Н. И. Гендина
НИИ информационных технологий
социальной сферы Кемеровского
государственного университета
культуры и искусств
Образование для общества знаний
и проблемы формирования
информационной культуры личности
От
информационного общества – к обществу знания:
позиция ЮНЕСКО
Превращение информации в
важнейший ресурс развития современной цивилизации, осознание информации как
товара, средства управления личностью и обществом, инструмента власти, оружия в
экономической и политической борьбе, непрерывное возрастание объемов информации
на фоне стремительного развития информационно-коммуникационных технологий – все
эти факторы предопределили переход человечества к третьей (наряду с аграрной и
индустриальной) стадии развития, получившей название информационное общество (далее по тексту доклада – ИО. – Ред.). Однако не успели сформулированные
в конце 1960-х – начале 1970-х гг. социологами, философами (Д. Белл,
А. Тоффлер, М. Маклюэн, Е. Масуда и др.) идеи ИО получить
однозначное толкование и единое понимание, как ЮНЕСКО выразила обеспокоенность
ограниченностью концепции ИО. Позиция ЮНЕСКО предусматривает продвижение
концепции общества знания, а не мирового информационного общества [1]. Она основана на учете все возрастающей
изменчивости, динамичности окружающего мира, ее можно условно назвать
«стратегией опережающего развития».
Наиболее четко позиция
ЮНЕСКО по вопросу соотношения информационного общества и общества знаний
представлена в интервью заместителя генерального директора ЮНЕСКО по вопросам
коммуникации и информации г-на Абдул Вахид Хана. В ответ на вопрос, чем
концепция общества знаний отличается от концепции «информационного общества» и
почему в мире, где 80% людей не имеют доступа к базовым структурам
телекоммуникаций, общества знания являются ключом к лучшему будущему, он
сказал: «На самом деле эти два понятия являются взаимодополняющими.
Информационное общество является функциональным блоком общества знаний. По
моему мнению, концепция информационного общества связана с идеей
«технологических инноваций», тогда как понятие общество знаний охватывает социальные, культурные, экономические,
политические и экономико-правовые аспекты преобразований, а также более
плюралистический, связанный с развитием, взгляд на будущее. С моей точки
зрения, концепция “общество знаний” предпочтительнее концепции “информационное
общество”, поскольку она лучше отражает сложность и динамизм происходящих
изменений» [2. С. 23–24].
К числу наиболее
существенных черт, характеризующих ИО, эволюционирующее в общество знаний,
можно отнести следующие:
·
информация и знания – главная преобразующая сила
общества, а информационные ресурсы – это стратегические ресурсы общества;
·
глобальная информатизация, стремительное развитие
информационно-коммуникационных технологий – основа новой экономики, экономики
знаний;
·
новизна, быстротечность, ускорение – наиболее
характерные черты жизни;
·
цикл обновления как производственных, так и социальных
технологий составляет шесть–восемь лет, опережая темпы смены поколений;
·
непрерывное образование и способность к
переквалификации – неотъемлемая часть сохранения социального статуса личности;
·
судьба каждого человека зависит от способности
своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно
использовать новую информацию.
Общество
знаний и новая парадигма образования
Глобальные кризисы
(экологический, ресурсный и др.), нарастание новых рисков и противоречий
(нравственных, религиозных, политических, экономических, техногенных) на рубеже
ХХ и ХХI вв. выявили
фундаментальную зависимость человеческой цивилизации от тех способностей и качеств
личности, которые закладываются в образовании. В начале 1970-х гг. преодоление
образовавшихся противоречий (цивилизационных разрывов) было возведено на
уровень глобальных задач, речь стала идти о поисках новой парадигмы
образования. Старая модель «поддерживающего обучения», основанная на
фиксированных приемах и методах, предназначенных для того, чтобы научить
человека справляться с уже известными, повторяющимися ситуациями, оказалась
непригодной для современного общества, отличительной чертой которого становится
изменчивость, ускоряющийся темп.
Вхождение человеческой цивилизации в
информационное общество и общество знаний предъявляет качественно новые
требования к системе образования. Целью образования становится не подготовка
человека к будущей деятельности (прежде всего, профессионально) за счет
накопления впрок как можно большего объема готовых, систематизированных,
изначально истинных (в силу авторитета науки) знаний, а развитие личности,
овладение способами приобретения существующих и порождения новых знаний.
Характер принципиальных
изменений, происходящих в системе образования, отражается в понятии новая парадигма образования. Если
сущность старой парадигмы образования выражалась в лозунге «Образование – на
всю жизнь», то новая образовательная парадигма – это своего рода стратегия
образования для будущего, лозунг которой – «Образование в течение всей жизни».
