Научные и технические библиотеки №1 2007 год
Содержание:

13-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2006»

Павлова Н. П. Международный форум «Крым–2006»

Шрайберг Я. Л. Библиотеки, электронная информация и меняющееся общество в информационном веке.

Ежегодный доклад Международной конференции «Крым»

Кротова Н. В. Знание и культура – приоритеты XXI века

Секция «Информационный рынок и формирование фондов библиотек»

Мельникова Л. П. Есть ли будущее у библиотечных коллекторов?

Проскурякова О. В. Библиотека – издательство – вуз: грани взаимодействия

Упениеце Марите. Отбор документов для комплектования фонда университетской библиотеки

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ

Полтавская Е. И. Объект и предмет библиотековедения: анализ проблемы в начале XXI века

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Экономика информационного общества. (Обзор зарубежных публикаций)

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю. Н. Книга о генетическом родстве информатики и документологии


 Я. Л. Шрайберг

Библиотеки, электронная информация
и меняющееся общество в информационном веке

Ежегодный доклад Международной конференции «Крым»

 

"Урок будущего заключается в осмыслении прошедшего".

Анри Реньо-Варен,
французский художник XIX века

 

"Есть только одно действительно неистощимое сокровище - это библиотека".

Пьер Буаст,
французский лексикограф (1765-1824)

Введение

Потрясая престижною техникой
На "Тойотах" и прочих "Рено",
Толстомордые библиотекари
Развлекаться спешат в казино.
Разумеется, служба престижная,
Знать, лопатой деньжищи гребут,
Их Швейцария ждет горнолыжная,
Их Канары далекие ждут.

Все им рады. Наличкой, не чеками
Рассчитаются. Выпала масть!
Рвутся школьники в библиотекари,
Но без блата туда не попасть.

Детки их обучаются в Оксфордах,
Жены их - бутики потрошат.
И министры без ихнего отзыва
Ничего не берутся решать.

Работенка, конечно, опасная -
Всю-то жизнь то в гульбе, то в пальбе.
Так и будет. Пишу не напрасно я...
Жаль увидеть то время прекрасное
Уж не придется, ни мне, ни тебе!

Это ироничное стихотворение московского поэта Сергея Плотова, напечатанное в апреле с.г. в газете "Московский комсомолец" не просто олицетворяет затаенную мечту представителей нашего библиотечного сообщества жить ну, пусть не так, как олигархи и крутые бизнесмены, но тем не менее, лучше, богаче, и иметь возможность почаще прикасаться к благам современной цивилизации; ну и пусть косвенно, но подчеркивает ту наступательную роль, которую библиотеки, библиотекари, другие представители информационного поля играют в нашем сегодняшнем обществе, развивающемся информационно и неуклонно движущемся к обществу, построенному на знаниях. Нет нужды уже сегодня подчеркивать роль библиотек в этом процессе, это уже стало истиной, не требующей доказательств. И в нашем, активно катящемся информационном веке, несмотря на все "технократические" измышления, не теряет актуальность высказывание известного французского лексикографа и писателя Пьера Буаста, жившего в конце XVIII - начале XIX века, и вынесенное мною как эпиграф к докладу "Есть только одно действительно неистощимое сокровище - это библиотека".

Продолжая эту тему, хочу привести одно четверостишие моего друга, поэта Владимира Вишневского, который, со свойственным ему, иногда мрачным юмором написал:

О! Мы уже в ближайшем веке
Закатимся в библиотеки,
Нырнем в спецхраны и архивы -
Да, если только будем живы.

Он имеет в виду ближайший наш, информационный век, в котором люди будут продолжать ходить в библиотеки - это аксиома, хотя во многом изменятся и сами библиотеки, и библиотечное обслуживание читателей, и сами читатели, естественно тоже, да и ходить они будут чаще виртуально. Но тем не менее - ходить, пользоваться библиотечными фондами, часто электронными, но и не только, в общем, как и все сегодня в нашем сильно меняющемся мире, будет меняться, но "не стоит прогибаться под этот мир", как поет Андрей Макаревич, "пусть лучше он (в хорошем смысле) прогнется под нас".

Для того, чтобы лучше представить себе будущее, надо хорошо осмыслить прошедшее - смысл известной фразы французского художника Анри Ренью-Варена, также вынесенной мной в эпиграф к докладу, хорошо улавливается, когда начинаешь изучать ближайшую, да и далекую перспективу развития библиотечно-информационной инфраструктуры, с учетом общих тенденций развития мирового сообщества и всего комплекса плюсов и минусов, которые уже очевидны сегодня и о которых опять-таки много говорилось на обоих Всемирных саммитах по информационному обществу (Женева, 2003 г. - Тунис, 2005 г.), на генеральных конференциях ИФЛА, мероприятиях и в документах ЮНЕСКО, Европейской Комиссии, наших конференциях, в профессиональной и общедоступной печати.

Это и мощное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и "цифровой разрыв", это и лавинообразное наращивание электронного ресурса и проблемы авторского права и защиты интеллектуальной собственности; это и свобода выражения мнений и свободный поток информации с одной стороны, и требование приватности, конфиденциальности и защита прав владельца информации с другой и т.д. Мы эти тенденции хорошо знаем, о них говорим, и будем говорить на нашей конференции, да и объявленная тема этого года "от информации к знаниям: роль библиотек, университетов и книжного рынка" требует всестороннего анализа проблем и перспектив, что и будет делаться на наших секциях, семинарах и круглых столах.

Какие же основные тенденции развития библиотечно-информа-ционной инфраструктуры сегодня? Какие основные проблемы волнуют библиотечно-информационное и близкое к нему образовательное сообщество? Что нового внес год, прошедший с момента окончания нашей конференции в 2005 г.? Сформулируем коротко основные позиции, которые мы успеем рассмотреть сегодня в рамках настоящего Ежегодного Доклада и которые, с одной стороны, отражают главные темы, бурлящие сегодня в библиотечно-инфор-мационном сообществе и главные направления его развития, наиболее ярко проявившиеся в прошедшем году, а с другой - дают основные идеи и формулируют проблематику для рассмотрения и обсуждения на наших секциях, семинарах и круглых столах. Это прежде всего:

  1. Меняющаяся концепция библиотеки как системы, как общественного института и не утихающие споры о будущем библиотеки в информационном обществе. Новые формы работы библиотеки.

  2. Дальнейшее развитие ИКТ как платформы информационного общества и общества, построенного на знаниях и их использование в библиотечно-информационной среде.

  3. Саммит по информационному обществу, прошедший в ноябре 2005 г. в Тунисе.

  4. Электронная информация, электронные библиотеки, и отдельно - феномен системы Google.

  5. Авторское право в контексте развития электронных информационных технологий. Другие инициативы и проблемы библиотечно-информационного сообщества.

1. МЕНЯЮЩАЯСЯ КОНЦЕПЦИЯ БИБЛИОТЕК
КАК СИСТЕМЫ, КАК ОБЩЕСТВЕННОГО ИНСТИТУТА
И НЕ УТИХАЮЩИЕ СПОРЫ О БУДУЩЕМ БИБЛИОТЕК
В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ.
НОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ

 

«Все должно изменяться, чтобы все осталось по старому».

Джузеппе Томази ди Лампедуза,
итальянский писатель XX века

Действительно, как сказал итальянский писатель Джузеппе Лампедуза в прошлом веке, все должно изменяться, чтобы все осталось по старому, и здесь мы имеем ввиду ситуацию с волнующими библиотечное сообщество спорами о будущем библиотек в информационном обществе с учетом стремительно нарастающего потока электронных документов. Нет нужды повторять и доказывать, что библиотеки сохранятся, хотя и обязательно трансформируются, частично видоизменятся, некоторые, возможно, станут чисто электронными, подчеркиваю, некоторые, но главное – библиотека как социальный институт, как ячейка общества информационного и его следующей ступени – общества, построенном на знаниях, будет существовать всегда. У меня лично в этом нет никаких сомнений!

Тот же поэт, Владимир Вишневский, если не обращать внимание на его особый юмор, записал глубокий смысл в следующей строке:

В публичную библиотеку
Пошел я – не от изобилия
Журнал не дали человеку!
Но хорошо, что не убили.

Обратите внимание – «не от изобилия» – в этих двух словах и есть весь смысл концептуального развития библиотек в информационном веке – информационного изобилия без библиотек не будет, и не будет никогда – всегда останется потребность пойти в библиотеку.

На протяжении последних лет, и особенно на региональном и местном уровне, не утихают споры о том, сохранится ли библиотека в том традиционном виде, в котором все привыкли ее видеть (здания, полки, библиотечные читальные залы), и сохранится ли вообще. Почему возникли эти споры сейчас, я имею ввиду особенно последнее время?

