Содержание:
Езова С.А. Дискурс о библиотечном пространстве
Сукиасян Э.Р. Универсальная
десятичная классификация.
Возникновение, распространение в современном мире
Шилов В.В. Обменные фонды: история с учетом
Арутюнова О.Р. Информационно-библиографическое
обслуживание
в вузовской библиотеке в условиях филиальной системы
Стахевич А.М. Перевод
обслуживания читателей вузовской библиотеки
на автоматизированную технологию с использованием штрих-кода:
некоторые итоги первого этапа работы
Блюменау Д.И. Конспектирование
электронных документов
методом визуального сканирования размеченного текста
ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
Полтавская Е.И. Размышления
на тему: что общего между
библиотековедением, библиографоведением, книговедением… и что такое документ?
Столяров Ю.Н. Зачем
документология нужна документоведению
и зачем – книговедению? Маленькая картинка для выяснения
больших вопросов
ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ
ТЕХНОЛОГИИ
Воройский Ф.С. Защита информационных ресурсов
НОВЫЕ СТАНДАРТЫ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ
Свергунова Н.М. Научно-методический
семинар «Библиотеки учебных заведений: традиции и новые ориентиры»
НАШИ АВТОРЫ
|
|
Дискуссионный клуб
УДК 02+01+002.2
Полтавская Е.И.
Размышления на тему:
что общего между библиотековедением,
библиографоведением, книговедением…
и что такое документ?
Различья будешь признавать – найдешь
единство
на земле. (Р. Тагор)
В последнее время библиотековедение, библиографоведение и
книговедение относят к документально-коммуникационным наукам [1, 2].
Еще раз поразмышляем: почему?
Коммуникация (от лат. communicatio)
– сообщение, связь, путь сообщения. Сообщение как передача чего-либо существует
не только между людьми, но и, например, между муравьями (они выделяют феромоны
– ароматические вещества, меняющие их поведение), некоторыми попугаями (их
пение – действительно диалог, дуэт: каждая птица выпевает фразу, которую
подхватывает партнер). Таким образом, коммуникация – это вид взаимодействия
между субъектами, под которыми могут подразумеваться не только отдельные особи
(люди, животные; некоторые опыты позволяют думать, что и растения), но и их
группы.
Настоящая коммуникация всегда имеет обратную связь, отклик
(“неответ” – это тоже форма ответа; иногда безмолвие красноречивее самой бурной
реакции, но оно прерывает общение). Полное понимание между субъектами также
ведет к уничтожению коммуникации. Однако субъекты входят в социальные системы,
и на самом деле коммуникация существует и в виде сложной сети взаимоотношений
разных социальных систем, которые к тому же имеют способность к увеличению и
разрастанию.
Общая схема адресант (коммуникант) – сообщение
– адресат (коммуникат, реципиент)
известна достаточно давно. Обычно под сообщением понимается информация (чаще в
виде материального воплощения), передаваемая
по коммуникационному каналу, который обеспечивает движение [2. С. 138].
В известном учебнике “Документный ресурс” Ю.Н. Столяров
рассматривает социальные системы, выделяя в них четыре обязательных компонента:
“производимая системой ценность; служебный персонал; материально-техническая
база; контингент пользователей” [3.
С. 10]. Эти компоненты системы сообщаются между собой. Другими словами, в любых
социальных институтах – от банка до ателье – можно выделить коммуникативную
связь кто? – что? – кому? – с помощью чего? (так как для реализации
коммуникации почти всегда нужны некоторые материально-технические средства).
Разница – только в предоставляемой услуге.
Обслуживание в библиотеках, информационных центрах, музеях,
архивах М.Я. Дворкина характеризует как «разновидность информационного
обслуживания» [4. С. 5].
“Предоставление информационных услуг пользователям, – говорит она далее, – один
из общих признаков, характерных для всех учреждений, занятых информационным
обслуживанием (как основной и как вспомогательной деятельностью)” [4. С. 12].
Однако понятие информационная
услуга достаточно широкое. Нас же интересует только услуга по
предоставлению документа и
содержащейся в нем информации, т. е. документальная коммуникация как вид
смысловой (семантической) коммуникации.
О.П. Коршунов в статье “Система документальных коммуникаций”
делит коммуникации на социальные (между людьми) и несоциальные (в животном
мире) [5. С. 121]. Социальные – на
информационные и неинформационные (транспорт например). В свою очередь,
информационные коммуникации можно подразделить на документальные и недокументальные (например устные). Другую схему коммуникации предлагает А.В.