Суть новой парадигмы
образования характеризуется следующими факторами:
·
смещение основного акцента с усвоения значительных
объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного
приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;
·
освоение навыков работы с любой информацией, с
разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного
(критичного), а не репродуктивного типа мышления;
·
дополнение традиционного принципа «формировать
профессиональные знания, умения и навыки» принципом «формировать профессиональную
компетентность».
«Информационная
составляющая» новой парадигмы образования
Кардинальное изменение
места и роли информации в жизни общества, последствия информационного взрыва,
стремительного развития информационно-коммуникационных технологий оказывают
существенное влияние на систему образования, масштаб и значение которого, с
нашей точки зрения, еще не вполне осознаны. Не претендуя на системность
подхода, тем не менее попытаемся установить причинно-следственную связь между
информационными факторами и проблемами психолого-педагогического, организационно-управленческого
характера в современной системе образования. В частности, с этой целью
сопоставим проявления важнейших закономерностей развития информационных потоков
(рост объема потоков научных знаний, включая мощное развитие сетевых ресурсов;
старение информации; актуализация информации; концентрация и рассеяние информации)
с необходимостью изменений в сфере современного образования.
Закономерности развития информационных потоков
и система образования
Рост объема потоков научных знаний
|
Проблемы
|
Следствия
|
Проблема отбора необходимой
для обучения информации и пересмотра содержания образования на основе анализа
как традиционных, так и сетевых информационных ресурсов.
|
Изменение роли
преподавателя: не трансляция, а навигация в потоках информации и знаний.
|
|
Необходимость
преобразования значительного объема новой научной информации в учебную.
|
Проблема экстенсивного расширения содержания образования
и возрастание нагрузки учащихся.
|
Необходимость динамичного
«встраивания» новой научной информации в систему учебного знания.
|
Проблема увеличения сроков
обучения.
|
Необходимость внедрения в
учебный процесс инновационных педагогических технологий, в том числе
информационно-коммуникационных.
|
Проблема интенсификации
образования, поиск соответствия технологий образования его целям и задачам.
|
Необходимость дополнения
подхода, связанного с формированием знаний, умений и навыков, компетентностным
подходом.
|
Старение информации
|
Проблема постоянного
обновления знаний
|
Необходимость смены
парадигмы «образование на всю жизнь» на парадигму «образование в течение всей
жизни».
|
|
Необходимость вооружения
обучающегося не только знаниями, но и формирование потребности в непрерывном
самообразования.
|
Проблема потери
актуальности приобретенных профессиональных и общекультурных знаний.
|
Необходимость доучивания,
обучения и переучивания в процессе трудовой и социальной деятельности.
|
Актуализация информации
|
Проблема возрастания ценностных
свойств знаний, считавшихся архаичными, необходимость возвращения к активному
использованию публикаций прошлых лет (происходит в связи с переоценкой
обществом концепций, идей, методов, способов производства.)
|
Необходимость
фундаментализации образования, освоения самых существенных и устойчивых
знаний, лежащих в основе научной картины современного мира, формирование
способности мыслить системно, творчески, критично, строить профессиональную
деятельность в соответствии с законами фундаментальной науки.
|
Концентрация и рассеяние информации
|
Проблема полноты поиска
информации по отраслевой, межотраслевой и комплексной проблематике как в
традиционных, так и в сетевых информационных ресурсах.
|
Необходимость осознания
роли и места метаинформации в информационном обеспечении образования.
|
Рост объема потоков научных знаний
|
Проблемы
|
Следствия
|
Проблема отражения одного и
того же содержания (знания) в различных знаковых формах: текстовой, табличной,
графической, образной и др.
|
Необходимость визуализации
учебного знания, введения новых учебных дисциплин интегративного характера.
|
Проблема согласованности и
достоверности знаний, получаемых в образовательных учреждениях, со знаниями,
представленными в СМИ (пресса, радио, ТВ, Интернет).
|
Возрастание функции
эксперта в деятельности педагога, призванного оценить достоверность
информации в различных источниках; формирование критического мышления
обучаемых.
|
Информационная
культура личности как условие успешной адаптации человека к жизни в
информационном обществе, эволюционирующем в общество знаний
В новой парадигме
образования значительное место занимает «информационная составляющая», имеющая
принципиально важное значение как для тех, кто учит, так и для тех, кто учится.
