Научные и технические библиотеки №2 2007 год
Содержание:

13-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2006»
Секция «Мировая информационная инфраструктура, национальные информационные ресурсы и национальные библиотеки, проекты международного сотрудничества»

Гриханов Ю. А. Публичные библиотеки Россиии реформирование бюджетных отношений

Середа О. А. Международная деятельность ГПНТБ России в области МБА и доставки документов: новые технологии обслуживания пользователей

Савельева Л. Д. Информационно-сервисный центр РНБ: особенности функционирования в традиционной и электронной среде

Вербина Н. Ф., Кузина Н. Ю. Российская национальная библиотека в европейских организациях и проектах (на примере Консорциума европейских научных библиотек)

Аслитдинова А. А. Цифровой разрыв и сохранение национального документального наследия

Секция «Автоматизированные и корпоративные библиотечные системы и технологии»

Яцевич Н. А. Автоматизация библиотек: проблемы терминологии

Карауш А. С., Макаревич А. С. Построение информационной системы в МИБС города Томска

Секция «Электронные библиотеки»

ВасильевВ. В., Хливненко Л. В., Сороколетова Н. В. Создайте образ

Писляков В. В. Зачем создавать национальные индексы цитирования?

Федорец О. В., Фишер А. М., Батюшко А. А. Хранилище полных текстов для доступа пользователей через электронный каталог поступлений ВИНИТИ

Сизов Б. Н., Маркарова Т. С. Создание предметно-ориентированных электронных баз данных как одна из актуальных задач развития справочно-информационного обеспечения образования

Крайнова Б. Л., Глухова Е. И. Российские математические электронные ресурсы. Совместный российско-германский проект «Российская электронная математическая библиотека»

Степанов В. К. Формирование цифровых коллекций в традиционных библиотеках

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Антонова С. Г. Библиографоведение: вчера, сегодня, завтра

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Сукиасян Э. Р. «Информационная культура личности: вызовы информационного общества» – Международная научно-практическая конференция


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Э. Р. Сукиасян

РГБ

«Информационная культура личности:
вызовы информационного общества» –
Международная научно-практическая конференция

2–3 ноября 2006 г. в Москве состоялась Международная научно-практическая конференция «Информационная культура личности: вызовы информационного общества». Основные организаторы конференции – Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Кемеровский государственный университет культуры и искусств (КГУКИ), Фонд развития информационного общества, Центр по проблемам информатизации сферы культуры, Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества – пригласили для участия в конференции примерно сто специалистов, а также представителей информационной и библиотечной профессиональной печати.

Президент Фонда развития информационного общества, председатель Российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех»
Е. И. Кузьмин в своем докладе подробно охарактеризовал основные аспекты деятельности Программы ЮНЕСКО. Россия стояла у истоков этой программы (2001 г.), была активным членом её Межправительственного совета. За прошедшие годы с успехом реализовано несколько крупных международных и национальных проектов. Специалисты России располагают серией изданий по всем аспектам формирования глобального информационного общества. Еще одно издание – сборник статей и документов «Формирование информационного общества в XXI веке» (С.-Петербург, 2006. – 640 с.), подготовленный совместно Российским комитетом программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Российской государственной библиотекой, вышел из печати непосредственно к этой конференции, здесь же прошла и его презентация.

Участники конференции познакомились с опытом продвижения идей Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в одном из регионов России – Кузбассе, где функции научного центра выполняет  Научно-исследователь­ский институт информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС), которым руководит доктор педагогических наук, профессор Н. И. Гендина. (НИИ ИТ СС – структурное подразделение КГУКИ.)

Все участники конференции получили новое издание Института – книгу «Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины» (М, 2006. – 511 с.), содержащую изложение концепции формирования информационной культуры личности и подробные программно-методические материалы. Кроме того, Научная библиотека КГУКИ подготовила библиографический указатель «Информационная культура личности» (Кемерово, 2006. – 89 с.).

В докладе «Формирование информационной культуры личности: от теории к модели информационного образования» Н. И. Гендина подробно рассказала о направлениях деятельности НИИ ИТ СС.

В работе конференции участвовала представительная делегация профессорско-преподавательского состава КГУКИ во главе с ректором – доктором педагогических наук, профессором Е. Л. Кудриной. В её докладе «Научно-творческая стратегия университета культуры и искусств в формировании информационной культуры личности» подробно рассказано об Университете, обоснован выбор вуза в качестве региональной базы программы ЮНЕСКО.

После интересной презентации изданий КГУКИ, проведенной авторским коллективом, участникам конференции был представлен арт-проект «Мир информации в зеркале искусств» (художественный руководитель – проректор КГУКИ В. Д. Пономарев). То, что все собравшиеся увидели, трудно комментировать, еще труднее описать. Это было удивительное как по содержанию, так и по форме зрелище, в котором сочетались балет, гимнастика и акробатика, народная и эстрадная песня, музыка, всё это – на фоне отлично продуманного видеоряда (большой экран на заднике сцены). Трудно было понять, как такое можно показать на маленькой сцене силами всего лишь нескольких студентов, бесконечной чередой меняющих и костюмы, и характеры. Больше всего поразило, что в целом всё это действо имело глубокий информационный смысл.

