Научные и технические библиотеки №2 2007 год
Содержание:

13-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2006»
Секция «Мировая информационная инфраструктура, национальные информационные ресурсы и национальные библиотеки, проекты международного сотрудничества»

Гриханов Ю. А. Публичные библиотеки Россиии реформирование бюджетных отношений

Середа О. А. Международная деятельность ГПНТБ России в области МБА и доставки документов: новые технологии обслуживания пользователей

Савельева Л. Д. Информационно-сервисный центр РНБ: особенности функционирования в традиционной и электронной среде

Вербина Н. Ф., Кузина Н. Ю. Российская национальная библиотека в европейских организациях и проектах (на примере Консорциума европейских научных библиотек)

Аслитдинова А. А. Цифровой разрыв и сохранение национального документального наследия

Секция «Автоматизированные и корпоративные библиотечные системы и технологии»

Яцевич Н. А. Автоматизация библиотек: проблемы терминологии

Карауш А. С., Макаревич А. С. Построение информационной системы в МИБС города Томска

Секция «Электронные библиотеки»

ВасильевВ. В., Хливненко Л. В., Сороколетова Н. В. Создайте образ

Писляков В. В. Зачем создавать национальные индексы цитирования?

Федорец О. В., Фишер А. М., Батюшко А. А. Хранилище полных текстов для доступа пользователей через электронный каталог поступлений ВИНИТИ

Сизов Б. Н., Маркарова Т. С. Создание предметно-ориентированных электронных баз данных как одна из актуальных задач развития справочно-информационного обеспечения образования

Крайнова Б. Л., Глухова Е. И. Российские математические электронные ресурсы. Совместный российско-германский проект «Российская электронная математическая библиотека»

Степанов В. К. Формирование цифровых коллекций в традиционных библиотеках

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Антонова С. Г. Библиографоведение: вчера, сегодня, завтра

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Сукиасян Э. Р. «Информационная культура личности: вызовы информационного общества» – Международная научно-практическая конференция


Б. Н.Сизов, Т. С. Маркарова

Государственная научная педагогическая
библиотека им. К. Д. Ушинского, Москва

Создание предметно-ориентированных
электронных баз данных
как одна из актуальных задач развития
справочно-информационного обеспечения образования

На современном этапе актуально создание профессионального электронного информационно-библиотечного пространства с целью грамотного и широкого использования отраслевых источников в научных и образовательных сферах.

В новых условиях, когда библиотеки становятся активными проводниками внедрения информационных технологий в отраслевые сферы, беря на себя задачу по созданию информационных ресурсов и мультимедиапродуктов, деятельность ГНПБ им. К. Д. Ушинского Российской академии образования оценивается в большей степени, чем раньше, по ее способности выполнять свою коммуникативно-образовательную функцию, т.е. осуществлять целевую информационную поддержку научно-образовательной деятельности и удовлетворять информационные потребности специалистов в области педагогики и образования. Речь идет о создании предметно-ориентированной и персонифицированной информации для корпоративного пользователя.

Достаточно высокий образовательный уровень и профессионализм читательско-пользовательского контингента ГНПБ говорит и о высоком уровне его информационно-исследовательских потребностей. В этой связи главной задачей библиотеки является строгий профессиональный отбор и многоаспектная научная обработка информационных источников для формирования электронного педагогического национального ресурса.

Формирующееся в настоящее время педагогическое информационное пространство значительно корректирует библиотечную деятельность. Если раньше традиционно основной функцией библиотек были сбор и хранение источников, то теперь, в эпоху все бόльшего нарастания электронных ресурсов, важнейшей задачей становится анализ содержания источников. Достигнутая оптимальность методов работы с информацией в традиционной библиотечной среде соотносится и сосуществует с другими методами организации, структурирования, а главное – манипулирования информацией, присущей электронному пространству. Высокий уровень востребованности педагогической литературы, новизна и оригинальность поднимаемых в ней вопросов, зачастую содержащих в себе как научные, методологические концепции, так и конкретные методические рекомендации и практические решения образовательных проблем, диктуют необходимость совершенствовать методы отбора отраслевой литературы, технологию ее подачи и научной обработки.

