Научные и технические библиотеки №10 2007 год
Содержание:

Павлова Н. П., Маршак И. Б. Надеемся, мы нужны друг другу. (Открытое заседание редколлегии на Конференции «Крым–2007»)

Нгуен Тхи Донг. Создание системы непрерывного профессионального образования

Моргенштерн И. Г. Место СБА в библиотеке как системе

Свергунова Н. М. Методическое обеспечение деятельности библиотек средних специальных учебных заведений

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

Проблемы информационной культуры личности – на Третьей конференции «Библиотеки и образование»

Сукиасян Э. Р. Классификационное мышление как компонент информационной культуры личности

К 50-ЛЕТИЮ ГПНТБ РОССИИ

Серегина О. М. Роль ГНБ – ГПНТБ СССР в создании и развитии ГРНТБ Украины

НАША ИСТОРИЯ

Бачалдин Б. Н. Учитель – навечно в памяти моей

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Гедримович Г. В. Оптимистические размышления о новых исследованиях А. В. Соколова

Кушнаренко Н. Н., Соляник А. А. Весомый вклад в основание экстремального библиотековедения

Коломейчук Е. М. Ориентиры библиотечного обслуживания в электронной среде

Дрешер Ю. Н., Калегина О. А. Новый учебник по библиотечному обслуживанию

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

ЮБИЛЕИ

Соколова М. А. 75-летие библиотеки Балтийского государственного технического университета «Военмех» им. Д. Ф. Устинова

НАШИ АВТОРЫ


УДК 027.7

Н. М. Свергунова

Методическое обеспечение деятельности библиотек
средних специальных учебных заведений

Опыт работы Научной библиотеки Орловского государственного технического университета в качестве областного информационно-методического центра.

Основная задача методической деятельности – содействие постоянному и комплексному обновлению библиотек. Отсюда методическая работа определяется как процесс управления нововведениями или процесс управления изменениями, что означает управление развитием библиотеки, перевод ее из существующего состояния в желаемое. Здесь можно выделить три стадии: подготовку к изменениям, переход, закрепление. Методические центры должны поддерживать процесс создания и освоения библиотеками нововведений, при этом главным ориентиром являются потребности конкретной библиотеки.

Сегодня в Научной библиотеке Орловского государственного технического университета (НБ ОрелГТУ) 87% сотрудников имеют высшее образование (библиотечное, педагогическое или техническое); остальные являются студентами вузов города (Орловского государственного института искусств и культуры и Орловского государственного технического университета).

С 1998 г. на НБ ОрёлГТУ возложены функции областного информационно-методического центра для библиотек средних специальных учебных заведений Орла и Орловской области. Таким же центром является и Научная библиотека Орловского государственного университета.

Наличие в нашем городе двух информационно-методических центров, осуществляющих методическое руководство библиотеками образовательных учреждений, выводит на повестку дня один из насущных вопросов – координацию методической работы, т.е. согласование действий. К сожалению, взаимодействие библиотек – методических центров в нашем городе налажено слабо.

Обладая значительным опытом, имея существенные кадровые, технические и технологические возможности, Областная публичная библиотека им. И. А. Бунина, НБ Орловского государственного университета и НБ ОрёлГТУ могут служить опорной базой профессиональной и социально-психологической адаптации персонала библиотек к новым условиям.

Методическая помощь, с моей точки зрения, заключается в повышении квалификации специалистов путем проведения научно-практических конференций, семинаров, консультаций, стажировок, тренингов, мастер-классов, курсов, «круглых столов», презентаций, обеспечения инструктивно-методическими изданиями и оказания практической помощи коллегам непосредственно на местах.

Методическую работу в НБ ОрелГТУ обеспечивают все отделы, к участию в ней привлекаются наиболее квалифицированные работники всех структурных подразделений, имеющие богатый опыт библиотечной и методической работы. Как правило, мероприятия, направленные на повышение квалификации, организуются в каникулярное время, когда библиотекари в меньшей степени заняты обслуживанием. Традиционными стали ежегодные встречи на зимних каникулах.

На семинаре библиотек средних специальных учебных заведений «Новые информационные технологии в библиотеках учебных заведений» библиотекари ознакомились с методикой комплектования библиотечных фондов при помощи Интернета. Состоялась презентация СD-каталога БИБКОМ, которую провел заместитель генерального директора ОАО ЦБК. В докладах подробно и наглядно был представлен опыт работы Научной библиотеки Орловского государственного института искусств и культуры с АБИС «МАРК 3.7» и НБ ОрелГТУ с АБИС «ЛибэрМедиа». Многие из присутствовавших библиотекарей ссузов впервые увидели на практике работу справочно-правовых систем «КонсультантПлюс» и «Гарант».

