Научные и технические библиотеки №3 2006 год
Содержание:

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "КРЫМ-2005"

Секция "Библиотековедение, библиографоведение и книговедение"

Столяров Ю.Н. Заседание общетеоретической секции на Крымском форуме 2005 года

Степанов В.К. Тенденции развития библиографических сервисов библиотек в эпоху цифровых коммуникаций

Хайцева Л.Б. Электронные ресурсы и их использование специалистами библиотечной сферы

Загуменная В.В. Национальная библиография Украины: минувшее десятилетие (1994-2004 гг.)

Каратыгина Т.Ф. О некоторых направлениях оптимизации организации и содержания теоретических исследований в области специального библиотековедения

Секция "Экологическая информация и экологическая культура"

Бычкова Е.Ф. Обзор работы секции "Экологическая информация и экологическая культура" на Конференции "Крым-2005"

Лаврик О.Л., Шевченко Л.Б. Информационный поток по экологии: проблемы доступа и использования для информационного обеспечения научных исследований

Лещинская В.В. Экологическая культура для устойчивого развития

Юрьева Н.В. Формирование региональной системы электронных информационных ресурсов по экологии: новые грани взаимодействия

Ефимова И.Б. Центр экологии городской библиотеки в системе местного краеведения

Секция "Книжный рынок и формирование фондов библиотек"

Прохорова И.Д. Библиотеки и издатели интеллектуальных журналов: опыт и перспективы взаимодействия

Попов Г.А. Стратегические проекты ОАО "Центральный коллектор библиотек" как элемент корпоративной библиотечной политики

Колкова Н.И., Огнева Э.Н. Электронные учебные издания как объект книгораспространения и формирования библиотечных фондов

Ленский Б.В. Учебник без грифов: проблемы комплектования вузовских библиотек в условиях реформы профессионального образования

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Абрам С. Значение канадских библиотек: влияние на сообщество пользователей

Интернет - возможности нового стиля организации работы

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Дыченко Л.Ф. Сборник трудов Международной конференции "Библиотечное общение: традиции, инновации"

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Жарова Т.Г., Федореева Л.В. "Современные тенденции развития библиотечно-информационных технологий" - 2-я Международная научно-практическая конференция

Отклик на публикацию

Писляков В. Дополнения и уточнения к статье И.А. Кудряшовой "Архив JSTOR для студентов и преподавателей ДВГУ"


Колкова Н.И., Огнева Э.Н.

Кемеровский государственный университет культуры и искусств

Электронные учебные издания как объект книгораспространения и формирования библиотечных фондов

Изменения, характеризующие новую парадигму образования, диктуют все более возрастающие требования к информационному обеспечению образовательных учреждений как важнейшему инструменту познавательной деятельности. Современный информационный рынок предоставляет библиотекам возможность пополнения их фондов документами не только на традиционных носителях, но и на машинных, ориентированных на использование с помощью компьютера. К росту объемов электронных ресурсов в составе документальных фондов библиотек имеются веские аргументы, определяемые их существенными преимуществами перед традиционными ресурсами, включая использование различных форм представления информации (мультимедийность), наличие гипертекстовых ссылок, возможность использования на расстоянии и в любое время суток, легкость копирования, удобство хранения, комфортность и продуктивность труда пользователей и др.

В особой мере преимущества электронной формы представления информации проявляются на уровне электронных учебных изданий (ЭУИ), вносящих принципиально новые черты в обучающую среду, в том числе возможность индивидуализации обучения на основе интерактивности и развития его в дистанционной форме. Количество ЭУИ с каждым годом неуклонно растет; тем самым они постепенно переходят из разряда экзотических инноваций в категорию информационных продуктов, становящихся типичным объектом книгораспространения и комплектования библиотечного фонда.

В учебной литературе в настоящее время явно прослеживается рост видового многообразия. В особой мере это проявляется в сфере ЭУИ. Сегодня информационном рынке представлен широкий ассортимент их видов: интегрированные обучающие комплексы, информационно-обучающие системы, компьютерные обучающие программы, обучающие курсы, обучающие тренажеры, автоматизированные системы обучения, автоматизированные системы контроля знаний, обучающие программы, справочно-обучающие системы и др. Каждый вид обладает своей спецификой и своим набором характеристик качества, не присущих традиционным учебным изданиям.

О степени распространения на информационном рынке конкретных видов ЭУИ позволяют судить и данные, полученные на основе анализа материалов, представленных на сайте http://www.inforeg.ru НТЦ "Информрегистр" в предметной области "Образование". В каталоге "Российские электронные издания" ЭУИ доминируют среди всех электронных продуктов этой предметной области, составляя 82% от их общего объема.