Именно в это время активно создаются и уже интенсивно используются электронные ресурсы, развиваются электронные библиотеки, которые оккупируют Интернет и претендуют на свою самостоятельность и уникальность. Именно в это время фонды библиотек активно пополняются электронными книгами, электронными журналами; подписка на электронные полнотекстовые издания активно конкурирует с традиционной подпиской, и уже фактически побеждает ее. И именно электронные издания, легко репродуцирующие свои печатные аналоги начали рассматриваться как основа будущих электронных библиотек, в том числе и альтернативных библиотекам традиционным. Сразу скажем, что это не столь простое решение проблемы развития библиотек; более того, необходимо понять, почему именно и как электронные издания могут (и могут ли?) обеспечить предпосылки для создания альтернативных библиотек.

Ведь ни издания на микроносителях, ни аудио-видео кассеты, грампластинки, наконец, CD-ROM не поставили под сомнение саму основу библиотеки как института, как хранилища, хотя и внесли определенный процент гибридности в состав библиотечных фондов. И здесь важна историческая аналогия: ведь все споры, диспуты о роли библиотек в информационном будущем, об их выживании, процветании, увядании, связаны главным образом с двумя видами трансформации:

  • трансформации вида и состава фондов;

  • трансформации процессов и технологии обслуживания.

Наше время, время компьютеров, Интернета, цифровых технологий очень плодотворно для развития библиотечно-информационной инфраструктуры и сегодня, факт появления и начавшейся экспансии электронных изданий как альтернативы изданиям печатным имеет исторические аналоги, и главное, характерные особенности.

Первая веха – в XII веке до н.э. в Финикии, и затем, в VIII веке в Греции, в Афинах появился алфавит, это вызвало определенное смятение, но вскоре его стали использовать, причем образцы первой «алфавитной» письменности трудно было отличить от «доалфавитности». Затем уже появились рукописные книги, которые с X–XI веков до середины XV века составляли основу фондов тогдашних, как правило, монастырских и монарших библиотек.

Вторая веха – в середине XV века в Германии Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок, способ изготовления и использования шрифтов и фактически внедрил первую в истории человечества полиграфическую технологию, и даже сам напечатал порядка 50 книг. Эти и другие книги, уже напечатанные и другими первопечатниками с помощью наборных форм до начала XVI в. называют, как мы знаем, инкунабулы и по внешнему виду, и по шрифту они выпускались очень сильно похожими на рукописные книги, т.е. новая, прогрессивная технология, связанная с производством документов (изданий) в начале по основным параметрам копирует своих предшественников (вторая веха подтвердила и усилила это).

Этот этап – переход от рукописных книг к печатным, пожалуй в историческом аспекте теперь уже можно сопоставить с этапом появления электронных книг и электронных изданий (третья веха).

Третья веха – вторая половина 80-х годов XX века – появление электронных публикаций и затем электронных изданий, и это этап в полной мере уже нельзя сопоставить с начальным этапом второй вехи, так как с появлением печатных станков рукописные книги перестали выпускать, а электронные издания стали создаваться чаще всего не вместо, а вместе с их печатными аналогами, что, кстати, имеет место и сейчас, и незначительная все еще статистика альтернативного выпуска электронных изданий пока не изменяет общую картину. Но что характерно – первые электронные книги, электронные журналы и даже электронные учебники были, фактически, электронными версиями печатных оригинал-макетов, с которыми можно было работать с помощью компьютера. И первые издательские проекты по выпуску, использованию и хранению электронных книг, в частности, работали с электронными версиями оригинал-макетов.

История опять повторяется, и понадобилось время, чтобы электронные издания стали самостоятельными, и чтобы проявились, наконец, преимущества электронных изданий: одновременное обслуживание многих пользователей, интерактивность, компактность хранения, простота репродуцирования и др.

Вот именно на этом этапе появления уже совершенного аппарата электронных изданий и достаточно репрезентативного их объема, включения их в фонды традиционных библиотек, в том числе и как части справочно-поискового аппарата, и появления отдельных электронных библиотек, т.е. в результате происходящей естественной трансформации вида и состава библиотечных фондов, и, как следствие процессов и технологий библиотечно-информационного обслуживания, и возникла проблема опасения за судьбу библиотеки в жестком информационно-электронном будущем. Эта проблема породила множественные страхи, споры, дискуссии, часто искусственно подогреваемые Интернет-генераторами электронных ресурсов и псевдолегитимных электронных библиотек о неперспективности сохранения института библиотек, о всеобщих и глобальных электронных библиотеках, заменяющих все обычные библиотеки (и роль Гугла здесь тоже налицо, но об этом позднее), и эта же проблема вызвала обеспокоенность многих представителей библиотечного сообщества. Эти страхи, конечно же, необоснованны и очень к месту вспоминаются бессмертные строки великого Шекспира «Страх – всегдашний спутник неправды». Те библиотекари, которые впадают в панику или даже просто беспокоятся о судьбе и статусе библиотек в будущем обществе, либо недостаточно разбираются или хотя бы понимают суть современных информационных технологий, либо просто бывают обмануты или дезинформированы.

Сегодня, уже в середине 2006 г., когда ясна и отчетлива видна перспектива роста и даже экспансии электронной составляющей библиотечных фондов, также ясно видна необходимость и нужность института библиотек для общества и только полные дилетанты, бездельники или неграмотные журналисты, продолжают глупые споры и рассуждения о том, что библиотеки скоро будут не нужны, что электронная информация вытеснит печатную и т.д. Смешно приводить другие исторические аналоги, когда утверждалось, что кино заменит театры, телевидение заменит кино, а Интернет заменит все.

Мы хорошо видим, что есть у нас и театры, и кино, и телевидение, и Интернет, и электронные библиотеки, и библиотеки традиционные, которые будут развиваться, изменяться, да, изменяться, совершенствоваться, но никогда не исчезнут, и останутся важнейшей частью нашего общества, с высокой миссией обеспечения перехода к информационному обществу к обществу, построенному на знаниях. Отрадно заметить, что в профессиональной и даже в общей прессе, и на многочисленных семинарах и конференциях острота этой проблемы сегодня уже снята, и анализируя общую дискуссию по этой проблеме и ситуацию с развитием библиотечно-информационной инфраструктуры, можно сформулировать следующие принципы (позиции) развития (не выживания, а именно развития библиотек) в нашем информационно-агрессивном веке:

  1. Изменится концепция библиотеки, причем по многим системообразующим позициям. Фонды будут все более насыщаться электронными изданиями в сетевой технологии и в целом, электронные документы и сетевые методы их доставки станут определяющей компонентой развития библиотечно-информационной инфраструктуры в самое ближайшее время. В фондах библиотек будут документы, физически им не принадлежащие и число их будет лавинообразно расти. При работе с электронными ресурсами читатель даже не будет знать, откуда пришел к нему спрашиваемый ресурс – в этом одна из принципиальных инноваций библиотечных технологий будущего.

  2. Электронные каталоги и другие справочно-поисковые системы будут включать в себя и виртуальные по отношению к данной библиотеке ресурсы.

  3. К удивлению многих библиотечных администраторов им придется думать об увеличении бюджета, хотя, по идее, подписка на электронные издания не требует затрат на физическую обработку и хранение. Практика уже показала, что формирование и поддержка электронных коллекций оказываются более дорогостоящими процессами по сравнению с работой с печатными ресурсами, и в первую очередь за счет расходов на подготовку персонала, создание инфраструктуры и лицензирование.

  4. Трансформируется сама идеология и технология формирования фонда, особенно его часть, связанная с выбором и заказом (подпиской); на выработку оптимальных административных решений будут влиять четыре основных фактора:

      • стоимость комплектования (подписки);

      • лицензирование;

      • обеспечение требуемой доступности;

      • защита авторских и имущественных прав.

  5. Также трансформируются и все процессы обслуживания: уже сейчас удаленный доступ начинает активно конкурировать с физическим приходом читателя в библиотеку, и увеличение его удельного веса сдерживают возможности библиотек по предоставлению электронного полнотекстового ресурса, причем сдерживают как по технико-технологическим причинам, так и в связи с нерешенными в полной мере правовыми проблемами. Тем не менее, этот вид обслуживания будет развиваться и, безусловно, станет доминирующим. Другие виды обслуживания: абонемент и МБА, электронная доставка также изменятся, но сохранят свою традиционную основу при работе с печатными документами.

