Научные и технические библиотеки №4 2006 год
Содержание:

Соколов А.В. Уроки библиотечного демократического движения в России.

Сукиасян Э.Р. Система каталогов и динамика развития современной библиотеки.

Киселева Л.М., Зеленина Г.Н., Котко Л.В. Организация курса "Информационно-библиографическая культура" в Челябинском государственном университете.

Дронова Н.А. Обслуживание будущих бакалавров и специалистов в вузовских библиотеках.

Чурсина Л.Б. Кадровый потенциал библиотек Краснодарского края.

Захарова Г.М. Интернет-технологии: открытый доступ и самоархивирование.

Шатов И.В. Безопасность Wi-Fi-сетей.

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ "ТЕРМИН"

Земсков А.И. Авторское право - новые термины и понятия.

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Мелентьева Ю.П. "Институты нашей памяти: Архивы и библиотеки современной России" - специальный номер журнала "НЛО".

Шапошников А.Е. Вклад Т.Ф. Каратыгиной в персонификацию библиотечного дела.

Валеева Н.Г. "Чтоб не распалась связь времен…".

Литвина Л.Г., Смирнова Е.М. Возрождение научно-информационной деятельности в России.

ОТКЛИК НА ПУБЛИКАЦИЮ

Моргенштерн И.Г. О содержании электронной библиотеки.

ЮБИЛЕИ

Жданова З.А. Путь длиною в 75 лет.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Бычкова Е.Ф., Маршак М.Б. "Экологическая информация в современном мире" - семинар на конференции "Либком-2005".

НАШИ АВТОРЫ


УДК 02:37

Киселева Л.М., Зеленина Г.Н., Котко Л.В.

Организация курса "Информационно-библиографическая культура" в Челябинском государственном университете

Начиная с середины XX в. специалисты говорят о "кризисе образования", проявляющемся в неадекватности содержания образования уровню и направлению цивилизованного развития современного общества. Одной из причин является слишком медленное приспосабливание систем образования к стремительному темпу событий.

Мы живем в такое время, когда все с большей остротой проявляется "информационный кризис", который характеризуется появлением противоречия между постоянно увеличивающимися информационными потоками и ограниченными возможностями восприятия и переработки этой информации человеком [1-4].

В некоторых работах по анализу возможных путей выхода из информационного кризиса делается вывод о необходимости радикальной перестройки системы образования. Она должна быть не просто процессом повышения уровня образованности людей, но прежде всего быть направленной на формирование нового типа интеллекта, иного образа мышления, приспособленного к весьма быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира.

Одним из результатов "иного образа мышления" станет процесс непрерывного образования, который будет продолжаться на протяжении всей жизни человека. Составляющими такого процесса станут фундаментализация образования, реализация концепции опережающего образования, использование методов инновационного и развивающего образования, повышение его доступности и качества. Выполнение этих функций немыслимо без информационной поддержки образовательного процесса, важной составляющей которого является формирование соответствующего уровня информационной культуры будущих специалистов [5-9].

Информационная культура в последнее время ассоциировалась преимущественно с техническими аспектами как результат информатизации и компьютеризации общественных отношений. Под информационными навыками все чаще подразумевались навыки владения компьютерной техникой, знание основных программ персональных компьютеров. Однако компьютер - это лишь средство для работы с информацией, ее поиска, систематизации, обработки и анализа. А под информационной культурой обычно подразумевают систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в информации [10].

Основными составляющими информационной культуры являются [11]:

1. Знание основных свойств информации, организации информационных процессов.

2. Представление об источниках информации, информационных хранилищах, их определяющих характеристиках, системах организации знаний, т.е. умение ориентироваться в потоке информации.

3. Владение приемами поиска информации.

4. Владение навыками обработки, анализа и синтеза информации.

5. Умение применять технические средства в информационном процессе.

