Научные и технические библиотеки №3 2006 год
Содержание:

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "КРЫМ-2005"

Секция "Библиотековедение, библиографоведение и книговедение"

Столяров Ю.Н. Заседание общетеоретической секции на Крымском форуме 2005 года

Степанов В.К. Тенденции развития библиографических сервисов библиотек в эпоху цифровых коммуникаций

Хайцева Л.Б. Электронные ресурсы и их использование специалистами библиотечной сферы

Загуменная В.В. Национальная библиография Украины: минувшее десятилетие (1994-2004 гг.)

Каратыгина Т.Ф. О некоторых направлениях оптимизации организации и содержания теоретических исследований в области специального библиотековедения

Секция "Экологическая информация и экологическая культура"

Бычкова Е.Ф. Обзор работы секции "Экологическая информация и экологическая культура" на Конференции "Крым-2005"

Лаврик О.Л., Шевченко Л.Б. Информационный поток по экологии: проблемы доступа и использования для информационного обеспечения научных исследований

Лещинская В.В. Экологическая культура для устойчивого развития

Юрьева Н.В. Формирование региональной системы электронных информационных ресурсов по экологии: новые грани взаимодействия

Ефимова И.Б. Центр экологии городской библиотеки в системе местного краеведения

Секция "Книжный рынок и формирование фондов библиотек"

Прохорова И.Д. Библиотеки и издатели интеллектуальных журналов: опыт и перспективы взаимодействия

Попов Г.А. Стратегические проекты ОАО "Центральный коллектор библиотек" как элемент корпоративной библиотечной политики

Колкова Н.И., Огнева Э.Н. Электронные учебные издания как объект книгораспространения и формирования библиотечных фондов

Ленский Б.В. Учебник без грифов: проблемы комплектования вузовских библиотек в условиях реформы профессионального образования

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Абрам С. Значение канадских библиотек: влияние на сообщество пользователей

Интернет - возможности нового стиля организации работы

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Дыченко Л.Ф. Сборник трудов Международной конференции "Библиотечное общение: традиции, инновации"

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Жарова Т.Г., Федореева Л.В. "Современные тенденции развития библиотечно-информационных технологий" - 2-я Международная научно-практическая конференция

Отклик на публикацию

Писляков В. Дополнения и уточнения к статье И.А. Кудряшовой "Архив JSTOR для студентов и преподавателей ДВГУ"


УДК 025:65.011.56

Интернет - возможности нового стиля организации работы

Основа этой публикации - интервью сотрудников Университета штата Юта (США) с Дином Гарликом (Dean Garlick), руководителем службы профессиональной подготовки компании Силикон График Инкорпорейтед (Silicon Graphics Inc.), хорошо известной в России.

Этот материал, на первый взгляд, может показаться не вполне соответствующим тематике нашего сборника. Однако нам очень захотелось познакомить коллег с самым прогрессивным опытом организации работы.

Для российских НТБ, равно как и для читателей, или пользователей библиотек, позиция и практический опыт руководства этой замечательной, как теперь принято говорить, продвинутой компании, работающей на переднем фронте высокотехнологичной отрасли, могут оказаться полезными и не столь неожиданными.

Использование надомной работы (для инвалидов или сотрудников в декретном отпуске и т.п.) давно практиковалось в библиотеках, но с внедрением Интернет-технологий такой режим становится прогрессивным и доступным и для вполне здоровой части коллектива.

Интервью опубликовано в журнале "Управление информационными ресурсами" (Information Resources Management Journal. - 2004. - № 17(2), Apr. - June. - P. 63-65).

А.И. Земсков

* * *

Компания Силикон График Инкорпорейтед - мировой лидер в реализации высокоэффективных компьютерных технологий, визуализации и организации хранения данных. Компания участвует в реализации наиболее плодотворных технологических достижений.

Создание распределенного архива изображений, помогающих практической хирургии головного мозга, эффективные методы поиска нефти, изучение изменений климата на планете, переход от аналогового к цифровому телевещанию - во всех этих и многих других передовых технологиях компания стремится найти принципиальные решения, продвигающие инженерные, научные и творческие инициативы.

Компания, штаб-квартира которой находится в Калифорнии, имеет отделения по всему миру и названа журналом "Форбс" в списке 100 наиболее интересных и привлекательных компаний мира; ее доход за 2003 г. составил 1 млрд 300 млн долларов.

