Научные и технические библиотеки №4 2006 год
Содержание:

Соколов А.В. Уроки библиотечного демократического движения в России.

Сукиасян Э.Р. Система каталогов и динамика развития современной библиотеки.

Киселева Л.М., Зеленина Г.Н., Котко Л.В. Организация курса "Информационно-библиографическая культура" в Челябинском государственном университете.

Дронова Н.А. Обслуживание будущих бакалавров и специалистов в вузовских библиотеках.

Чурсина Л.Б. Кадровый потенциал библиотек Краснодарского края.

Захарова Г.М. Интернет-технологии: открытый доступ и самоархивирование.

Шатов И.В. Безопасность Wi-Fi-сетей.

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ "ТЕРМИН"

Земсков А.И. Авторское право - новые термины и понятия.

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Мелентьева Ю.П. "Институты нашей памяти: Архивы и библиотеки современной России" - специальный номер журнала "НЛО".

Шапошников А.Е. Вклад Т.Ф. Каратыгиной в персонификацию библиотечного дела.

Валеева Н.Г. "Чтоб не распалась связь времен…".

Литвина Л.Г., Смирнова Е.М. Возрождение научно-информационной деятельности в России.

ОТКЛИК НА ПУБЛИКАЦИЮ

Моргенштерн И.Г. О содержании электронной библиотеки.

ЮБИЛЕИ

Жданова З.А. Путь длиною в 75 лет.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Бычкова Е.Ф., Маршак М.Б. "Экологическая информация в современном мире" - семинар на конференции "Либком-2005".

НАШИ АВТОРЫ


УДК 027.7

Дронова Н.А.

Обслуживание будущих бакалавров и специалистов в вузовских библиотеках

Опыт работы ряда вузовских библиотек Москвы, в основном Информационно-библиотечного центра Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова.

Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (1996) утвердил введение в России системы обучения, обеспечивающей подготовку бакалавров и магистров наряду с традиционно готовящимися специалистами.

В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) "бакалавр" (срок обучения не менее 4 лет);

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации "дипломированный специалист" (срок обучения не менее 5 лет);

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) "магистр" (срок обучения не менее 6 лет).

Переход к многоступенчатой системе высшего образования соответствует мировым тенденциям глобализации образования и способствует подготовке конкурентоспособных, высококачественных и мобильных кадров.

Новая парадигма высшего образования ставит вузовские библиотеки перед необходимостью пересмотреть традиционные подходы к обслуживанию читателей, модернизировать и дифференцировать процессы обслуживания.

Для вузовских библиотек одной из основных категорий читателей являются будущие бакалавры и другие студенты младших курсов. На протяжении всего периода обучения в вузе они в той или иной форме прибегают к помощи библиотеки, так как большая часть их времени в современном учебном процессе отводится самостоятельной работе.

Результаты сравнительного анализа подтверждают значительные отличия нашей системы обучения от западной по соотношению самостоятельной и аудиторной работы, по организации самостоятельной работы под руководством преподавателя, по форме проведения итогового контроля знаний. Например, "в западных университетах аудиторные занятия занимают 25-30% общего учебного времени; работа в библиотеках, подготовка индивидуальных письменных работ - 75% времени. В Великобритании аудиторные занятия (включая лекции, практикумы, контрольные работы и т.п.) составляют 16 часов в неделю; в России - от 27 до 40 часов в неделю (50% общего времени)".

Самостоятельные письменные работы (эссе) в западных университетах рассматриваются как основной элемент образовательного процесса, развивающий мышление, логику и аналитические способности студентов. В России в качестве отчетов о самостоятельной работе преобладают рефераты, курсовые и дипломные работы. Необходимо отметить, что место и роль самостоятельной работы в учебном процессе будут возрастать и стремиться к мировым образовательным стандартам.

Самостоятельная работа студента - это планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа завершает все виды учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. Поэтому в каждом вузе, на каждом курсе тщательно отбирается материал для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей. В вузах составляются графики самостоятельной работы на семестр с приложением семестровых учебных планов и учебных программ. Возрастающая роль библиотеки в учебном процессе требует четкой и организованной работы всех ее структурных подразделений, всего коллектива и каждого сотрудника, интеграции с кафедрами и профессорско-преподавательским составом.

Методы обучения в вузе резко отличаются от школьных - в средней школе учебный процесс построен так, что всё время побуждает ученика к занятиям, заставляя его работать регулярно. В иную обстановку попадает вчерашний школьник, переступив порог вуза.

Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, некоторые первокурсники не умеют принимать элементарные решения. У них недостаточно воспитаны навыки самообразования и самовоспитания.

Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объёма, четко и ясно излагать свои мысли, а главное, правильно распределять своё время для самостоятельной подготовки.

Одной из основных задач работы библиотеки с первокурсниками является разработка и внедрение методов рационализации и оптимизации самостоятельной работы. Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптимальную и комфортную адаптацию их к вузу библиотека проводит ряд мероприятий.

Социологические исследования показывают, что почти 100% студентов становятся читателями библиотек, пользуются абонементами, читальными залами, каталогами, библиографическими отделами, электронными ресурсами. Они записываются в библиотеку в первые дни учёбы, а в некоторых библиотеках - ещё до начала учебного года.

Положительным в этом отношении является опыт введения электронной записи читателей и выдачи читательских билетов со штрих-кодом. Распечатка читательских формуляров и билетов производится параллельно с оформлением всей документации зачисленных на первый курс студентов. Примером могут служить библиотеки РГГУ и Московского государственного университета печати.

Стопроцентный охват библиотекой студентов первого курса достигается постоянной работой с деканатами, студенческими советами, старостами студенческих групп.

