Научные и технические библиотеки №2 2006 год
Содержание:

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "КРЫМ-2005"

Секция "Автоматизированные и корпоративные библиотечные системы и технологии"

Воройский Ф.С. Итоги работы секции "Автоматизированные и корпоративные библиотечные системы и технологии" на Конференции "Крым-2005"

Рагимова М.А. Российский Сводный каталог: этапы большого пути

Грибов В.Т. Современное состояние и перспективы автоматизации библиотек на основе АИБС семейства "МАРК"

Рябев В.С., Морозов А.В. "Руслан" и "Нева" - современные системы автоматизации библиотек различного масштаба

Еремеев Л.Г., Пашкевич Д.С. Библиографический браузер LibNavigator, версия 2, редакция "Читатель"

Воройский Ф.С. Аналитическая обработка документов для обеспечения научных исследований и разработок

Секция "Библиотечные кадры, профессия и образование"

Кузнецова Т.Я. Профессиональное развитие библиотечных кадров как объект государственной политики

Гендина Н. И., Кудрина Е. Л., Колкова Н. И. Научно- исследовательский институт информационных технологий социальной сферы КемГУКИ как центр продвижения информационно-коммуникационных технологий в подготовку библиотечно-информационных кадров

Ивина К. В. Переподготовка библиотечных специалистов как часть государственной политики библиотечного дела России

Секция "Публичный доступ к правовой и деловой информации. Проблемы авторского права, защиты интеллектуальной собственности и деятельности библиотек"

Смирнова Н. А. Авторское право в библиотечном деле

Бобров Л. К. Учет товарных свойств информационных услуг как ключевой фактор их рыночного признания

Верхоланцева Т. Ю. Доступ к законодательству дореволюционной России в публичных центрах правовой информации: проблемы и факты

ПЕРЕСМОТР ПРАВИЛ КАТАЛОГИЗАЦИИ

Бахтурина Т.А. Англо-американские правила каталогизации на пути к RDA. Промежуточные результаты пересмотра AACR

КОПИРАЙТ

Земсков А.И. Новости из мира авторских прав

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Виноградова Е.Б. Зачем книговедению документологическая линейка? (Заметки по поводу статьи В.В. Добровольского "Грустные результаты беспредметной дискуссии")

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Нещерет М.Ю. Гимн библиографу, или Размышления над книгой В.П. Леонова "Библиография как профессия"

К юбилею А.С. Арзуханова

Арзуханов А.С. Развитие дополнительного профессионального образования библиотечных работников в Учебно-методическом центре ГПНТБ России


Гендина Н.И., Кудрина Е.Л.,
Колкова Н.И.
Кемеровский государственный
университет культуры и искусств

Научно-исследовательский институт
информационных технологий социальной сферы КемГУКИ как центр продвижения
информационно-коммуникационных технологий
в подготовку библиотечно-информационных кадров

Девиз "Библиотеки - сердце информационного общества" достаточно емко отражает особую роль библиотек в кардинальных преобразованиях современного социума, связанных с эффективным использованием интеллектуальных ресурсов для обеспечения устойчивого развития цивилизации. В этих условиях неизмеримо повышаются требования к кадровому потенциалу современных библиотек и соответственно формируются качественно новые задачи перед образовательными учреждениями, обеспечивающими подготовку библиотечно-информационных кадров.

Концепцией модернизации системы российского образования на период до 2010 г. сущность этих задач определена как "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности".

Решение задач такого уровня требует кардинально новых подходов к созданию условий для повышения качества образования. В их числе важнейшее место по праву отводится интеграции технологий обучения с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Немаловажным фактором этого является осознание необходимости перехода от "знаниевой" к компетентностной парадигме образования. В контексте новой парадигмы образования становится очевидным, что процесс образования не сводим к механической совокупности знаний, умений и навыков. В условиях динамично меняющегося мира гораздо более актуальным является понятие ключевые компетенции, под которым понимается сфера отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике. На первый план выходит подготовка не специалиста-исполнителя, умеющего действовать по заранее заданным алгоритмам, а творческого специалиста, обладающего способностью принимать неординарные решения, мыслить креативно.

С этой точки зрения оказывается чрезвычайно важным не только то, что студент изучает, но и то, каким образом, с помощью каких средств он это делает. Не случайно в последнее десятилетие особое внимание уделяется внедрению ИКТ в сферу образования. Эффективность этой работы во многом зависит от избранных тем или иным образовательным учреждением подходов: метод проб и ошибок, случайный выбор, предметно-ориентированное планирование, системный подход. При этом для вуза принципиально важное значение имеет наличие в его структуре специализированного научного подразделения, призванного осуществлять освоение, разработку, экспертизу и внедрение ИКТ в учебный процесс.

В Кемеровском государственном университете культуры и искусств (КемГУКИ) таким подразделением стал созданный в октябре 2000 г. Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) Кузбасса. Деятельность этого НИИ реализуется в рамках Программы ЮНЕСКО "Информация для всех". Участие во флагманском проекте ЮНЕСКО, выполнение многочисленных исследований и разработок, взаимодействие с ведущими российскими и зарубежными коллегами обеспечили сотрудникам НИИ возможность быть на переднем крае развития ИКТ. В силу этого сотрудники НИИ по уровню своей компетентности в области освоения различных видов ИКТ существенно отличаются от среднестатистического представителя профессорско-преподавательского корпуса вуза культуры и искусств. В то же время, являясь прежде всего преподавателями вуза, они в отличие от типичного сотрудника НИИ подготовлены для критической оценки инновационных технологий с позиций их применимости в учебном процессе и оказываются лидерами в деле освоения и внедрения ИКТ в учебный процесс с учетом их специфики и ограничений, с адаптацией в определенной области применения. В итоге результаты деятельности НИИ как структурного подразделения вуза позволяют реально перейти от деклараций и благих намерений к обеспечению прямого трансфера научных и технологических достижений в сферу подготовки библиотечно-информационных специалистов.

