Научные и технические библиотеки №1 2007 год
Содержание:

13-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2006»

Павлова Н. П. Международный форум «Крым–2006»

Шрайберг Я. Л. Библиотеки, электронная информация и меняющееся общество в информационном веке.

Ежегодный доклад Международной конференции «Крым»

Кротова Н. В. Знание и культура – приоритеты XXI века

Секция «Информационный рынок и формирование фондов библиотек»

Мельникова Л. П. Есть ли будущее у библиотечных коллекторов?

Проскурякова О. В. Библиотека – издательство – вуз: грани взаимодействия

Упениеце Марите. Отбор документов для комплектования фонда университетской библиотеки

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ

Полтавская Е. И. Объект и предмет библиотековедения: анализ проблемы в начале XXI века

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Экономика информационного общества. (Обзор зарубежных публикаций)

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю. Н. Книга о генетическом родстве информатики и документологии


Л. П. Мельникова

Библиотечное агентство «ИНФРА-М»

Есть ли будущее у библиотечных коллекторов?

Освещены проблемы современного книгоиздания и новых коммерческих коллекторов.

Представлено библиотечное агентство «ИНФРА-М» – коллектор нового поколения.

 

Для многих современных социальных институтов книга (и более широко – печатная продукция) является основным объектом деятельности. К ним можно отнести издательства, книжные магазины, библиотеки, органы научно-технической информации и др. Книга играет важную роль в передаче информации, развитии общества, науки и культуры. Она была и остается одним из основных каналов влияния на формирование личности.

Как источник знаний каждого отдельного человека и как значительная общественная сила книга позволяет осуществлять свободное общение между читателем и автором, предоставляет возможность выбора в восприятии новых идей и знаний. Это одно из самых простых и дешевых средств передачи мысли, в силу чего книга является и самым распространенным инструментом получения знаний, средством самовыражения.

У книги двоякая природа. С одной стороны – это духовная ценность, удовлетворяющая специфические потребности человека в информации: получении знаний, повышении образовательного и культурного уровня, расширении кругозора. Она – уникальный результат творчества ее создателей. С другой стороны, книга имеет материальную форму и является товаром,
т. е. обладает стоимостью. Поэтому распространение книги одновременно выполняет две социальные функции: решает культурные, образовательные, прагматические, развлекательные задачи (в целях удовлетворения информационных потребностей общества) и реализует коммерческие цели книгоиздающих и книготорговых предприятий, что дает возможность говорить об особом месте этих предприятий в социальной инфраструктуре общества.

Начало книжной торговле положило изобретение книгопечатания. Первые книжные лавки появились в Москве в ХVI–ХVII вв. при Печатном дворе. Здесь же располагалась и «книжная казна» (оптовый склад). XIX век связан с именами Н. И. Новикова, В. С. Сопикова, А. Ф. Смирдина. После Октябрьской революции 1917 г. книжная торговля становится частью государственной политики в области культуры и переживает расцвет. К концу существования СССР книготорговая система включала 17 тыс. книжных магазинов, 43 тыс. киосков, 171 библиотечный коллектор; в ней были заняты 364 тыс. человек.

Сейчас в России 350 оптовых предприятий, продающих книжную продукцию, 6 тыс. книжных магазинов, 20 тыс. точек уличной торговли. Наиболее важное звено книготорговли – книжные магазины. Они могут быть универсальными и специализированными. Букинистические магазины скупают у населения старые книги, в том числе раритетные издания. Продолжает действовать система «Книга – почтой». Книги продаются также на книжных ярмарках, особое место среди них занимает ежегодная Московская международная книжная ярмарка.

Современный книжный рынок представляет собой сложную систему с большим количеством действующих сил. Рынок – это особым образом организованное, подчиняющееся экономическим законам место, где встречаются предложение и спрос. В нашей стране в течение долгого времени книжный рынок характеризовался превышением спроса над предложением – сбыт продукции происходил без особых усилий. Сегодня предложение превышает спрос. В соответствии с этим поведение покупателя все больше влияет на рыночные процессы. От продавцов требуется все больше усилий для сбыта продукции.

