Научные и технические библиотеки №3 2006 год
Содержание:

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "КРЫМ-2005"

Секция "Библиотековедение, библиографоведение и книговедение"

Столяров Ю.Н. Заседание общетеоретической секции на Крымском форуме 2005 года

Степанов В.К. Тенденции развития библиографических сервисов библиотек в эпоху цифровых коммуникаций

Хайцева Л.Б. Электронные ресурсы и их использование специалистами библиотечной сферы

Загуменная В.В. Национальная библиография Украины: минувшее десятилетие (1994-2004 гг.)

Каратыгина Т.Ф. О некоторых направлениях оптимизации организации и содержания теоретических исследований в области специального библиотековедения

Секция "Экологическая информация и экологическая культура"

Бычкова Е.Ф. Обзор работы секции "Экологическая информация и экологическая культура" на Конференции "Крым-2005"

Лаврик О.Л., Шевченко Л.Б. Информационный поток по экологии: проблемы доступа и использования для информационного обеспечения научных исследований

Лещинская В.В. Экологическая культура для устойчивого развития

Юрьева Н.В. Формирование региональной системы электронных информационных ресурсов по экологии: новые грани взаимодействия

Ефимова И.Б. Центр экологии городской библиотеки в системе местного краеведения

Секция "Книжный рынок и формирование фондов библиотек"

Прохорова И.Д. Библиотеки и издатели интеллектуальных журналов: опыт и перспективы взаимодействия

Попов Г.А. Стратегические проекты ОАО "Центральный коллектор библиотек" как элемент корпоративной библиотечной политики

Колкова Н.И., Огнева Э.Н. Электронные учебные издания как объект книгораспространения и формирования библиотечных фондов

Ленский Б.В. Учебник без грифов: проблемы комплектования вузовских библиотек в условиях реформы профессионального образования

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Абрам С. Значение канадских библиотек: влияние на сообщество пользователей

Интернет - возможности нового стиля организации работы

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Дыченко Л.Ф. Сборник трудов Международной конференции "Библиотечное общение: традиции, инновации"

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Жарова Т.Г., Федореева Л.В. "Современные тенденции развития библиотечно-информационных технологий" - 2-я Международная научно-практическая конференция

Отклик на публикацию

Писляков В. Дополнения и уточнения к статье И.А. Кудряшовой "Архив JSTOR для студентов и преподавателей ДВГУ"


Бычкова Е.Ф.

ГПНТБ России

Обзор работы секции "Экологическая информация и экологическая культура" на Конференции "Крым-2005"

Работу секции "Экологическая информация и экологическая культура" на Конференции "Крым-2005" условно можно разделить на три этапа, и проходила она также в течение трех дней. Были заявлены три разных, но логически связанных между собой мероприятия.

Председатели секции - А.И. Земсков, директор ГПНТБ России; В.В. Сударенков, председатель подкомитета по культуре Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, член Парламентской Ассамблеи Совета Европы; Э.В. Гирусов, заведующий кафедрой философии РАН.

Первое заседание секции - выездное - на территории Никитского ботанического сада (Ялта) - шло в традиционной форме заслушивания докладов. В программу вошли 12 докладов, и все участники этого заседания отметили их высокий профессиональный уровень и информационную насыщенность.

Место проведения секции выбрано не случайно. Никитский ботанический сад (НБС) - один из старейших (основан в 1812 г.) ботанических садов мира - расположен в поселке Никита на берегу Черного моря в окрестностях Ялты. НБС - крупный научно-исследовательский институт биологического и сельскохозяйственного профиля - входит в систему Украинской академии аграрных наук (УААН); ведущим направлением его деятельности является изучение естественной флоры, сбор растительного генофонда, введение в культуру и селекция новых сортов для промышленного садоводства и цветоводства.

Первая сессия была посвящена обсуждению проблемы формирования экологического мировоззрения в условиях информационного общества. Эта тема уже стала традиционной для секции; по мере ее обсуждения раскрываются новые аспекты, ставятся новые задачи, приводятся факты, необходимые библиотекарям для работы с читателями.

С ключевым докладом "Экологические аспекты информационной деятельности" выступил А.И. Земсков. Он отметил, что наряду с мировым океаном, атмосферой, космосом и т.д. в нашу эпоху существует и виртуальная среда. Засорение этой виртуальной информационной среды приводит к не менее тяжелым последствиям, чем ставшая уже традиционной для нас угроза экологической катастрофы. Обилие информационного мусора сказывается на психическом и физическом здоровье людей. Появление неуправляемых информационных потоков не только засоряет сознание людей, но и приводит к болезням. Эффект воздействия виртуальной среды на человека еще только изучается учеными, но совершенно очевидна возможность его отрицательного воздействия на здоровье человека.

