Научные и технические библиотеки №4 2006 год
Содержание:

Соколов А.В. Уроки библиотечного демократического движения в России.

Сукиасян Э.Р. Система каталогов и динамика развития современной библиотеки.

Киселева Л.М., Зеленина Г.Н., Котко Л.В. Организация курса "Информационно-библиографическая культура" в Челябинском государственном университете.

Дронова Н.А. Обслуживание будущих бакалавров и специалистов в вузовских библиотеках.

Чурсина Л.Б. Кадровый потенциал библиотек Краснодарского края.

Захарова Г.М. Интернет-технологии: открытый доступ и самоархивирование.

Шатов И.В. Безопасность Wi-Fi-сетей.

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ "ТЕРМИН"

Земсков А.И. Авторское право - новые термины и понятия.

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Мелентьева Ю.П. "Институты нашей памяти: Архивы и библиотеки современной России" - специальный номер журнала "НЛО".

Шапошников А.Е. Вклад Т.Ф. Каратыгиной в персонификацию библиотечного дела.

Валеева Н.Г. "Чтоб не распалась связь времен…".

Литвина Л.Г., Смирнова Е.М. Возрождение научно-информационной деятельности в России.

ОТКЛИК НА ПУБЛИКАЦИЮ

Моргенштерн И.Г. О содержании электронной библиотеки.

ЮБИЛЕИ

Жданова З.А. Путь длиною в 75 лет.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Бычкова Е.Ф., Маршак М.Б. "Экологическая информация в современном мире" - семинар на конференции "Либком-2005".

НАШИ АВТОРЫ


УДК 023

Чурсина Л.Б.

Кадровый потенциал библиотек Краснодарского края

Анализ состояния кадров библиотечной отрасли Краснодарского края по результатам мониторинга 2003 и 2005 гг. Последовательность его проведения позволила определить тенденции в развитии персонала.

Сегодня в библиотечном сообществе активно обсуждаются проблемы библиотечных кадров, рейтинг профессии. Низкий уровень оплаты труда, нежелание государства рассматривать библиотеку как инструмент образования и культуризации населения приводят к падению престижа профессии библиотекаря, огромному количеству вакансий в наших учреждениях, старению кадров, текучке и отсутствию резерва на выдвижение. В связи с этим на V конференции Российской библиотечной ассоциации говорилось о необходимости проведения научного исследования "Кадровый потенциал библиотек России".

В Краснодарском крае, как и везде, проблема с библиотечными кадрами усугубляется с каждым годом. Поэтому здесь с 2001 г. проводится мониторинг "Кадры библиотечной отрасли Краснодарского края". В 2001 г. был пробный, черновой материал. Он лег в основу исследования 2003 г., которое продолжено в 2005 г. Материал отслеживался за последние три года, отсчетной границей было второе полугодие 2003 г., 2005 г. Инструмент исследования - анкетирование. При анализе учитывались образование и возраст. Временные рамки возрастных групп - в основном 5 лет. Анкеты рассылались в краевые и центральные библиотеки края.

Цель анкетирования - анализ состояния кадровых ресурсов и отслеживание изменений в составе библиотечных работников по возрасту и образованию для определения перспектив кадровой политики библиотечной отрасли края.

В исследовании 2003 г. участвовали 3402 библиотечных работника Краснодарского края, в 2005 г. - 3280. В 2005 г. предложенная анкета почти не изменилась, только возрастная градация стала более четкой. Графу "36-55 лет" (табл. 1) разделили на две: "36-45 лет" и "46-55 лет" (табл. 2), поскольку в перспективе естественно увеличение численности сотрудников в возрасте 46-55 лет, что в дальнейшем и подтвердилось.

Состав библиотечных кадров Краснодарского края по возрасту представлен в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Возрастной состав библиотечных работников Краснодарского края, 2001-2003 гг.

Таблица 2

Возрастной состав библиотечных работников Краснодарского края, 2003-2005 гг.

Сравнительный анализ данных, приведенных в табл. 1 и 2, показывает старение библиотечных кадров и отсутствие резерва.

Особенно тревожно положение с молодыми кадрами в возрасте 18-25 лет. Сокращение числа молодых библиотекарей за 3 года произошло прежде всего в городских системах. Наиболее яркие примеры: в ЦБС г. Ейска - уменьшение на 9 человек, в ЦБС г. Тихорецка - в 2 раза. На мой взгляд, постоянно развивающийся рынок инфраструктуры городов предлагает молодым более оплачиваемые места в других отраслях деятельности. В сельской местности ситуация более стабильна из-за малой возможности выбора работы.

К таким же выводам приводит и анализ состава библиотечных работников в возрасте 26-35 лет.

