Научные и технические библиотеки №2 2007 год
Содержание:

13-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2006»
Секция «Мировая информационная инфраструктура, национальные информационные ресурсы и национальные библиотеки, проекты международного сотрудничества»

Гриханов Ю. А. Публичные библиотеки Россиии реформирование бюджетных отношений

Середа О. А. Международная деятельность ГПНТБ России в области МБА и доставки документов: новые технологии обслуживания пользователей

Савельева Л. Д. Информационно-сервисный центр РНБ: особенности функционирования в традиционной и электронной среде

Вербина Н. Ф., Кузина Н. Ю. Российская национальная библиотека в европейских организациях и проектах (на примере Консорциума европейских научных библиотек)

Аслитдинова А. А. Цифровой разрыв и сохранение национального документального наследия

Секция «Автоматизированные и корпоративные библиотечные системы и технологии»

Яцевич Н. А. Автоматизация библиотек: проблемы терминологии

Карауш А. С., Макаревич А. С. Построение информационной системы в МИБС города Томска

Секция «Электронные библиотеки»

ВасильевВ. В., Хливненко Л. В., Сороколетова Н. В. Создайте образ

Писляков В. В. Зачем создавать национальные индексы цитирования?

Федорец О. В., Фишер А. М., Батюшко А. А. Хранилище полных текстов для доступа пользователей через электронный каталог поступлений ВИНИТИ

Сизов Б. Н., Маркарова Т. С. Создание предметно-ориентированных электронных баз данных как одна из актуальных задач развития справочно-информационного обеспечения образования

Крайнова Б. Л., Глухова Е. И. Российские математические электронные ресурсы. Совместный российско-германский проект «Российская электронная математическая библиотека»

Степанов В. К. Формирование цифровых коллекций в традиционных библиотеках

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Антонова С. Г. Библиографоведение: вчера, сегодня, завтра

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Сукиасян Э. Р. «Информационная культура личности: вызовы информационного общества» – Международная научно-практическая конференция


Н. А. Яцевич

Белорусский государственный университет культуры и искусств

Автоматизация библиотек: проблемы терминологии

Автоматизация библиотек приобрела необратимый характер. Формируется рынок АБИС, складывается и соответствующая терминологическая база. Вместе с тем анализ специальной литературы, нормативно-технической и организационно-технологической документации, словарей, справочников, учебной литературы в области библиотечно-информацион­ной деятельности показывает отсутствие однозначной трактовки терминов, которые входят в системное понятие автоматизация библиотек.

В библиотечно-информационной деятельности используются различные термины: компьютеризация библиотек, информатизация библиотек, автоматизация библиотек, автоматизация библиотечно-информацион­ных систем, автоматизация библиотечно-информационных процессов, автоматизация библиотечно-библиографических процессов, внедрение информационных технологий, внедрение современных (новых) информационных технологий и др. Более того, многие из них необоснованно используются в качестве синонимов.

Из перечисленных терминов в качестве родового целесообразно предложить – автоматизация библиотек, исключив из его содержания упоминание о создании библиотек-автоматов (замене работы человека машиной). Все остальные входят в данное понятийное поле, кроме понятия информатизация.

Принято считать, что информатизация является более широким понятием, которое включает в себя и автоматизацию. Особенно широко этот термин закрепился в нормативно-правовых и правительственных документах: законах, концепциях, программах. Так, в законе Республики Беларусь «Об информатизации» (1995 г.) информатизация трактуется как «организационный, социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения потребностей органов государственной власти, юридических и физических лиц в получении сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах на базе информационных систем и сетей, которые осуществляют формирование и обработку информационных ресурсов и выдачу пользователю документированной информации».