А.И. Земсков привел множество цифр и диаграмм, которые представляют интерес для всех интересующихся этой проблемой. Но имеет ли она какую-либо связь с наукой экология?

Прямая связь очевидна, так как виртуальная среда в настоящее время является реальным фактором воздействия на человека и через него - на всю ноосферу и, следовательно, становится мощным средством формирования экологического мировоззрения.

В.В. Сударенков представил участникам заседания тезисы доклада Парламентской Ассамблеи ООН по окружающей среде, сельскому хозяйству, местным и региональным вопросам "Сохранение и использование ландшафтного потенциала Европы".

Под ландшафтом понимается единая по своему происхождению и развитию территория, которая может быть изменена в результате деятельности человека. Провозглашенная человечеством идея устойчивого развития подразумевает достижение гармонии между людьми, обществом и природой, достижение баланса между деятельностью людей и способностью биосферы к саморегуляции.

В Европе сохранилось в неизмененном виде всего 10% природных ландшафтов. В России ситуация иная: 2/3 территории представляют собой неизменный природный ландшафт. Однако в стране не проводится целенаправленная ландшафтная политика, отсутствует ландшафтное планирование и нормативная база. Ратификация РФ "Международной ландшафтной конвенции" позволяет надеяться на переход к последовательной и научно обоснованной ландшафтной политике, создание специального законодательства, разработку специальных программ по сохранению неизмененных природных ландшафтов.

"Особенности экологического знания и как это сказывается на подаче информации" - тема выступления Э.В. Гирусова. Он отметил, что лейтмотивом как пленарного доклада, так и других выступлений является проблема перехода от информационного общества к обществу знаний. Каково различие между этими двумя ступенями - нам еще предстоит понять. Разница между информацией и знанием - в способности осмыслить знание. Еще Демокрит говорил: "Многознание не научает уму". Чтобы сохранить себя и свою цивилизацию человеку недостаточно только информации.

Экологическое знание отличается системным характером, поскольку решение экологических проблем требует систематического и системного взаимодействия человека и природы. Для этого необходимо "вписаться в природу", понять место и роль в ней человечества, понять, для чего мы Природе.

Другой особенностью экологического знания является его нравственный характер. Это знание не о сущем, а о должном. Нравственность - это регулятор отношений между людьми, но нравственные отношения должны быть экстраполированы на окружающую среду. Природа не есть нечто вторичное по отношению к человеку.

Перейдя к новой системе отсчета в рамках системы "Общество - природа", войдя в эту систему, мы видим, что человечество лишь маленький фрагмент биосферы. Понятия экология и экономика природопользования не могут и не должны противостоять друг другу.

Главный ресурс планеты - не нефть, не газ, а эколого-равновесное состояние планеты. Следовательно и экологические знания, и применение их должны быть четкими, добросовестными, предельно взвешенными. Специфика экологического знания в том, что оно сильно затрагивает интересы людей, особенно ведомственные и корпоративные. В этом уязвимость экологических знаний и в этом их мощь. Экологические знания - это платформа, необходимая человечеству, чтобы образумиться и понять, что главная цель человечества - сохранение жизни и видового разнообразия. В этом состоит общий витальный интерес человечества, способный объединить его.

В докладе В.В. Лещинской, сотрудницы Всероссийского библиотечного научно-методического центра экологической культуры, главного библиотекаря Российской государственной юношеской библиотеки, поставлена проблема формирования экологической культуры как основного фактора в становлении общества на пути устойчивого развития. (Доклад опубликован далее в этом номере.)

Экологическая культура пока является понятием, не приобретшим четкого определения и общепризнанного значения. Разные авторы вычленяют три составных элемента, определяющих содержание экологической культуры:

1. Определенный уровень экологических знаний (интеллектуальный компонент);

2. Определенный уровень экологического сознания и поведения в природе (ценностный компонент);

3. Определенный запас практических умений и навыков в деле охраны природы (деятельностный компонент).

Сочетание этих компонентов и должно определить формирование экологической культуры.

В докладе раскрыты возможности библиотеки как социального института в методической работе и претворении в жизнь принципов образования в интересах устойчивого развития.

