Научные и технические библиотеки №2 2006 год
Содержание:

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "КРЫМ-2005"

Секция "Автоматизированные и корпоративные библиотечные системы и технологии"

Воройский Ф.С. Итоги работы секции "Автоматизированные и корпоративные библиотечные системы и технологии" на Конференции "Крым-2005"

Рагимова М.А. Российский Сводный каталог: этапы большого пути

Грибов В.Т. Современное состояние и перспективы автоматизации библиотек на основе АИБС семейства "МАРК"

Рябев В.С., Морозов А.В. "Руслан" и "Нева" - современные системы автоматизации библиотек различного масштаба

Еремеев Л.Г., Пашкевич Д.С. Библиографический браузер LibNavigator, версия 2, редакция "Читатель"

Воройский Ф.С. Аналитическая обработка документов для обеспечения научных исследований и разработок

Секция "Библиотечные кадры, профессия и образование"

Кузнецова Т.Я. Профессиональное развитие библиотечных кадров как объект государственной политики

Гендина Н. И., Кудрина Е. Л., Колкова Н. И. Научно- исследовательский институт информационных технологий социальной сферы КемГУКИ как центр продвижения информационно-коммуникационных технологий в подготовку библиотечно-информационных кадров

Ивина К. В. Переподготовка библиотечных специалистов как часть государственной политики библиотечного дела России

Секция "Публичный доступ к правовой и деловой информации. Проблемы авторского права, защиты интеллектуальной собственности и деятельности библиотек"

Смирнова Н. А. Авторское право в библиотечном деле

Бобров Л. К. Учет товарных свойств информационных услуг как ключевой фактор их рыночного признания

Верхоланцева Т. Ю. Доступ к законодательству дореволюционной России в публичных центрах правовой информации: проблемы и факты

ПЕРЕСМОТР ПРАВИЛ КАТАЛОГИЗАЦИИ

Бахтурина Т.А. Англо-американские правила каталогизации на пути к RDA. Промежуточные результаты пересмотра AACR

КОПИРАЙТ

Земсков А.И. Новости из мира авторских прав

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Виноградова Е.Б. Зачем книговедению документологическая линейка? (Заметки по поводу статьи В.В. Добровольского "Грустные результаты беспредметной дискуссии")

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Нещерет М.Ю. Гимн библиографу, или Размышления над книгой В.П. Леонова "Библиография как профессия"

К юбилею А.С. Арзуханова

Арзуханов А.С. Развитие дополнительного профессионального образования библиотечных работников в Учебно-методическом центре ГПНТБ России


Кузнецова Т.Я.
Академия переподготовки
работников искусства,
культуры и туризма, Москва

Профессиональное развитие библиотечных кадров
как объект государственной политики

Процесс реформирования системы подготовки и переподготовки библиотечных кадров идет по многим направлениям. Расширен перечень профессиональных специальностей и специализаций в библиотечно-информационной сфере. Созданы образовательные стандарты нового поколения. Но главное - складывается система непрерывного библиотечного образования. Ее интегральным звеном становятся повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров, поскольку они несут основную нагрузку по адаптации библиотекарей к выполнению новых функциональных обязанностей, связанных с повышением социальной роли библиотек в жизни современного общества и их технологической модернизацией.

Не менее важна и компенсирующая роль дополнительного профессионального библиотечного образования, во-первых, в восполнении недостатка знаний у выпускников вузов, вызванного разрывом между образовательным процессом, осуществляемым средней и высшей профессиональной школой, и динамично развивающейся библиотечной практикой. Во-вторых, именно через профессиональную переподготовку осуществляется формирование нового кадрового ресурса современных библиотек, куда все чаще приходят работать филологи, историки, социологи, специалисты в области информационных технологий и многие другие. Именно благодаря их приходу в библиотечную сферу кадровый потенциал отрасли вырос в последние годы почти на 6%. Для этой категории библиотечных работников переподготовка - важнейшее условие вхождения в новое для них профессиональное сообщество, гарантия социальной защиты и будущего служебного роста.

Особо следует подчеркнуть роль дополнительного профессионального библиотечного образования как действенного инструмента реорганизации библиотечного дела в целом. Сегодня это самая широкая площадка освоения новых идей, концепций, технологий. Именно в системе дополнительного образования инновационный библиотечный опыт аккумулируется, изучается, оценивается, а затем транслируется в практическую деятельность.

Исходя из многофункциональной и очень важной роли дополнительного профессионального библиотечного образования в развитии отрасли, государственная образовательная политика в этой области направлена сегодня на создание многоуровневой системы переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров, способной привести их совокупные профессиональные знания, умения и навыки в соответствие с задачами поступательной модернизации библиотечного дела.

