Научные и технические библиотеки №6 2006 год
Содержание:

Басов С.А. Библиотека в демократическом контексте. Статья 1. Библиотека и политические ценности.

Блюменау Д.И. Когнитивная интегральная составляющая творческого процесса

Ловкова Т.Б. Современные проблемы подготовки библиотечных специалистов.

Бочарникова Е.С. Профессиональное развитие библиотечных специалистов.

Плешкевич Е.А. Определение функций документа.

Сукиасян Э.Р. "Трудный" шаг от предметизации к координатному индексированию.

Брачковская Н.Б., Рубцов В.В. Библиографический формат UNIMARC и его российские производные. Справочная база данных.

Пирумова Л.Н. Информационные ресурсы по экологии ЦНСХБ Россельхозакадемии.

Мешечак Н.А., Шамардина Л.А., Колобов О.С., Терехова М.В. Модель комплексного доступа к медицинским информационным ресурсам.

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Авраева Ю.Б. Управление библиотекой - глазами ученого и практика.

ЮБИЛЕИ

Молодцова Н.В. Научно-медицинской библиотеке Сибирского государственного медицинского университета - 70 лет.

НАШИ АВТОРЫ


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

УДК 02

Авраева Ю.Б.

Управление библиотекой - глазами ученого и практика

Вопросы управления всегда были в центре внимания отечественного библиотековедения. Только за последние годы вышли фундаментальные работы:

Суслова И.М. Основы библиотечного менеджмента: Учеб.-практ. пособие. - М.: Либерея-Бибинформ, 2000. - 232 с.;

Управление библиотекой: Учеб.-практ. пособие / Аверьянов А.С., Ванеев А.Н., Горев В.Г. и др. - СПб.: "Профессия", 2002. - 302 с. (Серия "Библиотека");

Ванеев А.Н. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика / А.Н. Ванеев; СПбГУКИ. - СПБ.: "Профессия", 2004. - 368 с.;

Дригайло В.Г. Основы управления библиотекой высшего учебного заведения: Научно-практ. пособие./ Дригайло В.Г., Башун Е.В., Волынец В.Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: "Либерея-Бибинформ", 2004. - 328 с.;

Суслова И.М. Менеджмент в современной библиотеке: Науч.-метод. пособие. / Суслова И.М., Кармовский В.В. - М.: "Либерея-Бибинформ", 2004. - 176 с.

Во всех названных изданиях рассмотрены позиции авторов по вопросам о сущности и особенностях управления в современной библиотеке. Казалось бы, все уже сказано об управлении в библиотечном деле, библиотеке. Но вот вышло еще одно издание: Пашин А.И. "Библиотека как социально-культурная система: Вопросы управления". Учеб.-метод. пособие. - М.: "Либерея-Бибинформ", 2005. - 96 с.

Такой интенсивный интерес ученых-библиотековедов к проблемам управления в библиотеке, на мой взгляд, обусловлен постоянной и целенаправленной востребованностью новых знаний качественного управления каждой конкретно взятой библиотекой как руководителями-практиками разных уровней, так и молодыми специалистами. Профессиональная востребованность новых знаний об управлении обусловлена и теми изменениями, которые произошли в политической, экономической и социальной сферах.

Децентрализация федеральных полномочий и расширение управленческих функций регионов потребовали от всех учреждений и организаций модернизации системы управления на местах. Модернизация системы управления в библиотечном деле, в библиотеках рассматривается сегодня с позиций системного подхода и современной информатизации, корректировки социальных функций библиотечных учреждений, изменения взаимоотношений библиотек и органов государственной власти федерального, регионального уровней, местного самоуправления, общественных объединений. Об этом достаточно убедительно и в доступной форме говорится в учебно-методическом пособии А.И. Пашина.

Имя Алексея Ивановича Пашина, долгожителя в научном мире, известно многим практикам, труженикам библиотечного фронта 1960-1980-х гг. Он стоял у истоков современного этапа централизации массовых библиотек. А.И. Пашин - крупный управленец союзного масштаба - один из разработчиков первого "Положения о библиотечном деле СССР" (1984 г.). Ему есть что сказать, и он может дать оценку системе управления библиотечным делом, библиотекой, что наиболее ярко выражено в его книге "Управление библиотечным делом Российской Федерации: современная концепция" (1998 г.).

Автор более 90 научных и методических трудов по библиотековедению, А.И. Пашин стремится донести до практиков, студентов, слушателей СПК свои знания и понимание сути управления в условиях библиотеки как социально-культурной системы, основного звена библиотечного дела, самостоятельного хозяйствующего субъекта.

В новом пособии комплексно рассматриваются правовые основы управления библиотекой (этому посвящена 3-я глава). Автор активно использует отечественное законодательство, что придает содержанию пособия достоверность и объективность. Некоторые официальные документы включены в Приложение.