Соколов [2].
Понятно, что библиотекарей интересует документальная
коммуникация, которая осуществляется с помощью документа. Но что такое документ?
Определение документа как некоторой социальной информации, зафиксированной
“человеком на некотором материальном носителе в целях ее хранения,
распространения и использования” [5.
С. 122], на мой взгляд, не совсем точно. Ведь и несоциальную информацию человек
может фиксировать, хранить, распространять и использовать (например, пение птиц
или шумы космоса). Однако прежде, чем дать иное (свое) определение документа,
вспомним схему строения некоторых социальных институтов, чьей главной функцией
является либо создание, либо хранение и/или их использование документов.
Библиотековедение, книговедение, библиографоведение, архивоведение и т. п. относятся к
документально-коммуникационным наукам именно потому, что каждая из них изучает
либо деятельность социальных институтов, занимающихся созданием, использованием
и хранением документов для общества,
либо продукты их деятельности.
Библиотека – один из социальных институтов, призванный хранить и содействовать
использованию самых разных документов во все эпохи: от глиняных табличек,
свитков, книг, газет, журналов до CD, кинофильмов и т. д. Среди библиотековедов
известна модель 4-элементной системы библиотека
Ю.Н. Столярова [5, 6] (рис. 1). Таким образом
осуществляется связь, документальная коммуникация: кто? – что? – кому? – с помощью чего?
Рис. 1. Модель системы библиотека:
БФ – библиотечный фонд,
состоящий из библиотечных документов (бД); КП
– контингент пользователей; БП –
библиотечный персонал; МТБ –
материально-техническая база (с помощью которой обеспечивается сохранность и
использование документов).
Итак, повторим за Ю.Н. Столяровым: под вопросом что? в социальном институте библиотека, в конечном итоге, понимается
библиотечный документ (бД). Интегративное свойство системы библиотека – коммуникация (как доставка, возможность пользования)
библиотечного документа, (т. е. такого документа, который хранят и используют в
данное время в библиотеках и которым удобно пользоваться) контингенту
пользователей библиотеки (бД – КП).
Рассмотрим другой социальный институт – архив, модель которого
тоже можно изобразить в виде 4-элементной системы (рис. 2).
Рис. 2. Модель системы архив:
рД – ретроспективный (архивный)
документ; аКП – контингент
пользователей архива; АП – персонал
архива; МТБа – МТБ архива.
Интегративное
свойство системы архив – коммуникация
архивного документа (ретро-документа, вышедшего из употребления, но имеющего
историческую ценность) контингенту пользователей архива (рД – аКП). Под коммуникацией
здесь понимается также путь, доставка документа пользователю.
В социальных институтах, занимающихся книгоизданием, книгораспространением
и книгоописанием также можно выделить коммуникацию кто? – что? – кому? – с помощью чего? Причем, кто?
– это издатель (кнИ), книготорговец (кнТ), книжный логистик (кнЛ). Под вопросом
кому? понимается контингент
пользователей (читатели, покупатели книг) – кнКП. С помощью чего? – МТБкн (печатные станки, компьютеры и др.). Под
вопросом что? понимается книга.
Но что такое книга? Если отвлечься от поэтизации этого слова
(например, П. Отле: “Книги... создают в совокупности материализованную Память
Человечества” [8. С. 257]) и
вспомнить не только современные печатные книги, но и амбарные книги (без
текста), и рукописные, и навощенные дощечки или глиняные таблички, то общим у
всех них будет то, что это – материальные объекты в форме кодекса. Чтобы отсечь книги без текста (новые записные
книжки например), надо ввести более узкое определение – для книг, несущих
семантическую информацию в знаковой форме. Чтобы исключить, например, амбарные
и инвентарные книги – надо в определение ввести понятие о книге как об одном из
воплощений интеллектуального произведения.
В результате получается:
книга –
это искусственный материальный объект в виде кодекса (общее определение),
который: 1) несет семантическую информацию в знаковой форме; 2) является одним
из воплощений интеллектуального произведения. Причем, могут присутствовать все
признаки книги либо только один из них.
Заметим, что одно из определений документа гласит: это материальный носитель с
информацией в знаковой форме. Следовательно, книга, несущая семантическую
информацию в знаковой форме, есть документ в виде кодекса, т. е. книга – один
из видов документа. А наука книговедение, занимающаяся “изучением книгоиздания, книгораспространения и книгоописания” [9.
С. 6], также является одной из документально-коммуникационных наук, отвечающих
на вопросы кто? – что? – кому? – с помощью чего?