Сложившуюся ситуацию следует рассматривать как толчок для возникновения маркетингового мышления у производителя и посредника.

Предприятия отрасли печати и книжной торговли, как и любые другие предприятия, преследуют на рынке одну цель – добиться прибыли. При этом они понимают, что их продукция вынуждена конкурировать с многочисленными альтернативными изданиями и каналами книгораспространения. Покупатель выберет среди них те, которые соответствуют его представлению о качестве издания, цене, сервисе. При большой неоднородности рынка важно выделить приоритетные сегменты, на которые следует ориентироваться производителям и распространителям печатной продукции, строя свою политику сбыта.

В мировой книжной торговле библиотеки всегда представляли для издателей и книготорговцев лакомый кусочек, так как в отличие от многих других покупателей книг являются наиболее стабильной частью рынка.

Сейчас в России около 130 тыс. библиотек. Наиболее обширна и разветвлена сеть публичных библиотек Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, в которую входят 9 федеральных библиотек, 282 центральные библиотеки 88 субъектов Российской Федерации (универсальные, научные, специальные библиотеки для слепых, юношеские, детские),
48,9 тыс. муниципальных публичных библиотек (из них 38,7 тыс. находятся в сельских населенных пунктах и 10,2 тыс. в городах). В системе высшего и среднего специального образования – примерно 3 тыс. библиотек университетов, академий, институтов, колледжей. В системе общего среднего образования – более 67 тыс. школьных библиотек. В сети исследовательских институтов РАН – 375 библиотек. В сфере промышленности, транспорта, связи, по экспертным оценкам, – 3,5 тыс. научно-технических библиотек. В области сельского хозяйства – более 700 специальных библиотек. В области медицины и здравоохранения – 1,5 тыс. библиотек. Для обслуживания высших органов государственной власти созданы Библиотека Администрации Президента РФ и Парламентская библиотека РФ. Разветвленной сетью библиотек располагают Министерство обороны России и другие силовые ведомства. Собственными библиотеками обладают пенитенциарные учреждения России, а также различные религиозные конфессии и некоторые политические объединения.

Все эти библиотеки являются реальными покупателями книжной продукции. Каждая разрабатывает свою стратегию взаимодействия с поставщиками книжной и иной документной продукции в целях пополнения своих фондов. В систему источников комплектования входят книжные магазины и посреднические фирмы, подписные агентства, обязательный экземпляр документов, внутригосударственный и международный документообмен и др.

Особое место среди них занимают библиотечные коллекторы – специализированные книготорговые учреждения, предназначенные для обеспечения библиотек литературой.

Первые библиотечные коллекторы в нашей стране созданы после принятия постановления СНК «О централизации библиотечного дела в РСФСР» от 3 ноября 1920 г. Единая сеть коллекторов создана в 1930-е гг., тогда же они переданы в систему книжной торговли. До 1991 г. для большинства массовых (ныне муниципальных) и научных библиотек библиотечный коллектор являлся главным источником получения литературы. Его доля в комплектовании библиотек составляла от 20 до 80%. В СССР библиотечные коллекторы обслуживали 91% библиотек страны, их товарооборот составлял около 20% общего книготоргового оборота.

Коллекторы были универсальными (обслуживали библиотеки всех типов и видов независимо от их ведомственной принадлежности) и специальными (обслуживали библиотеки только определенных типов и видов). К универсальным относились областные (краевые, республиканские) коллекторы. В Москве и Ленинграде функционировали коллекторы массовых, научно-технических, школьных библиотек. Кроме того, имелись коллекторы системы Военкниги, снабжавшие литературой библиотеки Советской Армии и Военно-Морского флота.

В обязанности библиотечных коллекторов входило: снабжение библиотек новой литературой в соответствии с их заказами, пополнение фондов библиотек изданиями прошлых лет (по возможности), оказание библиотекам консультационно-библиографической помощи по вопросам первичного отбора, обработка отправляемых книг, обеспечение библиотек предметами библиотечной техники (ярлыками, кармашками, бланками учетных форм и т.п.).

