Научные и технические библиотеки №9 2006 год
Содержание:

Езова С.А. Дискурс о библиотечном пространстве

Сукиасян Э.Р. Универсальная десятичная классификация.
Возникновение, распространение в современном мире

Шилов В.В. Обменные фонды: история с учетом

Арутюнова О.Р. Информационно-библиографическое обслуживание
в вузовской библиотеке в условиях филиальной системы

Стахевич А.М. Перевод обслуживания читателей вузовской библиотеки
на автоматизированную технологию с использованием штрих-кода:
некоторые итоги первого этапа работы

Блюменау Д.И. Конспектирование электронных документов
методом визуального сканирования размеченного текста

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Полтавская Е.И. Размышления на тему: что общего между
библиотековедением, библиографоведением, книговедением… и что такое документ?

Столяров Ю.Н. Зачем документология нужна документоведению
и зачем – книговедению? Маленькая картинка для выяснения
больших вопросов

ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ
ТЕХНОЛОГИИ

Воройский Ф.С. Защита информационных ресурсов

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Свергунова Н.М. Научно-методический семинар «Библиотеки учебных заведений: традиции и новые ориентиры»

НАШИ АВТОРЫ


Дискуссионный клуб

УДК 02+01+002.2

Полтавская Е.И.

Размышления на тему:
что общего между библиотековедением,
библиографоведением, книговедением…
и что такое документ?

Различья будешь признавать – найдешь единство
на земле. (Р. Тагор)

В последнее время библиотековедение, библиографоведение и книговедение относят к документально-коммуникационным наукам [1, 2]. Еще раз поразмышляем: почему?

Коммуникация (от лат. communicatio) – сообщение, связь, путь сообщения. Сообщение как передача чего-либо существует не только между людьми, но и, например, между муравьями (они выделяют феромоны – ароматические вещества, меняющие их поведение), некоторыми попугаями (их пение – действительно диалог, дуэт: каждая птица выпевает фразу, которую подхватывает партнер). Таким образом, коммуникация – это вид взаимодействия между субъектами, под которыми могут подразумеваться не только отдельные особи (люди, животные; некоторые опыты позволяют думать, что и растения), но и их группы.

Настоящая коммуникация всегда имеет обратную связь, отклик (“неответ” – это тоже форма ответа; иногда безмолвие красноречивее самой бурной реакции, но оно прерывает общение). Полное понимание между субъектами также ведет к уничтожению коммуникации. Однако субъекты входят в социальные системы, и на самом деле коммуникация существует и в виде сложной сети взаимоотношений разных социальных систем, которые к тому же имеют способность к увеличению и разрастанию.

Общая схема адресант (коммуникант) – сообщениеадресат (коммуникат, реципиент) известна достаточно давно. Обычно под сообщением понимается информация (чаще в виде материального воплощения), передаваемая по коммуникационному каналу, который обеспечивает движение [2. С. 138].

В известном учебнике “Документный ресурс” Ю.Н. Столяров рассматривает социальные системы, выделяя в них четыре обязательных компонента: “производимая системой ценность; служебный персонал; материально-техническая база; контингент пользователей” [3. С. 10]. Эти компоненты системы сообщаются между собой. Другими словами, в любых социальных институтах – от банка до ателье – можно выделить коммуникативную связь кто? – что? – кому? – с помощью чего? (так как для реализации коммуникации почти всегда нужны некоторые материально-технические средства). Разница – только в предоставляемой услуге.

Обслуживание в библиотеках, информационных центрах, музеях, архивах М.Я. Дворкина характеризует как «разновидность информационного обслуживания» [4. С. 5]. “Предоставление информационных услуг пользователям, – говорит она далее, – один из общих признаков, характерных для всех учреждений, занятых информационным обслуживанием (как основной и как вспомогательной деятельностью)” [4. С. 12].

Однако понятие информационная услуга достаточно широкое. Нас же интересует только услуга по предоставлению документа и содержащейся в нем информации, т. е. документальная коммуникация как вид смысловой (семантической) коммуникации.

О.П. Коршунов в статье “Система документальных коммуникаций” делит коммуникации на социальные (между людьми) и несоциальные (в животном мире) [5. С. 121]. Социальные – на информационные и неинформационные (транспорт например). В свою очередь, информационные коммуникации можно подразделить на документальные и недокументальные (например устные). Другую схему коммуникации предлагает А.В. Соколов [2].

