Научные и технические библиотеки №3 2007 год
Содержание:

Общественный комитет содействия развитию библиотек России

13-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2006»

Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю. Н. «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» – пятый год работы секции на Конференции «Крым»

Мазурицкий А. М. Вклад Государственного фонда литературы в восстановление библиотечной системы страны

Столяров Ю. Н. Справочно-библиографический аппарат в структуре библиотеки как системы

Зинкявичене Ю. А. Библиографоведение в Вильнюсском университете

Гришина С. М. Информация по проблемам библиотечного дела. Есть ли эффективность использования?

Секция «Библиотечные кадры, профессия и образование»

Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности

Кузнецова Т. Я. Новые модели непрерывного профессионального библиотечного образования в Российской Федерации

Касымжанова К. Т. Библиотеки Республики Казахстан: кадры и непрерывное образование

Секция «Библиотеки регионов, муниципальная и краеведческая информация»

Саразетдинов Р. Г., Чорнонос Н. П. «Книжный салон» как форма эффективного взаимодействия книгораспространителей и межбиблиотечной кооперации в вопросах комплектования

Мязова Р. С., Сакпанова Ж. С. Доступ к информации – равные возможности

Лауцювене Б. Интернет и основы компьютерной грамотности для пожилых людей в библиотеке

Карнаухова В. П. Модельные сельские библиотеки Яковлевского района – образовательному процессу

Секция «Экологическая информация и экологическая культура»

Бычкова Е. Ф. Обзор работы секции «Экологическая информация и экологическая культура»

Секция «Публичный доступ к правовой и деловой информации. Проблемы авторского права, защиты интеллектуальной и имущественной собственности библиотек»

Уфимцева О. Г. Содержание основных инноваций, используемых в правовом информировании граждан в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края

Румако Е. В. Социальное партнерство как составная часть деятельности Центра правовой информации Астраханской областной научной библиотеки им. Н. К. Крупской

МЕЖДУНАРОДНОЕ СТАНДАРТНОЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Бахтурина Т. А. Консолидированное издание ISBD – знаменательное событие в истории развития Международного стандартного библиографического описания

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Пилко И. С. «Нам не дано предугадать…», или Полвека российского библиографоведения. Впечатления о сборнике

ЮБИЛЕИ

Романькова Е. А., Родыгин И. Р., Денисенко Н. В. Библиотеке Новосибирского государственного аграрного университета – 70 лет

Шогенова И. А. Научной библиотеке Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии – 25 лет

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Маршак И. Б. «LIBCOM–2006»

Новый специализированный читальный зал ГПНТБ России – зал экологической информации

Памяти Владимира Александровича Филова


Е. Ф. Бычкова

ГПНТБ России

Обзор работы секции «Экологическая информация
и экологическая культура»

Секция 8 «Экологическая информация и экологическая культура» на Конференции «Крым–2006» работала в течение трех дней.

Центральным мероприятием секции стал Международный экологический форум «Мир после Чернобыля: 20 лет спустя», посвященный годовщине аварии на Чернобыльской АС. Работа форума началась с пленарного заседания; с приветствиями выступили В. В. Сударенков – председатель Подкомитета по культуре Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Совета Федерации, член Парламентской Ассамблеи Совета Европы, Н. А. Сомова – начальник Управления культуры Брянской области, Э. В. Гирусов – заведующий кафедрой философии РАН.

В пленарном докладе «Сохранение ландшафтов в условиях антропогенной нагрузки» В. В. Сударенков подчеркнул необходимость сохранения и управления ландшафтами для осуществления концепции устойчивого развития, отражения концепции ландшафта в национальном законодательстве и проведения надлежащей ландшафтной политики на общенациональном, региональном и местном уровнях. Подход к решению экологических проблем с точки зрения сохранения природного ландшафта – это политика комплексного решения экологических проблем в рамках устойчивого развития.

В понятие природного ландшафта входят такие составляющие, как почвы, растительность, животный мир, водоносные горизонты, родники и т.д. Ландшафтный подход предполагает, что антропогенная нагрузка на биосферу распределяется по различным ландшафтным системам, что способствует его сохранению.

В. В. Сударенков рассказал об опыте в этом направлении России и Европейского экономического союза. Чернобыльская авария служит наглядным примером гибели ландшафта и видоизменения всех присущих ему экосистем. Урок Чернобыля и опыт, приобретенный человечеством, является примером и стимулом для комплексного подхода к решению экологических проблем.