Взаимоотношения библиотек и коллекторов строились на договорных отношениях. Между библиотекой и коллектором заключался договор (сроком на 1 год), согласно которому библиотека указывала сумму ассигнований на комплектование и давала обязательство своевременно перечислять деньги за поставки. Со своей стороны коллектор должен был систематически снабжать библиотеку вновь выходящей литературой и оказывать ей помощь при отборе книг. Книготорги, в ведении которых находились коллекторы, были обязаны предоставлять им литературу в первоочередном порядке и в объеме, удовлетворяющем потребности библиотек.

Такое положение сохранялось до 1991 г., затем библиотечные коллекторы были уравнены в своем статусе с другими предприятиями книжной торговли, т.е. стали чисто коммерческими организациями.

В первой половине 1990-х гг. библиотеки не получали средств для комплектования фондов и как следствие этого не могли расплачиваться с коллекторами за необходимые издания. Система, складывавшаяся не одно десятилетие и хорошо зарекомендовавшая себя в условиях нашей страны, была разрушена. Попытка перевести коллекторы в разряд коммерческих самофинансирующихся структур не дала экономического эффекта. Почти все коллекторы были закрыты, выжили единицы. В те же годы появился ряд специализированных коммерческих структур, которые посвятили свою деятельность комплектованию библиотек.

Самой молодой по времени возникновения структурой является Библиотечное агентство группы компаний «ИНФРА-М», созданное на базе Издательского дома «ИНФРА-М» и книготоргового предприятия «МАСТЕР-КНИГА». Его главная задача – комплектование библиотек высококачественной и актуальной литературой по всем отраслям знаний.

Еще в 2000 г. при Издательском доме «ИНФРА-М» был создан отдел комплектования вузовских и ссузовских библиотек, а в 2003 г. открыто подразделение по комплектованию публичных библиотек в «МАСТЕР-КНИГА».

В 2005 г. в целях эффективного книгообеспечения библиотек руководство компании приняло решение об объединении двух структур и создании Библиотечного агентства «ИНФРА-М». Сегодня – это центр комплектования вузовских, ссузовских и публичных библиотек.

Группа компаний «ИНФРА-М» включает 10 издательств («ИНФРА-М», «Весь мир», «Форум», «Энциклопедия», «Норма», «Альфа-М», «Вузовский учебник», «Контракт», «Риор», «Вадим-Синема») и два крупных книготорга («ИНФРА-М», «МАСТЕР-КНИГА») с текущим ассортиментом 50 тыс. наименований.

Издательская группа «ИНФРА-М» занимает лидирующие позиции в публикации деловой литературы, осуществляет масштабные проекты по выпуску учебной литературы для высшей и средней школы. По данным журнала «Книжный бизнес» (2005) доля только трех издательств («ИНФРА-М», «Риор», «Норма») по числу названий литературы для высшей школы составляет 51,9%, доля тех же издательств по суммарному тиражу – 44,6%, доля по суммарной стоимости – 38,5%. При этом надо отметить, что цена книг издательской группы «ИНФРА-М» в среднем на 20% ниже аналогичных предложений конкурентов.

В последнее время стремительно набирает ход тенденция к переводу различных изданий в электронную форму. Не остался в стороне от этого новшества и Издательский дом «ИНФРА–М». Совместно с компанией «Термика» он выпустил словари и справочники по архивному делу, логистике, социологии, юриспруденции, языкознанию, финансам и многие другие. С 2002 г. выходит компакт-диск «Электронная библиотека Издательского дома «ИНФРА-М», позволяющий любому потребителю информации с максимальной легкостью и быстротой ознакомиться сразу со всей продукцией издательства.

Издательский дом «ИНФРА-М» принимает участие в новом проекте «Мегабиблиотека России». Ежеквартально в библиотеки страны рассылаются каталоги книжных новинок, выпущенных 150 лучшими издательствами России в предыдущем квартале – обычно набирается около двух тысяч названий. Все книги продаются по издательским ценам, что является немаловажным фактором для библиотек. Участие в таком проекте открывает новые возможности для взаимодействия издательств, книгораспространяющих структур и библиотек в едином информационном пространстве России.

«МАСТЕР-КНИГА» относится к категории молодых оптовых книготорговых предприятий.

