Научные и технические библиотеки №3 2007 год
Содержание:

Общественный комитет содействия развитию библиотек России

13-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2006»

Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю. Н. «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» – пятый год работы секции на Конференции «Крым»

Мазурицкий А. М. Вклад Государственного фонда литературы в восстановление библиотечной системы страны

Столяров Ю. Н. Справочно-библиографический аппарат в структуре библиотеки как системы

Зинкявичене Ю. А. Библиографоведение в Вильнюсском университете

Гришина С. М. Информация по проблемам библиотечного дела. Есть ли эффективность использования?

Секция «Библиотечные кадры, профессия и образование»

Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности

Кузнецова Т. Я. Новые модели непрерывного профессионального библиотечного образования в Российской Федерации

Касымжанова К. Т. Библиотеки Республики Казахстан: кадры и непрерывное образование

Секция «Библиотеки регионов, муниципальная и краеведческая информация»

Саразетдинов Р. Г., Чорнонос Н. П. «Книжный салон» как форма эффективного взаимодействия книгораспространителей и межбиблиотечной кооперации в вопросах комплектования

Мязова Р. С., Сакпанова Ж. С. Доступ к информации – равные возможности

Лауцювене Б. Интернет и основы компьютерной грамотности для пожилых людей в библиотеке

Карнаухова В. П. Модельные сельские библиотеки Яковлевского района – образовательному процессу

Секция «Экологическая информация и экологическая культура»

Бычкова Е. Ф. Обзор работы секции «Экологическая информация и экологическая культура»

Секция «Публичный доступ к правовой и деловой информации. Проблемы авторского права, защиты интеллектуальной и имущественной собственности библиотек»

Уфимцева О. Г. Содержание основных инноваций, используемых в правовом информировании граждан в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края

Румако Е. В. Социальное партнерство как составная часть деятельности Центра правовой информации Астраханской областной научной библиотеки им. Н. К. Крупской

МЕЖДУНАРОДНОЕ СТАНДАРТНОЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Бахтурина Т. А. Консолидированное издание ISBD – знаменательное событие в истории развития Международного стандартного библиографического описания

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Пилко И. С. «Нам не дано предугадать…», или Полвека российского библиографоведения. Впечатления о сборнике

ЮБИЛЕИ

Романькова Е. А., Родыгин И. Р., Денисенко Н. В. Библиотеке Новосибирского государственного аграрного университета – 70 лет

Шогенова И. А. Научной библиотеке Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии – 25 лет

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Маршак И. Б. «LIBCOM–2006»

Новый специализированный читальный зал ГПНТБ России – зал экологической информации

Памяти Владимира Александровича Филова


Н. И. Гендина

НИИ информационных технологий
социальной сферы Кемеровского
государственного университета
культуры и искусств

Образование для общества знаний
и проблемы формирования
информационной культуры личности

От информационного общества – к обществу знания:
позиция ЮНЕСКО

Превращение информации в важнейший ресурс развития современной цивилизации, осознание информации как товара, средства управления личностью и обществом, инструмента власти, оружия в экономической и политической борьбе, непрерывное возрастание объемов информации на фоне стремительного развития информационно-коммуникационных технологий – все эти факторы предопределили переход человечества к третьей (наряду с аграрной и индустриальной) стадии развития, получившей название информационное общество (далее по тексту доклада – ИО. – Ред.). Однако не успели сформулированные в конце 1960-х – начале 1970-х гг. социологами, философами (Д. Белл, А. Тоффлер, М. Маклюэн, Е. Масуда и др.) идеи ИО получить однозначное толкование и единое понимание, как ЮНЕСКО выразила обеспокоенность ограниченностью концепции ИО. Позиция ЮНЕСКО предусматривает продвижение концепции общества знания, а не мирового информационного общества [1]. Она основана на учете все возрастающей изменчивости, динамичности окружающего мира, ее можно условно назвать «стратегией опережающего развития».

