Научные и технические библиотеки №11 2007 год
Содержание:

Линден И. Л., Линден Ф. Ч. Формирование коллекций электронных документов в библиотеках мира: ключевые проблемы и современные тенденции

Сукиасян Э. Р. Классификационные системы и рубрикаторы на образовательных сайтах и порталах Интернета

Антонова С. Г. Издания в структуре образовательного процесса вуза. Некоторые направления совершенствования

Бочарова Е. Н., Васильев А. В., Кочукова Е. В., Наумова В. С. Система централизованного автоматизированного учета отечественной балансовой литературы в ЦБС БЕН РАН

К 50-летию ГПНТБ РОССИИ

Орлова Н. П. ГНБ – ГПНТБ России в моей жизни. Воспоминания с благодарностью

ЮБИЛЕИ

Виберг Л. В. История библиотеки в документах и лицах

Никитина Н. Д., Сорвачева В. Н. Навстречу времени. (К 40-летию Научной библиотеки Чувашского государственного университета им И. Н. Ульянова)

Комарова М. И., Тюхалкина А. Ф. 20 лет сотрудничества

ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ЭБНИТ. Выпуск 8.

Маршак И. Б. Ежегодная конференция Ассоциации ЭБНИТ. (Обзор работы)

Бродовский А. И. Новые решения в Системе автоматизации библиотек ИРБИС: технология заимствования, полнотекстовые БД, имидж-каталоги

Новый подход к автоматизации технологии обработки изображений документов. Совместный проект компании ABBYY и ГПНТБ России

Мамонтова Е. Г. Проблемы адаптации традиционных библиотечных технологий к программной среде ИРБИС32 (на примере НБ СибГТУ)

Березная Т. И. Принципы Джона Паттерсона и опыт дистрибуции системы ИРБИС в Украине

Пархомчук Т. В. Создание библиографических пособий с помощью системы ИРБИС

НАШИ АВТОРЫ


УДК 025:65.011.56

И. Л. Линден, Ф. Ч. Линден

Формирование коллекций электронных документов
в библиотеках мира:
ключевые проблемы и современные тенденции

«…Самой большой ошибкой, которую библиотекари могут допустить в настоящее время – это решить, что в преимущественно электронной среде их главной ролью станет роль оператора, обеспечивающего доступ... Главными функциями библиотеки всегда были и вне зависимости от технологии останутся: отбор, организация и хранение, сохранность и предоставление доступа к ... графическим текстам».

Росс Аткинсон [1]

Количество электронных изданий (ЭИ), приобретаемых библиотеками мира, постоянно растет. По результатам опроса, проведенного Publishers Communications Group (США) в апреле 2004 г., 84% библиотек ответили положительно на вопрос, заменяют ли они печатные периодические издания электронными по мере появления последних [2]. По данным Ассоциации научных библиотек США доля средств, расходуемых на комплектование электронных материалов, с 1992 по 2004 г. выросла в девять раз [3]. По результатам исследования Research Support Libraries Group в Великобритании уже в 2001 г. 75% исследователей в области точных и естественных наук отметили, что доступ к электронным журналам является для них абсолютно необходимым [4]. Увеличение объема комплектования ЭИ отмечается повсеместно, но лидерство, по наблюдениям, принадлежит библиотекам Австралии [5].

Преимущества ЭИ не вызывают сомнений: простота и многофункциональность поиска, удаленный доступ, консолидация большого числа изданий в одном поисковом файле, видео- и аудиодополнения к тексту, возможности работы с электронным текстом (вырезки, копирование, перенос в собственные файлы), снижение опасности повреждения и исчезновения материалов из фондов, сокращение затрат на переплет, гиперссылки, доступ к фондам в режиме «24/7» (24 часа все 7 дней недели). Если говорить о вузовских библиотеках, к перечню факторов следует добавить дистанционное обучение. Именно оно, вероятно, повлияло на то, что библиотеки Австралии лидируют в работе с ЭИ. Хорошо известно, что благодаря телекоммуникациям высшее образование в этой стране стало предметом «экспорта» в другие страны.

Значительное увеличение доли ЭИ в фондах библиотек повлекло за собой перестройку библиотечных процессов, изменение штатного расписания и профессиональных квалификаций, потребовало регулярного повышения квалификации библиотекарей и, конечно, обновления учебных программ библиотечно-информационных факультетов высших учебных заведений.

Краткая история электронных публикаций

Хак ЁонКим называет первыми электронными журналами «Mental Workload» и «Computer Human Factors». Первый появился в США в рамках экспериментального проекта 1970-х гг. «Электронная система информационного обмена» (Electronic Information Exchange System), второй – в Великобритании в рамках проекта «Развитие электронных сетей» (Бирмингем и Лоуборо) [6]. До 1990-х гг. рост электронных публикаций был чрезвычайно медленным. В 1991 г. в «Указателе электронных журналов, бюллетеней и университетских электронных дискуссионных групп» (США) можно было найти лишь семь электронных научных журналов. Однако в 1990-х гг. ситуация изменилась. К концу этого десятилетия тот же указатель включал 3 915 названий электронных журналов [7].

