Научные и технические библиотеки №10 2007 год
Содержание:

Павлова Н. П., Маршак И. Б. Надеемся, мы нужны друг другу. (Открытое заседание редколлегии на Конференции «Крым–2007»)

Нгуен Тхи Донг. Создание системы непрерывного профессионального образования

Моргенштерн И. Г. Место СБА в библиотеке как системе

Свергунова Н. М. Методическое обеспечение деятельности библиотек средних специальных учебных заведений

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

Проблемы информационной культуры личности – на Третьей конференции «Библиотеки и образование»

Сукиасян Э. Р. Классификационное мышление как компонент информационной культуры личности

К 50-ЛЕТИЮ ГПНТБ РОССИИ

Серегина О. М. Роль ГНБ – ГПНТБ СССР в создании и развитии ГРНТБ Украины

НАША ИСТОРИЯ

Бачалдин Б. Н. Учитель – навечно в памяти моей

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Гедримович Г. В. Оптимистические размышления о новых исследованиях А. В. Соколова

Кушнаренко Н. Н., Соляник А. А. Весомый вклад в основание экстремального библиотековедения

Коломейчук Е. М. Ориентиры библиотечного обслуживания в электронной среде

Дрешер Ю. Н., Калегина О. А. Новый учебник по библиотечному обслуживанию

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

ЮБИЛЕИ

Соколова М. А. 75-летие библиотеки Балтийского государственного технического университета «Военмех» им. Д. Ф. Устинова

НАШИ АВТОРЫ


ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

УДК 002+316.77

Проблемы информационной культуры личности –
на Третьей конференции «Библиотеки и образование»

Стало уже хорошей традицией посвящать информационной культуре секции, семинары, отдельные выступления на библиотечных конференциях, организуемых в нашей стране. Параллельно анализируются различные, системно связанные друг с другом аспекты проблемы.

Довольно полное представление о постоянном росте интереса к информационной культуре даёт библиографический указатель «Информационная культура личности» (Кемерово, 2006. – 90 с.), подготовленный Научной библиотекой Кемеровского государственного университета культуры и искусств (составитель Н. В. Денисова). В указателе зарегистрированы 853 библиографические записи за период с 1973 по 2006 г.

Мне кажется, что новая информация появляется каждую неделю. Если на первом этапе (надо отметить вклад постоянных конференций в Краснодаре – Новороссийске) рассматривались в основном вопросы терминологии, состава, структуры, то теперь разговор идет уже об опыте преподавания новой дисциплины в вузах и школах.

Лично для меня как для главного редактора ББК проблема представляет особый интерес. Каждому систематизатору известно: всякое «новое» рано или поздно должно найти место в универсальной классификации. На вопрос, где место «Информационной культуры личности», я получил уже десятки ответов, скажем так, окрашенных личностью интервьюируемого: каждому хочется поместить новую дисциплину туда, где ему это кажется удобным. Мало кому удается аргументировать свою позицию с учетом системных связей.

Абсолютный лидер в изучении информационной культуры – Н. И. Гендина (в упомянутом указателе 83 её публикации) и Кемеровский университет культуры и искусств (второе и третье места принадлежат коллегам Наталии Ивановны – Г. А. Стародубовой и Н. И. Колковой). Что интересно: наибольшее количество публикаций (по 25) оказалось в нашем журнале и еще в «Школьной библиотеке», где Н. И. Гендина – член редколлегии.

Можно было бы продолжить анализ публикаций по разным характеристикам, это привело бы нас к интересным выводам, и я об этом еще напишу. Сегодня же перед нами стоит более узкая и конкретная задача – рассказать о работе секции «Информационная культура» в рамках Третьей международной научно-практической конференции «Библиотеки и образование» (Кострома, 25–26 апр. 2007 г.).

 

Краткая справка. На Первой конференции «Библиотеки и образование» (Ярославль, 19–22 апр. 2005 г.) работала секция «Формирование информационной культуры», в ее программу вошло 7 докладов, 4 из них непосредственно связанные с тематикой секции. На Второй конференции (Вологда, 24–27 апр. 2006 г.) работала секция «Информационная культура в обществе, основанном на знаниях»: в программе 11 докладов, больше половины – «по теме». Мнение может быть ошибочным: на первых двух конференциях мне не удалось побывать, судить приходится по названиям докладов.

 

На Третьей конференции секция называлась просто – «Информационная культура»; в программе оказалось столько же (11) докладов, как и на предыдущей, но на этот раз все были посвящены информационной культуре. Интересно, что уже не в первый раз как бы «рядом» с информационной культурой появляется понятие компетенция.

Межкультурной компетенции как неотъемлемой части информационной культуры посвятила доклад С. Ю. Потапова (Международный университет бизнеса и новых технологий, Ярославль). Неоднократно употребляла этот термин наша коллега из Германии Рената Куффарт (Евангелическая высшая школа в Людвигсбуре), хотя её доклад был посвящен информационной грамотности и формированию навыков информационного поиска в практико-ориентированном вузе (оригинальное название доклада: «Informationliteracy: Teachinglibraryatanuniversityofappliedscienceinpractice»). Хороший доклад прозвучал на немецком языке. Слушая перевод, мы делились соображениями, и оказалось: всем захотелось позаниматься у Ренаты в Евангелическом вузе в Людвигсбуре – интересная методика и очень активная передача базовой информации студентам.

