Гендина Н.И.,
Кудрина Е.Л.,
Колкова Н.И.
Кемеровский государственный
университет культуры и искусств
Научно-исследовательский институт
информационных технологий социальной сферы КемГУКИ как центр продвижения
информационно-коммуникационных технологий
в подготовку библиотечно-информационных кадров
Девиз "Библиотеки - сердце информационного общества"
достаточно емко отражает особую роль библиотек в кардинальных преобразованиях
современного социума, связанных с эффективным использованием интеллектуальных
ресурсов для обеспечения устойчивого развития цивилизации. В этих условиях
неизмеримо повышаются требования к кадровому потенциалу современных библиотек и
соответственно формируются качественно новые задачи перед образовательными
учреждениями, обеспечивающими подготовку библиотечно-информационных кадров.
Концепцией модернизации системы российского образования на
период до 2010 г. сущность этих задач определена как "подготовка
квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля,
конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно
владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности,
способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов,
готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной
мобильности".
Решение задач такого уровня требует кардинально новых
подходов к созданию условий для повышения качества образования. В их числе
важнейшее место по праву отводится интеграции технологий обучения с
информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Немаловажным фактором этого
является осознание необходимости перехода от "знаниевой" к компетентностной
парадигме образования. В контексте новой парадигмы образования становится
очевидным, что процесс образования не сводим к механической совокупности знаний,
умений и навыков. В условиях динамично меняющегося мира гораздо более актуальным
является понятие ключевые компетенции, под которым понимается сфера
отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике. На
первый план выходит подготовка не специалиста-исполнителя, умеющего действовать
по заранее заданным алгоритмам, а творческого специалиста, обладающего
способностью принимать неординарные решения, мыслить креативно.
С этой точки зрения оказывается чрезвычайно важным не только
то, что студент изучает, но и то, каким образом, с помощью каких средств он это
делает. Не случайно в последнее десятилетие особое внимание уделяется внедрению
ИКТ в сферу образования. Эффективность этой работы во многом зависит от
избранных тем или иным образовательным учреждением подходов: метод проб и
ошибок, случайный выбор, предметно-ориентированное планирование, системный
подход. При этом для вуза принципиально важное значение имеет наличие в его
структуре специализированного научного подразделения, призванного осуществлять
освоение, разработку, экспертизу и внедрение ИКТ в учебный процесс.
В Кемеровском государственном университете культуры и
искусств (КемГУКИ) таким подразделением стал созданный в октябре 2000 г.
Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы
(НИИ ИТ СС) Кузбасса. Деятельность этого НИИ реализуется в рамках Программы
ЮНЕСКО "Информация для всех". Участие во флагманском проекте ЮНЕСКО, выполнение
многочисленных исследований и разработок, взаимодействие с ведущими российскими
и зарубежными коллегами обеспечили сотрудникам НИИ возможность быть на переднем
крае развития ИКТ. В силу этого сотрудники НИИ по уровню своей компетентности в
области освоения различных видов ИКТ существенно отличаются от
среднестатистического представителя профессорско-преподавательского корпуса вуза
культуры и искусств. В то же время, являясь прежде всего преподавателями вуза,
они в отличие от типичного сотрудника НИИ подготовлены для критической оценки
инновационных технологий с позиций их применимости в учебном процессе и
оказываются лидерами в деле освоения и внедрения ИКТ в учебный процесс с учетом
их специфики и ограничений, с адаптацией в определенной области применения. В
итоге результаты деятельности НИИ как структурного подразделения вуза позволяют
реально перейти от деклараций и благих намерений к обеспечению прямого трансфера
научных и технологических достижений в сферу подготовки
библиотечно-информационных специалистов.
В числе важнейших видов ИКТ как средств модернизации и
интенсификации учебного процесса в условиях деятельности НИИ ИТ СС КемГУКИ можно
назвать технологии электронной почты, телеконференций; создания баз данных,
веб-страниц, гипертекстов, презентаций; поиска в удаленных базах данных. Сам по
себе перечень этих технологий достаточно ординарен. Однако в сочетании с
педагогическими технологиями, базирующимися на современных достижениях
дидактики, они обретают уникальность.