Первые электронные книги появились также в 1970-е гг., когда Майкл Харт с группой волонтеров начал оцифровку лучших произведений мировой литературы [Там же. С. 207]. Как и первые журналы, электронные тексты Харта и его группы относятся к числу «лабораторных проектов». В книжной торговле ЭИ появились лишь осенью 1998 г., когда их стали издавать два коммерческих издательства: Peanut Press и Questia Media.

В отличие от журналов и справочных изданий электронные монографии были встречены сдержанно, если не сказать – критически. Только в последние годы лед, кажется, начал таять. Сильным аргументом в защиту электронных книг является фрагментарность их чтения, доступность текста для удаленных пользователей и более совершенная работа с текстом. Вузовским библиотекам электронные книги позволили поддерживать дорогостоящий в традиционных условиях доступ к фондам в режиме 24/7, обеспечивать электронный резерв (выделение материалов для чтения по отдельным курсам по запросу преподавателей), поддерживать прямые ссылки к тексту рекомендованных материалов из программ курсов и др.

Вместе с тем поток электронных книг в фонды библиотек явно отстает от потока электронных журналов, справочных изданий и баз данных. Электронные книги имеют довольно много ограничений, вызванных стремлением защитить авторские и коммерческие интересы. Например, текст может быть закрыт для копирования специальным кодом (encrypted), не позволяющим его передачу третьему лицу; доступ к книгам нередко ограничен временем (например одним годом), а распечатка – количеством страниц.

Рост и использование онлайновых ресурсов были вызваны изобретением Тима Б. Ли – World Wide Web (1991 г.) и появлением первого Netscape-браузера (1995 г.) [8], заменивших прежние Gofer и Mosaic и позволивших индивидуальным пользователям свободно просматривать ресурсы Интернета.

Электронные материалы в библиотеках делятся на физические и удаленные: в английском языке для них используются термины: tangible and non-tangible (в прямом переводе: осязаемые и неосязаемые – эти термины не вполне вписываются в профессиональный язык).

Текстовые материалы на оптических дисках (физические электронные ресурсы) постепенно уходят в прошлое, уступая удаленным. Аудиовизуальные материалы на CD и DVD, напротив, увеличивают свое присутствие в фондах музыкальных и видеоотделов библиотек. Говоря об удаленных ресурсах с точки зрения комплектования, следует выделить их следующие категории: платные и находящиеся в открытом доступе; копирующие традиционные издания (например, журналы, книги, карты) и принципиально новые порождения Интернета (например, веб-сайты, блоги, чаты). Принципы и приемы работы библиотек с последними новшествами находятся в состоянии становления и развития. Поиск и оценка материалов, размещенных в Интернете, их отбор и «комплектование», отражение в каталогах, отслеживание изменений их адресов, сохранность – эти вопросы требуют анализа и обобщения накопленного опыта.

При этом нельзя не упомянуть некоторые недостатки электронных материалов: их зависимость от технической базы и программного обеспечения; для библиотек – необходимость дополнительных штатных единиц, а следовательно, и дополнительных бюджетных средств; неудобство и вредность чтения с экрана; увеличивающийся избыток информации. Тем не менее очевидно, что ЭИ пришли в библиотеки не на время, а навсегда, и библиотекарям необходимы знания и умения для работы с ними.

Информационное обеспечение комплектования

Практически все традиционные источники комплектования сегодня содержат разделы или самостоятельные выпуски, посвященные электронным публикациям и ресурсам. Обследование национальных библиографических агентств, проведенное ИФЛА в 2001 г., показало, что большинство из них занято пересмотром правил и законодательства для получения и отражения в национальной библиографии электронных материалов [9]. Лидируют в этом отношении Норвегия, Дания и некоторые другие Скандинавские страны, органы национальной библиографии которых уже включают электронные ресурсы.

Такие текущие библиографические источники, как Books in Print (Bowker) и Ulrich’s International Periodicals Directory (Bowker), в течение ряда лет включают ЭИ в свои выпуски и базы данных.

Обзорные библиографические источники комплектования также расширили круг рецензируемых публикаций, включая электронные книги, периодические издания и веб-сайты. Например, ежемесячный журнал Американской библиотечной ассоциации (АLA) «Choice» каждый год издает специальный выпуск, посвященный обзору электронных материалов: книг, журналов, баз данных, а также CD–ROM, находящихся внутри книг. «Library Journal» (США) ввел новую рубрику «Web Watch», в которой можно найти ревю лучших сайтов по предметному признаку. Другимипримерамимогутслужить New York times Book Review (США), The Times Literary Supplement (Великобритания).

Каталоги и рекламные издания фирм-посредников и агентств по подписке – практически главные источники сведений о новых ЭИ и рецензий на них. Подписные агентства, например, отслеживают рынок, стремятся быстро информировать о появлении электронной версии журналов, числящихся в заказе библиотек, и включают разделы электронных изданий в свои каталоги. Автоматизированные системы книготорговых фирм-посредников включают модуль, обеспечивающий информацию о разных версиях одного и того же произведения/издания, предлагаемых для покупки. Примером может служить автоматизированная система Gobi 2 компании Yankee Book Peddler (США) [10].