Можно согласиться с Я. Л. Шрайбергом, что этот термин «придуман на заре компьютерной эры в СССР» и от него «слегка попахивает нафталином, особенно при попытках назвать так процессы библиотечной автоматизации» [1]. Действительно, например, в «Справочнике библиотекаря» (СПб, 2001) автоматизация библиотек рассматривается, по сути, в качестве синонима информатизации. В предметном указателе этого справочника от рубрики «Автоматизация библиотечных процессов» идёт ссылка на с. 52, где даётся определение информатизации библиотек: «автоматизация (компьютеризация) библиотечно-информационных процессов в создании информационных ресурсов на основе новых информационных технологий».

Необходимо заметить, что термин информатизация в словарях и справочниках по информатике и компьютерной технике отсутствует, что подтверждает проведенный нами анализ.

Нельзя согласиться и с тем, что термины автоматизация и компьютеризация также являются синонимами. Автоматизация базируется на использовании современных средств вычислительной техники и телекоммуникаций, но, как известно, можно установить в библиотеке целый парк компьютеров и периферийного оборудования, однако всё это ещё нельзя назвать автоматизацией, если в ней не функционирует интегрированная АБИС, имеющая Интернет-доступ во всемирное информационное пространство.

В этой связи АБИС можно рассматривать, с одной стороны, как одну из разновидностей информационных технологий, а с другой – как среду для других информационных технологий: электронной доставки документов, электронной библиотеки и др.

Ф. С. Воройский рассматривает понятия автоматизация библиотеки, автоматизация информационных и библиотечных процессов, компьютеризация библиотеки как единое целое и определяет его как комплекс научных, проектных, технических работ и организационных мероприятий по переводу процессов обработки и поиска информации в библиотеке на вычислительную основу, а результат компьютеризации – создание АБИС, отдельных банков данных или электронной библиотеки [2].

Приветствуя данное определение, отметим, однако, что компьютеризация библиотеки и автоматизация информационных и библиотечных процессов – основные составляющие понятия автоматизация библиотеки, а электронные библиотеки могут быть одной из подсистем АБИС.

Свой взгляд на термин автоматизация библиотек имеет Л. И. Алешин, который считает, что использование этого термина не всегда является корректным, потому что можно подумать, что «речь идёт о создании библиотек-автоматов, о чём сегодня отсутствуют упоминания в специальной литературе». Он считает, что лучше было бы говорить об автоматизации библиотечно-библиографических процессов, задача которой, на его взгляд, создать комфортные условия для работы библиотекарей и облегчить конвейерную обработку документов, выдачу релевантной и пертинентной информации пользователям в минимально короткие сроки [3].

Последняя трактовка автоматизации библиотек, на наш взгляд, является очень узкой, не охватывает весь спектр библиотечно-информационных технологических процессов. Кроме того, определение автоматизации библиотек через задачу освобождения человека от выполнения различных рутинных технологических операций устарело. В настоящее время автоматизация даёт сотрудникам библиотек и её пользователям новые возможности для работы с документами и информацией, которые связаны в основном с удаленным доступом к ней и новыми мультимедийными технологиями.

Таким образом, понятие автоматизация библиотеки является собирательным и включает в себя следующие основные понятия: компьютеризация библиотеки, автоматизация библиотечно-информационных процессов (в том числе и библиографических), информационные технологии (с указанием, какие конкретно).

Как уже отмечалось, результат автоматизации – это создание АБИС. Исходя из этого, под автоматизацией библиотек будем понимать комплекс мероприятий по созданию (внедрению) в её работу автоматизированной библиотечно-информационной системы определенного масштаба и назначения, что определяется самой библиотекой или корпоративным объединением. Такое определение может быть включено в словари, справочники и стандарты в области библиотечно-информационной деятельности.

В специальной печати, в названиях самих автоматизированных систем, которые используются в библиотеках, также можно встретить различные терминологические версии понятия АБИС: автоматизированные библиотечные системы (АБС) [4], автоматизированные информационно-библиотечные системы (АИБС) [5], библиотечные программные комплексы (например «Мамонт», «Сериал») и ранее даже библиотечные автоматизированные станции («БАРС»). В справочниках по профессиям – «Справочник библиотекаря» (СПб, 2001), «Справочник библиографа» (СПб, 2002), «Справочник информационного работника» (СПб, 2005) – и в стандартах по библиотечно-информационной деятельности термины автоматизация библиотек и АБИС вообще отсутствуют.