Н. А. Сомова в докладе «Чернобыль как новое знание, новая реальность» отметила необходимость обеспечения доступности и достоверности информации о последствиях Чернобыльской катастрофы для населения разных регионов, привела данные об уроне, нанесенном аварией районам Брянской области.

В Брянской области через сеть центров правовой информации возможен доступ к экологической информации, в частности к информации по Чернобыльской проблематике. Библиотеки области уже с 1987 г. активно работают по программе «Экологический резонанс», собирают информацию, формируют тематические подборки. Тем не менее результаты опроса, проведенного в 2005 г., показали, что 60,5 % населения считают себя недостаточно информированными по вопросам обеспечения безопасной жизнедеятельности. Н. А. Сомова рассказала о планах создания Брянского регионального информационно-аналитического центра на базе комитета по координации социальной защиты населения, пострадавшего от аварии.

 

В программе секции была заявлена презентация книги «Экология. Учебный курс». Предполагалось, что ее проведет один из членов авторского коллектива – В. А. Грачев, председатель Комитета по экологии, член-корреспондент РАН. К сожалению, он не смог приехать на форум, но презентация состоялась, комментарии к книге дал Э. В. Гирусов.

Учебный курс представляет собой труд целого коллектива авторов. В книге (все участники работы форума получили ее в подарок) изложены научные основы охраны среды обитания человека – основные законы экологии, учение о биосфере, принципы рационального природопользования, а также экологические аспекты устойчивого развития государства.

 

В ходе рабочего заседания форума заслушан доклад председателя секции – С. С. Дедюли, директора Брянской областной универсальной научной библиотеки им. Ф. И. Тютчева, «Роль и значение библиотеки в минимизации последствий Чернобыльской аварии», где говорилось о перспективности развития сетевого взаимодействия библиотек разного уровня, создании регионального компонента информационных ресурсов по радиационно-экологическим проблемам. Чернобыльская трагедия объединила информационные, научно-исследовательские, образовательные учреждения в деятельности по распространению экологических знаний, повышению радиационной грамотности населения, что является необходимым звеном совместных усилий при создании условий проживания на загрязненных территориях.

В Брянской ОУНБ – ресурсном центре для библиотек области – ведутся специализированные библиографические и полнотекстовые БД экологической тематики («Экология», «Экология в промышленности», «Экологическое сообщество Брянщины», «Экология Брянской области»). Эти БД отражают информацию из более чем 700 наименований журналов, получаемых ОУНБ, среди них 22 журнала сугубо экологической направленности. С. С. Дедюля рассказал о новых методиках анализа информации – мониторинге региональной прессы; поднял вопрос о влиянии новых групп читателей (вынужденных экологических переселенцев) на содержание работы библиотек и организации библиотечного обслуживания в регионе.

В докладе главного редактора журнала «Экология и жизнь» А. Л. Самсонова «Чернобыль в измерениях науки и общества и новые функции СМИ и библиотек на современном этапе» отмечено несовпадение культурологической и научной оценок одного и того же события. «Рассматривая вопрос о том, что же произошло в Чернобыле 20 лет назад, следует точно позиционировать, с чьей точки зрения будет получен ответ.» Для ответа на вопрос используется общая схема взаимодействия противоречивых интерпретаций, предложенная автором: объединение интерпретаций путем их композиции-умножения. Библиотеки при этом становятся точками роста «композиции» в обществе, что приводит к росту значения библиотечной системы. А журнал позиционирует себя в роли площадки для «композирования» наиболее значимых тем.

ЦНБ им. Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси давно и активно работает в направлении предоставления населению экологической информации. На базе библиотеки создан Экологический информационный центр «Эко-Инфо». О его работе с разными категориями пользователей из различных областей и районов страны рассказала сотрудница Центра О. О. Сосновская. Несмотря на принимаемые государством меры, потребность населения в информации по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы, особенно по мерам радиационной безопасности и получению экологически чистой продукции на загрязненных радионуклидами территориях, остается высокой. При этом наибольшим спросом пользуется непрерывная, объективная, ориентированная на конкретные действия в условиях радиоактивного загрязнения местности информация, получаемая из разных источников. (В докладе проанализированы запросы пользователей центра «Эко-Инфо».)

В докладе Л. А. Пушкаревой, директора Центральной городской юношеской библиотеки им. М. А. Светлова (доклад прочитан заведующей методическим отделом С. В. Юрмановой), «Опыт московских библиотек в экологическом просвещении молодежи» рассказано о создании в среде детских библиотек Москвы модельных библиотек, основной специализацией которых является та или иная тематика, в частности организуются библиотеки экологического профиля, экологические центры. Центры правовой информации также используются как базы распространения экологической информации.