В помощь библиотекам, а часто и самими библиотеками создаются новые источники комплектования, учитывающие особые трудности отбора Интернет-ресурсов. Десять лет при Университете штата Висконсин (Мэдисон) существует проект «Интернет-поиск» (Internet Scout Project), рецензирующий Интернет-ресурсы высокого качества и публикующий свои «Scout Reports» [11]. Журнал «College and Research Libraries» (США) ежемесячно размещает рецензии на Интернет-сайты по темам. ALA поддерживает и постоянно обновляет обзоры ресурсов Интернета в «Великолепных сайтах» [12].

Как уже отмечалось, полезным источником информации об электронных публикациях и ресурсах Интернета стали сайты библиотек. За рубежом хорошей практикой является создание специального сайта «Электронные ресурсы ... библиотеки», даже если такие ресурсы отражены в каталоге. Обычно это перечни по алфавиту или предметному признаку. Таким образом, найдя через Интернет сайты библиотек, сопоставимых с собственной, комплектатор может сравнить отобранные ресурсы, выявить лакуны, обнаружить неизвестные сайты. Обычно указатели электронных ресурсов находятся в свободном доступе, например [13].

Однако к электронным книгам и периодическим изданиям все меньше применим принцип индивидуального отбора (title by title). Фирмы-агрегаторы, электронные архивы и библиотеки предлагают библиотекам так называемые большие сделки (packagedeals). Примерами электронных полнотекстовых БД периодических изданий являются хорошо известные EBSCO, Elsevier’s Science Direct, ProQuest Direct, Project Muse, а для книг – Net Library, Ebrary, Ebook Library, Questa.com, LibrarySpot.com, Internet Public Library. Они разделены на подколлекции для более адекватного обслуживания, но все же перечень изданий в каждой подколлекции не обязательно соответствует потребностям отдельной библиотеки. Содержательная и финансовая оценка больших сделок – это еще одна современная проблема в практике комплектования.

Реагируя на ситуацию, компании-посредники создают новые услуги для больших сделок. Например, Yankee Book Peddler и Baker&Taylor включили в свои каталоги NetLibrary, подписку на коллекции которой можно осуществлять через них.

Кроме платных электронных ресурсов библиотеки все больше обращают внимание на введение в свои фонды ресурсов так называемого свободного (или открытого) доступа (РОД) – OpenAccessResources. Профессионалы иногда называют их «дары» (gifts). РОД подразделяются на уже известные категории: электронные журналы, книги и базы данных, а также новые для библиотечных фондов ресурсы – веб-сайты [14]. Они дают библиотекам серьезные преимущества: не требуют бюджетных средств (если не считать затрат на оборудование и оплату каналов); практически не имеют ограничений по авторским правам; не нуждаются в лицензионном соглашении, их достаточно легко «включать» и «исключать» из фонда.

Вместе с тем РОД не стабильны, плохо представлены в библиографических источниках комплектования; их провайдеры не предоставляют гарантии бесперебойного доступа, стабильности URL и, что особенно важно, их существования в будущем. По содержанию многие РОД – солидные научные или художественные ресурсы, которые способны серьезно расширить библиотечные фонды.

Создание библиографических источников комплектования РОД пока не представляет коммерческого интереса для фирм-посредников, и библиотеки действуют по пословице: «Спасение утопающего – дело рук самого утопающего». Наиболее солидные перечни электронных РОД создаются и поддерживаются библиотеками и их объединениями. Первые указатели электронных журналов свободного доступа были созданы Ассоциацией научных библиотек США, однако не обновляются с 2000 г. [15].

«Указатель журналов свободного доступа» (Directory of Open Access Journals), созданный и постоянно обновляемый Lund University (Швеция) насчитывает 2 044 научных журнала различных стран мира (по данным на 10 марта 2006 г.). Текст 508 из них оцифрован, что позволяет производить поиск статей [16]. Каждое издание в указателе имеет библиографическую запись в форме метаданных, которая предоставляется издателем. Авторы указателя всячески поощряют владельцев электронных журналов составлять метаданные и на статьи, совершенствуя поиск по указателю (в нашем примере в 508 журналах статьи имеют метаданные).

Другим информационным источником комплектования является «Список журналов открытого доступа», созданный Яном Щепански в библиотеке Гетеборгского университета (Швеция) [17]. Это уникальное пособие международного охвата включает многие электронные издания из «малых» стран, не учитываемые фундаментальными указателями (например Ulrich’s). На декабрь 2005 г. общее число текущих журналов в «Списке…» Яна Щепански составило 3 979 плюс 75 журналов, которые прекратили свое существование [18].

Еще одним полезным источником информации о журналах открытого доступа могут быть сайты обществ и учреждений. Многие библиотеки США разработали на своих сайтах «виртуальную справку» с URL ассоциаций, вузов, справочных ресурсов и т.д. Анализ и отбор таких сайтов может пригодиться менеджеру по комплектованию. Следить за текущими новостями в области РОД позволяют такие журналы, как «A Librarian» [19] и «Open Access News» [20].

