Научные и технические библиотеки №3 2007 год
Содержание:

Общественный комитет содействия развитию библиотек России

13-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2006»

Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю. Н. «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» – пятый год работы секции на Конференции «Крым»

Мазурицкий А. М. Вклад Государственного фонда литературы в восстановление библиотечной системы страны

Столяров Ю. Н. Справочно-библиографический аппарат в структуре библиотеки как системы

Зинкявичене Ю. А. Библиографоведение в Вильнюсском университете

Гришина С. М. Информация по проблемам библиотечного дела. Есть ли эффективность использования?

Секция «Библиотечные кадры, профессия и образование»

Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности

Кузнецова Т. Я. Новые модели непрерывного профессионального библиотечного образования в Российской Федерации

Касымжанова К. Т. Библиотеки Республики Казахстан: кадры и непрерывное образование

Секция «Библиотеки регионов, муниципальная и краеведческая информация»

Саразетдинов Р. Г., Чорнонос Н. П. «Книжный салон» как форма эффективного взаимодействия книгораспространителей и межбиблиотечной кооперации в вопросах комплектования

Мязова Р. С., Сакпанова Ж. С. Доступ к информации – равные возможности

Лауцювене Б. Интернет и основы компьютерной грамотности для пожилых людей в библиотеке

Карнаухова В. П. Модельные сельские библиотеки Яковлевского района – образовательному процессу

Секция «Экологическая информация и экологическая культура»

Бычкова Е. Ф. Обзор работы секции «Экологическая информация и экологическая культура»

Секция «Публичный доступ к правовой и деловой информации. Проблемы авторского права, защиты интеллектуальной и имущественной собственности библиотек»

Уфимцева О. Г. Содержание основных инноваций, используемых в правовом информировании граждан в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края

Румако Е. В. Социальное партнерство как составная часть деятельности Центра правовой информации Астраханской областной научной библиотеки им. Н. К. Крупской

МЕЖДУНАРОДНОЕ СТАНДАРТНОЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Бахтурина Т. А. Консолидированное издание ISBD – знаменательное событие в истории развития Международного стандартного библиографического описания

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Пилко И. С. «Нам не дано предугадать…», или Полвека российского библиографоведения. Впечатления о сборнике

ЮБИЛЕИ

Романькова Е. А., Родыгин И. Р., Денисенко Н. В. Библиотеке Новосибирского государственного аграрного университета – 70 лет

Шогенова И. А. Научной библиотеке Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии – 25 лет

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Маршак И. Б. «LIBCOM–2006»

Новый специализированный читальный зал ГПНТБ России – зал экологической информации

Памяти Владимира Александровича Филова


К. Т. Касымжанова

Национальная библиотека Республики Казахстан,
Центр развития библиотек, Алматы

Библиотеки Республики Казахстан:
кадры и непрерывное образование

Динамика и тенденции социально-экономического и геокультурного развития казахстанского общества обусловливают стратегические приоритеты развития библиотек:

  • дальнейшее внедрение высоких информационных коммуникативных технологий и программ сетевого взаимодействия; создание информационной библиотечной сети республики;
  • формирование общенациональной системы сохранения, реставрации и использования историко-культурного наследия; проведение планомерной работы по сохранности документального письменного наследия, все больше приобретающего значение исторических источников;
  • разработка организационных, нормативно-правовых и финансовых механизмов реализации библиотечной стратегии;
  • разработка и реализация инновационных библиотечных программ;
  • системное развитие культурологического и геокультурного направлений деятельности библиотек; управление знаниями, создание международных культурно-информационных центров.

Стратегические приоритеты меняют идеологию библиотечного обслуживания, которая требует от библиотекарей постоянного поддержания профессиональных знаний, умений, навыков владения новой техникой, а также формирования нового осознания профессии библиотекаря.