Общие сведения об основных свойствах информации студенты высших учебных заведений получают на курсах информатики, которые сейчас читаются практически всем специальностям. Освоение технических средств обработки данных - составная часть практических занятий при прохождении специализированных предметов и курсов. Но даже выпускники вузов, аспиранты, молодые ученые, занимающиеся научной работой и прекрасно владеющие компьютером в повседневной и профессиональной деятельности, обычно испытывают затруднения в поиске информации, формулировании запроса, определении необходимых информационных источников. Причина - недостаточное представление о современной системе информационных потоков, их наполнении, способах и возможностях поиска и получения из них информации. Особенно это стало заметно со стремительным развитием информационных технологий всех уровней, включая библиотечные.

Библиотека Челябинского государственного университета (ЧелГУ) использует самые современные технологии. Сегодня в библиотеке более 50 компьютеров, все они имеют выход в Интернет. Автоматизированную информационную систему библиотеки обслуживают 3 сервера. Открыты 2 электронных читальных зала с 15 рабочими местами для читателей. В 2004 г. университет подарил библиотеке мощный сканер BookEye для создания электронной библиотеки. С 2001 г. оформляется подписка на электронные базы данных. Сегодня преподавателям и студентам доступны документы из баз данных Научной электронной библиотеки РФФИ, EBSCO, Lexis Nexis, ChemWeb, ВИНИТИ, ИНИОН, 19 баз данных систем Консультант Плюс, Гарант.

Библиотека активно занимается созданием собственных баз данных. Электронный каталог вновь поступающих книг ведется с 1992 г.; каталоги фондов периодических изданий, авторефератов и диссертаций, электронных образовательных ресурсов ЧелГУ представлены по всем профилям университета полностью в электронном виде.

Библиотека ЧелГУ - активный участник проекта МАРС с его неоценимым ресурсом - сводной базой данных статей из более 950 периодических изданий.

В информационной работе библиотеки активно используются ресурсы АРБИКОН.

Новые информационные технологии необходимо осваивать и библиотекарям для оптимального обслуживания пользователей, и самим пользователям для удовлетворения собственных информационных потребностей в учебной и научной деятельности. Именно поэтому библиотека начала разработку, внедрение и совершенствование курса "Информационно-библиографическая культура".

Учитывая опыт коллег [12-18], проанализировав результаты статистики справочно-информационного обслуживания читателей за последнее время, изучая постоянно изменяющийся ассортимент и темпы роста информационных продуктов в электронном виде, мы пришли к выводу, что работа по формированию информационно-библиографической культуры современного специалиста должна строиться на постоянной и планомерной основе.

Для этого необходим целый комплекс организационных мероприятий.

Первым шагом, или этапом, было проведение ознакомительной работы с ректоратом, деканами факультетов, заведующими кафедрами, их информирование о современных возможностях библиотеки и необходимости включения соответствующего курса в программу обучения студентов некоторых специальностей. Формой такой работы стали выступления сотрудников библиотеки на советах факультетов, тематических днях кафедр, где демонстрировались издания фонда, новые поступления, автоматизированные информационные ресурсы, включая ресурсы Интернета по конкретным специальностям.

Чтобы включить курс в сетку расписания, следовало убедить ректорат, учебно-методическое управление университета в необходимости включения этого курса в учебный план вуза. Ввиду того, что учебный план специальностей не допускает увеличения часов, занятия на некоторых факультетах были введены за счет курсов "Введение в специальность" и "Научные исследования". Поэтому вторым шагом был комплекс организационно-педагогических мероприятий по разработке и утверждению учебной программы новой дисциплины. Темы лекций и практических занятий учитывали современные возможности библиотеки университета; цели и задачи курса соответствовали современным требованиям подготовки специалистов. Программа курса разработана методическим советом библиотеки и утверждена учебно-методическим советом университета.

Основная цель курса - формирование системы знаний, необходимых для организации самостоятельного поиска информации. Задачи курса - помощь в овладении библиотечно-библиографическими знаниями, необходимыми для учебной и научной работы, формирование навыков самостоятельного поиска информации, ее анализа и синтеза.

Задачи слушателей - освоить теоретические положения курса, регулярно посещать лекции и лабораторные занятия, совершенствовать приобретённые умения и навыки. От обучаемых требуется владение компьютером на уровне обычного пользователя.