Тема второй сессии - "Фонды и электронные ресурсы по экологии". На ней представлены семь докладов, осветивших опыт работы библиотек и региональных экологических центров.

О.Л. Лаврик, заместитель директора ГПНТБ СО РАН, выступила с докладом "Информационный поток по экологии: проблемы доступа и использования для информационного обеспечения научных исследований".

В докладе представлены источники информации, используя которые любая организация может построить информационную базу для обеспечения научных исследований в области экологии, охраны окружающей среды или природоохранной деятельности либо по аналогии с данной моделью разработать свою, например для целей экологического воспитания и просвещения. (Доклад опубликован далее в этом номере.)

О практике создания экологического регионального центра на базе областной научной библиотеки рассказала Н.В. Юрьева, заместитель директора Архангельской ОНБ им. Н.А. Добролюбова. Она подчеркнула одну из главных целей центра - предоставлять населению социально значимую информацию.

На территории Архангельской области более 160 опасных с экологической точки зрения объектов (среди них ядерный полигон на Новой Земле, три целлюлозно-бумажных предприятия и др.). Создание системы экологической информации в регионе должно проходить в тесном контакте с правительственными и общественными организациями. Результаты огромной работы, которая ведется в этом направлении в библиотеке, представлены на экологической странице сайта (http://ecology.aunb.ru). (Доклад опубликован в этом номере сборника.)

О Центре экологии и краеведения г. Салехарда рассказала И.Б. Ефимова, заместитель директора Салехардской ЦБС, где на протяжении многих лет проводится активная работа по развитию экологической культуры и формированию нового экологического сознания среди разных категорий читателей.

Многие годы библиотеки по крупицам собирали уникальные материалы, касающиеся экономики, истории, культуры Ямала. В апреле 2003 г. на базе отдела краеведческой литературы Центральной библиотеки Салехарда открылся Центр экологии и краеведения, который сегодня является единственным в округе.

Сотрудники Центра прошли стажировку в Центре экологической культуры РГЮБ (Москва); создана БД экологической и краеведческой тематики. Ежегодно в эколого-краеведческий каталог вносится более 2 тыс. аналитических описаний; издается рекламная и другая полиграфическая продукция. Сегодня в Центре зарегистрированы более 1500 постоянных читателей; его работа широко освещается в окружных и городских СМИ. (Доклад опубликован в этом номере.)

Н.Г. Куприянов, начальник Центра комплектования библиотек Центрального коллектора библиотек "БИБКОМ", в докладе "Каталог "Издания российских вузов": итоги, перспективы развития" поднял вопросы комплектования библиотек и центров экологической информации тематической литературой. Он рассказал о новом проекте - "Издания российских вузов", который явился опытом представления на книжный рынок малотиражной, ценной научной и научно-популярной литературы. Такая литература ранее почти нигде не учитывалась и распространялась практически стихийно. Достаточно сказать, что из 22 вузов, принявших участие в пилотном проекте и предоставивших описания изданных ими 350 книг и брошюр, ни один вуз раньше не заявлял о себе как издатель. Проблема доступа к малотиражной литературе достаточно остро стоит перед библиотекарями-экологами. А у организаций-книгораспространителей уже накоплен опыт выявления и предоставления подобной литературы.

Проблемы выявления экологической составляющей фондов библиотек и информационных центров и обеспечения доступности этих материалов подняты в докладе Е.Ф. Бычковой, зав. сектором экологической информации ГПНТБ России. Речь шла об участии библиотек в создании сводного информационного ресурса для России и других стран СНГ, а также участии в совместном международном проекте с Международным центром научно-технической информации по созданию базы метаданных "Качество среды обитания человека: атмосфера, вода, почва, жилище". Участие библиотек - фондодержателей экологической литературы в этом проекте позволяет получить выход на международный электронный ресурс по соответствующей тематике. Однако проект осуществляется очень тяжело в силу причин организационного характера и прежде всего из-за психологической неготовности многих библиотек предлагать свои ресурсы широкому кругу пользователей через Интернет. (Информация об этом проекте опубликована в сборнике "Науч. и техн. б-ки".-2005.-№ 11.-С. 19-22.)

Доклад "Электронное досье "Экологическое сообщество Брянщины"" представила Л.В. Шархун, заместитель директора Брянской областной универсальной библиотеки им. Ф.И. Тютчева. Она рассказала о работе информационно-экологического центра этой библиотеки и услугах, предоставляемых центром широкому кругу читателей. В докладе освещена технология организации баз данных и экологического раздела сайта библиотеки.

