Попов Г.А.
ОАО "Центральный коллектор библиотек
"БИБКОМ", Москва
Стратегические проекты ОАО
"Центральный коллектор библиотек"
как элемент корпоративной библиотечной политики
Современная библиотечная политика, представляющая собой
некоторое пересечение областей деятельности: информационная политика, культурная
и образовательная политика, - требует не только пересмотра законодательных актов
по библиотечному делу, но и принятия быстрых решений в практической работе
российских библиотек. В этом плане вопросы практической деятельности во многом
зависят от смежных областей, примыкающих непосредственно к библиотечному делу и
требующих гармоничного сопряжения деятельности библиотек и организаций,
представляющих соответствующие области.
Исходя из основной задачи библиотек, заключающейся в
обеспечении свободного и комфортного доступа населения к информационным ресурсам
(в первую очередь к издательской продукции, выходящей в России), целесообразно
остановиться на проблемах комплектования. В этом вопросе для каждой библиотеки
особое значение приобретает взаимодействие со специализированными организациями,
взявшими на себя обязательства по предоставлению издательской продукции.
Несмотря на значительный выпуск книжных изданий в стране, библиотеки фактически
имеют доступ только к изданиям, выходящим в Москве, С.-Петербурге и еще
нескольких городах. Поэтому эффективность комплектования была бы значительно
выше, если бы каждое предприятие, работающее с библиотеками, вносило свой вклад
в представление издательской продукции, выходящей за пределами Москвы и
С.-Петербурга.
Следует подчеркнуть, что речь идет не только о
предоставлении информации о книгах, но, самое главное, - о доставке необходимых
книг в библиотеку с выполнением всех сопутствующих операций. В этом плане
чрезвычайно важны корпоративные усилия этих специализированных организаций.
Конечно, разработку таких нетривиальных проектов, как формирование сводного
ассортимента изданий и других систем, невозможно одолеть отдельному предприятию.
Понятно, что задача решается значительно проще одним или двумя участниками, но
трудность решения этой задачи значительно возрастает, когда к ней привлечено
большое количество участников. Поэтому вопросы корпоративности в работе над
такими проектами выходят на первый план.
Центральный коллектор библиотек "БИБКОМ" в течение
нескольких лет работает над полнотой предоставления российским библиотекам всех
изданий, выходящих на территории страны. И это всего лишь часть проблем,
требующих корпоративных усилий в решении задачи эффективной работы поставщиков
при комплектовании библиотек.
В 2002-2003 гг. при Минпечати России работала
межведомственная комиссия, в которую вошли специалисты ряда отраслей: издатели,
книготорговцы, библиотеки и др. Основной задачей этой комиссии было создание
единой информационной платформы, обеспечивающей информационную интеграцию
основных субъектов издательского рынка. Однако эта задача не была решена.
Основная причина состояла в том, что между книгораспространителями,
представленными розничным звеном, и библиотеками существовали разные взгляды по
основным составляющим этой информационной платформы. Эти взгляды обусловливались
объективно существующими требованиями соответствующих сегментов издательского
рынка. Поэтому в создании корпоративной системы очень важен подбор участников
или же гармонизация их подходов.
Такими участниками в создании единой информационной
платформы сегодня могли бы стать организации, тесно работающие с библиотеками в
плане их комплектования. Главным же моментом в корпоративных действиях этих
организаций должно быть комплектование библиотек издательской продукцией с
сопутствующими услугами (например представление одновременно с поставкой издания
библиографической записи на него в формате RUSMARC),
максимально снижающими затраты библиотек по предоставлению изданий в
читательский доступ.
К числу корпоративных услуг, предоставляемых такими
организациями библиотекам, можно также отнести:
формирование сводного ассортимента изданий (издания,
выпускаемые библиотеками, вузами, региональными издателями России, издателями
Беларуси и Украины и т.д.);
участие и поддержку
исследований библиотек по читательскому спросу;
поддержку миссий библиотек, например, в создании
специализированных коллекций по краеведческой, правовой литературе и литературе
по экологии края и т.п;
участие и поддержку корпоративных проектов библиотечного
сообщества.
|