Научные и технические библиотеки №3 2007 год
Содержание:

Общественный комитет содействия развитию библиотек России

13-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2006»

Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю. Н. «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» – пятый год работы секции на Конференции «Крым»

Мазурицкий А. М. Вклад Государственного фонда литературы в восстановление библиотечной системы страны

Столяров Ю. Н. Справочно-библиографический аппарат в структуре библиотеки как системы

Зинкявичене Ю. А. Библиографоведение в Вильнюсском университете

Гришина С. М. Информация по проблемам библиотечного дела. Есть ли эффективность использования?

Секция «Библиотечные кадры, профессия и образование»

Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности

Кузнецова Т. Я. Новые модели непрерывного профессионального библиотечного образования в Российской Федерации

Касымжанова К. Т. Библиотеки Республики Казахстан: кадры и непрерывное образование

Секция «Библиотеки регионов, муниципальная и краеведческая информация»

Саразетдинов Р. Г., Чорнонос Н. П. «Книжный салон» как форма эффективного взаимодействия книгораспространителей и межбиблиотечной кооперации в вопросах комплектования

Мязова Р. С., Сакпанова Ж. С. Доступ к информации – равные возможности

Лауцювене Б. Интернет и основы компьютерной грамотности для пожилых людей в библиотеке

Карнаухова В. П. Модельные сельские библиотеки Яковлевского района – образовательному процессу

Секция «Экологическая информация и экологическая культура»

Бычкова Е. Ф. Обзор работы секции «Экологическая информация и экологическая культура»

Секция «Публичный доступ к правовой и деловой информации. Проблемы авторского права, защиты интеллектуальной и имущественной собственности библиотек»

Уфимцева О. Г. Содержание основных инноваций, используемых в правовом информировании граждан в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края

Румако Е. В. Социальное партнерство как составная часть деятельности Центра правовой информации Астраханской областной научной библиотеки им. Н. К. Крупской

МЕЖДУНАРОДНОЕ СТАНДАРТНОЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Бахтурина Т. А. Консолидированное издание ISBD – знаменательное событие в истории развития Международного стандартного библиографического описания

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Пилко И. С. «Нам не дано предугадать…», или Полвека российского библиографоведения. Впечатления о сборнике

ЮБИЛЕИ

Романькова Е. А., Родыгин И. Р., Денисенко Н. В. Библиотеке Новосибирского государственного аграрного университета – 70 лет

Шогенова И. А. Научной библиотеке Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии – 25 лет

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Маршак И. Б. «LIBCOM–2006»

Новый специализированный читальный зал ГПНТБ России – зал экологической информации

Памяти Владимира Александровича Филова


Т. Я. Кузнецова

Академия переподготовки работников искусства,
культуры и туризма, Москва

Новые модели непрерывного профессионального
библиотечного образования в Российской Федерации

Опыт реформирования системы непрерывного повышения квалификации работников библиотек России в условиях перехода к рыночной экономике и информатизации общества.

Начавшийся в 1990-е гг. процесс модернизации российских библиотек и новая социально-культурная парадигма их развития являются главными стимулами инновационных изменений в библиотечном деле. Инновационные преобразования касаются всех направлений библиотечной деятельности и затрагивают все сферы функционирования библиотек как информационных, культурных и образовательных центров.

Комплексное и многоплановое реформирование российской библиотечной системы и ее организационно-технологическое обновление осуществляется под влиянием следующих базовых факторов:

·         новой политической и социально-экономической стратегии развития государства;

·         регионализации социально-экономической жизни страны, формирования института местного самоуправления и муниципализации социокультурных объектов;

·         глобального процесса информатизации общества;

·         формирования рынка информационных продуктов и услуг и его крупнейшего сегмента – книгоиздательского рынка;

·         реорганизации системы образования.

Не менее важное значение имеют и внутренние факторы, определяющие специфику развития системы библиотек России:

·         формирование законодательных основ библиотечного дела и региональной правовой среды функционирования библиотек;

·         внедрение во все библиотечные процессы современных информационных технологий, позволяющих создавать локальные и корпоративные информационно-библиотечные сети, обеспечивающие российским библиотекам выход в мировое информационное пространство;

·         изменение видовой структуры информационных ресурсов библиотек за счет обогащения их электронными носителями информации;

·         динамичные изменения структуры общественных информационных потребностей и технических возможностей удовлетворения их в условиях библиотек;

·         освоение методологии библиотечного менеджмента и маркетингового инструментария, включая проектную деятельность;

·         развитие самостоятельной экономической деятельности библиотек;

·         консолидация библиотечного сообщества и развитие новых форм профессиональных коммуникаций.

