Научные и технические библиотеки №11 2007 год
Содержание:

Линден И. Л., Линден Ф. Ч. Формирование коллекций электронных документов в библиотеках мира: ключевые проблемы и современные тенденции

Сукиасян Э. Р. Классификационные системы и рубрикаторы на образовательных сайтах и порталах Интернета

Антонова С. Г. Издания в структуре образовательного процесса вуза. Некоторые направления совершенствования

Бочарова Е. Н., Васильев А. В., Кочукова Е. В., Наумова В. С. Система централизованного автоматизированного учета отечественной балансовой литературы в ЦБС БЕН РАН

К 50-летию ГПНТБ РОССИИ

Орлова Н. П. ГНБ – ГПНТБ России в моей жизни. Воспоминания с благодарностью

ЮБИЛЕИ

Виберг Л. В. История библиотеки в документах и лицах

Никитина Н. Д., Сорвачева В. Н. Навстречу времени. (К 40-летию Научной библиотеки Чувашского государственного университета им И. Н. Ульянова)

Комарова М. И., Тюхалкина А. Ф. 20 лет сотрудничества

ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ЭБНИТ. Выпуск 8.

Маршак И. Б. Ежегодная конференция Ассоциации ЭБНИТ. (Обзор работы)

Бродовский А. И. Новые решения в Системе автоматизации библиотек ИРБИС: технология заимствования, полнотекстовые БД, имидж-каталоги

Новый подход к автоматизации технологии обработки изображений документов. Совместный проект компании ABBYY и ГПНТБ России

Мамонтова Е. Г. Проблемы адаптации традиционных библиотечных технологий к программной среде ИРБИС32 (на примере НБ СибГТУ)

Березная Т. И. Принципы Джона Паттерсона и опыт дистрибуции системы ИРБИС в Украине

Пархомчук Т. В. Создание библиографических пособий с помощью системы ИРБИС

НАШИ АВТОРЫ


УДК 655

С. Г. Антонова

Издания в структуре образовательного процесса вуза.
Некоторые направления совершенствования

Современная система учебных изданий для высшей школы определяет не только подготовку самих изданий, но и принципы комплектования вузовских библиотек. В статье рассмотрены плюсы и минусы этой системы и возможные пути ее развития.

Отечественное учебное книгоиздание находится сегодня в непростой ситуации. При подготовке учебной литературы приходится учитывать постоянный рост требований, которые выдвигаются в связи с модернизацией российского образования. Кроме того, вхождение в Болонский процесс связывает российскую образовательную систему с европейской. Это, естественно, ставит задачи поиска адекватных образовательных технологий, а также средств и методов их реализации.

Поскольку до сих пор издания являются одним из наиболее надежных средств обучения, остро встают проблемы пересмотра подходов к организации системы учебно-методической поддержки образовательного процесса, а также уточнения критериев оценки вузовского книгоиздания. Не случайно вопрос оптимизации издательской деятельности вузов активно обсуждается специалистами. Учебная книга неоднократно рассматривалась на различных книговедческих конференциях (например [1]), широкая дискуссия ведется на страницах журнала «Университетская книга», вышли в свет монографии, посвященные учебным изданиям [2, 3].

В этой статье рассматриваются два аспекта проблемы – развитие типологических параметров изданий, составляющих базу учебно-методической поддержки образовательных технологий, и расширение функциональной области учебного процесса.

Первый аспект проблемы связан с тем фактом, что существует система типов и видов учебных изданий по всем дисциплинам, которая структурирует массив учебной литературы и в то же время регламентирует свойства каждого издания. С одной стороны, это обеспечивает надежность учебно-методического обеспечения образования, а с другой – тормозит развитие учебных изданий.

Напомню, что в данную систему входят программно-методические, учебно-методические, обучающие и вспомогательные издания, предназначенные студентам и преподавателям (табл.).

Система учебных изданий по дисциплине

Типы изданий

Виды изданий

1.

Программно-методические

Учебные планы,учебные программы

2.

Учебно-методические

Методические указания, методические руководства

3.

