ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ЛИЧНОСТИ
УДК 002+316.77
Проблемы
информационной культуры личности – на Третьей конференции «Библиотеки и образование»
Стало уже хорошей
традицией посвящать информационной культуре секции, семинары, отдельные
выступления на библиотечных конференциях, организуемых в нашей стране.
Параллельно анализируются различные, системно связанные друг с другом аспекты
проблемы.
Довольно полное
представление о постоянном росте интереса к информационной культуре даёт
библиографический указатель «Информационная культура личности» (Кемерово, 2006.
– 90 с.), подготовленный Научной библиотекой Кемеровского государственного
университета культуры и искусств (составитель Н. В. Денисова). В
указателе зарегистрированы 853 библиографические записи за период с 1973 по
2006 г.
Мне кажется, что
новая информация появляется каждую неделю. Если на первом этапе (надо отметить
вклад постоянных конференций в Краснодаре – Новороссийске) рассматривались в
основном вопросы терминологии, состава, структуры, то теперь разговор идет уже
об опыте преподавания новой дисциплины в вузах и школах.
Лично для меня как
для главного редактора ББК проблема представляет особый интерес. Каждому
систематизатору известно: всякое «новое» рано или поздно должно найти место в
универсальной классификации. На вопрос, где место «Информационной культуры
личности», я получил уже десятки ответов, скажем так, окрашенных личностью
интервьюируемого: каждому хочется поместить новую дисциплину туда, где ему это
кажется удобным. Мало кому удается аргументировать свою позицию с учетом системных
связей.
Абсолютный лидер в изучении информационной
культуры – Н. И. Гендина (в упомянутом указателе 83 её публикации) и
Кемеровский университет культуры и искусств (второе и третье места принадлежат
коллегам Наталии Ивановны – Г. А. Стародубовой и
Н. И. Колковой). Что интересно: наибольшее количество публикаций (по
25) оказалось в нашем журнале и еще в «Школьной библиотеке», где
Н. И. Гендина – член редколлегии.
Можно было бы
продолжить анализ публикаций по разным характеристикам, это привело бы нас к
интересным выводам, и я об этом еще напишу. Сегодня же перед нами стоит более
узкая и конкретная задача – рассказать о работе секции «Информационная культура»
в рамках Третьей международной
научно-практической конференции «Библиотеки и образование» (Кострома, 25–26
апр. 2007 г.).
Краткая
справка. На Первой конференции
«Библиотеки и образование» (Ярославль, 19–22 апр. 2005 г.) работала секция
«Формирование информационной культуры», в ее программу вошло 7 докладов, 4 из
них непосредственно связанные с тематикой секции. На Второй конференции (Вологда,
24–27 апр. 2006 г.) работала секция «Информационная культура в обществе,
основанном на знаниях»: в программе 11 докладов, больше половины – «по теме».
Мнение может быть ошибочным: на первых двух конференциях мне не удалось
побывать, судить приходится по названиям докладов.
На Третьей
конференции секция называлась просто – «Информационная
культура»; в программе оказалось столько же (11) докладов, как и на
предыдущей, но на этот раз все были посвящены информационной культуре.
Интересно, что уже не в первый раз как бы «рядом» с информационной культурой появляется
понятие компетенция.
Межкультурной
компетенции как неотъемлемой части информационной культуры посвятила доклад
С. Ю. Потапова (Международный университет бизнеса и новых технологий,
Ярославль). Неоднократно употребляла этот термин наша коллега из Германии
Рената Куффарт (Евангелическая высшая школа в Людвигсбуре), хотя её доклад был
посвящен информационной грамотности и формированию навыков информационного
поиска в практико-ориентированном вузе (оригинальное название доклада: «Informationliteracy: Teachinglibraryatanuniversityofappliedscienceinpractice»). Хороший
доклад прозвучал на немецком языке. Слушая перевод, мы делились соображениями,
и оказалось: всем захотелось позаниматься у Ренаты в Евангелическом вузе в
Людвигсбуре – интересная методика и очень активная передача базовой информации
студентам.
Руководитель секции
Н. И. Гендина выступила с докладом «Профиль
подготовки специалиста как важнейший фактор моделирования программы курса
«Основы информационной культуры в вузе». Доклад, сопровождающийся блестящей
презентацией, невозможно пересказать. Его надо прочитать в полном виде. Это
просто: найти на сайте МУБИНТ (Международный университет бизнеса и новых
технологий – www.mubint.ru) – организатора
всех трех конференций – материалы конференции 2007 г. Хотелось бы увидеть
доклад в профессиональной печати. Н. И. Гендина рассказала, в частности,
о том, что представляет собой разработанная в НИИ информационных
технологий социальной сферы КГУКИ модель учебных программ курса «Основы
информационной культуры личности» для студентов и аспирантов. Модель
универсальна, её можно использовать как в вузе, так и в системе послевузовского
образования любого профиля.
