Научные и технические библиотеки №3 2006 год
Содержание:

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "КРЫМ-2005"

Секция "Библиотековедение, библиографоведение и книговедение"

Столяров Ю.Н. Заседание общетеоретической секции на Крымском форуме 2005 года

Степанов В.К. Тенденции развития библиографических сервисов библиотек в эпоху цифровых коммуникаций

Хайцева Л.Б. Электронные ресурсы и их использование специалистами библиотечной сферы

Загуменная В.В. Национальная библиография Украины: минувшее десятилетие (1994-2004 гг.)

Каратыгина Т.Ф. О некоторых направлениях оптимизации организации и содержания теоретических исследований в области специального библиотековедения

Секция "Экологическая информация и экологическая культура"

Бычкова Е.Ф. Обзор работы секции "Экологическая информация и экологическая культура" на Конференции "Крым-2005"

Лаврик О.Л., Шевченко Л.Б. Информационный поток по экологии: проблемы доступа и использования для информационного обеспечения научных исследований

Лещинская В.В. Экологическая культура для устойчивого развития

Юрьева Н.В. Формирование региональной системы электронных информационных ресурсов по экологии: новые грани взаимодействия

Ефимова И.Б. Центр экологии городской библиотеки в системе местного краеведения

Секция "Книжный рынок и формирование фондов библиотек"

Прохорова И.Д. Библиотеки и издатели интеллектуальных журналов: опыт и перспективы взаимодействия

Попов Г.А. Стратегические проекты ОАО "Центральный коллектор библиотек" как элемент корпоративной библиотечной политики

Колкова Н.И., Огнева Э.Н. Электронные учебные издания как объект книгораспространения и формирования библиотечных фондов

Ленский Б.В. Учебник без грифов: проблемы комплектования вузовских библиотек в условиях реформы профессионального образования

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Абрам С. Значение канадских библиотек: влияние на сообщество пользователей

Интернет - возможности нового стиля организации работы

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Дыченко Л.Ф. Сборник трудов Международной конференции "Библиотечное общение: традиции, инновации"

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Жарова Т.Г., Федореева Л.В. "Современные тенденции развития библиотечно-информационных технологий" - 2-я Международная научно-практическая конференция

Отклик на публикацию

Писляков В. Дополнения и уточнения к статье И.А. Кудряшовой "Архив JSTOR для студентов и преподавателей ДВГУ"


Лещинская В.В.

Всероссийский библиотечный научно- методический центр экологической культуры, Российская государственная юношеская библиотека, Москва

Экологическая культура для устойчивого развития

Раскрыты возможности библиотеки как социального института в методической разработке и претворении в жизнь принципов образования в интересах устойчивого развития.

Вступая в XXI в., человечество уже осознало неизбежность перехода на качественно новую ступень развития общества. Вся логика развития тысячелетней истории человечества и те проблемные, тупиковые ситуации в экономике, культурной сфере и экологии, в которых общество оказалось сегодня, говорят о невозможности существования на прежних экономических, социальных и культурных ориентирах.

Все тенденции глобализующегося мира, хотим мы того или нет, приводят к образованию общечеловеческой (всемирной) культуры. Речь идет не о глобализации духовной сферы как таковой, а о принципиальных изменениях в социальной сфере: в коллективном сознании, в социальной адаптации личности и т.д. Культура (в широком понимании этого слова) - это "уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы и образцы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителей этого этноса и различных социальных групп".

Культура предстает формой трансляции социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и приемов, но и культурных ценностей, образцов поведения. Таким образом, главная функция культуры - социообразующая, образовательная и воспитательная (согласно характерному для римской античности толкованию этого понятия). Поэтому все изменения в отдельных областях человеческой жизнедеятельности (будь то экономика, политика и т.д.) определяются общекультурным уровнем того или иного сообщества.

Основная предпосылка становления современного общества на путь устойчивого развития - это переход от антропоцентрических принципов взаимоотношений человека и природы к социоприродным; приоритетной задачей является формирование экологической культуры. Экологическая культура - это понятие, пока не имеющее четкой формулировки и общепризнанного значения.

Разные авторы выделяют три элемента, составляющих содержание экологической культуры:

1. Уровень экологических знаний (интеллектуальный компонент);

2. Уровень экологического сознания и поведения в природе (ценностный компонент);

3. Запас практических умений и навыков в деле охраны природы (деятельностный компонент).

Именно сочетание этих трех компонентов - деятельностного, ценностного и интеллектуального - должно определить формирование экологической культуры.

Экологическая культура как новый способ взаимоотношений в системе "человек - природа - общество", в которой общественные изменения целиком зависят от природного потенциала, должна сочетать все три компонента. Только учитывая это можно говорить о возможности устойчивого развития современного мира.

Глобальные процессы, происходящие на Земле, и глобальные вопросы требуют единых мировых решений и действий. Объединение людей в глобальную общность и сохранение этой общности - тенденция времени и условие выхода из экологического кризиса. Для начала подобного перехода необходима научно-теоретическая база, методологическая разработка и четкая программа практических мероприятий.