Полный курс в объеме 36 учебных аудиторных часов (18 лекционных и 18 практических занятий) рассчитан на студентов младших курсов и является междисциплинарным. Лекции дают представление об истории библиотеки университета и ее фондах, правилах пользования, системе хранения документов и способах доступа к ним, об автоматизированных возможностях современных библиотек, способах поиска информации. Практические занятия помогают студентам отработать навыки поиска информации в традиционных и электронных каталогах библиотеки и в Интернете. Итоговой формой курса является зачет.

Третий этап - организация занятий. Лекции проводятся в аудиториях, вмещающих до 200 человек. Комфортные электронные читальные залы с компьютерами и мультимедийной техникой позволяют организовывать занятия внутри библиотеки. Но первый же опыт показал, что двух электронных читальных залов библиотеки недостаточно, так как во время занятий они становятся недоступными пользователям.

Для отработки практических навыков общения с электронным каталогом, полнотекстовыми базами данных, ресурсами Интернета необходимо предоставить компьютер каждому студенту. Задания для практических занятий составляются из наиболее типичных запросов, поступающих от студентов в отделы обслуживания. Вопросы заданий составлены с учетом специальностей и дисциплин, изучаемых на факультетах.

Начиная с 2003 г. в учебно-методическое управление университета подаются требования о необходимости деления групп на подгруппы, чтобы каждый обучаемый имел возможность самостоятельно выполнять практические занятия. В аудитории, где проводятся практические занятия, необходимы компьютеры, имеющие выход на сервера библиотеки и в Интернет.

Курс "Информационно-библиографическая культура" слушают и изучают студенты факультетов экономики, управления, лингвистики и перевода, химии, биологии, филологии, а также аспиранты заочной формы обучения. Заявки на преподавание этого курса подаются деканами в учебную часть, начиная с 2001 г. (см. табл.). В сокращенном объеме курс изучают студенты заочного отделения экономического факультета и студенты филиалов университета.

Статистические данные курса "Информационно-библиографическая культура"

Четвертый организационный этап - подготовка преподавателей и координация их работы для проведения занятий.

С самого начала организации курса в библиотеке выделена группа из шести высококвалифицированных специалистов, некоторые из них - педагоги по образованию, знакомые с методикой преподавания. Они подготовили тексты лекций и учебно-методические материалы. Эта работа продолжается и в настоящее время, так как содержание курса постоянно совершенствуется. Для ведения практических занятий привлекаются библиографы, прошедшие специальную подготовку.

Для координации работы группы, ведения отчетной документации для учебно-методического управления университета, наблюдения за расписанием учебных занятий преподавателей в библиотеке выделен специальный сотрудник - завуч.

Одним из основных организационных моментов, если не самым главным, является подготовка учебно-методической базы курса - тематических планов, текстов лекций и практических занятий, перечня тем для самостоятельной работы и контрольных вопросов.

Проведение библиотекарями занятий на протяжении четырех лет позволило детально разработать содержание тем лекций и практических заданий, определить последовательность изложения материала, чтобы обучаемые получили цельное представление о современном документном потоке, способах поиска необходимой информации.

Результаты зачетов позволили выявить узкие места в знаниях студентов, скорректировать формы текущей проверки знаний, отработать методику преподавания отдельных вопросов.

В настоящее время в библиотеке имеется пакет методических документов - тексты и демонстрационный материал лекций, методики проведения практических занятий по различным темам, которые дифференцированы для студентов различных факультетов.

Мы убедились в необходимости подготовки учебного пособия для слушателей, где был бы собран весь теоретический материал по всем темам с контрольными вопросами для самопроверки знаний, методические рекомендации студентам и преподавателям для проведения практических занятий, вопросы к зачету, списки рекомендованной литературы и адреса веб-сайтов, используемые при проведении занятий. Востребованность подобного материала огромная. Работа эта необходима, так как полноценного учебного пособия по данному курсу нет.

Организация и проведение учебных занятий со студентами и аспирантами требует огромных затрат - координационных, творческих, производственных. "Стоит ли овчинка выделки?" - ответ на этот вопрос, пожалуй, главный в комплексе организационных мероприятий.