К глубочайшему сожалению, только 5 из 17 библиотек ссузов Орла и Орловской области снабжены компьютерами. И только 2 библиотеки работают с автоматизированными библиотечно-информационными системами, создавая собственные БД (библиотека Орловского политехнического колледжа – АБИС «MAРК 1», локальная версия, 1 315 записей в ЭК; библиотека Орловского техникума железнодорожного транспорта – «Библиотека 5-04», 379 записей в ЭК). Именно по этой причине тема семинара не показалась актуальной сотрудникам библиотек ссузов. Они высказали пожелание ориентировать совещания на возможности и интересы их библиотек.

Совещание «Организация и методика проведения занятий по формированию информационной культуры личности» было ориентировано в первую очередь на библиотеки филиалов ОрелГТУ, где с начала 2006/2007 учебного года сотрудникам библиотек предстояло самостоятельно вести курс занятий по основам библиотечно-библиографических знаний (ранее эту работу выполняли сотрудники НБ ОрелГТУ). Однако поднятая тема оказалась интересной и другим библиотекам учебных заведений города и области. Коллеги почерпнули немало идей, которые в дальнейшем стали использовать при проведении занятий.

Положительные результаты принес мастер-класс по библиографическому и аналитическому описанию документов, проведенный в рамках семинара «Каталогизация документов. Ведение и организация алфавитного и систематического каталогов». Сотрудники приглашенных библиотек получили не только массу теоретической информации, но и возможность реализовать полученные знания на практике. Каждому из присутствовавших был предложен комплект документов для составления библиографического и аналитического описания. Итоги работы разбирались коллегиально, с акцентом на наиболее часто повторяющихся ошибках.

Как показала практика, при проведении подобных мероприятий эффективно сотрудничество библиотеки с другими структурными подразделениями университета. Так, методические семинары «Внедрение новых стандартов в практику работы учебных заведений», «Теория и методика использования дидактических комплексов информационного обеспечения учебных дисциплин» организовали совместно НБ и гуманитарный факультет ОрелГТУ. На них пригласили не только сотрудников библиотек учебных заведений города, но и преподавателей университета. Количество участников, их активность при обсуждении подтвердили актуальность вопросов повестки дня и правильность решения о привлечении профессорско-преподавательского состава.

Новым и, можно с уверенностью сказать, положительным этапом работы стало проведение совместно с НБ Орловского государственного университета научно-методического семинара библиотек учебных заведений Орла и Орловской области «Библиотеки учебных заведений: традиции и новые ориентиры». Среди участников семинара были сотрудники библиотек Академии ФСО России, Юридического института, Орловского государственного института искусств и культуры, Орловского государственного института экономики и торговли, Орловского аграрного университета, представители книготорговых организаций города, преподаватели и студенты библиотечно-информационного факультета Орловского государственного института искусств и культуры. Широкие рамки выбранной темы позволили высказаться всем желающим по волнующим их вопросам. По итогам семинара выпущен сборник докладов.

К Всероссийскому Дню библиотек в 2006 г. был приурочен «круглый стол» «Библиотека в образовательном аспекте образования», на котором библиотеки одного уровня могли поделиться опытом с целью развития горизонтальных связей. Закончилось мероприятие праздничным концертом, подготовленным участниками Центра культуры ОрелГТУ.

Для изучения опыта работы библиотек практикуются командировки и экскурсиив библиотеки, обладающие наибольшим потенциалом (например командировка в библиотеку Ливенского филиала ОрелГТУ в мае 2007 г.).

Кроме того, в методической работе используются такие формы, как методический инструктаж– форма работы, которая конкретизирует методическую помощь с учетом особенностей определенной библиотеки; осуществляется во время посещения методистом библиотеки и на консультациях в методических центрах, на совещаниях, конференциях, во время семинаров или практикумов.

Проводятся консультации – групповые и индивидуальные. Те и другие могут быть устными и письменными. Индивидуальные консультации даются, как правило, если возникает единичный вопрос. Групповые консультации, как устные, так и письменные, выполняются по плану, по темам, интересующим всех или отдельные группы библиотекарей области.

Посещения библиотек осуществляются с разной целью: проверка их работы, изучение деятельности (библиотеки в целом или отдельных ее направлений), оказание методической помощи по определенному вопросу и др.

Выпускаются методические издания (методические указания, рекомендации), где регламентируется порядок реализации основных направлений деятельности и выполнения отдельных функций библиотек, их подразделений, а также работников; определяется порядок выполнения технологических операций и др.

Во все времена назначение методической службы – это поддержка и консультирование коллег, вооружение их профессиональными знаниями, помощь каждой библиотеке в определении своего места в едином библиотечном пространстве.

 

  
На главную