 

Динамичный процесс развития российских библиотек лежит в основе формирования новых профессиональных требований, которым должен отвечать современный библиотекарь. Сегодня он – не только знаток литературной и научной издательской продукции и информационных читательских потребностей, но и специалист в области новых цифровых технологий, навигатор в электронных ресурсах Интернета, проводник информационной культуры, хранитель гуманистических традиций общества и универсального научного знания, менеджер и маркетолог в информационно-библиотечной сфере. В связи с этим возникает острая необходимость в ускоренном расширении и принципиальном обновлении его профессиональных знаний, умений и навыков.

Важнейшее условие адаптации библиотекарей к решению новых производственных задач – непрерывное библиотечное образование. Сегодня оно является центральным звеном кадровой профессионально-образовательной политики. На него возлагается основная нагрузка по регулярному обновлению знаний кадрового потенциала российских библиотек, компенсации недостающих профессиональных умений и навыков в связи с активным процессом модернизации отрасли. Кроме того, непрерывное профессиональное образование – это плодотворная коммуникативная среда, действенный инструмент реформирования библиотечного дела в стране, площадка освоения новых идей, концепций, технологий: именно в этой сфере зачастую аккумулируется инновационный библиотечный опыт и посредством образовательного процесса транслируется в профессиональную практику.

Указанные целевые ориентиры непрерывного библиотечного образования и его отчетливо выраженная компенсаторная функция определяют задачи, содержание, основные методологические принципы, дидактические приемы, организационную структуру и формы образовательного процесса.

Существенную помощь развитию образовательной деятельности в области повышения квалификации библиотекарей осуществляет секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования Российской библиотечной ассоциации. Под эгидой этой секции разработана Концепция непрерывного профессионального библиотечного образования в Российской Федерации, одобренная Коллегией Минкультуры России, специально посвященной этому вопросу (март 2003 г.).

В последние годы большое внимание непрерывному библиотечному образованию библиотечных кадров уделяло Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, обеспечивая целевое финансирование наиболее крупных и значимых образовательных проектов. Многие образовательные мероприятия по актуальным направлениям модернизации библиотек (Программа «ЛИБНЕТ», Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации, Инновационные библиотечные технологии, Создание на базе библиотек публичных центров правовой информации, Формирование сети модельных компьютерных библиотек на селе и др.) включены в Федеральную целевую программу «Культура России. (2001–2005 годы)», отражаются в ежегодных Сводных планах основных профессиональных библиотечных мероприятий Российской Федерации.

Непрерывное профессиональное библиотечное образование осуществляется в России преимущественно в следующих формах:

повышение квалификации – проблемное или функционально-ориентированное обучение с целью обновления теоретических и практических знаний в соответствии с новыми требованиями к уровню профессиональной квалификации и необходимостью решения новых производственных задач (краткосрочные и среднесрочные семинары и школы-семинары, творческие лаборатории и мастерские, мастер-классы, тренинги, практикумы и др.); объем учебных программ – от 15 до 120 академических часов;

профессиональная переподготовка – долгосрочное профессионально-ориентированное обучение в очно-заочной форме для лиц, пришедших на работу в библиотеки и не имеющих специального библиотечного образования. Обучение осуществляется по лицензированным и аккредитованным Министерством образования и науки РФ программам объемом от 500 до 1500 академических часов. Прошедшие обучение получают дипломы государственного образца, дающие право на выполнение нового вида профессиональной деятельности в рамках утвержденной на государственном уровне номенклатуры библиотечных специализаций. В настоящее время в России реализуются следующие программы профессиональной переподготовки: «Библиотекарь-библиограф», «Менеджер библиотечного дела», «Менеджер-хранитель библиотечного фонда», «Библиограф-аналитик»;

стажировка – закрепление на практике знаний, полученных в результате теоретической подготовки, ознакомления с библиотечным инновационным опытом;

оперативная актуализация знаний по неформальным образовательным каналам (конференции, семинары, совещания, ярмарки идей, «круглые столы», деловые игры, фокус-группы, конкурсы, международные образовательные и профессионально-ознакомительные туры и т.д.).