Одним из основных условий качественной работы библиотеки с читателями является организация дифференцированного обслуживания. Дифференцированное обслуживание читателей по категориям, а студентов по факультетам, курсам и группам способствует более оперативному и качественному обеспечению их литературой. Во многих вузах организованы отдельные абонементы, читальные залы для будущих бакалавров, а в начале учебного года организуются дополнительные точки выдачи. Составляются графики обслуживания студентов по факультетам, группам, дням, часам, формам обучения (дневная, вечерняя, заочная); увеличивается продолжительность работы абонементов и читальных залов.

К сожалению, есть ещё ряд вузовских библиотек, где обслуживание всех категорий читателей ведется совместно, что отрицательно сказывается на его оперативности и качестве.

Организация специализированных читальных залов и абонементов, в которых литература сосредоточена по отраслям знаний, даёт возможность студентам, начиная с первого курса, знакомиться с большим количеством литературы по специальности и тем самым расширять и углублять знания по изучаемым предметам. Особенно актуально создание залов периодических изданий.

Социально-экономическая сфера общества, особенно российского, находится в постоянном динамичном изменении и развитии. В связи с этим многие современные темы учебных курсов быстро устаревают, что затрудняет их изучение по учебникам, которые пишутся на довольно длительный период. Выход из этой ситуации в подборе актуальных периодических изданий, рекомендованных преподавателем соответствующей дисциплины, и создании подборок по конкретному курсу из статей, помещенных в периодических изданиях на электронных носителях, предназначенных для будущих бакалавров.

Основным показателем библиотечной деятельности в высшем образовании продолжает считаться книгообеспеченность учебной литературой. На вузовские библиотеки возложена обязанность обеспечивать студентов учебной литературой. (В соответствии с положением Министерства образования норма книгообеспеченности должна быть равна 0,5.)

Замечу, что вузовские библиотеки США не берут на себя функцию обеспечения каждого студента комплектом основной учебной литературы. Вместо привычного для российских библиотек показателя числа обслуживаемых читателей американские библиотеки оперируют такими показателями, как число посещений и число часов, в течение которых библиотека открыта для пользователей.

Вопрос обеспеченности будущих бакалавров учебной литературой остается открытым и сегодня. В области комплектования и использования учебных фондов вузовские библиотеки работают в тесном контакте с факультетами, кафедрами, профессорско-преподавательским составом. Таким образом достигается наиболее полное и правильное обеспечение учебного процесса литературой. Предметы, изучаемые на первых курсах, в основном общеобразовательные, и будущие бакалавры и специалисты сравнительно неплохо обеспечены учебниками и учебными пособиями. И всё же они не всегда умеют самостоятельно ориентироваться в большом количестве книг по отдельным предметам.

Проведённые среди студентов младших курсов социологические исследования на базе Российской экономической академии (РЭА) им. Г.В. Плеханова показали, что они недостаточно обеспечены, по их мнению, научной (на 55%) и особенно учебной (на 80%) литературой. Поэтому желательна постоянная информация о литературе, имеющейся в фонде библиотеки. Целесообразно использование рекомендательных списков кафедр и других форм раскрытия фондов.

В начале учебного года в вузовских библиотеках выдают комплекты учебников для бакалавров первого года обучения. Эта форма обслуживания бакалавров оптимальна и используется рядом вузовских библиотек (Московский педагогический университет, РЭА и др.) на протяжении многих лет, так как дает возможность обеспечить литературой практически весь контингент бакалавров в максимально короткие сроки.

К сожалению, не все учебники выдаются на семестр. В каждой вузовской библиотеке целый ряд учебников выдается на более короткий срок, что создает дополнительные неудобства для студентов и сотрудников библиотеки. Чтобы эта ситуация не оказывала негативного влияния на ход учебного процесса, в ряде библиотек создаются электронные версии учебных материалов, что снимает отчасти проблему книгообеспеченности.

Одной из форм работы с бакалаврами, не потерявшей своей актуальности, являются занятия по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. И хотя социологические исследования указывают на готовность к самостоятельному поиску в "книжном море" (РЭА - 70% респондентов), почти во всех библиотеках во время выдачи комплектов учебников проводят беседы с бакалаврами о библиотеке вуза, её истории, структуре, фондах, каталогах, картотеках, правилах пользования.

Библиотечно-библиографические групповые занятия для бакалавров по 4-6-часовой программе на первых курсах, включающие теоретическую и практическую части, - необходимая форма работы; но, к сожалению, проводится она не во всех вузах. Решение этого вопроса зависит от администрации библиотеки, условий вуза, отношения ректората к занятиям, квалификации библиотечных кадров.

Для развития навыков самостоятельной работы библиотечно-библиографические знания имеют важное значение. Для успешной подготовки к семинарам, зачётам, экзаменам, выступлениям на конференции бакалавру приходится обращаться к большому количеству книг, журналов, справочных изданий, из которых надо выбрать наиболее важные. Для рациональной самостоятельной работы по подбору учебной литературы, для экономии времени на поиск нужного издания, для умения пользоваться справочно-библиографическим аппаратом и необходима библиотечно-библиографическая подготовка.

Социологическое исследование, проведенное Информационно-библиотечным центром РЭА с октября 2004 г. по апрель 2005 г., показало, что вузовские библиотеки нуждаются в пересмотре традиционных форм обслуживания и органичном сочетании эффективных методов работы с новыми информационно-технологическими возможностями. В дальнейшем вузовским библиотекам необходимо обратить внимание на доступность и открытость новых форм обслуживания на электронных носителях для студентов на всех ступенях высшего профессионального образования.

  
На главную