Научные и технические библиотеки №9 2006 год
Содержание:

Езова С.А. Дискурс о библиотечном пространстве

Сукиасян Э.Р. Универсальная десятичная классификация.
Возникновение, распространение в современном мире

Шилов В.В. Обменные фонды: история с учетом

Арутюнова О.Р. Информационно-библиографическое обслуживание
в вузовской библиотеке в условиях филиальной системы

Стахевич А.М. Перевод обслуживания читателей вузовской библиотеки
на автоматизированную технологию с использованием штрих-кода:
некоторые итоги первого этапа работы

Блюменау Д.И. Конспектирование электронных документов
методом визуального сканирования размеченного текста

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Полтавская Е.И. Размышления на тему: что общего между
библиотековедением, библиографоведением, книговедением… и что такое документ?

Столяров Ю.Н. Зачем документология нужна документоведению
и зачем – книговедению? Маленькая картинка для выяснения
больших вопросов

ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ
ТЕХНОЛОГИИ

Воройский Ф.С. Защита информационных ресурсов

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Свергунова Н.М. Научно-методический семинар «Библиотеки учебных заведений: традиции и новые ориентиры»

НАШИ АВТОРЫ


УДК 02

Езова С.А.

Дискурс о библиотечном пространстве

Представлены характеристики библиотечного пространства как библиотечно-культурного, социобиблиотечного и библиотечно-коммуникационного.

В информационно-семиотическом подходе к культуре имеются попытки рассмотреть ее как мир смыслов [1. С. 112–114].

Культура – это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения, действия. Через смыслы проявляется уникальность, индивидуальность, неповторимость личности. Человек черпает смыслы из культуры и наделяет ими свою жизнь [1. С. 114].

По мнению В. Франкла, движущей силой поведения, деятельности, психологии личности является ее стремление (воля) к смыслу своего существования [2]. Смысл существования реализуется каждым человеком в различных ценностях: материальных, духовных. В число духовных ценностей, в частности, входят отношение человека к чтению, к библиотеке, его читательские потребности, интересы, знания, читательские навыки… культура чтения и т.д.

Сущностной характеристикой смысла является его движение, активность. Рассматривая интеллигенцию в феноменолого-диалектической сущности, А.Ф. Лосев отмечает, что она «есть смысловая активность, активность смысла, эйдоса, осмысления» [3. С. 395].

А.В. Соколов понимает под культурой «совокупность овеществленных и неовеществленных, т.е. искусственных социальных смыслов» [4. С. 229]. Коммуникационная деятельность в его интерпретации есть движение смыслов в социальном пространстве… [4. С. 360]. «Для того чтобы началась социальная коммуникация, человек должен определить, осуществить свои смыслы, т.е. воплотить их в содержание коммуникационного сообщения. Коммуникационное сообщение движется в материальном пространстве и времени, достигая реципиента. Чтобы завершилась коммуникация, реципиенту нужно распределить смысловые содержания сообщения, т.е. понять его и включить в свою психику, точнее в индивидуальную память» [4. С. 31].

Культура существует в пространстве, в пространстве осуществляется и движение ее смыслов. В работах П.А. Флоренского находим рассуждения о роли пространства в жизнедеятельности человека, в различных ее проявлениях. В «Органопроекции» П.А. Флоренский утверждает: «Вся культура может быть истолкована как деятельность организации пространства <…> наших жизненных отношений, и тогда соответственная деятельность называется техникой». Следующие виды пространства в его интерпретации: искусство, наука и философия [5. С. 695–696]. В работе «Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях» он продолжает развитие этих мыслей, а именно: отношения между духовной и материальной жизнью обсуждаются в связи с пространством, в котором происходит в основном организация человеческого существования [5. С. 695].

Учитывая существенную значимость пространства для культуры, как материальной, так и духовной, попытаемся осознать место библиотеки в этом пространстве.

Культурное пространство содержит различные виды пространств, обусловленных особенностями того или иного вида деятельности. Так, специфику библиотечного пространства определяют библиотечно-информа­ционная деятельность, ее культурные смыслы. В дальнейшем будем именовать его библиотечно-культурным пространством. Оно состоит из совокупности культурных смыслов, вложенных:

  • в материально-техническую базу библиотеки;

  • документный фонд;

  • электронно-коммуникационные технологии;

  • средства автоматизации, компьютеризации;

  • произведения искусства, культуры (картины, предметы старины и др.);

  • растительный мир (цветы, пальмы);

  • музейные экспонаты;

  • животный мир (аквариум, живой уголок);

  • предметы рукоделия, поделки и др.;

  • памятники архитектуры на территории библиотеки;

  • духовные ценности: знания, навыки, вкусы библиотекарей и читателей и др.