  6. Новые формы, которые проявятся и уже частично появились в работе библиотек, будут способствовать их более эффективному становлению как ячеек информационного общества; и это прежде всего:

  • пакетные подписки («модель пакетирования»), которую предлагают многие издательства, и которая предлагает обязательный подписной лист для библиотек, преимущественно на долгосрочной основе и со значительными скидками; библиотека, правда, при этом получает часть названий, малоспрашиваемых либо вообще непрофильных изданий. Но – деньги экономятся и эта модель, как правило, выгодна для библиотек;

  • корпоративные (консорциумные) соглашения и проекты могут дополнять или развивать модели пакетирования, и могут иметь и совершенно самостоятельный статус, в первую очередь – разделение ресурсов между членами корпорации и наоборот, совместное использование уже наработанного ресурса (например, текущая каталогизация или ретроспективная конверсия);

  • партнерство с университетами в достижении целей образования, особенно в реализации технологий e-learning;

  • партнерство с издателями и подписными компаниями – следует учесть, что поскольку информация, передаваемая в библиотеку в рамках подписных и лицензионных контактов, уже не посылается в библиотеку в виде физических документов, а хранится на серверах издателей и поставщиков, то последние становятся в определенном смысле диктаторами моды в обеспечении доступа к информации. Библиотеки становятся своего рода уже не владельцами информационных ресурсов, а информационными посредниками между собственно электронными ресурсами и их пользователями.

Еще более актуальными в электронной среде вопросы оптимального выбора как самого репертуара заказа, так и владельцев этого репертуара. Многие администраторы предпочитают такой принцип «старый друг лучше новых двух», отдавая предпочтение уже известным партнерам, хотя сегодня на рынке электронной информации этот принцип и экономически и технологически может уступать новым, агрессивным, и вместе с тем, выгодным предложениям новых молодых участников информационного рынка.

И последнее, главной функцией и административной и технологической деятельности библиотеки уже в ближайшем будущем станет Управление электронными ресурсами – это многофункциональный комплекс, затрагивающий основные моменты деятельности библиотеки, и в том числе:

  • обеспечение бесперебойного доступа к информационным ресурсам, включая мониторинг сетевых адресов и их оперативную актуализацию, мониторинг веб-сайтов поставщиков, их спецификаций, видов и конфигураций браузеров, обеспечение поддержки различных форматов полнотекстовой и графической информации;

  • анализ отказов в обслуживании, и в первую очередь отслеживание локализации запрошенных источников, их соответствие лицензионному и контрактному соглашению, проверка гиперсвязей с точки зрения привязки к фиксированным веб-сайтам и др.;

  • создание, поддержка и использование электронных библиотек как собственной генерации так и заимствованных из Интернета.

Уже совершенно очевидна определяющая роль новой библиотеки в развитии общества; достаточно ясно видны технико-технологические аспекты деятельности библиотек в информационном веке, совершенно очевидно и возрастание социальной, гуманитарной и образовательной функции библиотеки, как и сохранение и использование наиболее ценного и печатного фонда.

Мощная электронная, информационная индустрия не сметет, а наоборот повысит новый статус печатного документа, но именно документа нужного, востребованного, являющегося элементом научного, культурного, образовательного и просветительского достояния и наследия.

«В основе прогресса, – как писал на рубеже XIX–XX вв. американский философ Джорджи Сантаяка, – лежат не столько перемены, сколько традиции. Те, кто не способен запомнить прошлое, обречены повторять его».

2. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ИКТ КАК ПЛАТФОРМЫ
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И ОБЩЕСТВА, ПОСТРОЕННОГО НА ЗНАНИЯХ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ

 

«Информационно-коммуникационные технологии преобразуют жизнь общества и способствуют росту мировой экономики. Поэтому их эффективное использование находится в числе главных задач, стоящих сегодня перед руководством различных стран мира».

 

Из Информационного бюллетеня Microsoft «Роль современных информационных технологий в социально-экономическом развитии», выпуск 29, май 2006 г.

Развитие библиотечно-информационной, как впрочем, и научно-образовательной инфраструктуры сегодня неразрывно связано с уровнем и состоянием развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и мы об этом говорили год назад на нашем Пленарном заседании. За прошедший год важность, значимость и влияние ИКТ на преобразование общества и, в первую очередь, на развитие экономики еще более усилились. Вопросы эффективного использования и развития ИКТ входят сегодня в число главных приоритетов, стоящих перед экономикой абсолютного большинства стран мира. ИКТ обладают мощным потенциалом, способным подстегнуть экономический и промышленный прогресс в любой стране и повысить эффективность социальных, в том числе научно-культурных и образовательных проектов. ИКТ обладают целым рядом ключевых свойств, позволяющих им стимулировать также общественные проекты, как:

  • управление знаниями;

  • развитие сетевой коммуникационной среды;

  • унификация требований к ИКТ-продуктам и повышение качества их производства;

  • совершенствование библиотечно-информационной инфраструктуры;

  • содействие процессам глобальной экономики и ряд других.

Сегодня во всем мире рынок ИКТ растет такими темпами, что ни одна отрасль с ним сравниться не сможет. Те страны, которые сделали на это ставку, сумели резко поднять уровень своего экономического развития. В России пока доля высоких технологий в ВВП составляет 5,2%, однако, государство уже приняло ряд мер по поддержке индустрии ИКТ, в частности, создало для этих целей федеральный венчурный фонд. Для России, по мнению министра информационных технологий и связи Леонида Реймана, развитие ИКТ едва ли не единственная возможность уйти от «сырьевого» пути развития, и уже в 2005 г. ИКТ стала одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики – общий объем отраслевого рынка превысил 5 триллионов рублей, а темпы его роста – в 5,5 раз выше, чем в странах Западной Европы (газета «Известия», No 47 от 23.03.2006). Например, число пользователей Интернета составляет 24 млн человек, т.е. каждый шестой россиянин уже в Сети; число мобильных телефонов достигло отметки 140 млн – практически по трубке на каждого жителя; хотя, при этом, состояние проводной телефонии все еще требует охвата тысяч населенных пунктов, хотя за последние 10 лет уровень телефонизации в стране вырос вдвое, но этого все еще недостаточно.

О значении ИКТ для общественного развития в мировом масштабе, об их роли в социально-экономическом развитии, в совершенствовании системы государственного управления, в повышении эффективности библиотечно-информационной инфраструктуры и подъеме уровня образовательных технологий говорилось на многих международных форумах, в частности, ряд основополагающих аспектов был включен в материалы Тунисского саммита по информационному обществу (ноябрь, 2005 г.).

Очевидно, что сводный индекс показателей развития ИКТ, который обещано в ближайшем времени разработать, станет очень важным параметром для оценки уровня ИКТ в каждой стране и поможет, в первую очередь, библиотечно-информационной инфраструктуре сориентироваться в своих ближайших и перспективных планах. Хотя существуют уже реальные мировые рейтинги, оценивающие уровень ИКТ, например, рейтинг World Economy Forum – Всемирного экономического форума, который в своем ежегодном докладе «Глобальная информационная технология» оценил уровень ИКТ в 115 странах мира и вывел первую десятку ИТ-лидеров:

  1. США

  2. Сингапур

  3. Дания

  4. Исландия

  5. Финляндия

  6. Канада

  7. Тайвань

  8. Швеция

  9. Швейцария

  10. Великобритания

(ближайшие из стран СНГ Россия – 72 место!), при этом эксперты форума учитывают не только общие макроэкономические показатели отрасли, но и развитость телекоммуникационной инфраструктуры, правовое регулирование в сфере ИТ-бизнеса, готовность бизнеса и власти к использованию преимуществ от применения ИТ («Поиск», No 14 от 7.04.2006).

Несмотря на бурный и мощный поток достижений в сфере ИКТ за прошедший год, мы уже по традиции, попробуем коротко проанализировать хотя бы ряд основных достижений в области ИКТ, имеющих, в частности, большое значение для библиотечно-информационной инфраструктуры.

2.1. Компьютерно-технологические платформы

Компьютеры становятся все более и более популярными, нет необходимости уже говорить о постоянном росте числа компьютеров в библиотеках, о все большем и большем использовании современных моделей – это неизбежный аспект развития информационного общества. Тем не менее, важно выделить укрупненно главные особенности развития компьютерного обеспечения за прошедший год.

2.1.1. Будущее – за ноутбуками и карманными компьютерами

Газета PС WEEK, еще в ноябре 2005 г. (No 44 от 29.11.2005) отметила, что сегмент мобильных персональных компьютеров (ПК) растет быстрее, чем любой другой сегмент компьютерного рынка, сегодня мобильные ПК составляют 25% от общего числа ПК, а к 2008 г. – эта доля достигнет 33–35% (данные консалтинговой кампании In-Stat/MDK), а другой источник – Gartner Group прогнозирует это число как 50%. Динамика продаж мобильных и настольных ПК, согласно агентству eTForecasts, в США и в мире в целом приведена в нижеследующей таблице 1 (мировые показатели) и на рис. 1. (показатели США).

Таблица 1.

Данные продаж ПК в мире

ПК
(млн шт.)