Этот курс развития образовательной политики в отрасли был в центре обсуждения на коллегии Министерства культуры РФ (март 2003 г.), специально посвященной дополнительному профессиональному библиотечному образованию.

Одним из главных условий решения поставленной задачи является государственный заказ на переподготовку и повышение квалификации библиотечных кадров по ключевым направлениям модернизации библиотечного дела на федеральном и региональном уровнях.

Первые шаги в этом направлении предприняты Министерством культуры РФ четыре года назад в рамках ФЦП "Культура России (2001-2005 годы)". Результатом стала реализация на федеральном уровне крупных образовательных проектов, основная цель которых - создать новый образовательный механизм, позволяющий в условиях краткосрочного обучения не только значительно расширить, но и обновить профессиональное сознание ведущих специалистов отрасли.

Принципиальное отличие этих проектов от традиционного функционально ориентированного повышения квалификации заключается прежде всего в том, что учебный процесс нацелен на содействие реализации основных направлений государственной библиотечной политики и именно эти направления выступают в качестве базовых учебных модулей.

Проблематика образовательных акций отражает магистральные задачи федеральных программ модернизации российских библиотек. Среди них: программа ЛИБНЕТ, Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации, создание публичных центров правовой информации, муниципализация публичных библиотек.

Основным организатором и разработчиком образовательных программ выступает Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) - государственный федеральный центр дополнительного профессионального образования в сфере культуры и искусства, имеющий более чем 35-летний опыт работы в образовательной инфраструктуре отрасли.

Образовательные программы, предлагаемые АПРИКТ, наполнены принципиально новым содержанием. При определении аспектов обучения наибольшее внимание уделяется инновационным библиотечным технологиям, межведомственным проектам и программам, дающим возможность слушателям формировать новое профессиональное мышление, ориентированное на сетевые режимы работы, информационный взаимообмен. Таким образом, все предлагаемые образовательные программы (а их реализуется не менее 20 в год) базируются на единой концептуальной учебно-методической основе.

Сегодня наиболее востребованы следующие образовательные программы всероссийского уровня:

Региональная система управления библиотечным делом в условиях его модернизации (для специалистов региональных органов управления культурой, курирующих библиотеки); обучение прошли представители 25 регионов России;

Национальные библиотеки республик в составе РФ: стратегия развития, информационный потенциал, новые технологии; обучение прошли 60 ведущих специалистов из НБ республик Адыгея, Башкортостан, Калмыкия, Коми, Саха (Якутия);

Управление универсальной научной библиотекой в новых социально-экономических условиях; обучились 12 новых директоров УНБ;

Школа директора детской и юношеской библиотеки - действует 3 года; обучение прошли 55 директоров;

Школа директора муниципальной библиотеки - работает 3 года; обучились 56 директоров из 20 регионов России;

цикл образовательных семинаров для специалистов среднего звена УНБ: библиотечный менеджмент, инновационные технологии; обучение прошли 138 специалистов Архангельской, Брянской, Курганской, Курской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Псковской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Ярославской ОУНБ;

Всероссийская школа библиотечной инноватики: обобщение и анализ библиотечных новшеств и их оценка с позиций конечного результата - работает с 2000 г. на базе Белгородской ОУНБ и библиотек области; обучение прошли 310 человек из 62 регионов России;

Управление инновационными процессами в публичной библиотеке - открытый в 2003 г. постоянно действующий Всероссийский семинар для директоров и руководителей среднего звена муниципальных библиотек на базе библиотек Краснодарского края; обучение прошли 110 специалистов;

Инновационные библиотечные технологии в деятельности научных и публичных библиотек - первый семинар в рамках школы библиотечной инноватики для сибирского региона на базе ГПНТБ СО РАН и Центра непрерывного библиотечного образования; обучение прошел 31 человек;

Библиотека как центр экологической культуры и информации - постоянно действующий с 1999 г. Всероссийский семинар - совместный проект АПРИКТ и ВЦЭК на базе РГЮБ, а также Вологодской и Орловской ОУНБ; обучение прошли 134 специалиста из 72 регионов России;

Сохранность библиотечных фондов - специальный двухнедельный образовательный семинар в рамках проблематики Национальной программы сохранения библиотечных фондов РФ; обучение прошли 22 человека;

дистанционный курс "Применение Интернет-технологий в информационной деятельности библиотек" - организованы четыре двухмесячные сессии; обучение прошли около 100 человек;