 

Библиотечно-культурное пространство – это территория библиотеки и всех мест, где она реализует свои контакты с пользователями, где проводятся библиотечные мероприятия.

Сфера культурного пространства библиотеки обогащается за счет создания в недрах библиотек музеев, приобретения подлинных образцов искусства, культуры, растительного и животного мира.

Можно предположить, что феномен библиотечно-культурное пространство не идентичен феномену библиотечная среда, значимость изучения которой, по мнению М.Я. Дворкиной, до сих пор не осознана библиотечными специалистами [6]. Библиотечная среда – составная часть библиотечно-информационного пространства.

Отношения между субъектами библиотечно-информационной деятельности – носителями культурных смыслов имеют не только межличностный, но и социальный характер и реализуются в социальном пространстве библиотечной деятельности, поэтому их совокупность можно представить как социобиблиотечное пространство, в котором присутствуют следующие социальные отношения:

  • библиотекаря с читателями разных социальных групп;

  • между читателями разных социальных групп;

  • в библиотечном коллективе как малой социальной группе;

  • в малых читательских группах, в коллективах читателей;

  • библиотекаря с населением;

  • библиотекаря с представителями разных социальных групп, субкультур и др.

 

Социальные отношения влияют на содержание коммуникации, ее эффективность. Особую остроту в настоящее время приобретает проблема толерантности во взаимоотношениях представителей различных социальных слоев, групп и организации среди них поликультурного диалога.

Движение смыслов духовной культуры посредством коммуникации, общения происходит в коммуникационном пространстве. Оно также обусловлено спецификой той или иной деятельности.

Библиотечно-информационная деятельность осуществляется путем общения (традиционного и виртуального) [7], ее особенности проявляются соответственно в традиционном и виртуальном библиотечно-коммуника­ционном пространстве.

Традиционное библиотечно-коммуникационное пространство включает обмен культурными смыслами между библиотекой и:

  • органами власти;

  • обществами, конфессиями;

  • другими библиотеками;

  • органами и учреждениями культуры (помимо библиотек);

  • организациями и учреждениями (кроме учреждений культуры);

  • средствами массовой информации;

  • спонсорами, волонтерами;

  • коллегами в коллективе;

  • читателями (межличностное общение) и др.

 

Традиционное библиотечно-коммуникационное пространство имеет место в масштабах государства, конкретного региона, локальной местности.

Специфика виртуального библиотечно-коммуникационного пространства обусловлена тем, что читатели, находясь в библиотеке, получают информацию по Интернету; удаленные пользователи посредством Интернета обеспечиваются доступом к документным и электронным фондам библиотек и т.п.

Коммуникационная функция изначально присуща библиотеке. Она наглядно представлена и в модели Ю.Н. Столярова, включающей документный фонд, МТБ, читателя (пользователя) и библиотекаря. Впоследствии библиотека осмыслена им как коммуникационная система [8].

В библиотечном (материализованном) пространстве конкретной библиотеки происходит движение фонда через взаимодействие между библиотекарем и читателем, а в библиотеках-автоматах документ с помощью технических устройств доставляется читателю, т.е. налицо коммуникация, но не на межличностной основе.

В любом случае библиотека была, есть и будет коммуникационным учреждением.

Интересный феномен утопической коммуникационной (плюралистической), поликультурной библиотеки представила Е.Ю. Гениева [9. С. 52–59], обрисовав модель библиотеки как «школы общения», равноправного общения в ситуации диалога, противопоставив ее ныне существующей просвещенческой библиотеке.

Однако библиотека отзеркаливает жизнь общества, его потребности в той или иной социальной коммуникации, поскольку существует с ним в одном культурном пространстве.

Более 10 лет назад получило широкое распространение метафорическое выражение: диалог культур; по аналогии появились словосочетания: диалог цивилизаций, диалог поколений, диалог религий и т.п.

В метафору вкладывают различные смыслы: открытость, равные права и позиции партнеров, взаимоуважение и многие другие характеристики диалога.

Диалог – это одна из форм взаимодействия. Решающую роль в нем играют отношения людей друг к другу, они и определяют характер общения. В психологии выделяют диалогическое и монологическое общение. Наш исследовательский опыт изучения типов общения библиотекаря с читателем показал, что диалогическое общение не занимает лидирующего места при библиотечном общении в библиотеках разных видов и с различными категориями читателей. (Речь идет о национальных, вузовских, ЦБС, ЦРБ, школьных, поселенческих библиотеках, о категориях читателей: студенты, преподаватели, служащие, школьники, сельские жители, пенсионеры и др.)