Понятно, что библиотекарей интересует документальная коммуникация, которая осуществляется с помощью документа. Но что такое документ? Определение документа как некоторой социальной информации, зафиксированной “человеком на некотором материальном носителе в целях ее хранения, распространения и использования” [5. С. 122], на мой взгляд, не совсем точно. Ведь и несоциальную информацию человек может фиксировать, хранить, распространять и использовать (например, пение птиц или шумы космоса). Однако прежде, чем дать иное (свое) определение документа, вспомним схему строения некоторых социальных институтов, чьей главной функцией является либо создание, либо хранение и/или их использование документов.

Библиотековедение, книговедение, библиографоведение, архивоведение и т. п. относятся к документально-коммуникационным наукам именно потому, что каждая из них изучает либо деятельность социальных институтов, занимающихся созданием, использованием и хранением документов для общества, либо продукты их деятельности.

Библиотека – один из социальных институтов, призванный хранить и содействовать использованию самых разных документов во все эпохи: от глиняных табличек, свитков, книг, газет, журналов до CD, кинофильмов и т. д. Среди библиотековедов известна модель 4-элементной системы библиотека Ю.Н. Столярова [5, 6] (рис. 1). Таким образом осуществляется связь, документальная коммуникация: кто? – что? – кому? – с помощью чего?

Рис. 1. Модель системы библиотека:

 БФ – библиотечный фонд, состоящий из библиотечных документов (бД); КП – контингент пользователей; БП – библиотечный персонал; МТБ – материально-техническая база (с помощью которой обеспечивается сохранность и использование документов).

 

Итак, повторим за Ю.Н. Столяровым: под вопросом что? в социальном институте библиотека, в конечном итоге, понимается библиотечный документ (бД). Интегративное свойство системы библиотека – коммуникация (как доставка, возможность пользования) библиотечного документа, (т. е. такого документа, который хранят и используют в данное время в библиотеках и которым удобно пользоваться) контингенту пользователей библиотеки (бД – КП).

 

Рассмотрим другой социальный институт – архив, модель которого тоже можно изобразить в виде 4-элементной системы (рис. 2).

Рис. 2. Модель системы архив:

рД – ретроспективный (архивный) документ; аКП – контингент пользователей архива; АП – персонал архива; МТБаМТБ архива.

 

Интегративное свойство системы архив – коммуникация архивного документа (ретро-документа, вышедшего из употребления, но имеющего историческую ценность) контингенту пользователей архива (рД – аКП). Под коммуникацией здесь понимается также путь, доставка документа пользователю.

В социальных институтах, занимающихся книгоизданием, книгораспространением и книгоописанием также можно выделить коммуникацию кто? – что? – кому? – с помощью чего? Причем, кто? – это издатель (кнИ), книготорговец (кнТ), книжный логистик (кнЛ). Под вопросом кому? понимается контингент пользователей (читатели, покупатели книг) – кнКП. С помощью чего? – МТБкн (печатные станки, компьютеры и др.). Под вопросом что? понимается книга.

Но что такое книга? Если отвлечься от поэтизации этого слова (например, П. Отле: “Книги... создают в совокупности материализованную Память Человечества” [8. С. 257]) и вспомнить не только современные печатные книги, но и амбарные книги (без текста), и рукописные, и навощенные дощечки или глиняные таблички, то общим у всех них будет то, что это – материальные объекты в форме кодекса. Чтобы отсечь книги без текста (новые записные книжки например), надо ввести более узкое определение – для книг, несущих семантическую информацию в знаковой форме. Чтобы исключить, например, амбарные и инвентарные книги – надо в определение ввести понятие о книге как об одном из воплощений интеллектуального произведения.

В результате получается:

книга – это искусственный материальный объект в виде кодекса (общее определение), который: 1) несет семантическую информацию в знаковой форме; 2) является одним из воплощений интеллектуального произведения. Причем, могут присутствовать все признаки книги либо только один из них.

Заметим, что одно из определений документа гласит: это материальный носитель с информацией в знаковой форме. Следовательно, книга, несущая семантическую информацию в знаковой форме, есть документ в виде кодекса, т. е. книга – один из видов документа. А наука книговедение, занимающаяся “изучением книгоиздания, книгораспространения и книгоописания” [9. С. 6], также является одной из документально-коммуникационных наук, отвечающих на вопросы кто? – что? – кому? – с помощью чего? Причем под вопросом что? понимается книга как вид документа (кнД) [10, 11]. Итак, книжное дело – комплекс систем, который можно также представить в виде модели (рис. 3).