В начале 1990-х гг. система оптового звена в книжной торговле была разрушена. Вследствие этого функции оптовой торговли книгами оказались распределенными между издательствами, различными книготорговыми предприятиями и собственно оптовыми фирмами. Нескоординированность в их работе приводила к тому, что от издателя к покупателю книга проходила многоэтапный и не всегда оптимальный путь. А это сказывалось в первую очередь на уровне цен, что чрезвычайно болезненно для таких крупных покупателей печатной продукции, как библиотеки.

В первые годы перехода к рыночной экономике книжный рынок интенсивно поглощал большие тиражи, следствием чего стало быстрое накопление капитала многими издательствами. Такое положение приводило их к мысли, что они смогут сами распространять книги. Издательства стали создавать собственные системы реализации. Но через несколько лет по мере насыщения рынка, упорядочивания рыночных отношений, резкого снижения прибыли стала очевидной необходимость крупных, эффективно работающих оптовых предприятий. В ответ на эту потребность рынка появились проекты, в которых были заложены современные идеи книжной торговли.

Одним из таких проектов и стала «МАСТЕР-КНИГА», взявшая на себя функции, которые ранее выполняли издательства: распространение, хранение, транспортировку издательской продукции в книжные магазины, ведение расчетов и многое другое. «МАСТЕР-КНИГА» успешно сотрудничает с издательствами России, Украины, Беларуси. У нее тысяча поставщиков книжной продукции, что позволяет поддерживать предлагаемый ассортимент на уровне 30 тыс. наименований постоянно обновляемого книжного репертуара. Кроме этого предприятие имеет собственную розничную сеть книжных магазинов «Библиосфера».

Поиск новых путей для реализации неиспользованных возможностей, новых рынков сбыта привел к идее сотрудничества с библиотеками в области комплектования фондов, поэтому создание Библиотечного агентства в структуре предприятия «МАСТЕР-КНИГА» (ныне в составе группы компаний «ИНФРА-М») было вполне логично.

Для любой библиотеки комплектование фонда – главная задача, так как от этого в первую очередь зависит качество обслуживания абонентов. Дать библиотекам высококачественную и актуальную литературу по всем отраслям знания, а также обеспечить все сервисные услуги в области предоставления информации, оформления заказа, обеспечения доставки литературы с наивысшим качеством и с наименьшими затратами для библиотек – это не только коммерческая, но и социальная позиция Библиотечного агентства «ИНФРА-М».

Агентство строит свои отношения с библиотеками на доверии. Мы никогда не обещаем того, чего не можем выполнить. Располагая ассортиментом по всем отраслям знаний, мы всегда информируем своих клиентов, что у нас преобладает деловая, художественная и детская литература.

Особенностью работы Библиотечного агентства «ИНФРА-М» является внимательное отношение к нуждам заказчика, быстрое и качественное выполнение и доставка заказов.

Для нас также важна работа с отсутствующим ассортиментом, который мы называем «неудовлетворенный спрос». Это большая проблема для всех библиотечных коллекторов и книготорговых фирм, но и она решаема. «Неудовлетворенный спрос» по каждой библиотеке мы выделяем отдельной накладной и заказываем его в издательствах.

В заключение можно отметить, что идея создания специализированных книготорговых структур, занимающихся комплектованием фондов библиотек, возрождается. Библиотеки – крупные покупатели книжной продукции, работа с ними – выгодный бизнес для оптового звена книжной торговли. В свою очередь, работая с крупными поставщиками книжной продукции многих издательств, библиотеки минимизируют свои затраты на поиск и приобретение необходимых изданий. Таким образом, сотрудничество библиотек и новых библиотечных коллекторов взаимовыгодно для обеих сторон и имеет хорошие перспективы.

Во многих зарубежных странах также существуют специальные учреждения по снабжению библиотек литературой и специальной техникой. Они выпускают рекламные указатели новых публикаций, переплетают и обрабатывают книги, принимают заказы на библиотечное оборудование, мебель и даже на консультации по проектированию библиотечных зданий. Деятельность их весьма эффективна. Изучение и использование их опыта было бы весьма своевременным.

 

  
На главную