Великолепным РОД, содержащим электронные книги, является начатый в 1991 г. Project Gutenberg [21], выросший из упомянутого ранее эксперимента Майкла Харта. Электронная база книг содержит более 17 тыс. названий мировой классики и ежемесячно пополняется примерно на 500 названий.

Национальные библиотеки играют большую роль в создании электронных коллекций, в частности «Национальной памяти». Эти проекты финансируются не только правительствами, но и международными организациями ЮНЕСКО и ИФЛА.

Подытоживая сказанное об отборе электронных материалов, можно сделать вывод, что информацию о них библиотекари получают из традиционных источников комплектования и новых, многие из которых создаются библиотеками и частными лицами. Вышедшая в 2004 г. книга Дианы Ковач и Кары Робинсон «Руководство по формированию коллекций электронных документов» [22] содержит детальное описание всех этапов работы с электронными коллекциями, включая их поиск и оценку.

Критерии отбора

Основные критерии отбора электронных документов:

·      соответствие профилю комплектования и запросам пользователей;

·      стоимость;

·      идентичность электронного и печатного изданий (в случае выбора между двумя версиями);

·      возможность получения бесплатного доступа к материалу через другие источники, включая МБА;

·      требуемые технические ресурсы и программное обеспечение;

·      условия, оговариваемые в лицензии (ограничения доступа к базе, распечатка, копирование текста, пересылка по МБА, архивирование и др.).

Подробнее со спецификой отбора электронных ресурсов можно познакомиться в Положениях о комплектовании (Collection Development Policy), имеющихся практически во всех библиотеках США и других зарубежных стран. Комплектование электронных документов представлено в них, как правило, в самостоятельном разделе. Интересный обзор практики комплектования электронных ресурсов в ряде зарубежных стран составлен Энн Экерсон и представлен на сайте Библиотеки Йельского университета [23].

Источники комплектования, заказ и покупка

Для электронных материалов к традиционным источникам комплектования – книжным магазинам, фирмам-посредникам, агентствам по подписке – следует прибавить онлайновые книжные магазины, Интернет в целом, а также сами библиотеки, которые все больше занимаются оцифровкой своих ресурсов, а также продают списанные издания через E-bay и подобные сайты.

Заказ и получение электронных материалов библиотеками несколько отличаются от этой же работы с традиционными. В прошлом после отбора изданий для комплектования библиотекари печатали заказ, посылали его фирме-посреднику, агентству по подписке, издателю или в книжный магазин; после чего заказанные материалы поступали в библиотеку, регистрировались, каталогизировались и, наконец, появлялись на библиотечных полках. На основе этого отлаженного технологического процесса были созданы отделы и штатное расписание, написаны инструкции и учебные пособия. Автоматизация комплектования и заказа внесла большие изменения в этот четкий процесс, одновременно и упростив, и усложнив его. Упростился процесс общения с поставщиками во всем мире, безбумажная технология позволила сократить ряд технологических цепочек, уменьшилось «расстояние» между библиотекарем, отобравшим материал, и поставщиком последнего. Вместе с тем появились новые операции, например переговоры по поводу условий лицензионного соглашения, возросло разнообразие форм одного и того же издания, усложнившее процесс отбора; а резкое расширение рынка материалов за счет электронных ресурсов увеличило объем информации, которую приходится «перерабатывать» комплектатору.

В приобретении электронных ресурсов особого внимания заслуживают две особенности – лицензирование и коллективная покупка в рамках консорциумов.

Традиционные издания не требовали лицензирования. В соответствии с законом об авторском праве на них распространялась доктрина первой продажи [24], согласно которой лицо или учреждение имели право дарить, передавать во временное или постоянное пользование, выставлять на обозрение законно приобретенные издания (и другие документы).

Иначе обстоит дело с электронными изданиями (материалы на твердых носителях, например CD–ROM, в настоящей статье не рассматриваются).

Считая, что положения прежнего законодательства не подходят к электронным материалам, владельцы авторских прав стремятся ограничить дальнейшее использование этих материалов библиотеками и частными лицами, а именно: копирование текста, передачу документов третьим лицам, предоставление доступа читателям других библиотек и т.д.

Для печатных изданий сделка купли-продажи завершалась после поступления издания в библиотеку. Приобретение электронного ресурса влечет за собой необходимость дальнейших услуг со стороны продавца: устранение технических проблем, наблюдение за бесперебойностью доступа, помощь покупателю в случае миграции программного обеспечения, формирование статистики использования ресурса. Перечень услуг варьируется от ресурса к ресурсу.