Исходя из очень важной и многофункциональной роли непрерывного профессионального образования в реформировании деятельности российских библиотек, в последние годы проводится политика формирования государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации библиотечных кадров по ключевым направлениям модернизации библиотечного дела страны. Результатом этого явилась реализация на федеральном уровне крупных проектов, основная цель которых – создать новый образовательный механизм, позволяющий в условиях краткосрочного обучения максимально расширить и обновить профессиональные знания ведущих специалистов отрасли.

Принципиальное отличие этих проектов от традиционного функционально-ориентированного повышения квалификации заключается в первую очередь в том, что учебный процесс нацелен на содействие реализации основных направлений государственной библиотечной политики, и именно эти направления выступают в качестве базовых учебных модулей.

Основным организатором и разработчиком образовательных программ выступает Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) – государственный федеральный центр непрерывного профессионального образования в сфере культуры и искусства, имеющий 35-летний опыт работы в образовательной инфраструктуре отрасли.

Образовательные программы, разработанные в рамках государственного заказа, наполнены принципиально новым содержанием. Наибольшее внимание при определении аспектов обучения уделяется инновационным библиотечным технологиям, межведомственным проектам и программам, дающим возможность слушателям формировать новое профессиональное мышление, ориентированное на сетевые режимы работы, информационный взаимообмен. Таким образом, все предлагаемые образовательные программы, а их, как правило, реализуется не менее 20 в год, базируются на единой концептуальной учебно-методической основе.

Особое внимание хочется обратить на принципиально новую образовательную программу – Международную библиотечную философскую школу, открытие которой состоялось в сентябре 2004 г., в юбилейный год выдающегося немецкого философа И. Канта на его родине в Калининграде. Цель Школы – способствовать разработке философских основ развития библиотек в информационную эпоху и транслировать полученные знания в широкие круги профессионального сообщества. Оригинальность проекта заключается в том, что он позволяет соединить эвристический процесс поиска философского знания с образовательными технологиями, благодаря чему создаются принципиально новые условия для коллективной генерации идей и их трансляции в общественное сознание. Проект должен помочь руководителям библиотек в разработке концепций, стратегий, долгосрочных программ и проектов модернизации библиотек в контексте новой социокультурной парадигмы развития общества.

Большой интерес у библиотекарей страны вызывает образовательная программа Всероссийской школы библиотечной инноватики, которая организуется с 2000 г. на базе библиотек Белгородской области. Школа решает задачи выявления, оценки и ретрансляции в практику библиотечных нововведений, обучения навыкам инновационного творчества, технологиям разработки и реализации инновационных библиотечных проектов, адаптации библиотекарей к внедряемым инновациям, освоения социально-психологических механизмов преодоления сопротивления новому в профессиональной среде. В программе Школы используются такие формы коллективного творчества, как поисковая лаборатория «Инновационные модели современной публичной библиотеки», открытая трибуна «Традиции и новаторство в библиотечном деле: диалектика развития и управление процессом перемен»; проводится конкурс на лучший инновационный
проект.

Среди программ профессиональной переподготовки наиболее значимой сегодня является эксклюзивная программа «Менеджер-хранитель библиотечного фонда» (1590 учебных часов), цель которой – подготовить высококвалифицированных специалистов, владеющих междисциплинарными знаниями по всем функциональным направлениям, представленным в Национальной программе сохранения библиотечных фондов Российской Федерации, и способных обеспечить ее комплексную реализацию в условиях своих регионов.

Таким образом, в последние годы сформировалась новая идеология повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров на федеральном уровне. Суть ее заключается в ориентации на обучение руководителей библиотек и ведущих специалистов отрасли с целью формирования профессиональной элиты и лидеров библиотечного дела. Прошедшие обучение являются носителями инновационных идей, способствуют их распространению в широкие круги профессионального сообщества, влияя тем самым на региональную библиотечную и социально-культурную политику, развитие корпоративного взаимодействия.

