Научные и технические библиотеки №4 2006 год
Содержание:

Соколов А.В. Уроки библиотечного демократического движения в России.

Сукиасян Э.Р. Система каталогов и динамика развития современной библиотеки.

Киселева Л.М., Зеленина Г.Н., Котко Л.В. Организация курса "Информационно-библиографическая культура" в Челябинском государственном университете.

Дронова Н.А. Обслуживание будущих бакалавров и специалистов в вузовских библиотеках.

Чурсина Л.Б. Кадровый потенциал библиотек Краснодарского края.

Захарова Г.М. Интернет-технологии: открытый доступ и самоархивирование.

Шатов И.В. Безопасность Wi-Fi-сетей.

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ "ТЕРМИН"

Земсков А.И. Авторское право - новые термины и понятия.

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Мелентьева Ю.П. "Институты нашей памяти: Архивы и библиотеки современной России" - специальный номер журнала "НЛО".

Шапошников А.Е. Вклад Т.Ф. Каратыгиной в персонификацию библиотечного дела.

Валеева Н.Г. "Чтоб не распалась связь времен…".

Литвина Л.Г., Смирнова Е.М. Возрождение научно-информационной деятельности в России.

ОТКЛИК НА ПУБЛИКАЦИЮ

Моргенштерн И.Г. О содержании электронной библиотеки.

ЮБИЛЕИ

Жданова З.А. Путь длиною в 75 лет.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Бычкова Е.Ф., Маршак М.Б. "Экологическая информация в современном мире" - семинар на конференции "Либком-2005".

НАШИ АВТОРЫ


От редакции. В конце прошлого года МГУКИ издал новую книгу профессора Т.Ф. Каратыгиной "Чтоб не распалась связь времен..." (М.: МГУКИ, 2005. - 238 с.); она посвящена этому университету и - главное - людям, которые стояли у истоков его создания и становления.

Редакция получила почти одновременно две рецензии на эту книгу от самых разных представителей нашего профессионального сообщества. Именно поэтому мы решили опубликовать оба отзыва, хотя в оценке книги они единодушны.

УДК 02 (470) (092)

Шапошников А.Е.

Вклад Т.Ф. Каратыгиной в персонификацию библиотечного дела

Новая книга Т.Ф. Каратыгиной "Чтоб не распалась связь времен..." (М.: МГУКИ, 2005. - 238 с.), вышедшая в свет к 75-летию МГУКИ, тематически и текстуально связана с ее предыдущей книгой "Портреты учителей в зеркале ушедшего века" (М.: МГУКИ, 2002. - 210 с.; рецензия опубликована в сборнике "Науч. и техн. б-ки", 2002, № 12. - С. 90-96). Возникает вопрос: что нового внес автор, какие дополнения и изменения позволили Т.Ф. Каратыгиной рассматривать этот труд не как повторение пройденного, а как издание, имеющее право на самостоятельное существование?

Прежде всего изменилось композиционное построение работы. Четко проведена грань между наставниками и другими коллегами; персоналии выделены не только в тексте, но и в оглавлении.

В раздел I "Наставникам за благо воздадим" помещены персоналии таких видных представителей библиотечно-информационной сферы, как Л.Б. Хавкина, Б.С. Боднарский, Г.К. Дерман, С.М. Куликов, М.П. Гастфер, О.С. Чубарьян, Л.И. Владимиров, К.И. Абрамов. (Почти все они, за исключением О.С. Чубарьяна, представлены и в предыдущей книге.)

Центральное место в этом разделе занимает статья о Ф.И. Каратыгине (отце автора книги). Это не перепечатка того, что было опубликовано. Если раньше сведения о Ф.И. Каратыгине давались в виде комментариев к его автобиографии, что позволяло взять за основу написанное им самим, то в новой книге стиль изложения стал более обобщенным; существенно дополнен список публикаций, посвященных Ф.И. Каратыгину (с 14 до 30).

Создается впечатление, что имеющиеся у автора материалы о жизни и деятельности Ф.И. Каратыгина могли бы стать основой не только для отдельных статей, но и для монографии, в которой был бы с наивозможной полнотой представлен его портрет как просветителя, ученого и практика, обладающего реальным взглядом на вещи, весьма далеким от надуманного теоретизирования. До сих пор помню, как он, выступая перед нами, студентами Библиотечного института (выпуск 1955 г.), обращал наше внимание на необходимость создания для читателей всевозможных удобств, начиная с такой, казалось бы, мелочи, как установка вешалки в читальном зале.

Основательно дополнены материалы о Л.Б. Хавкиной. Снабжена послесловием статья о Г.К. Дерман. Новые материалы включены в статьи о Л.И. Владимирове и К.И. Абрамове. Некоторые публикации даны без каких-либо существенных дополнений и изменений.

В разделе II "Нам услышанными быть хотелось бы. Друзья и встречи" - 18 персоналий. Из них только 6 отражены в предыдущей книге: "Неугомонный единомышленник" - В.И. Терешин; "Китайский товарищ" - Чжао Шилян; "Незабываемый человек" - Л.В. Беляков, Т.Н. Захарова; "Литовская коллега и друг" - О.Й. Воверене; "Педагог, ученый, человек" - Е.А. Набатникова.

Статьи о О.Й. Воверене и Е.А. Набатниковой дополнены небольшими предисловиями. В расширенном виде представлены сведения о Тамаре Николаевне Захаровой (в заголовке статьи она ошибочно названа Татьяной), около четырех десятилетий проработавшей в Заполярье. Хочется поддержать предложение Т.Ф. Каратыгиной об отражении жизни и деятельности Т.Н. Захаровой в экспозиции "Выпускники МГУКИ" в музее истории университета.