Перед отправкой заказа на приобретение ресурса библиотека ведет переговоры об условиях лицензионного соглашения, в котором отражается широкий спектр вопросов его использования и прав библиотеки. Переговоры позволяют покупающей стороне вносить коррективы, чтобы получить наиболее выгодные условия использования ресурса. К наиболее важным для библиотек условиям большинство авторов относят:

  • форму доступа к ресурсу (например, с паролем или через IP-адрес),
  • копирование текста (ксерокопирование и электронное),
  • доступ к ресурсу для различных групп пользователей (например, выпускников вузов, посетителей без читательского билета),
  • возможность отправлять копии документов по МБА,
  • размещение копий статей на учебных сайтах (для университетских библиотек),
  • срок действия контракта,
  • надежность ресурса (бесперебойный доступ),
  • сохранение права на использование ресурса в случае прекращения подписки (например издания журнала до окончания подписки на полнотекстовую базу данных журналов),
  • техническую и консультативную помощь,
  • правила разрешения споров (в городе/стране библиотеки или провайдера). (Подробности в [25].)

Учитывая сложность работы с лицензиями, некоторые зарубежные посредники и издатели, например, Casalini (Италия), Ebsco (США), Harrassowitz (Германия) и Swets (Нидерланды), стали предлагать библиотекам новую форму услуг – консультации по лицензионному соглашению и контролю над сроками действия лицензий.

В зарубежных библиотеках с лицензиями обычно работает группа из двух-четырех сотрудников, в которую входят заведующий отделом сериальных изданий, библиотекарь–координатор электронных ресурсов, эксперт по авторским правам или юрисконсульт. Окончательный документ подписывает чаще всего заместитель директора библиотеки, однако это может быть директор или один из членов группы, что оговаривается в их должностных обязанностях и «Положении о комплектовании». Ассоциация научных библиотек США проводит курсы по обучению библиотекарей ведению переговоров и подписанию лицензий. Хорошим руководством в этой области может служить книга «Лицензирование электронных ресурсов», находящаяся в свободном доступе в Интернете [26].

Вторая из упомянутых особенностей – приобретение электронных материалов в рамках консорциумов – хорошо знакома библиотекарям России. Появление электронных документов на рынке и в свободном доступе лишь в начале было воспринято с энтузиазмом и верой в прогнозы о сокращении средств и штатов. Сегодня библиотекари отчетливо осознают их иллюзорность. Совокупные затраты на приобретение и работу с электронными ресурсами превысили аналогичные затраты на традиционные издания. Высокими оказались сопутствующие расходы: техническое оснащение и программное обеспечение (их постоянное обновление), дополнительный персонал, юридические консультации, обучение персонала и читателей. Недостаток финансовых средств и рост расходов на комплектование заставили библиотеки объединяться с целью получения оптовых цен или больших скидок.

Стоимость «одного заглавия» электронных ресурсов трудно сравнивать с аналогичной стоимостью печатного. Цена на электронные ресурсы редко бывает фиксированной. Во внимание принимаются: объем «пакета» (packagedeals), длительность подписки на ресурс, сохранение подписки на бумажные копии изданий (чаще всего периодических), количество читателей, объем фонда и др. Стремясь получить наиболее выгодные средние цены на одно издание, библиотеки все чаще проводят крупные сделки на длительные сроки, принимая на себя новые обязательства. В «пакетные сделки» попадают материалы, не соответствующие профилю комплектования, а сроки обязательств не всегда соответствуют реальным требованиям. В этом случае консорциум является спасительной идеей. Если на «заре электронной революции» зарубежные библиотекари активно сопротивлялись крупным сделкам, теперь все больше и больше склоняются к ним.

Положительной стороной больших сделок можно назвать резкое увеличение фондов библиотек, а следовательно, их престижа. Кроме того, по подсчетам средняя цена одного названия в большой базе обычно ниже цены того же издания, купленного в традиционной форме отдельно (хотя надо еще раз оговориться – средняя цена!). Консорциум освобождает библиотеки-участницы от обсуждения и утверждения лицензионных соглашений, делая это централизованно для всех. В разных странах сегодня успешно работает большое количество региональных и отраслевых консорциумов [27], объединяющих вузовские, публичные, школьные и специальные библиотеки. Лишь очень немногие библиотеки, как например библиотека Гарвардского университета (США), способны своими силами удовлетворять растущие потребности читателей, самостоятельно приобретая электронные ресурсы, растущие в цене и объеме.

 

В европейских странах национальные библиотеки играют важную координирующую роль в закупке дорогостоящих электронных ресурсов для библиотечных консорциумов. В качестве примера можно назвать Отдел национальной координации и развития при Королевской библиотеке в Швеции [28], который координирует деятельность консорциума научных и университетских библиотек, осуществляя закупку баз данных и подписывая общенациональное лицензионное соглашение [29]. Условия этого соглашения свидетельствуют о высоком профессионализме шведских коллег и заботе участников консорциума о библиотеках, которые по тем или иным причинам не могут вступить в консорциум. Например, платными ресурсами имеют право пользоваться все посетители, не обязательно читатели библиотек консорциума. Копии статей из баз данных можно пересылать по МБА в любую государственную библиотеку (частные библиотеки из данного положения исключены).

В США консорциумы существуют за счет взносов участников. Примером может служить Ohio Link – консорциум 85 библиотек штата, обслуживающий в совокупности 600 тыс. потребителей [30], или NELINE – объединение библиотек Новой Англии.