В настоящее время в Москве проживает около 7 тыс. человек, принимавших участие в ликвидации последствий Чернобыльской аварии; в Москве и Подмосковье функционируют несколько реакторов. Мероприятия, касающиеся проблем атомной энергетики, последствий радиационного загрязнения, Чернобыльской катастрофы, проводятся во всех детских библиотеках Москвы и являются необходимой составляющей экологического воспитания молодежи.

«Публичные библиотеки и Чернобыль: системный подход в работе по экологическому образованию и воспитанию населения» – доклад Ю. И. Максименко, заместителя директора Гомельской областной универсальной библиотеки им. В. И. Ленина. Эта область – одна из наиболее пострадавших в результате аварии. Размер нанесенного ей ущерба сравним с последствиями немецко-фашистской оккупации: в Великой Отечественной войне пострадали 619 населенных пунктов, а в результате Чернобыльской катастрофы – более 500; в войне погиб каждый четвертый житель области, в настоящее время каждый пятый проживает на загрязненных территориях. Это накладывает отпечаток и на деятельность библиотек области: каждый год проводится акция «Дорогами забытых деревень»; ведется электронная БД «Наследие Гомельщины: люди и памятники», в которой собирается информация о памятниках культуры, сохраняющихся на загрязненных территориях; создаются БД «Пищевые растения против радиации» и даже минипитомники этих растений. Таким образом библиотеки Гомельщины не только являются источниками экологической информации для населения, но и на практике помогают ему преодолевать тяжелые последствия.

«Землянам – чистую планету. Мир и мы спустя 20 лет» – доклад директора Централизованной библиотечной системы для детей Севастополя С. А. Капрановой, выступившей на форуме не только от своей библиотеки, но и по поручению Украинской библиотечной ассоциации.

В докладе рассказано о последствиях аварии для Крыма и его жителей, о мероприятиях, которые прошли в Украине в апреле 2006 г. в связи с 20-й годовщиной аварии. Освещен опыт работы Центральной детской библиотеки им. А. П. Гайдара, её филиалов и партнеров – библиотек других систем и ведомств, а также государственных и общественных организаций Севастополя.

Очень важным с профессиональной точки зрения для библиотекарей, работающих с экологической информацией, оказалось выступление Н. О. Артамоновой (Институт медицинской радиологии им. С. П. Григорьева АМН Украины) «Чернобыль спустя 20 лет после катастрофы: библиометрический анализ научных публикаций» (соавторы доклада: Ю. В. Павличенко, А. Г. Шепелев, Т. А. Пономаренко).

Библиометрический анализ научных публикаций за период с 1986 по 2005 г., отраженных в специализированных БД Medline и INIS (МАГАТЭ) (всего 4 839 документов), показывает, что наибольшее количество публикаций, посвященных Чернобылю, приходится на 1991, 1996, 1997, 2001 гг. Распределение публикаций по странам свидетельствует о наибольшей активности Украины (23%), России (20%) и Беларуси (11%); затем следуют Германия (8%) и США (4%). Основная масса работ на английском языке (45%), русском (35%) и только 4% – на украинском. (Доклад с приведенными в нем цифрами и диаграммами опубликован в материалах Конференции: www.gpntb.ru/win/interevents/crimea2006).

В рамках работы форума была организована выставка «26 апреля – день Чернобыльской катастрофы. О чем пишет пресса». На ней представлены материалы периодической печати Беларуси, России, Украины, а также тематические библиографические справочники, созданные в библиотеках Украины.

Участники форума побывали на мысе Меганом (близ Судака), где познакомились с альтернативными источниками энергии и возможностью их использования в хозяйстве. Экскурсию по ветростанциям (учебным лабораториям) Национальной академии природоохранного и курортного строительства провел заведующий лабораторией Г. А. Цаплин. Вопрос о том, существует ли альтернатива ядерной энергетике, постоянно обсуждается в СМИ. Участники экскурсии имели возможность составить собственное мнение.

 

Выездное заседание секции прошло и в Национальной академии природоохранного и курортного строительства (НАПКС; Симферополь); оно было организовано совместно с Информационно-библиотечным центром НАПКС. Местом проведения заседания стал зимний сад НАПКС, который считается в Крыму одним из лучших.