Теоретические основы управления - автор скромно называет их аспектами - отражены во 2-й главе; они изложены настолько просто и понятно, что не вызывает сомнения, что "Управление интегрирует все виды библиотечной деятельности, различных подразделений" (с. 24). Такой вывод автор делает на основе анализа библиотеки как системы управления (с. 23-24), состоящей из двух подсистем: управляющей и управляемой, каждая из которых осуществляет определенную деятельность.

Вызывает уважение позиция автора, когда он характеризует библиотеку как социально-культурную систему, которая постоянно изменяется и развивается. На ее развитие влияют не только изменения в области политики, экономики, социальной сферы, но и изменяющиеся потребности пользователей. Это можно рассматривать как единый процесс.

В § 1.3. "Библиотека как социально-культурный институт общества" А.И. Пашин убедительно демонстрирует связь между библиотекой и пользователями, их взаимное влияние, что является залогом развития каждого из этих субъектов. Развитие - выступает как ключевое слово, которым автор характеризует весь библиотечно-информационный комплекс; как синоним будущего библиотеки, как атрибут современного управления - пронизывает всё содержание учебного пособия и придает ему оптимистический характер. В этом я согласна с автором и приветствую его перспективное отношение к формированию нового образа библиотек - "интеллект-центров", работающих в рамках правительственной "Целевой комплексной программы развития публичных библиотек города Москвы на 2004-2006 уч. г.".

Мысль автора о влиянии на развитие библиотек возрастающих новых потребностей молодежи является, на мой взгляд, очень верной и дальновидной. В связи с этим немаловажны многовариантные определения понятия библиотека, благодаря чему складывается целостное представление не только о современной библиотеке, но и о ее предназначении в соответствии с глобальными изменениями в сфере производства новых информационных продуктов и услуг.

Достаточно привести определения, которые дает автор, раскрывая современное лицо библиотеки, ее роль и функции (§ 1.2; 1.3). "Современная библиотека - это информационный автоматизированный центр...", "центр развития интеллектуального и творческого потенциала читателей". "Библиотеки способствуют развитию культурных процессов, демократии, стабильности в обществе" (с. 15).

Так кому же работать в таких библиотеках? Какой должна быть кадровая политика библиотек?

На эти вопросы можно найти ответы в 4-й главе пособия - "Управление человеческими ресурсами библиотеки". Глава содержит характеристику управленческих кадров, структуру кадров, кадровой политики, представляющей, на взгляд автора, целую систему: аппарат управления, который должен сочетать знания с высокой требовательностью к кадрам, одновременно соблюдать технологию управления кадровыми ресурсами и уметь оценить уровень квалификации работника, эффективно использовать его способности, возможности, стремления к инновационной деятельности, учитывать психологические качества и т.д. Квалификационная модель руководителя, предложенная А.И. Пашиным, хорошо структурирована и также заслуживает внимания и одобрения (с. 71). В ней отражены новые требования к знаниям и умениям будущего руководителя, который должен владеть определенными сведениями, представлениями, личными качествами. Поэтому данная глава будет интересна и опытному, и начинающему руководителю.

На мой взгляд, четко сформулирована и раскрыта система организационной культуры библиотеки (с. 76), которой должны овладевать ее сотрудники, чтобы обеспечивать гармонизацию взаимоотношений как внутри коллектива, так и коллектива с внешней средой, пользователями, опираясь на фундаментальные ценности своего учреждения, сохраняя и приумножая их. Комплекс ценностей представляет собой совокупность организационных, этических, профессиональных идеалов и самосознания, норм и правил поведения, историю и традиции библиотеки, которые способствуют развитию гордости у сотрудников, стремление к творчеству и инновациям. Тем самым автор определил высокое предназначение организационной культуры, ее статус.

Организационной культуре как составляющей культуры управления необходимо уделять больше внимания, ибо она, на мой взгляд, является одним из ведущих, приоритетных показателей общей культуры библиотечных специалистов. Поэтому очень логично, что следующий параграф автор назвал "Социальная ответственность управленческих кадров". В нем речь идет о социальной ответственности библиотекаря и руководителя перед пользователями, в конечном счете перед обществом.

Социальная ответственность - это и социальный контроль со стороны руководителей, от которых зависит престиж библиотек в конкретном регионе, выполнение ими своих прямых социальных задач и обязанностей перед обществом. Такая роль библиотек является ролью, возвышающей и вдохновляющей библиотечных специалистов на новые успехи и новые качественные достижения. Основанием для такого оптимистического вывода служит книга А.И. Пашина "Библиотека как социально-культурная система: вопросы управления". Иными словами, вопросы культуры управления - это вопросы, которые касаются всех.

  
На главную