Наиболее четко позиция ЮНЕСКО по вопросу соотношения информационного общества и общества знаний представлена в интервью заместителя генерального директора ЮНЕСКО по вопросам коммуникации и информации г-на Абдул Вахид Хана. В ответ на вопрос, чем концепция общества знаний отличается от концепции «информационного общества» и почему в мире, где 80% людей не имеют доступа к базовым структурам телекоммуникаций, общества знания являются ключом к лучшему будущему, он сказал: «На самом деле эти два понятия являются взаимодополняющими. Информационное общество является функциональным блоком общества знаний. По моему мнению, концепция информационного общества связана с идеей «технологических инноваций», тогда как понятие общество знаний охватывает социальные, культурные, экономические, политические и экономико-правовые аспекты преобразований, а также более плюралистический, связанный с развитием, взгляд на будущее. С моей точки зрения, концепция “общество знаний” предпочтительнее концепции “информационное общество”, поскольку она лучше отражает сложность и динамизм происходящих изменений» [2. С. 23–24].

К числу наиболее существенных черт, характеризующих ИО, эволюционирующее в общество знаний, можно отнести следующие:

·         информация и знания – главная преобразующая сила общества, а информационные ресурсы – это стратегические ресурсы общества;

·         глобальная информатизация, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий – основа новой экономики, экономики знаний;

·         новизна, быстротечность, ускорение – наиболее характерные черты жизни;

·         цикл обновления как производственных, так и социальных технологий составляет шесть–восемь лет, опережая темпы смены поколений;

·         непрерывное образование и способность к переквалификации – неотъемлемая часть сохранения социального статуса личности;

·         судьба каждого человека зависит от способности своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.

Общество знаний и новая парадигма образования

Глобальные кризисы (экологический, ресурсный и др.), нарастание новых рисков и противоречий (нравственных, религиозных, политических, экономических, техногенных) на рубеже ХХ и ХХI вв. выявили фундаментальную зависимость человеческой цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании. В начале 1970-х гг. преодоление образовавшихся противоречий (цивилизационных разрывов) было возведено на уровень глобальных задач, речь стала идти о поисках новой парадигмы образования. Старая модель «поддерживающего обучения», основанная на фиксированных приемах и методах, предназначенных для того, чтобы научить человека справляться с уже известными, повторяющимися ситуациями, оказалась непригодной для современного общества, отличительной чертой которого становится изменчивость, ускоряющийся темп.

Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество и общество знаний предъявляет качественно новые требования к системе образования. Целью образования становится не подготовка человека к будущей деятельности (прежде всего, профессионально) за счет накопления впрок как можно большего объема готовых, систематизированных, изначально истинных (в силу авторитета науки) знаний, а развитие личности, овладение способами приобретения существующих и порождения новых знаний.

Характер принципиальных изменений, происходящих в системе образования, отражается в понятии новая парадигма образования. Если сущность старой парадигмы образования выражалась в лозунге «Образование – на всю жизнь», то новая образовательная парадигма – это своего рода стратегия образования для будущего, лозунг которой – «Образование в течение всей жизни».

Суть новой парадигмы образования характеризуется следующими факторами:

·         смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;

·         освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления;

·         дополнение традиционного принципа «формировать профессиональные знания, умения и навыки» принципом «формировать профессиональную компетентность».

«Информационная составляющая» новой парадигмы образования

Кардинальное изменение места и роли информации в жизни общества, последствия информационного взрыва, стремительного развития информационно-коммуникационных технологий оказывают существенное влияние на систему образования, масштаб и значение которого, с нашей точки зрения, еще не вполне осознаны. Не претендуя на системность подхода, тем не менее попытаемся установить причинно-следственную связь между информационными факторами и проблемами психолого-педагогического, организационно-управленческого характера в современной системе образования. В частности, с этой целью сопоставим проявления важнейших закономерностей развития информационных потоков (рост объема потоков научных знаний, включая мощное развитие сетевых ресурсов; старение информации; актуализация информации; концентрация и рассеяние информации) с необходимостью изменений в сфере современного образования.

