Научные и технические библиотеки №3 2007 год
Содержание:

Общественный комитет содействия развитию библиотек России

13-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2006»

Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю. Н. «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» – пятый год работы секции на Конференции «Крым»

Мазурицкий А. М. Вклад Государственного фонда литературы в восстановление библиотечной системы страны

Столяров Ю. Н. Справочно-библиографический аппарат в структуре библиотеки как системы

Зинкявичене Ю. А. Библиографоведение в Вильнюсском университете

Гришина С. М. Информация по проблемам библиотечного дела. Есть ли эффективность использования?

Секция «Библиотечные кадры, профессия и образование»

Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности

Кузнецова Т. Я. Новые модели непрерывного профессионального библиотечного образования в Российской Федерации

Касымжанова К. Т. Библиотеки Республики Казахстан: кадры и непрерывное образование

Секция «Библиотеки регионов, муниципальная и краеведческая информация»

Саразетдинов Р. Г., Чорнонос Н. П. «Книжный салон» как форма эффективного взаимодействия книгораспространителей и межбиблиотечной кооперации в вопросах комплектования

Мязова Р. С., Сакпанова Ж. С. Доступ к информации – равные возможности

Лауцювене Б. Интернет и основы компьютерной грамотности для пожилых людей в библиотеке

Карнаухова В. П. Модельные сельские библиотеки Яковлевского района – образовательному процессу

Секция «Экологическая информация и экологическая культура»

Бычкова Е. Ф. Обзор работы секции «Экологическая информация и экологическая культура»

Секция «Публичный доступ к правовой и деловой информации. Проблемы авторского права, защиты интеллектуальной и имущественной собственности библиотек»

Уфимцева О. Г. Содержание основных инноваций, используемых в правовом информировании граждан в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края

Румако Е. В. Социальное партнерство как составная часть деятельности Центра правовой информации Астраханской областной научной библиотеки им. Н. К. Крупской

МЕЖДУНАРОДНОЕ СТАНДАРТНОЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Бахтурина Т. А. Консолидированное издание ISBD – знаменательное событие в истории развития Международного стандартного библиографического описания

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Пилко И. С. «Нам не дано предугадать…», или Полвека российского библиографоведения. Впечатления о сборнике

ЮБИЛЕИ

Романькова Е. А., Родыгин И. Р., Денисенко Н. В. Библиотеке Новосибирского государственного аграрного университета – 70 лет

Шогенова И. А. Научной библиотеке Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии – 25 лет

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Маршак И. Б. «LIBCOM–2006»

Новый специализированный читальный зал ГПНТБ России – зал экологической информации

Памяти Владимира Александровича Филова


Бронислава Лауцювене

Публичная библиотека муниципалитета Клайпеды,  Литва

Интернет и основы компьютерной грамотности
для пожилых людей в библиотеке

Освещен опыт Литвы, в частности Публичной библиотеки муниципалитета Клайпеды; представлен ряд целевых проектов, среди которых «Информационный центр для пожилых» и специальные курсы компьютерной грамотности.

Появление информационных технологий и цифровой информации – это вызов всем социальным группам общества во всех областях жизни. Эта ситуация в корне изменила деятельность библиотек. Сегодня мы выполняем огромную работу по автоматизации библиотечных процессов. При этом перед нами стоит важная задача – сделать быстро растущие ресурсы цифровой информации доступными для всех групп потребителей.

На основе статистических данных по использованию Интернета Кoмитет по информационному развитию общества при Правительстве Литвы установил, что чаще всего Сетью пользуются на работе – 41%, дома – 30%, в учебных заведениях – 26%, в общественных Интернет-центрах – 20%.

В поcледнее время с введением налоговых льгот для тех, кто приобретает компьютеры, значительно возросло их число в домах у граждан. В 2000 г. в Литве только 5,3% населения имели ПК, а в 2005 г. – почти каждая третья семья: в городе – 36%, на селе – 14%. В пяти самых больших городах Литвы ПК имеют 42% семей; дома Интернетом пользуются 14,4% семей. Однако если сравнить эти данные с показателями большинства стран Евросоюза, то Литве надо еще существенно подтянуться.

Правительство Литвы стимулирует население к использованию информационных технологий доступностью публичного Интернета и организацией обучения компьютерной грамотности.

Совсем недавно единственным местом доступа к Интернету были библиотеки. В 1998 г. Клайпедская муниципальная публичная билиотека стала первой в республике, открывшей Интернет-читальню.

В 2002 г. по инициативе частных предпринимателей основан альянс «Окно в будущее», который поддерживал создание общественных Интернет-центров в библиотеках и других общественных местах. В 2003 г. эту инициативу поддержало Правительство Литвы, и в настоящее время в рамках программы «ФАРЕ» претворяется в жизнь проект «Создание общественных Интернет-центров на селе». В 2005 г. Министерство культуры Литвы приняло постановление о бесплатном пользовании Интернетом в библиотеках.