В перерывах между заседаниями для участников секции была организована ознакомительная экскурсия по Никитскому ботаническому саду.

Подводя итоги работы выездного заседания, можно сказать, что оно носило серьезный образовательный и информационный характер и, по общему мнению участников, способствовало повышению профессионального уровня в области работы с экологической информацией.

"Круглый стол" "Создание сводного информационного ресурса по экологии: пути решения проблемы", проведенный в рамках секции, отличался практической направленностью. Этому мероприятию предшествовала долгая подготовительная работа его организаторов и ведущих: проведена массовая рассылка по библиотекам информации о готовящемся "круглом столе", сформулирован круг вопросов, на которые мы надеялись получить ответ в ходе дискуссии, выявлен предполагаемый состав участников - они заранее были ознакомлены с темами обсуждения.

Участникам предложено несколько вопросов и тем для обсуждения:

1. Насколько необходимо создание этого ресурса и что библиотеки хотят получить от него?

2. Как привлечь участников, т. е. как побудить библиотеки к работе по этому проекту?

3. Каким должен быть этот ресурс - единым или распределенным? Преимущества и недостатки каждого из вариантов, возможность создания совмещенной структуры - с локальными экологическими страницами сайтов и единым сводным каталогом.

В случае создания единого ресурса - как могут решаться проблемы его финансирования, пополнения и обновления при различном ведомственном подчинении библиотек? Есть ли необходимость централизованно определять содержание и требования к внешнему виду типовой экологической страницы?

Если создавать распределенный ресурс, то необходимо выработать единый стандарт требований к этому информационному продукту, обеспечить контроль за его соблюдением, определить условия доступа (платно или бесплатно).

Кроме того, следует ответить на вопросы: как оценить качество создаваемых на местах БД, кто это будет делать и нужно ли это вообще?

4. Рассмотреть возможность создания полнотекстовых БД (каждая библиотека имеет собственный опыт или, по крайней мере, свою точку зрения на это; к темам, подлежащим обсуждению, здесь может относиться проблема авторского права, целесообразности создания полнотекстовых БД, способов предоставления этих БД читателям).

5. Обсудить вопрос, связанный с достоверностью информации (должны ли библиотекари пытаться оценить качество или ограничиться выполнением исконной своей функции - описания, хранения и предоставления информации; если да, то как привлекать экспертов, обеспечивать объективность оценок и плюрализм мнений; как относиться к информации, накопленной общественными организациями, прежде всего "зелеными движениями").

6. Обсудить формы постоянного сотрудничества с государственными структурами в области получения и предоставления информации.

Ведущие этого "круглого стола" - Н.В. Дунаева, директор Центральной научной библиотеки им. Н.И. Железнова Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, и Л.В. Левицкая, директор Муниципальной информационно-библиотечной системы Томска.

Перечисленные выше вопросы для обсуждения и цели "круглого стола" были подчеркнуты во вступительном слове и выступлении Н.В. Дунаевой "К вопросу о формировании концепции создания информационной среды экологической проблематики".

В результате экологизации образования с каждым днем возрастает потребность в информации экологического профиля во всех отраслях народного хозяйства. Но даже самый богатый локальный фонд в современных условиях не сможет удовлетворить постоянно возрастающие информационные потребности пользователей. Малодоступность и сложность предоставления этой информации заключаются в ее многоаспектности и полифоничности.

Появление и использование электронных ресурсов меняет сложившиеся стереотипы отношений между библиотекой и обществом, значительно расширяя возможности библиотек в предоставлении информации.

Информационные ресурсы экологической тематики можно разделить на собственные (традиционные и электронные, создающиеся в недрах библиотеки) и сторонние (фонды на оптических дисках и ресурсы Интернета). Иными словами, используя коммуникативные и инновационные технологии, библиотека становится комплексным информационным центром, способным удовлетворять потребности в экологически значимой информации.

Создание собственных информационных ресурсов - процесс длительный и дорогостоящий, поэтому только корпорации и библиотечные порталы могут удовлетворить информационные потребности экологического образования, просвещения, культуры.