Надо сказать, что
на секции «Школьные библиотеки и информационное общество» (следующий день
программы конференции) Н. И. Гендина представила другой доклад –
«Комплекс учебных программ курса «Основы информационной культуры личности» для
учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы как основа обеспечения
целостности и системности информационной подготовки». Вот пример системности в
решении проблемы. Мне вспомнилось в этой связи, как мы десятилетиями решаем в
библиотечном образовании задачу совместимости среднего и высшего специального
образования библиотекарей…
С большим вниманием
слушали присутствовавшие доклад «Развитие информационной культуры на основе
формирования базовых и специальных информационных компетенций студентов в
университете ”Дубна”», с которым выступила О. И. Мельникова. В
университете лицензированы 11 направлений подготовки бакалавров, 24 направления
подготовки специалистов, 4 направления подготовки магистров. Присутствуют и
гуманитарные, и естественнонаучные, и информационные специальности. Информационная
культура – важная составляющая для всех студентов, независимо от их профиля
обучения. Преподавание информационной культуры согласовано по содержанию с
дисциплинами специальных (выпускающих) кафедр.
О. В. Самедова
(Орловский государственный технический университет) рассказала о том, как
библиотека технического вуза решает проблемы формирования информационной
культуры будущего специалиста. Курс «Основы информационной культуры» здесь ведет
своё начало от традиционных для многих вузов страны занятий по основам работы в
библиотеке вуза. Отсюда практическая направленность занятий (каталоги,
составление библиографического описания, курсовые и дипломные проекты). Максимум
информации в минимум отведенных часов – 36 и половина из них – практические
занятия. Понравилось, как всё продумано. Чувствуется глубокая, всесторонняя
методическая подготовка. Хочется процитировать: «Пошаговое построение
информационного поиска, вернее, его алгоритм, составляет немаловажную проблему
в библиотечно-библиографической практике. Перед преподавателем стоит задача не
только аргументированно представить слушателям особенности поисковых операций,
но и научить грамотно организовывать и оформлять свой поиск, чтобы в будущем специалист
умел собирать информацию для расширения связей и обмена опытом, оценивать
степень возможного риска на основе имеющейся информации, владеть основами её
аналитико-синтетической переработки. Как результат – быть информационно
компетентным специалистом, интегрированным с обществом».
Лучшим докладчиком
участники секции единогласно назвали М. В. Шардакову, которая
поделилась опытом применения информационных технологий в проведении лекций по
библиографии в Пермском государственном техническом университете (ПГТУ).
Аудитория получила удовольствие, слушая молодого специалиста: как по
содержанию, так и по форме исполнения доклад был выше всяких похвал.
Научная библиотека
ПГТУ более 40 лет занимается со студентами и накопила богатый опыт. Создан
специальный сектор «Воспитание информационной культуры читателей», входящий в
состав научно-библиографического отдела. Разработан курс лекций с
мультимедийным сопровождением, позволяющий доступным образом донести
необходимую информацию до максимального количества студентов одновременно. Занятия
проводятся в специально оборудованной аудитории. Методическое направление
включало переработку текстов лекций, разработку логических схем, алгоритмов
наполняемости слайдов и подготовку материала для мультимедийного сопровождения
(фотографий библиотек Перми, отделов Научной библиотеки, каталогов, картотек,
ящиков, карточек и т.д.). Сам доклад был иллюстрацией достигнутых методов
преподавания.
Мне же захотелось в
этот раз познакомить аудиторию с идеей, которая занимает меня много десятков
лет. Во всяком случае, мои студенты и слушатели с ней знакомы. Многие пытались
анализировать собственные личностные показатели с помощью предложенной
методики. Статья «Классификационное мышление как компонент информационной
культуры личности» публикуется далее в этом номере.
Это только начало.
Хотелось бы показать наглядно, что такое талант, гениальность, эрудиция,
широкое образование, привести примеры и проиллюстрировать их «картинками». Это
– задачи на будущее, ведь конференции «Библиотеки и образование» проводятся
ежегодно.
Э. Р. Сукиасян
|