УДК 027.7
Н. М. Свергунова
Методическое обеспечение деятельности
библиотек средних специальных учебных заведений
Опыт работы Научной библиотеки Орловского государственного
технического университета в качестве областного информационно-методического центра.
Основная задача методической деятельности –
содействие постоянному и комплексному обновлению библиотек. Отсюда методическая
работа определяется как процесс
управления нововведениями или процесс
управления изменениями, что означает управление развитием библиотеки,
перевод ее из существующего состояния в желаемое. Здесь можно выделить три
стадии: подготовку к изменениям, переход, закрепление. Методические центры
должны поддерживать процесс создания и освоения библиотеками нововведений, при
этом главным ориентиром являются потребности конкретной библиотеки.
Сегодня в
Научной библиотеке Орловского государственного технического университета (НБ
ОрелГТУ) 87% сотрудников имеют высшее образование (библиотечное, педагогическое
или техническое); остальные являются студентами вузов города (Орловского
государственного института искусств и культуры и Орловского государственного
технического университета).
С 1998 г. на НБ ОрёлГТУ возложены
функции областного информационно-методического центра для библиотек средних
специальных учебных заведений Орла и Орловской области. Таким же центром является
и Научная библиотека Орловского государственного университета.
Наличие в нашем городе двух
информационно-методических центров, осуществляющих методическое руководство
библиотеками образовательных учреждений, выводит на повестку дня один из
насущных вопросов – координацию методической работы, т.е. согласование
действий. К сожалению, взаимодействие библиотек – методических центров в нашем
городе налажено слабо.
Обладая значительным опытом, имея
существенные кадровые, технические и технологические возможности, Областная
публичная библиотека им. И. А. Бунина, НБ Орловского
государственного университета и НБ ОрёлГТУ могут служить опорной базой
профессиональной и социально-психологической адаптации персонала библиотек к
новым условиям.
Методическая помощь, с моей точки зрения,
заключается в повышении квалификации специалистов путем проведения
научно-практических конференций, семинаров, консультаций, стажировок, тренингов,
мастер-классов, курсов, «круглых столов», презентаций, обеспечения инструктивно-методическими
изданиями и оказания практической помощи коллегам непосредственно на местах.
Методическую работу в НБ ОрелГТУ
обеспечивают все отделы, к участию в ней привлекаются наиболее
квалифицированные работники всех структурных подразделений, имеющие богатый
опыт библиотечной и методической работы. Как правило, мероприятия, направленные
на повышение квалификации, организуются в каникулярное время, когда библиотекари
в меньшей степени заняты обслуживанием. Традиционными стали ежегодные встречи
на зимних каникулах.
На семинаре библиотек средних специальных
учебных заведений «Новые информационные технологии в библиотеках учебных
заведений» библиотекари ознакомились с методикой комплектования библиотечных
фондов при помощи Интернета. Состоялась презентация СD-каталога БИБКОМ, которую
провел заместитель генерального директора ОАО ЦБК. В докладах подробно и
наглядно был представлен опыт работы Научной библиотеки Орловского
государственного института искусств и культуры с АБИС «МАРК 3.7» и НБ ОрелГТУ с
АБИС «ЛибэрМедиа». Многие из присутствовавших библиотекарей ссузов впервые
увидели на практике работу справочно-правовых систем «КонсультантПлюс» и
«Гарант».
К глубочайшему сожалению, только 5 из 17
библиотек ссузов Орла и Орловской области снабжены компьютерами. И только 2 библиотеки
работают с автоматизированными библиотечно-информационными системами, создавая
собственные БД (библиотека Орловского политехнического колледжа – АБИС «MAРК 1», локальная версия,
1 315 записей в ЭК; библиотека Орловского техникума железнодорожного
транспорта – «Библиотека 5-04», 379 записей в ЭК). Именно по этой причине тема
семинара не показалась актуальной сотрудникам библиотек ссузов. Они высказали
пожелание ориентировать совещания на возможности и интересы их библиотек.