Причем под вопросом что? понимается
книга как вид документа (кнД) [10, 11]. Итак, книжное дело – комплекс
систем, который можно также представить в виде модели (рис. 3).
Рис. 3. Модель комплекса систем книжное дело:
кнД – книга как документ; кнКП – контингент пользователей,
читателей, покупателей книги; кнП
(кнИ, кнТ, кнЛ) – персонал, участвующий в книжном деле; МТБкн – МТБ в книжном
деле.
Интегративное свойство комплекса систем книжное дело – коммуникация книги (как вида документа) своим
пользователям (кнД – кнКП). Здесь под коммуникацией следует понимать
производство книги, ее создание, распространение и доставку пользователю.
Сразу хочу сказать, что бытующее выражение электронная книга считаю, исходя из
приведенного определения книги (документ в виде кодекса), неприемлемым. Есть электронный документ, электронное издание (ГОСТ 7.83–2001).
Наука библиографоведение изучает библиографию как особый вид
деятельности, в результате которой появляется вторичный – библиографический –
документ (бгД). Известно, что отдельного социального института библиографии
нет; библиографическая деятельность осуществляется в разных социальных
институтах: в библиотеке, в издательстве, в книжном магазине, в архиве... Но
если библиографические службы присутствуют в различных социальных институтах,
там имеется та же документально-коммуникационная связь: кто? – библиографы, библиографический персонал (бгП) – что? – библиографический документ (бгД)
– кому? – контингенту пользователей
(бгКП) – с помощью чего? –
материально-технической базы, которая распределена по различным социальным
институтам, где работают библиографы (МТБр). Библиографоведение изучает, таким
образом, не конкретный социальный институт, но все ту же
документально-коммуникационную связь кто?
– что? – кому? – с помощью чего? и
элементы этой связи. Значит, библиография – такая же система. Это можно выразить
моделью (рис. 4).
Рис. 4. Модель системы библиография:
бгД – библиографический
документ; бгКП – контингент
пользователей библиографических документов; бгП – библиографический персонал; МТБр – распределенная МТБ библиографов.
Интегративное свойство системы библиография – коммуникация библиографического документа, т. е.
вторичного документа – контингенту пользователей (бгД – бгКП). Под
коммуникацией здесь следует понимать создание документа о документе, содействие
использованию первичного документа.
Подведем итоги.
Суть коммуникации всех социальных институтов можно изобразить 4-элементной
моделью: кто? – что? – кому? – с помощью чего? Под вопросом кто?
надо понимать персонал любого социального института. Под вопросом что? – ту услугу, которую предоставляет
обществу тот или иной социальный институт. Под вопросом кому? – тех пользователейуслуги, ради удовлетворения
потребностей которых существует данный социальный институт. А под вопросом с помощью чего? – материально-техническую
базу, которая позволяет осуществить данную услугу.
Напомню, нас интересуют только те социальные институты и
системы, которые специализируются на создании, сохранении и использовании документов,
т. е. осуществляют их коммуникацию.
Все рассматриваемые в этой статье науки (библиотековедение, библиографоведение, книговедение, архивоведение...) изучают не просто коммуникационную
систему, а документально-коммуникационную связь (систему), в которой элемент что? – это всегда документ. Он может
быть библиотечным (для библиотеки), библиографическим (т. е. вторичным – в библиографии),
книжным (для книжного дела), ретроспективным (т. е. вышедшим из употребления –
в архиве), музейным, т. е. имеющим культурную ценность (в музее), но все-таки –
документом. Несколько лет назад Т.В. Майстрович, сравнив понятийный аппарат
библиотековедения, архивоведения и музееведения, пришла к выводу: библиотеки,
музеи, архивы имеют дело практически с одними и теми же видами документов.
Таким образом, существует единое документное пространство [12. С. 19].
Вторым общим элементом документально-коммуникационных систем
является элемент кому? – контингент
пользователей (читатели, покупатели, посетители... словом, те, кому нужен тот
или иной вид документа, т. е. дКП).
Третьим общим элементом является элемент с помощью чего? – МТБ. Она может быть
библиотечным зданием или библиотечным оборудованием, может быть
книгоиздательскими станками, компьютерами и т. д., сконцентрированной в
определенном социальном институте или распределенной. Но все же это –
материально-техническая база, на основе которой создается, хранится либо используется
документ (МТБд)!
Наконец, четвертым общим
для всех документально-коммуникационных систем элементом является элемент кто? – это люди, которые создают, сохраняют,
распространяют или содействуют распространению документа, т. е. персонал (дП).
