Научные и технические библиотеки №6 2006 год
Содержание:

Басов С.А. Библиотека в демократическом контексте. Статья 1. Библиотека и политические ценности.

Блюменау Д.И. Когнитивная интегральная составляющая творческого процесса

Ловкова Т.Б. Современные проблемы подготовки библиотечных специалистов.

Бочарникова Е.С. Профессиональное развитие библиотечных специалистов.

Плешкевич Е.А. Определение функций документа.

Сукиасян Э.Р. "Трудный" шаг от предметизации к координатному индексированию.

Брачковская Н.Б., Рубцов В.В. Библиографический формат UNIMARC и его российские производные. Справочная база данных.

Пирумова Л.Н. Информационные ресурсы по экологии ЦНСХБ Россельхозакадемии.

Мешечак Н.А., Шамардина Л.А., Колобов О.С., Терехова М.В. Модель комплексного доступа к медицинским информационным ресурсам.

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Авраева Ю.Б. Управление библиотекой - глазами ученого и практика.

ЮБИЛЕИ

Молодцова Н.В. Научно-медицинской библиотеке Сибирского государственного медицинского университета - 70 лет.

НАШИ АВТОРЫ


УДК 02:37

Бочарникова Е.С.

Профессиональное развитие библиотечных специалистов

Представлена система профессионального развития специалистов Белгородской государственной универсальной научной библиотеки.

Сегодня профессиональные знания быстро устаревают, поэтому способность организации содействовать постоянному повышению квалификации своих сотрудников является одним из важнейших факторов ее успешной деятельности.

В течение прошлого века внутриорганизационное профессиональное развитие прошло путь от элементарного обучения на рабочем месте до ключевого организационного процесса, в который вовлечены практически все сотрудники. В распоряжении современных организаций имеется огромное количество методов профессионального развития сотрудников всех уровней, накоплен колоссальный опыт их использования. К началу XXI в. внутрикорпоративное образование стало реальным конкурентом высших и специальных учебных заведений, а по многим параметрам превзошло их.

Предоставление сотрудникам возможностей профессионального развития укрепляет их лояльность к руководству, положительно влияет на мотивацию и трудовую дисциплину. Однако основная цель состоит не в улучшении морального климата в коллективе. Сегодня ведущие организации затрачивают на профессиональное развитие своих сотрудников значительные средства - от 2 до 10% фонда заработной платы. Эти затраты являются капиталовложениями организации в развитие своих сотрудников, от которых она ожидает отдачи в виде повышения производительности и улучшения качества работы, т.е. увеличения вклада каждого сотрудника в достижение организационных целей как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе.

Снижение этой отдачи в 1990-е гг. заставило руководство Белгородской государственной универсальной научной библиотеки (БГУНБ) внимательно изучить систему непрерывного профессионального развития своих специалистов. Оказалось, что большинство традиционных инструментов крайне неэффективны. Такие методы обучения, как семинары и лекции, попали в число самых нерезультативных. Система, построенная на принципах массовости и универсальности, долгосрочного планирования, воспитания корпоративности и во многом опирающаяся на аудиторные методы обучения, не соответствовала потребностям постоянного обновления. Начались поиски новой системы организации профессионального развития. К настоящему времени ее черты уже сформировались.

Своеобразным девизом сегодняшней концепции развития персонала БГУНБ является "Развитие библиотеки через развитие персонала". Библиотека и сотрудник - по-прежнему партнеры по развитию, однако с новыми параметрами: сотрудник учится у библиотеки и через библиотеку, а библиотека - у сотрудника и через него. Процесс развития соединяется с процессом труда, приобретение знаний становится интегральной частью последнего, а не отдельно стоящим занятием. Таким образом, система профессионального развития специалистов обеспечивает условия для поддержания и развития индивидуальной базы знаний и навыков. Происходит смещение в использовании методов развития в пользу тех, кто непосредственно связан с профессиональной деятельностью. Например, для развития руководителей наиболее эффективными являются такие инструменты, как новая должность с более широким кругом обязанностей, руководство проектом, осуществление программы перемен на рабочем месте или в подразделении, перемещение в новое функциональное подразделение, создание нового направления работы. Естественно, что такой индивидуализированный подход к профессиональному развитию увеличивает финансовые и временные издержки.

Мероприятия по развитию персонала могут быть индивидуальными или частью групповой работы. Они могут быть частью повседневной работы или осуществляться вне рабочего места, ориентироваться на приобретение специфичных навыков и умений или развитие более общих компетенций, которые могут быть использованы в самых разнообразных практических ситуациях, отличных от первоначальной ситуации обучения.

Поощряющий и поддерживающий климат в библиотеке позволяет причислить ее к самообучающейся организации. Мероприятия по развитию персонала предоставляют возможность всем сотрудникам высказывать свои взгляды, обсуждать реализацию поставленных задач и способы преодоления возможных трудностей, а также предлагать свои собственные способы выполнения работы. В этом состоит принцип равных возможностей развития всех сотрудников библиотеки.

Наиболее распространенной формой профессионального развития специалистов БГУНБ является собственно профессиональное обучение.< letter-spacing:.2pt"> У нас накоплен немалый опыт, который в июле 2005 г. рекомендован коллегией Управления культуры Белгородской области для использования всем библиотечным системам области.

