Научные и технические библиотеки №2 2007 год
Содержание:

13-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2006»
Секция «Мировая информационная инфраструктура, национальные информационные ресурсы и национальные библиотеки, проекты международного сотрудничества»

Гриханов Ю. А. Публичные библиотеки Россиии реформирование бюджетных отношений

Середа О. А. Международная деятельность ГПНТБ России в области МБА и доставки документов: новые технологии обслуживания пользователей

Савельева Л. Д. Информационно-сервисный центр РНБ: особенности функционирования в традиционной и электронной среде

Вербина Н. Ф., Кузина Н. Ю. Российская национальная библиотека в европейских организациях и проектах (на примере Консорциума европейских научных библиотек)

Аслитдинова А. А. Цифровой разрыв и сохранение национального документального наследия

Секция «Автоматизированные и корпоративные библиотечные системы и технологии»

Яцевич Н. А. Автоматизация библиотек: проблемы терминологии

Карауш А. С., Макаревич А. С. Построение информационной системы в МИБС города Томска

Секция «Электронные библиотеки»

ВасильевВ. В., Хливненко Л. В., Сороколетова Н. В. Создайте образ

Писляков В. В. Зачем создавать национальные индексы цитирования?

Федорец О. В., Фишер А. М., Батюшко А. А. Хранилище полных текстов для доступа пользователей через электронный каталог поступлений ВИНИТИ

Сизов Б. Н., Маркарова Т. С. Создание предметно-ориентированных электронных баз данных как одна из актуальных задач развития справочно-информационного обеспечения образования

Крайнова Б. Л., Глухова Е. И. Российские математические электронные ресурсы. Совместный российско-германский проект «Российская электронная математическая библиотека»

Степанов В. К. Формирование цифровых коллекций в традиционных библиотеках

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Антонова С. Г. Библиографоведение: вчера, сегодня, завтра

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Сукиасян Э. Р. «Информационная культура личности: вызовы информационного общества» – Международная научно-практическая конференция


Л. Д. Савельева

Российская национальная библиотека, С.-Петербург

Информационно-сервисный центр РНБ:
особенности функционирования в традиционной
и электронной среде

Представлены новые разработки Информационно-сервисного центра РНБ, способствующие повышению эффективности обслуживания локальных и удаленных пользователей. Обоснованы причины создания единого инструмента многоаспектного мониторинга пользователей: новой версии сайта и веб-ориентированной базы данных справочного обслуживания.

Глобальная информатизация всех сфер общественной деятельности, включая развитие информационно-коммуникационных технологий и онлайновой ресурсной базы обслуживания, а также необходимость создания комфортной для пользователей среды определили в свое время (в 2001 г.) следующие особенности справочно-библиографического обслуживания (СБО) в Информационно-сервисном центре (ИСЦ):

● универсальная форма, носящая преимущественно персонализированный характер;

● обеспечение свободного доступа к информации об интегрированных ресурсах РНБ для всех категорий пользователей;

● комплексный характер обслуживания, состоящий в предоставлении не только библиографической, но и полнотекстовой информации, а также в оказании широкого спектра сервисных услуг;

● ориентация на оперативность обслуживания при обеспечении надежности и полноты предоставляемой информации;

● использование в СБО преимущественно электронных ресурсов;

● обслуживание локальных и удаленных пользователей;

● наличие сайта с возможностью поддержки виртуального СБО;

● формирование клиентской базы СБО;

● реализация наряду с общедоступными услугами платных форм обслуживания на основе клиенториентированного подхода.

Инновационность – основной признак и наиболее характерная черта современного информационного общества. От способности своевременно находить, получать, осваивать и извлекать знания на основе полученной информации, а затем применять их в практической деятельности в форме инноваций во многом зависит продвижение к обществу знаний. С первых дней своей деятельности ИСЦ стал своеобразной площадкой для апробации новых решений, в том числе в области формирования оптимальной ресурсной и технической базы СБО; использования высокоактивных технологий при работе в виртуальной среде; разработки научно-методического сопровождения обслуживания локальных и удаленных пользователей (в том числе платного).

