Научные и технические библиотеки №6 2006 год
Содержание:

Басов С.А. Библиотека в демократическом контексте. Статья 1. Библиотека и политические ценности.

Блюменау Д.И. Когнитивная интегральная составляющая творческого процесса

Ловкова Т.Б. Современные проблемы подготовки библиотечных специалистов.

Бочарникова Е.С. Профессиональное развитие библиотечных специалистов.

Плешкевич Е.А. Определение функций документа.

Сукиасян Э.Р. "Трудный" шаг от предметизации к координатному индексированию.

Брачковская Н.Б., Рубцов В.В. Библиографический формат UNIMARC и его российские производные. Справочная база данных.

Пирумова Л.Н. Информационные ресурсы по экологии ЦНСХБ Россельхозакадемии.

Мешечак Н.А., Шамардина Л.А., Колобов О.С., Терехова М.В. Модель комплексного доступа к медицинским информационным ресурсам.

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Авраева Ю.Б. Управление библиотекой - глазами ученого и практика.

ЮБИЛЕИ

Молодцова Н.В. Научно-медицинской библиотеке Сибирского государственного медицинского университета - 70 лет.

НАШИ АВТОРЫ


УДК 02:37

Ловкова Т.Б.

Современные проблемы подготовки библиотечных специалистов

Статья посвящена насущным проблемам высшей библиотечной школы: внедрению государственных стандартов, открытию новых специализаций, трудоустройству выпускников, консолидации усилий образования, науки, практики и др.

В последнее время наблюдается повышенный интерес к проблеме подготовки библиотечных кадров в условиях высшей школы. Об этом свидетельствует появление многочисленных публикаций на страницах профессиональной печати, например [1-7]. Несомненно, своеобразным импульсом для серьезных изменений в сфере библиотечного образования послужили объективные закономерности развития современного образовательного процесса: информатизация, гуманизация и интеграция всей системы знаний.

Принятие Закона Российской Федерации "Об образовании" (1996 г.), подписание Болонской конвенции (2003 г.) способствовали решительному обновлению образовательного процесса - появлению новых специальностей и специализаций, учебных курсов, образовательных программ, учебников и учебно-методических пособий, расширению тематики дипломных и курсовых работ и др. Вместе с тем модернизация высшей библиотечной школы выявила "болевые" точки в подготовке библиотечных специалистов.

Анализ организационной структуры библиотечно-информационных факультетов многих университетов культуры и искусств России (даже на уровне простого перечня названий кафедр факультета) показывает характерную трансформацию библиотечной профессии в сторону доминирования ее информационной составляющей. Так, в СПбГУКИ лишь одна кафедра сохранила в своем названии ключевое слово - библиотека - это кафедра библиотековедения и теории чтения. В то же время библиотековедам приходится выходить за рамки своего традиционного предмета изучения и исследовать пограничные области знания - "небиблиотечного читателя".

Активное формирование и использование междисциплинарного знания, изучение достижений смежных наук, внедрение инноваций - это веление времени. Однако разработка библиотечного дела должна гармонично осуществляться по всем существующим парадигмам. Реорганизация библиотечного образования тесно связана с внедрением государственных образовательных стандартов, отношение к которым со стороны профессорско-преподавательского состава неоднозначно.

Согласно Закону РФ "Об образовании" госстандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования [8. С. 8].

Многообразие учебных программ по одному предмету, их поливариантность вызывают одновременно и радость преподавателя, способного в полной мере реализовать свой творческий потенциал, и в тоже время - тревогу, так как выбор из альтернативных вариантов всегда требует детальной аргументации. Поэтому госстандарт становится спасательным ориентиром. Например, в преподавании курса "Библиотечное обслуживание" (как в любом другом предмете) содержится то объективное интегральное знание, которое должно быть передано студентам независимо от авторского прочтения курса.

Многообразие учебных авторских программ, альтернативность преподавания не отменяют нормативности и строгой логики в изложении предмета. Курс "Библиотечное обслуживание" читается на дневном, вечернем и заочном отделениях. Вместе с тем рабочие программы по учебному курсу развертываются согласно одному алгоритму преподавания, заложенному госстандартом.

