Научные и технические библиотеки №10 2007 год
Содержание:

Павлова Н. П., Маршак И. Б. Надеемся, мы нужны друг другу. (Открытое заседание редколлегии на Конференции «Крым–2007»)

Нгуен Тхи Донг. Создание системы непрерывного профессионального образования

Моргенштерн И. Г. Место СБА в библиотеке как системе

Свергунова Н. М. Методическое обеспечение деятельности библиотек средних специальных учебных заведений

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

Проблемы информационной культуры личности – на Третьей конференции «Библиотеки и образование»

Сукиасян Э. Р. Классификационное мышление как компонент информационной культуры личности

К 50-ЛЕТИЮ ГПНТБ РОССИИ

Серегина О. М. Роль ГНБ – ГПНТБ СССР в создании и развитии ГРНТБ Украины

НАША ИСТОРИЯ

Бачалдин Б. Н. Учитель – навечно в памяти моей

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Гедримович Г. В. Оптимистические размышления о новых исследованиях А. В. Соколова

Кушнаренко Н. Н., Соляник А. А. Весомый вклад в основание экстремального библиотековедения

Коломейчук Е. М. Ориентиры библиотечного обслуживания в электронной среде

Дрешер Ю. Н., Калегина О. А. Новый учебник по библиотечному обслуживанию

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

ЮБИЛЕИ

Соколова М. А. 75-летие библиотеки Балтийского государственного технического университета «Военмех» им. Д. Ф. Устинова

НАШИ АВТОРЫ


УДК 37

Нгуен Тхи Донг

Создание системы
непрерывного профессионального образования

Размышления над моделью образования
в течение всей жизни
.

Нынешний этап развития общества и социально-экономические условия его бытия предъявляют специфические требования к системе образования в целом. Быстрое старение знаний требует от каждого человека постоянного повышения своего образовательного потенциала, профессиональной компетентности. В этом смысле идея обучения на протяжении всей жизни приобрела особую актуальность. Её реализация находит выражение в создании и развитии концепции непрерывного образования (НО).

Эта концепция рассматривается как непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей жизни, охватывающий все формы, типы и уровни образования, выходящие далеко за рамки формального обучения. Она признана важнейшим фактором интеллектуального профессионального развития. О ее социально-экономической и гуманитарнойзначимости свидетельствует актуализация в национальных доктринах образованиямногих стран. Сегодня формируется единое понимание необходимости такого непрерывного образования, в котором личность и ее потребности становятся центром любой образовательной системы. В этой системе непрерывность образования с позиции индивида может не совпадать с институциональным представлением непрерывности в традиционной системе образования.

В настоящее время вырисовываются контуры образовательных систем, открывающих человеку широкие возможности для саморазвития и самовоспитания на протяжении жизни, поддержания неиссякаемого стремления к самосовершенствованию. Развитие НО приведет к более гибким структурам образования, удовлетворяющим разнообразные как универсальные, так и специальные потребности, помогающим получать новые профессии и развивать потенциальные способности. Главной целью НО является постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни, что влечет за собой и процветание всего общества.

Термин непрерывное образование впервые появился в США в 1950-х гг. и использовался в то время как форма образования взрослых. Первоначально НО употреблялось как синоним самообразования – потребности человека постоянно совершенствовать свои знания и умения – самоулучшение, саморазвитие, самоусовершенствование (self-enhancement) [1].

Концепция НО впервые в целостном виде представлена в 1965 г. на форуме ЮНЕСКО. С 1972 г. (доклад комиссии ЮНЕСКО “Учиться, чтобы быть”) стратегия НО становится для международной общественности базовой педагогической позицией.

Представленная ЮНЕСКО идея НО реализуется в различных странах. Так, в Германии НО рассматривается как один из приоритетов государственной политики: в общественном сознании формируются установки на НО в течение всей жизни; предусматривается создание правовой базы образования в любом возрасте; развивается сеть государственных и негосударственных учебных заведений и структур, предоставляющих дополнительные образовательные услуги взрослому населению [2].

В Японии введены специальные государственные акты, регулирующие НО тех, кто имеет постоянную работу [3]. Закон аттестации педагогическогоперсонала предусматривает обязательное повышение квалификации каждые пятьлет и возможность повышения класса производственногосертификата после очередного обучения, что значительно повышает зарплату.

