УДК 02
Езова С.А.
Дискурс о библиотечном пространстве
Представлены характеристики библиотечного пространства
как библиотечно-культурного, социобиблиотечного и библиотечно-коммуникационного.
В информационно-семиотическом подходе к культуре имеются
попытки рассмотреть ее как мир смыслов [1. С. 112–114].
Культура – это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои
творения, действия. Через смыслы проявляется уникальность, индивидуальность,
неповторимость личности. Человек черпает смыслы из культуры и наделяет ими свою
жизнь [1. С. 114].
По мнению В. Франкла, движущей силой поведения, деятельности,
психологии личности является ее стремление (воля) к смыслу своего существования
[2]. Смысл существования реализуется каждым человеком в различных
ценностях: материальных, духовных. В число духовных ценностей, в частности,
входят отношение человека к чтению, к библиотеке, его читательские потребности,
интересы, знания, читательские навыки… культура чтения и т.д.
Сущностной характеристикой смысла является его движение,
активность. Рассматривая интеллигенцию в феноменолого-диалектической сущности,
А.Ф. Лосев отмечает, что она «есть смысловая активность, активность смысла,
эйдоса, осмысления» [3. С. 395].
А.В. Соколов понимает под культурой «совокупность
овеществленных и неовеществленных, т.е. искусственных социальных смыслов» [4.
С. 229]. Коммуникационная деятельность в его интерпретации есть движение смыслов
в социальном пространстве… [4. С. 360]. «Для того чтобы началась
социальная коммуникация, человек должен определить, осуществить свои смыслы,
т.е. воплотить их в содержание коммуникационного сообщения. Коммуникационное
сообщение движется в материальном пространстве и времени, достигая реципиента.
Чтобы завершилась коммуникация, реципиенту нужно распределить смысловые
содержания сообщения, т.е. понять его и включить в свою психику, точнее в
индивидуальную память» [4. С. 31].
Культура существует в пространстве, в пространстве
осуществляется и движение ее смыслов. В работах П.А. Флоренского находим
рассуждения о роли пространства в жизнедеятельности человека, в различных ее
проявлениях. В «Органопроекции» П.А. Флоренский утверждает: «Вся культура может
быть истолкована как деятельность организации пространства <…> наших жизненных
отношений, и тогда соответственная деятельность называется техникой». Следующие
виды пространства в его интерпретации: искусство, наука и философия [5.
С. 695–696]. В работе «Анализ пространственности в художественно-изобразительных
произведениях» он продолжает развитие этих мыслей, а именно: отношения между
духовной и материальной жизнью обсуждаются в связи с пространством, в котором
происходит в основном организация человеческого существования [5. С.
695].
Учитывая существенную значимость пространства для культуры,
как материальной, так и духовной, попытаемся осознать место библиотеки в этом
пространстве.
Культурное пространство содержит различные виды пространств,
обусловленных особенностями того или иного вида деятельности. Так, специфику
библиотечного пространства определяют библиотечно-информационная деятельность,
ее культурные смыслы. В дальнейшем будем именовать его библиотечно-культурным
пространством. Оно состоит из совокупности культурных смыслов, вложенных:
-
в материально-техническую базу библиотеки;
-
документный фонд;
-
электронно-коммуникационные технологии;
-
средства автоматизации, компьютеризации;
-
произведения искусства, культуры (картины, предметы старины и
др.);
-
растительный мир (цветы, пальмы);
-
музейные экспонаты;
-
животный мир (аквариум, живой уголок);
-
предметы рукоделия, поделки и др.;
-
памятники архитектуры на территории библиотеки;
-
духовные ценности: знания, навыки, вкусы библиотекарей и
читателей и др.
Библиотечно-культурное пространство – это территория
библиотеки и всех мест, где она реализует свои контакты с пользователями, где
проводятся библиотечные мероприятия.
Сфера культурного пространства библиотеки обогащается за счет
создания в недрах библиотек музеев, приобретения подлинных образцов искусства,
культуры, растительного и животного мира.
Можно предположить, что феномен библиотечно-культурное
пространство не идентичен феномену библиотечная среда, значимость
изучения которой, по мнению М.Я. Дворкиной, до сих пор не осознана библиотечными
специалистами [6]. Библиотечная среда – составная часть
библиотечно-информационного пространства.