С приветствием к участникам работы секции обратился ректор НАПКС С. И. Федоркин; в своем выступлении он рассказал об экологическом образовании студентов академии.

Первый доклад – «Многоликость экологической опасности и особенности ее преодоления» – представил председатель и ведущий секции Э. В. Гирусов. Главная мысль его выступления: человечество должно найти источники энергии, использование которых не будет сопровождаться опасностью уничтожения жизни на Земле.

«Экологическая информация и роль библиотек России в экологическом образовании населения» – тема доклада Н. Ф. Церцек, сотрудницы Всероссийского библиотечного научно-методического центра экологической культуры (ВЦЭК) при Российской государственной юношеской библиотеке.

В докладе раскрыты уникальные возможности библиотек в накоплении, обработке и распространении экологической информации, их роль и работа в экологическом просвещении населения страны в интересах устойчивого развития всего мирового сообщества и всей природы Земли, участие библиотек России в реализации программ и планов Десятилетия ООН по образованию в интересах устойчивого развития (2005–2014 гг.).

Н. Ф. Церцек рассказала о работе сотрудников ВЦЭК и инициативной рабочей группы заинтересованных специалистов библиотек России по созданию проекта модельного стандарта «Обеспечение доступа населения к экологической информации общедоступными библиотеками». Проект в первом варианте обсужден на заседании Научного совета ВЦЭК 29 марта 2005 г. и рекомендован на начальном этапе в качестве методического руководства.

В декабре 2005 г. исполнилось 140 лет со дня основания Петровской земледельческой и лесной академии (РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева). Многие ученые этого вуза стояли у истоков зарождения агроэкологической науки. Об исторической миссии Тимирязевки в формировании экологической гармонии мегаполиса рассказано в докладе Л. Г. Бойко, Т. А. Демьяновой, Н. В. Дунаевой (его представила директор ЦНБ МСХА Н. В. Дунаева). В докладе освещены некоторые итоги научной и практической деятельности ученых-тимирязевцев и научно-исследовательских подразделений Академии в области природоохранной науки, а также роль МСХА как научного и учебного заповедника в сохранении экологического равновесия мегаполиса.

В докладе «Информационные ресурсы Национальной библиотеки Беларуси по экологии» заведующая отделом НБ А. В. Предеина рассказала о роли библиотеки в информационной инфраструктуре республики и в том числе в обеспечении экологической информацией, представила обзор экологических ресурсов библиотеки, среди которых особое место отведено созданию специальной БД, посвященной Чернобылю.

Л. Н. Варюхина, заместитель директора ЦГБ для взрослых им. М. Л. Кропивницкого (г. Николаев, Украина), рассказала о работе центра социальной активности и партнерства, созданного на базе библиотеки, и о его деятельности в защиту экологии Южного Буга (пример практического использования экологической информации).

Большое впечатление на участников работы секции произвел слайд-фильм Романа Мартыненко, молодого фотографа из Полтавы, показанный Т. И. Зеленской, директором Областной универсальной научной библиотеки им. И. Котляревского (Полтава). Кадры (более 200), сделанные 26 апр. 2006 г. в Припяти, нагляднее всех докладов и выступлений иллюстрируют проблемы, поднятые на форуме.

Сотрудники Информационно-библиотечного центра при НАПКС организовали для участников секции специальные мероприятия. Доцент кафедры менеджмента и маркетинга НАПКС З. В. Тимченко по дороге на выездное заседание – из Судака в Симферополь – провела для участников форума экскурсию «Водные ресурсы Крыма», а на обратном пути – экскурсию на Симферопольское водохранилище и в Музей водного хозяйства Крыма (в мае 2006 г. музею исполнилось 50 лет). Кроме того, директор и сотрудники НАПКС провели экскурсию «Традиционные и электронные ресурсы библиотеки НАПКС в помощь экологическому просвещению и воспитанию экологической культуры» и познакомили с работой Центра.

 

Мастер-класс «для тех, кто не хочет работать с экологической информацией, но вынужден это делать» (совместное мероприятие секций 8 и 12) «Формирование информационной грамотности у детей и юношества» собрал наибольшее количество слушателей в сравнении с остальными мероприятиями секции. На нем обсуждались формы и методы работы библиотек по экологическому воспитанию и просвещению.

Ведущая мастер-класса О. К. Громова, главный редактор газеты «Библиотека в школе», познакомила собравшихся с методикой работы с социальными проектами, одним из направлений которых является работа с экологической информацией. Участники мероприятия и ведущая сделали попытку разобраться в причинах нежелания и неспособности библиотек работать с экологической информацией, обозначили трудности, с которыми сталкиваются библиотеки в этой деятельности.