Рис. 3. Модель комплекса систем книжное дело:

кнД – книга как документ; кнКП – контингент пользователей, читателей, покупателей книги; кнП (кнИ, кнТ, кнЛ) – персонал, участвующий в книжном деле; МТБкнМТБ в книжном деле.

 

Интегративное свойство комплекса систем книжное дело – коммуникация книги (как вида документа) своим пользователям (кнД – кнКП). Здесь под коммуникацией следует понимать производство книги, ее создание, распространение и доставку пользователю.

Сразу хочу сказать, что бытующее выражение электронная книга считаю, исходя из приведенного определения книги (документ в виде кодекса), неприемлемым. Есть электронный документ, электронное издание (ГОСТ 7.83–2001).

Наука библиографоведение изучает библиографию как особый вид деятельности, в результате которой появляется вторичный – библиографический – документ (бгД). Известно, что отдельного социального института библиографии нет; библиографическая деятельность осуществляется в разных социальных институтах: в библиотеке, в издательстве, в книжном магазине, в архиве... Но если библиографические службы присутствуют в различных социальных институтах, там имеется та же документально-коммуникационная связь: кто? – библиографы, библиографический персонал (бгП) – что? – библиографический документ (бгД) – кому? – контингенту пользователей (бгКП) – с помощью чего? – материально-технической базы, которая распределена по различным социальным институтам, где работают библиографы (МТБр). Библиографоведение изучает, таким образом, не конкретный социальный институт, но все ту же документально-коммуникационную связь кто? – что? – кому? – с помощью чего? и элементы этой связи. Значит, библиография – такая же система. Это можно выразить моделью (рис. 4).

Рис. 4. Модель системы библиография:

бгД – библиографический документ; бгКП – контингент пользователей библиографических документов; бгП – библиографический персонал; МТБр – распределенная МТБ библиографов.

 

Интегративное свойство системы библиография – коммуникация библиографического документа, т. е. вторичного документа – контингенту пользователей (бгД – бгКП). Под коммуникацией здесь следует понимать создание документа о документе, содействие использованию первичного документа.

 

Подведем итоги. Суть коммуникации всех социальных институтов можно изобразить 4-элементной моделью: кто? – что? – кому? – с помощью чего? Под вопросом кто? надо понимать персонал любого социального института. Под вопросом что? – ту услугу, которую предоставляет обществу тот или иной социальный институт. Под вопросом кому? – тех пользователейуслуги, ради удовлетворения потребностей которых существует данный социальный институт. А под вопросом с помощью чего? – материально-техническую базу, которая позволяет осуществить данную услугу.

Напомню, нас интересуют только те социальные институты и системы, которые специализируются на создании, сохранении и использовании документов, т. е. осуществляют их коммуникацию.

Все рассматриваемые в этой статье науки (библиотековедение, библиографоведение, книговедение, архивоведение...) изучают не просто коммуникационную систему, а документально-коммуникационную связь (систему), в которой элемент что? – это всегда документ. Он может быть библиотечным (для библиотеки), библиографическим (т. е. вторичным – в библиографии), книжным (для книжного дела), ретроспективным (т. е. вышедшим из употребления – в архиве), музейным, т. е. имеющим культурную ценность (в музее), но все-таки – документом. Несколько лет назад Т.В. Майстрович, сравнив понятийный аппарат библиотековедения, архивоведения и музееведения, пришла к выводу: библиотеки, музеи, архивы имеют дело практически с одними и теми же видами документов. Таким образом, существует единое документное пространство [12. С. 19].

Вторым общим элементом документально-коммуникационных систем является элемент кому? – контингент пользователей (читатели, покупатели, посетители... словом, те, кому нужен тот или иной вид документа, т. е. дКП).

Третьим общим элементом является элемент с помощью чего? – МТБ. Она может быть библиотечным зданием или библиотечным оборудованием, может быть книгоиздательскими станками, компьютерами и т. д., сконцентрированной в определенном социальном институте или распределенной. Но все же это – материально-техническая база, на основе которой создается, хранится либо используется документ (МТБд)!