Опыт работы показывает, что нужна корпорация (и сегодня мы уже можем говорить о создании некоей корпорации экологической тематики), а информационный ресурс должен быть распределенным. В корпорации необходимо определить организацию-координатора, которая бы актуализировала портал, создавала авторитетные файлы и т.д. Участие в корпорации должно быть четко прописано в "Положении о корпорации" с непременным условием использования единого коммуникативного формата, единого информационно-поискового языка и т.д., т.е. необходимо создание некоего модельного стандарта предоставления информации; каждая библиотека должна занять свое место в иерархической структуре по виду и типу информационного ресурса.

Возможно создание единого портала или использование с этой целью уже имеющихся порталов. Организация информационного пространства - процесс сложный, многоэтапный, состоящий из целого ряда взаимосвязанных проектов, совокупность которых обеспечит создание организационной технической и информационной инфраструктуры, ее функционирование и наполнение. Доступ к корпоративной информации должен осуществляться на взаимовыгодных началах.

Этот "круглый стол" отличался действительно массовым и заинтересованным обсуждением проблемы. Благодаря активности и организаторским способностям председателей свое мнение смогли высказать все присутствовавшие.

Был поднят вопрос о создании общего рубрикатора по экологии. В настоящее время многие библиотеки считают использование общепринятых рубрикаторов УДК или ГСНТИ недостаточным при описании экологических источников информации, так как экология охватывает практически все отрасли знаний. Собственные рубрикаторы по экологии, учитывающие специфику комплектования, созданы ВИНИТИ, РГЮБ и ГПНТБ России. Однако этот путь решения проблемы уводит библиотеки в сторону от любой формы кооперации, в то время как для создания любой формы сводного ресурса необходим единый рубрикатор.

Многие библиотеки имеют значительный опыт как участия в международных проектах, сотрудничества с государственными структурами и общественными организациями, бизнес-структурами, так и создания региональных информационных центров. Этот опыт должен быть использован.

В совместном выступлении Л.В. Левицкой, директора Муниципальной информационной библиотечной системы (МИБС) Томска, и Е.А. Сибирцевой, библиографа МИБС, рассмотрены вопросы организации экологических центров в библиотеках, занимающихся вопросами региональной экологии; подчеркнута необходимость объединения усилий библиотек в освещении этих вопросов. Докладчики отметили, что целесообразно, если каждая из библиотек - участниц проекта помимо освещения региональных ресурсов будет работать над какой-либо узкой темой, например "Экология и медицина", и представлять результаты на своем сайте в Интернете.

На самом деле идея создания корпораций и сводных электронных ресурсов не нова - существуют готовые формы, которые могут быть взяты за образец.

В ходе обсуждения участники "круглого стола" еще раз вернулись к вопросу о том, должен ли ресурс быть сводным или распределенным, но с обязательным указанием места хранения источника. В связи с этим заслушано выступление М.А. Рагимовой, заведующей отделом развития и поддержки автоматизированной системы Российского сводного каталога по НТЛ ГПНТБ России. В этом отделе накоплен большой опыт по созданию сводного ресурса. Продуманный и отработанный за 20 лет алгоритм работы требует, тем не менее, серьезного централизованного финансирования.

Е.В. Линдеман, заведующая сектором развития корпоративных проектов и технологий ГПНТБ России, рассказала о проблемах, с которыми сталкивались создатели Сводного каталога публичных библиотек Москвы.

Сообщения носили информационный характер, подробно с ними можно ознакомиться в трудах конференции (в материалах секции 2 < class="f01"> "Автоматизированные и корпоративные библиотечные системы и технологии") на сайте ГПНТБ России.

Сложность работы с экологической информацией, как отметила О. Л. Лаврик (ГПНТБ СО РАН) в том, что она не структурирована. Необходимо описание и классификация информационных потоков по экологии. "Это наша профессия - знать структуру источников информации".

Большую работу с печатными источниками по экологии проводит ВИНИТИ. Как правило, библиотекари плохо осведомлены об отраслевых реферативных журналах. Необходимо разобраться, какая информация уже может быть представлена широкой публике и на каких условиях.