Понятие АБИС научно обосновали Я. Л. Шрайберг [6] и Ф. С. Воройский [2]. Теперь этот термин стал общеупотребимым. АБИС в широком смысле слова - это сложный организационно-функциональный, технологический и программно-технический комплекс (требующий разнообразных средств обеспечения), предназначенный для осуществления в автоматизированном режиме библиотечно-информационных процессов, обслуживания пользователей библиотеки и обеспечения их доступа к внешним электронным информационным ресурсам, а также для обеспечения жизнедеятельности системы.

АБИС выступает в качестве электронной версии традиционной библиотеки и поэтому имеет ту же компонентную структуру [7].

АБИС также состоит из четырех компонентов: материальной базы - система является сложным программно-техническим комплексом и требует соответствующей инфраструктуры (помещений, компьютеров, периферийных устройств, систем связи, офисного оборудования и т.д., эргономических условий) для обеспечения работы персонала и пользователей библиотеки; информационных ресурсов - наиболее развитые АБИС могут содержать в своих БД полнотекстовую, библиографическую, фактографическую, графическую и мультимедийную информацию или обеспечивать доступ к удаленным БД; работников библиотеки - представителей различных профессий (библиотекарей, библиографов, инженеров, программистов, администраторов БД и сетей и др.), которые обеспечивают функционирование системы; пользователей библиотеки - локальных (читателей библиотеки) и удаленных, обслуживаемых с использованием сетевых технологий. Каждая из компонент имеет внешние связи. Сама АБИС отдельной библиотеки относительно независима и является частью корпоративной, национальной и глобальной автоматизированной библиотечной системы.

Внедрение в практику работы библиотеки автоматизированной системы – сложная, комплексная, по словам Я. Л. Шрайберга, «многоэтажная» [1] проблема, которая связана с понятием жизненного цикла системы, начиная с предпроектного обследования библиотеки как объекта автоматизации и заканчивая ее эксплуатацией, сопровождением и администрированием.

Термин АБИС наиболее удачен из всех перечисленных выше. В нем после слова автоматизированные сразу указывается объект – библиотека, слово информационная подчеркивает, что АБИС является разновидностью АИС. Хотелось бы, чтобы он появился в новых переизданиях соответствующих терминологических словарей, справочников и стандартов.

 

Список использованных источников

1. Шрайберг Я. Л. Автоматизация библиотек сегодня: оценка и осмысление подходов и проблем // Науч. и техн. б-ки. – 1999. – № 2. – С. 4 – 18.

2. Воройский Ф. С. Основы проектирования автоматизированных библиотечно-информационных систем. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002. – 384 с.

3. Алешин Л. И. Автоматизация в библиотеке : учеб. пособие. Ч.1. – М. : Изд-во МГУКИ, 2001. – 172 с.

4. Лявончыкаў В. Е., Дзямешка Л. А., Саматыя Р. І. Тлумачальны слоўнік бібліятэчных і бібліяграфічных тэрмінаў. – Мінск : Белорус. ун-т культуры, 2000. – 228 с.

5. Библиотечное дело : Терминологический словарь / Российская государственная библиотека. – 3-е значит. перераб. и доп. изд. – М., 1997. – 168 с.

6. Шрайберг Я. Л. Принципы построения автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей: Дис. в виде научного доклада... докт. техн. наук. – М. : ГПНТБ, 1999. – 40 с.

7. Столяров Ю. Н. Библиотека: структурно-функциональный подход. – М. : Книга, 1981. – 255 с.

8. Стандарты по библиотечно-информационной деятельности / Сост. Т. В. Захарчук,
О. М. Зусьман. – СПб. : «Профессия», 2003. – 576 с.

  
На главную