Наконец, четвертым общим для всех документально-коммуникационных систем элементом является элемент кто? – это люди, которые создают, сохраняют, распространяют или содействуют распространению документа, т. е. персонал (дП). Поэтому можно представить любую документально-коммуникационную систему в виде следующей модели (рис. 5).

 

Рис. 5. Познавательная модель документально-коммуникационной системы:

Д – документ вообще; дКП – контингент пользователей; дП – персонал, создающий, хранящий или помогающий использовать документы; МТБд – материально-техническая база для создания, хранения, использования, приобретения документов.

 

Эту модель назовем познавательной потому, что она позволяет решить экспертную задачу что будет, если... [13. С. 30]. Такая модель удобна для изучения общего в социальных системах, участвующих в документальной коммуникации.

Итак, в документально-коммуникационных системах элемент что – всегда только документ. Этим они и отличаются от других социальных коммуникационных систем (например, педагогики, искусствознания, музыкознания).

Однако документально-коммуникационная связь Д – дКП (документ – контингент пользователей документа) есть то, что соединяет между собой социальные институты, создающие, хранящие и помогающие использовать документ. Связь Д – дКП есть та сущностная связь, ради которой существуют и библиотеки, и книжное дело, и библиография, и архивы, и музеи. Это можно выразить моделью (рис. 6) которая позволяет понять место библиотеки и других социальных институтов, занимающихся документально-коммуникационной деятельностью, по отношению друг к другу.


Рис 6. Прагматическая модель документально-коммуникационной системы.

Данная модель может считаться прагматической, так как она олицетворяет конструктивную задачу как сделать, чтобы... [13. С. 30].

Случайно ли в разных социальных системах наблюдается повторяемость структур и свойств? Конечно, нет. Признак повторяемости  явлений есть объективный критерий наличия у них внутренней закономерности, носящей объективный характер. Следовательно, эти системы подчиняются общему для них закону, который проявляется в интегративном свойстве всех документально-коммуникационных систем – коммуникации документа. Отдельное (индивидуальное, частное, особенное) этих социальных систем изучается соответствующими науками. Общее же, что их объединяет, должна изучать другая наука.

Как же в таком случае назвать эту общую науку? Предлагаю термин документальная коммуникология (как часть более общей науки об общении, только еще формирующейся, – коммуникологии [14]).

Что же будет изучать предполагаемая наука? Документальная коммуникология должна иметь свой объект изучения – это реальную или воображаемую линию (связь), по которой документ доставляется пользователю,
т. е. 4-элементная система Д – дКП – дП – МТБд (документ – контингент пользователей документа – персонал, создающий, хранящий и способствующий использованию документа – материально-техническая база для реализации документальной коммуникации).

Сущность любого объекта изучения проявляется в его структуре, его функциях и во временных изменениях структуры и функций. Следовательно, предметами документальной коммуникологии (аспектами объекта) должны явиться структура системы (рис. 5), функции элементов, их взаимоотношения внутри системы и с внешней средой, а также интегративные (эмерджентные) свойства системы, возникшие как результат взаимодействия элементов между собой; временной характер связей элементов этой системы.

Наличие законов в этой науке еще предстоит установить, но фактом является, например, существование документальных потоков и потребителей документов в обществе, количества постоянное увеличение их. Пары
Д – дКП, дП – Д, дП – дКП, Д – МТБд… можно назвать диалектическими, так как их элементы один без другого в документальной коммуникации не существуют [13. С. 144]. Наличие диалектических пар, которые всегда являются подсистемами некой системы, подтверждает факт реального существования рассматриваемой нами системы документальной коммуникации: Д – дКП – дП – МТБд.

 

Что же такое документ? Документ создается любым социальным институтом для семантической коммуникации (первый закон документологии [15]). В сущности, зафиксированная семантическая социальная коммуникация – это и есть документальный процесс. Документ, следовательно, – это созданный для данной семантической социальной коммуникации материальный объект, который существует отдельно или как самостоятельная часть целого, при контакте с которым пользователь (субъект и/или специальное устройство) может его познать, т. е. извлечь из него информацию (отражение мысли, воли, чувства).

Попробуем сформулировать основные дефиниции документов.

Общее определение – для документальной коммуникологии: документ – это фиксированная единица данной семантической социальной коммуникации.

Музейный документ – это фиксированная единица данной семантической социальной коммуникации, имеющая культурную ценность.

