в функциональных подразделениях и учебных компьютерных классах, оснащенных современной техникой и новыми информационными технологиями, с привлечением научных и педагогических кадров, обеспечивает учебной и методической документацией.

Стремление ГПНТБ России к использованию компьютеров в библиотечных и информационных процессах обусловливается технологическими и педагогическими причинами. В связи с этим в структуре ГПНТБ России в 2001 г. образован Учебно-методический центр (далее - Центр); его основные цели - организация профессиональной внутрибиблиотечной системы дополнительного образования специалистов технологических, научно-методических и научно-исследовательских подразделений, проведение учебно-методических и научных работ для обеспечения функционирования системы непрерывного образования кадров библиотеки, содействие высшим и средним специальным учебным заведениям в подготовке специалистов, студентов и абитуриентов.

Особо следует отметить, что дополнительное образование не является самостоятельным уровнем профессионального образования. Обучение по программам дополнительного образования возможно только при наличии обязательного базового общего и специального среднего, высшего и послевузовского образования.

Организация эффективного образовательного процесса в Центре потребовала:

  • выявить информационные учебные потребности слушателей курсов;
  • на основе требований слушателей курсов определить цели и задачи дополнительного профессионального образования библиотечных специалистов и разработать соответствующую структуру учебных программ по курсу повышения квалификации;
  • определить наиболее эффективные формы учебного взаимодействия различных по содержанию программ для достижения указанных целей и задач;
  • разработать учебный план и конкретизированные учебные программы;
  • разработать механизм обратной связи с преподавателями и слушателями курсов для постоянной корректировки учебного процесса и учебных программ;
  • проверять уровень достижения намеченных целей и задач в учебном процессе повышения квалификации;
  • регулярно оценивать результаты их исполнения, эффективность и качество обучения специалистов.

Таким образом, создание Центра повлекло за собой изменения в структурной организации внутрибиблиотечной системы повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров ГПНТБ России, в подходах к управлению учебным процессом, взаимодействию субъектов образовательного пространства библиотеки и вуза, в формировании принципов организации и содержания дополнительного образования, а также представлений о качестве образовательного процесса.

15 мая 2002 г. Московский комитет образования Правительства Москвы выдал ГПНТБ России лицензию (серия А, № регистрации 009582), по которой Центр имеет право осуществлять образовательную деятельность по собственным образовательным программам дополнительного профессионального образования. Напомню, что согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" содержание деятельности образовательного учреждения определяется единой образовательной программой, принимаемой и реализуемой этим учреждением самостоятельно. Образовательная программа определяет содержание образования соответствующего уровня и направления. В данном случае - это система повышения квалификации библиотечных работников.

Основные образовательные программы по повышению квалификации специалистов ГПНТБ России: "Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах", "Интернет/Интранет-технологии" и "Библиотечный маркетинг". Далее кратко изложены структура и содержание каждой из этих учебных программ.

Программа курса "Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах" предназначена для сотрудников библиотеки, работающих с автоматизированными технологиями сбора, обработки информации и автоматизированного обслуживания пользователей. Эта учебная программа также может быть использована для подготовки современных библиотечных кадров в вузах культуры по курсам "Автоматизированные библиотечные и информационные технологии", "Электронные библиотеки" и другим, связанным с автоматизированными режимами обработки и обслуживания информацией. Курс разработан на базе одной из самых современных, проработанных и популярных систем автоматизации библиотек - ИРБИС, созданной коллективом специалистов ГПНТБ России и Международной ассоциации пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий.

Программа обеспечивает углубленное изучение современных автоматизированных технологий обработки информации, приобретение прочных знаний и навыков в использовании современных библиотечно-информационных систем и технологий. Она представляет собой курс расширенного дополнительного образования и состоит из 12 взаимосвязанных разделов, включающих основные характеристики и функциональные возможности системы ИРБИС: автоматизированные рабочие места "Читатель", "Книговыдача", "Комплектатор", "Каталогизатор" и "Администратор"; технологии их функционирования; инструментальные средства системы; развитие, внедрение и использование Интернет/Интранет-системы.