Какой фактор является решающим в успехе вашей фирмы?

Люди, квалификация персонала - это наиболее значимый параметр.

Квалифицированный персонал важнее, чем передовая технология. Умение обозначить главное направление деятельности и умение настроиться на коллективную работу - решающие факторы успеха. Наймите самых лучших специалистов, дайте им в руки качественные инструменты, обрисуйте цели и уйдите с дороги - они сами все сделают.

Как вам удается наладить эффективное управление коллективом?

Это нетрудно. Многие полагают, что для достижений в разработке новых технологий и реализации проектов сотрудники должны трудиться в одном - едином - офисе. В действительности же большинство компьютерных специалистов и инженеров-компьютерщиков предпочитают закрыться в своей комнате и общаться друг с другом по электронной почте или по системе мгновенных сообщений. Зачастую многие производственные встречи и совещания можно было бы проводить в формате телеконференций.

Конечно, очень правильно знать человека в лицо, но для этого вполне достаточно одной встречи. По мере внедрения и развития высокоскоростных сетей и использования протоколов информационной безопасности виртуальная конференция может состояться в любом месте.

В таком подходе я вижу несколько преимуществ:

1. Доступность для покупателя. Технический персонал может располагаться в любом месте, удобном для покупателя, и не быть привязанным к остальной части коллектива. Это обеспечивает доступ на региональном или местном уровне и минимизацию расходов на доставку.

2. Снижение стоимости, в первую очередь из-за снижения удельных затрат на содержание офиса (в расчете на одного сотрудника). Как известно, средняя удельная стоимость офисного места одного сотрудника составляет 1 400 долларов в месяц, а средняя стоимость офиса сотрудника, работающего на дому, - около 400 долларов в месяц. Удешевление на 1 000 долларов в месяц для коллектива в 50 человек означает экономию примерно 600 тыс. долларов в год.

3. Увеличение рабочего времени. У большинства сотрудников, вовлеченных в надомный режим работы, наблюдается тяга к заметному увеличению длительности рабочего времени по сравнению со стандартным режимом работы. Люди значительно больше времени отдают работе, не тратя его на дорогу в офис и на стояние в транспортных пробках.

4. Четкое выявление тружеников и лентяев. Производительность труда в условиях виртуального офиса ничем не маскируется. Хорошие сотрудники становятся еще лучше, а лентяи - еще ленивее, и их безделье уже ничем и никем не скрывается. Это позволяет толковому менеджеру довольно быстро навести порядок в коллективе.

Существуют ли недостатки в этой модели?

Конечно, применение метода "домашнего офиса" (другое название - телеработа) ставит ряд вопросов, которые не свойственны традиционному офисному режиму. Я бы назвал их проблемами, а не недостатками.

1. Коммуникации. Намного проще зайти к кому-то в комнату и задать вопрос, чем отправлять электронную почту или звонить по телефону.

2. Координация часовых поясов. Это довольно рутинная проблема. Планирование конкретного времени общения или проведения телевстречи может оказаться нетривиальным делом. Не следует полагать, что добавлять (вычитать) 1, 2, 3 часа в своем ежедневном расписании занятости так уж просто.

3. Взаимодействие сотрудников. Для некоторых людей ощущение одиночества, отсутствие внутриофисного общения и постоянного надзора со стороны руководства могут представляться неудобным и тревожащим фактором. Как правило, такую "заброшенность" ощущают все сотрудники в течение первых трех месяцев надомной работы; однако преимущества довольно быстро перевешивают все эти крохотные недостатки. Регулярные телеконференции, телевстречи участников проекта и постоянно открытый канал связи с непосредственным руководителем - вот ключ к решению подобных проблем.

4. Контроль со стороны руководителя. Руководитель должен вести тщательный учет времени, затраченного каждым сотрудником на выполнение заданного поручения, и оценивать производительность труда. Для этого иногда требуется включать "шестое чувство".

5. Размещение оборудования. Определенные вопросы может вызвать наличие нескольких этапов в порученной работе и потребность в площадях для оборудования. Организация временных хранилищ, хранение оборудования в подвалах или гаражах допускаются, но должны контролироваться.