1990

1995

2000

2003

2005

2010

Настольные ПК

21,7

41,7

96,2

102,1

120,1

147,0

Мобильные ПК

2,4

10,0

27,9

40,1

60,0

104,0

 

Рис. 1. Динамика продаж ПК в США

В Европе 2005 год вообще стал «годом мобильности», за первое полугодие 2005 г. было продано мобильных ПК на 20% больше, чем за этот же период в 2004 г. и темпы роста прогнозируются очень высокими, вплоть до 2010 года. Отмечается значительное увеличение числа мобильных ПК в библиотеках; многие библиотеки уже выдают ноутбуки как книги, а вследствие увеличения числа хот-спотов для беспроводного Интернета (Wi-Fi), а их уже 25 тыс. в Европе, резко увеличилось число пользователей библиотек, приходящих со своим ноутбуком, либо арендующих библиотечный.

В России в течение 2004 г. произошло удвоение рынка компьютеров, а в 2005 г. – объем продаж составил 1 млн шт., что уже более 20% от общего объема продаж ПК в стране; при этом доля Intel-платформы составила 92%, а каждый третий ноутбук был произведен на базе технологии Intel Centrino.

Карманные ПК типа i Pod (уже имеют 4 и более гигабайт памяти) получили большое распространение, но в библиотеках пока не востребованы в должной мере, хотя являются возможным хранилищем десятков тысяч книг. Настольные компьютеры и компьютеры – мобильные телефоны (смартфоны) становятся популярными у населения, но пока не проявили себя для библиотечно-информационных приложений (кроме личных нужд их владельцев).

2.1.2. Компьютеры и быт: прорыв налицо

За прошлый год компьютеры просто прорвались в обыденную жизнь человека, и уже становятся не просто рабочим инструментарием для всех профессий, а одним из популярных видов отдыха и досуга человека наряду с телевидением, кино и музыкой. Недавние результаты опроса агентства GMI (август, 2005 г.) показал, что во многих странах компьютер уже вытеснил телевидение в рейтинге тех технологий, без которых люди не мыслят себе домашнее время препровождение; при том 75% опрошенных назвали компьютер, как самую необходимую вещь, а за телевизор высказалось только 67% (кроме США – там соответственно 87% и 89%); («Компьютер-пресс», No 8, 2005).

Наступило время компьютерных домов – управления всей электроникой домов людей с помощью компьютера («умный дом») и расширение сферы цифровых технологий в целом в повседневном быту.

2.1.3. Другие результаты

Можно отметить продолжающееся наступление Microsoft, увеличение поставок WINDOWS XP и ряд других. В качестве еще одного примера отметим недавнее апрельское историческое решение компании Apple Computer, производителя широко распространенного в мире компьютера Macintosh и главного конкурента Microsoft о предоставлении своим пользователям специального ПО (Boot Camp), которое позволит на Macintosh устанавливать ОС Windows XP и другие приложения. Наконец-то два главных конкурента мирового компьютерного пространства поделили между собой в интересах многих пользователей и библиотек в том числе.

2.2. Интернет и Интернет-технологии

Бурный рост числа пользователей и сайтов Интернет продолжился; очевидно, что растет число библиотечных сайтов и значительный процент от общего числа пользователей Интернет регистрируется через библиотечные рабочие станции.

Отметим те явления и технологии Интернета, о которых чаще говорили в году прошедшемю

2.2.1. Растет число спама и вредоносных программ

Сегодня, по подсчетам аналитиков незащищенный компьютер может «подхватить» вирус в Интернете в среднем через час. «Спаммеры» уверенно побеждают борцов с ними, существующие фильтры явно не успевают за активным распространением спама. С вирусами чуть полегче, но не намного, по-прежнему, антивирусные программы не всегда могут противостоять нашествию зловредных пришельцев. В году прошедшем была зафиксирована настоящая война в Интернете между «группировками» вирусосоздателей, война за получение ресурсов из зараженных компьютеров, а пользователям отводилась просто роль «пушечного мяса» – их компьютеры используются не только для рассылки спама и организации атак на сайты, а еще и для выяснения отношений между злоумышленниками.

2.2.2. Фишинг

Появилась еще одна угроза для пользователей Интернет – фишинг. Этот термин скрывает попытки выведать номер кредитки, другие данные с помощью поддельных электронных писем якобы от сотрудников банка. За последние полгода было зарегистрировано в среднем 7,9 млн попыток фишинга в день (против 5,7 млн в день в первом полугодии 2005 г.). Рекомендации – как минимум не открывать вложенные файлы, если Вам точно не известен отправитель, лучше сразу письмо уничтожить без временного хранения в корзине («Известия», No 54, 05.04.2006).

2.2.3. Электронные правительства

Это – очень важные для обслуживания пользователей библиотек сайты органов власти; по-прежнему, большой популярностью пользовались сайты ООН, ЮНЕСКО, Европейского Союза и Европарламента, Белого Дома, Кремля, Государственной Думы. Но вот, что интересно, если мы попытаемся чучь-чуть поподробнее про Россию – органы исполнительной власти обязаны иметь веб-сайты в соответствии с программой «Электронное правительство», являющейся частью Федеральной целевой программы «Электронная Россия». С-Петербургский институт развития свободы информации в апреле с.г. опубликовал данные мониторинга сайтов федеральных министерств и агентств («Коммерсант», No 5 7/П, 03.04.2006), оценка велась по следующим критериям, что должно быть нам очень интересно:

  • наличие или отсутствие тех или данных сервисов;

  • степень развернутости;

  • давность обновления информации;

  • актуальность информации;

  • доступность и легкость поиска, причем самым важным критерием эксперты считают наличие данных и способа доступа к ним.

Победители:

  • Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) – www.fips.ru

  • Федеральная налоговая служба – www.nalog.ru

  • Министерство по чрезвычайным ситуациям – www.m.ch.s.ru

  • Росгидромет – www.meteor.ru

  • Министерство иностранных дел – www.mid.ru

Остальные – много хуже, при этом у 11 сайтов (заметьте – сайты органов государственной власти) отсутствует важная актуальная информация, а еще у 11 – нет собственных страниц вообще, и что особенно смешно, если бы не было столь грустно, у Федерального агентства по информационным технологиям, хотя у самого Министерства господина Реймана сайт достаточно информативен.

2.2.4. Расширение ICQ

Динамично развивалась в прошедшем году еще одна технология Интернет (наряду с WWW и e-mail) – ICQ («аська») или Интернет-пейджеры. От обычного трепа и простой болтовни эта технология становится полноценным инструментом делового общения, а универсальные номера пользователей ICQ – номера UIN уже появляются даже на визитках. Летние опросы Интернет-пользователей 2005 г. показали, что 87% пользователей ищут общения, при этом, надо отметить, что конфиденциальность и иная форма защиты информации здесь и не ночевала.

2.2.5. Развитие Wi-Fi

Wi-Fi – подлинная революция за последний год, в том числе и в библиотеках, о чем мы уже говорили. В 2006 г. в Москве, например, будут открыты 5.000 точек беспроводного доступа (хот-спотов) по проекту известного оператора «Голден Телеком» (инвестиции в проект – $ 6 млн), хотя, в целом, в России Wi-Fi пока не так популярны, как на Западе.

Основное достоинство Wi-Fi (Wireless Fidelity) – высокая скорость передачи данных – до 11 Мбит/с. Wi-Fi считается одной из самых быстроразвивающихся технологий доступа, опережающей по количеству пользователей даже сотовую связь третьего поколения. Оборот мирового рынка Wi-Fi в 2005 году составил около $ 10 млрд. Однако эксперты сомневаются, что проект «Голден Телекома» окупится даже в среднесрочной перспективе. «Нормальный срок окупаемости проекта такого рода – два–три года. Для этого сеть должна приносить $ 5–6 млн в год, то есть в каждой точке абоненты должны платить около $ 100 в месяц. В Европе такое достижимо – эту сумму могут генерировать пять–десять постоянных «компьютеризованных» клиентов кафе или ресторана, – считает топ-менеджер одной из московских телекоммуникационных компаний. – В России это пока возможно в аэропортах и некоторых гостиницах. В других местах Wi-Fi в основном бесплатен». С такими перспективами проект «Голден Телекома» может не выйти на окупаемость и до конца десятилетия». Участники рынка соглашаются с тем, что хотя публичные хот-споты работают в Москве уже несколько лет, количество их пользователей крайне невелико. По оценкам компании J" Son & Partners, по состоянию на конец прошлого года в России действовало всего 650 хот-спотов. Для сравнения: только в Лондоне, по данным компании JiWire Inc., количество точек Wi-Fi доступа составляло 1,6 тыс., в Париже – около 900. «Рынок Wi-Fi в России сейчас находится в стадии становления, – говорит директор по развитию бизнеса компании «Комстар – Объединенные телесистемы» Дмитрий Дронов. – Публичные точки доступа пока что не привлекают большое число пользователей. Наиболее перспективно сейчас создание непубличных зон Wi-Fi для корпоративных клиентов» (Газета «Коммерсант», 10 марта, No 41).

Несмотря на это, многие публичные библиотеки в Москве, Санкт-Петербурге, других городах России начинают внедрять Wi-Fi -технологии, а в библиотеках Запада, и особенно, в университетских библиотеках это уже стало нормой и эта тенденция продолжает расти.