После перерыва, на второй пленарной сессии конференции заслушан ряд проблемных докладов. К сожалению, не все участники, выступления которых были предусмотрены в программе, смогли приехать. Их доклады будут опубликованы в сборнике трудов конференции.

Наибольший интерес вызвали выступления Р. С. Гиляревского (ВИНИТИ) «Информационная культура в высшей школе», К. К. Колина (Институт фундаментальной и прикладной информатики РАЕН) «Новая информационная культура общества как глобальная проблема»,  В. А. Бородиной (СПбГУКИ) «Акмеологическая концепция формирования информационной культуры личности».

Второй день конференции во многом отвечал задачам диагностического характера: её участникам предстояло договориться о содержании понятия информационная культура личности, определить пути дальнейшего развития этого междисциплинарного научного направления.

Для того чтобы дать возможность выступить большему числу ораторов, организаторы сформировали четыре проблемные группы, каждой из которых была предоставлена возможность проведения панельной дискуссии (каждый участник сначала выступает в течение 5–7 минут, а в конце высказывает своё отношение к услышанному; ведущий подводит итоги). Такая форма, хорошо известная за рубежом, редко применяется в нашей стране.

Темы панельных дискуссий:

«Информационная культура как междисциплинарное научное направление: проблемы интеграции результатов научных исследований»,

«Формирование информационной культуры личности в библиотеках: проблемы диверсификации деятельности и профессиональной готовности библиотекарей»,

«Формирование информационной культуры личности в образовательных учреждениях: проблемы системной интеграции и преемственности содержания обучения».

Четвертая «панель» носила специализированный характер: «Проблемы информационной культуры и их отражение в профессиональных изданиях». По некоторым вопросам развернулась серьезная дискуссия. Нужен ли, например, учебник по данной дисциплине для учащихся средней школы? Или правильнее было бы вести преподавание информационной культуры «менее заметно» – в процессе изучения каждого школьного предмета? Но тогда надо учить учителей, а это значит, что нужен учебник для педагогических вузов, для всей системы повышения квалификации. Послышались вопросы: почему только для учителей? А студенты различных специальностей, уже работающие на производстве специалисты, люди творческих профессий – всем нужно быть не просто грамотными, а хорошо образованными в области информационной культуры.

Работа продолжалась на протяжении почти всего дня, в перерывах слушатели могли обменяться мнениями. Очень обрадовало, что «все слушали всё», так как дискуссии велись в одном зале; было бы хуже, если бы организаторы устроили «параллельные заседания».

Негативную оценку вызывали выступления, в которых докладчики слишком рьяно «привязывали» информационную культуру к области научных исследований, которой лично они занимаются, порой весьма далекой как от информации, так и от культуры. Докладчиков развели не по тематике докладов, а по месту их работы. Это могло нанести ущерб делу, если бы нас разделили по аудиториям. Я, например, попал «в библиотечную панель», хотя мой доклад никакого отношения к деятельности библиотек не имел. В нем, в частности, говорилось, что информационная культура предполагает самодиагностику уровня и широты собственных знаний, умений и навыков, выявление пробелов (лакун) и, соответственно, планирование личного интеллектуального развития на основе методологии непрерывного образования на протяжении всей жизни. Но чтобы ставить перед собой задачи в плане самообразования, надо не только понимать границы своего незнания, но и представлять себе, хотя бы в общих чертах, структуру современного знания (для этого всегда полезно посмотреть таблицы классификации, которые совершенно зря считаются только рабочим инструментом каталогизатора). Стержневым компонентом информационной культуры, по моему мнению, является организация знаний, умение хранить собственные знания таким образом, чтобы оптимально их использовать. Все мы знаем, как плохо у нас обстоит дело: учимся мы много и долго, но порой всё быстро забывается… Обосновал я в докладе и некоторые другие компоненты информационной культуры, такие, как универсальность общего образования, лингвистическая культура, системное видение мира, овладение и практическое освоение методологии системного подхода, библиографическая культура личности.

Конференция завершилась «круглым столом» «Феномен информационной культуры: диалог науки и практики», в ходе которого участники высказали немало интересных предложений в адрес организаторов. Ведущие – Е. И. Кузьмин и Н. И. Гендина – обещали подготовить рекомендации и включить их в сборник трудов конференции. В адрес организаторов высказано много благодарных слов.

Что можно сказать в заключение? Есть концепция информационной культуры личности, налицо понимание важности нового научного направления. Многое могут и должны делать библиотеки. Надо работать.

  
На главную