С целью выявления тенденций изменения видового состава ЭУИ анализу подверглись данные как за общий период времени их учета с 1996 по 2004 г. включительно, так и за последние два года (2003-2004).

Наибольшее распространение на современном рынке ЭУИ получили учебно-теоретические издания и различные их комбинации с другими видами электронных учебных изданий: учебно-программных, учебно-практических, учебно-методических, учебно-справочных, учебно-контролирующих и др. Такая комбинированная форма представления учебного материала, органично сочетающая в одном источнике несколько разновидностей учебной литературы: учебника (учебного пособия), справочника, практикума, хрестоматии, сборников контрольных заданий и др. - может быть квалифицирована как полидокумент. Формирование ЭУИ как полидокументов обеспечивает им приобретение свойства эмерджентности, вследствие чего они обретают дополнительную функциональность, определяемую сочетанием в их составе функций различных видов учебных документов.

В последние два года соотношение видов ЭУИ, выделяемых по признаку назначения, изменилось в сторону еще большего увеличения количества учебно-теоретических изданий, (электронные учебники, компьютерные учебники, интерактивные учебники, мультимедиа-учебники, интернет-учебники и др.).

Лишь незначительная часть ЭУИ, представленных на сайте НТЦ "Информрегистр" в предметной области "Образование", имеет сетевой аналог. Эта особенность ЭУИ, приводящая к ограничению круга их потенциальных пользователей, безусловно, может рассматриваться в качестве одного из существенных ограничений при принятии решения о включении ЭУИ в состав документальных фондов библиотеки.

Наличие на информационном рынке ЭУИ, выделенных по таким признакам, как природа и форма представления основной информации, характер взаимодействия пользователя и электронного издания, наличие печатного эквивалента, имеет особое значение в модернизации образования, нацеленной на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к эффективной работе на уровне мировых стандартов. В составе современных ЭУИ прежде всего выделяют гипертекстовые и мультимедийные документы.

Особое место среди ЭУИ этой группы занимают интерактивные документы. В самом широком смысле интерактивность связывается с регистрацией пользователя системой, обеспечивающей последующую оценку результатов его самостоятельной работы и выдачу рекомендаций по характеру ее продолжения. При этом возможны самые различные способы диагностики результатов самостоятельной работы студента. Заметим, что в настоящее время этот вид ЭУИ представлен в литературе весьма разнообразно: интегрированный обучающий комплекс, информационно-обучающая система, компьютерная обучающая программа, обучающий курс, обучающий тренажер, автоматизированная система обучения, автоматизированная система контроля, автоматизированная система обучения и контроля, обучающая программа, справочно-обучающая система и т.п.

Доля мультимедийных и интерактивных ЭУИ сохраняет в динамике свои позиции. Что же касается электронных учебных изданий, обладающих функцией гипертекста, то их доля крайне мала, при этом за последние два года не зарегистрировано ни одного подобного продукта. Большинство ЭУИ являются оригинальными изданиями, не имеющими печатного аналога.

Стоящие перед комплектаторами задачи по отбору конкретных документов для конкретных библиотек, как известно, характеризуются значительной сложностью и многоаспектностью. Принципиальное обновление информационного рынка и наличие на нем столь разнообразного электронного компонента многократно усложняют задачи, стоящие перед библиотеками в области комплектования. В условиях, когда по данному направлению понятийно-терминологический аппарат еще не вполне сформировался (многие термины являются многозначными, неопределенными, взаимозаменяемыми без должных на то оснований), комплектатору весьма затруднительно выработать тактику первичного отбора ЭУИ. Например, в настоящее время трудно уловить различие между электронным учебным комплексом и автоматизированной обучающей системой или обучающей программой. Практически невозможно по аннотации, а также по информации, представленной на упаковке (этикетке) электронного учебного ресурса, установить, что именно там обнаружит пользователь.

Для принятия обоснованных решений по первичному отбору ЭУИ комплектатору уже на уровне вторичной информации необходимо располагать полноценным набором их характеристик, всесторонне отражающих качество каждого конкретного издания. При этом наряду с общими требованиями, предъявляемыми ко всем учебным изданиям (научность, точность и достоверность приведенных сведений, четкость и ясность изложения материала, доступность информации, лаконичность, логичность и последовательность, систематичность и преемственность излагаемого материала, четкость структуры, соответствие языка изложения материала нормам литературной русской речи, эстетичность оформления и др.), к ЭУИ предъявляются специфические требования, присущие природе электронной информации. К ним относятся: дружественность интерфейса; порционность представления учебной информации с соответствующим контролем знаний и умений по каждой порции; алгоритмичность представления учебного материала; наличие специальных заданий и упражнений, выполняемых с помощью компьютера; многообразие способов наглядного представления информации; специфика программно-технической платформы и др.