Хорошее пособие по координируемому комплектованию электронных ресурсов – книга Джоанны Конгер «Коллективный менеджмент электронных ресурсов» [31].

Получение и учет электронных ресурсов

Получение и учет электронных ресурсов в большинстве случаев действительно высвободили время сотрудников, а также повлекли за собой изменение технологической схемы. После внесения оплаты за новый ресурс, подписания лицензионного соглашения и отправки IP-адреса библиотека, как правило, лишь получает известие об открытии доступа к ресурсу. Никакого технического учета и регистрации эта часть процесса комплектования не требует. Ресурс, если это база данных, будет отражен в библиотечной документации и появится на сайте с перечнем предоставляемых электронных ресурсов. Если же это физические (tangible) электронные ресурсы, они будут регистрироваться так же, как и традиционные.

Каталогизация и отражение в справочном аппарате

Большинство библиотек мира отражают свои электронные ресурсы не только в каталогах, но и в отдельных, доступных через Интернет указателях, как простых, так и аннотированных. Эти указатели обозначены на главной странице библиотечного сайта наряду с другими ресурсами (например [32]). Как отмечено выше (в разделе «Источники комплектования»), эти сайты часто используются комплектаторами других библиотек.

Общепринятая практика – отражение электронных книг и журналов в каталогах библиотеки. Если издание уже имеется в печатной версии, аналогичный удаленный ресурс включается в основную запись с помощью его URL. URL электронного ресурса помещается в специальном поле (для MARC21 – это поле 856 [33]) и служит активной ссылкой к полному тексту документа. Именно поэтому поле 856 получило название Универсальный локатор/Доступ [34]. Преимуществом отражения ЭИ в каталогах является наличие авторитетного контроля, а также более четкий предметный поиск. Многие электронные каталоги имеют программу, которая позволяет контролировать URL электронных ресурсов в Интернете. Примером может служить программа LinkChecker [35], а также программы, используемые провайдерами баз данных Ebsco, (Cambridge Scientific Abstracts CSA) и Sericals Solutions. Они автоматически отслеживают изменения URL и вносят их в поле 856.

Для отражения в каталогах библиотеки электронных книг, приобретаемых большими пакетами, например NetLibrary, используется служба EBL (Ebook Library), автоматически вносящая в каталог записи электронных книг [36].

Штат библиотеки

Особенности работы с электронными ресурсами влекут за собой введение новых категорий штатных единиц и дополнительное обучение персонала. В большинстве зарубежных библиотек электронными коллекциями занимаются координаторы электронных ресурсов, заведующие электронными фондами и т.п. В их обязанности входят комплектование и заказ электронных ресурсов, лицензирование, обеспечение доступа, все текущие переговоры с провайдерами, контроль над изменениями в технологии, слежение за техническими новшествами и появлением новых ресурсов, анализ использования ресурсов, а в университетских библиотеках – интеграция электронных ресурсов в учебный процесс.

Выпускники библиотечных школ удобно чувствуют себя в новой электронной среде, будучи знакомы с такими понятиями, как управление электронными ресурсами, лицензирование, удаленный доступ, одновременное использование, структура цен электронных ресурсов, URL, Metadata и т.д. Библиотекари же, близкие к завершению своей профессиональной карьеры, зачастую начинают ощущать потерянность и отставание от времени. Важно не дать этим страхам развиться, поскольку «старые» сотрудники обладают бесценными знаниями и опытом, которые по-прежнему нужны в комплектовании. Эту мысль подтверждает Карен Шмидт, заместитель директора Библиотеки Университета штата Иллинойс, отмечая, что в электронной среде неизменной остается цель комплектования (обеспечение связи между миром знания и читательской средой), его принципы (соответствие читательскому спросу, отбор лучших материалов по приемлемой цене, свободный доступ к документам) [37]. Библиотеки должны обеспечить дополнительное обучение этой категории комплектаторов.

Среди новых квалификационных характеристик следует назвать компьютерную подготовку, умение работать с электронным текстом (включая его создание), юридическую и нормативную грамотность (авторское право в электронной среде, лицензирование продуктов и услуг, стандарты и т.д.), знание основ бизнеса и связей с общественностью. Успешный современный менеджер по управлению фондами должен обладать такими личностными качествами, как лидерство, широкий кругозор, креативное отношение к проблеме выбора, способность к риску, общительность, умение устанавливать взаимоотношения с людьми.

Оценка электронных ресурсов

Критерии оценки традиционных и электронных ресурсов сходны: содержание и соответствие запросам читателей. Однако в последнем случае комплектатор получает новые возможности. Использование электронных ресурсов читателями легко проследить благодаря автоматизированному учету числа обращений, произведенных поисков, распечаток, копирования в файлы и т.д. Провайдеры, как правило, формируют ежемесячные отчеты об использовании своего ресурса по многим параметрам. При этом библиотеки и провайдеры стремятся соблюдать принципы анонимности данных и соблюдения privacy читателей. Отчеты об использовании ресурса позволяют комплектатору более точно и обоснованно принимать решения об исключении документов из фонда и приобретении новых.