Обучающие

Учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций

4.

Вспомогательные

Практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения

 

Издания первого и второго типов готовят сами вузы, а третьего и четвертого – как вузы, так и специализированные издательства.

Ядром системы учебных изданий по дисциплине являются обучающие издания (учебники и учебные пособия, тексты и конспекты лекций). В структуре обучающих изданий наиболее значим учебник. Он обеспечивает полноту овладения содержанием предмета. Основные составляющие содержания учебника – профессиональная, информационная, гуманитарная – реализуются отбором и обработкой учебной информации, а также структурированием текста и созданием сложного аппарата – аппарата организации усвоения материала и методического.

Программно-методические издания (учебные планы и программы) определяют состав и структуру учебных дисциплин. На основе учебно-методических изданий (методических указаний и руководств) осуществляется организация учебного процесса (выполнение контрольных и курсовых работ, дипломных проектов, проведение практических занятий, лабораторных практикумов и семинаров).

Вспомогательные издания включают книги для чтения, сборники текстов, хрестоматии, закрепляя знания студента и расширяя его возможности в овладении предметами за счет формирования умений и навыков.

Помимо того что в системе изданий довольно жестко регламентирована видо-типологическая структура, заведомо определено и содержание образовательного процесса. Как известно, деятельность отечественных вузов осуществляется на основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, которые определяют содержание, структуру, объем, а также цели и задачи профессиональной подготовки. В этих стандартах учебные дисциплины дифференцированы по четырем циклам. В первый входят гуманитарные и социально-экономические дисциплины, во второй – математические и естественнонаучные, в третий – общепрофессиональные, в четвертый – специальные дисциплины (в том числе дисциплины специализации).

Дисциплины первого и второго циклов реализуют в основном гуманитарные основы обучения, формируя гуманитарную компоненту информационной культуры будущих выпускников и «погружая» профессиональную деятельность в достаточно широкое культурное пространство. Учебные издания по этим циклам готовятся, как правило, специализированными учебными издательствами (в том числе вузов) и используются многими вузами.

Третий и четвертый циклы дисциплин отражают собственно отраслевую подготовку и составляют профессиональную компоненту информационной культуры специалиста. Сюда входят дисциплины, раскрывающие «школу» профессии, основы мастерства, вопросы организации, методики, управления соответствующими процессами, вопросы информатизации отрасли, экологические проблемы профессиональной деятельности, тенденции ее развития и т. д. Как правило, учебная литература по этим дисциплинам создается самими вузами и распространяется в границах учебно-методического объединения по данной специальности.

Издания по дисциплинам, входящим в третий и четвертый циклы, наиболее остро нуждаются в переосмыслении в связи с их особым местом в структуре профессионального образования. Именно эти дисциплины формируют профессиональную компоненту информационной культуры специалиста, и учебная литература призвана обеспечить наиболее полное отражение отраслевой деятельности.

Здесь уместно сказать о втором аспекте рассматриваемой проблемы – о расширении и углублении функциональной области учебного издания. До недавнего времени в стандартах высшего профессионального образования и учебных программах ставились задачи формирования знаний, умений и навыков в определенной сфере деятельности. Данное положение определяло отбор информации в учебное издание, характер ее представления, а также задания студентам по использованию полученных знаний.

Сегодня в задачи обучения входит формирование компетенций. Встраивание компетенций в структуру задач, которые решаются в процессе овладения учебным предметом, нуждается в специальном изучении. Понятие компетенции довольно широко обсуждается в специальной литературе, однако до сих пор окончательного определения состава компетенций не найдено.

Вместе с тем ясно, что овладение компетенциями подразумевает достаточно высокий уровень использования знаний, умений и навыков в комплексе. Кроме того, можно предположить, что компетенции определяются, во-первых, личностным характером всякой отраслевой деятельности, а во-вторых – спецификой конкретной отраслевой ситуации, возникающей при определенных условиях.