Самый продуктивный возраст - 36-45 лет. Библиотекарь - профессия женская. В этом возрасте образование уже получено, дети подросли, но есть силы и желание трудиться, не утрачена способность к обучению и восприятию нового. Сегодня эта вторая по численности группа - 30% библиотечных работников края. Однако зафиксированное в табл. 2 увеличение состава следующих возрастных категорий не сулит ничего хорошего в перспективе для библиотек края.

Уровень образования библиотечных кадров Краснодарского края представлен в табл. 3.

Таблица 3

Состав библиотечных работников Краснодарского края по уровню образования

Здесь следует отметить сокращение числа библиотечных работников со средним общим образованием на 7,2% и соответствующее увеличение - с высшим и средним специальным образованием. Однако это увеличение произошло благодаря приему на работу специалистов иных профессий: филологов, историков, программистов, инженеров и т.п. За последние три года среди библиотекарей число работников с иным образованием выросло на 12,7%, а с библиотечным - сократилось: с высшим - на 2%, со средним специальным - на 3,4% (табл. 3).

Соотношение возрастного состава библиотечных работников с высшим и средним специальным библиотечным образованием в 2005 г. продемонстрировано на диаграмме (рисунок).

Рис. Возрастной состав библиотечных работников Краснодарского края с высшим и средним библиотечным образованием

Как видим, здесь более отрадна картина распределения по возрасту специалистов с высшим библиотечным образованием: высок потенциал относительно молодого состава библиотечных работников. Однако доминирует колонка "46-55 лет". Прискорбно преобладание данных в колонке "свыше 55 лет" над данными колонки "18-25 лет".

Более отрадная ситуация с библиотечными специалистами сложилась в сельской местности. Краснодарский край, как известно, - сельский регион, не случайно его называют житницей России. Библиотекари села составляют 51% всех работников библиотек региона, находящихся в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций. Отсутствие предложения на рынке рабочей силы, стабильность выплаты и относительно высокая заработная плата библиотекаря на селе (в соответствии со ст. 22 Закона РФ "О социальном развитии села" специалистам социально-культурной сферы, работающим на селе, установлены должностные оклады на 25% выше, чем за ту же работу в городе) способствовали росту престижа профессии среди молодых. Здесь возросло число специалистов с высшим библиотечным образованием в возрасте до 45 лет. Соотношение уровня образования и возраста библиотечных работников с учетом положения на селе отражено в табл. 4.

На 01.01.05 г. в сельской местности из 1795 библиотечных работников 1132 (62,6%) имеют высшее и среднее специальное библиотечное образование, что на 1,1% выше образовательного уровня библиотечных работников по всем библиотекам и на 2,3% - по муниципальным. И что удивительно - за 3 года число сельских специалистов с высшим библиотечным образованием увеличилось на 14%. Причем самое большое число специалистов с высшим библиотечным образованием на селе в возрасте "36-45" - 36,5%. Довольно высоки показатели и в возрастных категориях 26-35, 36-45 лет (табл. 4).

В последнее время основная масса специалистов, заочно закончивших обучение или обучающихся, приходится именно на село. Из 27 выпускников заочного отделения высшего профильного учебного заведения 20 приходится на село. Из 50 человек, одновременно работающих в библиотеках края и обучающихся на заочном отделении высшего профильного учебного заведения, 30 приходится на село. Аналогичная ситуация была и в 2003 г.

Желание учиться высказывают, в основном, люди от 26 до 35 лет. Ввиду наличия семьи и крайне плохого материального положения для них чаще всего приемлемо заочное трехгодичное и бесплатное обучение. Но и при этом возникают затруднения, связанные с оплатой дороги, квартиры на период сдачи сессий, питания. Вот почему в 2005 г. был огромный недобор абитуриентов на заочное отделение библиотечного факультета Краснодарского государственного университета культуры и искусств.

Эта ситуация характерна для России в целом. В вузах и лицеях с каждым годом набор на нашу специальность заметно уменьшается. Известно, что за последнее десятилетие в России почти в 12 раз сократился прием на библиотечные факультеты высших и средних специальных учебных заведений. А после их окончания лишь 7-10% выпускников идут работать в библиотеки - главным образом из-за низкой оплаты.

Получив диплом об окончании вуза, молодые люди успешно устраиваются на более оплачиваемую работу в другие сферы деятельности. В крае такие примеры многочисленны. Непрестижное сегодня библиотечное образование тем не менее даёт возможность устроиться на более оплачиваемую работу в других отраслях. Из уволившихся за три последние года 613 человек 315 (51,4%) нашли работу в других сферах деятельности, причем 42% из них - специалисты с библиотечным образованием в возрасте 26-35 лет.