Для оценки веб-ресурсов применяются и новые критерии, например описанные в [38]: авторитет провайдера или спонсора сайта, уникальность содержания, отсутствие ошибок, наличие или отсутствие рекламы, сведения о дате последнего обновления сайта, количество посещений сайта.

Сохранность и архивирование

Важное преимущество печатных и рукописных изданий – долгий срок их «жизни» (при условии использования бескислотной бумаги или другого надежного материала). Библиотеки приобретают материалы надолго или навечно.

По мере возрастания числа электронных материалов в фондах библиотекари активизируют работу по обеспечению их сохранности. Споры о том, какая форма лучше для сохранения ресурса в будущем: печатная, на микроносителе или электронная – не прекращаются, но на практике все большее предпочтение отдается электронной. Сохранность электронных изданий требует учета стандартов на электронные тексты, выбора программ и форматов, способных к миграции, создания дополнительных архивных копий. Для всего этого необходимо финансирование, и не только сегодня, но и на годы вперед.

Другим аспектом сохранности электронных коллекций является сохранение архивных копий или доступа к ресурсу в случае прекращения подписки на него, исчезновения компании-производителя или закрытия самого ресурса. Для решения этой проблемы библиотеки:

во-первых, стремятся включить возможность архивирования ресурса в лицензионное соглашение;

во-вторых, стараются получить право на хранение или получение доступа к ресурсу за годы подписки на случай, если она будет прекращена;

в-третьих, выясняют наличие архивной копии ресурса, хранящейся в «третьем» учреждении, как в традиционной, так и в электронной форме. Примером может служить архив всех электронных журналов Elsevier в Национальной библиотеке Нидерландов, а также два печатных архива журналов, представленных в коллекциях JSTOR. Такие архивы являются надежной гарантией сохранения доступа к содержанию журналов при любых обстоятельствах. При Центре научных библиотек в Чикаго [39] создан значительный архив печатных и микрофильмированных копий журналов, многие из которых сегодня доступны в электронной форме;

в-четвертых, объединяются. По инициативе и под руководством Библиотеки Стэнфорда (Калифорния, США) создан международный проект LOCKSS (Lots of copies keeps stuff safe – Много копий позволит сохранить материалы) [40]. Членами LOCKSS стали библиотеки и издатели всего мира, объединившиеся для создания архивов электронных онлайновых журналов и других ресурсов Интернета [41]. Два международных профессиональных объединения: OCLC и RLG [42] разрабатывают стандарты по сохранности электронных ресурсов [43]. В их совместном документе Digital Archive Attributes собраны сведения о надежных компаниях, предоставляющих услуги по архивированию научных фондов. С программой OCLC по сохранности электронных ресурсов можно познакомиться [44].

Заключение

Электронные документы привели к значительным изменениям в управлении библиотечными фондами, впервые потребовав изменения самого понятия библиотечный фонд. Помимо физически хранящихся материалов это понятие теперь включает удаленные электронные ресурсы, отбор которых по-прежнему осуществляет библиотека, но вместо приобретения лишь покупает доступ к ним.

Новое представление о фонде наряду с изменением других библиотечных процессов повлияло на представление о самой библиотеке. Специалисты начинают говорить о появлении библиотек-гибридов, в которых традиционные фонды и услуги сосуществуют с удаленными, а личное общение между библиотекарями и читателями (а также коллегами, посредниками, издателями и т.д.) – с виртуальным. В таких библиотеках за счет удаленных пользователей расширяются границы читательской аудитории.

И все же библиотечный фонд остается главной частью любой библиотеки, управление которой усложняется и требует от специалистов новых знаний и навыков, чаще всего не заменяющих, а дополняющих прежние.

Рассмотренные тенденции в управлении фондами в странах Запада происходят на фоне сокращения бюджетных средств и роста цен на библиотечные ресурсы. Как результат одним из важнейших направлений в области менеджмента фондов становятся кооперация комплектования и использования библиотечных ресурсов разными библиотеками.

Список использованных источников

1. Atkinson, Ross. Text Mutability and Collection Administration. – Library Acquisitions: Practice and Theory. – 1990. – 14. – Р. 356.

2. Van Orsdel Lee C. Choosing sides: Periodical Price Survey 2005 / Van Orsdel Lee C, Kathleen Born // Library Journal. – 2005. – April 15. – P. 45.

3. Kyrillidou Martha. ARL Statistics 2003-2004: Research Library Trends, Table 7 / Martha Kyrillidou, Mark Young // Washington, D.C., Association of Research Libraries. – 2004. – P. 21.

4. RSLG Research Libraries Support Group. Final Report. n.p., Higher Education Funding Council for England (HEFCE), 2003. http://www.rslg.ac.uk/final/final/pdf

5. Gatenby, Pam. “Provision of Access to Journals in Electronic Form: Issues for Libraries and the Role of the National Library of Australia” in Staff Papers of the NLA. http://www.nla.gov.au/nla/staffpaper/pgatenby3.html

6. Hak Joon Kim. The Transition from Paper to Electronic Journals: Key Factors that Affect Scholars’ Acceptance of Electronic Journals / Hak Joon Kim // The Serials Librarian. – 2001. – Vol. 41 (1) – P. 31–36.