В целях достижения наибольшей степени индивидуализации обучения и оптимизации обязательных групповых практических занятий учебные группы разделяются на подгруппы из двух слушателей с предоставлением каждой подгруппе компьютера для практической работы с модулями системы. Обучение завершается итоговой аттестацией, которая включает контрольную работу-зачет по практическому использованию одного или нескольких модулей системы с выставлением оценки, а также экзамен по теоретическому курсу, его оценку с учетом результатов по контрольной работе.

Полное освоение программы курса позволяет слушателям использовать современные библиотечно-информационные технологии в своей практической деятельности.

Учебный курс "Интернет/Интранет-технологии" разработан в ГПНТБ России и апробирован на кафедре информационных технологий и электронных библиотек библиотечно-информационного факультета МГУКИ. Данная дисциплина является одной из базовых в содержании библиотечно-информационного образования, поскольку в настоящее время использование Интернет-технологий в библиотеках и информационных центрах стало обязательным.

Основная цель курса - дать слушателям прочный теоретический базис и навыки применения Интернет/Интранет-технологий в практической деятельности. Особое внимание уделяется изучению особенностей и специфических аспектов применения таких технологий именно в библиотечной практике, в том числе и при реализации проектов корпоративного и межбиблиотечного взаимодействия и построения распределенных информационно-библиотечных систем.

Учебная программа представляет собой курс расширенного дополнительного образования и состоит из четырех разделов: Общие понятия сетевых технологий; Введение в Интернет/Интранет-технологии, Введение в WWW-технологии; Введение в проектирование библиотечных Интернет/Интранет-систем.

Учебный курс "Библиотечный маркетинг" рассчитан на управленцев российских библиотек и помогает им более успешно решать стоящие перед ними задачи. Учебная программа курса включает сущность, содержание, основные виды маркетинга, особенности библиотечного маркетинга, значение рекламы и фирменного стиля в маркетинговом управлении библиотекой, мероприятия библиотек по связи с общественностью и использование маркетинговых подходов управления зарубежными библиотеками.

Формы обучения по всем трем учебным программам - лекции, семинары, практические занятия, а также самостоятельная работа слушателей курсов.

Учебный процесс в Центре осуществляется в течение календарного года в соответствии со Сводным планом мероприятий по повышению квалификации, подготовке и переподготовке кадров. Программа обучения организуется на материально-технической базе ГПНТБ России, снабженной современными персональными компьютерами и разнообразными периферийными устройствами.

На начальных курсах обучение работе на ПЭВМ осуществляется в процессе освоения текстовых редакторов и настольных издательских систем. Далее обучение проводится в среде пакетов прикладных программ, например CDS/ISIS, Microsoft office, а также в среде локальных вычислительных систем (или сетей) и в Интернете. Учебный процесс обеспечивается научно-технической литературой и документацией из фондов библиотеки и информацией Центра, а также дисками CD-ROM.

Наблюдения показывают, что использование компьютеров в учебном процессе способствует повышению интереса как к ПЭВМ, так и к самой области обучения. Таким образом, компьютерные методы обучения в целом эффективны не менее, чем традиционные. Эта эффективность максимальна в том случае, когда компьютерные методы обучения дополняют традиционные.

Интеграция библиотечно-информационной деятельности и высшего образования, основанная на использовании новых информационных технологий в учебном процессе, служит кратчайшим путем повышения качества подготовки молодых специалистов библиотек и кадров высшей квалификации. Она обеспечивает преемственность лучших традиций высшей школы и библиотечного дела, способствует быстрой передаче достижений библиотековедения, библиотечного обслуживания и информационного обеспечения в учебную аудиторию, дает возможность ознакомиться с актуальными отечественными и зарубежными разработками и научными проблемами в области информатизации и компьютеризации библиотечно-информационной деятельности.