 

В рамках работы секции подведены итоги фестиваля-конкурса информационных ресурсов по экологии и охране окружающей среды, определены его победители.

В фестивале приняли участие 28 организаций. Это библиотеки, издательства (ниже приводится список участников с указанием электронного адреса их ресурса). Победителями стали ГПНТБ СО РАН (лучший информационный ресурс по экологии), Севастопольская ЦБС для детей (лучший экологический раздел веб-сайта); они награждены сертификатом на участие в конференции «Либком–2006» (13–18 ноября 2006 г., Звенигород). Кроме того, объявлены лауреаты фестиваля: Научная библиотека им. Я. Коласа НАН Беларуси и Научная библиотека Нижегородского архитектурно-строительного института; жюри отметило их успешную работу – создание содержательного и социально значимого экологического раздела веб-сайта. Специальный диплом «За творческую работу со школьниками в области просвещения и образования» вручен школе № 2 Севастополя.

При оценке ресурса было довольно сложно сравнивать библиотеки разного уровня и организации разного профиля, однако организаторы фестиваля в целом удовлетворены результатами конкурса. Мы думаем о том, в какой форме проводить подобные мероприятия в будущем и с удовольствием рассмотрим замечания и предложения.

С положением о фестивале-конкурсе и составом участников можно ознакомиться в приложениях к этому обзору (приложения 1, 2) и на сайте www.ecology.gpntb.ru.

 

 

 

Приложение 1

Фестиваль-конкурс информационных ресурсов библиотек
по экологии и охране окружающей среды

Фестиваль организуется ГПНТБ России и Комитетом по экологии Государственной Думы Федерального Собрания РФ в рамках мероприятий секции «Экологическая информация и экологическая культура». Фестиваль рассматривается как часть проекта ГПНТБ России «Создание сводного распределенного банка данных экологической информации».

Положение о фестивале-конкурсе

Цели фестиваля:

·         привлечение новых участников, выявление новых форм работы и расширение уже существующего сотрудничества библиотек и других организаций в предоставлении экологической информации;

·         поддержка проектов в области предоставления экологической информации;

·         разработка технологии обмена и совместного использования информационных ресурсов по экологии и охране окружающей среды и создание распределенного банка данных информационных ресурсов по экологии.

 

Основные критерии оценки ресурса

(балльные оценки проставляют члены жюри; после наименования критерия в скобках указана шкала оценки):

1.   Актуальность и важность отражаемой информации (5–10).

2.   Оперативное пополнение информационного ресурса или раздела сайта (3–5).

3.   Доступность информации для широкого круга пользователей через Интернет (5).

4.   Наличие специально выделенного экологического раздела на сайте организации (10).

5.   Наличие систем навигации, облегчающих поиск необходимой информации в фондах библиотеки (5).

6.   Наличие БД собственной генерации (полнотекстовых, библиографических).

Объем БД:

до 300 БЗ (2),

300–500 БЗ (3),

500–1000 БЗ (4),

свыше 1000 БЗ (5).

7.   Наличие библиографических пособий (3).

8.   Наличие аналитической или реферативной информации (5).

9.   Наличие интерактивных форм взаимодействия с пользователем (справочных служб, форумов и т.д.) (7).

10.    Эффективность предоставляемой информации и услуг (практическая польза от полученной пользователями информации, затребованность информации и т.д.), подтвержденные документально (3–7).

11.    Ссылки на иные источники экологической информации (3–7).

12.    Материалы по экологическому законодательству (3–7).

13.    Освещение экологических проблем региона в информационном ресурсе (данные мониторинга, статьи региональной прессы, информация о мероприятиях по защите окружающей среды и т.п.) (1–10).

14.    Специальный тематический экологический ресурс в области какой-либо специальной сферы человеческой деятельности или науки (1–10).

15.    Предоставление информации о последних изданиях, аннотаций книг, списков рекомендательной библиографии (1–5).

16.    Наличие специальных механизмов доступа к экологической информации для людей с ограниченными возможностями (5).


Условия участия

Принять участие в фестивале-конкурсе может любая библиотека или организация, работающая в области экологического просвещения и предоставляющая пользователям доступ к экологической информации.

Участник конкурса должен представить информацию, необходимую жюри для оценки работы по вышеперечисленным критериям.