Динамика электронной среды обусловливает изменения во взаимоотношениях двух основных компонентов СБО: пользователей и персонала. С одной стороны, информационная грамотность пользователей и общедоступность коммуникационных каналов связи повлияли на стратегию поиска любой информации, сделав доступными средства информационного самообслуживания. При этом пользователь первоначально обращается к ресурсам Интернета, но не всегда может самостоятельно решить не только проблему поиска необходимых источников информации, но в ряде случаев и отбора достоверных материалов, содержащих нужные ему знания. В таких ситуациях пользователь обращается за информационной поддержкой к специалистам. Это подтверждается данными статистических отчетов ИСЦ за 2002–2005 гг., свидетельствующими о росте количества обращений удаленных пользователей к услугам центра.

С другой стороны, повысился уровень профессиональной квалификации сотрудников ИСЦ. В условиях сформированного стабильного круга библиографических и полнотекстовых источников онлайнового справочно-библиографического фонда и выработанной методики выполнения запросов стала очевидной возможность создания отдельной службы для ведения оперативного СБО удаленных пользователей. Отсюда – закономерное появление в 2004 г. Виртуальной справочной службы РНБ, ориентированной, в основном, на выполнение запросов о наличии конкретных отечественных и иностранных изданий в фондах РНБ и тематических запросов, выполнение которых не влечет за собой сложного библиографического поиска.

Такое своеобразное разделение труда позволило центру сфокусировать свою деятельность на выполнении задач исследовательского характера, требующих использования интеллектуального потенциала специалистов; на расширении работы с организациями, которым необходима не только информация, но и знания сотрудников по интересующей их проблеме. Подготовка сотрудников ИСЦ позволяет им выполнять функции не только информационных посредников и консультантов, но и в какой-то степени организаторов в области управления знанием. Характерной особенностью СБО, реализуемого в ИСЦ, становится создание временных рабочих групп специалистов, обладающих различными отраслевыми знаниями, для решения сложных поисковых задач.

Изменение требований, предъявляемых к информации, повлекло за собой совершенствование средств, с помощью которых можно продемонстрировать потенциальным пользователям уникальность и эксклюзивность предоставляемых услуг, убедить в высокой ценности информации, критериями которой на данном этапе являются своевременность, точность, надежность, беспристрастность и, в определенной степени, конфиденциальность.

Для этого сотрудникам предстояло решить две основные задачи: пересмотреть структуру и информационное наполнение действующего сайта ИСЦ и на основе имеющейся в ИСЦ локальной базы разработать веб-ориентированную БД справочного обслуживания.

Почему выбраны именно эти два средства? Отчасти это связано с развитием самого СБО в ИСЦ. Кроме того, сайт и веб-ориентированная БД разрабатывались как элементы единого инструмента, позволяющего проводить многоаспектный мониторинг всех пользовательских запросов, независимо от формы обращения клиента (через веб-форму на сайте, по электронной почте или локально в центре).

Веб-сайт, с нашей точки зрения, является одним из самых эффективных, удобных и относительно малобюджетных способов доведения до клиентов информации о своих возможностях, коммуникационным средством формирования имиджа, рекламы услуг центра. Ежегодная посещаемость веб-сайта ИСЦ даже в прежней версии составляла в среднем 60–70 тыс., что в несколько раз превышало объем обслуживания локальных пользователей в залах ИСЦ.

С февраля 2006 г. ежемесячное посещение страниц новой версии веб-сайта возросло в два раза (согласно данным статистики Webalizer Version 2.01). Как показывает практика, посещаемость веб-сайта во многом зависит от разработки правильной архитектуры и концепции построения системы, в том числе её компонентного состава и используемых программных средств. Важны также дизайн, удобство навигации по веб-сайту, скорость загрузки страниц и возможность просмотра содержания в различных браузерах. Накопленный опыт в области виртуального СБО позволил выделить два наиболее важных, с точки зрения удаленных пользователей, требования к информационному наполнению веб-сайта: предоставление максимально полной информации, побуждающей к последующим обращениям; ориентация на различные группы пользователей, как имеющих возможность в дальнейшем посетить залы ИСЦ, так и тех, с кем общение ограничивается виртуальной средой.