Система форматов РУСМАРК и методика предметной обработки документов - образовательная программа, реализуемая совместно с РНБ, РГБИ и Национальным информационно-библиотечным центром ЛИБНЕТ; обучение прошли 25 человек;

Международная библиотечная философская школа, открытие которой состоялось в сентябре 2004 г., в юбилейный год И. Канта на его родине - в Калининграде. Цель Школы - способствовать разработке философских основ развития библиотек в информационную эпоху и транслировать полученные знания в широкие круги профессионального сообщества. Оригинальность проекта заключается в том, что он позволяет соединить эвристический процесс поиска философского знания с образовательным инструментарием, благодаря чему будут созданы принципиально новые условия для генерации идей и трансляции в общественное сознание. Проект должен помочь библиотекам, в первую очередь центральным региональным, в разработке концепций, стратегий, долгосрочных программ и проектов модернизации библиотек в контексте новой социокультурной парадигмы развития общества;

Школа качества для менеджеров библиотек Северо-Западного федерального округа, открытая в октябре 2004 г. на базе Псковской ОУНБ, цель - способствовать внедрению менеджмента качества в библиотечную деятельность.

Среди программ профессиональной переподготовки наиболее значима сегодня эксклюзивная программа "Администратор-хранитель библиотечного фонда" на 1590 учебных часов. Ее цель - подготовить высококвалифицированных специалистов, владеющих междисциплинарными знаниями по всем функциональным направлениям, которые представлены в Национальной программе сохранения библиотечных фондов Российской Федерации, и способных обеспечить ее комплексную реализацию в своих регионах. Первый выпуск специалистов, прошедших профессиональную переподготовку по этой программе, состоялся в ноябре 2004 г. (22 человека).

Таким образом, в последние годы сформировалась новая идеология повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров на федеральном уровне. Суть ее заключается в ориентации на обучение руководителей библиотек и ведущих специалистов отрасли с целью формирования профессиональной элиты и лидеров библиотечного дела. Прошедшие обучение становятся носителями инновационных идей, способствуют их распространению в широкие круги профессионального сообщества, влияя тем самым на региональную библиотечную и социально-культурную политику, развитие корпоративного взаимодействия.

Другая целевая установка предлагаемых образовательных программ вне зависимости от их содержания - содействие профессиональной социализации личности библиотекаря, стимулирование его продуктивной и творческой деятельности в принципиально изменившейся технологической и социальной среде. Ставится задача - формировать новый стиль профессионального поведения, находить новый смысл в деле, которому служишь, понимать его социальную значимость и перспективность в информационную эпоху.

В содержании и методологии построения образовательных программ произошли коренные изменения. Если раньше основой для них служил стандарт высшего образования, то теперь они наполнены принципиально новым контентом и ориентированы на формирование профессионалов-единомышленников, способных решать задачи модернизации отрасли.

Соответственно изменился и состав преподавательского корпуса. Он обновлен более чем на 80%, в нем заметное место занимают руководители отрасли, директора библиотек, специалисты-практики. Все это способствует сплочению профессионального сообщества, стимулирует профессиональную рефлексию, развивает конструктивное мышление всех участников образовательного процесса, настраивает на созидательную продуктивную деятельность. Сегодня в реализации образовательных проектов в общей сложности участвуют около 140 крупных ученых, руководителей и ведущих специалистов библиотечного дела.

Контингент обучающихся довольно широк. Только за последние три года в рамках совместных проектов с Министерством культуры РФ в АПРИКТ обучились около 1500 руководителей и ведущих специалистов библиотечного дела из 75 регионов страны, что стало возможным благодаря значительной финансовой поддержке обучения представителей региональных библиотек по Федеральной программе "Культура России". Таким образом, сегодня фактически действует система государственного заказа на
переподготовку и повышение квалификации библиотечных кадров по ключевым направлениям модернизации отрасли.

Следует подчеркнуть, что практика целевого финансирования поддержана региональными органами управления культуры как наиболее заинтересованными в повышении квалификации своих кадров. Сегодня образовательные программы федерального уровня финансируются при значительном долевом участии регионов, среди которых можно отметить Архангельскую, Белгородскую области, республики Башкортостан, Коми, Саха (Якутия).

Одним из условий эффективной образовательной политики является тесная взаимосвязь образовательного процесса с библиотечной практикой. Опорными базами многих учебных программ выступают библиотеки - инициаторы тех или иных нововведений. Например, семинар "Библиотека как центр экологической культуры и информации" проводится на базе ВЦЭК РГЮБ, Вологодской и Орловской ОУНБ; Всероссийская школа библиотечной инноватики - на базе Белгородской ОУНБ и муниципальных библиотек области; межрегиональный семинар "Управление инновационными процессами в публичных библиотеках" - на базе библиотек Краснодарского края и т.д. Всего партнерами АПРИКТ по реализации федеральных образовательных проектов выступают около 50 федеральных, центральных региональных и публичных библиотек.

