Научные и технические библиотеки №4 2006 год
Содержание:

Соколов А.В. Уроки библиотечного демократического движения в России.

Сукиасян Э.Р. Система каталогов и динамика развития современной библиотеки.

Киселева Л.М., Зеленина Г.Н., Котко Л.В. Организация курса "Информационно-библиографическая культура" в Челябинском государственном университете.

Дронова Н.А. Обслуживание будущих бакалавров и специалистов в вузовских библиотеках.

Чурсина Л.Б. Кадровый потенциал библиотек Краснодарского края.

Захарова Г.М. Интернет-технологии: открытый доступ и самоархивирование.

Шатов И.В. Безопасность Wi-Fi-сетей.

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ "ТЕРМИН"

Земсков А.И. Авторское право - новые термины и понятия.

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Мелентьева Ю.П. "Институты нашей памяти: Архивы и библиотеки современной России" - специальный номер журнала "НЛО".

Шапошников А.Е. Вклад Т.Ф. Каратыгиной в персонификацию библиотечного дела.

Валеева Н.Г. "Чтоб не распалась связь времен…".

Литвина Л.Г., Смирнова Е.М. Возрождение научно-информационной деятельности в России.

ОТКЛИК НА ПУБЛИКАЦИЮ

Моргенштерн И.Г. О содержании электронной библиотеки.

ЮБИЛЕИ

Жданова З.А. Путь длиною в 75 лет.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Бычкова Е.Ф., Маршак М.Б. "Экологическая информация в современном мире" - семинар на конференции "Либком-2005".

НАШИ АВТОРЫ


Дискуссионный клуб "Термин"

УДК 378.78(470)(03)

Земсков А.И.

Авторское право - новые термины и понятия

Проблема защиты авторских прав (в том числе прав копирования и сканирования) широко дискутируется в профессиональной печати и популярных изданиях. Для России эта проблема особенно актуальна, поскольку нарушения авторских прав случаются в нашей стране нередко, а в библиотечной практике - сплошь и рядом. Столь желанное для российского правительства вступление в ВТО вновь и вновь откладывается, в том числе и по этой причине.

Нам следует быть в курсе новейших веяний в области авторского права, именно поэтому мы даем краткое толкование и перевод некоторых англоязычных терминов.

Явно или скрыто все приведенные в этом обзоре термины имеют отношение к формированию гражданского общества, о котором так любят рассуждать наши политики.

Еще одно наблюдение: многие инициативы по укреплению демократии в Интернете исходят из Гарварда и Массачусетского технологического института. Каждая из этих организаций может считаться "заповедником" лауреатов нобелевской премии. Что здесь причина, а что следствие - вот вопрос!

Первый термин, о котором следует рассказать, - копилефт (copyleft), противоположность копирайта (copyright) - обозначается перевернутой справа налево латинской буквой С внутри круга . Изобретатель этого термина Ричард Столлмен (Richard Stallmen), уроженец Нью-Йорка. Окончив Гарвардский университет по специальности "Физика", он поступил работать в соседний с Гарвардом Массачусетский технологический институт, где стал душой и сердцем компании хакеров этого института.

Столлмен - основатель движения за внедрение бесплатного программного обеспечения, основатель и душа некоммерческого Фонда бесплатных программ, изобретатель концепции "копилефт". В 1985 г. Столлмен опубликовал "Манифест бесплатного программного обеспечения" - Манифест ГНУ (GNU). Русскому человеку объяснить причудливое название этой инициативы (расшифровка акронима: "Антилопа гну - это не Юникс" - GNU's Not Unix) довольно трудно, разве что извилистым хакерским юмором и стремлением создать систему, аналогичную программе Unix, но при этом бесплатную.

Важный этап этого движения можно считать успешно завершенным в 1992 г., когда была выпущена "в народ" бесплатная операционная система Linux. Еще один массовый памятник GNU - сайт Гнутелла (Gnutella) по обмену музыкальными файлами в формате MP3 через Интернет.

Следующий термин из области авторского права - Creative Commons; обозначается двумя латинскими буквами СС внутри круга - . Попытаюсь сначала объяснить, а уже затем перевести это словосочетание. Прилагательное creative - творческий, креативный - понятно. Слово commons происходит из названия общинного луга, места выпаса скотины (по-деревенски - просто выпас). Один их крупных парков г. Бостона так и называется Boston Commons, поскольку когда-то там и был такой выпас, или общинный луг. По-видимому, и название нижней палаты английского парламента - Палата общин (House of Commons) - также восходит к этим же национальным корням.

Поскольку в русском языке перевод этого понятия еще не утвержден официально, можно предложить такое название данной концепции: творческая доступность. Другие варианты, например творческая поляна, доступ к творчеству, дробный копирайт, по-канцелярски строгое промежуточный копирайт, скромное разумный копирайт и даже кокетливое лужок для творчества - в принципе допустимы.

Так что, уважаемые читатели, выбирайте или придумывайте сами свой вариант перевода и направляйте нам ваши предложения по адресу ntb@gpntb.ru.

В чем суть концепции "творческая доступность"?

Зачастую обсуждение проблем защиты авторских прав выливается в две крайние позиции. На одном полюсе - концепция тотального контроля, когда регулируется каждое использование данного произведения, в котором, как утверждается, "все права защищены", и это считается нормой. На другом полюсе царит анархия, утверждение принципов такого мира, где творческой личности предоставлена колоссальная свобода, но и она сама может оказаться предметом эксплуатации. В этом смысле такие человеческие качества, как чувство меры, готовность к компромиссам и умеренность суждений, когда-то составлявшие основу решения вопросов всей системы защиты авторского права, поддерживавшие и одновременно защищавшие инновации, понемногу вымываются, исчезают из рассмотрения.