Известны особенности информационного поведения пользователей, заключающиеся в быстром уходе с веб-сайта, если за 1–2 минуты (время, требующееся для трех щелчков мышью) не находится нужной информации. Они также учтены при разработке структуры главной страницы веб-сайта ИСЦ и формировании основных разделов, цель которых – заинтересовать пользователя размещенной информацией даже в том случае, если он попал сюда случайно.

Информация о Центре: основная цель – создание имиджевого образа – свидетельствует о принадлежности к бренду РНБ; содержит историю создания, адресные сведения, режим работы, прейскурант.

Ресурсы: цель раздела – ознакомить пользователей с доступными для работы в компьютерном зале научными библиографическими и полнотекстовыми ресурсами РНБ; содержит перечень российских и зарубежных БД и подробную характеристику каждого ресурса.

Справочно-информационные услуги: цель раздела заключается в первичной информационной ориентации потенциальных клиентов; содержатся сведения об условиях и порядке выполнения запросов, ресурсной базе обслуживания, альтернативных формах предоставления информации.

Компьютерные и сервисные услуги: цель – демонстрировать имеющиеся комфортные условия для работы, включая возможность получения доступа к ресурсам РНБ и оказание «мобильного сопровождения» при поиске информации консультантами зала; содержит сведения о технической базе, программном обеспечении, основных и дополнительных услугах.

Вопрос–ответ: основная цель – размещение наиболее востребованной (при первых обращениях клиентов) информации в виде ответов на часто задаваемые вопросы: краткие консультации по библиографической терминологии, о стоимости наиболее востребованных видов услуг и т.п.; раздел содержит также форму «обратной связи».

Онлайновое обслуживание: цель раздела – создание комфортной среды для удаленных пользователей; предоставляется возможность выбора режима обслуживания (разовое или абонентное), способа оплаты; содержит: типовую форму договора на оказание услуг юридическим лицам, а также интерактивный модуль в виде веб-формы, позволяющий отправить запрос на поиск информации (полученные данные автоматически поступают в БД справочного обслуживания).

Новая версия веб-ориентированной БД справочного обслуживания реализована с учетом особенностей ведения СБО удаленных пользователей. Система позволяет осуществлять сбор статистической информации и следить за выполнением всех типов запросов, принятых от локальных и удаленных клиентов. Административная часть состоит из нескольких модулей: информация о клиенте, сведения о запросе, информация об исполнителях запроса.

Уровень доступа к информации зависит от статуса сотрудника (библиограф ИСЦ, администратор ИСЦ, специалисты других подразделений РНБ) и осуществляется на основании логина и пароля. Исполнители запросов могут работать только со своими заказами, а также производить многоаспектный поиск за любой временной интервал. Правами по вводу сведений о новых клиентах и запросах, редактированию, изменению исходных данных, присвоению статуса в зависимости от этапа выполнения запроса, составлению отчетов обладают только администраторы и руководитель центра.

БД позволяет осуществлять мониторинг пользователей и их запросов по таким аспектам, как сроки выполнения, способы/формы обращения, типы запросов, тематика запросов, источники выполнения, исполнители, стоимость.

Кроме того, формирующийся массив выполненных запросов используется в качестве БД выполненных запросов. В дальнейшем предполагается подключение клиентской части с возможностью доступа удаленных пользователей по логину и паролю к информации о статусе своего запроса, стоимости и сроках выполнения. В качестве основных программных продуктов при создании сайта и БД справочного обслуживания применены языки программирования PHP, HTML, СУБД MySQL.

Информационная экономика предполагает, что информация и знания становятся важнейшим стратегическим ресурсом развития, и можно с уверенностью сказать, что одна из ведущих ролей в ее формировании принадлежит библиотечным работникам, которые становятся активными участниками процесса формирования общества знаний.

  
На главную