Наряду с названными типами общения нами выделен нормативный тип взаимодействия (для него характерно соблюдение этикетных норм общения), т.е. наблюдается общение ради приличия, как правило свернутое, так как партнеры не заинтересованы в межличностном контакте друг с другом. В сравнении с диалогическим оно лидирует. Диалогические формы группового взаимодействия в библиотеках, даже в публичных, используются редко.

Ассоциации, возникшие при упоминании понятия диалог, пробудили следующие вопросы. Обучают ли диалогу в вузах культуры в рамках курса «Библиотечно-информационное обслуживание»? Во всех ли вузах готовят к диалогическому взаимодействию с читателями? Как обстоят дела в системе повышения квалификации библиотекарей? Имеются ли у библиотекарей потребность и квалификация для организации диалогического пространства (умение выбрать помещение, расставить столы, стулья для общения, подготовить аудиторию к дискуссии, диспуту, "круглым столам" и другим формам общения)? Обладают ли библиотекари коммуникативной компетенцией?  и т.д.

К сожалению, многие читатели пока еще не осознают библиотеку как центр общения, прежде всего воспринимают ее как образовательный, культурный и  информационный центр [10].

Но в этом направлении имеются подвижки. Так, среди новаций в деятельности библиотек Германии специалисты отмечают их превращение в центры общения, позволяющие детям контактировать со сверстниками, библиотекарями, психологами [11. С. 43]. Наблюдается тенденция трансформации некоторых отделов библиотек в центры общения и в России, что обусловлено насущной потребностью разных категорий читателей в общении. Однако барьером диалогического взаимодействия в обществе, в том числе и в библиотеках, является прежде всего низкий уровень культуры общения современников [12].

Библиотеки должны быть провозглашены такими центрами на официальном уровне. Инициатива снизу срабатывает, но в порядке исключения. Несмотря на демократические процессы, в обществе силен диктат власти, ее официальная поддержка. Никаких существенных изменений не произойдет, если не будет директивного указания о превращении библиотек в центры общения. Соответственно в вузах и училищах культуры должна быть предусмотрена подготовка общающихся библиотекарей.

В заключение отмечу, что осознание библиотечно-информационной деятельности в библиотечном пространстве и его модификациях – это перспективное направление библиотековедческих исследований.

Список использованных источников

1.    Культурология: учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высш. образование. – 2005. – 566 с.

2.    Франкл В.Э. Доктор и душа. / В.Э. Фракл. – СПб.: «Ювента», 1997. – 287 с.

3.    Лосев А.Ф. Личность и Абсолют / А.Ф. Лосев. / Сост. и общ. ред. А.А. Тахо-Годи. – М.: Мысль, 1999. – 719 с.

4.    Соколов А.В. Метатеория социальной коммуникации. / А.В. Соколов. – СПб., 2001. – 351 с.

5.    П.А. Флоренский: про etcontra / Сост., вступ. ст., примеч. и библиогр. К.Г. Исупова. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: РХТИ, 2001. – 824 с. – (Русский путь).

6.    Дворкина М.Я. Общение в структуре библиотечной деятельности. / М. Я. Дворкина. // Библиотечное общение: традиции, инновации: Материалы междунар. науч.-практ. конф., Улан-Удэ, 27 июня 2005 г. / ФГОУ ВПО ВСГАКИ; сост. и автор предисловия С.А. Езова; отв. ред. Т.А. Немчинова. – Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ. – С. 41–43.

7.    Езова С.А. Библиотека – центр человеческого общения. / С.А. Езова. // Библиотековедение. – 2005. – № 5. – С. 122–125.

8.    Столяров Ю.Н. Библиотека – коммуникационная система. / Ю.Н. Столяров. // Библиотечное общение: традиции, инновации: Материалы междунар. науч.-практ. конф., Улан-Удэ, 27 июня 2005 г. / ФГОУ ВПО ВСГАКИ; сост. и автор предисловия С.А. Езова; отв. ред. Т.А. Немчинова. – Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ. – С. 138–141.

9.    Гениева Е.Ю. Культура как способ разрешения конфликтов: роль библиотек. / Гениева Е.Ю // Науч. и техн. б-ки. – 2006. – № 1. – С. 43–59.

10.Фрост О. Роль книги и чтения в жизни Южно-Уральского села. / О. Фрост. // Библиополе. – 2006. – № 1. – С. 13–22.

11.Столяров Ю.Н. Библиотечный фонд для детей: учеб. пособие / Ю.Н. Столяров, А.В. Маркина, Т.Н. Соколова, О.Р. Старовойтова; Под ред. Ю.Н. Столярова. – М.: Школ. б-ка, 2005. – 248 с.

12.Арнольдов А.И. Диалог культур – веление времени. / А.И. Арнольдов. – М.: Междунар. изд-во «Информациология», 2005. – 12 с.

  
На главную