Как показывают результаты проведенного нами анализа структуры аннотаций на ЭУИ, приведенных в различных источниках информации по комплектованию, они представляют собой минимальную совокупность элементов, характеризующих данные продукты. И такое положение дел вполне объяснимо с позиций теоретического базиса оценки качества ЭУИ, поскольку в профессиональной литературе до настоящего времени не нашла отражения научно обоснованная комплексная система показателей оценки качества электронных изданий. В силу того, что политика и стратегия в области комплектования электронных материалов еще до конца не разработаны, комплектаторам приходится руководствоваться опытом работы с печатными документами [1]. При этом вероятность ошибки при отборе электронных документов резко возрастает из-за их специфики. Тем самым открывается путь к включению в библиотечный фонд ЭУИ, не отвечающих требованиям модернизации образования и подготовки высококвалифицированных специалистов.

О необходимости выработки нового подхода к комплектованию заявляют как теоретики, так и практики библиотечного дела. Подчеркивая актуальность этой задачи, Я.Л. Шрайберг отмечает: "Сегодня в условиях тотального наступления электронных изданий и пересмотра многими издательствами своих планов по выпуску продукции в части выбора/сочетания электронных и печатных публикаций, обновление политики комплектования стало одной из заметно проявляющихся тенденций деятельности всех библиотек..." [1]. При этом, как справедливо замечают практики, "... документы на электронных носителях требуют собственных критериев отбора..." [2].

В этой связи нами предпринято исследование, целью которого явилось формирование перечня элементов, всесторонне характеризующих электронные учебные издания. Базу исследования составили тематические планы, каталоги и проспекты издательств; электронные каталоги, представленные на сайтах издательств; сайты НТЦ "Информрегистр" и ОФАП (отраслевого фонда алгоритмов и программ); выборочный массив ЭУИ, нормативная документация.

В соответствии с разработанной программой в исследовании выделены следующие этапы:

1. Выявление элементов характеристики электронных учебных изданий на уровне вторичных документов, упаковки ЭУИ, первичных документов.

2. Формирование обобщенного массива из элементов, выявленных на первом этапе.

3. Распределение обобщенного массива элементов в соответствии с выбранными основаниями деления, характерными как для традиционных, так и для электронных учебных документов. При этом сформированы < letter-spacing: -.1pt">блоки: идентификационных данных, пользовательского назначения, семантической информации, структурной характеристики, формы представления, эргономической характеристики, программной реализации, сопровождения.

4. Распределение элементов внутри каждого блока на группы в соответствии с категориями информации, установленными ГОСТ Р ИСО 9127-94 [3], в том числе на обязательные, условные, факультативные.

Распределение выявленных на первом этапе исследования 56 элементов, характеризующих ЭУИ, на блоки в соответствии с вышеназванными основаниями деления представлено в таблице.

Распределение элементов комплексной характеристики электронных учебных изданий

Наполнение отраженных в таблице блоков и групп элементов может быть проиллюстрировано на примере блока элементов, характеризующих программную реализацию ЭУИ. Так, в группу обязательных элементов этого блока входят тип носителя, системные требования, возможность работы с диска, свободное место на жестком диске. В группу факультативных элементов входят вид доступа к электронному изданию, возможность выбора кодировки, наличие "открытой архитектуры", вторжение в предустановки операционной системы (ОС), корректность автоматической установки стандартного программного обеспечения, восстановление предустановок ОС при деинсталляции, удаление собственных элементов.

Выявленный набор элементов оценки качества ЭУИ может стать основой для составления ориентированных на сферу книгораспространения реферативных аннотаций, в которых на допустимом уровне свертывания должна быть представлена всесторонняя характеристика ЭУИ. Реализация предложенного подхода к оценке качества электронных учебных изданий позволит не только существенно улучшить параметры библиотечных фондов, но и кардинально изменить ориентиры подготовки электронной учебной продукции.

Список литературы

1. Шрайберг Я.Л. Библиотеки, компьютерные технологии и информационное общество: год прошедший и год грядущий / Я.Л. Шрайберг // Науч. и техн. б-ки. - 2003. - № 1. - С. 29-59.

2. Падерина О. Новый подход к комплектованию в вузовской библиотеке, в аспекте внедрения новых автоматизированных технологий / О. Падерина // Новая библиотека. - 2004. - № 1. - С. 24-26.

3. ГОСТ Р ИСО 9127-94. Документация пользователя и информация на упаковке для потребительских программных пакетов - Введ. 1994-10-10. - М.: Изд-во стандартов, 1995. - 15 c.

  
На главную