Практика внутрибиблиотечного обучения с применением НИТ в ГПНТБ России реализуется в следующих направлениях:

включение компьютерной техники в комплекс дидактических средств, обеспечивающих учебный процесс в качестве элемента, который активизирует учебную деятельность специалиста библиотеки и студента вуза;

создание обучающей среды на основе локальных вычислительных систем, например в рамках учебного компьютерного класса или в системе ИРБИС;

создание образовательного пространства на основе локальных или глобальных сетей, таких, как Интернет и др. В ИРБИС, например, реализованы все основные современные библиотечные и информационные технологии комплектования, каталогизации, систематизации, читательского поиска, книговыдачи и общего администрирования на основе пяти взаимосвязанных типов АРМ. Такая автоматизированная система позволяет создавать и поддерживать любое количество баз данных, составляющих электронный каталог или проблемно-ориентированные библиографические БД.

Достижения последних лет расширили представление о роли ПЭВМ в учебном процессе, однако исследований, посвященных проблеме эффективности новых технологий обучения, пока недостаточно. Мне представляется, что необходима оценка возможностей ПЭВМ, влияния НИТ на мыслительные процессы как специалистов библиотек, так и студентов вузов, перенесения приобретенных знаний, умений и навыков из одной предметной области в другую. Вместе с тем, несмотря на их немногочисленность, исследования эффективности использования новых компьютерных средств и методов все же свидетельствуют о постоянном повышении качества процессов обучения. Правда, до настоящего времени наиболее важной проблемой, затрудняющей успешную реализацию компьютерного обучения, остается недостаток современных программ и учебных пособий, фундаментальных учебников и монографий.

Необходима разработка нового поколения учебных программ и пособий, учебников по различным дисциплинам для обеспечения современного уровня подготовки специалистов по специальности 052700 "Библиотечно-информационная деятельность" по квалификациям "Библиотекарь-библиограф", "Технолог автоматизированных информационных ресурсов", "Редактор-аналитик информационных ресурсов" и "Менеджер информационных ресурсов" в соответствии с требованиями нового Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства (Москва, 2002 г.).

Проведенное исследование показало:

  • позитивную роль используемых в учебном процессе ПЭВМ и НИТ, в определенной степени моделирующих элементы модернизации дополнительного профессионального образования;
  • реальность основных научных предпосылок разработанной модели формирования структуры и содержания системы повышения квалификации библиотечных работников и обучения студентов МГУКИ на научной, технологической и технической базе ГПНТБ России;
  • действенность организационно-педагогических условий реализации разработанной модели в реальном процессе профессионально-технологической и учебно-педагогической деятельности ГПНТБ России;
  • необходимость дальнейшей разработки и совершенствования модели формирования структуры и содержания системы повышения квалификации библиотечных работников и обучения студентов вузов культуры в направлении поиска путей, форм и приемов саморазвития и самореализации.

Эти приемы определяют стремление библиотечных работников и студентов к более полному выявлению и развитию индивидуальных .возможностей в учебном процессе с последующей реализацией личных целей и планов в сфере библиотечно-информационной деятельности. Поэтому в условиях модернизации образования перед ГПНТБ России как учреждением дополнительного профессионального образования на ближайший период стоят следующие первоочередные задачи:

1. Организация и внедрение дистанционной формы обучения как слушателей курсов системы повышения квалификации, так и студентов МГУКИ;

2. Создание учебно-методического обеспечения учебного процесса, базирующегося на использовании электронных библиотек, инновационных педагогических и библиотечно-информационных технологий;

3. Создание специальных Интернет-серверов дополнительного профессионального образования библиотечных работников и студентов вузов культуры.

Список литературы

1. Адамьянц А.О., Арзуханов А.С., Меньщикова С.П. Обеспечение системы подготовки и повышения квалификации кадров: Метод. материалы. - М.: Изд-во ГПНТБ России, 2003. - 54 с.

2. Арзуханов А.С. Интеграция библиотечно-информационной, научно-методической и образовательной деятельности ГПНТБ России. / Нов. б-ка. - 2003. № 10(34) - С. 10-13.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. / Образование и общество. - 2002. - № 1(12). Янв.-февр. - С. 32-42.

4. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610.

5. Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"". - М.: Изд-во "Ось-89", 1999. - 64 с.

  
На главную