Личностная составляющая связана с уровнем и качеством информационной культуры специалиста, в том числе уровнем гуманитарной компоненты информационной культуры. Что же касается конкретной отраслевой ситуации, в которой специалист должен применить свои компетенции, то она обусловлена спецификой профессиональной деятельности.

Все это необходимо принимать во внимание при организации учебного процесса и, соответственно, при подготовке изданий. Конкретные отраслевые ситуации желательно включать в структуру учебного процесса, модельно приближая его к реальной деятельности отрасли. В подавляющем большинстве современные учебные издания, используемые вузами, не достаточно динамичны для моделирования таких ситуаций.

Таким образом, одна из возможностей повышения эффективности учебного издания – обогащение его содержания реальными ситуациями отраслевой деятельности. Кроме того, необходимо обеспечить активную позицию студента в учебном процессе. Так, практическая направленность учебников по гуманитарным дисциплинам (библиотековедению, библиографоведению, издательскому делу, редактированию и т. п.), входящим в третий или четвертый циклы образовательного стандарта, может быть реализована за счет представления теоретических положений в контексте деятельности отрасли. Неплохо было бы к тому же профессиональную деятельность представлять в виде конкретных отраслевых ситуаций.

Подобные примеры можно найти среди выпущенных в последние годы изданий. Назовем конспект лекций О. Л. Таракановой и Н. Г. Каменской, посвященный изделиям из фарфора на отечественном антикварном рынке [4], подготовленный по элективному курсу «Предметы антиквариата», который является дисциплиной по выбору студента. Эта дисциплина включена в структуру подготовки специалистов книжного дела. Поскольку в реальной книжной торговле расширение предметной области отраслевой деятельности осуществляется по признаку принадлежности к особой форме книжной торговли (букинистическая – антикварная), при подготовке специалистов книжного дела рассматриваются сопутствующие книжной торговле товары, в том числе фарфор. Таким образом, предметная область обучения расширена с учетом реальной отраслевой ситуации.

Это издание выполнено в лучших традициях подготовки учебной литературы. Материал структурирован с учетом особенностей предмета содержания, что позволяет студенту охватить процесс формирования антикварного дела как особого направления торговли достаточно полно. Самостоятельное значение имеет аппарат, который включает помимо библиографического списка два приложения: Терминологический словарь; Основные марки отечественных фарфоровых заводов.

Учебное пособие Н. Е. Добрыниной, посвященное вопросам изучения читателей – детей и подростков [5], отражает отраслевые ситуации в историческом и современном прочтении. Здесь в основу структурирования материала положен хронологический ряд. Каждый период завершается разделом «Вопросы и задания». Чтобы выполнить их, студент должен не только усвоить учебный материал, но и найти некоторую дополнительную информацию. Благодаря этим вопросам и заданиям, освоение пособия активизируется – они стимулируют студента на поиск конкретных профессиональных решений.

В приложении к пособию дана дипломная работа З. А. Горбуновой, в которой проведен анализ первых шагов ребенка в книжном мире. Работа интересна сама по себе, но ее включение в учебное издание значительно расширило предметную область. Студент осваивает дополнительную информацию и знакомится с методикой подготовки квалификационной работы, завершающей обучение, познает особенности проведения эксперимента. Особенно важно, что материал приложения вовлекает студента в профессиональный диалог, который охватывает дополнительные вопросы и дает толчок к поиску собственных решений. Причем перед читателем предстает целый набор отраслевых ситуаций – от специфики изучения читательского спроса до формирования читательских интересов.

 

Система учебных изданий для вуза охватывает все дисциплины и в целом выполняет информационные, дидактические и воспитательные функции, обеспечивает определенную последовательность и динамику овладения предметами, полноту охвата содержания будущей специальности. Структура данной системы определяет не только подготовку учебных изданий для вуза, но и принципы комплектования фондов вузовских библиотек. Учебная литература имеет преимущество по отношению к другим видам литературы и комплектуется с таким расчетом, чтобы полный набор учебных изданий получал каждый студент. Однако сложившаяся типологическая структура этих изданий сегодня уже не в состоянии полностью обеспечить образовательные потребности.