 

Закономерности развития информационных потоков
и система образования

Рост объема потоков научных знаний

Проблемы

Следствия

Проблема отбора необходимой для обучения информации и пересмотра содержания образования на основе анализа как традиционных, так и сетевых информационных ресурсов.

Изменение роли преподавателя: не трансляция, а навигация в потоках информации и знаний.

 

Необходимость преобразования значительного объема новой научной информации в учебную.

Проблема экстенсивного расширения содержания образования и возрастание нагрузки учащихся.

Необходимость динамичного «встраивания» новой научной информации в систему учебного знания.

Проблема увеличения сроков обучения.

Необходимость внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных.

Проблема интенсификации образования, поиск соответствия технологий образования его целям и задачам.

Необходимость дополнения подхода, связанного с формированием знаний, умений и навыков, компетентностным подходом.

Старение информации

Проблема постоянного обновления знаний

Необходимость смены парадигмы «образование на всю жизнь» на парадигму «образование в течение всей жизни».

 

Необходимость вооружения обучающегося не только знаниями, но и формирование потребности в непрерывном самообразования.

Проблема потери актуальности приобретенных профессиональных и общекультурных знаний.

Необходимость доучивания, обучения и переучивания в процессе трудовой и социальной деятельности.

Актуализация информации

Проблема возрастания ценностных свойств знаний, считавшихся архаичными, необходимость возвращения к активному использованию публикаций прошлых лет (происходит в связи с переоценкой обществом концепций, идей, методов, способов производства.)

Необходимость фундаментализации образования, освоения самых существенных и устойчивых знаний, лежащих в основе научной картины современного мира, формирование способности мыслить системно, творчески, критично, строить профессиональную деятельность в соответствии с законами фундаментальной науки.

Концентрация и рассеяние информации

Проблема полноты поиска информации по отраслевой, межотраслевой и комплексной проблематике как в традиционных, так и в сетевых информационных ресурсах.

Необходимость осознания роли и места метаинформации в информационном обеспечении образования.

Рост объема потоков научных знаний

Проблемы

Следствия

Проблема отражения одного и того же содержания (знания) в различных знаковых формах: текстовой, табличной, графической, образной и др.

Необходимость визуализации учебного знания, введения новых учебных дисциплин интегративного характера.

Проблема согласованности и достоверности знаний, получаемых в образовательных учреждениях, со знаниями, представленными в СМИ (пресса, радио, ТВ, Интернет).

Возрастание функции эксперта в деятельности педагога, призванного оценить достоверность информации в различных источниках; формирование критического мышления обучаемых.

 

Информационная культура личности как условие успешной адаптации человека к жизни в информационном обществе, эволюционирующем в общество знаний

В новой парадигме образования значительное место занимает «информационная составляющая», имеющая принципиально важное значение как для тех, кто учит, так и для тех, кто учится. Соответственно, в последние годы во всем мире серьезное внимание стали уделять информационной подготовке личности. По нашему глубокому убеждению, такая подготовка не должна сводиться к решению частных задач – обучению основам библиотечно-библиографических знаний и приемам рациональной работы с книгой, алгоритмам информационного поиска, ликвидации компьютерной неграмотности, освоению гипертекстовых, мультимедийных и иных информационно-коммуникационных технологий. Необходима целенаправленная и комплексная подготовка человека, включающая широкий спектр не только информационных знаний, умений и навыков, но и информационных компетенций, связанных с поиском, извлечением и критическим анализом информации, способностью самостоятельно добывать и производить новые знания. Иными словами, речь идет о формировании информационной культуры личности. Предлагаемая нами концепция нашла отражение в [3. C. 32–39], ее важнейшими составляющими стали трактовка понятия информационная культура личности и принципов информационного образования, модель курса «Основы информационной культуры личности».

Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий – является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Важным звеном, «скрепляющим» все компоненты информационной культуры, является информационное мировоззрение. Информационное мировоззрение – система обобщенных взглядов на информацию, информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, информатизацию, информационное общество и место человека в нем, на отношениея людей к окружающей информационной среде, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

Формирование информационной культуры личности и организация информационного образования должны базироваться, по нашему мнению, на следующих общеметодологических принципах: системности, интегративности, технологичности, непрерывности, а также деятельностного подхода.

Целенаправленное и последовательное формирование информационной культуры личности, с нашей точки зрения, возможно за счет внедрения в образовательных учреждениях всех ступеней и уровней специальной учебной дисциплины. Главная цель курса «Основы информационной культуры личности» – подготовка человека к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества и общества знаний. Основными задачами курса являются:

1. Формирование информационного мировоззрения личности;

2. Приобретение знаний и умений по информационному самообеспечению учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности.

Решение этих задач направлено на овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом; освоение формализованных методов аналитико-синтетической переработки информации; применение традиционных и информационно-компьютерных технологий для подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности.

Итогом претворения в жизнь цели и задач курса является формирование творческой личности, способной реализовать конституционные права человека и гражданина на доступ к информации, использовать добытую информацию в интересах своего физического, духовного и интеллектуального развития, а также во имя прогресса общества; обладающей активной гражданской позицией, информационно ответственной за свое взаимодействие с информационной средой, убежденной в значимости информации и знаний для решения широкого круга социальных и личных проблем.

Проблемы формирования информационной культуры личности
на общегосударственном уровне

Если рассматривать формирование информационной культуры личности как целостный, специально организованный процесс, то его реализация требует решения как минимум следующих проблем:

1) внедрения в учебные планы образовательных учреждений всех типов учебной дисциплины «Основы информационной культуры личности», призванной сформировать целостную систему знаний и умений в области информационного самообеспечения. Эта учебная дисциплина должна получить статус обязательной в структуре учебных планов образовательных учреждений;

2) разработки комплекса учебных материалов, дифференцированных по целям и ступеням обучения, возрастным и деятельностным особенностям обучающихся. Их доминирующим компонентом должны стать сведения, формирующие технологическое знание, содержащее ответ на вопрос «Как делать?» применительно к каждому конкретному информационному продукту или процессу. В составе учебной литературы, обеспечивающей формирование информационной культуры, должны быть представлены издания как в традиционной, так и электронной форме, ориентированные и на тех, кто учит, и на тех, кто учится;

3) использования распределенной информационно-учебной среды, включающей информационные ресурсы (фонды документов и информационных изданий, традиционные и электронные библиотечные каталоги), компьютерную технику, средства доступа к удаленным отечественным и мировым информационным ресурсам. «Распределенность» этой информационно-учебной среды состоит в том, что ее компоненты сосредоточены как в библиотечно-информационных, так и образовательных учреждениях. Взаимодействие библиотек и образовательных учреждений в организации информационного образования и просвещения можно уподобить сообщающимся сосудам, из которых современный человек должен черпать сведения для повышения своего уровня информационной культуры;

4) организации специальной подготовки кадров, способных на профессиональной основе вести занятия по курсу «Основы информационной культуры личности» с различными категориями обучаемых. Решение этой проблемы возможно при использовании профессионального потенциала учителей (преподавателей) и библиотекарей (информационных работников). Ключевой задачей подготовки кадрового корпуса информационного образования должно стать овладение как теми, так и другими технологиями формирования информационной культуры личности на основе единого методологического подхода, предусматривающего единство понятийного аппарата. При этом для учителя (преподавателя) принципиально важно освоение основ профессиональной работы с информацией, знание основных законов функционирования документальных потоков информации в обществе и критериев эффективного поиска информации, владение приемами и методами аналитико-синтети­ческой переработки информации на базе информационно-коммуникационных технологий. Профессиональная подготовка библиотекарей, призванных формировать информационную культуру различных категорий обучаемых, – от самых маленьких граждан до взрослых людей – должна быть усилена психолого-педагогическим компонентом, включающим изучение методов и средств обучения с учетом возраста и деятельности человека.