Сложившаяся кадровая ситуация, изменения в социально-коммуникативной сфере и внутрибиблиотечных технологиях библиотек Краснодарского края привели к необходимости перенести приоритеты кадровой политики на персонал. Подготовка и переподготовка специалистов в условиях инновационных преобразований стали частью самого процесса развития библиотеки. По объему и значимости персонал как ресурс выдвигается на первое место среди других ресурсных составляющих учреждения - информации и материально-технической базы.

Среди принципов общедоступности публичных библиотек, провозглашенных "Руководством ИФЛА-ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек", отмечается и психологическая доступность, связанная с уровнем профессиональной подготовки библиотекарей. Если полученные знания полноценны, они обязательно так или иначе преобразуются в действия, повышающие качество библиотечного обслуживания.

В нашем регионе подготовка и повышение квалификации гарантированы региональным законом о библиотечном деле, предусмотрены территориальными программами сохранения и развития библиотек. Сложилась целостная разветвленная многоуровневая структура непрерывного профессионального образования как по вертикали, так и по горизонтали, что обеспечивает условия для профессионального роста каждого специалиста, ретрансляции инновационного опыта библиотек края и страны.

Прежде всего структура дополнительного образования библиотекарей предусматривает развитие непрерывного образования руководящего звена ЦБС, специалистов государственных и муниципальных библиотек на двух основных уровнях: краевом и территориальном (городском/районном). Важным условием является трансляция с краевого на муниципальный уровень приоритетных направлений библиотечной политики, в числе которых и непрерывное образование персонала городских/районных и сельских библиотек. Центральные библиотеки передают и распространяют знания на своем уровне, т.е. работа ведется по принципу "обучение обучающих".

Непрерывный характер обучения обеспечивается координационными и методическими центрами всех уровней - региональными, муниципальными. В Краснодарском крае функции региональных центров обучения специалистов выполняют 4 краевые библиотеки. Краевой уровень обеспечивает продвижение общемировых и российских тенденций, новых направлений в библиотечном деле на уровень ЦБС. На территориальном уровне обеспечивается процесс ретрансляции знаний. Обучающими центрами здесь являются центральные библиотеки. В них действуют очно-заочный практикум по изучению основ библиотечного дела ЦБС Адлерского района Сочи, творческая лаборатория "Буквица" Кавказской ЦБС, "Библиотечный лицей" Тимашевской ЦБС, "Школа молодого библиотекаря" Туапсинской ЦБС, клуб делового общения библиотекарей "Библиотека от А до Я" Кущевской ЦБС и др.

Структура дополнительного образования библиотекарей края предполагает дифференциацию. Как следует из проведенного исследования, в библиотеках края работают сотрудники с непрофильным высшим, средним специальным или общим образованием (41,1% от общего числа), поэтому большую значимость приобретает непрерывное начальное библиотечное образование. Безусловно, оно проводится на территориальном уровне. Освоение азов библиотечного дела обязательно на всей территории края. Программа занятий строится от простого к сложному, от азов постижения профессии до получения знаний специалиста хорошего уровня. Темы занятий охватывают все направления библиотечной деятельности.

В процессе повышения квалификации библиотекарей или послевузовского обучения библиотечных специалистов необходима реквалификация, т.е. восстановление профессиональной квалификации в новых условиях. Изменившееся общество и новая парадигма библиотеки требуют не только постоянного поддержания профессиональных знаний, умений, навыков, овладения новой техникой, но и формирования нового профессионального сознания. Иными словами, необходима адаптация профессиональных знаний к современной социально-экономической и политической ситуации.

Можно привести примеры действия поуровневой системы повышения профессионального мастерства в крае. В 2003 г. в Геленджике закончилась трехгодичная учебная программа повышения квалификации "Библиотекарь-профессионал" ЦБС, включившая три блока: "Школа молодого библиотекаря", "Творческий полигон", "Мастер-класс". С 2004 по 2006 г. осуществляется второй этап профессионального обучения библиотечных работников ЦБС Геленджика по программе "Профессиональные знания коллектива в соответствии с требованиями времени", также рассчитанной на три года и включающей три блока: "Школа руководителя", "Экспериментальная работа по внедрению творческого опыта коллег", "Мир библиотек сегодня".

Интересен опыт организации учебного процесса по программе "Профессионал" в Центральной библиотеке Краснодара, куда входят: школа профессионального мастерства для библиотекарей, не имеющих профессионального образования; профессиональный клуб "Творчество" для всех категорий библиотечных работников; школа управления для руководителей структурных подразделений МУК ЦБС Краснодара.

