УДК 025.5/.6
Ю. Н. Дрешер, О. А. Калегина
Новый учебник по библиотечному обслуживанию
Обслуживание читателей –
это то, ради чего, в конечном счете, в библиотеке выполняются многочисленные
производственные процессы, зачастую не видимые посетителям. Именно организация
и качество обслуживания определяют
значимость и востребованность библиотеки в обществе, а следовательно,
перспективы ее существования как социального института. Это обстоятельство
обусловливает потребность в качественном учебнике, способном дать обучаемым
представление о библиотечном обслуживании, адекватное современным реалиям.
В 2006 г. вышла в
свет новая книга Ю. П. Мелентьевой «Библиотечное
обслуживание»(М : Фаир,
2006. – 256 с.), допущенная Министерством
образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Библиотечно-информационная
деятельность».
Надо признать, что автору предстояло решить
непростую задачу, поскольку по ряду аспектов раскрываемой проблематики нет
единого мнения специалистов.
Ю. П. Мелентьева
– известный теоретик и опытный педагог, имеющий собственный взгляд на теорию и
практику библиотечного обслуживания. Ей удалось изложить свою концепцию
достаточно последовательно и доходчиво. Принципиальная новизна и отличие
данного учебника от предыдущих заключаются, по мнению самого автора, «…в том,
что впервые сделана попытка представить библиотечное обслуживание не только в
контексте российской
действительности, но и как глобальный библиотечный процесс, осуществляемый в
условиях формирования единой мировой библиотеки» (с. 4).
Оценивая труд
Ю. П. Мелентьевой в целом весьма положительно, считаем необходимым
высказать некоторые пожелания, базирующиеся на нашем видении отдельных
существенных моментов, которое в некоторых случаях отличается от видения автора
учебника.
На наш взгляд,
целесообразно было бы глубже проанализировать различные подходы к содержанию
курса «Библиотечное обслуживание», их достоинства
и недостатки. Хотелось бы видеть более полное отражение терминологической
проблемы, понимания терминов библиотечно-информационное обслуживание,
информационное обслуживание, обслуживание читателей. В профессиональной печати они пока не имеют
единой трактовки.
Охарактеризуем далее книгу последовательно.
Часть 1.
«Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания». Здесь очень
компактно и емко представлен материал о концепциях библиотечного обслуживания, его целях и задачах,
законодательной базе. Особенно значимым, на наш взгляд, является изложение концепций
читателя и обслуживания в контексте развития общества (с. 15 – 30). Оно способствует глубокому осмыслению социальной
миссии библиотеки, престижа и статуса
библиотечной профессии.
Несколько упрощенно даны цели и задачи библиотечного
обслуживания (особенно в сравнении с предыдущим учебником под редакцией
А. Я. Айзенберга, где
разбирается система целей). Здесь же цель заявлена только как «предоставление
пользователю широкой и полной информации...», что, пожалуй, недостаточно,
поскольку кроме предоставления услуг сегодня библиотеки активно занимаются их
продвижением.
Законодательная база обслуживания освещена слишком
широко, что не совсем оправдано при наличии в современных учебных планах большого
количества правоведческих дисциплин. Кроме того, хотелось бы более критического
взгляда на некоторые документы, например на Федеральный закон «О библиотечном
деле», в котором исключена воспитательная (социализирующая) функция библиотек.
В части 2
«Библиотечное обслуживание как
социокультурный процесс. Читатель и библиотекарь как его активные участники»
дан объемный материал об изучении читателей в историческом и современном
аспектах, сформулированы профессиональные и личностные требования к библиотекарю. Интересны сведения о зарубежном
опыте изучения читателей. В обобщенном виде с учетом большого количества
источников представлена характеристика общения в процессе библиотечного
обслуживания.
В этой части можно было бы уделить большее внимание
характеристике читателя как субъекта и объекта чтения в современной социокультурной
ситуации.
Часть 3 «Технология и организация
библиотечного обслуживания» посвящена методическим и организационным
проблемам. При рассмотрении конкретных методик организации обслуживания автор
отталкивается от читательского запроса как «пускового механизма» процесса
обслуживания. В этом есть определенная логика. Однако сущность запроса и такие
психологические характеристики, как интерес, мотив и т.д., на наш взгляд,
целесообразнее было бы рассмотреть во второй части – при характеристике
читателя.
Недостаточно четкое
разграничение тематики второй и третьей частей привело к определенному дублированию материала. Например,
проблема конфликтов и их причины
анализируются на с. 115 при характеристике общения и на с. 176 при рассмотрении индивидуального обслуживания читателей.
Хотелось бы видеть в
основном тексте учебника или в приложениях графические материалы, способствующие усвоению курса студентами,
например, классификацию методов и форм обслуживания, типологию читателей,
алгоритмы подготовки мероприятий и др.
Несмотря на высказанные
замечания по содержанию учебника, следует отметить своевременность его
выхода (последний учебник – под редакцией А. Я. Айзенберга
– издан десять лет назад) и необходимость для студентов, обучающихся по
специальности «Библиотечно-информационная
деятельность».
Авторская позиция Ю. П. Мелентьевой относительно курса не противоречит содержанию дисциплины, определенному действующим
государственным стандартом, и может послужить основой при создании учебников
нового поколения при переходе на двухуровневую подготовку
библиотечно-информационных работников.
|