2.2.6. Управление Интернетом и анализ (статистика) сайтов

Это относительно новая сфера деятельности, и отрадно отметить, что библиотеки сразу же включилась в нее. Управление Интернетом не ограничивается присвоением имен, адресов, анализом статистики входов, а охватывает и такие важные сферы, как безопасность, развитие новых Интернет-технологий, использование Интернета в новых отраслях. Библиотечная статистика и электронные методы анализа данных (э-метрики) в прошедшем году были в фокусе внимания аналитиков и уже было выпущено несколько серьезных работ. Если говорить о Рунете, то одним из показателей является Индекс Рамблера (Rambler’s TOP 100), который рассчитывается ежедневно, исходя из суммарного количества посещений Интернет-ресурсов, причем аудитория Рунета – это пользователи изо всех уголков планеты, а не только России.

В 2005 г. в тематическом разделе Рунета, ресурс, посвященный науке, образованию, культуре и искусству, т.е. тот ресурс, где регистрируются библиотечные сайты, составил 8–9% от общего ресурса Рунета; в целом, библиотечные сайты плохо анализируются и плохо, нерегулярно и непрезентативно оцениваются, критерии их оценки не публикуются, а имеющиеся немногочисленные обзоры по российским библиотекам заставляют громко спросить: «А судьи кто?». Год прошедший ничего нового положительного в этот процесс не внес, за исключением отдельных локальных рейтингов. Видимо, все это придет в будущем.

Рис. 2. Динамика роста числа доменов в зоне RU

В заключение раздела хотелось бы еще раз подчеркнуть резкую активизацию роста числа сайтов и пользователей Интернета в мире; в России, в частности, количество зарегистрированных доменов в зоне RU уже приближается к 400.000 (см. рис. 2), хотя по сравнению с Германией (> 8 млн), с Великобританией (>5,5 млн) и другими западными странами это все еще слабый показатель.

2.2.7. Интернет-2 и новые сетевые приложения

Прошедший год ознаменовался еще одним штрихом в Интернет-сфере: многие аналитики считают, что мы перешли в эпоху Интернет-2. Сейчас, как пишет газета Financical Times, 8 марта 2006 г. «Интернет проходит очередной этап эволюции. Когда сэр Тим Бернерс Ли изобрел паутину, она была инструментом для технически подготовленных людей. По мере достижения вершины своего первого участка развития это было возбуждающее, «ветер в лицо» новшество, которое постепенно пробивало дорогу к покупателю. Люди, делавшие покупки через Интернет, ценили удобство этой технологии, но при этом вполне отдавали себе отчет, что они пользуются Интернетом. Но Интернет уже прошел эту стадию развития мы сейчас живем в эпоху Интернета-2. Как это было и с другими технологиями, достигавшими периода своей зрелости, мы начинаем считать все это само собой разумеющимся. Люди, использующие Интернет-2, не очень озабочены тем, что они находятся в Интернете, ибо Интернет – это часть их жизни, и они больше заботятся об используемых программных продуктах, а не о сетевой технологии. Безусловно, такое освобождение возможно лишь в том случае, если технология работает достаточно эффективно, чтобы позволить забыть о ее существовании».

Стадия Интернет-2 стала возможной потому, что сетевая технология настолько развилась, что широкополосный высокоскоростной доступ стал широко распространенным и относительно недорогим. Пользователи получают доступ в сеть со своих настольных компьютеров, наладонных устройств и по беспроводным каналам. Рынок Интернета-2 представляет собой благодатную почву для бизнеса, который готов применить свою изобретательность и энергию в разработке программных продуктов, отвечающих потребностям покупателя контролировать и владеть всем, что может предложить Интернет. Уже многие предприниматели создали состояния на сетевых программных приложениях.

Библиотечно-информационному сообществу доступна сегодня совершенная и огромная по своему потенциалу коммуникационная среда, построенная на широкополосном Интернет-2 и беспроводных технологиях. Впереди – новые технологии и новые решения для пользовательской аудитории и общества в целом.

2.3. Мобильная связь и мобильные технологии

Мобильная связь и мобильные технологии, эта отрасль ИКТ, начинающая развиваться очень интенсивно, о чем говорит даже уже приведенный в начале доклада российский пример. Мобильная связь и Интернет – этот союз сегодня обеспечил многих пользователей возможностью связываться с Интернет из мест, где нет универсальных устойчивых коммуникаций; более того, даже там, где они есть, мобильные коммуникации начинают успешно с ними конкурировать.

За прошедший год нельзя сказать, что мобильные технологии, сделав прорыв в сфере связи, сделали то же самое в библиотечно-инфор-мационной практике – все пока остается на уровне апробаций, экспериментов и отдельных технологических решений, кроме разве что, увеличивающегося числа удаленных пользователей библиотечных веб-сайтов, использующих мобильные телефоны. Вместе с тем, этот прорыв не за горами, так мобильная связь делает огромные успехи и они, безусловно, затронут все общество, в том числе, и раньше многих – библиотеки. Хотя и сейчас уже среди библиотечных работников все больше и больше владельцев мобильных телефонов, особенно в больших и средних городах, да и в этом зале, я думаю, число не владельцев до смешного мало.

Очень коротко проанализируем несколько крупных достижений мобильной связи, достигнутых в прошедшем году, чтобы понять дополнительно те преимущества, которые мобильные технологии принесут в библиотечно-информационные реалии.

2.3.1. Беспроводная технология Bluetooth

Эксплуатация мобильных телефонов, оснащенных технологией беспроводной бесконтактной передачи данных Bluetooth показала ее слабую защищенность против воров и хакеров – к Вам в телефон не просто влезут, а могут и с помощью «проверочных» SMS просто его украсть. У хакеров, использующих Bluetooth, уже появилось название – Blue Jacking, блюджекеры. В России разрешена передача Bluetooth до 10 м. (в Европе до 100 м), и тем не менее, эту опасность надо иметь в виду. Одна из недавних жертв блюджекеров – Пэрис Хилтон, наследница многомиллионного состояния гостиничной сети «Хилтон» («Известия», No 57, 03.04.2006).

2.3.2. Сотовый телефон как мобильный бумажник

Японский оператор сотовой связи NIT Docomo начал выпуск телефонов со встроенным чипом, с помощью которого телефонным аппаратом можно расплатиться за покупки в магазинах, проведя им рядом со считывающим устройством на кассе. Эту же технологию уже освоили и в Южной Корее, в том числе и для проезда в общественном транспорте. Другие компании, Motorola, Nokia, Cingular в 2006–2007 гг. планируют совершить настоящий прорыв в развитии систем бесконтактных платежей с помощью мобильных телефонов, в том числе практически придав им дополнительный статус кредитной карточки. Многие уже говорят: «Мобильники всегда при нас, а кредитку можно и забыть. Теперь она вообще может быть не нужна». Для наших задач это может стать новацией – ведь до сих пор платежные системы наших библиотек работают по допотопным схемам: сначала счет, потом услуга или по авансовым платежам.

Без интерактивных платежей просто нет никакого развития электронному библиотечно-информационному бизнесу и в нахождении таких решений, может быть, и с помощью мобильных банков, заинте-ресованы службы МБА и ЭДД, службы подписки, службы предоставляющие услуги по репродуцированию и многие другие.

2.3.3. Единые стандарты роуминга в ЕС

В странах Европейского Союза – очередной объединительный проект: разработаны планы введения единых стандартов расчета при оплате услуг международного роуминга. И хотя крупнейшие операторы европейской сотовой связи встретили эту инициативу в штыки, комиссар ЕС по телекоммуникациям госпожа Вивиан Рединг считает, что это новшество позволит сократить расходы европейских мобильных абонентов до 60%. Эксперты считают, что если в этом месяце (июнь, 2006 г.) все представители стран – членов ЕС проголосуют за этот законопроект, то он уже с 2007 г. может действовать, хотя, возможно, по согласованию с главными игроками телеком-бизнеса, и будут внесены некоторые коррективы. Для бюджетных клиентов и большинства населения это – хорошая новость, ведь мы хорошо знаем, что такое бюджет, особенно сбалансированный бюджет: это когда месяц и деньги кончаются одновременно.

2.3.4. Движущая сила мобильного рынка – дети

Не зря древняя арабская пословица гласит: «Дети больше походят на свое время, чем на своих родителей».

Агентство Yankee Group считает, что дети в возрасте 8–12 лет уже сегодня составляют около 3% от общего числа абонентов мобильной связи, а в 2010 г. их число удвоится.

Другой прогноз – сотовая связь 3-го поколения (3G) до 2010 г. должна заменить мобильные телефоны у 60% европейцев и 50% абонентов к этому времени станут пользователями мобильного Интернета (данные Компании Forester Research, PC WEEK, No 4, 14.02.2006).