Руководитель секции Н. И. Гендина выступила с докладом «Профиль подготовки специалиста как важнейший фактор моделирования программы курса «Основы информационной культуры в вузе». Доклад, сопровождающийся блестящей презентацией, невозможно пересказать. Его надо прочитать в полном виде. Это просто: найти на сайте МУБИНТ (Международный университет бизнеса и новых технологий – www.mubint.ru) – организатора всех трех конференций – материалы конференции 2007 г. Хотелось бы увидеть доклад в профессиональной печати. Н. И. Гендина рассказала, в частности, о том, что представляет собой разработанная в НИИ информационных технологий социальной сферы КГУКИ модель учебных программ курса «Основы информационной культуры личности» для студентов и аспирантов. Модель универсальна, её можно использовать как в вузе, так и в системе послевузовского образования любого профиля.

Надо сказать, что на секции «Школьные библиотеки и информационное общество» (следующий день программы конференции) Н. И. Гендина представила другой доклад – «Комплекс учебных программ курса «Основы информационной культуры личности» для учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы как основа обеспечения целостности и системности информационной подготовки». Вот пример системности в решении проблемы. Мне вспомнилось в этой связи, как мы десятилетиями решаем в библиотечном образовании задачу совместимости среднего и высшего специального образования библиотекарей…

С большим вниманием слушали присутствовавшие доклад «Развитие информационной культуры на основе формирования базовых и специальных информационных компетенций студентов в университете ”Дубна”», с которым выступила О. И. Мельникова. В университете лицензированы 11 направлений подготовки бакалавров, 24 направления подготовки специалистов, 4 направления подготовки магистров. Присутствуют и гуманитарные, и естественнонаучные, и информационные специальности. Информационная культура – важная составляющая для всех студентов, независимо от их профиля обучения. Преподавание информационной культуры согласовано по содержанию с дисциплинами специальных (выпускающих) кафедр.

О. В. Самедова (Орловский государственный технический университет) рассказала о том, как библиотека технического вуза решает проблемы формирования информационной культуры будущего специалиста. Курс «Основы информационной культуры» здесь ведет своё начало от традиционных для многих вузов страны занятий по основам работы в библиотеке вуза. Отсюда практическая направленность занятий (каталоги, составление библиографического описания, курсовые и дипломные проекты). Максимум информации в минимум отведенных часов – 36 и половина из них – практические занятия. Понравилось, как всё продумано. Чувствуется глубокая, всесторонняя методическая подготовка. Хочется процитировать: «Пошаговое построение информационного поиска, вернее, его алгоритм, составляет немаловажную проблему в библиотечно-библиографической практике. Перед преподавателем стоит задача не только аргументированно представить слушателям особенности поисковых операций, но и научить грамотно организовывать и оформлять свой поиск, чтобы в будущем специалист умел собирать информацию для расширения связей и обмена опытом, оценивать степень возможного риска на основе имеющейся информации, владеть основами её аналитико-синтетической переработки. Как результат – быть информационно компетентным специалистом, интегрированным с обществом».

Лучшим докладчиком участники секции единогласно назвали М. В. Шардакову, которая поделилась опытом применения информационных технологий в проведении лекций по библиографии в Пермском государственном техническом университете (ПГТУ). Аудитория получила удовольствие, слушая молодого специалиста: как по содержанию, так и по форме исполнения доклад был выше всяких похвал.

Научная библиотека ПГТУ более 40 лет занимается со студентами и накопила богатый опыт. Создан специальный сектор «Воспитание информационной культуры читателей», входящий в состав научно-библиографического отдела. Разработан курс лекций с мультимедийным сопровождением, позволяющий доступным образом донести необходимую информацию до максимального количества студентов одновременно. Занятия проводятся в специально оборудованной аудитории. Методическое направление включало переработку текстов лекций, разработку логических схем, алгоритмов наполняемости слайдов и подготовку материала для мультимедийного сопровождения (фотографий библиотек Перми, отделов Научной библиотеки, каталогов, картотек, ящиков, карточек и т.д.). Сам доклад был иллюстрацией достигнутых методов преподавания.

Мне же захотелось в этот раз познакомить аудиторию с идеей, которая занимает меня много десятков лет. Во всяком случае, мои студенты и слушатели с ней знакомы. Многие пытались анализировать собственные личностные показатели с помощью предложенной методики. Статья «Классификационное мышление как компонент информационной культуры личности» публикуется далее в этом номере.

Это только начало. Хотелось бы показать наглядно, что такое талант, гениальность, эрудиция, широкое образование, привести примеры и проиллюстрировать их «картинками». Это – задачи на будущее, ведь конференции «Библиотеки и образование» проводятся ежегодно.

Э. Р. Сукиасян

 

  
На главную