Обобщенное представление о вкладе сотрудников НИИ ИТ СС
КемГУКИ в продвижение информационно-коммуникационных технологий в подготовку
библиотечно-информационных кадров дает приведенная ниже таблица. При этом наш
опыт показывает, что только поэтапное последовательное освоение ИКТ, их
адаптация в различных формах организации учебного процесса могут служить
достаточным основанием для развития в вузе системы дистанционного обучения.
Наряду с анализом соотношения видов ИКТ и форм организации
учебного процесса в вузе представляют интерес и результаты применения ИКТ в
подготовке библиотечно-информационных кадров с позиций дидактических категорий.
В этом плане результаты использования ИКТ могут быть рассмотрены по следующим
направлениям: формирование мотивации обучения, интенсификация и индивидуализация
учебного труда.
Мотивация обучения в условиях использования ИКТ реализуется
через достижение привлекательности обучения, повышение ответственности за
результат обучения, рост престижности учебной деятельности; создание стимулов,
которые побуждают к изучению учебных предметов, формируют интерес и позитивное
отношение к познавательной деятельности.
Интенсификация обучения предполагает расширение объемов
знаний за счет уплотнения учебной информации через преподнесение ее разными
способами и в различных формах, включая гипертексты и мультимедиа. При этом
обеспечивается повышение производительности переработки исходной учебной
информации, а в итоге - повышение технологичности всей учебной деятельности.
Индивидуализация обучения проявляется в том, что ИКТ
позволяют скорректировать ход обучения на основе обратной связи в соответствии с
индивидуальными результатами обучения в ходе интерактивного взаимодействия
обучаемых и преподавателя.
Следует подчеркнуть, что наряду с повышением результативности
обучения за счет развития на базе ИКТ общеучебных знаний и умений, необходимых
студенту любого вуза и любой специальности, внедрение ИКТ в учебный процесс при
подготовке библиотечно-информационных кадров выступает и как фактор формирования
профессиональной компетентности будущих специалистов. Владение комплексом
современных ИКТ во многом определяет рейтинг выпускника высшей
библиотечно-информационной школы, является стержнем его профессиональной
деятельности, обеспечивающим достижение ее высоких результатов и позволяющим
принимать аргументированные стратегические и тактические решения.
Внедрение ИКТ в учебный процесс дает существенный
педагогический эффект, однако рождает и немало проблем. К их числу относится
резкое увеличение трудоемкости педагогического труда за счет не только
тщательного отбора постоянно меняющихся информационных ресурсов, но и
самостоятельной разработки электронных учебных изданий, презентаций, баз данных
учебного назначения и т. п., а также подготовки в массовом порядке электронных
писем, выполняющих функцию учебных консультаций. Существенной проблемой является
также психологическая и практическая неготовность преподавателя вуза к освоению
ИКТ.
В числе качественно новых требований к преподавателям высшей
школы, вносящих принципиальные изменения в содержание их деятельности,
выступают:
- наличие умений вести мониторинг веб-пространства, поиск в
удаленных базах данных; создавать и актуализировать проблемно-ориентированные
базы данных, электронные учебные издания;
- обладание умениями трансформировать информацию из одного вида
в другой: словесную в табличную или графическую (для визуализации знаний);
способность вербализовать графическую информацию и т. п.;
- необходимость владеть культурой и технологией делового
электронного письма;
- понимание повышения ответственности педагога в условиях
перехода от традиционных устных к письменным электронным способам передачи
информации. Это касается формирования особых требований к надежности
рекомендуемых информационных ресурсов, в частности веб-ресурсов; к качеству
текстов электронных консультаций, электронных лекций и т. п., которые могут быть
предметом оценки и анализа любых третьих лиц.
Все эти требования определяют необходимость формирования
качественно новой информационной культуры педагогов вуза. Реализация этой
важнейшей задачи - одно из ведущих направлений деятельности НИИ ИТ СС КемГУКИ,
развивающего и всемерно претворяющего в жизнь (наряду с деятельностью в сфере
информационных ресурсов и технологий) концепцию формирования информационной
культуры личности. В ее основе лежит органичное соединение традиционной
(книжной, библиотечной) и новой, компьютерной культуры на базе широкого
информационного мировоззрения. Важнейшими принципами формирования информационной
культуры преподавателя вуза при этом должны выступать принципы системного,
культурологического, технологического и деятельностного подходов. Вместе с тем,
безусловно, актуализируется необходимость всемерного повышения информационной
культуры студентов.
|