Другие тенденции – уже более 40% телефонов имеет встроенные фотокамеры, растет число телефонов со встроенными MP-плейерами, а у корейских и японских производителей их число составляет уже 80% от общего числа выпускаемых мобильников. Так, Samsung уже выпускает телефоны с жестким диском 1,5 Гбайт, а LG – выпускает телефоны с улучшенным MP-плейером, снабженным эквалайзером.

Еще одна особенность текущего года – растет рынок мобильных игр и тут же появился рост количества мобильных вирусов, особенно для сложных 3G-телефонов (смартфонов). Несмотря на некоторые провалы, новый виток получает и IP-телефония, особенно для корпораций, при этом распространенной формой становится конвергенция мобильной и проводной связи на рабочих местах, а мобильные функции будут работать поверх корпоративной IP-телефонии в качестве дополнительного приложения (PC WEEK, No 4, 14.02.2006).

Пятерка лидеров мирового рынка мобильных телефонов выглядит (по данным Компании IDC, PC WEEK, No 4, 14.02.2006) следующим образом (табл. 2):

Таблица 2

Место на
рынке

 

Фирма

Поставки
млн шт.
в год

 

Доля,
%

Рост в %
(по отношению к 2004 г.)

1

Nokia

264,9

32,1

27,6

2

Motorola

145,9

17,7

39,7

3

Samsung

102,9

12,5

19,0

4

LG

55,0

6,7

23,8

5

Sony Ericson

51,2

6,2

20,4

В 2005 г. в мире было продано 825, 5 млн мобильников плюс 8–10% дают «серые» дилеры – рост по сравнению с 2004 г. на 16,7%.

Мобильная связь и построенные с ее помощью технологии активно врываются в нашу жизнь. Мы услышим на этой Конференции ряд докладов про первые результаты применения мобильной связи для библиотечных технологий, в системе «e-learning», в других приложениях. Еще не востребован как следует потенциал мобильной электронной почты, активный рост этой технологии прогнозируется с ростом доступности высокоскоростных беспроводных сетей (3G и т.п.). Нет сомнения, что от года к году эта область будет существенно расширяться, и мобильная связь в целом продолжит серьезно конкурировать с традиционной и даже Интернет-телефонией и за мобильными технологиями – будущее, так считают многие эксперты рынка телекоммуникаций. Три основных компонента ИКТ: компьютеры – Интернет – мобильная связь, нами пусть и конспективно, но рассмотрены, и я надеюсь, что моя информация была полезна. Время доклада ограничено, в этой сфере столько информации, что недаром во многих странах проводятся многочисленные и многоаспектные мероприятия (конференции, саммиты, семинары) по этой проблематике. Но и на нашей Конференции по данной проблеме также будет представлено много дополнительного, интересного материала про современное состояние и развитие ИКТ в библиотечно-информационной сфере, в разных странах, регионах, и я уверен, что много нового и интересного Вы услышите сами.

3. САММИТ ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
(Тунис, ноябрь 2005 г.)
И АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МАНИФЕСТ О БИБЛИОТЕКАХ

Одним из значительных событий прошедшего года стал второй этап Всемирного саммита по информационному обществу, прошедший 16–18 ноября в Тунисе. Накануне Саммита в Александрийской библиотеке (Египет) состоялась встреча представителей комитетов программ ИФЛА и библиотек-членов ИФЛА, на которой был принят Манифест. В этом документе «Информационное общество в действии» были подчеркнуты роль и задачи библиотек и информационных служб в обеспечении прав человека на свободный доступ к информации, в содействии обществ прогрессу и переходу к информационному обществу. Фактически, в этом документе были подтверждены те главные направления, на которые нацелены библиотеки как форпосты информационного общества, а именно:

  • библиотеки и информационные службы обеспечивают накопление и передачу знаний;

  • библиотеки вносят существенный вклад в преодоление цифрового и, как следствие, информационного неравенства;

  • ИФЛА придерживается принципов баланса и справедливости в вопросах авторского права;

  • ИФЛА заинтересована в продвижении многоязычного контента и сохранения культурного многообразия и защиты прав малых народов и меньшинств.

Подчеркнуто, что ИФЛА, библиотеки и информационные службы поддерживают общую концепцию информационного общества, принятую на Всемирном саммите в Женеве (декабрь, 2003 г.). В документах встречи был приведен следующий ряд числовых показателей мировой библиотечно-информационной системы, т.е. сегодня в мире имеется:

  • более 500 тыс. пунктов библиотечного обслуживания;

  • 15 млн километров библиотечных полок;

  • более 0,5 млн подключений Интернета в библиотеках;

  • 1,5 трлн книговыдач в год;

  • 2,5 млрд зарегистрированных библиотечных пользователей.

Особо отмечено, что библиотеки могут делать весьма значительные вещи при малых материальных затратах, но сумма дохода от этой деятельности в 4–6 раз превышает вложенный в них капитал и это – заметный вклад в общественный прогресс («Библиотековедение», No 1, 2006).

На Саммите в Тунисе были приняты такие очередные важные документы как «Тунисское обязательство» и «Тунисская программа для информационного общества», которые логично продолжили идеологию основных документов женевского этапа Саммита – «Плана действий и Декларации тысячелетия» и в которых, в частности, подчеркивалась необходимость общества оказывать помощь библиотекам, архивам и музеям «в выполнении ими своей роли в области разработки контента, обеспечения равноправного и свободного доступа к нему, сохранении его разнообразия, повышения уровня грамотности в сфере ИКТ и в ряде других задачах». Основные документы Саммита – «Тунисское обязательство» и «Тунисская программа для информационного общества» уже переведены и опубликованы на русском языке.

Хотя в ряде СМИ Тунисский этап Саммита и критикуют, как, кстати, и Женевский за чересчур декларативный характер документов, в Тунисе многие надеялись, что удастся изменить систему управления Интернетом.

Сегодня система управления доменными именами находится в руках американской некоммерческой организации Internet Corporation for Assigned Names and Numbers (ICANN), созданной при участии правительства США и так пока и останется, несмотря на попытки ряда стран (Иран, Китай и др.) изменить ситуацию.

В Программе нашей конференции есть несколько докладов участников этого Саммита, и я думаю, что более подробную информацию Вы получите у этих уважаемых докладчиков. Я же хочу подчеркнуть еще раз, что документы обоих этапов Саммита дают хорошую платформу развития библиотечно-информационной инфраструктуры в целом в условиях перехода к информационному обществу и сегодня, на столь важном этапе развития библиотечно-информационной инфраструктуры эти документы дают требуемую концептуальную поддержку.

4. ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ И ФЕНОМЕН СИСТЕМЫ GOOGLE

Про электронные и информационные ресурсы и электронные библиотеки мы говорим на каждой нашей встрече; сегодня эта тема звучит на многих конференциях, семинарах, в печати. Сегодня нет нужды говорить об этом много, тем более, что и специальная секция по электронным библиотекам, и программы других мероприятий конференции уделяют этой теме много места и времени. Сегодня уже сложилась определенная концепция создания и развития электронного информационного ресурса и мы попробуем зафиксировать это состояние в виде следующих положений.

  1. Электронные информационные ресурсы создаются многими производителями и активно заполняют собой информационное пространство.

  2. Электронные библиотеки как важная часть электронно-информа-ционных ресурсов создаются как традиционными библиотеками, так и другими организациями и физическими лицами; как в традиционных библиотеках, так и вне их.

  3. Альтернативы традиционным библиотекам электронные библиотеки могут составить только для отдельных, как правило, небольших, вновь создаваемых, или вместо других библиотек. В остальных случаях замещение части печатного фонда электронным означает создание электронного фонда или электронной коллекции, а вовсе не электронной библиотеки.

  4. Электронные библиотеки, в том числе и в Интернет, созданные как общедоступный или ограниченно доступный информационный ресурс, как правило, электронной библиотекой не является, а является просто электронным информационным массивом или электронной коллекцией, а превратиться в электронную библиотеку может только при наличии других, кроме фонда, системообразующих компонент и наличие физически существующего объекта (библиотеки), осуществляющего обслуживание и поддержку этой коллекции.

Развитие электронных библиотек в плотном определении множества дискуссий и споров шло своим чередом, но объявленный в конце декабря прошлого года проект «Мировая электронная библиотека», о котором заявила одна из крупнейших Интернет-компаний Google (Гугл), да еще в компании с Библиотекой Конгресса США, заставил заговорить об этом многочисленную аудиторию.

Google (Гугл) – это переиначенный термин googol (гугол), который означает 10100, т.е. единицу со 100 нулями. Этот термин ввели в 1938 г. в своей книге американские математики Эдвард Каснер и Джек Ньюлли (сам термин придумал племянник Каснера Милтон Сиротта) и по общему мнению, во Вселенной нет ни одного материального объекта в количестве гугола единиц. Сергей Брин, один из основателей и президент компании Google, выходец из СССР, так назвал свою систему, чтобы выразить масштаб Интернета. Недавно президент Буш, поддержал новый законопроект об упрощении легализации иммигрантов, и в качестве политического примера назвал имя молодого выходца из СССР, выпускника Стэнфордского университета, а ныне миллиардера Сергея Брина, создавшего на пару со своим приятелем Ларри Пэйджем одну из самых крупных кампаний и не только в среде ИКТ.