Типология вузовской учебной литературы сложилась в 1960-е гг. Основу ее составила разработанная к тому времени типология учебных изданий для общеобразовательной школы. Данная система достаточно статична и поддерживается соответствующими документами органов управления образованием, в которых предусматриваются определенные требования к каждому типу и виду изданий, входящих в нее. Но очевидно встает задача обогащать типологическую структуру используемой в учебном процессе литературы и к имеющимся типам и видам изданий добавить другие.

Классический учебник, охватывающий целиком учебный предмет, не может полно решать все образовательные задачи. В частности, формирование компетенций он обеспечивает явно недостаточно. Дело в том, что знания, умения, навыки формируются в границах отдельных дисциплин и ориентированы на их специфику. Компетенции же, по нашему мнению, относятся к конкретным ситуациям отраслевой деятельности и требуют более высокого класса обобщений. Учебник отражает предметную область одной дисциплины. Содержание же компетенций, очевидно, имеет междисциплинарный характер и отражает не только собственно отрасль, но и ее контекст («погруженность» в общее культурное поле).

Кроме того, учебник не всегда моделирует реальные ситуации отрасли, поскольку при конструировании учебных предметов учитываются в первую очередь научные направления деятельности. Учебный предмет составляется из элементов научного знания, что ограничивает показ технологии современных отраслевых процессов. Поэтому, очевидно, в связи с расширением функциональной области высшего профессионального образования, в дополнение к изданиям по отдельным предметам, следовало бы готовить издания, которые содержат описание отраслевых ситуаций и вовлекают студента в профессиональную деятельность в целом на междисциплинарном уровне. Это могут быть комплексные практикумы, охватывающие сразу несколько дисциплин, задания на разработку и презентацию различных проектов.

Как показывает опыт, нужная для образовательных целей литература не всегда «укладывается» в перечень типов и видов изданий, представленных в приведенной выше таблице. Необходимо расширить жанровую структуру учебной литературы, номенклатуру типов и видов учебных изданий. Например, в пособии С. Ю. Кабашова «Местное самоуправление в Российской Федерации» [6] учебная информация дана в виде таблиц, схем, словарей. Однообразный материал, характеризующий систему самоуправления страны, функции и задачи органов власти, который трудно усвоить, дан в наглядной форме, что делает его простым для запоминания и понимания. Хотя по форме подачи материала это – справочник, он рекомендуется в качестве учебного пособия.

Отметим, что в последние годы среди вузовских учебных изданий нередко встречаются различного рода профессиональные справочники, терминологические словари, ориентированные на отражение отраслевой деятельности. Все это диктуется спецификой содержания обучения и обеспечивает гибкость набора предлагаемых студенту изданий.

 

Продолжая тему развития типологии изданий, используемых в учебном процессе, хотелось бы сказать о литературе, которая не является учебной, но может выполнять ее функции и с успехом участвовать в формировании компетенций. Я имею в виду монографии. Значительно обогатилась бы учебно-методическая база образовательного процесса за счет научной литературы. Речь идет не о разовом привлечении научных монографий при подготовке курсовых и дипломных проектов, а о систематическом использовании монографий в учебном процессе наряду с учебниками.

Заметим, кстати, что комплектование научной литературы вузовскими библиотеками не предусматривает ее включение в комплекты изданий, которые выдаются студенту как обязательные.

Складывается впечатление, что статус учебного издания более предпочтителен в учебном процессе, чем статус монографии. Не случайно в программы учебных дисциплин включаются в первую очередь именно учебные издания. Поэтому вузовские библиотеки комплектуют свои фонды прежде всего учебной литературой. Студент старается овладеть именно содержанием учебника. Вместе с тем многие монографии могли бы иметь статус учебных, поскольку включают как раз ту информацию, которая могла бы с успехом составить основу формирования компетенций.

В приведенную выше таблицу следовало бы, на мой взгляд, включить справочную литературу и научную – как тип развивающей, дополнительной литературы системы учебных изданий:

 

Типы изданий

Виды изданий

5.