Занятия ведутся главными специалистами центральной библиотеки, людьми с большим профессиональным опытом. Образовательная программа "Профессионал" МУК ЦБС Краснодара базируется на комплексной методике, сочетающей различные формы обучения:

академические (семинары, научно-практические конференции, к примеру: конференция библиотечных работников "Достижения и новые возможности ЦБС г. Краснодара");

интерактивные (обмен мнениями, деловые игры, мастер-классы, "круглые столы", тренинги, ярмарки творческих идей, тематические творческие лаборатории, профессиональные диалоги, выездные семинары). Особый акцент делается на эти формы обучения, поскольку они побуждают к творчеству и поиску нестандартных решений, способствуют лучшему усвоению знаний;

практические (час практического совета, практикумы).

В практике организации дополнительного образования полифункциональный характер деятельности библиотек обусловил обучающие мероприятия на межведомственном уровне, особенно во взаимодействии с образовательными учреждениями. Традиционными стали так называемые творческие лаборатории с участием представителей природоохранных служб края. Все чаще проводятся совещания актива работников культуры на базе Центральной библиотеки Тбилисского района. Состоялся "круглый стол" с участием библиотечных работников и представителей управления по социальным вопросам Брюховецкого района. В Гулькевичском районе организована творческая лаборатория "Творческое сотрудничество - залог успеха" для библиотечных работников и представителей управления образования, городского эстетического клуба "Ладомир".

Кроме того, краснодарские краевые библиотеки стали федеральной базой непрерывного профессионального обучения. Так, при содействии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма Краснодарская краевая УНБ им. А.С. Пушкина проводит Всероссийский образовательный семинар руководителей библиотек "Управление инновационными процессами в публичных библиотеках", Краевая детская библиотека им. братьев Игнатовых - Всероссийскую творческую лабораторию работников детских библиотек России.

Стимулирование обучения и повышение его эффективности достигаются путем использования элементов соревнования и состязательности в виде профессиональных конкурсов разного уровня и тематики в рамках так называемой философии успеха. Их можно разделить по типам:

общего характера, когда оценивается деятельность библиотек по всем направлениям (в ЦБС Краснодара прошел конкурс "Библиотека года", в ЦБС Усть-Лабинского района - конкурс "Лучшая библиотека");

ориентированные на развитие индивидуальных творческих способностей сотрудников (конкурс профессионального мастерства "Лучший библиотекарь года" прошел в ЦБС г. Горячий Ключ, Белоглинского, Гулькевичского и других районов);

нацеленные на совершенствование какого-либо направления деятельности библиотеки, лучшее решение той или иной проблемы. Среди них дизайн, реклама, выставка, публикация в СМИ, библиографическое пособие малых форм и др. (в ЦБС Геленджика прошел смотр-конкурс профессионального мастерства библиотекарей по организации и оформлению библиотечных мини-музеев "Нам жить и помнить", в ЦБС Кущевского района - конкурс "Звук высоких ощущений" на лучшее библиографическое пособие, посвященное 190-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова).

Не менее показательны и конкурсы краевых библиотек. Среди множества тематических профессиональных конкурсов следует отметить смотр материально-технического состояния и деятельности ЦБС и муниципальных библиотек "65-летию образования Краснодарского края - достойные библиотеки", организованный Краснодарской краевой библиотекой им. А.С. Пушкина. В ходе конкурса проведена определенная работа по укреплению материально-технической базы муниципальных библиотек и совершенствованию их деятельности. За год на 25 единиц сократилось число библиотек, помещения которых находятся в неудовлетворительном состоянии, улучшилось техническое оснащение библиотек.

Список литературы

Ахмадова Ю.А. Управление библиотекой. Организационная культура библиотек Краснодара (по итогам исследований) // Библиотечное дело - XXI век: науч.-практ. сб. - М., 2005. - 272 с.

Кузьмин Е.И. Дополнительное профессиональное библиотечное образование: подходы к формированию системы // Науч. и техн. б-ки. - 2004. - № 1. - С. 98-108.

Осипова И.П. Региональная библиотечная политика. Основные тенденции // Библиотечное дело - XXI век: науч.-практ. сб. / Рос. гос. б-ка. - М., 2004. - Вып. 2(8). - С. 20.

Райкова Г.А. Профессиональное чтение библиотекарей и его влияние на повышение профессионализма: результаты исследования // Молодые в библиотечном деле. - 2004. - № 7-8. - С. 122-125.

Соболева Е.Б. Кадры: позиция сообщества // Библиотека. - 2005. - № 4. - С. 22-25.

Стрелкова И.П. Международная Зимняя школа: интерактивные методы обучения библиотекарей // Бiблiятэчны свет. - 2004. - № 2. - С. 31-32.

Цирулева И.М. Введение в профессию: адаптационное обучение начинающих сотрудников // Новая б-ка. - 2005. - № 6. - С. 14-15.

Чуприна Н.Т. Универсальная библиотека: инновационная деятельность в профессиональной практике: науч.-практ. пособие. - М.: "Либерея - Бибинформ", 2004. - 120 с.

  
На главную