В России концептуальные положения доктрины НО сформулированы в 1988 г. на Всесоюзном съезде работников народного образования и в дальнейшем получили реальное воплощение в ходе реформирования образования. Главные его идеи отражаются в проекте «Всесоюзной комплексной программы реализации концепции непрерывного образования». В этом документе сказано, что «в современных условиях динамичного развития общества невозможно на каком-то определенном этапе жизни человека обеспечить его знаниями, достаточными для успешной общественной и профессиональной жизнедеятельности, поэтому образование должно носить непрерывный и прогностически ориентированный характер» [4].

НО стало предметом активного изучения для многих исследователей. Например, Е. М. Ибрагимов считает, что «непрерывность» определяется как развитие, постепенное и последовательное изменение явлений, «на определенном этапе количественные изменения ведут к переходу явления в новое качество, которое в свою очередь, обусловливает дальнейшую непрерывность изменений». Преемственность обучения – связи между различными звеньями системы образования [5]. Другие исследователи большое внимание уделяют самостоятельной работе личности и различным формам общего, профессионального, политического, экономического и культурного самообразования как связующим звеньям системы НО. Таким образом, НО рассматривается как важное условие для гармоничного развития личности.

Во Вьетнаме разработка концепции НО пока находится в стадии обсуждения. В последнем пятилетии проблема НО заметно актуализировалась. Принят проект развития НО, утвержденный постановлением 112/2005/QĐ-TTg “Построение обучающегося общества в период 2001–2010 гг.” (2005), где ставится задача до 2010 г. сделать Вьетнам обучающимся обществом [6]. В 80% общин, уездов, кварталов, районов и городов будут функционировать публичные образовательные центры. Система народного образования разделяется на подсистемы постоянного и дополнительного образования. Главный акцент делается на одновременном укреплении и расширении существующих образовательных центров разного уровня и открытии новых образовательных центров в районах, городах и уездах, их не имеющих.

В настоящее время существует множество трактовок понятия НО, однако в большинстве случаев употребляется термин непрерывное образование. В педагогическомсловаре понятие НО определяется как целенаправленное получение человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни в учебных заведениях и путем самообразования [7. С. 93]. Я согласна с определением, данным В. И. Турченко: «непрерывное образование можно определить как пожизненный процесс целенаправленного систематического формирования человека, подчиненный задачам формирования определенных качеств личности, ее знаний, навыков, ценностей и норм поведения» [8]. С данной точки зрения НО рассматривается как система, включающая в себя и общеобразовательное, и профессиональное обучение, и базовое профессиональное образование, и повышение квалификации, и самообразование. Это значит, что процесс НО начинается после того, как человек научился читать и писать, и продолжается в течение всей жизни. Следовательно, НО представляет собой непрерывный процесс овладения человеком теми ценностями, отношениями и умениями, которые общество считает необходимыми для участия личности в общественной жизни.

Исходя из высказанной позиции, профессиональное образование является подсистемой НО. В то же время само оно рассматривается как непрерывный процесс формального или неформального обучения, состоящий из фаз начального, среднего, высшего и последипломного специального образования. Все эти фазы образования реализуются системой непрерывного профессионального образования, т.е. совокупностью образовательных программ, использованием информационно-коммуникационных сетей, обеспечиваемых государственными и иными каналами финансовых и материальных ресурсов, ориентированными на удовлетворение познавательных потребностей личности на протяжении жизни [9]. Её системообразующим фактором является не механическое увеличение элементов – всех образовательных подсистем и процессов, а глубокая интеграция их взаимосвязей.

При построении системы непрерывного профессионального образования необходимо учитывать такие принципы, как многоуровневость, дополнительность, маневренность. Первый принцип предполагает наличие многих уровней и ступеней базового профессионального образования. Второй – взаимодополнение базового и последипломного профессионального образования. Особенность третьего принципа – маневренности – заключается в обеспечении человеку возможности изучать различные курсы в зависимости от его интересов и планов, посещать занятия в разных профессиональных учебных заведениях, а также параллельно обучаться в двух или нескольких вузах по разным специальностям.

Многие государства пришли к единому пониманию необходимости непрерывного профессионального образования, в котором системообразующим фактором станет целостность, отличная от механического приращения элементов традиционной системы. Возникает потребность в образовательных системах и комплексах, в которых структуры, процессы профессионального образования гибко и рационально соединяются в пространстве и времени так, что на каждом этапе или ступени достигается относительная завершенность профессионального образования, способная удовлетворить все множество образовательных потребностей отдельного региона и каждого человека.