Формы предоставления информации:

адрес веб-сайта – в случае, если вся необходимая информация представлена на сайте библиотеки;

информация на СD–ROM, который нужно отправить по почтовому адресу 107996, Москва, К-31, ГСП-6, Кузнецкий мост, 12, ГПНТБ России, Учебно-методический центр, Бычковой Е. Ф.;

информация по e-mail: ecology@gpntb.ru

Для участия в конкурсе не обязательно предоставление информации по всем перечисленным критериям.

Победителями конкурса становятся организации, получившие максимальное количество баллов.

Предусмотрены специальные призы:

лучший экологический раздел сайта;

лучший информационный ресурс по экологии и охране окружающей среды.

 

Итоги фестиваля

Для оценки представленных материалов и подведения итогов Конкурса Оргкомитет формирует жюри, в которое входят высококвалифицированные специалисты библиотечного дела, работающие в области предоставления экологической информации населению. Решение жюри является окончательным и пересмотру не подлежит. Результаты фестиваля будут опубликованы в профессиональной прессе и размещены на сайте www.gpntb.ru

Победители отмечаются памятными дипломами и призами.

Консультации по вопросам организации и проведения фестиваля проводит Отдел экологической информации ГПНТБ России (тел. (495) 623-41-24; e-mail: bef@gpntb.ru, координатор фестиваля-конкурса Елена Феликсовна Бычкова.

 

Жюри конкурса:

председатель – А. О. Адамьянц – ученый секретарь ГПНТБ России;

члены жюри: Е. Ф. Бычкова – зав. отделом экологической информации ГПНТБ России; Н. В. Дунаева – директор ЦНБ Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева; О. Л. Лаврик – заместитель директора ГПНТБ СО РАН; Л. В. Левицкая – заместитель начальника Управления культуры Администрации Томска по культурно-досуговой, образовательной и просветительной деятельности; М. Б. Маршак, старший научный сотрудник ГПНТБ России; О. В. Покровская, заведующая Всероссийским библиотечным научно-методическим центром экологической культуры при РГЮБ; В. А. Цветкова – заведующая отделением исследования рынка, директор компании «НТИ-Компакт» (ВИНИТИ).

 

Приложение 2

Участники фестиваля–конкурса информационных
ресурсов по экологии и охране окружающей среды

1. Научная библиотека Сибирского государственного технологического университета – http://library.sibstu.kts.ru

2. ЦБС для взрослых г. Николаева (Украина) – www.niklib.com

3. Благотворительный фонд "Пользователи компьютерной сети Интернет" (Севастополь) – www.bios.iuf.net

4. Отдел информационного обеспечения проблем экологии ЦНБ им. Я. Коласа Национальной академии наук Беларуси – http://ecoinfo.bas-net.by/

5. Архангельская областная научная библиотека им. Н. А. Добролю­бова – http://www.aonb.ru

6. Национальная библиотека Беларуси – http://natlib.org.by Библиографическая база данных "Чарнобыль (Чернобыль)" – http://natlib.org.by/default.asp?item=18&id=20#s7

7. Школа-гимназия № 2, Севастополь.

8. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шиш-кова – http://akunb.lib.ab.ru

9. Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф. И. Тют­чева – http://www.scilib.debryansk.ru http://www.scilib.debryansk.ru/cgi-bin/ecology

10. Научная библиотека Петрозаводского государственного университета – http://library.petrsu.ru

11."Издательский центр "Академия" (Москва) – www.academia-moscow.ru

12. Государственная юношеская библиотека Республики Бурятия
им. Д. Батожабая – grub.burnet.ru

13. ЦНСХБ Россельхозакадемии – http://www.cnshb.ru

14. Библиотека Российской академии наук – www.rasl/nw.ru

15. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. Библиотека – http://www.nngasu.ru/bibl/ (http://www.nngasu.ru/bibl/acol.html)

16. ГПНТБ СО РАН – http://www.spsl.nsc.ru/

17. Муниципальная информационная библиотечная система Томска – www.library.tomsk.ru

18. Журнал "Экология и жизнь" – http://www.ecolife.ru

19. ЦНБ им. Н. И. Железнова РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева – www.library.timacad.ru

20. Международный центр научной и технической информации – www.icsti.su

21. ЦБС для детей (Севастополь) – http://www.ecotavrika.iatp.org.ua

22. Корпоративная сеть московских библиотек – http://corporate.gpntb.ru

23. ГПНТБ России – www.ecology.gpntb.ru

24. ВИНИТИ – www.viniti.ru

 

  
На главную