Соответственно, в последние годы во всем мире серьезное внимание стали уделять
информационной подготовке личности. По нашему глубокому убеждению, такая
подготовка не должна сводиться к решению частных задач – обучению основам библиотечно-библиографических
знаний и приемам рациональной работы с книгой, алгоритмам информационного
поиска, ликвидации компьютерной неграмотности, освоению гипертекстовых,
мультимедийных и иных информационно-коммуникационных технологий. Необходима
целенаправленная и комплексная подготовка человека, включающая широкий спектр
не только информационных знаний, умений и навыков, но и информационных
компетенций, связанных с поиском, извлечением и критическим анализом
информации, способностью самостоятельно добывать и производить новые знания.
Иными словами, речь идет о формировании информационной культуры личности.
Предлагаемая нами концепция нашла отражение в [3. C.
32–39], ее важнейшими составляющими стали трактовка понятия информационная культура личности и
принципов информационного образования, модель курса «Основы информационной
культуры личности».
Информационная культура
личности – одна из составляющих общей культуры человека, совокупность
информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих
целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению
индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных,
так и новых информационных технологий – является важнейшим фактором успешной
профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной
защищенности личности в информационном обществе.
Важным звеном,
«скрепляющим» все компоненты информационной культуры, является информационное
мировоззрение. Информационное мировоззрение – система обобщенных взглядов на
информацию, информационные ресурсы, информационные системы, информационные
технологии, информатизацию, информационное общество и место человека в нем, на
отношениея людей к окружающей информационной среде, а также обусловленные этими
взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Формирование информационной культуры личности и
организация информационного образования должны базироваться, по нашему мнению,
на следующих общеметодологических принципах: системности, интегративности,
технологичности, непрерывности, а также деятельностного подхода.
Целенаправленное и последовательное формирование
информационной культуры личности, с нашей точки зрения, возможно за счет
внедрения в образовательных учреждениях всех ступеней и уровней специальной
учебной дисциплины. Главная цель курса «Основы информационной культуры личности»
– подготовка человека к продуктивному осуществлению познавательной
деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества и
общества знаний. Основными задачами курса являются:
1. Формирование
информационного мировоззрения личности;
2. Приобретение знаний и
умений по информационному самообеспечению учебной, профессиональной или иной
познавательной деятельности.
Решение этих задач
направлено на овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска
информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным)
способом; освоение формализованных методов аналитико-синтетической переработки
информации; применение традиционных и информационно-компьютерных технологий для
подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной
деятельности.
Итогом претворения в
жизнь цели и задач курса является формирование творческой личности, способной
реализовать конституционные права человека и гражданина на доступ к информации,
использовать добытую информацию в интересах своего физического, духовного и
интеллектуального развития, а также во имя прогресса общества; обладающей
активной гражданской позицией, информационно ответственной за свое взаимодействие
с информационной средой, убежденной в значимости информации и знаний для
решения широкого круга социальных и личных проблем.
Проблемы
формирования информационной культуры личности
на общегосударственном уровне
Если рассматривать
формирование информационной культуры личности как целостный, специально
организованный процесс, то его реализация требует решения как минимум следующих
проблем:
1) внедрения в учебные планы образовательных учреждений всех типов
учебной дисциплины «Основы информационной культуры личности», призванной
сформировать целостную систему знаний и умений в области информационного
самообеспечения. Эта учебная дисциплина должна получить статус обязательной в
структуре учебных планов образовательных учреждений;
2) разработки комплекса
учебных материалов, дифференцированных по целям и ступеням обучения, возрастным
и деятельностным особенностям обучающихся. Их доминирующим компонентом должны
стать сведения, формирующие технологическое знание, содержащее ответ на вопрос
«Как делать?» применительно к каждому конкретному информационному продукту или
процессу. В составе учебной литературы, обеспечивающей формирование
информационной культуры, должны быть представлены издания как в традиционной,
так и электронной форме, ориентированные и на тех, кто учит, и на тех, кто
учится;
3) использования
распределенной информационно-учебной среды, включающей информационные ресурсы
(фонды документов и информационных изданий, традиционные и электронные
библиотечные каталоги), компьютерную технику, средства доступа к удаленным
отечественным и мировым информационным ресурсам. «Распределенность» этой информационно-учебной
среды состоит в том, что ее компоненты сосредоточены как в
библиотечно-информационных, так и образовательных учреждениях. Взаимодействие
библиотек и образовательных учреждений в организации информационного
образования и просвещения можно уподобить сообщающимся сосудам, из которых
современный человек должен черпать сведения для повышения своего уровня
информационной культуры;
4) организации специальной подготовки кадров,
способных на профессиональной основе вести занятия по курсу «Основы
информационной культуры личности» с различными категориями обучаемых. Решение
этой проблемы возможно при использовании профессионального потенциала учителей
(преподавателей) и библиотекарей (информационных работников). Ключевой задачей
подготовки кадрового корпуса информационного образования должно стать овладение
как теми, так и другими технологиями формирования информационной культуры личности
на основе единого методологического подхода, предусматривающего единство
понятийного аппарата. При этом для учителя (преподавателя) принципиально важно
освоение основ профессиональной работы с информацией, знание основных законов
функционирования документальных потоков информации в обществе и критериев
эффективного поиска информации, владение приемами и методами аналитико-синтетической
переработки информации на базе информационно-коммуникационных технологий. Профессиональная
подготовка библиотекарей, призванных формировать информационную культуру
различных категорий обучаемых, – от самых маленьких граждан до взрослых людей –
должна быть усилена психолого-педагогическим компонентом, включающим изучение
методов и средств обучения с учетом возраста и деятельности человека.