В настоящее время создание системы непрерывного профессионального образования становится объективной необходимостью для всего мира, в том числе и для Вьетнама. К основным принципам функционирования этой системы эксперты относят всеобщность, непрерывность, дифференциацию обучения, многообразие форм и методов, различный характер профилирования отдельных стадий образования [10].

Программа непрерывного профессионального образования должна быть гибкой и мобильной, нацеленной на повышение профессионального мастерства, развитие творческой личности специалиста, обеспечение постоянного обновления знаний, умений в соответствии с требованиями времени.

Система непрерывного профессионального образования должна включать в себя следующие подсистемы: базовое профессиональное образование, повышение квалификации, профессиональное самообразование, дистанционное образование. Структуру этой системы можно отразить в следующей схеме:

 

Базовое профессиональное образование характеризуется фундаментальностью, сочетанием теории с практикой в изучении дисциплин. Оно призвано удовлетворять познавательные профессиональные интересы. Базовое профессиональное образование понимается как первое (исходное) профессиональное образование, независимо от его уровня, позволяющее человеку приступить к квалифицированному труду, в отличие от неквалифицированного, не требующего специальной подготовки, и от малоквалифицированного.

Базовое профессиональное образование получают в техникумах, колледжах и вузах, дающих диплом средней и высшей квалификации. Задача этих учреждений – обеспечить необходимые профессиональные знания, образующие базис квалификации специалиста. Это позволяет личности начать квалифицированную работу по специальности. Важная цель базового профессионального образования – привить будущему специалисту потребность в знаниях, научить учиться. Как начальный этап непрерывного профессионального образования оно является основой для продолжения дальнейшего обучения в других подсистемах системы непрерывного профессионального образования.

К базовому профессиональному образованию относятся довузовское, вузовское и послевузовское обучение.

Довузовское образование включает в себя начальное и среднее специальное обучение. Его задача заключается в том, чтобы раскрыть общественный смысл и содержание профессии; сформировать устойчивый интерес к ней.

Вузовское обучение готовит высокопрофессионального специалиста, способного успешно и компетентно выполнять свою профессиональную роль в обществе.

Цель послевузовского образования заключается в подготовке научно-педагогических кадров и обеспечении повышения профессионального, образовательного и культурного уровней специалистов, ориентировании их на выполнение новых трудовых функций.

Повышение квалификации (дополнительное образование) следует рассматривать как второй этап непрерывного профессионального образования и одну из двух разновидностей последипломной подготовки специалистов. Главной задачей повышения квалификации является повышение профессионального уровня на уже полученной базе, а также переквалификация кадров с другим базовым образованием. Цель повышения квалификации заключается в ликвидации недостатков, связанных с просчетами в базовом профессиональном обучении; обеспечении актуализации, расширении и углублении имеющихся знаний; получении новых современных теоретических знаний, практических умений и навыков для оперативной адаптации кадров к постоянно изменяющимся социальным и производственным условиям. Речь идет о постоянном совершенствовании компетентности, т.е. профессиональном росте специалистов.

Профессиональное самообразование является одним из важных элементов непрерывного профессионального образования. Оно определяется как обучение вне учебных заведений, путем самостоятельной работы. Профессиональное самообразование обычно обусловлено производственной потребностью. Его формы сугубо индивидуальны. Важные условия успешного профессионального самообразования: наличие средств обучения, умение организовывать самостоятельную работу, возможность квалифицированной помощи и пр. Обучение может быть полностью самостоятельным, если учебная деятельность не предполагает контакта с учителем, или частично самостоятельным, если обучающийся консультируется с наставником, т.е. устанавливается постоянная связь с преподавателем, консультантом через какое-либо коммуникационное средство, в настоящее время чаще всего через Интернет.

Дистанционное образование в системе непрерывного профессионального образования носит двусторонний характер. С одной стороны, оно выступает как составляющая подсистема непрерывного профессионального образования (виртуальный университет), т.е. идея дистанционного образования (ДО) является технологичным развитием идей децентрализации процесса обучения. Её основу составляет концепция образования по месту проживания, реализуемая с помощью информационных коммуникационных образовательных технологий. ДО создает условия для реализации массового обучения в тех случаях, когда традиционные вузы не доступны.

С другой стороны, как средство реализации концепции непрерывного и открытого образования ДО представляет собой нетрадиционные формы и методы непрерывного профессионального образования, т.е. передачу информации с помощью неких технических средств. В этом случае, во-первых, процесс образования индивидуализируется; во-вторых, осуществляется переход к безбумажной технологии обучения как более прогрессивной.