Концепция творческой доступности направлена на оживление этих базовых методологических принципов. В данном случае для удовлетворения общественных потребностей используется методика защиты прав отдельного человека (индивидуума), в результате чего творческие работы становятся более доступными. Этот подход развивает и дополняет концепцию бесплатного программного обеспечения или движения за формирование ресурсов открытого доступа. Конечная цель - совместное и кооперативное использование произведений в интересах общества, но предлагаемые способы опираются не на законотворчество или принуждение, а на добровольную позицию граждан, на их свободный выбор. Достаточно амбициозная задача, поставленная авторами этой идеи, звучит так: "Предложить творческим работникам лучший в мире механизм защиты их произведений и при этом гарантировать активное использование этих произведений".

Суть предложения состоит в том, чтобы снабжать произведение достаточно гибким набором защиты, а именно внедрить концепцию "некоторые права на данное произведение защищены". Можно сказать, что творческая доступность в понимании Creative Commons обеспечивает защиту в терминах сегодняшнего дня и в терминах возможного будущего развития. Формируется целый набор гибких, разумных правил копирайта, который выгодно отличается от ныне действующей и все более жесткой системы авторского права, принятой в большинстве стран "по умолчанию".

Первый проект по формированию системы творческой доступности разработан в декабре 2002 г., он касался выдачи бесплатных копирайт-лицензий для общественного использования. Будучи вдохновленными в какой-то мере успехом деятельности "Фонда бесплатного программного обеспечения", организаторы системы творческой доступности разработали сетевое приложение, предназначенное для того, чтобы люди творческие могли предложить свои произведения для общественного применения либо сохранить свои авторские права в целости или частично.

В отличие от нацеленности "Фонда..." на распространение бесплатных компьютерных программ, вновь созданная некоммерческая организация занимается защитой других творческих произведений, таких, как веб-сайты, научные разработки, литературные и музыкальные произведения, фильмы, фотографии, учебно-методические материалы и т.д.

Организаторы предполагают развернуть и продолжить то, что уже сделано по обеспечению лицензирования "для всех" самых разнообразных типов произведений. Целью является не только наращивание количества доступного в сети массива документов, но и обеспечение дешевого и простого доступа к ним. Такая задача решается путем разработки метаданных, которые можно использовать для формирования связи творческих произведений с общедоступным сектором сети или для создания машиночитаемого процесса автоматического лицензирования. Это позволит использовать те поисковые возможности, которые уже разработаны участниками проекта или имеются в сети, например, для поиска бесплатных фотографий (при условии, что имя автора будет упомянуто в скопированном материале) или песенных произведений, которые в принципе можно копировать, распространять или брать в качестве заставок без всяких к тому ограничений.

Можно полагать, что удобство работы с машиночитаемым лицензированием будет содействовать развитию творческой активности.

Некоммерческая организация Creative Commons создана в 2001 г. при поддержке Центра общественных организаций (Сenter for the Public Domain), сотрудников и студентов из Школы права Гарвардского университета, Школы права в сфере взаимодействия Интернета и общества при Стэнфордском университете.

В состав Совета директоров Creative Commons входят специалисты по киберправу и интеллектуальной собственности, компьютерщики и юристы, кинорежиссеры-документалисты, промышленники, сетевые издатели.

Получение лицензионной защиты от Creative Commons не означает отказа авторов от защиты системой копирайта. Это всего лишь передача некоторых прав на четко определенных и оговоренных условиях. Назовем и кратко рассмотрим эти условия.

"Атрибуция". Вы разрешаете копировать, распространять, демонстрировать ваше произведение, равно как и созданные на его основе другие произведения, но только на ваших условиях. Пример: госпожа М. публикует свою фотографию в сети и объявляет, что она защищена лицензией атрибуции. господин К. нашел эту фотографию и решил украсить ею первую страничку своего сайта. Пожалуйста, помещайте, но с указанием авторства госпожи М.

"Некоммерческое использование". Вы разрешаете копировать, распространять и исполнять ваше произведение, равно как и созданные на его основе другие произведения, но только в некоммерческих целях. Пример: господин К. публикует свою фотографию на веб-сайте и объявляет, что она защищена лицензией некоммерческого использования. Госпожа М. печатает эту фотографию, но не имеет права продавать ее без специального разрешения господина К.

"Использование без права создания на основе данного документа других произведений". Вы разрешаете показывать, копировать, распространять и исполнять только оригинальную версию вашего произведения, но не создавать на его основе другие произведения. Пример: Госпожа М. лицензирует запись своей песни на основе рассматриваемого типа лицензии. Господин К. хотел бы списать ее исполнение, сделать собственные дополнения и на этой основе создать новую песню. Делать этого нельзя без специального разрешения госпожи М.; исключение - если новый продукт господина К. не будет предназначен для продажи, а будет использоваться в рамках концепции справедливого пользования (fair use), т. е. для научных или учебных целей.

"Поступай так же". Вы разрешаете другим людям распространять вторичную работу на тех же условиях, что и при лицензии на пользование исходным документом. Понятно, что одновременное применение принципов лицензирования "Поступай так же" и "Без права создания на основе данного документа других произведений" невозможно. Пример: Фотография, сделанная господином К. и размещенная в сети под защитой лицензий типа "Некоммерческое использование" и "Поступай так же", очень понравилась госпоже М., художнику-любителю, работающей в жанре коллажа. Недолго думая, она взяла это фото и вставила в один из своих коллажей. Ничего страшного, однако госпожа М. не имеет права продавать этот коллаж.

Можно рассчитывать на то, что внедрение градаций защиты творческого произведения (вместо "черно-белого" да/нет) окажется разумным и перспективным для практической работы современных научно-технических, вузовских и других библиотек, в частности при создании электронных коллекций.

  
На главную