Совещание «Организация и методика проведения
занятий по формированию информационной культуры личности» было ориентировано в
первую очередь на библиотеки филиалов ОрелГТУ, где с начала 2006/2007 учебного
года сотрудникам библиотек предстояло самостоятельно вести курс занятий по основам
библиотечно-библиографических знаний (ранее эту работу выполняли сотрудники НБ
ОрелГТУ). Однако поднятая тема оказалась интересной и другим библиотекам
учебных заведений города и области. Коллеги почерпнули немало идей, которые в
дальнейшем стали использовать при проведении занятий.
Положительные результаты принес мастер-класс
по библиографическому и аналитическому описанию документов, проведенный в
рамках семинара «Каталогизация документов. Ведение и организация алфавитного и
систематического каталогов». Сотрудники приглашенных библиотек получили не
только массу теоретической информации, но и возможность реализовать полученные
знания на практике. Каждому из присутствовавших был предложен комплект
документов для составления библиографического и аналитического описания. Итоги
работы разбирались коллегиально, с акцентом на наиболее часто повторяющихся
ошибках.
Как показала практика, при проведении
подобных мероприятий эффективно сотрудничество библиотеки с другими
структурными подразделениями университета. Так, методические семинары
«Внедрение новых стандартов в практику работы учебных заведений», «Теория и
методика использования дидактических комплексов информационного обеспечения
учебных дисциплин» организовали совместно НБ и гуманитарный факультет ОрелГТУ.
На них пригласили не только сотрудников библиотек учебных заведений города, но
и преподавателей университета. Количество участников, их активность при
обсуждении подтвердили актуальность вопросов повестки дня и правильность
решения о привлечении профессорско-преподавательского состава.
Новым и, можно с уверенностью сказать,
положительным этапом работы стало проведение совместно с НБ Орловского
государственного университета научно-методического семинара библиотек учебных
заведений Орла и Орловской области «Библиотеки учебных заведений: традиции и
новые ориентиры». Среди участников семинара были сотрудники библиотек Академии
ФСО России, Юридического института, Орловского государственного института
искусств и культуры, Орловского государственного института экономики и
торговли, Орловского аграрного университета, представители книготорговых
организаций города, преподаватели и студенты библиотечно-информационного
факультета Орловского государственного института искусств и культуры. Широкие
рамки выбранной темы позволили высказаться всем желающим по волнующим их
вопросам. По итогам семинара выпущен сборник докладов.
К Всероссийскому Дню библиотек в
2006 г. был приурочен «круглый стол» «Библиотека в образовательном аспекте
образования», на котором библиотеки одного уровня могли поделиться опытом с
целью развития горизонтальных связей. Закончилось мероприятие праздничным
концертом, подготовленным участниками Центра культуры ОрелГТУ.
Для изучения опыта работы библиотек
практикуются командировки и экскурсиив
библиотеки, обладающие наибольшим потенциалом (например командировка в
библиотеку Ливенского филиала ОрелГТУ в мае 2007 г.).
Кроме того, в методической работе
используются такие формы, как методический инструктаж– форма работы, которая конкретизирует методическую помощь с
учетом особенностей определенной библиотеки; осуществляется во время посещения
методистом библиотеки и на консультациях в методических центрах, на совещаниях,
конференциях, во время семинаров или практикумов.
Проводятся консультации – групповые и
индивидуальные. Те и другие могут быть устными и письменными. Индивидуальные
консультации даются, как правило, если возникает единичный вопрос. Групповые консультации,
как устные, так и письменные, выполняются по плану, по темам, интересующим всех
или отдельные группы библиотекарей области.
Посещения
библиотек осуществляются с разной целью: проверка их работы, изучение
деятельности (библиотеки в целом или отдельных ее направлений), оказание
методической помощи по определенному вопросу и др.
Выпускаются методические издания
(методические указания, рекомендации), где регламентируется порядок реализации
основных направлений деятельности и выполнения отдельных функций библиотек, их
подразделений, а также работников; определяется порядок выполнения технологических
операций и др.
Во все времена назначение методической
службы – это поддержка и консультирование коллег, вооружение их
профессиональными знаниями, помощь каждой библиотеке в определении своего места
в едином библиотечном пространстве.
|