Компания Гугл была зарегистрирована в сентябре 1998 г. (Брину было 26 лет), сейчас ему 32 и он, кстати, не женат, ездит на Тойоте (а не на Ролсе или хотя бы Мерседесе), любит борщ и блины.

Созданная система уже через год стала популярной и главным образом за счет простоты в использовании, простоты интерфейса и большой точности в получении запрашиваемых результатов поиска.

Популярность Гугла объясняется комбинированием двух простых методов – формулировкой запросов на естественном языке и выдачи результатов в соответствии с популярностью ресурса; кроме того, Гугл ввел уникальную возможность сочетать поиск с использованием сетевого предметного каталога. Идеалы Гугла твердо стоят на принципах простоты, минимальности – и вместе с тем, утонченность и изощренность поиска для профессиональных заказчиков

 

 

www.google.org
(главная страница некоммерческой части Google)

 

Сегодня Google имеет и русскую страницу и могут осуществлять поиск на русском языке, а вообще – на 26 языках. По оценкам многих экспертов Google сегодня превосходит многие конкурирующие технологии, в частности Alta Vista, FAST, а «механизм» Гугла используются крупнейшим мировым сетевым каталогом Yahoo! (русский Гугл).

«Google – это ближайшее место в Интернете, где можно найти ответ на любой вопрос». Именно это мнение многих пользователей Интернет, особенно в последние годы, резко увеличили армию пользователей Гугл, в том числе и среди библиотечных работников и пользователей библиотек. Но главной новинкой и суперамбициозным проектом было объявление в декабре 2005 г. так называемого «библиотечного проекта» (имеющего и нижеприводимые другие названия), который сразу же вызвал необоснованную, но имеющую уже многих сторонников дискуссию «зачем нужны библиотеки, если скоро все можно будет найти в Гугле?».

 

 

www.google.ru
(русская страница Google)

Как пишет газета Publishing News (24.02.2006) Гугл уже оцифровал 10 млн книг и выставляет их бесплатно в Интернет по своей технологии.

Эта технология позволяет просматривать до 20% книги в режиме онлайн, но не допускает распечатку или выгрузку содержания Гугл пригласил компанию Портленд (Portland), специализирующуюся на работе по связи с общественностью для того, чтобы яснее обозначить свое присутствие, проводить многочисленные презентации для издателей и публики. Господин Енс Редмер (Jens Redmer), директор европейского отделения программы, заявил корреспонденту газеты: «По нашим ощущениям, люди не всегда понимают, зачем мы здесь, и что мы делаем. Поэтому нам приходится разъяснять и воспитывать представителей всевозможных ассоциаций и ключевых участников рынка. Мы совсем не собираемся замещать книги технологиями онлайнового чтения. Что мы действительно хотим, так это создать бесплатную абсолютно прозрачную систему для издателей, которые помогут узнать об их книгах намного большему количеству людей».

Несмотря на атаку многих издательств, авторы продолжают свою работу, хотя на некоторое время этот проект и был остановлен.

Отбиваясь от нападок издателей, господин Редмер отметил в той же газете: «Программа «Поиска книги» Гугла совершенно сознательно никуда не передает материал, защищенный авторским планом. Она поддерживает издателей, позволяя им показать, сколь угодно много (или сколь угодно мало) содержания документов, – сколько они сами пожелают. Решение всегда за ними, а не за нами. Пользователи могут затем в качестве образца посмотреть несколько страниц, но им запрещается копировать или выгружать их. Это просто дополнительный канал маркетинга, помогающий издателям продать большее число книг, а также выполняющий привлекающую роль, потому что миллионы людей, которые ежедневно посещают поисковую систему Гугл, неожиданно находят книги по своей любимой тематике». Можно отметить, что компания Гугл добилась определенного успеха в убеждении издателей, работающих в выпуске литературы для университетов в Великобритании. Но основные коммерческие издательства еще проявляют осторожность, хотя некоторые из них уже соглашаются, что, может быть, найдутся какие-то пути совместной работы с такими компаниями как Гугл. Представитель одного из издательств Рэндом Хаус комментирует: «Мы все видим потенциал будущего сотрудничества с такими компаниями, но сначала надо выработать правильную коммерческую модель. Гугл постоянно увлечен инновациями, постоянно движется вперед и нам не избежать сотрудничества с ним в будущем».

Google указывает, что эту библиотеку не следует рассматривать как онлайновую библиотеку для полноценного чтения, а лишь возможного ознакомления с тем, чтобы узнать, что та или иная книга из себя представляет, чтобы в последствии ее купить. При этом просматриваемые фрагменты сопровождаются ссылками ни книготорговые статьи и, кроме того, на сайте Google действует система ограничений, защищающих права автора и издателя. Полностью, как утверждают владельцы сайта, можно прочитать только книги статуса «public domain» и хотя этот проект, который называется еще и «Book Seach», и «Google Point» является самым крупным и самым спорным проектом компании, у Гугла есть еще целый ряд известных проектов и инициатив, как например, панель для браузера Google Toolbar, редактор изображений Picasa, веб-почта Gmail, программа новостных лент RSS Reader и множество других.

Феномен Гугла – одной из самых быстрорастущих и многоплановых Интернет-компаний – заставляет говорить о компании всех, кто так или иначе работает с Интернет, а для библиотек, обслуживающих многочитаемых пользователей веб-ресурсов и электронных библиотек, знание инициатив, проектов да и просто работа с этой системой очень важна и поучительна. Анализируя программу нашей конференции видишь, что системе Google посвящен целый ряд докладов и я думаю, что многие новации и сюрпризы этот феномен нам еще преподнесет. Ясно одно – сегодня трудно себе представить Интернет без Гугла, а Рунет – без активно набирающего обороты Русского Гугла.

5. АВТОРСКОЕ ПРАВО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ДРУГИЕ ИНИЦИАТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО СООБЩЕСТВА

 

«Священны те законы, которые соответствуют общественному интересу. Всякий противоречащий этому закон – не закон, а облеченное в форму закона злоупотребление».

Клод Гельвеций,
французский философ (1715–1771)

Эпоха электронной информации серьезно подняла проблему защиты авторских прав, не говоря уже об имущественных правах на интеллектуальную продукцию. Большие объемы сканирования и генерации электронной полнотекстовой информации, в том числе и в библиотеках и для библиотек, и размещение ее в Интернете, проекты создания, развития и использования электронных библиотек требуют не только согласования с национальными законами об авторском праве и международными соглашениями, но и в целом, создание благоприятного правового поля.

Интересно заметить, что сегодня, уже в 2006 г. мы замечаем как ужесточение политики в отношении авторского права (ряд европейских государств настаивает на санкциях не только к продавцам и производителям контрафактной продукции, но и к пользователям), так и ее ослабление, прежде всего в университетах США и Европы: «если они (студенты) сканируют целые книги в интересах своего образования, ну и пусть, все равно они эти файлы потом уничтожают, им и на ум не придет заниматься коммерческим репродуцированием» – эта мысль так или иначе звучит во многих западных университетах и университетских библиотеках.

С другой стороны многие эксперты не склонны преуменьшать проблему легитимного репродуцирования изданий, защищенных законами об авторском и смежных правах, в том числе и в многочисленных Интернет-проектах. Так, в этом году во время проведения Лондонской книжной ярмарки, господин Адриан Лэнг, адвокат по вопросам авторского права в области массовых коммуникаций в статье «Авторское право в эпоху цифровых технологий», опубликованной в газете «Publishing News», 5 марта 2006 г., глубоко проанализировав различные аспекты, связанные с законом об авторском праве и электронными информационными и издательскими технологиями, в частности вопрошает: «кто обладает правом разрешать компаниям, – таким, как Амазон или Гугл, «сканировать, хранить и показывать» содержание произведения? На первый взгляд кажется, что поскольку издатель приобрел право на публикацию книги в «печатном или электронном формате», то он также имеет право подписать соглашение, разрешающее третьей стороне оцифровывать произведение и делать его общедоступным широкой публике. Это не так. Традиционное право издателя «печатать, публиковать, распространять и продавать» произведения вовсе не означает право выдавать разрешение третьей стороне проводить оцифровку и показывать кому угодно ее содержание. Следовательно, до того, как издатель даже только подумает о подписании лицензионного соглашения с Амазоном, Гуглом, Майкрософтом (Microsoft), Яху (Yahoo!), которые ставят перед собой амбициозные цели, ему (издателю) нужно заново прочитать контракт в контексте того, что он собирается сделать. В большинстве (но не во всех) случаях право копирайта принадлежит автору, а не издателю».