В.А. Цветкова, заведующая отделением исследования рынка ВИНИТИ, директор Компании "НТИ-Компакт", сделала сообщение "Информационные продукты ВИНИТИ по экологии". Начиная с 1952 г. ВИНИТИ осуществляет обеспечение прикладной вузовской науки информацией по химии, физике, математике, механике и другим дисциплинам. Создаются реферативные журналы, в том числе по проблемам охраны окружающей среды и экологии человека, технологическим аспектам экологии, охраны природы и воспроизводства природных ресурсов, правовым вопросам ООС, ресурсосберегающим технологиям, экономике природопользования и т. д. Кроме того, составляются обзоры наиболее интересных сообщений на иностранных языках. РЖ выходят в печатном виде, подписка на них осуществляется через каталоги Роспечати или региональных подписных агентств. Существуют также электронные версии РЖ, на которые можно подписаться, заключив договор с "НТИ-Компакт", или получить доступ БД ВИНИТИ.

В.А. Цветкова высказала серьезное сомнение в необходимости разработки новых классификационных схем. Целесообразно создание единого рубрикатора на основе давно используемого ВИНИТИ и ведущими библиотеками страны Рубрикатора ГСНТИ, который должен быть дополнен разделами, позволяющими описать и ту литературу, которую нельзя отнести к научно-технической.

Практически весь поток литературы по экологии обрабатывается ВИНИТИ, РГБ, ИНИОН РАН. Таким образом, необработанной и неучтенной, а следовательно, недоступной является малотиражная и региональная литература.

На "круглом столе" встал вопрос и о том, на какую аудиторию должен ориентироваться этот информационный ресурс. Возможно, что универсальность его должна заключаться во включении описания литературы самого разного характера - от специальной, сугубо научной до популярной.

Другой вопрос, обсуждавшийся на "круглом столе", - должна ли библиотека вообще ставить своей целью предоставление малотиражной и неопубликованной литературы и нужна ли цензура, поскольку экологическая информация, преподносимая безответственно, может оказать сильное негативное воздействие. Если да, то кто цензор? Тем более, что ряд ученых, авторов книг, пытается переложить функции оценки достоверности информации на библиотеки.

Подводя итоги "круглого стола", можно выделить основные методологические задачи, решение которых необходимо для создания сводного информационного ресурса по экологии:

1. Определение основных информационных потоков (включая анализ ресурсов Интернета с указанием ссылок на них).

2. Создание единого, приемлемого для всех рубрикатора по экологии на основе Рубрикатора ГСНТИ, дополненного ВИНИТИ.

3. Создание единой точки доступа к ресурсу и организации - координатора этого ресурса, которой может стать ГПНТБ России.

Итогом работы "круглого стола" можно считать договоренность его участников о выработке базового соглашения об участии в сводном ресурсе по экологии.

Третьим мероприятием, прошедшим в рамках работы секции, был "круглый стол" "Роль и место детской библиотеки в предоставлении экологической информации. Информационные функции детских библиотек" (совместное мероприятие секций "Экологическая информация и экологическая культура" и "Дети, компьютеры и Интернет: проблемы чтения и информационной грамотности глазами школы и библиотеки". Его провела О.К. Громова, главный редактор газеты "Библиотека в школе".

Одна из целей, которую ставили ведущие и организаторы при подготовке этого "круглого стола", - попытаться отойти от традиционных методов проведения подобных мероприятий и при этом наиболее полно очертить круг проблем, с которыми сталкиваются библиотекари.

В начале заседания его председатель обратилась с просьбой ко всем присутствовавшим - в письменном виде сформулировать проблему, чтобы в конце дискуссии можно было провести анализ получившегося среза проблем и подвести итоги всего "круглого стола". Забегая вперед, перечислю основные группы проблем:

  • методы и формы работы (этот вопрос вызвал наибольшую заинтересованность),

  • оценка экологической информации при предоставлении ее детям и подросткам,

  • проблема комплектования, связь с "взрослыми" библиотеками и возможность выхода на дополнительные источники информации для удовлетворения запросов старших школьников,

  • обучение библиотекарей-экологов.

    С ключевым докладом "Экокультура: ресурсное обеспечение деятельности в условиях детской библиотеки" выступила Л.Н. Боева, директор Липецкой областной детской библиотеки.

    В этой библиотеке используются очень разные формы работы с детьми, например, экологический кукольный театр, игротека, видеолекторий, пресс-студия, творческие конкурсы. В докладе говорилось о том, какие проблемы и трудности существуют при организации работы по этой тематике и как они решаются в условиях библиотеки.

    Л.Н. Боева отметила, что библиотека испытывает дефицит детской и адаптированной для детей и подростков литературы, рассказала о том, какую роль в экологическом воспитании играют книги о природе, привела примеры сотрудничества с региональными природозащитными организациями.