Дополнительные,
развивающие

Учебная монография, учебный справочник,
терминологический словарь

 

На эти издания следовало бы распространить правила комплектования фондов вузовских библиотек учебной литературой и включать их в набор изданий, предназначенных студентам в качестве обязательных.

Остановимся на нескольких монографиях, которые могли бы входить в комплекты учебной литературы, выдаваемой студентам в качестве
обязательной.

В книге В. П. Леонова, посвященной библиотеке [7], студент найдет обобщения и ассоциации, направленные на формирование контекста профессиональной деятельности. Данный труд будет способствовать, можно сказать, овладению статусом библиотечного работника. Рассматривая библиотеку как метатекст, автор тем самым значительно расширяет область познания будущей профессии до положений общекультурного, социального звучания.

Монография С. А. Карайченцевой [8] посвящена детской книге и затрагивает вопросы чтения. Хотя здесь нет элементов учебного издания, работа может с успехом войти в структуру обучающих изданий. Анализ детской литературы достаточно полно охватывает весь путь ее становления и развития в отечественном книжном деле, что дает возможность сформировать у студента целостное представление о специфике изданий для детей.

Книга К. М. Накоряковой «Очерки истории редактирования…» [9] рассматривает, как говорится в аннотации, «книги в процессе их создания, приемы редакторской работы над текстом, накопление редакторских методик, прошедших путь от времен древних книжников, главной заботой которых была точность воспроизведения текста, до сложнейшей работы по изданию полных собраний сочинений русских классиков XIX века».

По сути эту работу, как и показанные выше, можно рассматривать в качестве учебной монографии.

Подчеркну, что одним из важнейших свойств научной монографии является персонифицированный характер изложения. Основу монографии составляет проблемная информация, представленная с позиции ее понимания ведущим ученым – автором монографии, специалистом в данной области. Это значительно повышает авторитетность высказываний в глазах студента, а также эффективность усвоения материала.

Именно такого рода литература формирует не только знания, представления, умения и навыки, но и компетенции. Этому способствует более обширная предметная область монографии, более отчетливо звучащий, чем в учебнике, собственный голос автора.

Таким образом, полагаю, что важнейшими направлениями совершенствования издательского обеспечения учебного процесса можно назвать расширение типологии изданий, используемых в учебном процессе, а также подготовку междисциплинарных учебных изданий и отражение в них реальных отраслевых ситуаций.

Список использованных источников

1. Книжная культура: Опыт прошлого и проблемы современности: К 250-летию вузовского книгоиздания в России : Материалы междунар. науч. конференции (Москва, 2006). – М. : Наука, 2006. – 358 с.

2. Канке В. А. Философия учебника : моногр. – М. : Изд. дом «Университетская книга», 2007. – 118 с.

3. Тюрина Л. Г. Теоретико-методическое обоснование модели учебной книги для профессионального образования: историко-типологический сравнительный анализ. – М. : МГУП, 2006. – 148 с.

4. Тараканова О. Л., Каменская Н. Г. Изделия из фарфора на отечественном антикварном рынке : конспект лекций. – М. : МГУП, 2005. – 87 с. (Книжный бизнес. Отечественный опыт).

5. Добрынина Н. Е. Изучение читателей – детей и подростков в России XIX–XX вв. : учеб. пособие. – М. : Школьная библиотека, 2006. – 166 с. (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1. Вып. 9.).

6. Кабашов С. Ю. Государственная служба Российской Федерации: Словарь-справочник и схемы : учеб. пособие. – Уфа : БАГСУ, 2005. – 282 с.

7. Леонов В. П. Пространство библиотеки: Библиотечная симфония. – М. : Наука, 2003. – 123 с.

8. Карайченцева С. А. Русская детская книга ХVIII–ХХ вв. (Очерки эволюции репертуара. 1717–1990 гг.) : моногр. – М. : МГУП, 2006. 290 с.

9. Накорякова К. М. Очерки истории редактирования в России XVI–XIX вв. Опыт и проблемы. – М. : Издательство «ВК», 2004. – 228 с.

 

  
На главную