7. Johnson, Peggy. Fundamentals of Collection Development and Management. – Chicago: ALA, 2004. – P. 205.

8. Friedman, Thomas L. The World is Flat: a brief history of the Twenty-First Century – New York: Farrar, Straus & Giroux, 2005. – P. 56.

9. Knutsen, Unni. “Changes in the National Bibliographies, 1996–2001” in National Libraries Workshop / 67th IFLA Council and General Conference. – 2001. – August. – Р. 16–25.

10. http://www.ybp.com/ybp/DomIndex.html?home.html&1

11. The Scout Report. http://www.scout.cs.wisc.edu

12. Great Web Sites for Kids. http://www.ala.org/alsc (click “Great Web Sites for Kids”)

13. Библиотека Брауновского университета (США) http://www.brown.edu/Facilities/University_Library/eresources/index.html; Библиотека Эдинбургского университета (Шотландия). http://www.lib.ed.ac.uk/; Библиотека Университета Лунда (Швеция). http://www.lub.lu.se/index.html.en; Библиотека Барселонского университета (Испания) http://www.bib.ub.es/bub/abub.htm

14. Suber, Peter. A Very Brief Introduction to Open Access / Public Knowledge Group. http://www.earlham.edu/~peters/fos/brief.htm

15. Directory of Scholarly Electronic Journals and Academic Discussion Lists. Washington, DC: Association of Research Libraries, 2000, on the web site: http://db.arl.org/dsej/index.html

16. Directory of Open Access Journals / Lund University. http://www.doaj.org

17. Jan Szczepanski’s List of OA Journals. http://www.his.se/templates/vanligwebbsida1. aspx?id=20709

18. “Jan Szczepanski: collecting for the world” in OA Librarian: Open Access Resources by and for Librarians,2005, December 10. http://oalibrarian.blogspot.com/2005/12/jan-szczepanski-collecting-for-world.html

19. http://oalibrarian.blogspot.com/2005/01/table-of-contents_01.html

20. http://www.earlham.edu/~peters/fos/2006_01_29_fosblogarchive.html

21. Project Gutenberg. http://www.gutenberg.org/

22. Kovacs, Diane. The Kovac’s Guide to electronic library collection development: essential core subject collections, selection criteria, and guidelines / Kovacs, Diane, Kara L. Robinson. – New York: Neal-Schuman Publishers, Inc. – 2004.

23. http://www.yale.edu/~okerson/ecd.html

24. First Sale Doctrine (например, ст. 109 Закона об авторском праве США).

25. http://www.brown.edu/Administration/Copyright/licenses.html

26. Brennan, Patricia.Licensing Electronic Resources: strategic and practical considerations for signing electronic information delivery agreements / Patricia Brennan, Karen Hersey, Georgia Harper. – Washington: D.C., ARL, 1997. http://www.arl.org/scomm/licensing/licbooklet.html

27. http://www.library.yale.edu/consortia/

28. The Royal Library, BIBSAM. http://www.kb.se/BIBSAM/english/first.htm

29. Why Central Licenses? / The Royal Library of Sweden. http://www.kb.se/BIBSAM/english/centrallic/whycentral.htm

30. http://www.ohiolink.edu/about/what-is-ol.html

31. Cjnger, Joan E. Collaborative Electronic Management: From Acquisitions to Assessment // Libraries Unlimited, 2004. – 268 p.

32. http://www.library.upenn.edu

33. “Electronic Location and Access.” Description of field compiled by Dana M. Caudle, c. 1999. http://www.lib.auburn.edu/catalog/docs/marcbasic.html

34. Electronic Location / Access Field. http://www.oclc.org/bibformats/en/8xx/856.shtm

35. http://www.itcompany.com/linkcheck.htm

36. http://www.eblib.com/

37. Schmidt, Karen. Past Perfect, Future Tense: A Survey of Issues in Collection Development // Library Collections, Acquisitions, & Technical Services. – 2004. – 28 – P. 360–372.

38.“Evaluation Criteria” from The Good, the Bad & Ugly: or why It’s a Good Idea to Evaluate Web Resources” by Susan E. Beck, New Mexico State University Library, from the web-site: http://lib.numsu.edu/instruction/evalcrit.html

39. http://wwwcrl.uchicago.edu/

40. http://www.lockss.org/

41. www.crl.edu/grn/newsletter.asp

42. http://www.rlg.org/

43. Dale, Robin. Consortial Actions and Collaborative Achievements: RLG’s Preservation Program / Robin Dale // Advances in Librarianship. – New York : Elsevier, 2004. – P. 18.

44. Bellinger, Meg. OCLC’s Digital Preservation Program for the Next Generation Library / Meg Bellinger // Advances in Librarianship. – New York : Elsevier, 2004. – P. 40.

 

  
На главную