Отношения между субъектами библиотечно-информационной
деятельности – носителями культурных смыслов имеют не только межличностный, но и
социальный характер и реализуются в социальном пространстве библиотечной
деятельности, поэтому их совокупность можно представить как социобиблиотечное
пространство, в котором присутствуют следующие социальные отношения:
-
библиотекаря с читателями разных социальных групп;
-
между читателями разных социальных групп;
-
в библиотечном коллективе как малой социальной группе;
-
в малых читательских группах, в коллективах читателей;
-
библиотекаря с населением;
-
библиотекаря с представителями разных социальных групп,
субкультур и др.
Социальные отношения влияют на содержание коммуникации, ее
эффективность. Особую остроту в настоящее время приобретает проблема
толерантности во взаимоотношениях представителей различных социальных слоев,
групп и организации среди них поликультурного диалога.
Движение смыслов духовной культуры посредством коммуникации,
общения происходит в коммуникационном пространстве. Оно также обусловлено
спецификой той или иной деятельности.
Библиотечно-информационная деятельность осуществляется путем
общения (традиционного и виртуального) [7], ее особенности проявляются
соответственно в традиционном и виртуальном библиотечно-коммуникационном
пространстве.
Традиционное библиотечно-коммуникационное пространство
включает обмен культурными смыслами между библиотекой и:
-
органами власти;
-
обществами, конфессиями;
-
другими библиотеками;
-
органами и учреждениями культуры (помимо библиотек);
-
организациями и учреждениями (кроме учреждений культуры);
-
средствами массовой информации;
-
спонсорами, волонтерами;
-
коллегами в коллективе;
-
читателями (межличностное общение) и др.
Традиционное библиотечно-коммуникационное пространство имеет
место в масштабах государства, конкретного региона, локальной местности.
Специфика виртуального библиотечно-коммуникационного
пространства обусловлена тем, что читатели, находясь в библиотеке, получают
информацию по Интернету; удаленные пользователи посредством Интернета
обеспечиваются доступом к документным и электронным фондам библиотек и т.п.
Коммуникационная функция изначально присуща библиотеке. Она
наглядно представлена и в модели Ю.Н. Столярова, включающей документный фонд,
МТБ, читателя (пользователя) и библиотекаря. Впоследствии библиотека осмыслена
им как коммуникационная система [8].
В библиотечном (материализованном) пространстве конкретной
библиотеки происходит движение фонда через взаимодействие между библиотекарем и
читателем, а в библиотеках-автоматах документ с помощью технических устройств
доставляется читателю, т.е. налицо коммуникация, но не на межличностной основе.
В любом случае библиотека была, есть и будет коммуникационным
учреждением.
Интересный феномен утопической коммуникационной
(плюралистической), поликультурной библиотеки представила Е.Ю. Гениева [9.
С. 52–59], обрисовав модель библиотеки как «школы общения», равноправного
общения в ситуации диалога, противопоставив ее ныне существующей просвещенческой
библиотеке.
Однако библиотека отзеркаливает жизнь общества, его
потребности в той или иной социальной коммуникации, поскольку существует с ним в
одном культурном пространстве.
Более 10 лет назад получило широкое распространение
метафорическое выражение: диалог культур; по аналогии появились
словосочетания: диалог цивилизаций, диалог поколений, диалог
религий и т.п.
В метафору вкладывают различные смыслы: открытость, равные
права и позиции партнеров, взаимоуважение и многие другие характеристики
диалога.
Диалог – это одна из форм взаимодействия. Решающую роль в нем
играют отношения людей друг к другу, они и определяют характер общения. В
психологии выделяют диалогическое и монологическое общение. Наш
исследовательский опыт изучения типов общения библиотекаря с читателем показал,
что диалогическое общение не занимает лидирующего места при библиотечном общении
в библиотеках разных видов и с различными категориями читателей. (Речь идет о
национальных, вузовских, ЦБС, ЦРБ, школьных, поселенческих библиотеках, о
категориях читателей: студенты, преподаватели, служащие, школьники, сельские
жители, пенсионеры и др.)
Наряду с названными типами общения нами выделен нормативный
тип взаимодействия (для него характерно соблюдение этикетных норм общения), т.е.
наблюдается общение ради приличия, как правило свернутое, так как партнеры не
заинтересованы в межличностном контакте друг с другом. В сравнении с
диалогическим оно лидирует. Диалогические формы группового взаимодействия в
библиотеках, даже в публичных, используются редко.