В этом разделе помещены также статьи о К.Н. Михайлове, С.А. Сбитневе, О.М. Серегиной, Е.И. Осетрове, О.И. Глобачеве, Н.П. Павловой, Ю.В. Юрове, Э.К. Беспаловой, А.В. Соколове, В.П. Леонове, Р.А.Чучукаловой, Н.И. Гендиной. Многие из них активно продолжают свою трудовую деятельность.

В общей сложности в двух первых разделах книги выделены 27 персоналий. Это не только преподаватели кафедры, на которой работает Т.Ф. Каратыгина, но и другие лица, составляющие круг ее профессионального общения, ее единомышленники и друзья. О каждом из них автор сообщает необходимые биографические сведения, дает благожелательную оценку деятельности, концентрируя внимание на заслугах перед библиотечным делом. Рассказ о тех, кто стоял у истоков Московского библиотечного института, кто трудился и трудится в области подготовки профессионалов высшей квалификации, ведется в исключительно положительном ключе, что отвечает замыслу книги как своеобразной дани памяти предшественникам и благодарности современникам.

Помещенные в этих разделах очерки, хотя и были ранее опубликованы (в виде отдельных статей с 1989 по 2005 г.), производят целостное впечатление - они объединены авторским замыслом, послесловиями и комментариями, призванными обогатить материал современными данными.

В разделе III "Профессия при свете совести. Дела и судьбы библиотечных работников в зеркале персонификации" сосредоточены статьи и доклады автора, посвященные проблемам персонификации библиотечного дела. Использован доклад студентки Т. Пуховой, сотрудницы ЦБС г. Коврова Владимирской области. В качестве соавтора Т.Ф. Каратыгиной выступает также М.И. Комарова, директор ЦБС г. Уреня Нижегородской обл. Содержание этого раздела по сравнению с предыдущей публикацией значительно дополнено и переработано.

Проведенный анализ показывает, что можно согласиться с автором, предлагающим рассматривать эту книгу как самостоятельное издание. Текст обновлен более чем наполовину; увеличен объем (с 9,5 до 15 уч.-изд. л.); часть материалов снята, другие включены.

При чтении книги связь времен проявляется в тех ассоциациях, воспоминаниях, которые она вызывает. Для меня это образы К.И. Абрамова, Л.В. Белякова, М.П. Гастфера, Ф.И. Каратыгина, Б.С. Боднарского, которые вошли в мою жизнь еще в студенческие годы, не говоря уже о преподавателях, ставших моими коллегами в более позднее время. У кого-то, возможно, будет другой набор имен.

В именном указателе к книге - более 300 фамилий. Среди наиболее часто упоминаемых лиц (не считая тех, кому посвящены отдельные статьи) - З.Н. Амбарцумян, Н.К. Крупская, И.В. Морозова, А.Н. Морозов, А.А. Покровский, Н.Н. Полосин, Е.А. Пучкова, Н.П. Резанов, В.В. Серов, В.Г. Сидоров, В.В. Скворцов, П.С. Соков, Ю.Н. Столяров, О.И. Талалакина, Н.Ф. Федоров, А.Д. Эйхенгольц.

Персонифицированный подход пронизывает все содержание книги. Чуть ли не каждый преподаватель библиотечных дисциплин может найти в книге интересующие его имена.

Как и в предыдущем издании, существенное место в книге занимает личностный компонент. В послесловии отмечены главные этапы жизненного пути и преподавательской деятельности автора. Выражена безмерная благодарность отцу - Ф.И. Каратыгину - и матери за профессию, полученную в наследство. Отмечена роль в профессиональном становлении автора ее учителей - М.П. Гастфера и О.С. Чубарьяна.

"Звездные часы" Т.Ф. Каратыгиной - участие в генеральных конференциях ИФЛА, защита докторской диссертации (1985 г.). Успешность своего преподавательского пути, внутреннюю удовлетворенность тем, что она делала и делает, автор объясняет соблюдением определенных условий: правильными, гуманистическими, нравственными, моральными ориентирами, исповедуемыми в семье, а также востребованностью ее труда как профессионала.

Для Т.Ф. Каратыгиной характерна эмоциональная настроенность повествования, проявленная в заголовках персоналий, в отдельных положениях и оценках; встречаются и преувеличения - "лидер мировой библиографической мысли", "библиотекарь № 1" и др.

Иногда автор применяет устаревшие идеологические клише. Так, утверждается, что "из демократически настроенного литератора и ученого Б.С. Бондарский становится подлинным советским научным работником, советским профессором" (с. 25). Замечу, что Б.С. Бондарский воспринимался (со своей сугубо интеллигентной внешностью) не как один из многочисленных советских профессоров, а как нечто уникальное, как участник I Всеросийского библиотечного съезда (1911 г.), представитель высокой культуры прошлого.

Создание портретной галереи деятелей библиотечно-информацион­ного цикла - существенный вклад Т.Ф. Каратыгиной в персонификацию библиотечного дела. Небесполезно прислушаться к ее предложениям, относящимся к перспективам персонификации на основе использования современной техники. Речь идет о виртуальной портретной галерее библиотечно-информационных деятелей, о персональных сайтах как современных, так и давно ушедших деятелей книжного и библиотечного дела. Заслуживают внимания ее соображения о расширении жанровой палитры персонификации, о проведении мемориальных чтений, издании библиографических указателей, книг и сборников воспоминаний. Следует согласиться с тем, что накопленный опыт персонифицированного подхода к библиотечному делу требует детального изучения и научного обобщения.

Книга является одним из свидетельств поступательного развития персонификации в условиях всеобщей доступности информации. Она окажется небезынтересной теоретикам и практикам библиотечного дела не только России, но и ближнего и дальнего зарубежья. Есть основания считать, что ей предстоит долгая жизнь.

  
На главную