В числе важнейших видов ИКТ как средств модернизации и интенсификации учебного процесса в условиях деятельности НИИ ИТ СС КемГУКИ можно назвать технологии электронной почты, телеконференций; создания баз данных, веб-страниц, гипертекстов, презентаций; поиска в удаленных базах данных. Сам по себе перечень этих технологий достаточно ординарен. Однако в сочетании с педагогическими технологиями, базирующимися на современных достижениях дидактики, они обретают уникальность.

Обобщенное представление о вкладе сотрудников НИИ ИТ СС КемГУКИ в продвижение информационно-коммуникационных технологий в подготовку библиотечно-информационных кадров дает приведенная ниже таблица. При этом наш опыт показывает, что только поэтапное последовательное освоение ИКТ, их адаптация в различных формах организации учебного процесса могут служить достаточным основанием для развития в вузе системы дистанционного обучения.

Наряду с анализом соотношения видов ИКТ и форм организации учебного процесса в вузе представляют интерес и результаты применения ИКТ в подготовке библиотечно-информационных кадров с позиций дидактических категорий. В этом плане результаты использования ИКТ могут быть рассмотрены по следующим направлениям: формирование мотивации обучения, интенсификация и индивидуализация учебного труда.

Мотивация обучения в условиях использования ИКТ реализуется через достижение привлекательности обучения, повышение ответственности за результат обучения, рост престижности учебной деятельности; создание стимулов, которые побуждают к изучению учебных предметов, формируют интерес и позитивное отношение к познавательной деятельности.

Интенсификация обучения предполагает расширение объемов знаний за счет уплотнения учебной информации через преподнесение ее разными способами и в различных формах, включая гипертексты и мультимедиа. При этом обеспечивается повышение производительности переработки исходной учебной информации, а в итоге - повышение технологичности всей учебной деятельности.

Индивидуализация обучения проявляется в том, что ИКТ позволяют скорректировать ход обучения на основе обратной связи в соответствии с индивидуальными результатами обучения в ходе интерактивного взаимодействия обучаемых и преподавателя.

Следует подчеркнуть, что наряду с повышением результативности обучения за счет развития на базе ИКТ общеучебных знаний и умений, необходимых студенту любого вуза и любой специальности, внедрение ИКТ в учебный процесс при подготовке библиотечно-информационных кадров выступает и как фактор формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. Владение комплексом современных ИКТ во многом определяет рейтинг выпускника высшей библиотечно-информационной школы, является стержнем его профессиональной деятельности, обеспечивающим достижение ее высоких результатов и позволяющим принимать аргументированные стратегические и тактические решения.

Внедрение ИКТ в учебный процесс дает существенный педагогический эффект, однако рождает и немало проблем. К их числу относится резкое увеличение трудоемкости педагогического труда за счет не только тщательного отбора постоянно меняющихся информационных ресурсов, но и самостоятельной разработки электронных учебных изданий, презентаций, баз данных учебного назначения и т. п., а также подготовки в массовом порядке электронных писем, выполняющих функцию учебных консультаций. Существенной проблемой является также психологическая и практическая неготовность преподавателя вуза к освоению ИКТ.

В числе качественно новых требований к преподавателям высшей школы, вносящих принципиальные изменения в содержание их деятельности, выступают:

  • наличие умений вести мониторинг веб-пространства, поиск в удаленных базах данных; создавать и актуализировать проблемно-ориентированные базы данных, электронные учебные издания;
  • обладание умениями трансформировать информацию из одного вида в другой: словесную в табличную или графическую (для визуализации знаний); способность вербализовать графическую информацию и т. п.;
  • необходимость владеть культурой и технологией делового электронного письма;
  • понимание повышения ответственности педагога в условиях перехода от традиционных устных к письменным электронным способам передачи информации. Это касается формирования особых требований к надежности рекомендуемых информационных ресурсов, в частности веб-ресурсов; к качеству текстов электронных консультаций, электронных лекций и т. п., которые могут быть предметом оценки и анализа любых третьих лиц.

Все эти требования определяют необходимость формирования качественно новой информационной культуры педагогов вуза. Реализация этой важнейшей задачи - одно из ведущих направлений деятельности НИИ ИТ СС КемГУКИ, развивающего и всемерно претворяющего в жизнь (наряду с деятельностью в сфере информационных ресурсов и технологий) концепцию формирования информационной культуры личности. В ее основе лежит органичное соединение традиционной (книжной, библиотечной) и новой, компьютерной культуры на базе широкого информационного мировоззрения. Важнейшими принципами формирования информационной культуры преподавателя вуза при этом должны выступать принципы системного, культурологического, технологического и деятельностного подходов. Вместе с тем, безусловно, актуализируется необходимость всемерного повышения информационной культуры студентов.

  
На главную