Для объективного анализа необходимости и эффективности проведения курса мы используем анкетирование слушателей, анализ библиотечной статистики, личные беседы с библиотекарями на пунктах обслуживания.

Результаты анкетирования показали, что почти 90% слушателей считают курс полезным; только 1,4% отметили, что не узнали ничего нового при изучении.

Современные студенты отдают предпочтение изучению новых информационных технологий: 92% респондентов отдали свои голоса за тему "Автоматизированные услуги в библиотеках". Интересно, что почти равное количество слушателей считают, что необходимы лекции и практические занятия по поиску как в традиционном справочно-поисковом аппарате библиотеки, так и в электронных каталогах и Интернете. Больше половины опрошенных считают, что лекции нужны по всем темам. Количество ответов "Лекция по данной теме не нужна" составляет 7%.

Большинство респондентов ответили, что считают достаточным количество часов, отведенных в программе на изучение вопросов правового обеспечения использования информационных ресурсов в библиотеке, библиографии, Интернете. Интересно, что студентам не достаточно включенных в программу двух часов для ознакомления с традиционным справочно-поисковым аппаратом: 23% просят увеличить число лекций по этой теме и 42% - практических занятий.

Значительная часть опрошенных считает, что должно быть больше лекций и практических занятий по автоматизированным услугам в библиотеке - поиску в электронных каталогах и Интернете. Многие студенты отметили необходимость практических занятий по библиографии, правовому обеспечению информационного обслуживания, а также по фонду редких книг, где их проведение не предусмотрено программой курса.

Результаты анкетирования аспирантов подтвердили необходимость чтения данного курса начинающим ученым. Все опрошенные подчеркнули его огромную помощь в подготовке диссертационной работы и предложили включить этот курс (в объеме 40 учебных часов) в самое начало обучения в аспирантуре. Имея хорошие навыки владения компьютером, большинство аспирантов предложили увеличить число занятий, особенно практических, а также высказали пожелание: подготовить печатное пособие с текстами лекций курса и методикой практических занятий и разместить его в локальной сети университета.

Библиографы отмечают, что сегодня пользователи отдают предпочтение электронному каталогу, а не традиционному. В работе с электронным каталогом затруднений стало значительно меньше. Изменился характер запросов, они более четко сформулированы, конкретны. Студенты стали самостоятельно подбирать литературу; теперь библиографы меньше консультируют по библиографическому описанию изданий. Сотрудники отделов обслуживания отмечают, что требования на литературу заполняются правильно, с указанием точного описания книги, ее шифра и места хранения. Сократились отказы на выдачу литературы.

Подведя некоторые итоги работы, мы убедились в необходимости введения курса "Информационно-библиографическая культура" в программы обучения студентов всех специальностей нашего университета. К сожалению, в стране отсутствует государственная программа формирования информационной культуры, а в программах высшего образования соответствующие темы разбросаны по многим дисциплинам. У студентов нет целостного представления о современном информационном пространстве, значимости навыков работы с информацией, столь необходимых каждому современному специалисту. В вузах отсутствуют кафедры, занимающиеся организацией и преподаванием этой дисциплины в полном объеме.

Проведение сотрудниками библиотеки занятий по курсу "Информационно-библиографическая культура" продолжается. Сегодня видны следующие организационные моменты, которые следует учесть в дальнейшей работе:

во-первых, необходима постоянная актуализация программы курса - внесение изменений в тематические планы занятий с учетом быстро меняющегося рынка информации;

во-вторых, следует готовить методическое обеспечение для студентов каждого факультета отдельно с учетом необходимых им ресурсов;

в-третьих, нужно разработать методические рекомендации для преподавателей, читающих лекции и ведущих практические занятия (не все из них - педагоги, а для успешной учебной работы только высокой профессиональной квалификации библиотекаря недостаточно).

Организация подобного курса - огромная дополнительная работа для сотрудников библиотеки, но она быстро окупается. Работать в отделах обслуживания с информационно грамотным читателем значительно легче. Устанавливаются личные контакты библиотекарей и студентов. Заметно повышается уважение к библиотеке со стороны студентов, преподавателей и руководства университета.