Книга как воплощение интеллектуального произведения – это фиксированная единица данной семантической социальной коммуникации, содержащая информацию в знаковой форме на вещественном носителе в форме кодекса.

Электронный документ – это фиксированная единица данной семантической социальной коммуникации, содержащая информацию в знаковой форме на энергетическом носителе, которая создается, сохраняется и используется с помощью ЭВМ.

Общее определение для документологии: документ – это фиксированная единица данной семантической социальной коммуникации, которая содержит информацию в знаковой форме на любом (вещественном и/или энергетическом) носителе.

Библиографический документ – это фиксированная единица данной семантической социальной коммуникации, содержащая информацию в знаковой форме на любом (вещественном и/или энергетическом) носителе и являющаяся при этом вторичным документом, т. е. документом о документе.

Библиотечный документ – это удобная для комплектования библиотечного фонда, хранения и использования фиксированная единица данной семантической социальной коммуникации, содержащая информацию в знаковой форме на любом (вещественном и/или энергетическом) носителе. Слово удобная считаю в этом определении необходимым признаком, так как, допустим, глиняные таблички, которыми неудобно пользоваться в наше время, сейчас не являются библиотечным документом и библиотеки ими не комплектуются.

Обязательный экземпляр – это библиотечный документ, который соответствует информационной потребности данной библиотеки.

Архивный документ – это фиксированная единица данной семантической социальной коммуникации, вышедшая из употребления, но имеющая историческую ценность, так как содержит информацию в знаковой форме на любом (вещественном и/или энергетическом) носителе.

В заключение хочется подчеркнуть, что ни один объект невозможно дефинировать однозначно, различные определения дополняют друг друга и позволяют лучше понять сущность исследуемого.

Буду благодарна за любой отклик, ведь “безмолвие” ведет к прекращению коммуникации!

Список использованных источников

1.        Столяров Ю.Н. Место библиотековедения в системе наук наконец-то установлено // Науч. и техн. б-ки. – 2003. – № 3. – С. 37–39.

2.        Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 461 с.

3.        Столяров Ю.Н. Документный ресурс: учеб. пособие. – М.: Либерея, 2001. – 152 с.

4.        Дворкина М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход. – М.: Профиздат, 2003. – 112 с.

5.        Коршунов О.П. Система документальных коммуникаций (СДК) // Вестник МГУКИ. – 2003. – № 2. – С. 121–126.

6.        Столяров Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход: моногр. – М., 1981. – 335 с.

7.        Столяров Ю.Н. Системная сущность библиотеки // Школ. б-ка. – 2003. – № 1. – С. 26–28.

8.        Отле П. Библиотека, библиография, документация: избранные труды пионера информатики / Рос. гос. б-ка; пер. с англ и фр. Р.С. Гиляревского и др.; Предисл., сост., коммент. Р.С. Гиляревского. – М.: ФАИР-ПРЕСС, Пашков дом, 2004. – 350 c.

9.        Баренбаум И.Е. Книговедение и электронная книга // Книга. Исследования и материалы. – М.: Терра, 1999. – Сб. 76. – С. 5–15.

10.     Швецова-Водка Г.Н. Функциональная сущность и свойства книги // Книга. Исследования и материалы. – М.: Терра, 1995. – Сб. 71. – С. 69–96.

11.     Швецова-Водка Г.Н. Книга и документ: соотношение понятий // Книга. Исследования и материалы. – М.: Терра, 1994. – Сб. 68. – С. 19–37.

12.     Майстрович Т.В. Библиотеки, архивы, музеи: понятийный ряд // Библиотековедение. – 2000. – № 3. – С. 16–22.

13.     Жилин Д.М. Теория систем: опыт построения курса. – М. : КомКнига, 2006. – 184 с.

14.     Василик М.А. Наука о коммуникации или теория коммуникации? К проблеме теоретической идентификации // Актуальные проблемы теории коммуникации. Сб. науч. тр. – СПб. – Изд-во СПбГПУ, 2004. – С. 4–11 (или на сайте http://www.abc-globe.com/vasilik.htm ).

15.     Столяров Ю.Н. Документология // Библиотечное дело и проблемы информатизации общества: тез. докл. междунар. науч. конф., Москва, 27–28 апр. 1999 г.: в 2-х ч. – Ч. 1. – М., 1999. – С. 38–39. – Соавт. Т.В. Надольская.

 

  
На главную