Обзоры. Рецензии
УДК 023
Дыченко Л.Ф.
Самарская государственная академия культуры и искусств
Сборник трудов Международной конференции
"Библиотечное общение: традиции, инновации"
Библиотечное общение - это проблема, изученная и
исследованная в последние годы всесторонне и многоаспектно. Тем не менее недавно
опубликованный сборник материалов Международной научно-практической конференции
"Библиотечное общение: традиции, инновации" (27.06.05, Улан-Удэ) заслуживает
самого пристального внимания
Конференция проведена под эгидой Отделения
"Библиотековедение" Международной академии информатизации при ООН. Свои
концепции, взгляды на проблемы библиотечно-информационной деятельности
представили как маститые ученые-библиотековеды - М.Я. Дворкина, В.К. Клюев, В.С.
Крейденко, С.Г. Матлина, Ю.Н. Столяров, Э.Р. Сукиасян и другие, так и аспиранты
вузов культуры, начинающие свой профессиональный путь в науку.
Разнообразие проблем, рассматриваемых авторами докладов, не
позволило редакционной коллегии сборника сгруппировать материалы по тематическим
направлениям, они расположены по алфавиту фамилий авторов. Попробую выделить
наиболее значимые, на мой взгляд, проблемы:
создание и структурное формирование такой новой научной
дисциплины, как библиотечная акмеология (публикации В.А. Бородиной, И.Н.
Казариной);
аспекты библиотечной культурологии, такие, как этическая
библиотечная культура (С.Д. Бородина), речевая культура (Ю.Б. Авраева, Н.М.
Спирина), профессиональная культура библиотекаря (М.В. Коптяева),
межнациональная культура (Р.Б. Ажеева), провинциальная культура (В.В.
Дементьева) и др.;
изучение профессионального поведения библиотекарей,
формирования организационной культуры библиотек, лояльности библиотекарей (Г.П.
Андреева), толерантности читателей по отношению к библиотеке и библиотекарям
(В.А. Гордеева) и т.д.
В публикациях отражены разнообразие взглядов и подходов к
проблемам библиотечной деятельности, оригинальная трактовка решений. Можно
назвать дискуссионные авторские концепции В.А. Бородиной и С.М. Бородина
(Дискуссия о читательском общении), В.С. Крейденко (Теория чтения: по пути к
новой дисциплине), С.А. Езовой (Библиотека - центр человеческого общения), Ю.Н.
Столярова (Библиотека - коммуникационная система), И.И.Тихомировой (Вопрос как
энергия и индикатор библиотечного общения) и многие другие.
Достоинствами сборника являются публикации, представляющие
различные обучающие программы подготовки библиотечных специалистов, авторские
курсы, дисциплины по выбору с оригинальными формами обучения, нетрадиционными
приемами контроля за знаниями студентов. Можно акцентировать внимание на таких
учебных дисциплинах, как "Психология чтения детей и юношества" (автор Н.Н.
Бирюкова), "Информационно-психологический консалтинг" (В.А. Бородина),
"Информационно-психологическая безопасность читателя" (И.Н. Казаринова),
"Коммуникативная культура" (Е.А. Медведева), "Русский язык и культура речи"
(Н.П. Опарина) и некоторые другие обучающие программы. Во многих докладах
представлены результаты исследований современной библиотечной среды (Е.Ю.
Рябушева, И.Н. Тябутова, Р.И. Хамаганова и другие авторы).
На мой взгляд, такое профессиональное издание, как сборник
трудов конференции "Библиотечное общение: традиции, инновации" вызовет
несомненный интерес библиотечной общественности - как теоретиков-библиотековедов,
так и практиков библиотечного дела.
Уважаемые коллеги, если вас заинтересовало это издание,
можно обратиться к декану библиотечного факультета ВСГАКИ Светлане Андреевне
Езовой (301-2) 23-50-61; 670031, Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1. ВСГАКИ.
|