Ассоциации, возникшие при упоминании понятия диалог,
пробудили следующие вопросы. Обучают ли диалогу в вузах культуры в рамках курса
«Библиотечно-информационное обслуживание»? Во всех ли вузах готовят к
диалогическому взаимодействию с читателями? Как обстоят дела в системе повышения
квалификации библиотекарей? Имеются ли у библиотекарей потребность и
квалификация для организации диалогического пространства (умение выбрать
помещение, расставить столы, стулья для общения, подготовить аудиторию к
дискуссии, диспуту, "круглым столам" и другим формам общения)? Обладают ли
библиотекари коммуникативной компетенцией? и т.д.
К сожалению, многие читатели пока еще не осознают библиотеку
как центр общения, прежде всего воспринимают ее как образовательный, культурный
и информационный центр [10].
Но в этом направлении имеются подвижки. Так, среди новаций в
деятельности библиотек Германии специалисты отмечают их превращение в центры
общения, позволяющие детям контактировать со сверстниками, библиотекарями,
психологами [11. С. 43]. Наблюдается тенденция трансформации некоторых
отделов библиотек в центры общения и в России, что обусловлено насущной
потребностью разных категорий читателей в общении. Однако барьером
диалогического взаимодействия в обществе, в том числе и в библиотеках, является
прежде всего низкий уровень культуры общения современников [12].
Библиотеки должны быть провозглашены такими центрами на
официальном уровне. Инициатива снизу срабатывает, но в порядке исключения.
Несмотря на демократические процессы, в обществе силен диктат власти, ее
официальная поддержка. Никаких существенных изменений не произойдет, если не
будет директивного указания о превращении библиотек в центры общения.
Соответственно в вузах и училищах культуры должна быть предусмотрена подготовка
общающихся библиотекарей.
В заключение отмечу, что осознание библиотечно-информационной
деятельности в библиотечном пространстве и его модификациях – это перспективное
направление библиотековедческих исследований.
Список использованных источников
1.
Культурология: учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высш.
образование. – 2005. – 566 с.
2.
Франкл В.Э. Доктор и душа. / В.Э. Фракл. – СПб.: «Ювента», 1997. – 287 с.
3.
Лосев А.Ф. Личность и Абсолют / А.Ф. Лосев. / Сост. и общ. ред. А.А.
Тахо-Годи. – М.: Мысль, 1999. – 719 с.
4.
Соколов А.В. Метатеория социальной коммуникации. / А.В. Соколов. – СПб.,
2001. – 351 с.
5.
П.А. Флоренский: про etcontra / Сост., вступ. ст., примеч. и библиогр.
К.Г. Исупова. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: РХТИ, 2001. – 824 с. – (Русский
путь).
6.
Дворкина М.Я. Общение в структуре библиотечной деятельности. / М. Я.
Дворкина. // Библиотечное общение: традиции, инновации: Материалы междунар.
науч.-практ. конф., Улан-Удэ, 27 июня 2005 г. / ФГОУ ВПО ВСГАКИ; сост. и автор
предисловия С.А. Езова; отв. ред. Т.А. Немчинова. – Улан-Удэ: Изд.-полигр.
комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ. – С. 41–43.
7.
Езова С.А. Библиотека – центр человеческого общения. / С.А. Езова. //
Библиотековедение. – 2005. – № 5. – С. 122–125.
8.
Столяров Ю.Н. Библиотека – коммуникационная система. / Ю.Н. Столяров. //
Библиотечное общение: традиции, инновации: Материалы междунар. науч.-практ. конф.,
Улан-Удэ, 27 июня 2005 г. / ФГОУ ВПО ВСГАКИ; сост. и автор предисловия С.А.
Езова; отв. ред. Т.А. Немчинова. – Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ФГОУ ВПО
ВСГАКИ. – С. 138–141.
9.
Гениева Е.Ю. Культура как способ разрешения конфликтов: роль библиотек. /
Гениева Е.Ю // Науч. и техн. б-ки. – 2006. – № 1. – С. 43–59.
10.Фрост О. Роль книги и чтения в жизни Южно-Уральского села. / О.
Фрост. // Библиополе. – 2006. – № 1. – С. 13–22.
11.Столяров Ю.Н. Библиотечный фонд для детей: учеб. пособие / Ю.Н.
Столяров, А.В. Маркина, Т.Н. Соколова, О.Р. Старовойтова; Под ред. Ю.Н.
Столярова. – М.: Школ. б-ка, 2005. – 248 с.
12.Арнольдов А.И. Диалог культур – веление времени. / А.И. Арнольдов.
– М.: Междунар. изд-во «Информациология», 2005. – 12 с.
|