Ивина К.В.
МГУКИ
Переподготовка библиотечных специалистов
как часть государственной политики
библиотечного дела России
В последние годы все больше внимания уделяется переподготовке
библиотечно-информационных специалистов.
Отрадно отметить, что важная проблема, связанная с созданием
системы постоянного обновления знаний библиотечно-информационных кадров, явилась
одной из ключевых в русле обсуждения вопросов формирования государственной
библиотечной политики. Так, на заседании коллегии Министерства культуры и
массовых коммуникаций обсуждался вопрос "О государственной политике развития
библиотечного дела в Российской Федерации".
В проекте решения коллегии особо обозначено содействие
развитию системы дополнительного профессионального библиотечного образования. В
это содействие вошли формирование государственного заказа на переподготовку и
повышение квалификации специалистов, организация мониторинга образовательной
среды и кадровой ситуации в библиотечном деле, поддержка и развитие
межрегиональных центров непрерывного библиотечного образования.
На мой взгляд, данная позиция министерства заслуживает
всяческого одобрения. Однако в проекте решения при определении структуры системы
переподготовки библиотечных специалистов выпало одно важное звено, включающее
учебные заведения: библиотечные техникумы, колледжи, институты и университеты
культуры.
В представленном документе система переподготовки обозначена
следующим образом:
- федеральный уровень (АПРИКТ и федеральные библиотеки);
- межрегиональный уровень ( центры непрерывного образования в
федеральных округах: Белгород, Псков, Новосибирск, Хабаровск; зональные
библиотеки университетов Минобрнауки России);
- региональный уровень (центральные библиотеки регионов и
инновационные образовательные структуры - библиотечные школы: Белгород, Псков,
Краснодар, Республика Карелия, Новосибирск, Екатеринбург и др.);
- муниципальный уровень (центральные городские и районные
библиотеки).
Мне кажется концептуально ошибочным исключать из этой
структуры систему учебных заведений. Переподготовка специалистов в любой сфере
деятельности - это прежде всего образовательный процесс. А любой образовательный
процесс предусматривает привлечение специалистов, которые обладают определенными
навыками в реализации конкретных образовательных программ.
Из всего представленного перечня центров переподготовки
библиотечных специалистов только АПРИКТ является образовательной структурой, все
остальное - это центры, как правило, действующие на базе библиотек различного
уровня. Конечно, к работе в этих центрах привлекаются и преподаватели учебных
заведений, однако из проекта решения коллегии министерства совершенно выпало
такое звено, как вузы культуры и искусств, что трудно поддается объяснению.
Можно только сожалеть, что на определенном этапе вузы
культуры упустили свои ведущие позиции в организации работы по переподготовке
библиотечно-информационных кадров. И это связано с тем, что факультеты повышения
квалификации вузов, долгие годы успешно реализующие себя на ниве переподготовки
специалистов, были лишены финансирования.
Однако за последнее время ситуация изменилась. Например, в
МГУКИ создан Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО),
который стал успешно реализовывать себя в области различных образовательных
программ сферы культуры. Следующим этапом было создание кафедры инновационных
технологий библиотечно-информационной деятельности.
При формировании учебных планов проведен мониторинг того, что
делается в этом направлении в других учебных центрах, в частности в АПРИКТ и
Российской государственной библиотеке. На основании этого определен круг
программ, по которым кафедра стала осуществлять свою деятельность.
Спектр образовательных программ, реализуемых кафедрой:
1. Современные подходы к управлению деятельностью библиотек.
2. Современные тенденции развития автоматизированных
корпоративных библиотечно-информационных систем и технологий.
3. Библиотечно-информационное обеспечение области права.
4. Мультимедийные технологии в библиотечно-информационной
деятельности.
5. Информационные и компьютерные технологии в библиотеках и
библиотечном образовании.
Преподаватели кафедры прекрасно понимают, что рынок оказания
образовательных услуг в основном сложился, и новой образовательной структуре не
так просто занять свою нишу на этом поприще. Чаще всего мы сталкиваемся с
главной проблемой - отсутствием у библиотек средств на повышение квалификации
сотрудников. Отсутствие целевого финансирования не позволяет и нам в полном
объеме расширить систему образовательных услуг, предоставляемых кафедрой.
Преподавательский корпус сформирован из педагогов, которые
уже имеют опыт работы в структурах дополнительного образования. Безусловно,
оптимальная модель системы дополнительного образования может быть создана на
основе симбиоза ведущих библиотек, информационных учреждений и вузов культуры.
Мы прекрасно понимаем, что не все ведущие специалисты-практики, добившиеся
наилучших показателей в инновационной деятельности, обладают педагогическими
навыками, и это не позволяет им донести свои знания до обучаемых в полном
объеме. Но и не все педагоги вуза готовы войти в аудиторию, в которой находятся
слушатели, успешно реализовавшие себя в профессии. Поэтому к участию в семинарах
кафедры привлекаются как ведущие преподаватели вуза, так и практики, обладающие
достаточными педагогическими навыками.
За последние годы в библиотечно-информационные учреждения
приходит все больше людей, не имеющих базового библиотечного образования. Во
многом это связано с расширением спектра деятельности библиотек, возрастанием их
информационной направленности, расширением их участия в решении социальных
проблем. В этой связи перед системой повышения квалификации
библиотечно-информационных специалистов ставятся особые задачи. Речь идет не
только о проведении разовых курсов и семинаров по тем или иным актуальным
проблемам библиотечной работы, а о создании четкой и хорошо структурированной
системы непрерывного образования. Во главу угла ставится проблема координации
усилий центров, осуществляющих данный вид деятельности. Основа этой координации,
на мой взгляд, должна быть заложена в стандарты программ по переподготовке
библиотечно-информационных специалистов.
В педагогической среде существует разное отношение к
образовательным стандартам. По моему мнению, стандартизация в образовательном
процессе несет в себе больше положительных моментов, чем отрицательных. Она
дисциплинирует процесс, позволяет выработать единые требования к конечному
результату. Опыт деятельности вузов культуры в реализации образовательных
стандартов в области подготовки библиотечных специалистов показывает, что эти
стандарты выводят библиотечное образование на новый уровень.
В решении коллегии Министерства культуры и массовых
коммуникаций РФ по вопросу "О государственной политике развития библиотечного
дела в Российской Федерации" одним из приоритетных направлений обозначено
формирование государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации.
Государственный заказ предусматривает четкие характеристики
требований, предъявляемых к структурам дополнительного образования. Эти
характеристики и должны быть заложены в единых образовательных критериях. Причем
особое внимание должно уделяться специалистам, не имеющим базового библиотечного
образования. Программы для этого круга обучающихся должны быть ориентированы на
содействие их скорейшей адаптации к профессии, пониманию ими основных
закономерностей функционирования библиотечно-информационной системы.
Только при активном участии АПРИКТ, вузов культуры и других
ведущих центров, реализующих себя в системе дополнительного образования, можно
осуществлять государственную политику развития библиотечного дела в таком важном
аспекте, как обеспечение библиотечно-информационных учреждений страны
высокопрофессиональными специалистами.
|