Однако доступ к информационным технологиям не может быть достигнут без компьютерной грамотности. Курсы компьютерной грамотности организует альянс «Окно в будущее» совместно с Министерством просвещения и образования Литвы. Комитет по развитию информации при Правительстве Литвы подготовил в Интернете бесплатные программы по компьютерной грамотности. Развивается система дистанционного обучения.

Библиотеки Литвы организуют обучение компьютерной грамотности на основе имеющихся ресурсов и создаваемых проектов. Правительство Литвы, Министерство просвещения и образования поддерживают проекты беспрерывного обучения, однако значительная часть общества – люди пожилого возраста – остаются за пределами формирующегося информационного общества. Сегодня в Литве более 25% людей пенсионного возраста, в Клайпеде – 18% людей этой возрастной группы, им практически недоступны перечисленные средства обучения.

В постановлении Правительства Литвы «О претворении в жизнь в 2005–2013 гг. национальной стратегии по преодолению последствий старения жителей» признается, что в политике просвещения не уделяется внимание компьютеризации людей пожилого возраста, что юридическая база, обеспечивающая соответствующую возможность, недостаточная; не хватает информации о возможностях такого обучения. Лишь 2% домашних компьютеров приобретено людьми пенсионного возраста. Упоминается также, что библиотеки, внедряя принцип публичности и доступности, тем самым решают проблемы людей старшего возраста, их социальной изоляции, занятости, просвещения и обучения, организуют курсы компьютерной грамотности.

Клайпедская городская муниципальная библиотека еще в 2002 г. присоединилась к решению этой проблемы.

Говорят, что возраст – это скорее состояние души, и зависит от характера, а стремление учиться и развивать способности остается у человека всю жизнь. Пожилые хотят быть активными, социально востребованными, содействовать благополучию других людей. Информационные технологии должны и могут улучшить качество жизни пожилых людей.

В этом мы убедились, внедряя проекты «Дружественный Интернет для людей пожилого возраста» (2002 г.), «Европейцы, ближе к Европе» (2003 г.), «Активное долголетие» (2005 г.). Реализуя их, мы создали специализированный информационный центр для людей старшего возраста с доступом к Интернету. В этом центре собрали актуальную для пожилых людей печатную информацию и на библиотечном Интернет-сайте открыли предназначенную для них страничку «50плюс», где в первую очередь собрали специальную правовую базу для пожилых, информацию на темы здоровья и социальной защиты. Особое внимание уделили информации о Клайпеде – представили в Интернете общества пожилых людей, клубы, неправительственные и другие организации; составили каталог Интернет-сайтов, актуальных для пожилых. Тем не менее круг пользователей этого сайта мы должны были «вырастить» сами.

Начали с организации 12-часовых курсов компьютерной грамотности. Опасение, что психологические возрастные особенности – предубеждение против нововведений, ослабление памяти, замедленная реакция – станут барьером для пожилых людей в приобретении новых навыков, было напрасным. Заинтересованность в обучении оказалась неожиданно большой. За помощью пришлось обратитъся к старшеклассникам городских школ. Прослушав составленный по заранее подготовленной методике инструктаж «Как учить», школьники передали свои знания пожилым.

Подготовленная методика для библиотекарей «Основы компьютерной грамотности для людей старшего возраста» была усовершенствована на основе приобретенного опыта и с учетом психологических особенностей людей пожилого возраста. При обучении мы не забывали, что пожилые люди медленнее усваивают информацию, нуждаются в большем времени для запоминания и выполнения заданий, что в этом возрасте ослабевает способность мыслить абстрактно и, напротив, более активна зрительная память. Если обучение имеет практические цели – его эффект значительно больше.

Людей пожилого возраста нельзя обучать в больших группах и более 1 часа в день, так как они чувствительны к стреcсу, oт напряжения поднимается давление. Следует учитывать, что в этом возрасте снижается острота зрения, следовательно необходимы соответствующая подготовка компьютерной техники и индивидуальный подход. Большинство «учеников» не отрицают своих проблем, решают их с юмором и благодарны библиотекарям за терпение, толерантность и открывшиеся новые возможности.

В библиотеке провели опрос пользователей Интернета, чей возраст в среднем составил 60 лет, и узнали, что 70% из них навыки компьютерной грамотности приобрели именно в библиотеке; 67% довольны своими навыками; 78% пользуются Интернетом ради электронной почты, 62%  – для поиска информации, 19% принимают участие в форумах, 16% обращаются к услугам Интернет-банка, 7,2% играют в Интернете в компьютерные игры.

Обучение основам компьютерной грамотности людей пожилого возраста приносит им несомненную пользу: электронная почта облегчает письменную коммуникацию, решаются проблемы географической мобильности, информация становится более доступной. Компьютеры могут стать замечательным средством улучшения памяти, игры помогают поддержать активную реакцию пожилых людей. А главное – пожилые люди не теряют радость жизни и не чувствуют себя отрезанными от ее современных реалий.

 

 

 

 

  
На главную