Результаты
реализации концепции формирования
информационной культуры личности
Постановка проблем
формирования информационной культуры личности неразрывно связана с поиском
путей их решения. Научно-исследовательскому институту информационных технологий
социальной сферы (НИИ ИТ СС) Кемеровского государственного университета культуры
и искусств, действующему в рамках международной программы ЮНЕСКО «Информация
для всех», удалось получить следующие практические результаты:
1. Внедрить в учебный
процесс ряда образовательных учреждений Кемеровской области (школ, лицеев,
гимназий, колледжей, вузов) курс «Основы информационной культуры личности».
2. Разработать
учебно-методическое обеспечение: курс «Основы информационной культуры личности»
обеспечен комплексом учебных программ, унифицированных по структуре и
дифференцированных по категориям обучающихся. Разработанные учебные программы,
методические и справочные материалы, тесты и списки литературы по курсу
получили отражение в выдержавшей уже два издания книге [3].
3. Организовать подготовку кадров, владеющих технологией формирования
информационной культуры личности. На базе Кемеровского государственного
университета культуры и искусств на факультете информационных технологий в
рамках специальности «Библиотечно-информационная деятельность» открыта
подготовка кадров со специализацией «Технология формирования информационной
культуры личности». Наряду с этим в Кузбассе (впервые в России!) осуществлен
выпуск особых специалистов – учителей основ информационной культуры. Такая
работа была развернута сотрудниками НИИ ИТ СС на базе Беловского
педагогического колледжа. В основу ее положен разработанный в НИИ ИТ СС
учебно-методический комплекс.
4. Обеспечить повышение квалификации работников
библиотек и образовательных учреждений в сфере информационной культуры. В
библиотеках Кузбасса, а также на базе Кузбасского регионального института
повышения квалификации работников образования с помощью сотрудников НИИ ИТ СС
за последние четыре года более тысячи специалистов сферы культуры и образования
Кузбасса смогли повысить свою информационную культуру. Самостоятельное
направление деятельности представляет организация и проведение семинаров и
конференций, направленных на продвижение инновационных методов формирования информационной
культуры личности для работников образовательных учреждений и библиотек не
только Кузбасса, но и других регионов страны. В ходе таких мероприятий
сотрудники НИИ ИТ СС представляют участникам инновационные технологии
формирования информационной культуры, проводят мастер-классы, дают
консультации.
5. Осуществлять
широкомасштабную информационно-просветительскую деятельность. На базе НИИ ИТ
СС за 2001–2005 гг. проведены 17 форумов, посвященных проблемам подготовки
человека к жизни в информационном обществе, опубликованы свыше 150 научных
работ по проблемам информационной культуры, более 20 учебно-методических
разработок. Результаты деятельности НИИ ИТ СС представлены на сайте http://nii.art. kemerovonet.ru, имеющем русскую и
англоязычную версии.
В заключение хочется
подчеркнуть, что разработанная концепция формирования информационной культуры
личности не рассматривается нами как догма, наш подход к организации
информационного всеобуча предполагает последовательное развитие и
совершенствование, основанное на результатах научных исследований, постоянно
действующей обратной связи с образовательными учреждениями и библиотеками.
Список использованных
источников
1. От
информационного общества – к обществам знания. ЮНЕСКО // Всемирный саммит
по информационному обществу : Информационное издание/ Сост.
Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. – СПб, 2004. – С. 82–84.
2. На
пути к обществам знаний : Интервью с заместителем Генерального директора
ЮНЕСКО по вопросам коммуникации и информации г-ном А. В. Ханом //
Наука в информационном обществе : Информационное издание / Сост.
Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. – СПб, 2004. – С. 22–26.
3. Гендина Н. И.,
Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А.
Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных
учреждениях : Учеб.-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Школ. б-ка,
2003. – 296 с.
|