Другая целевая установка предлагаемых образовательных программ вне зависимости от их содержания – содействие профессиональной социализации личности библиотекаря, стимулирование его продуктивной и творческой деятельности в принципиально изменившейся технологической и социальной среде. Ставится задача формирования нового стиля профессионального поведения, нахождения нового смысла в деле, которому служишь, понимания его социальной значимости и перспективности в информационную эпоху.

Таким образом, произошли коренные изменения в содержании и методологии построения образовательных программ. Они наполнились принципиально новым контентом и ориентированы на формирование профессионалов-единомышленников, способных решать задачи модернизации отрасли.

 

Современная система непрерывного профессионального библиотечного образования в России строится на следующих принципах:

  • приоритете инновационной компоненты в образовательном процессе относительно нормативной в связи с высокой степенью обновляемости профессиональных знаний в области библиотечного дела, а также с задачей оперативной трансляции библиотечной инноватики в широкую сферу профессиональной деятельности, являющейся прерогативой непрерывного образования как системы;
  • функциональной интеграции образовательной и собственно библиотечной деятельности, позволяющей конструировать системные отношения между этими структурными звеньями образовательного процесса в целях совершенствования его дидактических, методических и прикладных основ;
  • универсальности обучения с учетом отраслевого универсума библиотечного дела, а также повышения роли гуманитарных, естественных и точных наук в формировании профессионального библиотечного знания;
  • модульности построения учебных планов и программ, обеспечивающей их модификацию в зависимости от контингента обучаемых, уровня их профессиональной подготовки и конкретных задач обучения;
  • преемственности и последовательности этапов образовательного процесса (адаптация – специализация – инноватизация – полифункционализация – профессионализация), многоаспектного обновления, расширения и углубления содержания образования на каждом новом этапе его развития;
  • социальной открытости образовательной системы, предусматривающей ее взаимодействие с органами государственной власти и самоуправления, другими функциональными уровнями отраслевой профессиональной деятельности (наукой, управлением и др.), смежными отраслями (книгоиздательским делом, книжной торговлей, научно-информационной деятельностью) и другими социальными партнерами.

 

Научно-методологической основой системы непрерывного профессионального образования выступает андрагогика – активно развивающаяся наука об образовании взрослых. Исходя из ее принципов, предлагаемые программы повышения квалификации и переподготовки предусматривают:

·         индивидуализацию обучения с учетом социально-ролевых и профессиональных характеристик обучаемых;

·         динамизм процесса обучения (в минимальный срок – максимум знаний);

·         демократизм отношений между педагогом и обучаемым, их творческое сотрудничество;

·         максимальную активность обучаемого, стимулирование его профессиональной рефлексии.

 

В последние годы серьезные изменения произошли и в составе преподавательского корпуса. Сегодня в нем заметное место занимают руководители отрасли, директора библиотек, специалисты-практики. Все это способствует сплочению профессионального сообщества, развивает конструктивное мышление всех участников образовательного процесса, настраивает на продуктивную созидательную деятельность. В реализации образовательных проектов в общей сложности сегодня участвуют около 200 крупных ученых, руководителей и ведущих специалистов библиотечного дела.

Контингент обучающихся довольно широк. Только за последние четыре года в рамках совместных проектов с Минкультуры РФ в АПРИКТ прошли обучение более 1500 руководителей и ведущих специалистов библиотечного дела из 75 регионов страны. Это стало возможным благодаря значительной финансовой поддержке обучения представителей региональных библиотек по Федеральной целевой программе «Культура России (2001–2005 годы)».

Следует подчеркнуть, что практика целевого финансирования поддержана региональными органами управления культуры как наиболее заинтересованными в повышении квалификации своих кадров. Сегодня образовательные программы федерального уровня финансируются, как правило, при значительном долевом участии регионов, среди которых можно отметить Архангельскую, Белгородскую области, республики Башкортостан, Коми, Саха (Якутия).