Поэтому можно представить любую документально-коммуникационную систему в виде
следующей модели (рис. 5).
Рис. 5. Познавательная модель
документально-коммуникационной системы:
Д – документ вообще; дКП – контингент пользователей; дП – персонал, создающий, хранящий или
помогающий использовать документы; МТБд
– материально-техническая база для создания, хранения, использования,
приобретения документов.
Эту модель назовем познавательной
потому, что она позволяет решить экспертную задачу что будет, если... [13.
С. 30]. Такая модель удобна для изучения общего в социальных системах,
участвующих в документальной коммуникации.
Итак, в документально-коммуникационных системах элемент что – всегда только документ. Этим они и отличаются от других социальных
коммуникационных систем (например, педагогики, искусствознания, музыкознания).
Однако документально-коммуникационная связь Д – дКП
(документ – контингент пользователей документа) есть то, что соединяет между
собой социальные институты, создающие, хранящие и помогающие использовать
документ. Связь Д – дКП есть та сущностная связь, ради которой существуют и
библиотеки, и книжное дело, и библиография, и архивы, и музеи. Это можно
выразить моделью (рис. 6) которая позволяет понять место библиотеки и других
социальных институтов, занимающихся документально-коммуникационной
деятельностью, по отношению друг к другу.
Рис 6. Прагматическая модель документально-коммуникационной системы.
Данная модель может считаться прагматической, так как она олицетворяет конструктивную задачу как сделать, чтобы... [13. С. 30].
Случайно ли в разных социальных системах наблюдается повторяемость
структур и свойств? Конечно, нет. Признак повторяемости явлений есть
объективный критерий наличия у них внутренней закономерности, носящей
объективный характер. Следовательно, эти системы подчиняются общему для них
закону, который проявляется в интегративном свойстве всех
документально-коммуникационных систем – коммуникации документа. Отдельное
(индивидуальное, частное, особенное) этих социальных систем изучается
соответствующими науками. Общее же, что их объединяет, должна изучать другая
наука.
Как же в таком случае назвать эту общую науку? Предлагаю
термин документальная коммуникология
(как часть более общей науки об общении, только еще формирующейся, – коммуникологии [14]).
Что же будет изучать предполагаемая наука? Документальная коммуникология должна иметь свой объект изучения – это реальную или воображаемую
линию (связь), по которой документ доставляется пользователю,
т. е. 4-элементная система Д – дКП – дП – МТБд (документ – контингент
пользователей документа – персонал, создающий, хранящий и способствующий
использованию документа – материально-техническая база для реализации
документальной коммуникации).
Сущность любого объекта изучения
проявляется в его структуре, его функциях и во временных изменениях структуры и
функций. Следовательно, предметами документальной коммуникологии (аспектами
объекта) должны явиться структура системы (рис. 5), функции элементов, их взаимоотношения
внутри системы и с внешней средой, а также интегративные (эмерджентные)
свойства системы, возникшие как результат взаимодействия элементов между собой;
временной характер связей элементов этой системы.
Наличие законов в этой науке еще предстоит установить, но
фактом является, например, существование документальных потоков и потребителей
документов в обществе, количества постоянное увеличение их. Пары
Д – дКП, дП – Д, дП – дКП, Д – МТБд… можно назвать диалектическими, так как их элементы
один без другого в документальной коммуникации не существуют [13. С. 144]. Наличие диалектических
пар, которые всегда являются подсистемами некой системы, подтверждает факт
реального существования рассматриваемой нами системы документальной коммуникации: Д – дКП – дП – МТБд.
Что же такое документ?
Документ создается любым социальным институтом для семантической коммуникации
(первый закон документологии [15]).
В сущности, зафиксированная семантическая социальная коммуникация – это и есть
документальный процесс. Документ, следовательно, – это созданный для данной
семантической социальной коммуникации материальный объект, который существует
отдельно или как самостоятельная часть целого, при контакте с которым
пользователь (субъект и/или специальное устройство) может его познать, т. е.
извлечь из него информацию (отражение мысли, воли, чувства).
Попробуем сформулировать основные дефиниции документов.
Общее определение – для документальной коммуникологии: документ
– это фиксированная единица данной семантической социальной коммуникации.
Музейный документ – это фиксированная единица данной
семантической социальной коммуникации, имеющая культурную ценность.
Книга как воплощение интеллектуального произведения – это
фиксированная единица данной семантической социальной коммуникации, содержащая
информацию в знаковой форме на вещественном носителе в форме кодекса.