БГУНБ применяет максимально возможное количество методов обучения как непосредственно на рабочем месте (инструктаж, наставничество, ротация), так и вне его (лекции, семинары, деловые игры). Развитие информационных технологий обогатило этот набор такими инструментами, как доступ в Интернет и обучающие компьютерные программы.

Как один из элементов профессионального развития своих специалистов администрация БГУНБ использует устойчивые горизонтальные коммуникации, которые обеспечиваются формированием команды единомышленников, что кардинально отличается от традиционной расстановки кадров. Это позволяет осуществлять профессиональное развитие персонала в процессе ежедневной практической работы, в первую очередь в процессе сотрудничества в командах, рабочих группах.

Групповая работа позволяет плодотворно использовать и развивать знания, навыки и творческие способности людей при решении организационных задач. В то же время в группе могут доминировать несколько человек, а остальные - практически не участвовать в работе. Для преодоления подобных проблем в работе групп используются специальные методики, направленные на структурирование взаимодействия членов группы и их развитие. Наиболее распространены круговой сбор идей, мозговой штурм и дискуссии в малых группах.

Команды создаются для различных целей, их формы разнообразные. В одной команде работают люди, обладающие не только хорошим уровнем профессиональных знаний, но и высоким личностным инновационно-творческим потенциалом. В команде вырабатываются навыки коллективной деятельности, умение принимать решение сообща.

Иногда команды образуются для выполнения определенной функции. Например, дирекция библиотеки стала административной командой, заведующие структурными подразделениями объединились в менеджерскую команду и т.п.

Команды в библиотеке часто создаются для решения дискретных задач. Обычно это небольшие команды, которые формируются для разработки стратегии или политики в определенной области деятельности библиотеки - организации и проведении важных акций, мероприятий (например, организация и проведение дня библиотек, научно-практических конференций, дней литературы, диагностического обследования централизованной библиотечной системы, подготовки аналитического доклада, проекта нормативного документа, социологического исследования и др.). Такие команды в БГУНБ называются рабочими группами.

< letter-spacing:.3pt">Команды формируются также для осуществления определенных проектов. Проектные команды создаются на конкретный срок, более длительный, чем рабочие группы. К ним относятся команды по разработке и реализации целевых программ, грантовых заявок в благотворительные фонды, конкурсных проектов для участия в целевых программах Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.

Для повышения гибкости и мастерства персонала, с целью выявления потенциальных членов проектных и дискретных команд в библиотеке используется ротация - профессиональное выполнение работы друг друга, в том числе и выполнение рядовыми сотрудниками обязанностей менеджеров. В последнее время администрация БГУНБ активно использует горизонтальную ротацию, позволяющую сотрудникам полнее проявить свой творческий потенциал.

Частью профессионального развития специалистов БГУНБ является система мотиваций, одно из главных качеств которой - адресность. В библиотеке разработана система поощрения наиболее заинтересованных в своем развитии сотрудников, включающая надбавки и доплаты к должностным окладам, премии за наиболее эффективные проекты и исследования, публикацию материалов исследований в издаваемом библиотекой сборнике "Библиотечная жизнь Белгородчины", интересные и престижные командировки.

Достаточно популярная форма профессионального развития персонала в БГУНБ - планирование и развитие карьеры. Суть этого метода состоит в партнерстве между сотрудником и администрацией библиотеки с целью профессионального развития специалиста. Служба управления персоналом и администрация библиотеки берет на себя оценку потенциала сотрудника, создание планов возможного карьерного роста, определение потребностей в обучении для подготовки к более высоким должностям, организацию этого обучения и оценку прогресса. Сотрудник участвует в периодическом обсуждении с руководством своих карьерных интересов и прогресса их реализации, проходит обучение и при удачном стечении обстоятельств продвигается по служебной лестнице.

Еще один метод профессионального развития, который также активно используется администрацией библиотеки в последнее время, - подготовка сотрудников для занятия ключевых должностей в БГУНБ. Система работы с резервом включает определение, развитие, мониторинг прогресса, назначение на новую должность и помощь в адаптации будущих руководителей. В последние годы к этой сфере привлечено повышенное внимание руководства библиотеки, поскольку стало понятно, как велико влияние ее эффективности на долгосрочный успех. То же самое справедливо и в отношении работы с молодыми сотрудниками, обладающими лидерским потенциалом - их развитие стало еще одним нашим приоритетом.

В настоящее время апробируется новая форма работы: несколько сотрудников, имеющих определенный лидерский и творческий потенциал, в течение некоторого времени по очереди исполняют обязанности заведующего тем структурным подразделением, в котором работают. По окончании испытательного срока служба управления персоналом совместно с администрацией библиотеки принимает решение, кто из них займет эту должность, на основе заранее разработанных критериев оценки деятельности руководителя данного подразделения.

Таким образом, речь идет не просто о внедрении новых методов профессионального развития персонала, а о формировании новой философии отношений сотрудника и организации по поводу профессионального развития первого, что соответствует общемировым тенденциям. Профессиональное развитие рассматривается нами не только как обучение. Обучение и профессиональное развитие ни в коем случае не должны отождествляться друг с другом. Профессиональное обучение, несомненно, должно занять достойное место в системе профессионального развития, но не самое главное. На современном этапе нужна новая концепция профессионального развития библиотечных специалистов, ориентированная прежде всего на личность - личность с высоким творческим и лидерским потенциалом, на которую в последующем можно будет делать ставки в плане стратегического развития организации.

  
На главную