Научные и технические библиотеки №3 2006 год
Содержание:

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "КРЫМ-2005"

Секция "Библиотековедение, библиографоведение и книговедение"

Столяров Ю.Н. Заседание общетеоретической секции на Крымском форуме 2005 года

Степанов В.К. Тенденции развития библиографических сервисов библиотек в эпоху цифровых коммуникаций

Хайцева Л.Б. Электронные ресурсы и их использование специалистами библиотечной сферы

Загуменная В.В. Национальная библиография Украины: минувшее десятилетие (1994-2004 гг.)

Каратыгина Т.Ф. О некоторых направлениях оптимизации организации и содержания теоретических исследований в области специального библиотековедения

Секция "Экологическая информация и экологическая культура"

Бычкова Е.Ф. Обзор работы секции "Экологическая информация и экологическая культура" на Конференции "Крым-2005"

Лаврик О.Л., Шевченко Л.Б. Информационный поток по экологии: проблемы доступа и использования для информационного обеспечения научных исследований

Лещинская В.В. Экологическая культура для устойчивого развития

Юрьева Н.В. Формирование региональной системы электронных информационных ресурсов по экологии: новые грани взаимодействия

Ефимова И.Б. Центр экологии городской библиотеки в системе местного краеведения

Секция "Книжный рынок и формирование фондов библиотек"

Прохорова И.Д. Библиотеки и издатели интеллектуальных журналов: опыт и перспективы взаимодействия

Попов Г.А. Стратегические проекты ОАО "Центральный коллектор библиотек" как элемент корпоративной библиотечной политики

Колкова Н.И., Огнева Э.Н. Электронные учебные издания как объект книгораспространения и формирования библиотечных фондов

Ленский Б.В. Учебник без грифов: проблемы комплектования вузовских библиотек в условиях реформы профессионального образования

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Абрам С. Значение канадских библиотек: влияние на сообщество пользователей

Интернет - возможности нового стиля организации работы

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Дыченко Л.Ф. Сборник трудов Международной конференции "Библиотечное общение: традиции, инновации"

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Жарова Т.Г., Федореева Л.В. "Современные тенденции развития библиотечно-информационных технологий" - 2-я Международная научно-практическая конференция

Отклик на публикацию

Писляков В. Дополнения и уточнения к статье И.А. Кудряшовой "Архив JSTOR для студентов и преподавателей ДВГУ"


Ленский Б.В.

Московский государственный университет печати

Учебник без грифов: проблемы комплектования вузовских библиотек в условиях реформы профессионального образования

Успешное проведение начавшейся в стране реформы образования, в том числе профессионального, требует совершенствования организации учебного процесса, повышения качества учебно-методической литературы и других средств обучения, внедрения новых информационных технологий. Одной из важных задач при этом является разработка новых, более эффективных механизмов экспертизы учебных изданий (учебников и учебных пособий) для студентов всех форм обучения по всему спектру направлений и специальностей.

Экспертиза учебных изданий в той или иной степени и с различными целями существовала на протяжении практически всей истории книгоиздания. В нашей стране она получила особый статус грифования ("Допущено..." или "Рекомендовано...") в советский период, с начала 1930-х гг., когда количество учебных заведений профессионального образования стало расти высокими темпами и государство взяло на себя функцию подготовки и издания учебной литературы.

Появление грифов - своего рода знаков качества - на титульных листах учебных изданий не только означало соответствие учебного материала в книге тем знаниям и умениям, которые должны были получить в результате обучения будущие специалисты, не только служило мерилом пригодности данного издания с точки зрения содержания, формы и целевого назначения, но и подчеркивало "государственность" самой системы образования, отражало цензурную чистоту текста и его идеологическую направленность.

В дальнейшем значение грифов еще более расширилось. Например, при аттестации вуза стал учитываться процент наличия в библиотеке "грифованных" учебных изданий. Этот фактор принимался во внимание также при присвоении ученых званий и степеней и т.д.

С развитием этой системы, с увеличение количества учебных изданий усложнялся и механизм выдачи грифа. Практически каждое очередное изменение в структуре образовательной системы сводилось к увеличению количества документов, которые должны были сопровождать рукопись, направляемую на экспертизу. Достаточно сравнить, например, проведение экспертизы учебного издания, которое предусмотрено инструкцией "О порядке планирования и подготовке к изданию учебников и учебных пособий, книг для высших учебных заведений", утвержденной приказом Минвуза СССР и Госкомиздата СССР от 01.02.88 г. № 61/42 и "Инструкцией о порядке организации и проведения экспертизы учебных изданий" Федерального экспертного совета, утвержденной заместителем министра образования РФ 04.09.01. Усложнение механизма выдачи грифа приводит к затягиванию срока выпуска издания.

В настоящее время централизованный порядок экспертизы и предоставления грифов затрудняется и затягивается еще и в связи с тем, что значительно расширился круг издательств, выпускающих учебную литературу, а также из года в год возрастает количество названий учебников и учебных пособий для профессиональных образовательных учреждений. Если в 2000 г. выпущено 10,5 тыс. названий изданий общим тиражом около 24 млн экз., то в 2004 г. - более 18 тыс. названий тиражом около 40 млн экз. Понятно, что с ростом числа образовательных учреждений, особенно негосударственных, с увеличением числа издательских структур как в существующих, так и во вновь образующихся вузах, количество и тиражи выпускаемой литературы будут расти и дальше.

В этих условиях сохранение прежнего порядка экспертизы и грифования, опирающегося главным образом на количество сопровождающих бумаг, стало тормозом в обеспечении образовательного процесса нужным количеством учебников и учебных пособий надлежащего качества и в установленные сроки.

Многие специалисты из числа профессорско-преподавательского состава вузов, издателей, книгораспространителей, работников библиотек высказываются за то, чтобы существующий порядок оценки качества учебных изданий для высшего профессионального образования был коренным образом изменен. Так, три четверти из опрошенных по этому поводу специалистов высказались за отмену нынешней системы грифования. Выступая на "круглом столе" в редакции газеты "Известия", генеральный директор издательства "Просвещение" А. Кондаков высказался за то, чтобы в ближайшие 5-7 лет отказаться от грифования и школьных учебников, основываясь на том, "что есть учитель, школа, которые выбирают себе учебники, и есть государственный стандарт, исполнение которого является мерилом качества учебного процесса...".

В настоящее время группа исследователей и специалистов ведет НИР "Совершенствование нормативной базы формирования федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении учебного процесса в учреждениях профессионального образования", в рамках которой будут предложены различные варианты нового порядка экспертизы учебных изданий.

Указанные материалы будут служить основным критерием для библиотек, вузов и других образовательных учреждений при формировании фондов новыми поколениями учебников.

  
На главную