Проблема для библиотек, музеев и университетов состоит совсем в другом. Тот факт, что произведение не защищено авторским правом, вовсе не означает его общедоступность. Могут существовать иные авторские права, например:

  1. на перевод произведений, причем их действие может продолжаться много лет после того, как авторского права на оригинал закончатся срок действия;

  2. возможно, что издатели имеют авторское право и на верстку оригинал-макета.

Какие вопросы возникают сегодня у издателей, читателей и библиотек? Возникают после того, как все уже поняли необходимость соблюдения и учета прав всех правообладателей и одновременно прав потребителей информации. В материалах, опубликованных в той же газете и других изданиях, просматриваются следующие позиции:

  • Если издатель выдает кому-либо эксклюзивную копию, значит, он уже никому другому ничего предоставить не может, а как при этом он учтет права потребителей его продукции в ранее выданных лицензиях?

  • Кто и как оценивает коммерческие выгоды от расширения (сужения) сферы лицензирования (кто оценивает теоретическую посылку, что если читатель бесплатно «скачал» часть информации, то продажи увеличатся?).

  • Если теория увеличения продаж правильна, то является ли подписание стандартного соглашения с компанией Амазон (Search Inside Participation Agreement) или стандартного соглашения с компанией Гугл (Partner Program) наилучшим способом достижения этой цели? Иными словами, если исходить из основных коммерческих принципов, являются ли условия этих соглашений честными и приемлемыми? По крайней мере, университет Оксфорда попытался найти точные и продуманные условия соглашения с Гуглом.

  • Какие остаточные права сохранятся у компании, проводившей оцифровку после завершения срока лицензии?

  • И, наконец, зачем отдавать сразу все права? Если у издателя имеются ресурсы и терпение, то простые соображения здравого смысла диктуют ему, что надо подписывать соглашения с тем партнером, который будет готов вернуть издателю такие права, какие могут существовать в оцифрованной копии.

Рано или поздно издатели и другие правообладатели будут вынуждены принять решение. Технологические достижения последних десяти лет создали то, что можно считать колоссальным коммерческим потенциалом использования миллионов слов, содержащихся внутри книг. Разве что Гарри Поттер может взмахнуть своей волшебной палочкой и в одно мгновение все книги будут отсканированы и переданы на хранение в некую «пра-материнскую» базу данных, доступную всем грамотным людям, имеющим кредитную карточку. Эти люди смогут просматривать и покупать произведения напрямую от издателя с помощью своих персональных компьютеров. Для чего тогда будут нужны книжные магазины и библиотеки? – задает сакраментальный вопрос уже упомянутый господин Лэнг и не надеется на скорый ответ.

 

Мы с вами будем слушать доклады и участвовать в дискуссиях по многим проблемам, связанным с правовым окружением на нашей Конференции. Сегодня у нашего библиотечного сообщества уже нет сомнения, что создавать новую, спрашиваемую, нужную, часто экономически выгодную информационную продукцию нужно цивилизованно, как и обслуживать пользователей ресурсами, всегда имеющими четко обозначенную правовую легитимность.

Какие еще особенности в этом направлении, выявленные за прошедший год, следует отметить? Это прежде всего:

  • дальнейшие усилия производителей и владельцев программного обеспечения и компьютерной техники в их борьбе с компьютерным пиратством, в том числе и с нелицензионными копиями программного обеспечения, устанавливаемого на поставляемые компьютеры; в этом направлении заслуживает изучения деятельность Microsofta, особенно представителей компаний в других странах;

  • развитие системы Creative Commons, системы более гибкого подхода к авторским правам для творческих произведений, ну скажем, более доступных для всех. Это не замена копирайту, это передача некоторых права для конкретных целей и на оговоренных условиях. Например, Евгений Иванович Кузьмин публикует свою фотографию на своем веб-сайте и объявляет, что она защищена лицензией некоммерческого использования, а например, Екатерина Юрьевна Гениева печатает для себя эту фотографию, но не имеет права без специального разрешения Евгения Ивановича ее продавать или использовать в рекламных целях, а для себя – можно. Это пример некоммерческого использования системы Creative Commons, а еще есть в этой системе такие режимы как атрибуция), запрет на тиражирование и другие (например, про атрибуцию: Екатерина Юрьевна помещает свою фотографию на сайте, и объявляет, что она защищена лицензией атрибуции. Евгений Иванович находит ее и решает украсить ею первую страницу своего сайта – пожалуйста, но с указанием авторства Екатерины Юрьевны);

  • расширение технологии Public License, т.е. дополнительной оплаты тем авторам, чьи произведения активно спрашиваются в публичных библиотеках (активно обсуждалась на ИФЛА в Осло, в августе 2005 г.);

  • проект «Open Archive Initiative» – система формирования ресурсов открытого доступа, наибольшее распространение получила в США (Стэнфорд, Беркли, Гарвард и др.), затем – в скандинавских странах и далее – по всей Европе (например, по состоянию на май 2006 г. Шведская национальная система открытого доступа предоставляет бесплатный доступ к 2200 названиям полнотекстовых электронных журналов). Эта система сегодня многими рассматривается уже как альтернатива существующей системе подписки.

И последнее. Существует множество споров, толкований, разночтений по решению проблемы оцифровки больших массивов информации с точки зрения правовой легитимности. Работы по созданию больших электронных коллекций будут продолжаться и никакие ограничения их не остановят. И в этой связи мне лично импонирует позиция господина Блэра Кауфмана, профессора права и директора библиотеки по праву юридической школы Йельского Университета в США, который делал, как и я, доклад на нашем совместном семинаре в Йеле, в марте с.г. профессор Кауфман сказал: «В настоящее время существует три инициативы, три пути решения вопроса об оцифровке библиотечных фондов с целью создания цифровой библиотеки»:

  1. предполагает оцифровку только тех материалов, на которое не распространяется закон об авторском праве или действие его закончилось (пример – альянс «Открытое содержание»);

  2. основан на заключении договора с каждым автором или правообладателем (пример – проект Amazon.com);

  3. предложен компанией Google и является самым дерзким и масштабным. Он состоит из двух частей:

  • реклама авторской продукции в Интернет с целью продаж (осуществляется по договору с автором);

  • оцифровка огромных массивов книг в фондах библиотек. Однако по запросу Интернет предоставляет только общую библиографическую информацию, место хранения и условия получения данного документа, а также только несколько страничек текста, соответствующего запросу. Google не предполагает заключения специальных контрактов с авторами на право оцифровки документа, но автор по собственной инициативе может выйти из проекта.

Таким образом видно, как информационное сообщество США активно ищет пути решения проблемы и, без сомнения, вскоре придет к какому-то компромиссному варианту.

Какие еще направления (приоритеты) в библиотечно-информационном сообществе активно развивались в последнее время? Кратко отметим следующие:

  • удачный опыт реализации технологий электронного архива журнальных статей – североамериканская университетская система JSTOR (более 2,5 тыс. организаций-участниц, 87 стран и около 15 млн полных текстов статей);

  • развитие исследований в области «интеллектуализации» автоматического индексирования электронных документов в Интернет на базе расширенного языка разметки XML и функциональных требований к библиотечной записи (FRBR);

  • дальнейшее включение библиотек в образовательный процесс, развитие посыла «библиотеки как центры образования в информационном веке» и целый ряд других, о которых неоднократно будет говориться на мероприятиях нашей Конференции.

Мы проанализировали главные направления развития и совершенствования библиотечно-информационной инфраструктуры и показали основные проблемы, в первую очередь, за год, прошедший с нашей прошлой встречи в Крыму. Я думаю, что мне удалось обозначить и те главные направления (проблемы), которые стоит обсудить на нашей Конференции, обменяться опытом, взглядами, услышать рекомендации и прогнозы на будущее.

Борис Пастернак к своему знаменитому циклу стихотворений «Когда разгуляется» выбрал эпиграфом следующие пессимистические строки известного французского писателя Марселя Пруста, так удивившие многих его читателей: «Книга – это большое кладбище, где на многих плитах уже не прочесть стершиеся имена». К счастью, жизнь опровергает печальные строки знаменитого француза, боящегося забвения и неблагодарной памяти человечества. Наша жизнь, наша деятельность на библиотечной ниве и сегодня, в цифровую эпоху позволяет нам оптимистично смотреть в будущее Книги, ее создателей, читателей и, наконец, библиотек. Активная деятельность истинных патриотов библиотечно-информационной работы, подвижнический, творческий труд библиотечных работников – это залог прогрессивной эволюции, процветания общества. Именно творческий, если хотите, вдохновенный подход помог в трудное время выжить библиотекам, а сегодня – встать во главе преобразования общества. И вспомнив Пастернака, хочется закончить свой Доклад его же строками:

Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

 

  
На главную