Одним из важных и приоритетных направлений научно-практической деятельности ГНПБ им. К. Д. Ушинского является создание электронной библиотеки образования. Специфика электронной библиотеки состоит в том, что она, с одной стороны, выполняет функции традиционной библиотеки, а с другой – играет роль, характерную для высокотехнологичной автоматизированной информационной системы, – организации и хранения собственных и удаленных электронных ресурсов и обеспечения онлайн-доступа к ним на основе компьютерных и Интернет-технологий.

Основная задача электронной библиотеки образования – интеграция электронных образовательно-информационных ресурсов, эффективная навигация в них и обеспечение доступа к ним независимо от местоположения пользователя.

Под интеграцией образовательно-информационных ресурсов понимается их объединение с целью использования (с помощью удобных и унифицированных пользовательских интерфейсов) педагогической отраслевой информации с сохранением ее свойств, особенностей представления и пользовательских возможностей. При этом объединение ресурсов необязательно должно осуществляться физически, оно может быть виртуальным; главное – оно должно обеспечивать пользователю восприятие доступной информации как части единого информационного пространства.

Эффективная навигация в электронной библиотеке понимается как возможность пользователя находить интересующую его информацию с наибольшей полнотой и точностью при наименьших затратах усилий во всем доступном информационно-образовательном пространстве.

Под информационно-образовательным пространством понимается совокупность научно-методической, учебно-методической, хрестоматийной, нормативно-технической и инструктивной информации, к которой обеспечен доступ пользователей, дифференцированный по роли и месту участника образовательного процесса, а также возможность извлечения информационного ресурса в соответствии с информационными потребностями пользователей.

Для организации информационно-образовательного пространства необходимо:

  • обеспечение устойчивого взаимодействия образовательной и научно-педагогической сфер в деле создания справочно-информационных систем и полнотекстовых баз данных;

  • разработка совместных организационно-методических принципов и правил для облегчения взаимодействия на межведомственном уровне;

  • определение подходов к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов в интересах отечественной и зарубежной педагогической науки и образования;

  • формирование информационной среды, обеспечивающей взаимодействие и оперативное обсуждение актуальных общих проблем;

  • поддержка инициатив, помощь в нахождении партнеров для реализации социально значимых и научно обоснованных проектов;

  • создание специализированных баз данных и других информационных ресурсов, являющихся научно-методической основой и информационной поддержкой практико-ориентированной и научной педагогической деятельности.

В настоящее время появляется очень много различных электронных образовательных ресурсов, причем наряду с официальными, лицензированными сайтами и порталами наблюдается обилие не совсем корректных, полуофициальных и дезинформирующих. Это создает определенные трудности для основных пользователей (потребителей) данных ресурсов.

На наш взгляд, на этом фоне официальный сайт ГНПБ им. К. Д. Ушинского (www.gnpbu.ru) со всеми электронными ресурсами (электронный каталог ресурсов библиотеки, электронный аннотированный каталог «Педагогика в Интернет», электронный журнал «Образование: исследовано в мире», библиографическая база данных «Труды РАО», библиографическая база данных «Новые поступления») – гарантия высокого статуса и репрезентативности образовательной информации.

В ближайшее время будет готов еще один электронный ресурс ГНПБ – имидж-каталог, отражающий весь фонд Библиотеки с 1925 г. На сегодня закончено сканирование карточного каталога, которое по договору с Библиотекой произвели специалисты компании «Электронный архив ЗАО Прософт-М». В настоящее время разрабатывается непосредственно имидж-система и поисковая система каталога.

Предполагается, что имидж-каталог ГНПБ будет размещен на сайте библиотеки в открытом доступе. Учитывая активную посещаемость сайта (до 30 тыс. запросов в день) не только на территории Российской Федерации, но и во всем мире (более 60 стран), мы можем говорить о высоком уровне востребованности педагогической литературы среди достаточно широкого профессионального круга пользователей.

Критериями востребованности отраслевой литературы на уровне ГНПБ, на наш взгляд, являются актуальность, информативность, практико-ориентированная направленность содержания; малотиражность; малодоступность.