За последнее десятилетие в библиотечном деле произошли глубинные перемены. Существенно изменились традиционная структура и технология библиотечного обслуживания. Во многих библиотеках разного типа появились отделы деловой информации, интернет-классы, медиатеки, центры консалтинговых услуг, центры чтения, досуга, интеллектуальные центры, рекламно-маркетинговые подразделения и т.п. [9. С. 20]. Поэтому сегодня наиболее динамичной является содержательная составляющая курса, которая постоянно обновляется с учетом изменений библиотечной реальности, обусловленных временем.

Эффективная корректировка содержательной переменной библиотечной дисциплины во многом зависит от диалога, который ведут между собой образование, практика и наука. Преодолевая возникающие ведомственные барьеры, библиотечное сообщество формирует единое профессиональное пространство. На мой взгляд, благодаря деятельности Российской библиотечной ассоциации, Санкт-Петербургского библиотечного общества у нас всех (библиотекарей-практиков, библиотековедов, преподавателей библиотечных дисциплин и многих других, болеющих за библиотечное дело) есть реальная возможность научиться смотреть на библиотечные проблемы поверх барьеров, способствовать повышению уровня корпоративной культуры.

Предлагая различные модели подготовки библиотечных специалистов, высшая школа выбирает сегодня культурологическую концепцию гуманитарного образования, которую разрабатывали С. Аверинцев, В. Библер, А. Гуревич, Ю. Лотман и другие ученые [10. С. 65]. Примечательно, что многие библиотековеды в начале ХХ в. (Л. Балковец, Н. Рубакин, Л. Хавкина и др.) неоднократно отмечали, что профессиональная подготовка библиотекарей требует в первую очередь высокого уровня общего культурного развития [11. С. 53].

Сегодня в университетах культуры и искусств России внедряются новые специальности и специализации. Особенно широк сектор специализаций библиотекарей - информационных работников: эксперты-текстологи, менеджеры по информации, специалисты по ИПС, информационные консультанты, специалисты по информационному аудиту, информационные брокеры, информатики-тектоники и др. [12. С. 11]. Процесс открытия и внедрения специализаций в вузах идет довольно бурно, но, к сожалению, стихийно - без предварительного проведения маркетинговых исследований в области образовательных услуг.

И тем не менее мы являемся свидетелями благотворного явления, потому что, как бы парадоксально это ни звучало, специализация не сужает духовный горизонт личности специалиста, напротив, значительно расширяет его [13. С. 153]. Ежегодно по итогам курса "Библиотечное обслуживание" проводится анонимный опрос студентов с целью выявления наиболее интересных и малоинтересных тем курса и качества преподавания. "Обратная связь" дает неожиданные результаты. Прагматический стиль мышления нового поколения студентов требует конкретных библиотечных дел, практико-ориентированного знания. Так, 38% опрошенных студентов предложили сократить историческую ретроспективу предмета и ограничиться изучением современного состояния библиотечного обслуживания.

Мы стараемся, чтобы тематика дипломных и курсовых работ была соотнесена с социальным библиотечным заказом. А в перспективе - с созданием экспериментального комплекса (профильная средняя школа - вуз - библиотека) - нацелить на конкретный социальный эффект всю систему практических и индивидуальных заданий, проектов, культурно-досуговых программ и др.

В настоящее время болезненно острой для многих библиотек С.-Петербурга (особенно вузовских, академических) остается кадровая проблема. В целом по стране наблюдается рассогласованность между рынком труда и рынком образовательных услуг, когда не более половины выпускников вузов работают по специальности. Низкий социальный статус и невысокий престиж библиотечной профессии, мизерная зарплата, сложные условия труда - с одной стороны, и богатый привлекательный рынок вакансий - с другой, приводят к тому, что наши выпускники легко находят рабочие места в "нишах" рядом с библиотекой: книжная торговля, журналистика, рекламно-издательская деятельность, связь с общественностью и др. Может ли сегодня высшая библиотечная школа повлиять на "неправильное" трудоустройство наших выпускников? Вряд ли.

Система государственного распределения при трудоустройстве давно канула в Лету. Наверное, логично, чтобы государственные вузы культуры и искусств готовили кадры в первую очередь для государственных учреждений. Но сегодня государство лишь частично финансирует высшую школу, которая активно развивает платные образовательные услуги. И мы окажемся в тупиковой ситуации, если библиотеки, терпящие кадровое бедствие, будут предъявлять обвинения в этом высшей библиотечной школе. Вопрос "кто виноват?" - мало конструктивен. Лучше вместе подумаем "что делать", чтобы переломить существующую ситуацию, преодолеть остаточный принцип финансирования культуры, поднять престиж профессии.