Но подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, не может быть эффективной, если отсутствует государственная политика в организации и функционировании национальной системы непрерывного профессионального образования. Однако во Вьетнаме ещё нет общегосударственной системы непрерывного профессионального образования, поэтому требуется разработка государственной политики, направленной на создание многоуровневой системы подготовки кадров, способной привести их совокупные профессиональные знания, умения и навыки в соответствие с задачами модернизации страны.

Прежде всего необходима отработка уникальной модели непрерывного профессионального образования в пределах от начального, элементарного до последипломного – открытия аспирантуры, факультетов (институтов) повышения квалификации, а также постановки самообразования. Следует также создатьинтенсивные, гибкие системы обучения, основанные на новых информационных технологиях и обеспечивающие высокое качество образовательной и профессиональной подготовки; конструировать все подсистемы непрерывного профессионального образования на основе кооперации, координации, объединения усилий всех учебных заведений и органов власти (заключение договоров о творческом сотрудничестве).

Успешная реализация этих задач требует в первую очередь создания единого образовательного пространства страны. Это общегосударственная задача, для решения которой нужна координация усилий министерств, региональных администраций, учебных заведений и общественных организаций. При этом самая актуальная проблема состоит в том, чтобы преодолеть ведомственную разобщенность образовательных структур, замкнутость многих аспектов их деятельности и создать корпоративную сеть образовательных услуг.

Назрел вопрос о создании единого для всей страны Национального центра непрерывного профессионального образования. В его функции должны входить организационно-методическое руководство и управление качеством всей сети учебных заведений, включая коммерческие курсы различного характера, а также право государственной аттестации всех учебных заведений. Такой Центр обязан подготовить для общего обсуждения стандартную программу обучения в различных отраслях науки. Инновация концепции управления системой профессионального образования должна опираться на достижение качественных результатов.

В общем можно сделать вывод о том, что современная система непрерывного профессионального образования вступила на путь децентрализации и диверсификации. Она характеризуется активным поиском адекватной совокупности приемов, способов обучения, что способствует развитию вариативности, совершенствованию подходов к образовательной деятельности, стимулированию инновационного творчества специалистов.

Изучение теоретических и практических проблем непрерывного профессионального образования может быть результативным только в том случае, если это образование ведется на основе новой парадигмы, в аспекте её перехода от репродуктивной к продуктивной, гуманистической, культуроориентированной модели. Инновации в сфере непрерывного профессионального образования позволяют разрабатывать гибкие, эффективные подходы к решению задач оптимизации процесса обучения.

Список использованных источников

1. Почепцова Д. В. Особенности функционирования и организации системы повышения квалификации библиотечных кадров в США : дис. ... канд. пед. наук – М., 1990. – 173 с.

2. Корнеева Л. И. Дополнительное гуманитарное образование менеджеров // Педагогика. – 2005. – № 2. – С. 95–100.

3. Мицкевич Н. И. Теоретические основы дидактической системы повышения квалификации : дис. ... д-ра пед. наук. – Минск, 2001. – 238 с.

4. Каптерев А. И. Подход к непрерывному библиотечному образованию в СССР и США // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1991. – № 6. – С. 34–36.

5. Ибрагимов Е. М. Непрерывная допрофессиональная и профессиональная подготовка будущего учителя. – Казань, 1999. – 224 с.

6. HaVi.Moronggiaoducthuongxuyen: Tatcanguoingheoduocdihoc / HaVi // Bao “Khoahoc & phattrien”. – 2005. – № 22, 2 – 8/6/2005. (Ха Ви. Открытие непрерывного образования: Все бедные люди имеют шанс учиться / Ха Ви // Газета “Наука и развитие”. – 2005. – № 22, 2 – 8 июня 2005).

7. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М., 2000. – 173 с.

8. Турченко В. И. Методологические проблемы развития системы непрерывного образования / АПН СССР. – М., 1982. – С. 1–28.

9. Новинская Л. В. Непрерывное профессиональное образование: цель, содержание, аудитория // Перспективы непрерывного образования библиотекарей и информационных специалистов : сб. тез. докл. междунар. конф. (Москва 2001 г.). – М., 2001. – С. 141–144.

10. Симонов Б. А. Дифференцированный подход к профилированию отдельных ступеней непрерывного образования : дис. ... канд. пед. наук. – М., 1994. – 146 с.

 

  
На главную