Результаты реализации концепции формирования
информационной культуры личности

Постановка проблем формирования информационной культуры личности неразрывно связана с поиском путей их решения. Научно-исследовательскому институту информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) Кемеровского государственного университета культуры и искусств, действующему в рамках международной программы ЮНЕСКО «Информация для всех», удалось получить следующие практические результаты:

1. Внедрить в учебный процесс ряда образовательных учреждений Кемеровской области (школ, лицеев, гимназий, колледжей, вузов) курс «Основы информационной культуры личности».

2. Разработать учебно-методическое обеспечение: курс «Основы информационной культуры личности» обеспечен комплексом учебных программ, унифицированных по структуре и дифференцированных по категориям обучающихся. Разработанные учебные программы, методические и справочные материалы, тесты и списки литературы по курсу получили отражение в выдержавшей уже два издания книге [3].

3. Организовать подготовку кадров, владеющих технологией формирования информационной культуры личности. На базе Кемеровского государственного университета культуры и искусств на факультете информационных технологий в рамках специальности «Библиотечно-информационная деятельность» открыта подготовка кадров со специализацией «Технология формирования информационной культуры личности». Наряду с этим в Кузбассе (впервые в России!) осуществлен выпуск особых специалистов – учителей основ информационной культуры. Такая работа была развернута сотрудниками НИИ ИТ СС на базе Беловского педагогического колледжа. В основу ее положен разработанный в НИИ ИТ СС учебно-методический комплекс.

4. Обеспечить повышение квалификации работников библиотек и образовательных учреждений в сфере информационной культуры. В библиотеках Кузбасса, а также на базе Кузбасского регионального института повышения квалификации работников образования с помощью сотрудников НИИ ИТ СС за последние четыре года более тысячи специалистов сферы культуры и образования Кузбасса смогли повысить свою информационную культуру. Самостоятельное направление деятельности представляет организация и проведение семинаров и конференций, направленных на продвижение инновационных методов формирования информационной культуры личности для работников образовательных учреждений и библиотек не только Кузбасса, но и других регионов страны. В ходе таких мероприятий сотрудники НИИ ИТ СС представляют участникам инновационные технологии формирования информационной культуры, проводят мастер-классы, дают консультации.

5. Осуществлять широкомасштабную информационно-просветитель­скую деятельность. На базе НИИ ИТ СС за 2001–2005 гг. проведены 17 форумов, посвященных проблемам подготовки человека к жизни в информационном обществе, опубликованы свыше 150 научных работ по проблемам информационной культуры, более 20 учебно-методических разработок. Результаты деятельности НИИ ИТ СС представлены на сайте http://nii.art. kemerovonet.ru, имеющем русскую и англоязычную версии.

В заключение хочется подчеркнуть, что разработанная концепция формирования информационной культуры личности не рассматривается нами как догма, наш подход к организации информационного всеобуча предполагает последовательное развитие и совершенствование, основанное на результатах научных исследований, постоянно действующей обратной связи с образовательными учреждениями и библиотеками.

Список использованных источников

1. От информационного общества – к обществам знания. ЮНЕСКО // Всемирный саммит по информационному обществу : Информационное издание/ Сост. Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. – СПб, 2004. – С. 82–84.

2. На пути к обществам знаний : Интервью с заместителем Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам коммуникации и информации г-ном А. В. Ханом // Наука в информационном обществе : Информационное издание / Сост. Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. – СПб, 2004. – С. 22–26.

3. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях : Учеб.-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Школ. б-ка, 2003. – 296 с.

 

  
На главную