Сеть библиотек в Республике Казахстан (РК) насчитывает 11 124 библиотеки (на 1.01.06). Наибольшую часть составляют библиотеки учебные (школьные, вузовские, колледжей) – 7 411 или (66,6%); велика и сеть государственных общедоступных библиотек системы Министерства культуры, информации и спорта (МКИС) РК – 3 580 библиотек (32,2%). Действуют библиотеки медицинские, сельскохозяйственные, железнодорожные. Маркетинг информационных услуг развивается. Библиотеки открываются при различных фондах, организациях, предприятиях различных форм собственности. Открыты частные библиотеки – это бывшие государственные библиотеки, приватизированные физическими лицами. Сеть библиотек в условиях развивающегося общества будет и в дальнейшем реагировать на разнообразие информационных потребностей читателей.

В библиотеках республики работают более 17,7 тыс. специалистов, в том числе 8 200 (46,5%) в библиотеках системы МКИС РК. 26,8% специалистов библиотек системы МКИС РК – библиотекари с высшим библиотечным образованием, что говорит о положительной динамике, так как в 2003 г. их было только 25,0% (наибольшее количество специалистов с высшим библиотечным образованием –в возрастной группе 40-50 лет); 37,6% – со средним специальным образованием.

В библиотеках, это отмечают и специалисты России, наблюдается старение кадрового состава. Происходит «вымывание» библиотекарей продуктивного возраста в более перспективные отрасли.

Весьма ощутимые сегодня достижения в области информатизации библиотек принципиально меняют социальный заказ на подготовку библиотечных кадров в республике, которая нуждается в программном подходе.

С переходом на двухуровневую систему подготовки специалистов – бакалавров и магистров – высшее образование претерпевает значительные изменения. Законы «Об образовании» (1992 г.) и «О высшем образовании» (1993 г.) позволили внести значительные изменения в нормативные основы образования. Вузам разрешено самостоятельно строить образовательный процесс. Разработаны новые стандарты, в том числе и по специальности «Библиотековедение и библиографоведение»: введены квалификации «технолог автоматизированных информационных систем», «менеджер»; увеличено число предметов по специальным дисциплинам в результате внедрения нового направления «библиотечно-информационные ресурсы».

Сегодня в республике кадры высшей квалификации готовят 6 вузов и 9 колледжей культуры, в том числе крупнейший вуз – Казахский государственный женский педагогический институт, в котором подготовка библиотечных кадров ведется с 1946 г. Однако за прошедшие 60 лет подход к подготовке кадров изменился. Если раньше вузы и культпросветучилища республики ежегодно выпускали 1100 специалистов для более 20 тыс. библиотек всех систем и ведомств, то сейчас государственный заказ на подготовку библиотечных специалистов высшей квалификации составляет всего 30 человек. Это означает, что из государственного бюджета оплачивается подготовка только такого числа специалистов, остальные желающие получить специальность обучаются в вузах на платной основе (на очном и заочном отделениях).

В 2005 г. очное отделение Казахского государственного женского педагогического института выпустило всего 5 специалистов-библиотекарей, и только один из них обучался по государственному заказу. В том же году заочное отделение закончили 20 человек. Это специалисты, имеющие небиблиотечное образование и минимум 5-летний стаж работы в библиотеке.

На республиканском семинаре по проблемам кадров говорилось о том, что в республике назрела необходимость в анализе потребностей регионов в специалистах и выработке единой кадровой политики.

Только потребность библиотек в кадрах подвигнула МКИС РК утвердить в 2003 г. по запросам библиотек квалификационные характеристики, в которых от специалистов – библиотекарей, библиографов, методистов высшего уровня квалификации – требуется высшее специальное или педагогическое образование.

В вузовских библиотеках велика доля специалистов с небиблиотечным высшим образованием: они работают в отделах, обслуживающих студентов в читальных залах и абонементах. В последние годы администрации вузов принимают на работу в библиотеки только сотрудников со специальным образованием. Согласно Положению о системе повышения квалификации библиотечных работников учебных библиотек, утвержденному Министерством образования и науки РК, от работающих специалистов требуется обязательное повышение квалификации на курсах.

В 2000 г. при Библиотечной ассоциации РК созданы Высшие библиотечные курсы (ВБК), зарегистрированные как юридическое лицо. Они работают с 2001 г. В настоящее время ВБК действуют на базе Национальной библиотеки. Группа слушателей включает не более 10 человек; срок обучения – две недели с отрывом от производства. На курсах могут повысить квалификацию библиотекари различных систем и ведомств, имеющие стаж работы.