Работа, нацеленная на формирование информационной культуры читателей, - забота библиотеки. Навыки владения современными информационными технологиями - залог успешного обучения и дальнейшей профессиональной деятельности современного специалиста.

Список источников

1. Кумбс Ф.Г. Кризис образования: системный подход. / Ф.Г. Кумбс. - М., Прогресс. - 1977. - 259 с.

2. Мелюхин И.С. Информационное общество: Истоки, проблемы, тенденции развития / И.С. Мелюхин. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - (21 век: информация и общество). - 208 с.

3. Колин К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция // Alma Mater / Вестн. высш. школы. - 2002. - N 8. - С. 3-9.

4. Суминова Т.Н. Информационная культура как фактор развития общества. / Т.Н. Суминова. [Электрон. ресурс] // http://www.evarussia.ru/upload/doklad/tezis_1022.doс (проверено 10.09.2004).

5. Колин К. Информатизация образования: новые приоритеты. // Alma Mater / Вестн. высш. школы. - 2002. - N 2. - С.16-23.

6. Васильев В., Сухоруков М. Информационное общество и образование. / В. Васильев, М. Сухоруков // Высш. образование в России. - 2004. - N 7. - С. 122-129.

7. Гендина Н.И. Новая парадигма образования и проблемы формирования информационной культуры. [Электрон. ресурс] // http://www.uic.ssu.samara.ru/~infcult/gendina_rus.htm (проверено 10.09.2004).

8. Пошью Лестер. Информационная грамотность: задача номер один системы высшего образования стран бывшего СССР в ХХI веке. // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Материалы 5-й Междунар. конф. "Крым-98". - Судак. 1998. - Т. 2. - С. 395-399.

9. Пивалова-Слюсарева Л.Ш. Формирование информационной культуры как составляющей профессиональной подготовки студентов. // Программа ЮНЕСКО "Информация для всех". Материалы Междунар. конф. "Всеобщий доступ к информации". - СПб., 23-25 июня 2004. [Электрон. ресурс] http://confifap.cpic.ru/spb2004/rus/reports/content_189.html (проверено 10.09.2004)

10. Культурология: Энциклопедия / гл. ред., сост. и авт. проекта С.Я. Левит; отв. ред. Л. Т. Мильская - СПб.: Университет. кн.: ООО "Алетейя". Т. 1. - 1998. - 447 с.

11. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования. / Учеб.-метод. пособие. Ч. 1. / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А Стародубова. - Кемерово: Кемеров. гос. акад. культуры и искусств, 1999. - 143 с.

12. Моргенштерн И.Г. Технологический подход к формированию информационной культуры. // Науч. и техн. б-ки. - 2001. - N 5. - С. 67-74.

13. Еременко Т. В. Формирование информационной культуры современного университетского сообщества: опыт проектного развития // Там же. - 2004. - N 4. - С. 68-75.

14. Мац Л. В. Многоуровневая система обучения пользователей в университете // Университетская б-ка: выбор пути. Материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 23-25 нояб. 1999 г. - Екатеринбург, 2001. - С. 51-55.

15. Маркова В. Н. Библиотека вуза и новые технологии. // Науч. и техн. б-ки. - 2001. - N 5. - С. 31-35.

16. Ситникова В. А. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке Иркутского института инженеров железнодорожного транспорта // Университетская б-ка: выбор пути. Материалы 3-й Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 5-7 дек. 2000 г. - Екатеринбург, 2001. С. 85-88.

17. Хлебова В. В. Формирование информационной культуры пользователей в библиотеке Сибирского государственного технологического университета. // Университетская б-ка: выбор пути. Материалы 4-й Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 1-3 нояб. 2001 г. - Екатеринбург, 2002. - С. 91-94.

18. Земсков А. И. Методика преподавания курса "Электронная библиотека". // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Материалы 10-й Междунар. конф. "Крым-2003". - Судак, 2003. -Т. 1. - С. 383-387.

  
На главную