6. Молодые сотрудники. Как показывает практический опыт, использование надомного режима работы менее эффективно, если привлекаются недавние выпускники вузов, молодые или несовершеннолетние сотрудники.

Как вам удается организовать выполнение проекта и расставить кадры?

Ключевая фигура для достижения успеха - руководитель проекта (конечно, после того как сформулированы условия и требования проекта, выделен бюджет и составлен календарный план).

Руководитель проекта отвечает за выполнение проектных требований, работу с заказчиком, подбор команды, распределение нагрузок и формулировку задач, отслеживание календарного плана, работу с субподрядчиками, отслеживание расходов и контроль за ведением отчетности, обеспечение командной работы.

Для успешной работы виртуальной команды (т.е. реализации принципа телеработы) совершенно необходимо, чтобы руководитель был предельно аккуратным, даже педантичным человеком - проверял выполнение каждого задания, документировал любое действие и каждый шаг, учитывал каждый цент.

Расскажите, как вам удалось организовать успешную работу по завершению проекта создания программного продукта Sci-Quest Project?

Никакого волшебства - просто жесткое следование принципам организации телеработы. Руководитель этого проекта живет и работает в Чикаго, разработчик дисплея - в Лас-Вегасе, штат субподрядчика - в г. Ксения, штат Огайо, два ключевых разработчика - один из г. Мельбурна, штат Флорида, другой - из г. Логана, штат Юта. Кроме того, мы пригласили группу студентов из университета штата Юта, а персонал нашего регионального офиса - в г. Хантсвилле, штат Алабама, поблизости от офиса заказчика проекта. Благодаря выдающимся качествам всех участников проекта, четкому расписанию этапов, отлично отлаженному взаимодействию мы выполнили заказ с минимальными затратами и проблемами. Передавая результаты, мы интересовались тремя вопросами: удовлетворен ли заказчик, оплачен ли наш труд, оказался ли проект прибыльным?

Что вы можете сказать о проблемах или преимуществах внедрения информационных технологий в вашей компании?

Любая компания, которая может проявить живость, быстроту реакции, уважение к заказчику, а также обеспечить высокое качество продукта и технологически поддерживать проданный продукт за разумную цену, обречена на успех. Понимание потребностей покупателя и внимание к рентабельности продукта являются ключевыми факторами. Если компания заботится только о продажах и поставках того, что сейчас имеется "в портфеле", она не сможет угнаться за рынком и погибнет. Вспомните поговорку: "Если у вас только молоток, то каждая проблема кажется гвоздем".

Если отвечать на вопрос о роли информационных технологий и соответствующей инфраструктуре, то я скажу, что все определяет цена. Мы имеем очень эффективную, гибкую систему. Доступ к электронной почте контролируется межсетевыми экранами. Как и многие другие компании, занятые в высокотехнологичной части экономики, мы ставим во главу угла стоимость, снижение себестоимости продукции.

Каким образом использование информационных технологий помогает процессу глобализации компании? Если вы считаете себя международной компанией, то в чем проявилась роль информационных технологий, какие препятствия встретились на этом пути?

Нет сомнения в том, что без развернутой инфраструктуры информационных технологий мы были бы совсем другой компанией и, быть может, вовсе не международной. Значительная часть нашей основной работы выполняется в Австралии и, конечно, без современных информационных технологий это было бы невозможно. Напомню еще раз: все это стало возможным при наличии высокоскоростных каналов связи и при прочной защите наших точек доступа межсетевым защитным экраном.

На ваш взгляд, какие наиболее серьезные проблемы сейчас стоят перед бизнесом?

Полагаю, что вы имеете в виду проблемы информационных технологий, но я хотел бы сказать не о них. Мой ответ таков: главные проблемы - это информационная безопасность в организации работы, неопределенность в постановке долгосрочных проблем, достижение наивысшей производительности труда.

Очень многие компании стремятся сократить персонал, достичь высокой рентабельности и поднять цены. Это все реальные проблемы, но важные только в краткосрочной перспективе. Вы можете сосредоточиться на их решении, а можете делать то, что я сейчас сделаю. По завершении нашего интервью, вместо того, чтобы отвлекаться на двухчасовой обеденный перерыв, я выйду из своего подвала, поднимусь наверх и пообедаю с моим шестилетним сыном и женой. Такой образ жизни имеет долгосрочную перспективу.

  
На главную