Электронный документ – это фиксированная единица данной
семантической социальной коммуникации, содержащая информацию в знаковой форме
на энергетическом носителе, которая создается, сохраняется и используется с
помощью ЭВМ.
Общее определение для документологии:
документ – это фиксированная единица данной семантической социальной
коммуникации, которая содержит информацию в знаковой форме на любом (вещественном
и/или энергетическом) носителе.
Библиографический документ – это фиксированная единица
данной семантической социальной коммуникации, содержащая информацию в знаковой форме на любом (вещественном и/или
энергетическом) носителе и являющаяся при этом вторичным документом, т. е.
документом о документе.
Библиотечный документ – это удобная для комплектования библиотечного
фонда, хранения и использования фиксированная единица данной семантической
социальной коммуникации, содержащая информацию в знаковой форме на любом
(вещественном и/или энергетическом) носителе. Слово удобная считаю в этом определении необходимым признаком, так как,
допустим, глиняные таблички, которыми неудобно пользоваться в наше время,
сейчас не являются библиотечным документом и библиотеки ими не комплектуются.
Обязательный экземпляр – это библиотечный документ, который
соответствует информационной потребности данной библиотеки.
Архивный документ – это фиксированная единица данной
семантической социальной коммуникации, вышедшая из употребления, но имеющая
историческую ценность, так как содержит информацию в знаковой форме на любом
(вещественном и/или энергетическом) носителе.
В заключение хочется подчеркнуть, что ни один объект
невозможно дефинировать однозначно, различные определения дополняют друг друга
и позволяют лучше понять сущность исследуемого.
Буду благодарна за любой отклик, ведь “безмолвие” ведет к
прекращению коммуникации!
Список использованных источников
1.
Столяров Ю.Н. Место библиотековедения в
системе наук наконец-то установлено // Науч. и техн. б-ки. – 2003. – № 3. – С.
37–39.
2.
Соколов А.В. Общая теория социальной
коммуникации: учеб. пособие – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 461 с.
3.
Столяров Ю.Н. Документный ресурс: учеб.
пособие. – М.: Либерея, 2001. – 152 с.
4.
Дворкина М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход. – М.: Профиздат, 2003. – 112 с.
5.
Коршунов О.П. Система документальных
коммуникаций (СДК) // Вестник МГУКИ. – 2003. – № 2. – С. 121–126.
6.
Столяров Ю.Н. Библиотека:
структурно-функциональный подход: моногр. – М., 1981. – 335 с.
7.
Столяров Ю.Н. Системная сущность
библиотеки // Школ. б-ка. – 2003. – № 1. – С. 26–28.
8.
Отле П. Библиотека, библиография,
документация: избранные труды пионера информатики / Рос. гос. б-ка; пер. с англ
и фр. Р.С. Гиляревского и др.; Предисл., сост., коммент. Р.С. Гиляревского. –
М.: ФАИР-ПРЕСС, Пашков дом, 2004. – 350 c.
9.
Баренбаум И.Е. Книговедение и электронная
книга // Книга. Исследования и материалы. – М.: Терра, 1999. – Сб. 76. – С.
5–15.
10.
Швецова-Водка Г.Н. Функциональная сущность и свойства
книги // Книга. Исследования и материалы. – М.: Терра, 1995. – Сб. 71. – С.
69–96.
11.
Швецова-Водка Г.Н. Книга и документ:
соотношение понятий // Книга. Исследования и материалы. – М.: Терра, 1994. –
Сб. 68. – С. 19–37.
12.
Майстрович Т.В. Библиотеки, архивы, музеи:
понятийный ряд // Библиотековедение. – 2000. – № 3. – С. 16–22.
13.
Жилин
Д.М. Теория систем: опыт построения курса. – М. : КомКнига,
2006. – 184 с.
14.
Василик М.А. Наука о коммуникации или
теория коммуникации? К проблеме теоретической идентификации // Актуальные
проблемы теории коммуникации. Сб. науч. тр. – СПб. – Изд-во СПбГПУ, 2004. – С.
4–11 (или на сайте http://www.abc-globe.com/vasilik.htm ).
15.
Столяров Ю.Н. Документология //
Библиотечное дело и проблемы информатизации общества: тез. докл. междунар.
науч. конф., Москва, 27–28 апр. 1999 г.: в 2-х ч. – Ч. 1. – М., 1999. – С.
38–39. – Соавт. Т.В. Надольская.
|
|