По данным статистических исследований информационных запросов читателей и пользователей (в том числе удаленных) наиболее востребована малотиражная отраслевая литература научно-методического и учебного характера. Для максимального обеспечения актуальной информацией специалистов образовательной сферы независимо от места их нахождения нами предпринимается попытка создания локальных полнотекстовых специализированных баз данных по педагогике и образованию.

Начальный этап создания специализированной полнотекстовой базы данных научно-педагогической литературы, в первую очередь ориентированной на учебные и образовательные цели, – это формирование предметно-ориентированной целевой аннотированной библиографической базы данных на основе электронного каталога ГНПБ, отражающего фонд библиотеки с 1994 г. Предполагается, что целевая база данных будет отражать поступающие в фонд информационные источники учебного, программного и методического характера, предназначенные для конкретного пользователя: школьного учителя-предметника, ученого, аспиранта и т.д.

Например, аннотированная библиографическая подборка источников для учителя-предметника должна состоять из библиографических сведений об учебной, справочной и методической литературе по конкретному предмету школьной программы. Схематически это выглядит так:

 

Наименование предмета

Вид литературы

Учебная

Методическая

Справочная

Физика

Учебники

Учебные
программы

Отраслевые
энциклопедии

 

Хрестоматии

Учебные планы

Отраслевые словари

 

Практикумы

Планы уроков

Книги для учителя

 

Рабочие тетради

Методические рекомендации

 

 

Целевая библиографическая база данных будет формироваться методом фрагментирования, отбора и импортирования библиографических записей из основного электронного каталога ГНПБ во вновь формируемую базу данных специализированного аннотированного электронного каталога. Библиографическая запись, отражающая источник из фонда библиотеки, будет расширена оглавлением, аннотацией и рефератом, более полно раскрывающими содержание информационного документа.

Обновление каталога планируется производить один раз в месяц. Углубленный и расширенный поиск ресурсов по специализированной библиографической базе данных ЭК будет осуществляться в традиционной поисковой логике по тем же поисковым параметрам, которые приняты в полном электронном каталоге ГНПБ в среде системы автоматизации библиотек ИРБИС. (Все электронные ресурсы ГНПБ объединены единой идеологией построения и функционирования, что позволяет не усложнять поиск по базам данных и каталогам, одновременно углубляя, детализируя и расширяя его.)

 

Поисковая специализированная библиографическая база данных

Поисковые параметры

Все элементы библиографического
описания

Ключевые слова
Дескрипторы Тезауруса
Библиотечно-библиографические классификации

 

Таким образом, пользователь может получить сведения о пакете информационных документов, представляющих собой учебно-методический комплект для своей профессиональной деятельности. Ознакомившись с этой информацией, учитель будет иметь возможность получить документ через Интернет по электронной доставке либо по межбиблиотечному абонементу прямо на место работы (для Москвы и Московской области).

Второй этап – это создание собственно полнотекстовой БД целевой отраслевой учебно-методической литературы. В первую очередь оцифровке будут подлежать учебные программы и методические рекомендации, не имеющие авторской принадлежности. Файлы этих текстов будут храниться на жестком диске на сервере ГНПБ и на CD – носителях в форматах PDF и HTML. Отсылка к полному тексту будет размещена в электронном каталоге специализированной аннотированной библиографической БД, а полнотекстовая БД будет снабжена электронным каталогом с полным библиографическим описанием документов. Информационно-поисковая система полнотекстовых баз данных разрабатывается специалистами ГНПБ с учетом всего набора лингвистических средств обработки и поиска информации в электронном каталоге библиотеки в среде программного обеспечения ИРБИС. Доступ к полным текстам будет предоставляться только в локальной сети библиотеки в соответствии с Законодательством «Об авторском и смежных правах», имущественными правами библиотеки и «Правилами пользования ГНПБ им. К. Д. Ушинского».

Итак, специализированная база данных учебно-методической литературы (аннотированный электронный каталог и полнотекстовая БД) – это информационная модель представления предметной области «Педагогика. Образование», предназначенная для корпоративного пользователя и обеспечивающая научно-информационную поддержку профессиональной (педагогической) деятельности.

 

  
На главную