    В докладе подчеркнуто, что по мере взросления у детей угасает интерес к проблемам экологии. Если в списке предложенных тем дети младшего возраста ставят экологию на третье место, то подростки - только на шестое.

    Большой интерес вызвал необычный конкурс, проведенный библиотекой "Плохой - хороший мусор". На конкурс были представлены поделки, изготовленные из бытового мусора. Вообще, как заметила ведущая "круглого стола", интерес к практическим формам работы настолько велик, что на следующей конференции имеет смысл проводить мастер-класс по этой тематике.

    В связи с тем, что каждый из проводимых "круглых столов" имеет свою аудиторию, на этом заседании было заслушано информационное сообщение председателя предыдущего "круглого стола", посвященного созданию сводного информационного ресурса по экологии, Л.В. Левицкой. В МИБС Томска, как и во многих других библиотеках (например в Салехарде), информационные экологические центры создаются на базе детских библиотек. Информация, в которой нуждаются эти центры, не может ограничиваться ассортиментом книг, предоставляемых детскими библиотеками. Экологическое просвещение без экологической информации невозможно и тем более невозможно разделить ее на детскую и взрослую. Читатели всех возрастных категорий работают в библиотеке с документом как с источником информации. Однако можно говорить о создании ресурса, ориентированного на определенный сегмент пользователей.

    Специфика и сложность работы детских библиотек состоит еще и в том, что они не только должны предоставлять информацию, но и делать это в интересной и доступной форме. Участие детских библиотек в создании сводного электронного ресурса по экологии необходимо, также необходимо создание специального раздела, ориентированного на детскую и подростковую аудиторию. Нужна и организация, координирующая работу детских и юношеских библиотек по созданию и поддержке сводного ресурса. Следует обратить внимание и на создание детской интерактивной справки по экологии (определенный опыт предоставления такой услуги имеется в МИБС Томска и ЦБС для детей Севастополя).

    Очевидно, что каждая детская библиотека, заинтересованная в участии в проекте, должна обдумать и внести свои предложения о структуре идеального экологического ресурса, а также о своем вкладе в его форми- рование. Оптимальной формой участия является создание странички по экологии на сайте библиотеки.

    Еще несколько выводов, сделанных участниками "круглого стола", оказались достаточно близкими по содержанию к выводам участников работы секции - представителей "взрослых" библиотек.

    Для профессионального обслуживания читателей информацией по проблемам экологии и охраны окружающей среды необходимы:

    1. Профессиональное и структурированное описание источников информации.

    2. Свобода выбора и свобода доступа к взрослой и детской информации и сотрудничество библиотек разных типов.

    3. Обучение библиотекарей работе по экологическому направлению.

    Перечисленные проблемы характерны для всей библиотечной деятельности. Экологическое направление по методике организации работы в общем не отличается от других, но востребованность данной темы дает возможность обсуждения проблем на примере экологии.

    Подводя итоги всех мероприятий секции, можно отметить, что основным результатом ее работы является признание необходимости создания сводного ресурса по экологии и выработки алгоритма или стандарта предоставления экологической информации широкому кругу пользователей.

    В рамках работы Конференции "Крым-2006" состоится очередное заседание секции "Экологическая информация и экологическая культура"

    Предполагается обсуждение следующих тем:

    • Источники экологической информации для библиотек,
    • Комплектование и классификация литературы по экологической тематике,
    • Использование ресурсов Интернета в предоставлении экологической информации читателям,
    • Формы и методы работы библиотек в области экологического просвещения и воспитания экологической культуры населения,
    • Создание региональных и межрегиональных центров экологического просвещения,
    • Проблемы локальных фондов и возможности сетевого взаимодействия библиотек региона,
    • Создание сводного электронного ресурса по экологии.

    Секция проходит при поддержке Комитета по экологии Государственной думы Российской Федерации.

    В рамках работы секции планируется проведение фестиваля экологических сайтов и электронных ресурсов библиотек.

    Мы приглашаем участвовать авторов книг, издателей и книготорговцев, представителей редакций периодических изданий, а также библиотекарей, желающих поделиться опытом использования конкретных книг или публикаций в воспитании экологической культуры населения.

    С вопросами, предложениями, а также за дополнительной информацией о работе секции обращайтесь к Елене Феликсовне Бычковой - телефон (495) 623-41-98; E-mail: bef@gpntb.ru

    Предварительная информация о Конференции на сайте ГПНТБ России http://www.gpntb.ru.

  •   
    На главную