Так конструируется новая система взаимосвязей между академическим и производственно-практическим уровнями дополнительного образо вания, гармонизируются отношения между теорией и практикой, традициями и новаторством. Но главное - расширяется и наполняется новым смыслом сфера профессиональных библиотечных коммуникаций.

При всех значительных достижениях в области непрерывного библиотечного образования на федеральном уровне это важное звено профессионального развития библиотечных кадров находится на стадии становления и не может пока в полном объеме удовлетворять неуклонно растущие потребности работников отрасли в обновлении знаний.

Не хватает финансовых и кадровых ресурсов, медленно внедряются новые образовательные технологии, нет возможности широко использовать дистанционные формы обучения. Полностью отсутствует координация в этой сфере деятельности. На региональном уровне отмечаются резкие диспропорции в организации, масштабах и систематичности проведения образовательных мероприятий. Есть регионы, где повысить свою квалификацию за последние три года смогли не более 10% библиотекарей (Курская область). Особенно тревожная ситуация сложилась в Южном федеральном
округе. Почти во всех регионах страны не имеют возможности регулярно повышать свою квалификацию сельские библиотекари.

В целях выхода из проблемной ситуации необходимо, на мой взгляд, продолжать поддерживать политику формирования на конкурсной основе государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации библиотечных кадров по ключевым направлениям модернизации отрасли не только на федеральном, как это осуществляется сейчас, но и на региональном уровне. Очень важно, чтобы практика целевого финансирования образовательных программ расширялась за счет региональных бюджетов. Необходимо подчеркнуть, что решением коллегии Министерства культуры РФ (март 2003 г.) органам культуры субъектов Российской Федерации рекомендовано в консолидированном бюджете на культуру в части расходов на библиотеки выделять не менее 5% средств на переподготовку и повышение квалификации библиотечных кадров с учетом рекомендаций ИФЛА.

Не менее важна сегодня и государственная поддержка развития дополнительного образования в тех регионах, где оно еще не сложилось как целостная система, а также содействие инициативе создания в федеральных округах окружных центров непрерывного образования на базе наиболее сильной библиотеки (Дальневосточный центр профессионального развития библиотечных кадров на базе Дальневосточной государственной научной библиотеки в Хабаровске, Школа качества менеджеров библиотек Северо-Западного федерального округа на базе Псковской ОУНБ).

Для успешного развития подобных образовательных центров необходимо предусмотреть их стартовое финансирование из регионального бюджета, а в дальнейшем обеспечить грантовую поддержку в рамках ФЦП, региональных целевых программ и других источников.

Важным организационным решением коллегии Министерства культуры РФ (март 2003 г.) явилось создание Федерального координационного центра дополнительного профессионального библиотечного образования на базе АПРИКТ. В качестве своих первоочередных задач Центр ставит оказание научной, учебно-методической и консультативной помощи библиотекам и другим структурам, занимающимся переподготовкой и повышением квалификации кадров, координацию деятельности образовательных структур различного уровня по формированию системы учебных планов, программ и проектов, а также трансляцию на региональный уровень наиболее востребованных учебных программ и инновационных образовательных технологий при сохранении необходимых пропорций между их федеральной и региональной компонентами.

Действенным инструментом повышения качества образовательных услуг может стать общественно-профессиональная сертификация программ повышения квалификации, реализуемых альтернативными инновационными образовательными структурами, в том числе библиотеками, не имеющими соответствующих лицензий. Центру предстоит разработать критерии этой сертификации и механизм ее внедрения в практику.

Центр планирует регулярно проводить мониторинг образовательной среды и кадровой ситуации в библиотечном деле, а также приступить к созданию информационно-ресурсной базы научно-методического сопровождения учебных программ и мероприятий, реализуемых на региональном уровне.

Большая работа предстоит по интеграции информационных технологий в систему дополнительного профессионального образования, развитию форм дистанционного обучения, что наиболее важно для регионов, отдаленных от образовательных центров.

Названные стратегические направления модернизации дополнительного профессионального образования должны находиться в центре внимания государственной библиотечной политики. От этого напрямую зависят сохранение и развитие кадрового потенциала отрасли и дальнейшее успешное реформирование библиотечного дела страны.

  
На главную