В начале деятельности ВБК на них повышали квалификацию только библиотекари Алматы; с 2003 г., когда базой курсов стала Национальная библиотека, на занятия приезжают иногородние. Если в первые годы на ВБК обучались библиотекари только системы МКИС РК, то сейчас возрос интерес к курсам и библиотекарей вузов Казахстана. Из 174 специалистов, повысивших квалификацию на ВБК за последние 2 года, 137 имеют высшее образование (78,7%), в том числе высшее библиотечное образование – 93 (53,4%), среднее специальное – 34 (21,2%).

Итоги анонимного анкетирования слушателей ВБК показали, что у 80% уровень знаний изменился, в том числе у 50% – существенно.

По рекомендациям, принятым на республиканских конференциях, в 2005 г. возобновил работу Республиканский институт повышения квалификации работников культуры, который второй год подряд выигрывает тендер на государственный заказ по повышению квалификации и проводит оплачиваемые из бюджета ежемесячные курсы для работников клубов, музеев, библиотек.

Работники школьных библиотек могут повысить свой профессиональный уровень в рамках республиканского и областных институтов повышения квалификации учителей. Необходимо отметить, что областные институты повышения квалификации, конечно, привлекают к занятиям практиков, но часто занятия сводятся к работе с фондами учебников, которые проводят методисты по работе с фондами областных управлений образования.

В вузовских библиотеках существует своя система повышения квалификации. Согласно приказу Министерства образования РК от 27 марта 2000 г. «О едином координационном, научно-методическом и информационном центре библиотек системы образования РК» за 14 вузовскими библиотеками закреплены функции областных методических центров для библиотек организаций, дающих высшее и среднее профессиональное образование. Эти библиотеки – методические центры специализируются на отдельных направлениях методического обеспечения, в том числе и по повышению квалификации.

Центр развития библиотек Национальной библиотеки РК ежегодно составляет Сводный план библиотечных мероприятий по республике, куда входят более 150 республиканских и областных мероприятий. Если в предыдущие годы темы семинаров посвящались проблемам формирования сети библиотек, их комплектованию, компьютеризации, т.е. проблемам деятельности библиотек, то сейчас на один из первых планов выходит проблема чтения: конференции, семинары «Книга, о которой я хочу рассказать», «Продвижение чтения – новые программы и проекты библиотек по возрождению традиций чтения».

Для повышения квалификации библиотекарей в республике действуют Центр профессионального образования при Информационном консорциуме библиотек РК, летние Интернет-школы, школы профессионального обучения по разным направлениям деятельности, мастер-классы.

Конечно, свой вклад в повышение квалификации библиотекарей вносит профессиональная печать. В республике издаются два профессиональных журнала. Национальная библиотека РК с 1995 г. является учредителем журнала «Кiтапхана». Информационный консорциум библиотек РК издает журнал «Кiтапхана алемi». Оба журнала имеют своих подписчиков. Как член редколлегии журнала «Кiтапхана», хочу отметить его практическую направленность. Этот журнал – первое профессиональное издание в Казахстане. Начал он издаваться Национальной библиотекой в 1993 г., затем в связи с экономическими трудностями выпуск прекратился и возобновился только в 2003 г. Это практический журнал, в котором публикуются правовая и нормативная документация, проекты программ, сами проекты, в том числе региональные, сценарии, программы курсов, разработки «открытых» уроков для преподавателей библиотечных дисциплин вузов и колледжей и др. Мы знаем, что не всякий поделится своим «ноу-хау». Но такова концепция журнала.

Некоторые библиотеки издают газеты. Например, Государственная республиканская детская библиотека выпускает ежемесячную газету на казахском и русском языках «Білім алемі – Бегалинка», Республиканская библиотека для незрячих и слабовидящих граждан издает республиканскую газету для незрячих и слабовидящих, а также для библиотек, их обслуживающих, Восточно-Казахстанская областная библиотека им. А. С. Пушкина дважды в месяц выпускает газету для читателей и библиотекарей «Наша газета».

Складывающаяся система повышения квалификации свидетельствует о том, что в республике идеология непрерывного библиотечного образования будет выработана совместными усилиями библиотек, высшей школы и министерств.

 

  
На главную