Мы уделяем пристальное внимание формированию инновационного мышления будущего библиотечного специалиста. Живой отклик у студентов находят активные формы преподавания библиотечной дисциплины: групповые дискуссии, деловые игры, мозговой штурм, социально-психологические тренинги (совместно с психологом) и др.

Анализ требований к специалисту, выдвигаемых фирмами-работодателями показывает, что от соискателя ожидают социально-психологической компетенции, энергичности, деловой активности, высокой адаптации к переменам, любознательности, уверенности в своих силах, увлеченности работой, готовности воспринимать новое, способности к саморазвитию, творчеству и другие личностные качества [14. С. 21-22].

Поиск новых стратегий создания благотворных условий для развития личности будущего библиотечного специалиста ведется неустанно - библиотечная профессия претерпевает системные изменения, связанные с процессами информатизации, гуманизации и интеграции образования.

Высшая библиотечная школа в настоящее время разрабатывает и внедряет культуроцентрическую модель личности библиотечного специалиста, которого отличают высокий уровень общего культурного развития, энциклопедичность гуманитарного знания, творческий потенциал, социально-психологическая компетентность. Модернизация высшей библиотечной школы связана с открытием новых специальностей и специализаций, что заставляет существенно расширить границы традиционных профессиональных знаний. Назревшие проблемы в сфере подготовки библиотечных кадров можно решить только с помощью консолидации разрозненных усилий библиотечной практики, науки и образования, активного воплощения оригинальных идей и творческих дерзаний.

Список использованных источников

1. Фонотов Г.П. Таков он библиотекарь: Популярная беседа в форме диалога для библиотекарей и не только... / Г.П. Фонотов. - М.: Либерея, 1997. - 176 с.

2. Каптерев А.И. Виртуальный мир российского библиотекаря: Опыт конкретно-социологического исследования профессионального сознания библиотечных специалистов: Моногр. / А.И. Каптерев. - М.: Профиздат, 2001. - 256 с.

3. Подготовка и непрерывное образование библиотечно-информационных кадров: Библиогр. указ. / Сост. Ю.Н. Дрешер, С.В. Заборовская. - Казань: Медицина, 2002. - 132 с.

4. Сукиасян Э.Р. Библиотечное образование: традиции и современность / Э.Р. Сукиасян // Информ. бюллетень РБА. - 2002. - № 22. - С. 155-160.

5. Езова С.А. Культура общения библиотекарей: учеб.-метод. пособие / С.А. Езова. - М.: Либерея, 2004. - 144 с.

6. Мазурицкий А.М. Вузы культуры в системе непрерывного библиотечного образования / А.М. Мазурицкий // Библиотека и закон. - 2004. - № 1 (16). - С. 368-371.

7. Соколов А.В. Доживем до воскресения (перспективы библиотечной профессии в ХХI веке) / А.В. Соколов // Ретроспектива-70. - СПб., 2004. - С. 104-124.

8. Закон Российской Федерации "Об образовании" // Рос. газ. - 1996. - 23 января. - № 13 (1373).

9. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: Новая реальность. // М.Я. Дворкина. - М.: МГУКИ, ИПО Профиздат, 2000. - 46 с.

10. Хамитов Э.Ш. Контингент гуманитарного вуза: теория, подходы, практика формирования / Э.Ш. Хамитов. - Челябинск: Факел, 1999. - 211 с.

11. Библиотечные кадры: Пути совершенствования профессиональной и социально-психологический компетентности. - Улан-Удэ: ВСГАКИ, 1998. - 123 с.

12. Библиотека и библиотекарь в современном мире. - Казань: Медицина, 1999. - 208 с.

13. Магомедов Н.М. Неизвестная школа / Н.М. Магомедов. - Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1993. - 233 с.

14. Первая Международная Летняя Библиотечная Школа, 26 июня - 7 июля 2000 г. Москва: сб. материалов / Сост. Н.В. Жадько, М.А. Чуркина, И.В. Кузьмина. - М.: Б.и., 2001. - 92 с.

  
На главную