Одним из условий эффективной образовательной политики является тесная взаимосвязь образовательного процесса с библиотечной практикой. Опорными базами многих учебных программ выступают библиотеки – инициаторы тех или иных нововведений. Например, семинар «Библиотека как центр экологической культуры и информации» проводится на базе Всероссийского научно-методического центра экологической культуры при Российской государственной юношеской библиотеке, Вологодской и Орловской областных библиотеках; Всероссийская школа библиотечной инноватики – на базе Белгородской универсальной научной и муниципальных библиотек области; межрегиональный семинар «Управление инновационными процессами в публичных библиотеках» – на базе библиотек Краснодарского края. Всего партнерами АПРИКТ по реализации федеральных образовательных проектов выступают около 50 федеральных, центральных региональных и публичных библиотек, а также Национальный библиотечно-информационный центр «ЛИБНЕТ», Центр безопасности культурных ценностей Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральный центр консервации и реставрации документов, Информрегистр и многие другие информационные, книгоиздательские и книготорговые структуры.

Таким образом конструируется новая система взаимосвязей между академическим и производственно-практическим уровнями непрерывного образования, гармонизируются отношения между теорией и практикой, традициями и новаторством. Но главное – расширяется и наполняется новым смыслом сфера профессиональных библиотечных коммуникаций.

 

При всех значительных достижениях в области непрерывного библиотечного образования на федеральном уровне это важное звено профессионального развития библиотечных кадров находится на стадии становления и пока не может в полном объеме удовлетворять неуклонно растущие потребности работников отрасли в обновлении знаний.

Не хватает финансовых и кадровых ресурсов, медленно внедряются новые образовательные технологии, нет возможности широко использовать дистанционные формы обучения. На региональном уровне отмечаются резкие диспропорции в организации, масштабах и систематичности проведения образовательных мероприятий. Есть регионы, где повысить свою квалификацию за последние три года смогли не более 10% библиотекарей (Курская область). Особенно тревожная ситуация сложилась в Южном федеральном округе. Почти во всех регионах страны не имеют возможности регулярно повышать свою квалификацию сельские библиотекари.

В целях выхода из проблемной ситуации практика целевого финансирования образовательных программ должна быть расширена за счет региональных бюджетов. Решением Коллегии Минкультуры РФ (март 2003 г.) рекомендовано органам культуры субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете на культуру в части расходов на библиотеки выделять не менее 5% средств на переподготовку и повышение квалификации библиотечных кадров с учетом рекомендации ИФЛА.

Не менее важна сегодня и государственная поддержка развития непрерывного образования в тех регионах, где она еще не сложилась как целостная система, а также содействие инициативе создания в федеральных округах центров непрерывного образования на базе наиболее сильной библиотеки (Дальневосточный центр профессионального развития библиотечных кадров на базе Дальневосточной ГНБ в Хабаровске, Школа качества менеджеров библиотек Северо-Западного федерального округа на базе Псковской ОУНБ и др.).

Важным организационным решением явилось создание Федерального координационного центра дополнительного профессионального библиотечного образования на базе АПРИКТ. Центр ставит в качестве своих первоочередных задач оказание научной, учебно-методической и консультативной помощи библиотекам и другим структурам, занимающимся непрерывным библиотечным образованием, координацию деятельности образовательных структур различного уровня по формированию системы учебных планов, программ и проектов, а также трансляцию на региональный уровень наиболее востребованных учебных программ и инновационных образовательных технологий, сохранив при этом необходимые пропорции между их федеральной и региональной компонентами.

Действенным инструментом повышения качества образовательных услуг может стать общественно-профессиональная сертификация программ повышения квалификации, реализуемых альтернативными инновационными образовательными структурами, в том числе библиотеками, не имеющими соответствующих лицензий. Центру предстоит разработать критерии этой сертификации и механизм ее внедрения в практику.

Центр планирует регулярно проводить мониторинг образовательной среды и кадровой ситуации в библиотечном деле, а также приступить к созданию информационно-ресурсной базы научно-методического сопровождения учебных программ и мероприятий, реализуемых в первую очередь на региональном уровне.

Предстоит большая работа по интеграции информационных технологий в систему непрерывного профессионального образования, развитию форм дистанционного обучения, что наиболее важно для регионов, отдаленных от образовательных центров.

 

Названные стратегические направления модернизации непрерывного профессионального образования находятся сегодня в центре внимания государственной библиотечной политики. От этого напрямую зависит сохранение и развитие кадрового потенциала отрасли и дальнейшее успешное реформирование библиотечного дела страны.

 

 

 

 

  
На главную