Что касается целенаправленности и программности действий, то в современном мировом сообществе уже наметились их отчетливые тенденции. В 2002 г. на Всемирном саммите по устойчивому развитию выдвинута идея о проведении Десятилетия образования в интересах устойчивого развития. Образование и просвещение являются основными предпосылками и движущими силами становления общества на путь устойчивого развития. Понимание этого бесспорного факта послужило началом постановки проблемы "Образование в интересах устойчивого развития" (ОУР).

15-16 июня 2004 г. на региональном совещании Европейской экономической комиссии (ЕЭК) Комитета по экологической политике рассматривался проект стратегии ЕЭК ООН в области образования в интересах устойчивого развития. Этот проект охватывает принципиальные моменты, касающиеся ОУР, включая рассмотрение целей и задач, организационную основу осуществления, область деятельности, функции и сферы ответственности, а также три этапа осуществления.

Международные документы такого уровня отражают общие для всего мирового сообщества проблемы вне зависимости от их социального, экономического и политического строя. Россия как страна с громадным людским, научным, гуманитарным потенциалом не может игнорировать эти общие для всего мирового сообщества процессы, тем более что наша страна взяла на себя ответственность за координацию работы над стратегией образования в интересах устойчивого развития.

Один из основных пунктов проекта стратегии ООН, регламентирующей деятельность всех соответствующих организаций европейского сообщества, - это обеспечение социальной сплоченности, что может быть реализовано только благодаря совместным действиям всех социальных институтов. Устойчивое общество невозможно без экологической культуры, формирование которой напрямую зависит от правильно организованного экологического образования, просвещения и воспитания в их тесной взаимосвязи и взаимодополнении.

Библиотека как особый социальный институт просветительского направления с многолетней историей своего развития претерпевала разные периоды, но всегда оставалась носителем культурных традиций. Кроме этого, библиотека - это учреждение культуры, в работе которого как в зеркале отражаются все социальные, политические, экономические и культурные изменения общества. Что такое современная библиотека, каковы перспективы ее развития в процессе формирования общества устойчивого развития и каков потенциал библиотеки в реализации принципов ОУР?

Библиотека обладает всеми возможностями стать той структурой, которая оказывает непосредственное влияние на формирование экологической культуры в интересах устойчивого развития общества, отвечающей всем требованиям его перехода на новую фазу развития.

Библиотека - это организация, сохранившая действующей разветвленную сеть, охватывающую более 50 тыс. библиотек различных уровней по всей стране. Библиотека сегодня - единственная государственная структура общероссийского масштаба, способная отвечать принципам полноценного информационного обеспечения населения.

Информационное общество XXI в. требует не только увеличения скорости получения и объема информации, но и умения пользоваться ею. Наличие отлаженной системы формирования информационной базы и опыта ее систематизации - бесспорные плюсы библиотечной практики. Во многих библиотеках страны созданы информационные центры, в которых не только разрабатываются справочно-библиографические аппараты, тематические базы данных (по экологической культуре, экологическому праву и др.), но и ведется аналитическая работа (списки аннотированной и рекомендуемой литературы по теме и т.д.) Это характерно не только для ведущих научных универсальных библиотек (таких, как Вологодская, Брянская, Иркутская, Орловская), в которых уже разрабатываются методики предоставления экологической информации населению, но и для некоторых сельских библиотек (Кабанской, Сосновецкой и др.), сделавших экологическую проблематику приоритетной в своей работе.

Один из принципов ОУР - это необходимость обеспечения междисциплинарности и многосторонности рассмотрения экологической проблемы. Экологическая проблематика сегодня объемлет практически все стороны человеческой жизнедеятельности, она давно уже вышла за границы чисто "зеленых" вопросов. Библиотечные работники как никто другой могут осознать важность всестороннего освещения экологических вопросов, в особенности их социальных, гуманитарных и экономических аспектов.

Экологическое просвещение несет на себе социальную нагрузку: обеспечение решения проблемы самоидентификации личности в обществе, включение национального компонента в образование подрастающего поколения, возрождение духа патриотизма. Экологическая культура в современном понимании вбирает в себя лучшие примеры отношения человека к природе, накопленные всей предыдущей культурной традицией.

В качестве необходимой базы для становления ОУР выступают научно-теоретическая обоснованность и методическая разработка его принципов. Множество различных государственных, неправительственных, общественных и других организаций, а также ведущие представители научных кругов уже активно включились в разработку самого понятия устойчивое развитие и его содержательной сути. Термин не получил пока общепризнанного определения и имеет дискуссионный характер. Это предполагает существование множественности точек зрения, с одной стороны, и подчеркивает необходимость дальнейшего ведения целенаправленной научной работы, с другой стороны. Такая ситуация наблюдается и с понятием экологическая культура.

Важным направлением деятельности современной библиотеки является также распространение позитивного опыта формирования экологического сознания по таким каналам, как библиотечная сеть, различные научно-практические мероприятия, библиотечные сайты, консорциумы и т.д.

Библиотеки также способствуют претворению в жизнь идеи о непрерывном экологическом образовании, развивая возможности повышения уровня профессиональных знаний (ежегодные школы-семинары, творческие лаборатории и т.п.)

Экологическое просвещение на базе библиотек предполагает установление и развитие партнерских отношений со всеми заинтересованными сторонами (государственными общественными и неправительственными организациями) и выработку совместных программ и действий.

  
На главную